Московский государственный университет печати

Капелев В. В.


         

Программные средства обработки информации

Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы


Капелев В. В.
Программные средства обработки информации
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Учебная программа дисциплины

Введение

Содержание дисциплины

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Основные разделы и темы

1.

Общие сведения о КИС

1.1.

Компьютерная издательская система (КИС)

1.2.

Общие сведения о программном обеспечении КИС

2.

Этапы обработки издания в КИС

2.1.

Функциональная схема обработки издания в КИС

2.2.

Процедуры обработки в КИС текстовой информации

2.3.

Процедуры обработки в КИС графической информации

2.4.

Импорт и предварительное размещение материала

2.5.

Форматирование файлов

3.

Общие элементы интерфейса и процедуры в программах допечатной обработки

3.1.

Запуск программ

3.2.

Предпочтительные установки параметров по умолчанию

3.3.

Настройки пиктограмм и клавиатурных сокращений

3.4.

Открытие файлов прикладных программ

3.5.

Работа с файлами-шаблонами

3.6.

Задание исходных данных

3.7.

Задание и использование стилей оформления

3.8.

Создание и использование библиотек элементов

3.9.

Использование устройств для позиционирования фрагментов

3.10.

Визуализация обрабатываемой информации

3.11.

Сохранение файлов

3.12.

Связывание файлов

4.

Процедуры обработки контурной (векторной) графики

4.1.

Характерные особенности программ контурной графики

4.2.

Основные процедуры

4.3.

Палитры работы с цветом

4.4.

Процедуры работы с текстом

4.5.

Палитры WINDOW\Inspectors\text

4.6.

Дополнительные возможности по работе с текстом

4.7.

Процедуры по работе с замкнутыми и разомкнутыми объектами

4.8.

Палитра слоев

4.9.

Инструменты меню modify\combine

4.10.

Дополнительные инструменты меню window\toolbars\xtra operations

4.11.

Дополнительные инструменты меню window\toolbars\xtra TOOLS

4.12.

Дополнительные возможности версии freehand 9.0

4.13.

Предпочтительные установки

5.

Процедуры обработки пиксельной (точечной) графики

5.1.

Общие сведения

5.2.

Выделение областей и работа с ними

5.3.

Инструменты рисования и закрашивания

5.4.

Работа с контурами

5.5.

Работа со слоями

5.6.

Работа с каналами

5.7.

Работа с текстом

5.8.

Основы коррекции тона и цвета

5.9.

Понятие о фильтрах

6.

Процедуры систем макетирования и верстки

6.1.

Общие сведения

6.2.

Основные понятия и определения

6.3.

Начало работы

6.4.

Процедуры предварительного размещения текста и иллюстраций на страницах публикации

6.5.

Процедуры предварительной подготовки текста

6.6.

Дополнительные процедуры форматирования

6.7.

Сведения о подпрограммах-расширениях

7.

Процедуры программ межплатформенного обмена

7.1.

Понятие о документах, предназначенных для распечатки и для просмотра на экране

7.2.

PDF - переносимый формат документов

7.3.

Основные сведения о программе Adobe Acrobat

7.4.

Создание публикаций в формате Adobe Acrobat

8.

Сведения о специальных программах обработки информации

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Глоссарий

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература

Указатели
175   предметный указатель
207   указатель иллюстраций
Примеры реализации команд, используемых при работе в программе FreeHand Процедуры в меню MODIFY\Transform (Изменения\ Трансформирования объектов) 1 - Move (перемещение); 2 - Rotation angle (угол поворота); 3 - Scale % (процент масштабирования); 4 - Skew angles (угол скоса); 5 - Reflect axes (ось отражения). Команды для определения взаимного расположения объектов в FreeHand Выравнивание (Align) объектов в FreeHand Палитра, открывающаяся в меню MODIFY\Object при гладкой опорной точке а) типы опорных точек: 1 - Smooth (Гладкая); 2 - Corner (Угловая); 3 - Connected (Соединительная); б) пиктограммы управления: 4 - Left Handle (Левый управляющий рычаг); 5 - Right Handle (Правый управляющий рычаг); 6 - флажок преобразования. Инструмент Knife (Скальпель) в FreeHand Треугольник до задания фона и абриса Треугольник после задания фона Треугольник после задания фона и абриса Палитры в меню WINDOW\Panels Палитра, открывающаяся в меню WINDOW\Inspector\ Color Mixer для создания цвета в одной из моделей Текстовый блок, возникающий на экране после обрисовки области инструментом Текст в пустом месте страницы Фрагмент абзацного текста Фрагмент окна режима редактирования (команда TEXT\Editor) Перетекание текста из одного блока в другой (см. также следующий рисунок и читай содержимое блоков на рисунках) Схема перетекания текста из одного блока в другой (читай содержимое рисунков) Текстовый блок до (фрагмент слева) и после (фрагмент справа) перемещения правого нижнего ограничителя в режиме drag Масштабирование текста в блоке по вертикали перемещением углового ограничителя при нажатой клавише Alt Увеличение величины интерлиньяжа (а) и межбуквенных расстояний (б) при перемещении ограничителей соответственно нижнего ограничителя вниз и правого - направо Увеличение величины межсловных пробелов в текстовом блоке перемещением правого ограничителя направо при нажатой клавише Alt Первые пять образцов получены из исходной буквы М вызовом из меню TEXT\Effect следующих команд: Underline, Strikethrough, Shadow, Inline, Highlight. Последние два образца получены из исходной буквы М после преобразования ее в контуры (команда TEXT\ Convert To Path) и направления слов вдоль контура (команда TEXT\Attach To Path). Палитра WINDOW\Inspectors\text: параметры на уровне символов Палитра WINDOW\Inspectors\text: параметры на уровне абзацев Палитра WINDOW\Inspectors\text: параметры на уровне пробелом Палитра WINDOW\Inspectors\text: параметры работы с колонками Палитра WINDOW\Inspectors\text: параметры выравнивания в колонках Примеры использования команд из палитр Inspectors Для второго случая в позиции Adjust Columns заданы режимы Balance и Modify leading Окно в меню TEXT\Editor графического редактора Free Hand 8.0 для просмотра использованных команд Фрагмент в текстовом окне после задания и использования табулятора обтекания Wrapping Диалоговое окно, появляющееся для задания параметров форматирования в создающемся стиле, например, под ключевым словом Text На рисунках показан результат последовательного выполнения шагов: совместное выделение объектов, размещение текста по умолчанию, размещение текста после перемещения его вдоль траектории, размещение текста после перемещения его относительно траектории вниз Меню для фиксированного размещения текста относительно траектории по высоте Меню для создания нескольких вариантов ориентации символов текста при огибании им траектории Результаты выполнения некоторых процедур, характерных для работы с контурами На рисунках показан результат последовательного выполнения шагов: первая часть будущего замкнутого контура, результат после копирования, результавт после зеркального отображения, после сближения двух частей; после использования команды MODIFY\Jojn, после использования команды WINDOW\Inspectors\Object\Closed Панель, открывающаяся в меню WINDOW\Panels\Layers Панель, открывающаяся в меню WINDOW\Panels\Layers\Options Контрольные точки Мультирастяжки Градиентная растяжка Пример расположения объектов параллельно друг другу при траекторной растяжке Пример выполнения команды Union в FreeHand Пример выполнения команды Divide в FreeHand Пример выполнения команды Intersect в FreeHand Сравнение Union и Intersect Пример выполнения команды Punch в FreeHand Пример выполнения команды Crop в FreeHand Пример выполнения команды Transparency в FreeHand Результат последовательного применения команды Fractalize к исходному контуру Диалоговое окно и результат выполнения команды Insert Path Команда Expand Stroke Пример выполнения команды Simplify в FreeHand Пример выполнения команды Remove Overlap в FreeHand Пример выполнения команды Reverse Direction в FreeHand Команда Set Note в FreeHand Команда Emboss в FreeHand Пример выполнения команды Add Points в FreeHand Диалоговые окна для команды Arc в FreeHand Команды 3D Rotation в FreeHand Исходный объект и результат выполнения команды Bend в FreeHand Диалоговое окно для команды Spiral в FreeHand Команда Mirror в FreeHand Примеры выполнения процедуры: а) текст, превращенный в кривые (TEXT\Convert To Path); б) результат использования инструмента в режиме Perspective\ Concave; в) результат использования инструмента в режиме Perspective\Convex Команда Smudge в FreeHand Команда Roughen в FreeHand Команда Shade в FreeHand Создание коллекции с помощью команды Graphic Hose в FreeHand Упорядочивание элементов коллекции в FreeHand Меню для добавления страниц в инструменте Page в FreeHand Диалоговое окно для задания параметров сетки перспективы: 1 - имя новой сетки; 2 - число точек схода; 3 - размер ячейки; 4 - цвет левой части сетки; 5 - цвет правой части сетки; 6 - цвет горизонтальной части сетки Пример выполнения команды MODIFY\Envelope в FreeHand Палитра Envelope: 1 - Create (Применить облочку); 2 - Envelope Preset (Оболочка из списка); 3 - Save As Preset (Сохранить как новую оболочку списка); 4 - Delete Preset (Удалить новую оболочку из списка); 5 - Copy As Path (Копировать оболочку через буфер обмена в виде траектории); 6 - Paste As Envelope (Вклеить траекторию через буфер обмена в качестве оболочки); 7 - Release (Освободить объект от оболочки); 8 - Remove (Удалить оболочку вместе с содержимым); 9 - Show Map (Показать карту деформации) Палитра для выбора и применения облочки: 1 - форма выбранной оболочки; 2 - имя оболочки, выбранной из списка

К Объектно-ориентированные програмыобъектно-ориентированным (специалисты называют их также программами контурной или векторной графики) относят такие программы, как AdobeIllustrator, CorelDraw, Macromedia FreeHand и др. Их обычно стараются использовать для:

  • высококонтрастной графики;

  • точных рисунков с четкими линиями;

  • деловой информации, графики, диаграмм, рекламы.

  • Характерными особенностями программ являются:

  • использование графических примитивов, описанных математическими выражениями (линий, овалов, прямоугольников, многоугольников);

  • конструирование сложных объектов в результате комбинирования графических примитивов, а также преобразования их формы при использовании так называемых опорных (или узловых) точек;

  • возможность вывода на распечатку с любым разрешением, какое поддерживается выводным устройством, в результате пересчета программой по используемым формулам каждой линии изображения при выводе на монитор или на принтер;

  • сравнительно малый объем графических файлов, который не зависит от размера изображения, а зависит от количества и сложности объектов;

  • возможность чистой и точной прорисовки объектов при создании рекламы, дизайна товарной упаковки и другой полиграфической продукции;

  • возможность редактирования начертаний букв как графических объектов благодаря использованию языка описания страниц PostScript;

  • простота редактирования изображения в результате того, что в описание объектов заносятся все этапы их создания, всегда можно вернуться к любому из них, а изменение одного из объектов не отражается на состоянии соседних.

Примеры реализации команд, используемых при работе в программе FreeHand, приведены на рисункеПримеры реализации команд, используемых при работе в программе FreeHand.

К основным процедурам программы FreeHand обычно относят следующие:

  • графические примитивы;

  • задание каркасу объекта параметров абриса и фона;

  • действия на уровне отдельных объектов:

      а) MODIFY\Transform (трансформирование):

        Move (перемещение);

        Rotation (угол поворота);

        Scale % (процент изменения размера);

        Skew angle (угол скоса);

        Reflect axes (ось отражения);

      б) MODIFY\Arrange (планы расположения):

        Bring To Front (передний план);

        Move Forward (на один уровень вперед);

        Move Backward (на один уровень назад);

        Send To Back (задний план);

      в) MODIFY\Align (выравнивание);

      г) MODIFY\Distribute (распределение);

      д) VIEW\Snap\(примагничивание)

        To Point (к ближайшей опорной точке);

        To Guides (к ближайшей направляющей);

        To Grid (к ближайшему узлу экранной сетки);

      е) MODIFY\Group/Ungroup (группирование/разгруппирование);

      ж) MODIFY\Lock/Unlock (закрепление/отмена закрепления);

  • действия по комбинированию объектов в меню MODIFY\Combine:

      а) Join (соединение);

      б) Union (объединение);

      в) Intersect (пересечение);

      г) Punch (высекание);

      д) Transparency (прозрачность);

  • изменение формы объектов с помощью опорных и контрольных точек;

  • обработка текста;

  • направление текста вдоль произвольной кривой;

  • специальные эффекты.

Графические примитивы - процедуры формирования объектов простейшей геометрической формы. Построение каждого из них сводится к использованию соответствующих инструментов.

Например, для образования пятиконечной звезды с белым фоном и толщиной абриса 1 pt нужно:

  • дважды щелкнуть по инструменту Polygon (многоугольник);

  • в появившемся окне выбрать позицию "Star" ("Звезда");

  • в позиции "Number of Sides" ("число сторон") задать "5";

  • в позиции "acute...obtise" задать нужную форму звезды;

  • обрисовать курсором область расположения объекта;

  • вызвать в меню WINDOW\Inspector\Fill (ОКНО\Инспектор\Заливка) палитру и выбрать в ней цвет заливки "White" ("Белый");

  • вызвать в меню WINDOW\Inspector\Stroke (ОКНО\Инспектор\Абрис) палитру и выбрать в ней цвет абриса "Black" ("Черный"), а толщину абриса Width=1 pt.

Трансформирование объектов Трансформирование объектов без существенного изменения их формы удобно выполнять с помощью палитры в меню MODIFY\Transform (см. рисунокПроцедуры в меню MODIFY\Transform (Изменения\ Трансформирования объектов)  1 - Move (перемещение); 2 - Rotation angle (угол поворота); 3 - Scale % (процент масштабирования); 4 - Skew angles (угол скоса); 5 - Reflect axes (ось отражения).).

Взаимное расположение объектов может определяться при помощи команд, изменяющих план расположения соответствующего объекта. При этом учитывается, что, например, вновь создаваемый объект находится как бы на листе бумаги на переднем плане и может заслонять остальные объекты, если они находятся на один или более шагов сзадиКоманды для определения взаимного расположения объектов в FreeHand.

Выравнивание (Align) объектов Выравнивание (Align) объектов обеспечивает их взаимную фиксацию по одному из вариантовВыравнивание (Align) объектов в FreeHand:

    а) в области выделенных объектов:

      Top - по верхнему краю объектов;

      Center - по центру объектов;

      Bottom - по нижнему краю объектов;

      Left - по левому краю объектов;

      Center - по центру объектов;

      Right - по правому краю объектов;

    б) в области всей страницы (Align To Page) - то же в области всей страницы.

Распределение (Distribute) объектов Распределение (Distribute) объектов обеспечивается в меню MODIFY\Align и представляет собой их равномерное размещение по одному из вариантов:

    Tops - по верху объектов;

    Centers - по центру объектов;

    Bottoms - по низу объектов;

    Heights - по высоте объектов;

    Lefts - по левому краю объектов;

    Centers - по центру объектов;

    Rights - по правому краю объектов;

    Widths - по ширине объектов.

Форма объектов Форма объектов может изменяться в результате работы с опорными и контрольными точкамиПалитра, открывающаяся в меню MODIFY\Object  при гладкой опорной точке а) типы опорных точек: 1 - Smooth (Гладкая); 2 - Corner  (Угловая); 3 - Connected (Соединительная); б) пиктограммы управления: 4 - Left Handle (Левый управляющий рычаг); 5 - Right Handle (Правый управляющий рычаг); 6 - флажок преобразования..

Инструмент Knife (Скальпель) Инструмент Knife (Скальпель) может использоваться, например, следующим образомИнструмент Knife (Скальпель) в FreeHand:

  • дважды щелкнуть по инструменту Knife;

  • задать параметры инструмента: Tool operation-Straight (Вид разреза - По прямой линии), Width - Ширина разреза - 5 единиц, например 5 пунктов;

  • выбрать инструмент Knife и провести по предварительно выделенному объекту.

Задание фона (заливка), толщины и цвета абриса объекта выполняется следующим образом. Пусть нужно объект в виде треугольникаТреугольник до задания фона и абриса залить черным цветом с оттенком 28 %Треугольник после задания фона, а также задать ему толщину абриса 2 пунктаТреугольник после задания фона и абриса.

Для создания цвета и оттенка в программе предусмотрено использование трех палитр в меню WINDOW\PanelsПалитры в меню WINDOW\Panels:

  • Color Mixer (создание нужного цвета)Палитра, открывающаяся в меню WINDOW\Inspector\ Color Mixer для создания цвета в одной из моделей;

  • Tint (задание нужного оттенка);

  • Color List (перечень цветов для запоминания в публикации).

Кроме того, для задания варианта работы с цветом используется диалоговое окно WINDOW\Inspector\Fill.

Текстовый блок Текстовый блок. Текстовые фрагменты, как вводимые с клавиатуры непосредственно в программе FreeHand, так и импортируемые из текстовых редакторов, размещаются в специально создаваемых областях - текстовых объектах или блоках. Они могут иметь форму прямоугольников, эллипсов и т. д., а также произвольную конфигурацию. Текстовые блоки образуют с помощью инструмента 'Текст' в результате выполнения следующих процедурТекстовый блок, возникающий на экране после обрисовки области инструментом Текст в пустом месте страницы:

  • щелчок (click) инструментом где-нибудь на странице в месте предполагаемого расположения верхнего левого угла блока - образование по умолчанию блока заголовочного текста (разбиение на строки принудительное);

  • протягивание (drag) инструментом, начиная с предполагаемого размещения верхнего левого угла блока, до образования области нужного размера, устанавливаемого визуально - образование области с последующим разбиением программой текста на строки;

  • то же после предварительной фиксации границ формируемого блока с помощью разметочных линеек - образование области в соответствии с установленными направляющими;

  • протягивание инструментом при удерживаемой клавише Shift - образование текстового блока в виде квадрата;

  • протягивание инструментом при удерживаемой клавише Alt - формирование блока, растущего из центра;

  • линейка табуляции, если она мешает при работе, может быть спрятана командой VIEW\Text Ruler.

Ввод текста в блок. Текст можно обрабатывать в программе в двух основных режимах:

  • заголовочный текст (вводится по месту курсора после щелчка мышью в любом месте экрана). При этом для формирования второй и других строк нужно использовать клавишу Enter;

  • Абзацный текст абзацный текст (вводится по месту курсора после обрисовки области инструментом Text)Фрагмент абзацного текста.

Специальные команды кодируют в меню TEXT\Special Characters:

  • неразрывный пробел (Non-Breaking Space);

  • кегельная шпация (Em Space);

  • полукегельная шпация (En Space);

  • тонкая шпация (Thin Space);

  • длинное полиграфическое тире (Em Dash);

  • короткое полиграфическое тире (En Dash);

  • мягкий перенос (Discretionary Hyphen).

Для удобства редактирования текста в программе предусмотрен специальный режим (команда TEXT\EditorФрагмент окна режима редактирования (команда TEXT\Editor)), при котором текст выводится на экран в окне, в котором можно задать:

  • кегль 12 pt для просмотра при редактировании;

  • видимыми так называемые невидимые (Invisible) символы, которые представляют на экране специальные команды и обычно не выводятся на экран: кегельные (Em space), полукегельные (En space), тонкие (Thin space) шпации, межсловные пробелы

Перетекание текста из одного блока в другой Перетекание текста из одного блока в другой организуется оператором по сигналу "переполнения' (черный круг внутри маркера перетекания текста в другой блок) в результате перетаскивания маркера в новый блок (см. следующие рисункиПеретекание текста из одного блока в другой (см. также следующий рисунок и читай содержимое блоков на рисунках) Схема перетекания текста из одного блока в другой (читай содержимое рисунков)).

Создание текстового объекта свободной формы Создание текстового объекта свободной формы. FreeHand обеспечивает помещение текста внутри области, очерченной с помощью инструментов графических примитивов (прямоугольник, овал, многоугольник), а также с помощью инструмента свободного рисования. Если нужно сделать границу невидимой, то это выполняется отменой команды Display boder в палитре Inspector по маршруту VIEW\Tools\ Inspector\Display boder.

При использовании блоков произвольной формы (т. е. не блока, созданного с помощью инструмента 'текст') отличительными особенностями процедур являются следующие:

  • возможность импортирования текста из одного блока в другой (не предусмотрено импортирование текста из блока произвольной формы в блок, создаваемый инструментом 'текст', как в блок самого низшего уровня);

  • образование конфигурации блока выполняется инструментами создания примитивных геометрических фигур (в том числе инструментом 'прямоугольник') и инструментом свободного рисования.

Перемещение текста из одного блока в другой Перемещение текста из одного блока в другой осуществляется в результате выполнения следующих процедур:

  • активизация инструментом 'стрелка' существующего текстового блока;

  • использование команды TEXT\Remove Transforms;

  • образование контура нового текстового блока;

  • активизация shift-курсором текстового фрагмента и контура нового текстового блока;

  • использование команды TEXT\Flow Inside Path.

Использование угловых ограничителей в текстовом блоке (в режиме drag) позволяет:

  • изменить размер блока (после его активизации инструментом "стрелка') с последующим автоматическим заполнением текстом новых границ;

  • масштабировать блок текста вместе с содержимым перемещением угловых ограничителей блока при нажатой клавише <Alt> (см. следующие рисункиТекстовый блок до (фрагмент слева) и после (фрагмент справа) перемещения правого нижнего ограничителя в режиме drag Масштабирование текста в блоке по вертикали перемещением углового ограничителя при нажатой клавише Alt).

Использование верхнего (нижнего) и левого (правого) ограничителей в текстовых блоках позволяет изменять соответственно Интерлиньяжинтерлиньяж, а также межбуквенные и межсловные расстояния (см. следующие рисункиУвеличение величины интерлиньяжа (а) и межбуквенных расстояний (б) при перемещении ограничителей соответственно нижнего ограничителя вниз и правого - направо Увеличение величины межсловных пробелов в текстовом блоке перемещением правого ограничителя направо при нажатой клавише Alt). Для изменения межсловных расстояний необходимо осуществлять курсором мыши drag с одновременно нажатой и удерживаемой клавишей <Alt>.

Эффекты при работе с текстомЭффекты при работе с текстом рассмотрим на следующих примерахПервые пять образцов получены из исходной буквы М вызовом из меню TEXT\Effect следующих команд: Underline, Strikethrough, Shadow, Inline, Highlight. Последние два образца получены из исходной буквы М после преобразования ее в контуры (команда TEXT\ Convert To Path) и направления слов вдоль контура (команда TEXT\Attach To Path)..

Параметры на уровне символовПалитра WINDOW\Inspectors\text: параметры на уровне символов

Параметры на уровне абзацевПалитра WINDOW\Inspectors\text: параметры на уровне абзацев

Параметры изменения пробеловПалитра WINDOW\Inspectors\text: параметры на уровне пробелом

Параметры работы с колонкамиПалитра WINDOW\Inspectors\text: параметры работы с колонками

Параметры выравнивания в колонкахПалитра WINDOW\Inspectors\text: параметры выравнивания в колонках

Примеры использования команд из палитр InspectorsПримеры использования команд из палитр Inspectors

Для второго случая в позиции Adjust Columns заданы режимы "Balance" и "Modify leading"Для второго случая в позиции Adjust Columns заданы режимы Balance и Modify leading

В программе имеется расширенный ассортимент возможностей работы с текстом:

  • встроенный текстовый редактор, в окне которого предусмотрены дополнительные возможности, упрощающие работу;

  • дополнительный тип табуляции;

  • механизм стилей оформления как для графических, так и для текстовых объектов;

  • направление текста вдоль произвольной траектории;

  • превращение символов текста в контуры.

Окно текстового редактора  Окно в меню  TEXT\Editor  графического редактора  Free Hand 8.0  для просмотра использованных команд, открывающееся в меню TEXT\Editor, дает возможность:

  • задать для просмотра на экране текста, помещенного в это окно, кегль 12 пунктов (позиция 12 Pt Black);

  • сделать видимыми в окне текстового редактора так называемые непечатаемые символы (табуляции, конца абзаца, межсловного пробела, тонкой, полукегельной и кегельной шпаций).

Табуляция обтекания (Wrapping) Табуляция обтекания (Wrapping)Фрагмент в текстовом окне после задания и использования табулятора обтекания  Wrapping дает возможность поместить фрагмент текста между левой (правой) границей блока и соседней позицией табуляции (или между двумя задаваемыми позициями) так, что непоместившиеся символы автоматически переходят в следующую строку, образуя колонку.

Стиль оформления Механизм стилей оформления уменьшает число элементарных действий, необходимых для форматирования большого количества однотипных объектовДиалоговое окно, появляющееся для задания параметров форматирования в создающемся стиле, например, под ключевым словом  Text.

Направление текста вдоль произвольной траектории предполагает выполнение следующих шаговНа рисунках показан результат последовательного выполнения шагов: совместное выделение объектов, размещение текста по умолчанию, размещение текста после перемещения его вдоль траектории, размещение текста после перемещения его относительно траектории вниз:

  • формирование Текстовый блоктекстового блока после предварительного задания текстовой области инструментом А (Текст);

  • образование траектории нужной конфигурации (например, после предварительного построения ее с помощью инструмента Bezigon (Безигон);

  • редактирование траектории (при необходимости);

  • совместное выделение текстового блока и траектории;

  • использование команды TEXT\Attach To Path;

  • перемещение текста вдоль траектории (при необходимости) перетаскиванием контрольного треугольника мышью;

  • перемещение текста относительно траектории в поперечном направлении.

При Размещение текстаразмещении текста относительно траектории предусмотрено следующее:

  • фиксированное размещение текста относительно траектории по высотеМеню для фиксированного размещения текста относительно траектории по высоте:

      а) None - отсутствие выравнивания;

      б) Baseline - совмещение базовой линии текста с траекторией;

      в) Ascent - совмещение верхней линии шрифта с траекторией;

      г) Descent - совмещение нижней линии шрифта с траекторией;

  • произвольное размещение текста относительно траектории по высоте (в результате задания величины сдвига базовой линии шрифта (Baseline Shift) в палитре WINDOW\Inspectors\ Text\abc;

  • автоматическое удаление траектории после размещения текста (флажок Show Path снят) или оставление траектории (флажок задан);

  • несколько вариантов ориентации символов текста при огибании им траекторииМеню для создания нескольких вариантов ориентации символов текста при огибании им траектории:

      а) Rotate around path (поворот символов вокруг траектории);

      б) Vertical (вертикальное расположение символов);

      в) Skew horizontal (скос символов по горизонтали);

      г) Skew vertical (скос символов по вертикали).

  • На рисунках показан результат последовательного выполнения шагов: совместное выделение объектов, размещение текста по умолчанию, размещение текста после перемещения его вдоль траектории, размещение текста после перемещения его относительно траектории вниз

Превращение символов текста в контуры Превращение символов текста в контуры выполняется в меню TEXT\Convert To Path. При этом:

  • свойства символов, характерные для обычной текстовой обработки (возможность задания шрифта, кегля, начертания и т. п) исчезают;

  • новые свойства символов как графических объектов, представленных кривыми Безье, делают возможным выполнение процедур трансформирования обычных контурных (векторных) объектов.

На рисункахРезультаты выполнения некоторых процедур, характерных для работы с контурами в качестве примера показаны результаты выполнения некоторых процедур, характерных для работы с контурами.

Объект замкнутый (разомкнутый) Замкнутыми (разомкнутыми) объектами обычно называют такие объекты, у которых соответственно нельзя (можно) различить начальную и конечную опорные точки контура. Контурам свойственны следующие основные особенности:

  • закрашивание объектов обычно визуализируется у замкнутых и не визуализируется у разомкнутых контуров;

  • имеется возможность взаимного превращения контуров одного типа в другой.

К основным процедурам взаимного превращения контуров одного типа в другой отнесем следующиеНа рисунках показан результат последовательного выполнения шагов: первая часть будущего замкнутого контура, результат после копирования, результавт после зеркального отображения, после сближения двух частей; после использования команды MODIFY\Jojn, после использования команды WINDOW\Inspectors\Object\Closed:

  • инструмент Knife (разрезать) для разрезания замкнутого объекта на части (рассмотрен ранее в этом пособии);

  • MODIFY\Join (соединить) для соединения ближайших опорных точек различных объектов;

  • WINDOW\Inspectors\Object\Closed (замкнуть) для превращения разомкнутого объекта в замкнутый;

  • WINDOW\Inspectors\Object\UnClosed (разомкнуть) для размыкания замкнутого контура в результате удаления одного из сегментов (обычно соединяющего первую и последнюю опорные точки);

  • MODIFY\Split (расщепить) для расщепления контура в месте опорной точки.

В каждом документе, создаваемом в программе FreeHand 8.0, по умолчанию имеется один Рабочий слойрабочий слой. Добавление новых слоев облегчает управление большой массой объектов, регулировать распечатку и отображение на экране. На рисункеПанель, открывающаяся в меню WINDOW\Panels\Layers представлена панель, открывающаяся в меню WINDOW\Panels\LayersПанель, открывающаяся в меню WINDOW\Panels\Layers\Options:

  • Foreground (Передний слой) - рабочий слой, на котором по умолчанию располагаются все объекты;

  • Guides (Вспомогательные линии) - слой с горизонтальными и вертикальными направляющими;

  • Background (Задний слой) - слой для расположения объектов, не предназначенных для вывода на печать.

Обычно все графические инструменты программы подразделяют на следующие подгруппы:

  • средства для рисования основных геометрических примитивов. Таковыми считают инструменты: прямая линия (Line), прямоугольник (Restangle), эллипс (Ellips), многоугольник (Polygon);

  • инструменты свободного рисования: перо (Pen), безигон (Bezigon), деформатор (Freeform), рисование (Freehand). При работе с графическими примитивами часто используют различные операции их комбинирования. К таким операциям относятся, например, команды в меню MODIFY\Combine\Blend (Join Blend To Path; Union; Divide; Intersect; Punch; Crop; Transparency).

Доступ к названным выше командам открывается также в палитре WINDOW\XTras\Path Operations и WINDOW\Toolbars\Xtra Operations.

BLEND - Объектная растяжкаобъектная растяжка, которая создает новый объект в виде серии промежуточных форм от одного граничного объекта к другому. При этом образуется двухуровневая структура, состоящая из граничных объектов и сгруппированных промежуточных формы:

  • Объект граничный граничные объекты - любые контуры, не являющиеся группами и имеющие сходные атрибуты заливок и обводок;

  • выделение граничного объекта для придания новых параметров возможно без нарушения растяжки и выполняется при нажатой Alt. Внесенные изменения "на лету" применяются программой ко всей растяжке;

  • Контрольные точкиконтрольные точки - точки, принадлежащие граничным объектам и указывающие программе направление перехода между граничными объектами. Обычно программа автоматически выбирает их, но имеется возможность указать такие точки самому пользователюКонтрольные точки;

  • мультирастяжки - объектные растяжки, которые создаются при наличии нескольких опорных объектовМультирастяжки;

  • Градиентная растяжкаградиентная растяжка - создание нового объектаГрадиентная растяжка в виде серии промежуточных форм от одного граничного объекта к другому с изменением цвета или оттенка.

    JOIN BLEND TO PATH - траекторная растяжка, которая характеризуется изменением положения промежуточных объектов вдоль некоторой заданной траектории или трассы. Выполняется после выделения всех объектов командой MODIFY\Combine\Join Blend To Path;

  • объекты располагаются параллельно друг другу при траекторной растяжке, если снять флажок Rotate on Path в палитре Inspector\ObjectПример расположения объектов параллельно друг другу при траекторной растяжке.

Объединение
UNION - объединение (создание целостного объекта из нескольких исходных объектов)Пример выполнения команды Union в FreeHand.

Разделение DIVIDE - разделение (превращение замкнутого объекта в множество замкнутых контуров)Пример выполнения команды Divide в FreeHand:

  • области пересечения превращаются в новые замкнутые контуры и вырезаются из исходных объектов;

  • параметры заливки и обводки наследуются из верхнего объекта;

  • части открытых контуров, лежащие за пределами областей пересечения, удаляются.

Пересечение INTERSECT - пересечение (получение отдельного контура, совпадающего с областью пересечения всех объектов, участвующих в операции)Пример выполнения команды Intersect в FreeHand.

Сравните Union и IntersectСравнение Union и Intersect

Перфорация PUNCH - перфорация (вырезание в одном или нескольких замкнутых контурах отверстия)Пример выполнения команды Punch в FreeHand:

  • пуансоном для пробивки является самый верхний объект;

  • пуансон после пробивки удаляется (для сохранения держать клавишу Shift).

Кадрирование CROP - кадрирование (ограничение объектов по форме объекта, расположенного над ними)Пример выполнения команды Crop в FreeHand.

Прозрачность TRANSPARENCY - прозрачность (происходит создание нового контура на пересечении двух замкнутых контуров)Пример выполнения команды Transparency в FreeHand:

  • форма нового контура совпадает с областью наложения первоначальных контуров;

  • параметры заливки нового контура имитируют эффект прозрачности;

  • степень прозрачности задается в диалоговом окне с помощью числа (0 -отсутствие прозрачности, 100 - полная прозрачность).

Фрактализация FRACTALIZE - фрактализация (преобразование любого контура в объект, который создается в программах, использующих фрактальные формулы). На рисункеРезультат последовательного применения команды Fractalize к исходному контуру приведен результат последовательного применения команды к исходному контуру.

Концентрический контур INSERT PATH - концентрический контур (создание одного или нескольких концентрических контуров). По умолчанию старый контур исчезает. На рисункеДиалоговое окно и результат выполнения команды Insert Path приведены диалоговое окно и результат выполнения команды.

Трассирование абриса EXPAND STROKE - трассирование абриса (например, контура, имеющего толщину, и замена его на замкнутые объекты, в точности повторяющие внешний и внутренний параметры контура). На схемеКоманда Expand Stroke приведены последовательные шаги замены овала на замкнутые объекты, в точности повторяющего его внешний и внутренний периметр (на экране задан режим Keyline). На рисунке в палитре Expand Stroke задан параметр Width - расстояние между замкнутыми объектами.

Simplify SIMPLIFY -упрощение (сокращение числа опорных точек до оптимального количества без изменения формы объекта). На рисункеПример выполнения команды Simplify в FreeHand виден результат выполнения команды Simplify.

Remove Overlap REMOVE OVERLAP - удаление перекрытия (удаление частей закрытого контура, перекрывающих друг друга). На рисункеПример выполнения команды Remove Overlap в FreeHand виден результат действия команды Remove Overlap.

Изменение направления на противоположное REVERSE DIRECTION - изменение направления на противоположное (при работе с открытыми контурами используется, например, при расположении текста вдоль траектории)Пример выполнения команды Reverse Direction в FreeHand.

Set Note SET NOTE - примечание (прикрепление к любому объекту по команде Set Note текстового примечания - комментария длиной до 250 символов - вводимого в специальное окно). На рисункеКоманда Set Note в FreeHand представлен нарисованный и выделенный символ, а также фрагмент окна, появляющегося на экране по команде Set Note (предварительно с помощью этой же команды вызывалось окно для ввода примечания).

Emboss EMBOSS - придание замкнутому контуру с заливкой эффекта трехмерности (на схемеКоманда Emboss в FreeHand приведены примеры изображния шестиугольника после выбора последовательно пяти приведенных вверху пиктограмм при заданных в палитре параметрах).

Add pointd ADD POINTS - добавление опорных точек (число имеющихся точек удваивается)Пример выполнения команды Add Points в FreeHand.

ARC ARC - образование дуги или сектора. После двойного щелчка по инструменту в диалоговом окнеДиалоговые окна для команды Arc в FreeHand имеется возможность задавать:

  • сектор (с выпуклой - по умолчанию или с вогнутой - Concave дугой;

  • участок дуги - Open Arc;

  • сектор мли участок дуги в первом квадранте - по умолчанию или в третьем квадранте - Flipped Arc.

3D Rotation 3D Rotation - вращение в пространстве (имитация вращения двумерного (плоского) объекта в пространстве). Параметры преобразования задаются в окнеКоманды 3D Rotation в FreeHand после двойного щелчка по инструменту. Преобразование выделенного объекта выполняется мышью.

Деформация BEND - деформация (деформирование выделенного объекта). После выбора инструмента нажимают кнопку мыши (тем самым задается центр деформации) и, не отпуская кнопку, перемещают мышь в одну из сторон. На рисункеИсходный объект и результат выполнения команды Bend в FreeHand показан исходный объект и результат деформации.

Спираль SPIRAL - спираль (создание геометрического объекта в виде непрерывной кривой с заданным радиусом и числом витков). Параметры спирали задаются в окнеДиалоговое окно для команды Spiral в FreeHand после двойного щелчка по инструменту. Спираль образуется протягиванием курсора после выбора инструмента.

Зеркало MIRROR - зеркало (многофункциональное средство для отображения и поворота объектов относительно одной или нескольких осей). После двойного щелчка по инструменту в палитре WINDOW\ Toolbars\XTra Tools\Mirror можно выбрать один из предусмотренных режимов (см. примерыКоманда Mirror в FreeHand):

  • Vertical (отображение относительно вертикальной оси);

  • Horizontal (отображение относительно горизонтальной оси);

  • Horizontal Vertical (отображение относительно обеих осей координат);

  • Multiple (отображение относительно заданного числа осей).

Пипетка EYEDROPPER - пипетка (инструмент для "взятия пробы" цвета или оттенка с имеющегося изображения и переноса его в нужный объект, а также в палитру WINDOW\Panel\Color).

Линза рыбий глаз FISHEYE LENS - линза "рыбий глаз" (придание объекту некоего подобия специальному сферическому эффекту).

При применении к тексту нужно выполнить следующееПримеры выполнения процедуры: а) текст, превращенный в кривые (TEXT\Convert To Path); б) результат использования инструмента в режиме Perspective\ Concave; в) результат использования инструмента в режиме Perspective\Convex:

  • превратить текст в кривые;

  • открыть диалоговое окно двойным щелчком по инструменту;

  • задать параметры;

  • обрисовать нужную область курсором поверх текста.

Растушевка SMUDGE - растушевка (создание серии повторяющихся объектов с заданными параметрами)Команда Smudge в FreeHand:

  • задать параметры после двойного щелчка по инструменту;

  • выделить объект;

  • зацепить объект курсором и перемещать в нужном направлении.

Огрубление ROUGHEN - огрубление (используется для искажения формы контура). Степень искажения зависит от выбранных параметров и величины перемещения курсора. Для выполнения процедуры нужно осуществить следующееКоманда Roughen в FreeHand:

  • задать параметры после двойного щелчка по инструменту;

  • выделить объект;

  • зацепить объект курсором и перемещать на соответствующую величину.

Оттененность SHADE - оттененность (создание имитации тени от выбранного объекта)Команда Shade в FreeHand.

Библиотека графическая GRAPHIC HOSE - графическая библиотека (для хранения типовых элементов публикации и обмена информацией между различными пользователями и проектами)Создание коллекции с помощью команды Graphic Hose в FreeHand Упорядочивание элементов коллекции в FreeHand:

  • специальный файл с расширением .FH8 под именем, которое представляет коллекцию в диалоговом окне Hose (Free Hand\ English\Xtras\Graphic Hose);

  • библиотека состоит из отдельных коллекций;

  • каждая коллекция содержит до десяти различных объектов (геометрические примитивы, контуры, текстовые блоки, растровые рисунки и др.).

Библиотека: создание коллекций Создание коллекции:

  • двойной щелчок по инструменту WINDOW\Toolbars\Xtra Tools\ Graphic Hose;

  • выбор позиции Hose в диалоговом окне;

  • выбор команды New в меню окна;

  • задание имени новой коллекции;

  • выбор команды Save для сохранения коллекции.

Включение элемента в коллекцию:

  • выбрать имя коллекции из меню окна Hose;

  • копировать выделенный объект в буфер обмена;

  • выбрать команду Paste In.

Удаление элемента из коллекции:

  • выбрать имя коллекции из меню окна Hose;

  • выбрать из списка нужное стандартное имя (Object 1 ...) удаляемого элемента;

  • выбрать команду Delete.

В старшей версии FreeHand 9.0 появились процедуры, расширяющие технологические возможности программы:

  • инструмент Lasso - для облегчения выполнения процедур выделения нескольких опорных точек и объектов, лежащих в области свободной формы;

  • инструмент Page - для передвижения, добавления, модификации, дублирования или удаления страниц публикации:

      а) перемещение страницы публикации по экрану выполняется инструментом в режиме Drag;

      б) если перемещать страницу инструментом при удерживаемой клавише Ctrl, то страница перемещается относительно ее содержимого;

      в) для добавления страниц в публикацию удобно открыть диалоговое окно после двойного щелчка в пустом месте при удерживаемой клавише AltМеню для добавления страниц в инструменте Page в FreeHand;

      г) дублирование страницы публикации удобно осуществить, если выполнить Drag инсGRAPHIC HOSE - графическая библиотека (для хранения типовых элементов публикации и обмена информацией между различными пользователями и проектами):

      д) изменение размеров страницы можно осуществить в результате перемещения инструментом маркеров на границах страницы;

      е) изменение ориентации страницы публикации удобно выполнять инструментом в результате захвата и поворота углового маркера страницы;

  • инструмент Perspective - для прикрепления объекта к специальной сетке перспективы, вызываемой на экран, и тем самым для создания эффекта перспективы. Для этого обычно выполняют следующую последовательность действийДиалоговое окно для задания параметров сетки перспективы: 1 - имя новой сетки; 2 - число точек схода; 3 - размер ячейки; 4 - цвет  левой части сетки; 5 - цвет правой части сетки; 6 - цвет горизонтальной части сетки:

      1) вызвать диалоговое окно в меню VIEW\Per s pective Grid\

      2) задать имя новой сетки;

      3) изменить при необходимости параметры сетки;

      4) вызвать сетку на экран в меню VIEW\Perspective Grid\Show;

      5) переместить объект инструментом Pers pec tive на сетку;

      6) не отпуская кнопки мыши, нажать на одну из клавиш перемещения курсора для "прикрепления" объекта к одной из частей сетки (левой, нижней, правой);

      7) при необходимости изменить параметры объекта в результате перемещения его маркеров инструментом Perspective при удерживаемой клавише Ctrl;

      8) убрать с экрана сетку перспективы повторным выбором команды VIEW\Perspective Grid\Show;

  • команда MODIFY\Envelope - для размещения объекта внутри оболочки соответствующей формы. ПримерПример выполнения команды MODIFY\Envelope в FreeHand демонстрирует изменение формы объекта после использования выбранной облочки.Обычно последовательность действий такова:

      1) вызвать на экран палитру в меню WINDOW\Toolbars\ EnvelopeПалитра Envelope: 1 - Create (Применить облочку); 2 - Envelope Preset (Оболочка из списка); 3 - Save As Preset (Сохранить как новую оболочку списка); 4 - Delete Preset (Удалить новую оболочку из списка); 5 - Copy As Path (Копировать оболочку через буфер обмена в виде траектории); 6 - Paste As Envelope (Вклеить траекторию через буфер обмена в качестве оболочки); 7 - Release (Освободить объект от оболочки); 8 - Remove (Удалить оболочку вместе с содержимым); 9 - Show Map (Показать карту деформации);

      2) выделить объект;

      3) выбрать из списка нужную оболочкуПалитра для выбора и применения облочки: 1 - форма выбранной оболочки; 2 - имя оболочки, выбранной из списка;

      4) нажать кнопку Create;

      5) редактировать при необходимости форму оболочки обычным образом.

  • К Предпочтительные установки предпочтительным установкам обычно относят те параметры, которые заданы по умолчанию фирмой-изготовителем и хранятся в специальном файле. Они действуют до внесения соответствующих изменений пользователем в соответствии с его привычками и особенностями работы над конкретной публикацией. Предпочтительные установки могут быть изменены в диалоговом окне, открывающемся в меню FILE\Preferences. Диалоговое окно содержит 10 вкладок, в каждой из которых сгруппированы параметры, воздействующие на те или иные аспекты практической работы в программе.

    Рассмотрим параметры, наиболее часто использующиеся при работе в КИС.

    В меню FILE\Preferences\General

    Undo's - установка уровней отмены использованных процедур:

    • значение от 0 до 100;

    • установленное значение вступает в действие после перезагрузки программы.

    Pick distance - установка размера области, в пределах которой щелчок мышью влечет за собою выделение объекта;

    • измеряется в экранных пикселах;

    • интервал изменения от 0 до 5.

    Snap distance - задание размера зоны захвата:

    • измеряется в экранных пикселах;

    • интервал изменения от 0 до 5.

    Smoother editing - задание режима отображения узлов выделенного объекта служебным цветом того слоя, на котором он находится.

    Smaller handles - задание режима отображения трансформационных маркеров меньших размеров после двойного щелчка мышью.

    Remember layer info - задание режима сохранения информации о распределении объектов по слоям (важно при группировании, объединении и др.).

    Dragging a guide scrolls the window - задание режима, при котором перетаскивание направляющих за пределы рабочего окна вызывает прокрутку экрана.

    Dynamic scrollbar - задание режима, при котором программа выполняет перерисовку содержимого рабочего окна динамически в процессе скроллинга экрана.

    Double click enable transform handles - разрешение вывода на экран трансформационных маркеров после двойного щелчка мышью.

    Right mouse button magnification - задание режима, при котором нажатие правой кнопки мыши приводит к изменению масштаба просмотра на экране.

    Smart cursors - задание режима, при котором программа будет менять изображение курсора в зависимости от выполненной операции.

    В меню FILE\Preferences\Object

    Changing object changes defaults - при включенной позиции параметры, назначенные выделенным областям, становятся параметрами по умолчанию и действуют для всех новых объектов.

    Groups transform as unit by default - при включенной позиции в палитре Object Inspector задается по умолчанию режим, при котором группа объектов трансформируется как единый объект и все ее геометрические элементы претерпевают согласованные изменения.

    Join non-touching path - при включенной позиции по команде Join соединяются граничные узлы выделенных контуров (даже если они не находятся в зоне захвата).

    Path operations consume original paths - при включенной позиции после выполнения операций Expand Stroke, Insert Path, Intersect, Punch, Union возникнет не только результирующий объект, но также сохранятся исходные контуры.

    Alt-drag copies paths - при включенной позиции перетаскивание объекта при нажатой Alt порождает его копию.

    Show fill for new open paths - при включенной позиции открытые контуры изображаются вместе с заливкой.

    Warn before launch and edit - при включенной позиции на экран выходит предупредительное окно для запуска после двойного щелчка внешнего редактора, связанного с изображением растрового объекта.

    External Editors - при включенной позиции создается связь между растровыми форматами TIFF и LRG и внешними редакторами, которые вызывает Fгее Hand для их обработки.

    Default line weights - поле служит для задания ширины обводок в пунктах по умолчанию, появляющихся в палитре Stroke Inspector. Добавляемые значения нужно разделять пробелами.

    New graphic styles - в зависимости от установленного переключателя "Auto-apply to selection" или "Define style based on selection" новые стили будут применяться соответственно ко всем выделенным объектам (или на основе выделенных объектов).

    В меню FILE\Preferences\TEXT

    Always use Text Editor - набор текста и его редактирование выполняется всегда в окне TEXT\Editor.

    Show text handles when ruler is off - границы тексчтового блока вместе с ограничителями видны даже при отсутствии Text Ruler.

    Display Font Preview - вывод шрифтовых примеров при перемещении по списку шрифтов в меню TEXT и WINDOW\Inspectors\Text.

    Smart quotes - режим правильнывх кавычек, автоматически определяющий вид кавычек (открытие или закрытие).

    В меню FILE\Preferences\Document

    Restore view when opening document - запоминание вида рабочего окна при сохранении файла.

    Remember window size and location - запоминание размера и расположения рабочего окна.

    Always review unsaved documents upon Exit - напоминание пользователю о несохраненных файлах.

    В меню FILE\Preferences\import/export

    Save file thumbnails - добавление ко всем файлам миниатюры с изображением документа для использования команд FILE\Open, FILE\Import.

    Export EPS with color previews - включение в экспортируемый файл растрового цветного изображения низкого разрешения как заменителя постскриптовского оригинала при визуализации на экране или выводе на непостскриптовское устройство.

    В меню FILE\Preferences\colors

    Guide Color, Grid Color - задание из списков цвета направляющих линий и сетки.

    В меню FILE\Preferences\panels

    Show Tool Tips - показать подсказки названий инструментов.

    Clicking on a layer name moves selected objects - придать щелчку курсором действия по закреплению за выделенным объектом одного из слоев.

    В меню FILE\Preferences\redraw

    Better (but slower) display - задание лучшего, но более медленного отображения на экране градиентной закраски.

    Display text effects - задание отображения текстовых эффектов (Highlight, Inline, Shadow, Zoom) на экране.

    High-resolution image display - задание отображения растрового изображения на экране с высоким разрешением.

    Greek type below - задание отображения на экране текста в виде серых полосок при размере ниже.

    © Центр дистанционного образования МГУП