Московский государственный университет печати

Блоштейн Е.А.
Линчевский Э.Э.
Симонов Р.А.


         

Этика и психология книготоргового предпринимательства

Учебное пособие


Блоштейн Е.А.
Этика и психология книготоргового предпринимательства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Основы теории и практики делового взаимодействия и предпринимательства

Введение

1.

ГЛАВА 1. Деловое партнерство в современном мире

1.1.

Деловое взаимодействие в социальной практике

1.2.

Борьба с конкурентом или сотрудничество с партнером?

1.3.

Деловое партнерство - основа предпринимательской деятельности

2.

ГЛАВА 2. Деловое взаимодействие как объект исследования

2.1.

Из чего состоит деловое взаимодействие?

2.2.

Формы и виды делового общения. Формальные и неформальные коммуникации

2.3.

Пространственное структурирование делового взаимодействия. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи

2.4.

Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия

2.5.

Фактор времени в организации делового взаимодействия

3.

ГЛАВА 3. Организация управления деловым взаимодействием

3.1.

Основные проблемы организации управления деловым взаимодействием

3.2.

Назначение различных видов делового общения

3.3.

Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения

3.4.

Внутренняя и внешняя сторона делового общения. Паблик рилейшнз как составная часть менеджмента

3.5.

Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия

3.6.

Методы принятия управленческих решений

3.7.

Понятие о качестве принимаемых решений

3.8.

Выработка точных и сильных решений нестандартных проблем

4.

ГЛАВА 4. Информационное обеспечение делового взаимодействия

4.1.

Понятие об информации и ее значении как содержательной стороне делового общения

4.2.

Обмен информацией как фактор социально-экономического развития

4.3.

Информационные системы как социальный феномен

4.4.

Структура социальной информации. Виды информационного обслуживания

4.5.

Особенности целевой информационной системы

4.6.

Информация, используемая при выборе иностранного партнера

4.7.

Откуда берутся предпринимательские идеи

4.8.

Телекоммуникационные компьютерные сети

4.9.

Требования к информационному обслуживанию руководителей

4.10.

«Тот, кто владеет информацией, владеет миром»

5.

ГЛАВА 5. Этика и психология делового взаимодействия

5.1.

Мотивы предпринимательской деятельности и ее социальные основы

5.2.

Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация

5.3.

Психологические аспекты и проблемы делового общения

5.4.

Новые концепции оптимизации офисной среды: от рутинной конторы к творческой лаборатории

5.5.

Культура поведения делового человека. Общие требования делового этикета

5.6.

Речевая культура делового человека и пути ее совершенствования

5.7.

Основные задачи психологической службы компаний и фирм

5.8.

Задачи и функции бизнес-психолога учреждения, компании, фирмы

5.9.

Вхождение бизнес-психолога в должность

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Профессиональная этика и психология книготоргового предпринимательства

Введение

6.

ГЛАВА 6. Книготорговое предпринимательство в зеркале социальной психологии и профессиональной этики

6.1.

Психологическая характеристика книготоргового процесса

6.2.

Мотивы деятельности участников книготоргового процесса

6.3.

Психологические механизмы взаимодействия продавцов и покупателей книг

6.3.1.

Оценка ситуации в магазине

6.3.2.

Самоконтроль

6.4.

Нравственные аспекты поведения участников книготоргового процесса

6.4.1.

Нормы поведения и нравы общества

6.4.2.

Принципы и категории профессиональной морали

7.

Глава 7. Общение в книготорговом предпринимательстве

7.1.

Что такое общение и каковы его особенности в книготорговом предпринимательстве

7.2.

Профессиональное поведение продавца книг

7.3.

Конфликты, их предупреждение и преодоление

8.

Глава 8. Социально-психологические и нравственные аспекты процесса розничной продажи книг

8.1.

Мотивы приобретения книг

8.2.

Основные психологические этапы процесса покупки книги

8.3.

Психологическая тактика продавца при продаже книг

8.4.

Ответственность и компетентность продавца

8.5.

Организация пропаганды и рекламы книжных товаров

9.

Глава 9. Социально-психологические и нравственные аспекты управления книготорговым предпринимательством

9.1.

Социально-психологический метод управления

9.2.

Морально-психологический климат коллектива книготоргового предприятия

9.3.

Руководство книготорговым коллективом

Практикум по компетентности общения в книготорговом предпринимательстве

Методические указания по решению психологических задач и проведению сюжетно-ролевых игр

Решение психологических задач

Сюжетно-ролевые игры

Задания для самостоятельной работы

Аутогенная тренировка как средство выработки психологической устойчивости

Общие сведения

Овладение навыками аутогенной тренировки

Использование аутогенной тренировки в процессе общения

Заключение

Библиографический список

Указатели
13  именной указатель
29  указатель иллюстраций

Заключение

Россия в постсоветское время встала перед проблемой обновления базы этических норм, каковой раньше был марксизм-ленинизм. Вместе с тем вхождение в содружество стран постиндустриального общества ставит перед страной проблему адаптации к этике бизнеса развитых стран. Принципы такой этики получили достаточно четкую разработку в интенсивно развивающейся в последнее время дисциплине, называющейся паблик рилейшинз, что на русских язык условно переводится как общественные отношения.

Паблик рилейшинз является чем-то средним между наукой и искусством. В предмет этой дисциплины входит использование общественных связей, включая международные, методы рекламы и маркетинга для выработки в конечном счете оптимальной стратегии и тактики производства и сбыта продукции. При этом за основу принимается идея нравственности отношений между производителями и потребителями, партнерами и сослуживцами (включая руководителей). Основным пунктом предпринимательских взаимоотношений в паблик рилейшинз является правдивое и профессионально честное ведение дела. Этические нормы в паблик рилейшинз базируются на следующих принципахСодержание принципов изложено (в адаптированном виде) по 'Кодексу профессионального поведения и этики', принятом Международной ассоциацией паблик рилейшинз в Венеции в 1961 г. В полном объеме 'Кодекс' воспроизводится в кн.: Блэк С. Паблик рилейшинз. Что это такое? - М.: Модино пресс, 1990. - С. 221-234.:

  • культивирование личной честности, направленной на соблюдение нравственных норм и поддержание хорошей репутации;

  • неиспользование методов, унижающих достоинство клиентов и сослуживцев;

  • исключение намеренного нанесения ущерба профессиональной репутации или работе сослуживцев, включая руководство;

  • способствование установлению нравственных, психологических и интеллектуальных условий для выражения своего мнения и доказательства своей правоты всеми участвующими в данном бизнесе лицами;

  • подчинение своего поведения тому, чтобы заслужить доверие потребителей и деловых партнеров;

  • исключение из лексикона выражений, которые могут привести к недопониманию или неясности в процессе делового общения;

  • сохранение устойчивой лояльности к клиентам и сослуживцам;

  • воздержание от подчинения своей правдивости интересам бизнеса;

  • неучастие в любой акции, которая является неэтичной, бесчестной или наносящей ущерб достоинству клиента, сослуживца или руководителя.

Эти принципы видный специалист по паблик рилейшинз Сэм Блэк советует воплощать в практике предпринимательской деятельности посредством следующих девяти правил делового общения:

  1. Всегда настаивайте на правде и полной информации.

  2. Делаемое сообщение должно быть простым и понятным.

  3. Не преувеличивайте, не набивайте цену.

  4. Помните, что половина вашей аудитории - женщины.

  5. Делайте общение увлекательным, не допускайте излишней скуки, обыденности.

  6. Следите за формой общения, она не должна быть слишком вычурной или экстравагантной.

  7. Не жалейте времени на выяснение общественного мнения.

  8. Помните: непрерывность общения и выяснения общественного мнения жизненно необходимы.

  9. Старайтесь быть убедительным и конструктивным на каждом этапе общенияБлэк С. Паблик рилейшинз. Что это такое? С. 18-19..

Приведенные этические принципы паблик рилейшинз и практические советы Сэма Блэка по их воплощению, вообще говоря, согласуются с правилами приснопамятной советской торговли. В них декларировалась необходимость соблюдения интересов покупателей и клиентов, а также предписывалось установление нравственных взаимоотношений между сослуживцами. Не останавливаясь на различиях этих двух этических систем, отметим общность одного аспекта. Обе системы оставляют за чертой психологические проблемы. Правила в них имеют односторонний характер, исключающий неэтичное поведение, которое как бы игнорируется и не обсуждается. Однако, если бы человек с необходимостью и всегда поступал нравственно в бизнесе, то потребность в этических правилах сама бы собой отпала. Правила делового общения внушают человеку быть этичным, но не раскрывают, какие психологические механизмы управляют его поведением. Правила не объясняют, почему человек, вступая в деловое общение, нередко или редко совершает неэтичные поступки.

Специалист с высшим образованием должен разбираться в соответствующих вопросах социальной психологии. Согласие с выводом, что нравственное поведение способствует успеху в книготорговом предпринимательстве, не исключает сомнения в таком поведении как панацее: обеспечивает ли оно успех всегда и во всем? Выигрывая в бизнесе, человек может проигрывать, например, в здоровье. Не является ли неэтичное поведение продавцов в советское и постсоветское время (например, грубость и пр.) своеобразной защитой от разрушающего воздействия на нервную систему последствий неверно организованного общения с покупателями?

Ответы на эти вопросы приводятся в этой книге. Причем будет малоэффективным ее использование лишь для беглого ознакомления перед зачетом или экзаменом. Авторы предполагали написать пособие, которое стало бы настольной книгой для книготорговых работников, где они могли бы найти ответы на этико-психологические вопросы, возникающие в практической деятельности. Своей задачей авторы считали обезопасить работников книжной торговли от излишней нервной напряженности, чреватой невротическими заболеваниями. Один из соавторов книги является по базовому образованию врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук. Он воочию убедился, что многие неврозы можно было бы избежать при правильном поведении, основанном на воспитании психологической устойчивости.

Учебный курс такого рода для подготовки книготорговых работников с высшим образованием стал преподаваться авторами в 1983 г. в Московском государственном университете печати (тогда Московском полиграфическом институте - МПИ и Ленинградском филиале МПИ). Опыт преподавания показал правильность направления, по которому велась разработка курса. Политические перемены и новая экономическая ситуация в стране еще рельефнее высветили важность указанной дисциплины для студентов. При этом выяснилось, что психологическая концепция авторов в принципиальных вопросах соответствует направлению психологии бизнеса развитых стран, развиваемой преимущественно в США. Так, известные специалисты американского менеджмента Мескон М.М. Мескон, Альберт М.М.  Альберт и Хедоури Ф.Ф. Хедоури выделяют в качестве специального вопрос об управлении конфликтами и стрессами в бизнесе, используя рекомендации бихевиористического подхода, который «основан на передовых концепциях психологии и социологии»Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - С. 698..

В последнее время в российских психологических изданиях изменилось отношение к бихевиоризму «в лучшую сторону». В них, например, говорится, что «бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения - приобретения организмом новых форм поведения»Психология: Словарь/Сост. Л.А. Карпенко; общая ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - С. 42..

Такая позиция способствует поискам в приложении идей социальной психологии к проблемам этики и общения в книготорговом предпринимательстве. Авторам настоящего учебника, разрабатывающим этику и социальную психологию примерно в направлении, которым идут американские и другие ученые в области менеджмента, больше не угрожает клеймо бихевиористов, которое им было бы приклеено в советский период. Однако путь, избранный авторами настоящего издания, имеет существенное отличие от бихевиористического направления американцев. В пособии представлен выраженный гуманистический аспект, имеющий важное значение для переходного периода, который проходит Россия. Аспект, направленный на снижение ущерба от разрушения стрессами психики людей, участвующих в новой для них деятельности - не обеспеченном этико-психологической защитой и нередко «диком» книготорговом предпринимательстве.

© Центр дистанционного образования МГУП