Московский государственный университет печати

Капелев В. В.


         

Программные средства обработки информации

Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы


Капелев В. В.
Программные средства обработки информации
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Учебная программа дисциплины

Введение

Содержание дисциплины

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Основные разделы и темы

1.

Общие сведения о КИС

1.1.

Компьютерная издательская система (КИС)

1.2.

Общие сведения о программном обеспечении КИС

2.

Этапы обработки издания в КИС

2.1.

Функциональная схема обработки издания в КИС

2.2.

Процедуры обработки в КИС текстовой информации

2.3.

Процедуры обработки в КИС графической информации

2.4.

Импорт и предварительное размещение материала

2.5.

Форматирование файлов

3.

Общие элементы интерфейса и процедуры в программах допечатной обработки

3.1.

Запуск программ

3.2.

Предпочтительные установки параметров по умолчанию

3.3.

Настройки пиктограмм и клавиатурных сокращений

3.4.

Открытие файлов прикладных программ

3.5.

Работа с файлами-шаблонами

3.6.

Задание исходных данных

3.7.

Задание и использование стилей оформления

3.8.

Создание и использование библиотек элементов

3.9.

Использование устройств для позиционирования фрагментов

3.10.

Визуализация обрабатываемой информации

3.11.

Сохранение файлов

3.12.

Связывание файлов

4.

Процедуры обработки контурной (векторной) графики

4.1.

Характерные особенности программ контурной графики

4.2.

Основные процедуры

4.3.

Палитры работы с цветом

4.4.

Процедуры работы с текстом

4.5.

Палитры WINDOW\Inspectors\text

4.6.

Дополнительные возможности по работе с текстом

4.7.

Процедуры по работе с замкнутыми и разомкнутыми объектами

4.8.

Палитра слоев

4.9.

Инструменты меню modify\combine

4.10.

Дополнительные инструменты меню window\toolbars\xtra operations

4.11.

Дополнительные инструменты меню window\toolbars\xtra TOOLS

4.12.

Дополнительные возможности версии freehand 9.0

4.13.

Предпочтительные установки

5.

Процедуры обработки пиксельной (точечной) графики

5.1.

Общие сведения

5.2.

Выделение областей и работа с ними

5.3.

Инструменты рисования и закрашивания

5.4.

Работа с контурами

5.5.

Работа со слоями

5.6.

Работа с каналами

5.7.

Работа с текстом

5.8.

Основы коррекции тона и цвета

5.9.

Понятие о фильтрах

6.

Процедуры систем макетирования и верстки

6.1.

Общие сведения

6.2.

Основные понятия и определения

6.3.

Начало работы

6.4.

Процедуры предварительного размещения текста и иллюстраций на страницах публикации

6.5.

Процедуры предварительной подготовки текста

6.6.

Дополнительные процедуры форматирования

6.7.

Сведения о подпрограммах-расширениях

7.

Процедуры программ межплатформенного обмена

7.1.

Понятие о документах, предназначенных для распечатки и для просмотра на экране

7.2.

PDF - переносимый формат документов

7.3.

Основные сведения о программе Adobe Acrobat

7.4.

Создание публикаций в формате Adobe Acrobat

8.

Сведения о специальных программах обработки информации

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Глоссарий

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература

Указатели
175   предметный указатель
207   указатель иллюстраций
Диалоговое окно в меню EDIT\Transform\Numeric Пример трансформирования пунктирной рамки при помощи меню SELECT\Transform Selection Диалоговое окно команды SELECT\Color Range Примеры выполнения команды SELECT\Color Range Исходный материал перед выполнением команды IMAGE\Extract Результат выполнения команды IMAGE\Extract Палитра Swatches в PhotoShop Палитра Color Picker в PhotoShop Палитра Color в PhotoShop Команда закрашивания EDIT\Fill в PhotoShop Инструмент цветовой растяжки (Gradient) в PhotoShop Диалоговое окно Gradient Options в Photoshop Палитра Path, появляющаяся в меню WINDOW\Show Path Пример использования механизма образования контура для выполнения обтравки изображения Пример использования механизма работы с контурами для придания очертаниям фотоаппарата четких и ровных границ с последующим заданием соответствующей закраски Палитра слоев (WINDOW\Show Layers) Дополнительные элементы палитры слоев Команда Быстрая маска (Quick Mask) Пример рисунка до (слева) и после (справа) уточнения границ выделения с помодщью быстрой маски Пример использования слоя-маски для проявления элементов шахматных фигур Палитра слоев с созданной в слое Layer 1 слоем-маской для проявления заслоненных на первом предыдущем рисунке элементов шахматных фигур Процедуры размещения текстовой информации на обложке компакт-диска Диалоговое окно для задания параметров и ввода слова The Диалоговое окно для задания параметров и ввода слова ARCHIVE Диалоговое окно IMAGE\Adjust\Curves до регулировки Диалоговое окно IMAGE\Adjust\Curves после изменения числа пикселов в тенях и в светах изображения

Программы пиксельной графикиПрограммы пиксельной графики типа PhotoShop предназначены для обработки и создания пиксельной графики (bitmapped images). Они широко используются для работы с:

  • фотографиями;

  • коллажами из фотографий;

  • рисованными иллюстрациями;

  • слайдами и мультипликациями;

  • изображениями для Web-страниц;

  • кинокадрами.

Изображение точечное (пиксельное) Точечные (или пиксельные) изображения состоят из отдельных мельчайших элементов, имеющих определенный цвет, оттенок, а также степень прозрачности. Таким образом, в памяти компьютера такое изображение хранится в виде массива точек, которые имеют заданные параметры и расположены соответствующим образом в плоскости. Обычно специалисты отмечают, что в точечном изображении первичным является цвет отдельных пикселов, а вторичным - форма самого изображения, составленного из элементов, передающих цвет. Таким образом, обработка точечного изображения сводится к выполнению различных процедур с пикселами.

Основными параметрами точечных изображений при их обработке в КИС являются следующие (подробнее см. в глоссарии данного пособия):

  • геометрический размер изображения (ширина х высота) в пикселах или в других единицах;

  • разрешающая способность изображения в пикселах на 1 см (или в пикселах на 1 дюйм) в начале обработки как количество изначальной графической информации на единицу длины;

  • разрешающая способность отображения на экране как количество пикселов, размещающихся на единице поверхности экрана (например, 800 х 600 пикселов соответственно по ширине и высоте экрана);

  • разрешающая способность выводного устройства в точках на дюйм;

  • цветовая модель представления (RGB, CMYK, La*b* и др.);

  • глубина цветового охвата (как общее число цветов, которое можно использовать в конкретном случае обработки).

Параметры воздействия инструментов на пикселы изображения задаются:

  • через палитру Options, которая вызывается на экран в результате двойного щелчка по соответствующему инструменту выделения, рисования или закраски. В первом случае это, например, параметры: Feather (степень размытия края), Anti-Alised (задание плавности очертания). Для инструментов рисования и закрашивания задают, например, такие параметры, как: Opacity (Степень непрозрачности), Wet Edges ("Расплывчатые края") и др.;

  • в палитре WINDOW\Brushers для инструментов рисования и закрашивания (например, размер и степень оттененности краев области воздействия инструмента).

Основными процедурами, используемыми в программах этого типа, являются:

  • Сканироваинесканирование изображения для представления его в памяти компьютера или вызов готового графического файла;

  • выделение (приведение в активное состояние) совокупности пикселов, образующих нужный фрагмент изображения;

  • копирование, перемещение, трансформирование совокупности пикселов, образующих изображение (или его часть) для монтажа другого изображения (при необходимости);

  • ретушь, Коррекция изображения цветовая и тоноваяцветовая и тоновая коррекции изображения (изменение параметров отдельных пикселов);

  • размытие и повышение резкости изображения;

  • использование фильтров (цветовые сдвиги, искажения, другие специальные эффекты) для создания коммерческого дизайна и художественных произведений;

  • весь ассортимент операций для допечатного процесса от сканирования до установки параметров цветоделения и растрирования при обработке издательской продукции.

Отличительные особенности интерфейса:

  • в начале работы файл обычно не создается (имеется также и принципиальная возможность создания нового изображения "с нуля"), а открывается (после сканирования или после импортирования из других программ);

  • главное окно включает в себя следующие основные элементы: строку заголовка, строку меню, кнопки управления окном, палитры, полосу состояния (см. рисунок в приложении);

  • палитра инструментов (ToolBox) содержит обширный ассортимент инструментов (см. рисунок в приложении);

  • прочие палитры обеспечивают удобный доступ к механизмам работы: с цветом (Color и Swatches), кистями (Brushes), параметрами (Options и Info), управлением визуализации объектов (Navigator), слоями (Layers), каналами (Channels), контурами (Paths), операциями (Actions) - см. рисунки в приложении.

Начало работы в программе характеризуется следующими особенностями:

  • в меню FILE\Open открывается диалоговое окно, в котором демонстрируется миниатюра изображения и размер файла в Килобайтах;

  • в заголовке окна документа и в полосе состояния (Info) выводятся сведения об: имени и типе файла, масштабе просмотра на экране, цветовой модели, размере файла в Мегабайтах;

  • если задержать курсор мыши в полосе состояния Info на поле размера файла, то на экране демонстрируется относительный размер изображения на листе бумаги;

  • если задержать курсор мыши в полосе состояния Info на поле размера файла при нажатой и удерживаемой клавише Alt, то на экран выходят сведения о ширине, высоте, разрешении, числе каналов изображения.

Выделенная область изображения – это совокупность точек (пикселов), над которой собираются выполнять определенные операции (редактирование). Пока в документе есть выделенная группа точек, все операции программа производит только внутри этой области. Маскированная область изображения – это вся остальная (невыделенная) группа пикселов. Она недоступна для редактирования.

Выделенная (активная) область Выделенная (или активная, т. е. готовая для изменения) область, включающая соответствующий ассортимент пикселов, возникает обычно в два этапа, которые пользователем воспринимаются обычно как один:

  • формирование с помощью одной из процедур выделения пунктирной рамки, охватывающей ассортимент пикселов, укладывающихся в область соответствующего очертания и тем самым как бы намечающей ее границы. Такую пунктирную рамку можно редактировать как самостоятельный объект независимо от самого изображения;

  • захват пунктирной рамкой очерченного ею ассортимента пикселов, образующих изображение (или его часть), для дальнейшей обработки (т. е. выполнения собственно редактирования изображения или его части). Такой захват выполняется в момент выбора одного из инструментов (например, инструмента Move) или выбора одной из процедур обработки изображения (например, EDIT\Extract, SELECT\Save Selection и др.).

Особенностью самой пунктирной рамки в качестве границы очерченной области является также то, что она может самостоятельно материализоваться в абрис (Stroke), передающийся впоследствии при выводе (например, в результате применения команды EDIT\Stroke и задания параметров в открывающемся диалоговом окне).

При сложной конфигурации нужной области часто не так-то просто выделить соответствующую группу пикселов. Этому способствует (см. раздаточный материал):

    а) большое разнообразие основных средств выделения:

    • инструменты Marquee, Lasso, Magic Wand;

    • команда Color Range.

    б) возможность трансформирования выделенной области (наклона, искажения, изменения размера) с помощью специальных команд в меню TRANSFORM\Transform Selection;

    в) возможность точно выделять и одновременно вырезать из фона объекты со сложной границей с помощью модуля IMAGE\Extract;

    г) возможность выделить только области, содержащие непрозрачные и полупрозрачные пикселы - щелчок по имени активного слоя при нажатой клавише Ctrl (прозрачные пикселы при этом не выделяются);

    д) возможность отменить любое число команд в текущем сеансе работы с помощью палитры History;

    е) возможность отменить действие команд на отдельных участках изображения с помощью инструмента History Brush.

Основное содержание темы

  • выделение областей прямоугольной и овальной формы с помощью инструментов Restangle Marquee, Elliptical Marquee;

  • перемещение границы выделенной области;

  • расширение и сужение выделенной области;

  • перемещение и дублирование выделенного фрагмента;

  • сложение и вычитание при выделении областей;

  • трансформация выделенной области;

  • трансформация границ выделения;

  • выделение областей произвольной формы;

  • выделение группы близких по цвету точек изображения;

  • кадрирование изображения;

  • использование палитры History.

Работа с выделенной областьюВыделение области инструментами Marquee имеет следующие особенности:

  • вокруг группы пикселов возникает пунктирная рамка;

  • для отмены выделения достаточно щелкнуть вне этой области, нажать Ctrl+D или выбрать команду SELECT\Deselect;

  • для немедленного возврата пунктирной рамки на экран после ее удаления достаточно войти в меню EDIT\Undo Delete;

  • для получения пунктирной рамки в виде фигуры правильной формы достаточно нажать и удерживать клавишу Shift;

  • для распространения пунктирной рамки из середины достаточно нажать и удерживать клавишу Alt.

Перемещение пунктирной рамки можно выполнить путем захвата ее инструментом Marquee с помощью мыши. То же самое удобно делать клавишами движения курсора.

Расширение и сужение пунктирной рамки удобно в небольших пределах (от 1 до 16 пикселов) выполнять в меню SELECT\Modify\ Expand (Contract) с заданием шага изменения в диалоговом окне.

Перемещение выделенного фрагмента удобно выполнять с помощью мыши после выбора инструмента Move. Если при этом нажать и удерживать клавишу Alt, то выполняется дублирование.

Сложение и вычитание выделенных областей удобно выполнять в результате выделения дополнительного фрагмента при удерживаемой клавише соответственно Shift (около курсора появляется знак + ) и Alt (появляется знак - ).

Трансформация выделенной области подразумевает ее перемещение (Position), масштабирование (Scale), наклон или скос (Skew), а также поворот(Rotate), которые удобно выполнить заданием численных значений в меню EDIT\Transform\NumericДиалоговое окно в меню EDIT\Transform\Numeric.

Помимо этого можно выполнить операции трансформирования с помощью мыши (см. рисунокПример трансформирования пунктирной рамки при помощи меню SELECT\Transform Selection):

  • выделить изображение (например, нажатием Ctrl + A);

  • выбрать команду EDIT\Free Transform;

  • воздействовать мышью на опорные точки появившегося прямоугольного ограничительного контура;

  • закрепить результат воздействия двойным щелчком внутри области.

Трансформация границ выделения отличается тем, что искажаются только границы появившегося прямоугольного ограничительного контура без всякого воздействия на содержимое области. Для выполнения процедур нужно выбрать команду SELECT\ Transform Selection и использовать мышь.

Выделение областей произвольной формы удобно выполнять с помощью группы инструментов Lasso (см. рисунок в приложении):

  • Lasso (инструмент предполагает обрисовку сложного по форме контура свободным движением руки, перемещающей мышь);

  • Polygonal Lasso (образование ограничивающего контура в виде ломаной линии в результате выполнения последовательных щелчков в местах расположения ее вершин);

  • Magnetic Lasso (образование огибающей ограничительной линии, как бы прилипающей к границе светлого и темного участков изображения).

Выделение группы близких по цвету точек изображения, лежащих рядом, выполняется с помощью специального инструмента Magic Wand. Процедура выполняется следующим образом:

  • задать параметры в открывающемся диалоговом окне (Magic Wand Options) и одновременно выбрать инструмент Magic Wand двойным щелчком по инструменту;

  • щелкнуть инструментом внутри области одного цвета;

  • при необходимости расширить область выделения щелкнуть инструментом при нажатой клавише Shift внутри другой похожей области.

Кадрирование Операция кадрирования изображения предполагает отсечение с внешней стороны того, что является лишним по отношению к нужному изображению:

  • задать параметры и одновременно выбрать инструмент Crop двойным щелчком по инструменту;

  • обрисовать нужную часть изображения штриховой рамкой;

  • изменить (при необходимости) размер и ориентацию штриховой рамки;

  • дважды щелкнуть мышью внутри сохраняемой области для закрепления действия.

Палитра History вызывается на экран в меню WINDOW\Show History и регистрирует в процессе работы программы каждый шаг редактирования изображения, позволяя вернуться к любому из них. Имея в виду, что команда EDIT\Undo позволяет отменить лишь последнюю операцию, палитра History существенно увеличивает возможности экспериментирования во время работы.

Порядок работы с палитрой сводится к следующему:

  • по умолчанию число записываемых шагов равно 20. Ненужные записи рекомендуется периодически стирать из палитры, что экономит дисковое пространство;

  • переход к одной из предыдущих или последующих процедур перетаскиванием ползунка соответственно вверх или вниз (или выбором из меню палитры команд соответственно Step Backward или Step Forward);

  • удаление ненужных процедур из окна палитры и летописи выполняется перетаскиванием соответствующей записи из палитры в мусорную корзину палитры (или командой Delete из меню палитры);

  • полная очистка палитры от летописи выполненных процедур выбором команды Clear History из меню палитры (отмены выполненных действий не происходит и изображение остается на уровне последней из неотмененных команд);

  • по выполнении действий определенного этапа целесообразно удалять промежуточные записи летописи в палитре, но перед этим можно сохранить результат выполненных действий, поместив его в поле снимков. Для этого нужно после выбора любого сохраняемого состояния щелкнуть мышью по соответствующей записи в летописи и выбрать из меню палитры команду New SnapShot.

Команда SELECT\Color Range удобна для выделения в изображении фрагментов одного или близких цветов с дополнительными возможностями по изменению границ области выделения.

После выбора команды SELECT\Color Range удобно в появившемся диалоговом окне (см. рисунокДиалоговое окно команды SELECT\Color Range):

  • выбрать позицию Sampled Colors (Образец цвета);

  • задать движком Fuzziness (Плотность) величину в пределах 50-100;

  • выбрать позицию Selection (Выделение);

  • задать None (Нет) в позиции Selection Preview (Предварительный просмотр выделения);

  • щелкнуть пиктограммой пипетки из диалогового окна по интересующей области изображения (участок области покроется белым оттенком);

  • выбрать пипетку со знаком плюс и щелкнуть ею в соответствующем месте при необходимости расширения выбираемой области;

  • выбрать пипетку со знаком минус и щелкнуть ею в соответствующем месте при необходимости сузить выбираемую область;

  • установить флажок Invert (Инверсия) при необходимости выбора всех участков изображения, кроме выделяемого;

  • нажать кнопку ОК (в основном окне с изображением выбранная область - небо - окажется выделенной)Примеры выполнения команды SELECT\Color Range.

Команда IMAGE\Extract обеспечивает эффективный способ отделения фрагментов переднего плана от элементов заднего плана изображения, находящегося в обычном слое.

Например, на примере продемонстрированы общее изображение до выполнения командыИсходный материал перед выполнением команды IMAGE\Extract и его часть - изображение компьютера - после отделения его от общего рисункаРезультат выполнения команды IMAGE\Extract.

После активизации соответствующего слоя с изображением выполняется обводка нужного фрагмента специальным инструментом (Edge Highlighter) и выбор инструмента для автоматического закрашивания получившейся области (Fill) с последующим отделением области от общего рисунка. Для этого необходимо:

  • вызвать диалоговое окно в меню IMAGE\Extract;

  • задать параметры инструмента Highlighter Tool (Инструмента обрисовки): Brush Size (ширину обводки), Highlight (цвет обрисовки) соответствующего фрагмента изображения;

  • задать цвет закрашивания (Fill) получающейся области;

  • задать степень точности (Smooth) границы отделения фрагмента;

  • выполнить обрисовку нужного фрагмента замкнутой формы (например, компьютера, стоящего перед пользователем);

  • использовать при необходимости инструмент Eraser (Ластик) для удаления ошибочно нанесенных границ;

  • выбрать инструмент для автоматического закрашивания полученной области;

  • выбрать режим Preview (Предварительный просмотр);

  • нажать кнопку ОК.

Одни из основных процедур работы в программах типа PhotoShop - сканирование, подрисовка, раскрашивание штриховых изображений. При этом обычно придерживаются следующих основных шагов:

  • сканирование рисованного штрихового изображения (обычно в режиме GrayScale при разрешении порядка 150-266 ppi) с сохранением изображения в виде файла или для непосредственной обработки в программе;

  • открытие файла в меню FILE\Open (в первом случае);

  • задание цветовой модели в меню IMAGE\Mode\CMYK (или RGB);

  • использование имеющихся в программе инструментов рисования и закрашивания;

  • сохранение файла в меню FILE\Save As в рабочей папке в формате документа PhotoShop (если не исключается дальнейшее редактирование) или в одном из распространенных форматов графических файлов (для дальнейшего использования при верстке).

Основное содержание темы

  • понятие об основном (Foreground) и фоновом (Background) цвете;

  • инструменты группы рисования AirBrush (аэрограф), Pencil (карандаш), Dodge (осветление), Burn (затемнение), Eraser (ластик);

  • палитра Brushes (кисти);

  • палитры работы с цветом (Swatches, Color Picker, Color);

  • команда закрашивания EDIT\Fill и режимы ее работы;

  • инструмент PaintBucket (закрашивание);

  • инструмент Gradient (цветовая растяжка);

  • инструменты группы Pen.

Foreground - основной цвет или цвет рисования, закрашивания. По умолчанию программа задает в качестве основного цвета черный (Black).

Background - цвет фона, автоматически заполняющий область, например, после удаления участков изображения инструментом Eraser (Ластик) или командой EDIT\Clear (Очистить). По умолчанию программа задает в качестве фонового цвета белый (White).

Индикаторы основного и фонового цвета расположены в виде пиктограмм на основной панели инструментов. Там же имеется переключатель основного цвета на фоновый и обратно (это действие удобно также выполнять нажатием клавиши X) см. рисунок в приложении.

Группа рисования Группа рисования включает в себя следующие основные инструменты:

  • Paintbrush (рисование кистью);

  • AirBrush (распыление);

  • Blur (размытие), Smudge (растушевка), Sharpen (изменение резкости);

  • Dodge (осветление), Burn (затемнение), Sponge (действие губки);

  • Pencil (карандаш), Line (линия);

  • Eraser (ластик).

Brush Brush - собирательный термин, определяющий параметры воздействия инструментов:

  • варианты указателя мыши: Standart (стандартный), Precise (точный), Brush Size (кисть) устанавливаются в меню FILE\Preferences\Display Cursor или нажатием клавиши CapsLock:

      а) стандартный указатель принимает вид кисти и остается постоянным при изменении размера кисти;

      б) точный указатель представляется в виде перекрестия, которое иногда удобно использовать при точном рисовании;

      в) указатель варианта "кисть" имеет вид окружности, диаметр которой соответствует текущему размеру окончания кисти;

  • Painting Mode (режим рисования), Opacity (непрозрачность), Fade (переход), Wet Edges (эффект мокрого края) задаются в диалоговом окне Paintrush Options, открывающемся двойным щелчком по пиктограмме инструмента.

    Режим рисования определяет вариант комбинирования цветов в существующем изображении:

      а) Base Color (базовый цвет) - цветовой параметр пиксела перед мазком (цвет фона или другого изображения);

      б) Blend Color (цвет наложения) - цветовой параметр пиксела, который собираются применить;

      в) Result Color (итоговый цвет) - окончательное значение цвета, которое может определяться режимом работы кисти;

    Непрозрачность (Opacity) задается для получения соответствующих эффектов, при которых одни элементы изображения просматриваются как бы сквозь другие.

    Параметр "переход" позволяет указать, должен ли мазок постепенно исчезать или постепенно превращаться в цвет фона. При этом вводится число шагов (Steps), каждый из которых равен размеру окончания кисти.

    Параметр "мокрые края" задает мазки с немного более темными краями и размытой серединой (как бы для рисования акварелью);

  • форма мазка, степень его расплывчатости, размер задаются в палитре WINDOW\Show Brushes.

    Палитра Brushes предоставляет возможность выбора и изменения параметров воздействия большинства инструментов:

      а) выбор параметров с помощью представленных образцов;

      б) загрузка нового ассортимента параметров из хранящихся в папке PhotoShop\Goodies\Brushes с помощью команды Load Brushes (загрузить кисти);

      в) замена параметров представленных образцов на новый ассортимент параметров из хранящихся в папке PhotoShop\ Goodies\Brushes с помощью команды Replace Brushes (заменить кисти);

      г) сохранение нового ассортимента параметров для дальнейших сеансов работы с помощью команды Save Brushes (сохранить кисти);

      д) изменение параметров кисти в диалоговом окне, появляющемся после использования команды New Brushes (новая кисть);

      е) создание новой кисти произвольной формы после создания нужной конфигурации и использования команды Define Brush (определить кисть);

      е) удаление ненужных кистей после выбора соответствующей кисти и использования команды Delete Brush (удалить кисть).

  • Палитры работы с цветом обеспечивают задание в качестве основного или фонового одного из существующих цветов, а также создание и сохранение для дальнейших сеансов работы новых цветов:

  • палитра Swatches (каталог цветов) - содержит фиксированный ассортимент образцов цвета. В программе имеется несколько палитр Swatches, хранящихся в специальных файлах PhotoShop\ Goodies\Color SwatchesПалитра Swatches в PhotoShop.

    Имеется возможность обеспечить:

      а) слияние стандартного ассортимента образцов цвета с одним из других имеющихся в памяти программы с помощью команды Load (загрузить);

      б) замену стандартного ассортимента образцов цвета на другой с помощью команды Replace (заменить);

      в) сохранение внесенных в стандартный ассортимент изменений с помощью команды Save (сохранить);

      г) возврат к стандартному ассортименту образцов цвета после применения команды Reset (вернуться к первоначальному).

    При работе с палитрой удобно:

    а) занести новый образец цвета, например, с помощью инструмента Eyedropper (пипетка);

  • палитра Color Picker - обеспечивает выбор нужного образца цвета из диалогового окнаПалитра Color Picker в PhotoShop, появляющегося после щелчка мышью по пиктограмме в основной палитре инструментов;

  • палитра Color - обеспечивает образование нового цвета численным методом или с помощью перемещения ползунка в диалоговом окне в палитре WINDOW\Show ColorПалитра Color в PhotoShop.

Команда закрашивания EDIT\FillКоманда закрашивания EDIT\Fill в PhotoShop обеспечивает:

  • удобный способ закрашивания области нужным цветом:

      а) выделить объект;

      б) выбрать цвет;

      в) выбрать команду EDIT\Fill и задать параметры в диалоговом окне;

  • закрашивание области с использованием образцов (Pattern):

      а) открыть файл образца;

      б) загрузить образец в буфер обмена (EDIT\Define Pattern);

      в) выделить объект закрашивания;

      г) закрасить объект с помощью образца (EDIT\Fill Pattern).

Инструмент PaintBucket удобно использовать для закрашивания объекта основным цветом:

    а) задать нужный цвет в качестве основного;

    б) выделить объект;

    в) выбрать инструмент PaintBucket;

    г) щелкнуть мышью в области объекта.

Инструмент цветовой растяжки (Gradient)Инструмент цветовой растяжки (Gradient) в PhotoShop служит для задания закраски объекта с использованием плавного перехода от одного цвета или оттенка к другому. Процедура задания цветовой растяжки предусматривает:

  • использование одного из пяти режимов, предопределенных в основной палитре инструментов (Linear, Radial, Angle, Reflected, Diamond Gradient);

  • использование одного из имеющихся стандартных видов цветовой растяжки в диалоговом окне Gradient Options, открывающемся после двойного щелчка по инструменту;

  • использование произвольного градиента, созданного в диалоговом окне Gradient Options после задания команды EditДиалоговое окно Gradient Options в Photoshop.

После выбора или задания вида градиента нужно:

  • выделить соответствующий объект;

  • выбрать инструмент Gradient из основной палитры инструментов;

  • переместить курсор мышью над выделенным объектом.

Контур Контур - специальная конструкция, которая обычно используется в контурной графике и состоит из опорных точек, сегментов, их соединяющих и описываемых кривыми Безье, а также управляющих точек и рычагов. Первоначально контур может не иметь толщины и цвета.

Основное содержание темы

  • назначение контуров (Path) в пиксельной (точечной) графике;

  • ассортимент инструментов группы Pen;

  • приемы построения и редактирования контуров;

  • палитра PathПалитра Path, появляющаяся в меню WINDOW\Show Path.

Контуры в программах пиксельной графики прежде всего реализуют следующие свои особенности:

  • широкие возможности редактирования формы с помощью узлов привязки (Anchor Point), направляющих точек (Direction Points) и направляющих линий (Direction Lines) - например, в случае выделения сложных по конфигурации областей;

  • возможность создания отрезков, кривых с последующей обводкой или прорисовкой;

  • возможность преобразования контура изображения в контур дальнейшей обрезки (обтравки) изображения с целью дальнейшей установки в публикацию без сопутствующего фона.

Группа инструментов, используемых при работе с контурами, находится в меню инструментов:

  • Pen (Перо) - для построения контура из отрезков прямых или криволинейных сегментов;

  • Magnetic Pen (Магнитное перо) - для удобного трассирования границы изображения;

  • Freeform Pen (Рисующее перо) - для непосредственного рисования произвольным движением инструмента;

  • Add Anchor Point (Добавление точки привязки) - для увеличения числа узловых точек в контуре;

  • Delete Anchor Point (Удаление точки привязки) - для удаления лишних узловых точек;

  • Direct Selection (Выделение узлов) - для активизации узловых точек с целью дальнейшей работы с ними;

  • Convert Point (Конвертирование точки) - изменение типа узловой точки с угловой на гладкую и наоборот.

Основные процедуры при использовании контуров выполняются с помощью группы инструментов, перечисленных выше, а также с помощью команд палитры Path (Контуры):

  • Create Path - создание нового контура;

  • Stroke Path with Foreground Color - обводка контура цветом переднего плана;

  • Fill Path with Foregraund Color - заполнение контура цветом переднего плана;

  • Clipping Path - создание контура обрезки (обтравки) изображения.

Приведем пример использования механизма образования контура для выполнения обтравки изображенияПример использования механизма образования контура для выполнения обтравки изображения.

Последовательность действий может быть такой:

  • выделение ненужного фона на рисунке слева одним из известных способов (например, с использованием инструмента Magic Wand);

  • выделение изображения логотипа (например, после использования команды SELECT\Invers);

  • преобразование границы выделения логотипа в контур командой Make Work Path From Selection из меню палитры Path;

  • задание имени контуру после двойного щелчка по возникшей в палитре Path записи "Work Path";

  • превращение контура в обтравочный с помощью команды Clipping Path из меню палитры Path;

  • сохранение логотипа вместе с обтравочным контуром в меню FILE\Save A Copy, например, в графическом формате TIFF;

  • предварительное размещение графического изображения в публикации, например, в программе PageMaker с помощью команды FILE\Place.

Второй пример иллюстрирует использование механизма работы с контурами для придания очертаниям фотоаппарата четких и ровных границ с последующим заданием соответствующей закраскиПример использования механизма работы с контурами для придания очертаниям фотоаппарата четких и ровных границ с последующим заданием соответствующей закраски.

Слой Слой - специальная конструкция, включающая все изображение или его часть и обладающая следующими специальными свойствами:

  • включает непрозрачные и полупрозрачные пикселы изображения, окруженные прозрачными пикселами;

  • позволяет автономно выполнять редактирование фрагмента изображения без воздействия на остальные фрагменты;

  • предполагает добавление новых фрагментов изображения только за счет автоматического создания нового слоя;

  • возникает автоматически при команде EDIT\Paste или при перетаскивании фрагмента в другое изображение;

  • возникает при использовании команды Layers\Create New Layer;

  • автоматически возникает при выборе инструмента Type.

По функциональному назначению слои можно подразделить на:

  • обычные слои (Layers), возникающие при копировании изображений или их частей, а также при использовании команды Layers\ Create New Layer;

  • слои-маски (Layer Mask), возникающие при использовании команды LAYER\Add Layer Mask. Такая конструкция удобна, если нужно скрыть (или проявить) часть изображения другого слоя;

  • корректирующие слои (Adjustment Layers), возникающие при использовании команды Layers\New Adjustment Layer. Эта конструкция удобна, если нужно поэкспериментировать с изменением различных параметров изображения, а также она может быть объединена не только со всем изображением, но и с отдельно существующим слоем;

  • текстовые слои (Text Layers) - такая конструкция возникает автоматически при выборе инструмента Type и предназначена для расположения текстового фрагмента сначала в символьном, а затем при необходимости - в пиксельном представлении после его растеризации.

Основные процедуры, предусмотренные при работе со слоямиПалитра слоев (WINDOW\Show Layers):

  • создание нового пустого слоя (Layers\Add New Layer);

  • создание слоя на основе выделенного фрагмента (LAYER\New\ Layer Via Copy или LAYER\New\Layer Via Cut);

  • дублирование слоя (Layers\Dublicate Layer);

  • изменение порядка слоев в стопке (перетаскивание в палитре Layers);

  • связывание слоев (щелчком на месте второго индикатора слева в палитре Layers);

  • объединение различных слоев в один (Layers\Merge Visible, Layers\Merge Down, Layers\Flatten Image);

  • удаление слоев (Layers\Delete Layer);

  • копирование слоя в другой документ (перетаскивание заголовка слоя из палитры Layers);

  • копирование через буфер обмена.

Дополнительные элементы палитры слоевДополнительные элементы палитры слоев.

Канал (Channel) Канал (Channel) - компьютерная форма представления и хранения информации, характеризующая одну из существенных сторон изображения:

  • Канал цветнойцветовые каналы - автоматически подразделяют изображение по цветам в соответствии с выбранной моделью представления цвета (La*b*, RGB, CMYK). Используются при цветоделении и цветовой коррекции;

  • дополнительные каналы - создаются пользователем для удобства работы.

Канал дополнительный Дополнительные каналы включают в себя следующие разновидности:

  • быструю маску (Quick Mask) - временный канал для дополнительных изменений при редактировании выделенной области. Обычно его не сохраняют;

  • слой-маску (Layer Mask) - разновидность дополнительного канала для работы с непрозрачными и частично прозрачными пикселами, перекрывающими друг друга. Сохраняется в слое;

  • a-канал - дополнительный канал для хранения выделенных областей под определенным именем с целью многократного их использования.

Быстрая маска (Quick Mask)Быстрая маска (Quick Mask)Команда Быстрая маска (Quick Mask) - конструкция из непрозрачных или частично прозрачных пикселов, специально окрашиваемых в процессе ее создания. Она обычно используется для уточнения границ выделения области и предполагает одноразовое выполнение следующих действий:

  • изменение параметров закрашиваемой области в диалоговом окне после двойного щелчка по пиктограмме Edit in Quick Mask Mode в палитре инструментов (Tools):

      а) типа области (Selected Areas - закрашивание выделенной области, Masked Areas - закрашивание всего, что не выделено);

      б) цвета (Color) закрашивания;

      в) степени непрозрачности (Opacity) закрашиваемой области;

  • возникновение закрашенной области после выделения основной части нужной области и нажатия пиктограммы Edit in Quick Mask Mode в основной панели инструментов (Tools);

  • плавное изменение границ окрашенной области с помощью, в том числе, инструментов рисования;

  • преобразование окрашенной области в границы выделения нажатием пиктограммы Edit in Standart Mode в основной панели инструментов (Tools) для контроля результата изменения границ выделенияПример рисунка до (слева) и после (справа) уточнения границ выделения с помодщью быстрой маски;

  • возврат при необходимости обратно в режим Edit in Quick Mask Mode для продолжения уточнения границ выделения и т. д.

Слой-маска (Layer Mask)Слой-маска (Layer Mask) - конструкция, которую удобно использовать, если нужно скрыть (Hide) или обнаружить (Reveal) определенные фрагменты изображения.

Например, для "проявления" шахматных фигур на рисункеПример использования слоя-маски для проявления элементов шахматных фигур удобно выполнить следующееПалитра слоев с созданной в слое Layer 1 слоем-маской для проявления заслоненных на первом предыдущем рисунке элементов шахматных фигур:

  • выделить одним из способов карту, перекрывающую короля и пешку (изображение шашки находится на отдельном слое и в работе не участвует);

  • расположить карту в отдельном слое, например, в результате использования команды LAYER\New\Layer Via Cut;

  • образовать слой-маску в меню LAYER\Add Layer Mask\Reveal All;

  • задать черный цвет в качестве основного цвета;

  • задать удобные параметры для работы инструментом Brush (Normal, Opacity = 100%, Fade = 0, None Wet Edges);

  • стереть инструментом Brush участки карты, заслоняющие короля и пешку ("проявить" заслоненные участки шахматных фигур);

  • в случае необходимости поменять основной цвет на белый и вернуть на экран инструментом Brush участки фигур, стертые случайно;

  • закрепить результат работы (применить апробированные изменения - при этом слой-маска исчезает):

      а) вызвать контекстное меню щелчком правой кнопкой мыши по пиктограмме слоя-маски;

      б) выбрать из списка команду Remove Layer Mask;

      в) выбрать команду Apply в появившемся окне

В программе типа PhotoShop 5.5 работа с Тексттекстом возможна в режимах:

  • до растеризации (т. е. до превращения его в пикселы графического изображения). В палитре Layers возникает буква "Т";

  • после растеризации, осуществляемой в меню LAYER\Type\ Render Layer. В палитре Layers буква "Т" исчезает.

При работе в режиме до растеризации обычно выполняется следующее:

  • выбор одного из инструментов типа Type в панели инструментов;

  • щелчок инструментом в нужном месте публикации для предварительного расположения набираемого текста;

  • задание параметров в раскрывающемся специальном диалоговом окне;

  • ввод с клавиатуры соответствующих символов;

  • выход из диалогового окна нажатием кнопки ОК;

  • возврат в диалоговое окно после щелчка инструментом Type по штриху одной из набранных букв текстового блока для выполнения редактирования (при необходимости);

  • дополнительного перемещения (при необходимости) созданного текстового блока инструментом Move для окончательного его расположения.

Текстовый блок Текстовый блок, образованный таким способом, автоматически располагается программой в отдельном слое и позволяет выполнять большинство процедур с точки зрения обработки текста в обычном текстовом редакторе:

  • форматирование текста в общепринятом порядке (задание шрифта, кегля, интерлиньяжа, величины кернинга и трекинга, различных типов выключки, цвета символов, величины смещения линии шрифта);

  • редактирование набранного в программе текста в обшепринятом порядке после щелчка инструментом Type по штриху одной из букв и возврата таким образом в специальное диалоговое окно для правки текста или изменения его параметров.

Текстовый блок с точки зрения специфики работы со слоями позволяет также:

  • применять дополнительные эффекты, содержащиеся в меню LAYER\Effects:

      Drop Shadow (отбрасываемая тень);

      Inner Shadow (внутренняя тень);

      Outer Glow (внешнее свечение);

      Inner Glow (внутреннее свечение);

      Bevel and Emboss (скос и рельеф);

      Color Fill (закраска цветом);

  • использовать трансформирование изображения в меню EDIT\ Transform:

      Scale (масштабирование);

      Rotate (поворот на заданный угол);

      Skew (скос на заданный угол);

      Flip Gorizontal (отражение по горизонтали);

      Flip Vertical (отражение по вертикали).

В качестве примера ввода в изображение участка текста рассмотрим процедуры размещения текстовой информации на обложке компакт-дискаПроцедуры размещения текстовой информации на обложке компакт-диска:

  • ввод слова "The" происходит после выбора инструмента Type в палитре инструментов, щелчка в левом верхнем углу рисунка, задания параметров набора, ввода текста с клавиатуры, перемещения блока текста инструментом Move в нужное местоДиалоговое окно для задания параметров и ввода слова The;

  • перед вводом слова "ARCHIVE" нужно выбрать инструмент Vertical Type (соответствующие параметры см. на рисункеДиалоговое окно для задания параметров и ввода слова ARCHIVE);

  • образование текста "VOLUME ONE" отличается следующими особенностями:

      а) выбрать инструмент "Type Mask";

      б) после задания параметров набора и ввода текста выбрать инструментом Move слой с текстовым фрагментом;

      в) в меню IMAGE\ Adjust\ Brightness Contrast задать в первой позиции -50, а во второй +25.

При работе с текстом после его растеризации с помощью меню LAYER\Type\Render Layer:

  • исчезают возможности работы с текстом в первом режиме;

  • возникает возможность применения большого количества разнообразных фильтров из меню FILTER.

Изображение цветное Цветное изображение на полиграфическом оттиске обычно сильно отличается от цветного оригинала по степени точности передачи цветов и оттенков:

  • сканер, монитор, выводные устройства воспроизводят цвет с помощью различных физических принципов (отраженный свет, излучающий свет);

  • устройства даже одного класса отличаются друг от друга по своим характеристикам;

  • различные люди воспринимают один и тот же цвет строго индивидуально;

  • один и тот цвет воспринимается по-разному в зависимости от окружающих условий (например, в зависимости от освещения и т. д.);

  • качество передачи цвета зависит от свойств полиграфических красок и запечатываемой бумаги, типа печати и т. д.

Кроме того, довольно часто на практике как цветное, так и черно-белое изображение по множеству причин может не отвечать своему назначению:

  • не тот размер, пропорции или ориентация;

  • наличие механических повреждений, пятен и других нарушений;

  • не тот цвет, контрастность, фон и др.

Базовый ассортимент операций, которые часто приходится использовать на практике, приступая к обработке изображений, обычно включает:

  • кадрирование изображения (например, с помощью команды IMAGE\Crop);

  • настройка тонового диапазона (обычно командами IMAGE\ Adjust\Levels - уровни и IMAGE\Adjust\Curves - кривые);

  • устранение цветового отлива, если он есть (например, с помощью команды IMAGE\Adjust\Color Balance);

  • замена цвета одного из элементов изображения (например, с помощью команды IMAGE\Adjust\Replace Color);

  • устранение нежелательных объектов (например, инструментом Rubber Stamp);

  • фокусировка изображения (например, с помощью фильтра FILTER\Sharpen\Unsharp Mask) и др.

Некоторые проблемы при изготовлении цветных изображений могут разрешаться уже при обработке их на этапе допечатных процессов, например, с помощью процедур, имеющихся в программе типа PhotoShop. Обычно при этом имеют в виду следующие основные этапы обработки изображений:

  • предварительная регулировка параметров монитора (например, в окне My Computer\Control Panel\Adobe Gamma);

  • установка параметров, заданных в программе по умолчанию изначально фирмой (удаление файла основных параметров PhotoShop\PhotoShop Settings\PhotoShop Prefs с последующим запуском программы и автоматическим созданием файла установок с параметрами по умолчанию);

  • проверка и регулировка общего контраста изображения (т. е. его тонового диапазона;

  • выполнение коррекции цвета.

Тоновый (динамический) диапазон - характер распределения пикселов в темных, средних и светлых областях изображения. В программе PhotoShop для оценки и регулировки тонового диапазона (яркости и контрастности) удобно использовать гистограммы в меню IMAGE\Histogram:

  • пикселы выстраиваются вдоль горизонтальной оси в зависимости от уровня яркости в интервале от 0 (черный цвет) до 255 (белый цвет);

  • вертикальные столбцы из пикселов на гистограмме характеризуют количество пикселов различных оттенков в интервале от черного до белого цвета;

  • в зависимости от визуальной оценки распределения тонов изображений их можно условно подразделить на нормальные, темные и светлые изображения.

Средства тоновой коррекции Средства тоновой коррекции в программе PhotoShop обычно подразумевают выполнение следующих команд:

  • IMAGE\Adjust\AutoContrast (автоматическая регулировка сразу всего тонового диапазона изображения или выделенного фрагмента);

  • IMAGE\Adjust\Brightness/Contrast (яркость/контраст) - регулировка сразу всего тонового диапазона изображения или выделенного пользователем фрагмента в результате перемещения ползунков в диалоговом окне;

  • IMAGE\Adjust\Autolevels - автоматическая тоновая коррекция после анализа программой самого светлого и самого темного участка, присвоения им соответственно белого и черного цвета и распределения между этими значениями остальных пикселов;

  • IMAGE\Adjust\Levels (уровни) - тоновая коррекция после определения пользователем самой светлой и самой темной точки для конкретного изображения. Имеется возможность настраивать гамму - контраст средних тонов изображения (примерно 80) независимо от регулировки светлых и темных тонов. Здесь можно также после численного задания значений белой (обычно для CMYK это 5, 3, 3, 0, а для RGB - 244, 244, 244) и черной (обычно для CMYK это 65, 53, 51, 95, а для RGB - 10, 10, 10) точек присвоить их соответствующим участкам изображения;

  • IMAGE\Adjust\Curves (Кривые) - наиболее универсальное средство регулировки, которое позволяет установить белую и черную точки, а также произвести тонкую настройку распределения средних тонов, четверть тонов и других степеней яркости изображенияДиалоговое окно IMAGE\Adjust\Curves до регулировки:

      а) градационная кривая отображает исходные и новые (после регулировки) значения яркости пикселов изображения;

      б) горизонтальная ось - текущие значения пикселов, вертикальная ось - скорректированные значения;

      в) прямая на диагонали показывает, что новые и старые значения яркости пикселов одинаковы;

      г) контрольные точки, устанавливаемые на диагонали дополнительно, отсекают соответствующий диапазон из регулировкиДиалоговое окно IMAGE\Adjust\Curves после изменения числа пикселов в тенях и в светах изображения.

Общая настройка соотношения цветов в изображении может выполняться в меню IMAGE\Adjus\Color Balance (цветовой баланс).

Методы цветовой коррекции Методы цветовой коррекции обычно включают в себя использование следующих команд и устройств:

  • уровней (Levels) и градационных кривых (Curves) в отдельных цветовых каналах;

  • пипеток для нелинейной коррекции с выбором значений непосредственно из изображения;

  • команды IMAGE\Adjust\Hue/Saturation;

  • замены и коррекции выбранного цвета с использованием команд IMAGE\Adjust\Replace Color и IMAGE\Adjust\Selective Color.

ФильтрФильтры в программе PhotoShop - средства искажения изображения, возведенные в принцип и предназначенные для выполнения специальных преобразований, которые имитируют получение различных эффектов (действие ветра, разглядывание через стекло и др.):

  • в программу типа PhotoShop 5.5 встроено около 100 фильтров, доступ к которым открывается в меню FILTER;

  • постоянно совершенствуются и разрабатываются различными фирмами новые фильтры (Plug-In Filter), которые приобретаются и устанавливаются на компьютер дополнительно;

  • фильтры могут применяться как ко всему изображению, так и к отдельной выделенной его части;

  • предусмотрено ослабление действия фильтров (в меню FILTER\ Fade): Opacity (Непрозрачность), Dodge (Осветление), Burn (Затемнение), Darken (Замена темным), Lighten (Замена светлым) и др.

Эффект изменения резкости изображения Эффект изменения резкости изображения - один из примеров использования фильтров:

  • при обработке пиксельных изображений резкость регулируется за счет изменения местной контрастности соседних пикселов, расположенных на краях изображения;

  • в меню FILTER\Sharpen используют следующие команды:

      а) Sharpen (резкость);

      б) Sharpen More (увеличение резкости);

      в) Sharpen Edges (резкость на краях);

      г) Unsharp Mask (контурная резкость или нерезкое маскирование).

Алгоритм нерезкого маскирования (Unsharp Mask) предполагает:

    1) образование программой слегка нерезкой версии изображения оригинала;

    2) объединение этой версии с основным изображением;

    3) осветление выборки пикселов в том месте, где выборка в служебной версии темнее оригинала;

    4) затемнение выборки пикселов в том месте, где выборка в служебной версии светлее оригинала.

В результате действия алгоритма в изображении образуются переходные зоны из пикселов, которые акцентируют соседние светлые и темные участки, что приводит к видимому повышению резкости изображения.

В открывающемся диалоговом окне при использовании фильтра FILTER\Sharpen\Unsharp Mask имеется возможность изменения параметров:

  • Radius - ширины переходной зоны в пикселах (обычно рекомендуется величина 1-3 пиксела);

  • Amount - степени усиления тоновых различий (обычно задают около 200 %);

  • Threshold - степени различения смежных пикселов (рекомендуется обычно величина 2-3 пиксела).

Эффект размывания растра используется в случае, если нужно обеспечить обработку полутонового или цветного изображения. В результате сканирования в этом случае получается изображение, состоящее из сетки точек. Так как полутоновые и цветные типографские изображения уже состоят из сетки точек растра, то в результате наложения этих сеток может возникнуть посторонний узор регулярной структуры - муар.

Обычно для устранения муара, возникающего при сканировании, используют следующие методы:

  • дополнительный разворот сканируемого изображения на некоторый угол;

  • размытие типографского растра в результате искусственного снижения резкости изображения на первом этапе (FILTER\Blur, FILTER\Gaussian Blur или FILTER\) с последующим увеличением резкости (FILTER\Unsharp Mask) для частичной компенсации потери четкости деталей изображения на втором этапе.

При обработке цветных сканированных изображений часто выполняют такую последовательность действий:

  • перевод цветного изображения в цветовую модель La*b*;

  • размытие растра в хроматических каналах в меню FILTER\Blur\ Gaussian Blur;

  • размытие растра в канале яркости с помощью команды FILTER\ Smart Blur;

  • перевод цветного изображения в цветовую модель RGB или CMYK для дальнейшей обработки.

© Центр дистанционного образования МГУП