Московский государственный университет печати

Блоштейн Е.А.
Линчевский Э.Э.
Симонов Р.А.


         

Этика и психология книготоргового предпринимательства

Учебное пособие


Блоштейн Е.А.
Этика и психология книготоргового предпринимательства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Основы теории и практики делового взаимодействия и предпринимательства

Введение

1.

ГЛАВА 1. Деловое партнерство в современном мире

1.1.

Деловое взаимодействие в социальной практике

1.2.

Борьба с конкурентом или сотрудничество с партнером?

1.3.

Деловое партнерство - основа предпринимательской деятельности

2.

ГЛАВА 2. Деловое взаимодействие как объект исследования

2.1.

Из чего состоит деловое взаимодействие?

2.2.

Формы и виды делового общения. Формальные и неформальные коммуникации

2.3.

Пространственное структурирование делового взаимодействия. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи

2.4.

Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия

2.5.

Фактор времени в организации делового взаимодействия

3.

ГЛАВА 3. Организация управления деловым взаимодействием

3.1.

Основные проблемы организации управления деловым взаимодействием

3.2.

Назначение различных видов делового общения

3.3.

Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения

3.4.

Внутренняя и внешняя сторона делового общения. Паблик рилейшнз как составная часть менеджмента

3.5.

Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия

3.6.

Методы принятия управленческих решений

3.7.

Понятие о качестве принимаемых решений

3.8.

Выработка точных и сильных решений нестандартных проблем

4.

ГЛАВА 4. Информационное обеспечение делового взаимодействия

4.1.

Понятие об информации и ее значении как содержательной стороне делового общения

4.2.

Обмен информацией как фактор социально-экономического развития

4.3.

Информационные системы как социальный феномен

4.4.

Структура социальной информации. Виды информационного обслуживания

4.5.

Особенности целевой информационной системы

4.6.

Информация, используемая при выборе иностранного партнера

4.7.

Откуда берутся предпринимательские идеи

4.8.

Телекоммуникационные компьютерные сети

4.9.

Требования к информационному обслуживанию руководителей

4.10.

«Тот, кто владеет информацией, владеет миром»

5.

ГЛАВА 5. Этика и психология делового взаимодействия

5.1.

Мотивы предпринимательской деятельности и ее социальные основы

5.2.

Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация

5.3.

Психологические аспекты и проблемы делового общения

5.4.

Новые концепции оптимизации офисной среды: от рутинной конторы к творческой лаборатории

5.5.

Культура поведения делового человека. Общие требования делового этикета

5.6.

Речевая культура делового человека и пути ее совершенствования

5.7.

Основные задачи психологической службы компаний и фирм

5.8.

Задачи и функции бизнес-психолога учреждения, компании, фирмы

5.9.

Вхождение бизнес-психолога в должность

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Профессиональная этика и психология книготоргового предпринимательства

Введение

6.

ГЛАВА 6. Книготорговое предпринимательство в зеркале социальной психологии и профессиональной этики

6.1.

Психологическая характеристика книготоргового процесса

6.2.

Мотивы деятельности участников книготоргового процесса

6.3.

Психологические механизмы взаимодействия продавцов и покупателей книг

6.3.1.

Оценка ситуации в магазине

6.3.2.

Самоконтроль

6.4.

Нравственные аспекты поведения участников книготоргового процесса

6.4.1.

Нормы поведения и нравы общества

6.4.2.

Принципы и категории профессиональной морали

7.

Глава 7. Общение в книготорговом предпринимательстве

7.1.

Что такое общение и каковы его особенности в книготорговом предпринимательстве

7.2.

Профессиональное поведение продавца книг

7.3.

Конфликты, их предупреждение и преодоление

8.

Глава 8. Социально-психологические и нравственные аспекты процесса розничной продажи книг

8.1.

Мотивы приобретения книг

8.2.

Основные психологические этапы процесса покупки книги

8.3.

Психологическая тактика продавца при продаже книг

8.4.

Ответственность и компетентность продавца

8.5.

Организация пропаганды и рекламы книжных товаров

9.

Глава 9. Социально-психологические и нравственные аспекты управления книготорговым предпринимательством

9.1.

Социально-психологический метод управления

9.2.

Морально-психологический климат коллектива книготоргового предприятия

9.3.

Руководство книготорговым коллективом

Практикум по компетентности общения в книготорговом предпринимательстве

Методические указания по решению психологических задач и проведению сюжетно-ролевых игр

Решение психологических задач

Сюжетно-ролевые игры

Задания для самостоятельной работы

Аутогенная тренировка как средство выработки психологической устойчивости

Общие сведения

Овладение навыками аутогенной тренировки

Использование аутогенной тренировки в процессе общения

Заключение

Библиографический список

Указатели
13  именной указатель
29  указатель иллюстраций

5.
ГЛАВА 5. Этика и психология делового взаимодействия

При организации делового взаимодействия, являющегося важной составной частью предпринимательской деятельности, немаловажное, а подчас и решающее значение имеют целевые установки и поведенческая сторона.

5.1.
Мотивы предпринимательской деятельности и ее социальные основы

Вступающий в предпринимательскую деятельность не должен ощущать себя человеком, бросающимся в омут. Предприниматель должен обладать ясным умом и действовать обдуманно и со знанием дела. Это значит, что вступая в предпринимательскую деятельность, необходимо иметь ясное представление о своем поприще: какую я собираюсь воплотить идею, какие ставлю перед собой цели, какими путями и способами собираюсь их достичь, какие ожидаю получить результаты, какие задачи предстоит решить на пути к цели, чего не хватает для решения этих задач, на что можно рассчитывать и на кого следует опереться, как нужно выстраивать свое собственное поведение. Короче говоря, вступающему в предпринимательскую деятельность, необходимо четко сформулировать вопросы, касающиеся «своего дела».

Неудачи многих начинающих предпринимателей чаще всего объяснялись отсутствием продуманных ответов на эти вопросы, нередко не понимаемые. Вряд ли можно ожидать успеха от хлопот, начатых человеком, который над этими вопросами не думал. «Идеи? цели? задачи?» - думают иные «горячие головы, - это потом! Сначала мне надо заработать приличную сумму денег!»

Наиболее устойчивыми, династическими фирмами и компаниями оказываются те, которые во главу своих целей и задач ставили интересы дела. В чем же заключается суть своего дела?

Генри Форд-старший, стоявший у истоков массового производства как такового, а тем самым и общества потребителей, свое кредо определил так: «Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы и спекуляции». Отнюдь не будучи бессребренником, он следующим образом сформулировал принцип «разумного эгоизма»: «Алчность есть род близорукости или безумия. Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальною затратою материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли я полагался на размер сбыта».

А вот что пишет по этому поводу старейший немецкий экономист, почетный доктор Петер Вернан Х.Х. Верхан: «Часто утверждают, что важнейшим мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. На практике же все выглядит иначе. Конечно, без прибыли обойтись трудно. Но она не является главным и единственным побудительным мотивом предпринимателя. Таковыми следует считать заинтересованный творческий подход, стремление к обладанию прочными позициями на рынке, а также к общественному признанию. Предприниматель действительно стремится к получению прибыли, но для подавляющего большинства предпринимателей важнее другое - сохранение начатого дела. Для этого требуется перспективное мышление, а иногда и отказ от сиюминутной максимизации прибыли»Верхан П.Х. Предприниматель: Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. - Минск: Эридан, 1992. - С. 23..

Крупнейшие бизнесмены разных стран на пике своей предпринимательской карьеры заявляли, что деньги у них не были на первом плане; к успеху они пришли в результате реализации своей идеи, своего дела и что их главным побуждением было удовлетворить выявленную ими потребность многих людей более эффективным и более продуктивным способом, чем было раньше.

История предпринимательской деятельности второй половины XX века знает пять последовательно сменявшихся подходов, или концепций:

  • совершенствования производства,

  • совершенствования товара,

  • интенсификации коммерческих усилий,

  • интенсификации спроса,

  • социально-этичного маркетинга.

Характеристика этих подходов содержится в книге американского специалиста в области предпринимательства Филиппа Котлера «Основы маркетинга»Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992. - С. 59-78.. Приверженцы первого подхода утверждали, что главное - насытить рынок потребительскими товарами, а для этого необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании техники и технологии производства и расширении его базы. На смену этому подходу пришло утверждение о том, что потребители благосклонны к товарам более высокого качества, и поэтому вся энергия предпринимателей должна быть направлена на постоянное совершенствование выпускаемого товара. Насыщение рынка всевозможными товарами привело к утверждению необходимости интенсификации коммерческих усилий в сфере сбыта и стимулирования потребительского спроса на те или иные виды товаров. Эти сменявшие друг друга подходы объединяет сосредоточенность на интересах продавца, а не покупателя.

Появившийся в конце 70-х годов маркетинговый подход переключил сосредоточенность усилий предпринимателей на нужды покупателя. Концепция маркетинга отражает признание приоритета и суверенитета потребителя: фирмы и компании должны производить то, что необходимо потребителю и получать прибыль от удовлетворения его нужд.

Многие фирмы, длительное время ориентировавшиеся на сбыт, затратили немало усилий для превращения в фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение запросов массового потребителя. К ним относятся такие известные корпорации, как «Проктер энд Гэмбл», «ИБН», «Эйвон», «Макдональдс» (США), «Сименс» (Германия), «Сони» (Япония). К их числу принадлежат и многие книгоиздательские фирмыСм. Книгоиздательский бизнес/Пер. с англ. - М., 1998.. Под влиянием идей маркетинга до неузнаваемости изменился облик центров книжной торговли. Комфортабельная мебель, кофейные бары, детские театры и игротеки, регулярные литературные чтения, раздача автографов авторами книг, огромные скидки, продленные часы работы, разнообразный ассортимент товаров, превышающий сто тысяч наименований - таковы черты современного американского книжного магазина, в частности одного из крупнейших в мире книжных магазинов на пятой авеню в Нью-Йорке площадью 14 350 кв. м, принадлежащего компании «Барнс энд Нобл». Эта фирма в последние годы открыла в стране свыше полутораста книжных супермагазинов. В каждом из них предусмотрены всевозможные удобства для покупателейКотлер Ф. Основы маркетинга. - С. 67-68..

Если первоначально фирмы основывали свои рыночные решения главным образом на соображениях извлечения прибыли, а затем стали осознавать стратегическую значимость удовлетворения покупательских потребностей, в результате чего и появилась концепция маркетинга, то ныне при выработке своих решений они начинают думать об интересах общества. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования всех трех факторов - прибыли фирм, покупательских потребностей и интересов общества. Зарубежные эксперты, рассматривающие совокупность предпринимательской деятельности как систему маркетинга, считают, что его основная цель заключается в «улучшении качества жизни». В это понятие включается: 1) качество, количество, ассортимент, доступность и умеренная стоимость товаров, 2) качество физической среды и 3) качество культурной среды.

Переход к социально-этичному маркетингу не снизил доходы компаний. Наоборот, благодаря принятию данной концепции, многие из них добились значительного роста продаж и доходов, доверия покупателей.

5.2.
Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация

Предприниматель, бизнесмен - это, прежде всего, человек дела. Можно сказать, что предприниматель - синоним делового человека. Каков же он - деловой человек?

Характерные черты делового человека проявляются в его энтузиазме, способностях, устремлениях и поведении. Сочетание этих лучших черт дает нам идеальный портрет делового человека, бизнесмена, предпринимателя.

Деловой человек одержим жаждой деятельности, но при этом он ни в коей мере не является прожектером; это сведущий человек, специалист своего дела, он всегда знает, чем занят, какие ставит перед собой цели, какие решает задачи, и проявляет необходимые волевые усилия для их реализации, причем эти цели носят общественно-полезный характер, они направлены на удовлетворение тех или иных общественных потребностей.

Делового человека отличает целеустремленность и энтузиазм. Свободно ориентируясь в сфере своей деятельности, он постоянно изучает общественные потребности и запросы, следит за изменением и динамикой этих запросов и потребностей и строит свою деятельность с учетом этих изменений. Он обладает высокой профессиональной компетентностью во всех вопросах, касающихся его дела. Активно занимаясь своим делом, привлекает к нему других, развивает взаимовыгодные партнерские отношения. Он отличается постоянной готовностью к деловому общению, проявляя интерес к собеседнику, внимание к его мнению, непредвзятость.

Деловой человек немногословен, он не стремится сказать все, что знает, но всегда знает, что говорит. Он не выпячивает своих достоинств, не кичится своими успехами, какими бы значительными они ни были в его глазах, он сдержан, учтив и предупредителен, внимателен и вежлив.

Деловой человек в любых обстоятельствах владеет собой, не проявляет нервозности, суетливости, стойко переносит неудачи. Он хладнокровно анализирует их причины, возможные последствия и всегда стремится извлечь пользу не только из успехов, но и из неудач. Столкнувшись с неудачей, деловой человек никогда не вешает голову, он заставляет неудачу работать на себя и не сдается ни при каких обстоятельствах. Он не дает волю унынию и жалости к себе. Он думает не о прошлом, а о настоящем и будущем.

У деловых людей бывают в жизни промахи, неурядицы и неудачи. Однако деловой человек никогда не уподобляется тем, кто упивается своими жизненными неурядицами, и готов выплакаться в жилетку первому встречному. Деловые люди не любят жаловаться о своих неудачах, делиться с кем-то своими трудностями и огорчениями. И не потому что они хотят скрыть от людей свои неудачи и промахи, а потому что считают подобные жалобы и нытье делом бесполезным и бессмысленным, напрасной тратой времени. Возникшую неудачу они воспринимают как следствие собственной недоработки, которая должна послужить уроком; в таких случаях они анализируют ситуацию, выявляют, где и в чем был допущен промах, и находят из нее выход. Если даже все затраченные усилия привели к нулевому результату, полной неудаче, деловой человек не отступает, не теряет голову, не опускает руки, он готов все начать сначала. Он поступает как мудрый крестьянин, чей урожай погиб от засухи или изобилия влаги: он не оплакивает прошлогодний урожай, а в поте лица готовится к следующему весеннему севу.

Неудачу надо рассматривать не как обрушившуюся на планету тотальную катастрофу, а как непредвиденную (нештатную) проблемную ситуацию, требующую хладнокров-ного взвешенного анализа, принятия соответствующих решений и действий. Очень часто возникающие чрезвычайные ситуации, кризисные положения, потрясения открывают деловому человеку глаза на то, как велики наши жизненные ресурсы. Преодолевая неудачу, деловой человек часто оказы-вается в большем выигрыше, наученный житейским опытом. И этот опыт преодоления препятствий придает ему еще больший авторитет в деловом мире. Деловой человек - это тот, кто умеет выходить из трудного положения победителем.

Деловой человек отличается высокой информационной культурой, информационными способностями. Он знает какие существуют каналы получения нужной деловой информации, умеет работать с источниками деловой информации, быстро извлекая нужные данные. Он умеет анализировать содержание источника, текст сообщения, доклада, статьи, аналитической справки, служебной записки, извлекать из них необходимую, в том числе латентную (скрытую) информацию и использовать для решениях своих задач. Он знает, как пользоваться услугами действующих централизованных систем социальной информации и при необходимости создавать свои локальные, проблемно ориентированные информационные системы.

Деловой человек отлично владеет искусством индивидуального и группового общения. Обсуждая деловые вопросы, он не ведет позиционного торга, ориентируясь на интересы партнера и руководствуясь собственнымиОбоснование неразумности и неэффективности ведения позиционного торга см. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражений/Пер. с англ. - М.: Наука, 1992. С. 21-32.. Опытный деловой человек не переносит свое отношение к обсуждаемой проблеме на отношение к собеседнику, партнеру.

Деловой человек, особенно если это руководитель, умеет в любых обстоятельствах сдерживать себя, управлять своими эмоциями и действиями, вырабатывать и развивать в себе взыскательность, требовательность, дисциплину ума, чувств, разговора, поведения, действия. деловой человек обладает умением создавать о себе благоприятное впечатление у окружающих, определенный образом, имидж, в котором привлекательность сочетается с особой индивидуальностью, но без экстравагантности и вульгарности.

Деловой человек постоянно работает над своей культурой поведения, общения, ведения переговоров, речевой культурой, культурой коллективной выработки и принятия решений. Он настойчиво устраняет пробелы в знаниях. особенно в тех, которые касаются его дела и принимаемых решений. Он требователен к себе, своему внешнему виду, к интерьеру кабинета.

5.3.
Психологические аспекты и проблемы делового общения

Решая свои предпринимательские задачи, мы выступаем как деловые люди, и рассчитываем, что и наши партнеры также являются людьми дела.

Вступая в деловое общение со своими предполагаемыми партнерами, мы должны уяснить, в какой области и чем они занимаются, какие ставят перед собой цели и задачи, в чем преуспели, в чем испытывают трудности, каковы их предпринимательские интересы, совпадают ли они с нашими, идут в разных плоскостях или оказываются взаимоисключающими, в каких направлениях возможно совпадение интересов и сотрудничество.

Выявление круга этих вопросов составляет задачу, которую надлежит решать с первых шагов делового общения. При этом необходимо учитывать одно немаловажное обстоятельство. Партнер, преследующий цели, далекие от интересов общества, руководствующийся сугубо эгоистическими мотивами, чаще всего тщательно это скрывает, старается завуалировать, замаскировать, или представить в респектабельном виде. В практике делового общения не такая уж редкость, когда человек говорит одно, а руководствуется чем-то совсем другим. Поэтому при налаживании деловых контактов и в ходе активного делового общения необходимо ясно различать между тем, что наши партнеры говорят, как себя характеризуют, и чем они руководствуются.

Возникает вопрос: если человек скрывает свое истинное намерение, истинные интересы и цели, по каким признакам можно об этом судить?

Когда мы видим говорящего человека, наше чуткое ухо улавливает и фальшивую нотку и наигранность, манерность, ложный пафос, неоправданную напыщенность отдельных фраз, их бросающуюся в глаза отвлеченность и бессодержательность, излишнюю риторичность, за которыми чаще всего нет позитивного начала, конструктивного подхода к решению поставленных вопросов и сделанных предложений.

Не следует раньше времени обольщаться и в отношении «многообещающих» партнеров. В частности, если предполагаемый партнер безудержно, сверх меры, занимается саморекламой, похваляется особыми достоинствами и неслыханными успехами своей фирмы, своими личными исключительными возможностями и связями, то общение с ним чаще всего должно порождать настороженность, сомнение в целесообразности вести с ним дело. И на это есть основание: ведь подлинная деловитость в другом - умении быстро вникнуть в суть идеи и предложения, взвешенно высказать свое суждение, проявить конструктивный подход, обогатить встречными идеями и предложениями, способствующими более эффективному совместному достижению успеха, проявить стремление к деловому сотрудничеству. Естественно, что полного доверия будет заслуживать человек, проявляющий именно такую деловитость. Ясно, что при отсутствии полного доверия вряд ли возможно деловое сотрудничество. Каждый хочет иметь таких партнеров, которым можно доверять и в то же время самому пользоваться их доверием.

Как же достигается полное доверие? Как вызвать у собеседника с первой же встречи доверие к себе? В каких случаях предполагаемый партнер сразу же вызывает ваше доверие, а в каких не вызывает и почему? На эти вопросы мы должны также находить определенные ответы.

Доверие во многом зависит от того, насколько партнеры сумеют с самого начала знакомства проявить взаимное расположение и затем все время его укреплять. Этому способствуют такие присущие деловым людям черты, как привлекательность внешнего вида, манеры поведения и обращения, предупредительность, внимательность к вам и вашим высказываниям, речевая культура, уместно используемые невербальные формы общения (мимика и жест), открытость, раскованность, не наигранная, а подлинная деловая заинтересованность в сотрудничестве, в стремлении и готовности вести с вами результативные переговоры об одном общем деле, и, наконец, умение показать себя человеком, досконально владеющим предметом разговора.

Вопросы и высказывания партнера, содержащие сомнения по поводу вашего предложения, являются признаком положительным, свидетельствующим о его серьезном и трезвом отношении к делу, и к ним дано отнестись со всей серьезностью, стремясь аргументированно на них отвечать.

Таким образом, уже с первых минут общения на стадии установления контактов, мы получаем значимые суждения для оценки деловых и моральных качеств предполагаемого партнера. А главный критерий оправданности нашего взаимного доверия - соответствие слова и дела, практическая реализация достигнутых договоренностей.

Проблема доверия непосредственно связана с нравственным подходом к выбору цели своей предпринимательской деятельности и своих усилий.

Человеку свойственно иметь различного рода материальные и духовные потребности, интересы. Многие люди одержимы жаждой познания, творчества, успеха, славы, самоутверждения, эксперимента выявления диапазона своих возможностей и способностей; некоторых людей одолевает жажда богатства, роскоши, обладания уникальными предметами, раритетами, чем-то недоступным. Сказать, плохо это или хорошо, можно лишь в зависимости от того, какими средствами достигается удовлетворение этих страстей. Встречаются люди, которые для удовлетворения своих страстей прибегают к сомнительным средствам, не останавливаются ни перед чем, даже перед обманом и насилием, считая, что все средства хороши. Такое поведение и действия не имеют никакого отношения к предпринимательству, хотя часто под него маскируются. С этой точки зрения, важное значение имеет нравственный подход к выбору средств для достижения цели.

Выбирая надежного партнера, заслуживающего полного доверия, необходимо знать, каковы его нравственные устои, проявляющиеся в выборе целей и средств их реализации. Предприниматель должен быть разборчив не только в выборе целей, но и средств для их достижения. Даже самую респектабельную цель недопустимо осуществлять антиобщественными, предосудительными способами, и если предполагаемые партнеры предлагают для достижения даже вполне приемлемых целей воспользоваться недостойными средствами или способами, это должно послужить сигналом к решительному отказу от соглашения или сделки, а может быть и от подобных партнеров. Любое, даже самое привлекательное дело, если оно опирается на противоправные, антиобщественные и другие предосудительные действия, не может привлекать честного предпринимательства.

Итак, уже на начальной стадии делового общения имеется достаточно возможностей для того, чтобы отличить честного предпринимателя от того, который себя за него выдает, и не допустить промаха в выборе делового партнера.

При установлении контактов с предполагаемыми партнерами рекомендуется обращать внимание на отдельные детали их поведения, фиксируя как положительные, так и отрицательные моменты. К последним относится наигранность, неискренность, уклончивые ответы на вопросы, излишняя фамильярность, стремление выдать себя не за того, кем является на самом деле, играть слишком прямолинейно роль влиятельной фигуры, крупного воротилы с особыми связями и т.п.

Здесь на первый план выходит проблема правильного восприятия собеседника. Определенную роль в ее решении может играть интуиция, которая позволяет нам часто, еще не имея четко осознанных и зафиксированных отрицательных моментов, о которых только что было сказано, почувствовать их в собеседнике, его манере поведения, заставят насторожиться.

Избежать неточных и ошибочных индивидуальных оценок позволяет коллективное подведение итогов встреч, обязательно проводимых на стадии деловых контактов и активного общения (мероприятий по деловому общению).

На последующих стадиях общения многое зависит от содержательных качеств партнеров, уровня их интеллектуальных способностей, образования, профессиональной подготовки. Здесь многое решает проявленное партнерами взаимопонимание и стремление к нему. Достичь взаимопонимания - одна из важных задач, которую также приходится решать уже на первой стадии делового взаимодействия.

В решении проблемы взаимопонимания большую роль играет такой фактор, как умение, вовлекая собеседника в деловой разговор, с одной стороны, и поддерживая начатый деловой разговор, с другой стороны, проявлять по отношению к нему внимание и такт. Необходимо приучить себя слушать собеседника внимательно и сосредоточенно, ничего не пропуская. не перебивая, не вставляя по ходу его речи всевозможных вопросов, тем более по ходу изложения им своей точки зрения, предложения или довода.

Лишь выслушав собеседника и дождавшись его пожелания узнать вашу точку зрения, можно вступать в разговор. Полезно для начала продемонстрировать участнику беседы, как вы его поняли. Это может звучать примерно так: «Если я вас понял, вы предлагаете...» или: «Ваша точка зрения сводится к тому, если я вас правильно понял, чтобы...» или: «Прошу меня поправить, если я вас не так понял; вы предлагаете...».

Все задаваемые во время деловой беседы вопросы должны служить целям установления взаимопонимания и решения деловых проблем, а не демонстрации своего высокого умственного уровня. При этом установку на взаимопонимание не лишне высказать вслух: «Чтобы лучше вас понять, я хотел бы задать вопрос (вопросы)...» или: «Чтобы убедиться, что я вас правильно понял, прошу уточнить...» Лишних вопросов лучше избегать.

Необходимо постоянно совершенствовать искусство ведения диалога, умение увлечь слушателя своим словом, идеей, предложением. При этом надо проявлять искренний интерес к идеям и предложениям собеседника, поддерживая его попытки уяснить или развить дальше вашу собственную мысль или предложение.

Развитие делового партнерства во многом зависит от умения убеждать, в частности умения убедить своего собеседника в целесообразности и выгодности высказанного вами предложения. Поэтому деловому человеку необходимо развивать в себе искусство логического обоснования своих идей, предложений, точек зрения. При этом в любом случае надо стремиться достигать убедительности минимумом речевых и других средств. Для этого в живой беседе целесообразно всегда различать главное и второстепенное, основное и частности, принципиальное, существенное, и детали, и стараться убеждать собеседника в главном, принципиальном, существенном, уступая, если можно, в деталях и частностях.

Конечно, далеко не всегда и не с каждым собеседником это удается. Надо быть готовым к разного рода возражениям и замечаниям с его стороны. Всевозможные возражения собеседника, даже если они с вашей точки зрения совершенно необоснованны, надо встречать спокойно, как должное. В этих случаях самое главное постараться не вовлечь себя в бесплодный спор, когда беседа превращается в сплошные возражения друг другу. Деловой человек должен уметь выслушать с неподдельным интересом точку зрения собеседника, даже если она в корне расходится с вашей, и постараться ее понять. Для этого надо мысленно поставить себя на место собеседника, понять ход его мысли, уяснить его интересы. Никогда, ни при каких условиях нельзя считать свою точку зрения единственной и тем более единственно правильной.

Естественно, каждый руководитель, часто проводя деловые встречи и совещания, активно участвует в дискуссии по многим вопросам. Поэтому он должен владеть искусством вести полемику. Принципиально важно, чтобы ведя дискуссию, вступая в полемику, оппоненты ставили своей целью не доказательство своего умственного превосходства друг над другом, или своей правоты, а достижение истины, поиск взаимоприемлемого решения. Если вы не можете опровергнуть доводов оппонента противопоставив им свои, очевидно, следует с ним согласиться. Уважая своего оппонента, надо уметь проявлять уступчивость, способность к компромиссному подходу: если ваш оппонент согласился в главном, тем более можно уступить в некоторых деталях. В этом и заключается искусство ведения переговоров, искусство ведения дискуссии и достижения компромисса, согласия, договоренности.

Переговоры признаны важнейшим методом решения спорных вопросовСм.: Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М.: Экономика, 1993; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992.; это важнейший инструмент принятия совместных решений и организации совместной деятельности. Успешные переговоры - это взаимовыгодные решения, это победа без поражений. Вот почему так важно для руководителя, менеджера любого ранга умение целеустремленно и конструктивно вести переговоры; без них невозможно принятие совместных решений, вести деловое партнерство и сотрудничество.

5.4.
Новые концепции оптимизации офисной среды: от рутинной конторы к творческой лаборатории

Многие психологи на Западе считают, что деловые люди не всегда правильно оценивают ту психологическую и функциональную нагрузку, которую несет современный офис.

Предпринимательская деятельность, связанная с реализацией идей, сродни многим видам творческой деятельности, понимание этого становится все более распространенным. Одна из особенностей творческой работы - ее незащищенность от внешних посягательств, от окружения, от обстановки и условий, в которых она осуществляется. Известно, что обстановка, среда может оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние на процесс творческой работы.

Кабинет - это то место, где человек может уединиться для своей творческой работы, умственных занятий, работы с документами. В последние десятилетия кабинеты руководителя (шефа) стали увеличиваться в размерах, в них, кроме стола самого руководителя, с приставными столиками - один для посетителей, другой - для телефонных аппаратов и компьютера, появились длинные столы, по периметру обставленные стульями, для проведения заседаний и оперативных совещаний Это связано с тем, что принятие многих решений на современном этапе требует коллегиального обсуждения проблем организации четкого делового взаимодействия.

В последние годы руководители ряда фирм считают, что совершенный офис - это уже не столько кабинет для индивидуальной работы, сколько система организации совместной интеллектуальной внутриучрежденческой деятельности, направленной на разработку и практическое осуществление стратегии и тактики данной фирмы. Такой офис требует создания благоприятных условий для активного общения сотрудников различных служб и обсуждения деловых вопросов, разработки такого стиля интерьера и организации всей внутренней среды, которая в максимальной степени этому способствует. В связи с этим пересматриваются привычные представления об офисе и его оформлении. Многие дизайнеры сходятся на том, что современный офис, олицетворяя собой постиндустриальное информационное общество, - это уже не кабинет, в котором за закрытыми дверями принимаются административные решения, и не зал с множеством перегородок, за которыми сидят клерки, а просторное уютное помещение, где собираются деловые люди для оперативного обсуждения проблем и ситуаций, обмена мнениями, мыслями, где рождаются идеи и предложения, решения, планы и сценарии предпринимательской политики фирмы, компании.

Исходя из этих соображений, не рекомендуется обставлять главный офис фирмы различным дорогостоящим оборудованием и оргтехникой. Огромные средства, затраченные на автоматизацию офисов, дали разочаровывающие результаты, заметил, например, в лондонском журнале «Экономист» Фрэнк Беккер, крупный специалист по организации офисной среды. По его мнению, новые идеи обустройства офисов витают в воздухе, и уже на подходе «помещения для обмозговывания дел», в которых не будет ни одного письменного стола.

Одна финская корпорация оборудовала свои офисы мягкими диванами, креслами с откидными спинками и выдвижными столиками, создав комфортную обстановку, располагающую к общению, деловым беседам, обмену идеями. В таком же направлении экспериментируют такие крупные компании США, как «Эппл» и «Дженерал электрик».

Об этом полезно знать тем, кто решает, как оборудовать для своей фирмы идеальный офис, полагаясь на многочисленные рекламные объявления коммерческих фирм, предлагающих «самую современную», «истинно европейского стиля» и безусловно «подлинно новаторскую» офисную мебель для бизнес-кабинетов, которую отличает «совершенно эксклюзивное оформление». Как считают опытные дизайнеры, не исключено, что это уже отошедшая в прошлое мода и фирма-посредник пытается «снимать сливки с прокисшего молока». Поэтому прежде чем приобретать в большом количестве дорогостоящую офисную мебель кабинетного типа, необходимо проконсультироваться со специалистами по оформлению офисной среды.

5.5.
Культура поведения делового человека. Общие требования делового этикета

Серьезность целей предпринимательской деятельности, ради которых вступают в партнерские отношения, и принципы делового партнерства, которых мы придерживаемся, диктуют и соответствующие нормы поведения. Что же они предусматривают?

Обязательной нормой поведения делового человека должны быть: вежливость, учтивость, обходительность, сдержанность и мягкость во взаимоотношениях с другими людьми. Характерным для делового человека являются такие черты, как скромность, простота, приветливость, доступность, открытость, последовательная аккуратность, пунктуальность. Деловой человек, истинный предприниматель должен стремиться во всех случаях и в любых условиях оставлять о себе хорошее впечатление и запоминаться.

В поведении делового человека совершенно недопустимы высокомерие, пренебрежительное отношение к собеседнику, демонстрация своего превосходства.

В поведении делового человека определенную роль играет любая мелочь, поэтому он должен постоянно контролировать свое поведение, зная, что можно себе позволить, а чего нельзя. Это основа этикета.

При первом деловом знакомстве, во время деловых приемов и встреч деловой человек не будет шумно выражать свой восторг, допускать громких восклицаний, высказывать комплименты по поводу одежды, прически, украшений присутствующих, оформления интерьеров, оборудования офиса. Все это будет звучать плоско и неестественно. Здесь надо вести себя не так, как если бы вы навестили дома своих близких друзей, где все эти эмоциональные всплески вполне допустимы и даже желательны.

Какой бы непринужденный характер ни носила деловая встреча или деловой прием, какая бы ни царила на нем дружеская атмосфера, не стоит забывать, что они имеют деловое, официальное назначение.

Во время делового приема, совещания следует воздерживаться от курения, если на это не было дано разрешения или руководитель приема не подал примера. Надо учитывать, что сегодня во многих зарубежных фирмах провозглашен отказ от курения, и бесцеремонность закурившего без разрешения может быть принята за неумение вести себя прилично, что не делает чести деловому человеку.

Если принимая деловых людей, вы предложили во время визита вашим партнерам прохладительные напитки, чай или кофе, но гости от них отказались, не следует настаивать. Они дали понять, что хотели бы не теряя времени, приступить к делу, а вы в этом тоже заинтересованы. Излишняя суета ни к чему. Но если вы все же считаете нужным решать свои вопросы за чашкой кофе, подавайте его, не спрашивая желания гостей. Если они к поданному кофе не притрагиваются, не следует фиксировать на этом особое внимание, настойчиво упрашивать, предлагать заменить более горячим и т.п. Все это создает излишнюю неуместную суету, отвлекая от дела.

Каждый раз вставая из-за стола в офисе, зале заседания, в буфете, ресторане, не забывайте поставить на место стул (кресло), на котором сидели (если вы с дамой, сделайте это за нее).

Направляясь по приглашению на прием, критически оцените свою внешность, прическу, костюм, обувь. Они, как уже было сказано, не должны быть экстравагантными, вызывающими, кричащими. Чем строже будет их отбор, тем лучшее вы оставите впечатление. Но не стоит впадать в крайность: строгость внешнего вида не должна быть подчеркнутой, выпяченной. Внешний вид должен быть таким, чтобы вы себя чувствовали во время встречи самым естественным образом. Самое главное - это как раз естественность во внешности и в поведении. При себе желательно иметь несколько визитных карточек, блокнот для записей, авторучку, фломастер, издания и публикации, характеризующие деятельность вашей фирмы - рекламное издание, фирменный каталог, газетно-журнальные публикации, препринт вашей статьи, сувенир, - с таким расчетом, чтобы можно было представить себя и свою фирму и кое-что оставить в качестве презента.

По вопросам соблюдения норм поведения и этикета в последние годы издано множество различных пособий, несколько меньше - по вопросам делового этикета. Эти пособия целесообразно изучать в индивидуальном порядке, заимствуя то, что каждому, кто к ним обращается, покажется важным и существеннымСм.: Этика предпринимателя //Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. - М., 1992. - С. 304-320; Элементы делового общения //Е.В. Ксенчук, Киянова М.К. Технология успеха: Книга для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. - М., 1993. - С. 91-170.. Нельзя забывать, что при непосредственном деловом общении соблюдение принятого этикета, общепринятых норм поведения необходимо, так как даже самые незначительные промахи в поведении отклонения не остаются незамеченными.

5.6.
Речевая культура делового человека и пути ее совершенствования

Речевая культура - это искусство речевого общения с соблюдением определенных требований и условностей, предписываемых современными нормами языкового общения.

Под речевой культурой подразумевается искусство владения всем арсеналом речевых средств, используемых в процессе общения. Речевая культура накладывает и определенные ограничения на наши речевые возможности, обязывая в соответствующих условиях неукоснительно их соблюдать.

Успех деловых контактов, деловых переговоров во многом зависит от того, насколько вы владеете своим языком, умеете разговаривать, подчиняя свою речь поставленной задаче. А заключается она в том, чтобы, во-первых, донести до своих партнеров с помощью средств речевого общения ваши деловые предложения, заинтересовывать своих собеседников, убедить в их реальности, во-вторых, правильно воспринять отношение ваших партнеров к высказанным предложениям и, в-третьих, в результате взаимных договоренностей выработать совместные решения.

Чтобы деловая речь выполняла эту сложную задачу, она должна отвечать следующим основным требованиям:

  1. Деловая речь должна быть по возможности максимально краткой, ясной и точной. Еще Аристотель заметил, что расплывчатая неясная речь не достигает цели. Давайте спросим себя, всегда ли мы уверены в том, что наша речь отличается достоинством краткости, ясности, точности? Вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос утвердительно. Значит, всем нам надо работать над своей речевой культурой. Необходимо избегать неоправданного многословия, пустословия, бесцельной болтовни, «переливания из пустого в порожнее». С таким партнером, который только и умеет, что переливать из пустого в порожнее, вряд ли кто-нибудь захочет иметь дело. Поэтому каждый деловой человек должен овладевать искусством говорить строго по делу, то есть кратко, точно и ясно.

  2. Деловая речь должна избегать низкого стиля. Каждый деловой человек должен относиться к своему делу уважительно и рассчитывать на уважительное отношение к нему со стороны других людей. А низкий стиль потому и низкий, что он принижает тот предмет, о котором идет речь. А чтобы речь не была низкой, она не должна быть затасканной, состоящей из примитивных, набивших оскомину словечек, словесных оборотов и выражений, взятых напрокат из бытовой лексики. И уж совершенно неприемлемо пользоваться в деловой речи и вообще в отношениях между деловыми партнерами так называемой ненормативной лексикой, бранными и нецензурными словами. Неопрятная, грязная речь человека производит такое же отталкивающее впечатление, как и его неопрятная, грязная одежда. Деловой человек должен соблюдать речевую гигиену - не допускать в оборот грязных и низких слов, оскорбительных для слуха оборотов. Деловая речь должна отличаться корректностью, аккуратностью, определенной сдержанностью. Деловой человек всегда должен знать, о чем следует сказать подробно, о чем лишь упомянуть, чего не касаться вообще.

  3. Деловая речь должна быть выразительной. Это значит, что она не должна быть сухой, вялой, бесцветной. Сухая, невыразительная речь малопривлекательна, она мало кого заинтересует и увлечет. А для того, чтобы речь не казалась тусклой, нудной, убогой, она должна отличаться фразеологическим, морфологическим, лексическим, синтаксическим и интонационным разнообразием. Именно разнообразие языковых средств делает нашу речь богатой и яркой. Но это не значит, что она должна быть сложной и вычурной - такая речь покажется заумной. Ясность, привлекательность и убедительность нашей речи достигается лишь простым и понятным языком. Хорошая деловая речь должна отличаться живостью, экспрессивностью. Ей должна быть присуща красота и благородство, она должна отражать морально-нравственные устои, общеобразовательный, интеллектуальный и культурный уровень ее носителя.

  4. Деловой человек всегда должен знать, когда, кому и что можно и нужно сказать. Одно и то же сообщение можно выразить по-разному. Близкому приятелю еще можно сказать, например, в сердцах: «Черт возьми! Устал как собака!» Но врачу о своем состоянии скажут: «У меня наблюдается повышенная утомляемость». Как видим, характер нашей речи непременно должен сообразовываться с ситуационной ролью сообщения и социальным статусом вашего собеседника. Жаргонные словечки, жаргонная фразеология допустимы только между членами одной социальной группы. Наверное только между студентами одного курса может быть приемлема такая фразеология при обмене новостями: «Вчера зачет свалил! Сдал - и чао!». Только среди школьников уместно приветствие в небрежно-пренебрежительно-ласковом тоне: «Приветик!», «Салютик!». Только среди музыкантов можно услышать: «Вот это номер отколол наш лабух!», а среди артистов балета: «Сцена давала апломб!» Если собираются обществоведы, социологи, экономисты, можно услышать: «Просчитать потребительскую корзину», «результаты либерализации цен», «минусы монетаристской политики». Деловой язык не должен допускать крайностей, начиная от жаргонного лексикона и кончая научной терминологией, за исключением случаев, когда предмет обсуждения связан с узкопрофильной областью и требует специальной терминологии.

  5. Деловая речь должна отличаться впечатляющей силой и убедительностью. Это значит, что она должна приковывать внимание собеседника, вызывать повышенный интерес, запоминаться, заставлять задуматься, она должна убеждать своими суждениями и доводами. Убедительность - главный синтетический критерий деловой речи. Предприниматель, умеющий убеждать тех, с кем он вступает в деловое взаимодействие, всегда будет в выигрыше перед тем, кто таким качеством не обладает. Для того, чтобы обладать способностью вызывать своей речью сильное впечатление, уметь убеждать слушателя, добиться принятия вашей точки зрения, согласия с вами, надо всемерно развивать свою речевую культуру.

Таким образом, совокупными показателями качества деловой речи являются: краткость, ясность, точность, чистота, правильность, оригинальность, понятность, выразительность, впечатляющая сила и убедительность.

Говорят, что стиль - это человек. По стилю нашей речи, по уровню нашей речевой культуры судят о нас самих. И мы судим других людей по их речевой культуре, имея возможность составить о них определенное мнение и суждение, проверяя свою интуицию, свою предсознательную оценку своего партнера. Это значит, что качество речи делового человека, его индивидуальная речевая культура является важным критерием оценки качества самого человека.

Во время речевого общения от нашего внимания не ускользает ни эрудиция партнера, ни его словарный лексикон, ни фразеологические особенности, ни логическое построение речи, ни степень ее убедительности, ни ее интонационные краски, в поле нашего внимания - жесты, мимика, поза говорящего. Воспринимая речь собеседника, мы имеем возможность не только понять говорящего, суть его предложений, серьезность интересов и намерений, но и оценить его характер, его ценность и вес как потенциального делового партнера.

В этом случае нам очень помогает непосредственное общение; живая речь богаче письменной, она лучше и полнее раскрывает характер и истинное содержание говорящего, и для установления деловых контактов он дает исключительно большие возможности.

5.7.
Основные задачи психологической службы компаний и фирм

Для решения психологического характера, возникающих в деятельности компаний и фирм в их структуре создается специализированное подразделение - психологическая служба. Ее целью является разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих систематическое использование социально-психологических факторов повышения эффективности организационного управления коллективом для достижения максимальных результатов его деятельности.

В малочисленных фирмах с небольшим объемом работ и внешних связей решение задач и функций психологической службы осуществляет бизнес-психолог или один из квалифицированных специалистов административного аппарата, на которого возлагаются функции бизнес-психолога.

Психологическая служба (бизнес-психолог) подчиняется непосредственно руководителю фирмы, который осуществляет организационное и методическое руководство этой службой.

К задачам психологической службы относится:

  1. Разработка инструктивно-методических документов, регламентирующих использование психологических факторов при организации управления деятельностью коллектива.

  2. Разработка алгоритмов, планов и сценариев решения управленческих проблем и организации различных видов делового общения.

  3. Разработка рекомендаций по устранению или сведению к минимуму негативных явлений, вызванных реализацией всевозможных инноваций.

  4. Разработка кодекса поведения работников фирмы реализация его и других мероприятий, направленных на гармонизацию отношений в коллективе.

  5. Разработка и внедрение системы психологического обеспечения делового партнерства и сотрудничества, осуществляемого фирмой с внешними организациями.

  6. Психологический анализ последствий принимаемых административно-управленческих решений.

  7. Консультирование работников фирмы и структурных подразделений по вопросам организации деловых приемов, презентаций, пресс-конференций, выставок и ярмарок, оформления интерьеров и витрин с точки зрения их психологического воздействия.

  8. Разработка системы бесконфликтного разрешения спорных вопросов внутри коллектива, с деловыми партнерами фирмы и сторонними организациями с учетом интересов каждой из сторон.

5.8.
Задачи и функции бизнес-психолога учреждения, компании, фирмы

Бизнес-психолог является должностным лицом в аппарате административного управления учреждения, организации, предприятия, фирмы. В своей деятельности он руководствуется федеральными законами, официальными нормативными документами. Непосредственно подчиняясь руководителю, бизнес-психолог решает вопросы в рамках своей компетенции и в интересах эффективной реализации своих функций и задач; для этого он должен владеть методами практической психологии, знать основы конкретной экономики, права, управления документацией, делового общения, уметь пользоваться персональным компьютером, знать иностранный (английский) язык и иметь достаточный профессиональный опыт.

Основными задачами бизнес-психолога являются:

  • организация функционирования психологической службы учреждения,

  • выявление и обоснование решения проблем психологического обеспечения проводимого фирмой делового взаимодействия, партнерства и сотрудничества с другими заинтересованными учреждениями и фирмами.

В соответствии с этими задачами бизнес-психолог фирмы:

  • разрабатывает предложения по созданию, совершенствованию и развитию в своей фирме службы психологического обеспечения выполнения решений, планов и программ делового партнерства и сотрудничества с другими заинтересованными учреждениями и организациями,

  • осуществляет психологическую экспертизу проектов рабочей документации (планов, программ и др.) по организации делового взаимодействия с другими учреждениями, организациями и предприятиями,

  • готовит заключения о положительных и отрицательных психологических и других последствиях принимаемых решений,

  • организует разработку и непосредственно участвует в создании инструктивно-методических документов фирмы по проведению психологической экспертизы проектов организационно-распорядительной документации,

  • участвует в подготовке и проведении мероприятий по деловому взаимодействию, партнерству и сотрудничеству;

  • разрабатывает и представляет на утверждение руководителю фирмы кодекс поведения работников фирмы;

  • разрабатывает программу психологической диагностики и тестирования поступающих на работу с учетом специфики деятельности фирмы.

Наряду с указанными обязанностями бизнес-психолог пользуется правом:

  • непосредственно участвовать в обсуждении и принятии решений о разработке проектов, планов и программ делового сотрудничества, знакомиться со всеми поступающими на фирму документами нормативного и правового характера, непосредственно участвовать в установлении внешних контактов и других мероприятиях по деловому общению, в реализации планов и программ делового сотрудничества с другими предприятиями и организациями, знакомиться с работой структурных подразделений фирмы и запрашивать от них документацию, связанную с выполнением своих должностных обязанностей, представительствовать во внешних организациях в рамках своей компетенции, своих функций и должностных обязанностей.

5.9.
Вхождение бизнес-психолога в должность

В целях быстрого вхождения в круг своих обязанностей после зачисления в штат фирмы и эффективного выполнения своих задач и функций, предусмотренных Типовой должностной инструкцией, бизнес-психолог должен выполнить следующий комплекс работ, состоящий из четырех этапов.

На первом этапе:

  • изучить устав фирмы, особое внимание обратив на основные направления ее деятельности, задачи и функции и организационную структуру;

  • изучить положения о структурных подразделениях фирмы, обратив особое внимание на основные направления их деятельности, задачи и функции, подчиненность, внутренние и внешние взаимосвязи;

  • составить подробную схему организационной структуры фирмы, обозначив ее внутренние и внешние связи;

  • проанализировать соответствие оргструктуры фирмы основным направлениям ее деятельности.

На втором этапе:

  • Установить контакт с руководящим составом фирмы - заместителями главного руководителя фирмы, руководителями структурных подразделений, выяснить их точку зрения относительно конкретных задач и функций, которые в условиях данной фирмы должна решать психологическая служба (или служба психологического обеспечения);

  • ознакомиться с работой отделов планирования и координации, отдела кадров, бухгалтерии, канцелярии, вычислительного центра, копировально-множительного участка, информационной службы, библиотеки, столовой, буфета, составив рабочие заметки о первом впечатлении, которые они оставили.

На третьем этапе:

  • ознакомиться с составом (номенклатурой) дел, организацией документооборота и контроля за прохождением и исполнением документов:

  • ознакомиться с текущими и перспективными планами и программами работ фирмы, выделив (выписав) наиболее значительные позиции, которые реализуются совместно с другими организациями;

  • изучить инвестиционную политику фирмы, проанализировать состав деловых партнеров фирмы, состав, характер и содержание (построение) документов, регулирующих отношения фирмы со своими партнерами, а также порядок их подготовки, согласования и принятия;

  • составить схему управленческих функциональных и партнерских взаимосвязей фирмы.

На четвертом этапе:

  • проанализировать характер и порядок ведения организационно-распорядительной документации по тем позициям, которые реализуются совместно с другими фирмами и компаниями;

  • изучить кадровый состав фирмы и порядок решения кадровых вопросов, исходя из таких данных, как общая численность персонала, номенклатура должностей, образовательный и профессиональный уровень, возрастные показатели, продолжительность работы в данной фирме, организация повышения квалификации, состояние текучести кадров, порядок назначения (выдвижения) на должность, состояние резерва на замещение руководящих работников, наличие вакансий, организация работы коллегиального органа при руководителе фирмы.

На основе собранной информации бизнес-психолог

  • уточняет задачи и функции своей деятельности в условиях данной фирмы с учетом ее специфики, общего объема и значимости работ, и составляет два документа: проект рабочей должностной инструкции бизнес-психолога данной фирмы, и план своей работы на полугодие.

Подготовленные документы (проект должностной инструкции и плана работы на полугодие) необходимо согласовать с первым заместителем руководителя, после чего представить на утверждение.

В зависимости от масштабов деятельности фирмы, ее внешних связей, численности ее персонала, сложности структуры, сроки выполнения работ по этапам могут рассчитываться от одного до двух месяцев.

При вступлении в должность бизнес-психологу целесообразно составить календарный план своего вхождения в должность, согласовав его с руководителем фирмы, то есть получив утверждающую резолюцию на плане. Это придает календарному плану официальный (обязательный) характер.

Резюме - 5

  1. При организации делового общения и сотрудничества, а без него не обходится предпринимательская деятельность, немаловажное, а иногда и решающее значение имеют целевые установки и поведенческая сторона.

    Выдающиеся бизнесмены разных стран на пике своей предпринимательской карьеры заявляли, что к своему успеху они пришли не в погоне за крупным доходом, а в результате реализации своей идеи и своего дела; их главным побуждением было реализовать возможность удовлетворения потребностей многих людей более эффективным и продуктивным способом, чем раньше.

  2. История предпринимательской деятельности второй половины XX столетия знает пять концептуальных подходов к определению целевых задач предпринимательской деятельности: совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, интенсификации спроса и социально-этичного маркетинга. Если в середине столетия доминировало стремление фирм и компаний к извлечению максимальных прибылей путем расширения массового производства ходовых товаров, то в последние десятилетия в мире утверждается концепция социально-этичного маркетинга, основывающая необходимость добиваться при принятии предпринимательских решений сбалансирования трех факторов: прибыли фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.

  3. Особенности психологического портрета делового человека - предпринимателя раскрывают ряд его характерных черт - целеустремленность и энтузиазм, высокий профессионализм, способность генерировать идеи и добиваться их реализации, коммуникабельность, забота о своем имидже и репутации, высокая общая культура, безбоязненное отношение к инновациям, умение использовать полученную деловую информацию, принимая соответствующие решения.

  4. В числе психологических проблем делового общения, актуальных для предпринимательской практики - критериальная оценка надежности предполагаемого партнера, установление партнерского доверия, общего языка при обсуждении деловых вопросов, взаимопонимания, ведения конструктивного диалога, результативных переговоров, быстрое принятие совместных решений, планов и программы практической деятельности.

  5. Важное значение в предпринимательской практике имеет культура поведения, которая включает соблюдение делового этикета, речевая культура, умение использовать весь арсенал языковых средств для обеспечения эффективного решения задач делового общения, партнерства и сотрудничества, соблюдение пределов свободы и ограничений при использовании речевых средств, а также правил, норм и требований культуры делового общения.

  6. Успеху делового взаимодействия и решения задач предпринимательской деятельности служит оптимальная организация офисной среды, в которой практически полностью проходит деловое общение, обсуждение и решение предпринимательских проблем. В последние десятилетия заявила о себе концепция офисной среды, как помещения для «обмозговывания дел», места, где обсуждаются ситуации и проблемы, принимаются решения по вопросам стратегии и тактики компании, вырабатываются планы и программы их деятельности, намечаются те или иные акции по линии связей с общественностью (паблик рилейшнз).

  7. Важную роль в психологическом обеспечении делового взаимодействия может сыграть создание в каждой фирме или в компании специальной психологической службы. Эффективность ее работы зависит от правильного уяснения специалистами этой службы - бизнес-психологами - своих целей, задач, функций, конкретизируя приведенные типовые положения применительно к специфике собственной фирмы или компании. От квалификации и опыта бизнес-психологов зависит успех этой службы и компании в целом.

© Центр дистанционного образования МГУП