Московский государственный университет печати

Капелев В. В.


         

Программные средства обработки информации

Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы


Капелев В. В.
Программные средства обработки информации
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Учебная программа дисциплины

Введение

Содержание дисциплины

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Основные разделы и темы

1.

Общие сведения о КИС

1.1.

Компьютерная издательская система (КИС)

1.2.

Общие сведения о программном обеспечении КИС

2.

Этапы обработки издания в КИС

2.1.

Функциональная схема обработки издания в КИС

2.2.

Процедуры обработки в КИС текстовой информации

2.3.

Процедуры обработки в КИС графической информации

2.4.

Импорт и предварительное размещение материала

2.5.

Форматирование файлов

3.

Общие элементы интерфейса и процедуры в программах допечатной обработки

3.1.

Запуск программ

3.2.

Предпочтительные установки параметров по умолчанию

3.3.

Настройки пиктограмм и клавиатурных сокращений

3.4.

Открытие файлов прикладных программ

3.5.

Работа с файлами-шаблонами

3.6.

Задание исходных данных

3.7.

Задание и использование стилей оформления

3.8.

Создание и использование библиотек элементов

3.9.

Использование устройств для позиционирования фрагментов

3.10.

Визуализация обрабатываемой информации

3.11.

Сохранение файлов

3.12.

Связывание файлов

4.

Процедуры обработки контурной (векторной) графики

4.1.

Характерные особенности программ контурной графики

4.2.

Основные процедуры

4.3.

Палитры работы с цветом

4.4.

Процедуры работы с текстом

4.5.

Палитры WINDOW\Inspectors\text

4.6.

Дополнительные возможности по работе с текстом

4.7.

Процедуры по работе с замкнутыми и разомкнутыми объектами

4.8.

Палитра слоев

4.9.

Инструменты меню modify\combine

4.10.

Дополнительные инструменты меню window\toolbars\xtra operations

4.11.

Дополнительные инструменты меню window\toolbars\xtra TOOLS

4.12.

Дополнительные возможности версии freehand 9.0

4.13.

Предпочтительные установки

5.

Процедуры обработки пиксельной (точечной) графики

5.1.

Общие сведения

5.2.

Выделение областей и работа с ними

5.3.

Инструменты рисования и закрашивания

5.4.

Работа с контурами

5.5.

Работа со слоями

5.6.

Работа с каналами

5.7.

Работа с текстом

5.8.

Основы коррекции тона и цвета

5.9.

Понятие о фильтрах

6.

Процедуры систем макетирования и верстки

6.1.

Общие сведения

6.2.

Основные понятия и определения

6.3.

Начало работы

6.4.

Процедуры предварительного размещения текста и иллюстраций на страницах публикации

6.5.

Процедуры предварительной подготовки текста

6.6.

Дополнительные процедуры форматирования

6.7.

Сведения о подпрограммах-расширениях

7.

Процедуры программ межплатформенного обмена

7.1.

Понятие о документах, предназначенных для распечатки и для просмотра на экране

7.2.

PDF - переносимый формат документов

7.3.

Основные сведения о программе Adobe Acrobat

7.4.

Создание публикаций в формате Adobe Acrobat

8.

Сведения о специальных программах обработки информации

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Глоссарий

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература

Указатели
175   предметный указатель
207   указатель иллюстраций

На кафедре информационных технологий разработана учебная дисциплина под названием "Программные средства обработки информации".

Предполагается, что сквозная подготовка студентов в области компьютерных (информационных) технологийПод технологией здесь и в дальнейшем понимается комплекс аспектов, связанных с реализацией знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей. В компьютерных (или информационных) технологиях обычно рассматривают два различных аспекта: интерфейс пользователя как совокупность универсальных средств управления функциями системы: запуск и завершение программ; создание, копирование, перемещение, переименование объектов; настройка и оптимизация системы и др.; конкретные операции в предметной области: характерные процедуры, например, приложений Windows 95; характерные процедуры прикладных программ, используемых в компьютерных издательских системах (КИС) при обработке текстовой и графической информации. включает в себя несколько этапов.

На первом этапе студенты в учебной дисциплине "Информатика" изучают следующие аспекты:

  • базовые понятия информационных технологий (информация, информационные модели, алгоритмы, программирование);

  • персональный компьютер (ПК) и его системы (организация и представление данных, представление символьной информации, основные принципы операционной системы MS DOS, работа под управлением программной оболочки Norton Commander, основные обслуживающие программы);

  • основы операционной системы Microsoft Windows (основные понятия, объекты Windows 95, управление операционной системой, графический интерфейс пользователя);

  • объектно-ориентированную технологию как целостную систему (работу с файлами, со шрифтами; совместную работу таких приложений Windows, как WordPad, Paint; справочную систему Windows);

  • основы баз данных, информационных систем и телекоммуникаций.

На втором этапе при изучении учебной дисциплины "Программные средства обработки информации" студенты изучают интерфейс пользователя и характерные операции в программах, используемых в компьютерных издательских системах (КИС) при обработке текстовой и графической информации печатных и электронных изданий.

Предполагается, что тематика данной учебной дисциплины находит отражение в процессе обучения студентов на различных факультетах в конкретных рабочих программах в соответствии с их учебными планами.

Третий этап изучения информационных технологий предполагает дальнейшее обучение на более старших курсах, когда студенты используют полученные знания и навыки для дальнейшего совершенствования по избранной специальности.

Такой подход к изучению информационных технологий:

  • упорядочивает перечень изучаемых вопросов;

  • упорядочивает взаимосвязь изучаемой учебной дисциплины с курсами информатики, программирования и учебными дисциплинами специальных курсов;

  • облегчает совершенствование рабочих программ, которые должны отражать в том числе и современные средства обработки информаци;

  • обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся.

В пособии рассмотрен материал, который призван активизировать процесс изучения компьютерных технологий на втором этапе обучения. Достижению поставленной цели должны способствовать высокая самоорганизация студента, его активность, заинтересованность при овладении знаниями и навыками в области программных средств обработки информации.

В процессе появления все более совершенных персональных компьютеров, прикладных программ обработки информации в составе КИС возникает большое число как принципиально новых, так и традиционных методических возможностей для оптимизации процесса обучения. Причем такие возможности имеются не только у преподавателя и учебного заведения, но прежде всего у самого студента.

Помочь студенту самоорганизоваться В соответствии с рекомендациями УМО самостоятельную работу студента нельзя рассматривать в качестве просто некоторой добавки к традиционным организационным формам обучения, а также нельзя добиться эффективных результатов только за счет совершенствования отдельных видов самостоятельной работы студентов или только путем создания рациональных организационных форм. в процессе овладения знаниями - вот главная задача данного пособия. В методических разработках университета по организации самостоятельной работы студентов (СРС) рекомендуется рассматривать ее и как средство обучения, и как способ учебно-научного познания.

При этом следует учитыватьГрибков А.В., Грачев А. Ф. Методические рекомендации по созданию системы самостоятельной работы студентов. М.: Мир книги, 1992.:

  • уровень компьютерной подготовки студента;

  • степень владения специальными знаниями в области издательского дела и полиграфии;

  • степень оснащенности учебного заведения и самого студента компьютерной техникой и программами;

  • материальные и временные возможности;

  • умение и готовность выполнять не только обязательную (ОСРС), но и факультативную (ФСРС) самостоятельную работу;

  • склонность и стремление активно участвовать в учебно-исследовательской работе и т. д.

В целях оказания помощи студенту в самоорганизации при овладении знаниями по программным средствам обработки информации используются:

  • подготовка преподавателем раздаточного материала по изучаемым темам;

  • подготовка преподавателем описания хода выполнения лабораторных работ;

  • тесная взаимосвязь лекционного материала и лабораторного практикума как в тематическом, так и во временном плане;

  • обсуждение в начале лабораторных занятий вопросов, вызывающих у студентов затруднения;

  • демонстрация на компьютере основных этапов выполнения лабораторной работы;

  • оценка хода и результата выполнения каждой лабораторной работы;

  • перенесение выполнения части лабораторных работ (по желанию студентов) в домашние условия на личных ПК;

  • подготовка преподавателем перечня вопросов, выносимых на зачет (экзамен) с предоставлением его студентам;

  • составление контрольных вопросов по отдельным темам в каждом разделе;

  • составление перечня литературы с указанием страниц по изучаемым темам.

Структура пособия имеет следующие особенности:

  • в первой части приводится примерная учебная программа дисциплины "Программные средства обработки информации" с учетом различного объема часов, отведенных для ее изучения на различных факультетах. Даются методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, в том числе для заочной формы обучения;

  • вторая часть содержит материал, состоящий из восьми разделов и соответствующих тем. В каждом разделе обращается внимание на основные проблемы, приводится перечень контрольных вопросов и список литературы.

Значительная часть материала изложена в учебном пособии "Программные средства обработки информации. Ч. 1. Программы обработки текстовой информации". М.: Изд-во МГУП, 2000. Автор - В. В. Капелев. При изучении учебного материала используется лабораторный практикум "Программные средства издательских систем". М.: Изд-во МГУП, 1999. Автор - В. В. Капелев.

В ближайшее время планируется выпуск второй части практикума с описанием лабораторных работ, по тематике более приближенных к новому учебному плану.

© Центр дистанционного образования МГУП