Московский государственный университет печати

Блоштейн Е.А.
Линчевский Э.Э.
Симонов Р.А.


         

Этика и психология книготоргового предпринимательства

Учебное пособие


Блоштейн Е.А.
Этика и психология книготоргового предпринимательства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Основы теории и практики делового взаимодействия и предпринимательства

Введение

1.

ГЛАВА 1. Деловое партнерство в современном мире

1.1.

Деловое взаимодействие в социальной практике

1.2.

Борьба с конкурентом или сотрудничество с партнером?

1.3.

Деловое партнерство - основа предпринимательской деятельности

2.

ГЛАВА 2. Деловое взаимодействие как объект исследования

2.1.

Из чего состоит деловое взаимодействие?

2.2.

Формы и виды делового общения. Формальные и неформальные коммуникации

2.3.

Пространственное структурирование делового взаимодействия. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи

2.4.

Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия

2.5.

Фактор времени в организации делового взаимодействия

3.

ГЛАВА 3. Организация управления деловым взаимодействием

3.1.

Основные проблемы организации управления деловым взаимодействием

3.2.

Назначение различных видов делового общения

3.3.

Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения

3.4.

Внутренняя и внешняя сторона делового общения. Паблик рилейшнз как составная часть менеджмента

3.5.

Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия

3.6.

Методы принятия управленческих решений

3.7.

Понятие о качестве принимаемых решений

3.8.

Выработка точных и сильных решений нестандартных проблем

4.

ГЛАВА 4. Информационное обеспечение делового взаимодействия

4.1.

Понятие об информации и ее значении как содержательной стороне делового общения

4.2.

Обмен информацией как фактор социально-экономического развития

4.3.

Информационные системы как социальный феномен

4.4.

Структура социальной информации. Виды информационного обслуживания

4.5.

Особенности целевой информационной системы

4.6.

Информация, используемая при выборе иностранного партнера

4.7.

Откуда берутся предпринимательские идеи

4.8.

Телекоммуникационные компьютерные сети

4.9.

Требования к информационному обслуживанию руководителей

4.10.

«Тот, кто владеет информацией, владеет миром»

5.

ГЛАВА 5. Этика и психология делового взаимодействия

5.1.

Мотивы предпринимательской деятельности и ее социальные основы

5.2.

Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация

5.3.

Психологические аспекты и проблемы делового общения

5.4.

Новые концепции оптимизации офисной среды: от рутинной конторы к творческой лаборатории

5.5.

Культура поведения делового человека. Общие требования делового этикета

5.6.

Речевая культура делового человека и пути ее совершенствования

5.7.

Основные задачи психологической службы компаний и фирм

5.8.

Задачи и функции бизнес-психолога учреждения, компании, фирмы

5.9.

Вхождение бизнес-психолога в должность

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Профессиональная этика и психология книготоргового предпринимательства

Введение

6.

ГЛАВА 6. Книготорговое предпринимательство в зеркале социальной психологии и профессиональной этики

6.1.

Психологическая характеристика книготоргового процесса

6.2.

Мотивы деятельности участников книготоргового процесса

6.3.

Психологические механизмы взаимодействия продавцов и покупателей книг

6.3.1.

Оценка ситуации в магазине

6.3.2.

Самоконтроль

6.4.

Нравственные аспекты поведения участников книготоргового процесса

6.4.1.

Нормы поведения и нравы общества

6.4.2.

Принципы и категории профессиональной морали

7.

Глава 7. Общение в книготорговом предпринимательстве

7.1.

Что такое общение и каковы его особенности в книготорговом предпринимательстве

7.2.

Профессиональное поведение продавца книг

7.3.

Конфликты, их предупреждение и преодоление

8.

Глава 8. Социально-психологические и нравственные аспекты процесса розничной продажи книг

8.1.

Мотивы приобретения книг

8.2.

Основные психологические этапы процесса покупки книги

8.3.

Психологическая тактика продавца при продаже книг

8.4.

Ответственность и компетентность продавца

8.5.

Организация пропаганды и рекламы книжных товаров

9.

Глава 9. Социально-психологические и нравственные аспекты управления книготорговым предпринимательством

9.1.

Социально-психологический метод управления

9.2.

Морально-психологический климат коллектива книготоргового предприятия

9.3.

Руководство книготорговым коллективом

Практикум по компетентности общения в книготорговом предпринимательстве

Методические указания по решению психологических задач и проведению сюжетно-ролевых игр

Решение психологических задач

Сюжетно-ролевые игры

Задания для самостоятельной работы

Аутогенная тренировка как средство выработки психологической устойчивости

Общие сведения

Овладение навыками аутогенной тренировки

Использование аутогенной тренировки в процессе общения

Заключение

Библиографический список

Указатели
13  именной указатель
29  указатель иллюстраций

Практикум по компетентности общения в книготорговом предпринимательстве

Очевидно, что очень важно создать у работников книжной торговли необходимую компетентность в вопросах общения с покупателями. Задача эта (с учетом рассмотренной выше структуры компетентности) решается по трем направлениям.

Во-первых, книготорговцам нужно дать теоретические знания, раскрывающие природу и особенности общения в процессе продажи книг. Они помогают продавцу правильно понять и оценить поведение покупателей, работников магазина, а заодно и свои собственные реакции, позволяют ему построить правильную тактику во взаимодействии с другими участниками книготоргового процесса. Во-вторых, требуется сформировать практические умения и навыки, которые обеспечивают уверенное владение (на уровне автоматизма) профессиональным поведением. (В сочетании с теоретической базой это составляет квалификацию работника.) И, в-третьих, необходимо заложить ценностные ориентации, личные установки, определяющие мотивацию деятельности работника, его стремление максимально использовать свои знания, умения и навыки на благо покупателей и в интересах дела. И, конечно же, надо позаботиться об ориентации работников на демократический стиль отношений в коллективе с внутренней установкой на высокий уровень аффилиации.

Источником знаний могут служить книги, лекции, чужой опыт, воспринимаемый «в готовом виде». Умения и навыки вырабатываются каждым индивидуально в результате практической деятельности либо в условиях, ее имитирующих (учебные игры). Ценностные ориентации, установки, мотивация являются итогом воспитания и самовоспитания человека.

Материалы практикума в той или иной мере могут помочь в продвижении по всем трем направлениям. Обсуждение конкретных ситуаций иллюстрирует, проясняет и помогает запомнить многие теоретические положения, почерпнутые из основной части книги или из других источников. Размышления или дискуссии в процессе решения психологических задач, по ходу учебных игр, при выполнении самостоятельных заданий и особенно при подведении итогов занятий становятся катализатором, ускоряющим формирование у продавцов книг общественно-ценных профессиональных норм, личностных установок и мотивов труда. Но наиболее очевидный эффект достигается по части выработки умений и навыков, необходимых продавцу книг для уверенного общения с покупателями - такого, которое позволяет достигать наилучших результатов в труде при наименьшем нервном напряжении.

Материалы практикума могут быть использованы читателем для индивидуальной работы, но результат может быть значительно усилен, если воспользоваться ими для коллективных занятий под руководством преподавателя или более опытного работника.

© Центр дистанционного образования МГУП