Московский государственный университет печати

Чернова Н.В.


         

Социологические исследования в книжной торговле

Конспект лекций


Чернова Н.В.
Социологические исследования в книжной торговле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Глава 1. Развитие социологических исследований спроса на книги в России в 20-30-е годы

1.1.

Развитие книжного дела в России в 20-30-е годы

1.2.

Развитие социологических методов исследования спроса на книги

1.2.1.

Опрос

1.2.2.

Анализ документов

1.2.3.

Наблюдение

2.

Глава 2. Развитие социологических исследований спроса на книги в условиях устойчивой административной системы

3.

Глава 3. Современный этап социологических исследований книжного рынка

3.1.

Социологические исследования, проводимые книготорговыми организациями и предприятиями

3.2.

Социологические исследования, проводимые научно-исследовательскими организациями

3.3.

Социологические исследования, проводимые в условиях развития рыночных отношений

Рекомендуемая литература

Указатели
30  именной указатель
37  предметный указатель
14  указатель издательств

Введение

Потребность в изучении Спрос читательскийчитательского и Спрос покупательскийпокупательского спроса возникла еще в XIX веке. В России экспериментальное изучение читательства началось гораздо раньше, чем за рубежом.

Изучение читательских интересов проводилось по широкому кругу вопросов. В 1905 г. Рубакин Н.А.Н.А. Рубакин, крупнейший представитель социологической и социально-психологической мысли в дореволюционном книговедении, писал: «Изучение читающей толпы, в разные исторические моменты, в разных слоях общества, в разных ее проявлениях, имеет громадный социологический интерес, не говоря уже о чисто практических выводах, которые сами собой вытекают из этого изучения. История читающей публики - это история общественного мнения, история критической и творческой мысли».Рубакин Н.А. Русские читатели и их обстановка  //  Вестник знания. 1905. № 1. С. 172.

Исторически достоверно трудно определить, кто первым начал социологические исследования читающей публики. Часто это начало связывают с именем Чернышевский Н.Г.Н.Г. Чернышевского, который еще в 1859-1861 гг. изучал подписчиков журнала «Современник».

В этот период начали систематически публиковаться работы, направленные на изучение читателей. Среди них следует отметить труды Алчевская Х.Д.Х.Д. Алчевской, которая поставила ряд методологических вопросов, разрабатывала систему оценок книг; Анненский С.С. Анненского, впервые в истории изучения читателя применившего форму «включенного интервьюирования»; Пругавин А.С.А.С. Пругавина, изложившего методику сбора данных; Ледерле М.М.М.М. Ледерле, предложившего использовать метод экспертных оценок.

Значительный вклад в дело исследования читателей дореволюционной России сделан Н.А. Рубакиным, который обратил внимание на необходимость научного подхода к изучению читательской аудитории. Его опубликованные работы «Опыт программы для исследования литературы для народа», «Этюды о русской читающей публике» явились первыми проведенными в России конкретными социологическими исследованиями общественного мнения вообще, его форм и причин возникновения.

Рубакин Н.А.Н.А. Рубакин был последовательным сторонником социологического подхода к изучению читающей публики. В статье «Что такое хорошая книга» он говорил, что процесс потребления литературы должен рассматриваться средствами в основном двух наук: психологии и социологии, и писал далее: «Задачей социологии является изучение взаимодействия книги и индивида при определенных социальных условиях, в зависимости от таких факторов, как экономические, полититические и т.д.». Исследования Н.А. Рубакина носили яркую социальную окраску, характерную для передовой российской интеллигенции его времени, революционную направленность.

В монографии Рейтблатт А.И.А.И. Рейтблатта «От Бовы к Бальмонту» изложен обширный фактический материал по истории чтения в России во второй половине XIX века. Он пишет: «Без знания того, что читалось, как читаемое попадало к читателю и кем создавалось, невозможно понять процессы чтения».

Вышесказанное в целом характеризует содержание социологии чтения как самостоятельной науки.

© Центр дистанционного образования МГУП