Московский государственный университет печати

Капелев В. В.


         

Программные средства обработки информации

Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы


Капелев В. В.
Программные средства обработки информации
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Учебная программа дисциплины

Введение

Содержание дисциплины

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Основные разделы и темы

1.

Общие сведения о КИС

1.1.

Компьютерная издательская система (КИС)

1.2.

Общие сведения о программном обеспечении КИС

2.

Этапы обработки издания в КИС

2.1.

Функциональная схема обработки издания в КИС

2.2.

Процедуры обработки в КИС текстовой информации

2.3.

Процедуры обработки в КИС графической информации

2.4.

Импорт и предварительное размещение материала

2.5.

Форматирование файлов

3.

Общие элементы интерфейса и процедуры в программах допечатной обработки

3.1.

Запуск программ

3.2.

Предпочтительные установки параметров по умолчанию

3.3.

Настройки пиктограмм и клавиатурных сокращений

3.4.

Открытие файлов прикладных программ

3.5.

Работа с файлами-шаблонами

3.6.

Задание исходных данных

3.7.

Задание и использование стилей оформления

3.8.

Создание и использование библиотек элементов

3.9.

Использование устройств для позиционирования фрагментов

3.10.

Визуализация обрабатываемой информации

3.11.

Сохранение файлов

3.12.

Связывание файлов

4.

Процедуры обработки контурной (векторной) графики

4.1.

Характерные особенности программ контурной графики

4.2.

Основные процедуры

4.3.

Палитры работы с цветом

4.4.

Процедуры работы с текстом

4.5.

Палитры WINDOW\Inspectors\text

4.6.

Дополнительные возможности по работе с текстом

4.7.

Процедуры по работе с замкнутыми и разомкнутыми объектами

4.8.

Палитра слоев

4.9.

Инструменты меню modify\combine

4.10.

Дополнительные инструменты меню window\toolbars\xtra operations

4.11.

Дополнительные инструменты меню window\toolbars\xtra TOOLS

4.12.

Дополнительные возможности версии freehand 9.0

4.13.

Предпочтительные установки

5.

Процедуры обработки пиксельной (точечной) графики

5.1.

Общие сведения

5.2.

Выделение областей и работа с ними

5.3.

Инструменты рисования и закрашивания

5.4.

Работа с контурами

5.5.

Работа со слоями

5.6.

Работа с каналами

5.7.

Работа с текстом

5.8.

Основы коррекции тона и цвета

5.9.

Понятие о фильтрах

6.

Процедуры систем макетирования и верстки

6.1.

Общие сведения

6.2.

Основные понятия и определения

6.3.

Начало работы

6.4.

Процедуры предварительного размещения текста и иллюстраций на страницах публикации

6.5.

Процедуры предварительной подготовки текста

6.6.

Дополнительные процедуры форматирования

6.7.

Сведения о подпрограммах-расширениях

7.

Процедуры программ межплатформенного обмена

7.1.

Понятие о документах, предназначенных для распечатки и для просмотра на экране

7.2.

PDF - переносимый формат документов

7.3.

Основные сведения о программе Adobe Acrobat

7.4.

Создание публикаций в формате Adobe Acrobat

8.

Сведения о специальных программах обработки информации

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Глоссарий

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература

Указатели
175   предметный указатель
207   указатель иллюстраций
Фрейм-овал после преобразования формы с помощью инструментов группы Pen Фреймы различной формы, по­лученные с помощью ин­струментов фреймов-прими­тивов и диалогового окна OBJECT\Corner Effects (эффекты из списка соответственно: Fancy, Bevel, Inset, Inverse Rounded, Rounded со значением Size = 4 мм) Диалоговое окно в меню FILE\New Образец макета для формирования разворота шаблонных страниц с маркером колонцифры, отрезками линий, двумя колонками для текста и фреймами для размещения отдельных фрагментов текста, заголовков и иллюстрации Палитра WINDOW\Transform Палитра WINDOW\Color Палитра WINDOW\Character Последовательные шаги изменения начертания и масштабирования по высоте, а также палитра с параметрами Приложение 11 Приложение 13 Приложение 14 Палитра страниц WINDOW\Pages Разворот страниц публикации после предварительного размещения основного текста в ручном режиме Палитра страниц WINDOW\Pages\Section Options Диалоговое окно EDIT\Find/Change Диалоговое окно EDIT\Check Spelling Пример левой страницы разворота публикации после форматирования Меню TYPE\Paragraph\Hyphenation меню TYPE\Paragraph\Justification Использование команд специальных знаков и пробелов (контекстное меню\Special Characters) Диалоговое окно Vertical Justification\Align Слово до и после преобразования, а также параметры в соответствующих палитрах в меню WINDOW\Color Последовательные шаги изменения начертания и масштабирования по высоте, а также палитра с параметрами в меню TYPE\Character Градиентная закраска буквы и обводки в меню WINDOW\Color\Gradient образец фрейма и палитра с параметрами WINDOW\Color\Gradient Исходное изображение перед выполнением Fit Frame to Content и результат преобразования Изображение и палитра после поворота исходного фрейма с содержимым на 30 градусов Изображение и палитра после поворота содержимого в фрейме до исходного состояния Исходное изображение после импорта и изображение после команды OBJECT\Fitting\Fit Content Proportionally Изображение после команды OBJECT\Text Wrap и Around Bounding Box и палитра OBJECT\Text Wrap с заданными параметрами Изображение после добавления опорных точек и их перемещения инструментами группы Pen Фрейм в виде квадрата после обтекания текстом в меню OBJECT\Text Wrap и добавления опорных точек в местах будущих вершин ромба; фрейм в виде ромба после удаления опорных точек, лежащих в углах квадрата Фрейм в виде ромба после импорта в него фрагмента; фрагмент палитры Text Frame Options с установленным параметром отбивки текста внутри фрейма Inset Spacing\Inset Меню UTILITIES

Область использования программ макетирования и верстки Область использования программ макетирования и верстки - образование полос публикаций различной сложности в соответствии с документацией по верстке из текстовых и графических фрагментов, которые могут быть созданы:

  • в текстовых и графических редакторах, приняты по линиям связи или отсканированы;

  • в результате непосредственного ввода текстовой, а также графической информации в самих программах макетирования и верстки (так, например, можно ввести небольшие по объему заголовки, подрисуночные подписи и др., а также сравнительно несложный графический материал в виде различных контуров);

  • в результате ввода и редактирования текстовой информации (в том числе и большого объема) с использованием специально встроенных текстовых редакторов типа Story Editor (например, в программах типа Page Maker).

В таких программах верстки, как InDesign, Frame Maker операции автоматизированной проверки орфографии, поиска и замены можно выполнить в основном режиме (режиме верстки), а возможности по обработке графических элементов значительно расширены (в том числе на уровне обработки кривых Безье). Таким образом, современные программы макетирования и верстки приближаются по комфортности начальной обработки текстовых и графических фрагментов к специализированным программам.

В зависимости от содержания и сложности композиции публикаций программы макетирования и верстки можно условно подразделить на:

  • программы, используемые для верстки текстового и иллюстративного материала (в том числе и полутонового полноцветного) для обработки прежде всего книжно-журнальной и газетной продукции - это программы типа Page Maker, QuarkXPress, InDesign;

  • программы, предназначенные для верстки прежде всего текстового материала с включением таблиц, формул, для обработки сложных по структуре технических публикаций - программы типа Ventura, Frame Maker.

Отличительные особенности программ макетирования и верстки состоят прежде всего в том, что в них предусмотрены дополнительные возможности, упрощающие образование полос публикации:

  • большое число фильтров импорта-экспорта для обмена файлами с текстом, графикой, публикациями;

  • механизм связывания файлов, использованных в публикации;

  • использование, наряду с файлами-шаблонами (Template), механизма шаблонных страниц (Master Pages);

  • механизм монтажного стола (Pasteboard);

  • механизм удобного и точного позиционирования объектов;

  • устройства реализации технических правил набора и верстки (в том числе механизм вгонки-выгонки строк);

  • механизм подготовки публикации к выводу;

  • механизм создания файлов книги (Book File).

Частично сведения об указанных понятиях и определениях изложены в разделе 4 данного учебного пособия.

В этом разделе обратим внимание на понятия и определения, характерные для программы типа InDesign.

Для программы типа InDesign специалисты отмечают прежде всего следующие особенности:

  • удобное встраивание фрагментов, полученных в других программах:

      а) возможность непосредственного открывания файлов программ QuarkXPress версий 3.3-4.0 и PageMaker 6.5;

      б) возможность импорта в документы программы InDesign файлов во внутренних форматах программ Photoshop и Illustrator;

      в) возможность копирования/вклеивания или "перетаскивания" (drag and drop) в публикации InDesign редактируемых файлов программы Illustrator;

  • возможность установить клавиатурные сокращения по усмотрению пользователя, а также сокращения, привычные при работе в других программах (например, активизация ассортимента "горячих" клавиш, принятых в программе QuarkXPress);

  • наличие всех средств, необходимых для достижения высокой точности;

  • дополнительные удобства при навигации и просмотре публикаций (изменение масштаба просмотра в диапазоне от 5% до 4000% с помощью палитры "Navigator" и специальных клавиатурных сокращений);

  • расширенные возможности управления элементами страниц:

      а) поиск, обновление и восстановление связей с помощью палитры "Links";

      б) импорт графических файлов в форматах PDF, EPS, TIFF, DCS, Scitex CT, JPEG, BMP, GIF, PCX, WMF (Windows) и PICT/PCT;

      в) импорт текстовых файлов в форматах Tagged Text, Microsoft Word, Corel, WordPerfect, Rich Text Format, Excel и Text-only;

      г) экспорт файлов программы InDesign в форматах PDF, EPS, HTML (с использованием Cascading Style Sheets) и Prepress;

      д) автоматизация стандартных задач с помощью сценариев, написанных на языках AppleScript и Microsoft Visual Basic;

  • использование стилей оформления как на уровне символов (с использованием таких атрибутов, как гарнитура, интерлиньяж, лигатура), так и на уровне абзацев (с использованием способа компоновки текста, выключки, отступов и других параметров);

  • расширенные возможности типографики:

      а) применение нового компоновщика текста для автоматической оценки и настройки очередной или сразу нескольких строк (меню TYPE\Paragraph <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
Adobe Single-line Composer/Adobe Multi-line Composer) - подробнее см. в глоссарии;

      б) определение оптических размеров полей для настройки положения символов и знаков препинания относительно левой и правой границ текста (меню TYPE\Story\Optical Margin Alignment) - подробнее см. в глоссарии;

      в) автоматическая подстановка лигатур (меню TYPE\Character <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
Ligatures) - подробнее см. в глоссарии;

      г) выбор стандартных спецсимволов, таких как тире, пробелы и пр., из контекстно-зависимых меню;

  • дополнительные средства точного размещения элементов полос:

      а) копирование/вклеивание, закрепление, удаление или сохранение ассортиментов направляющих линий для дальнейшего использования с помощью палитры „Library";

      б) быстрая замена единиц измерения для вертикальной и горизонтальной линеек;

      в) перемещение, поворот, масштабирование и наклон изображений, текстовых блоков и вложенных фреймов с помощью палитры „Transform";

      г) быстрое выравнивание и распределение объектов с помощью палитры „Align";

  • расширенные возможности разработки макета и оформления полос:

      а) отмена или повтор нескольких последних действий;

      б) создание редактируемых текстовых и графических фреймов на основе любых объектов, включая простейшие геометрические фигуры, сложные контуры и текст, преобразованный в кривые;

      в) создание фреймов непосредственно в процессе импорта текста или изображений;

      г) вклеивание одного фрейма в другой для создания многоуровнего изображения;

      д) выделение и модификация вложенных фреймов;

      е) преобразование текста в редактируемые контуры, которые можно заполнять графикой или другим текстом;

      ж) редактирование формы контуров, а также их „разрезание" на части с помощью инструмента „ножницы" (Scissors);

      з) объединение нескольких контуров в один составной контур с прозрачными областями;

      и) создание и применение заказных стилей пунктирных линий, стрелок и углов;

      к) закрепление фреймов внутри текста в качестве вложенных изображений;

      л) преобразование обтравочных контуров в редактируемые графические фреймы при импорте файлов в форматах Photoshop, TIFF и EPS;

      м) создание обтравочных контуров непосредственно в программе InDesign.

При изучении программы типа InDesign к основным понятиям следует прежде всго отнести следующие:

  • Макетмакет;

  • Тексттекстовый материал;

  • Фреймфрейм;

  • Умолчаниемеханизм задания параметров по умолчанию;

  • задание параметров при создании нового файла;

  • Файл-шаблонфайл-шаблон (Template);

  • Шаблонная страница (Master Page)шаблонная страница (Master Page);

  • Импорт текстапредварительное размещение текстового материала;

  • механизм стилей как на уровне символов, так и абзацев;

  • процедуры Выключкавыключки материала;

  • процедура вгонки-выгонки текстового материала;

  • режимы вызова и предварительного размещения иллюстраций;

  • обтекание иллюстрации текстом.

Макет Макет - модель страниц публикации, облегчающая верстку страниц, особенно сложных по содержанию и композиции. При использовании КИС макет удобно разрабатывать непосредственно при работе за компьютером в виде прямоугольников различной закраски и размеров, определяющих в реальности размещение текстовых и графических фрагментов на полосах публикации.

Результат такой предварительной работы может быть закреплен в виде шаблонных страниц (Master Pages) и файлов шаблонов (Templates), что в дальнейшем уменьшает число рутинных операций и упрощает единообразное форматирование.

Текст Текстовый материал (Story) представляет собою совокупность взаимосвязанных символов различного уровня (отдельные символы, слова, строки, предложения), охватывающую содержимое одного или нескольких связанных между собою текстовых блоков или фреймов и допускающую одновременное выполнение основных процедур форматирования.

Текстовый блок Текстовый блок - совокупность символов, которую для удобства работы выделяют в отдельно существующий фрагмент (автономный блок) или в цепочку связанных между собою фрагментов (связанные блоки). Это понятие широко используется в программах типа PageMaker 6.5. При этом использование текстовых блоков расширяет ассортимент используемых процедур (например, поворот фрагмента на произвольный угол или его перемещение на заданную величину). Цепочка связанных между собою блоков используется, если, например, нужно разместить текстовый материал так, чтобы его продолжение оказалось на другой полосе или в любом другом месте публикации.

Фрейм Фрейм - область, вмещающая в себя определенный массив текста или иллюстрацию. Такая область может:

  • объединяться с другими в цепочку и выделяться из нее;

  • иметь произвольно очерченную форму;

  • иметь закраску выбранным цветом и оттенком цвета;

  • иметь обводку заданной толщины, цвета или оттенка;

  • не иметь ни того, ни другого и служить в этом случае просто для размещения текстовых и графических фрагментов на полосах публикации в соответствии с макетом.

Фреймы в программе типа InDesign могут:

  • образовываться с помощью специальных инструментов: Restangle Frame, Ellipse Frame, Polygon Frame, а также после обрисовки области инструментом Type (Текст) или после вызова графического материала в меню FILE\Place;

  • взаимно преобразовываться в меню OBJECT\Content друг в друга - графический (Graphic) в текстовый (Text) и в пустой (Unassigned), а также обратно;

  • изменять свою форму с помощью инструментов группы PenФрейм-овал после преобразования формы с помощью инструментов группы Pen;

  • в меню OBJECT\Transform перемещаться (Move), изменять размер (Scale), поворачиваться на заданный угол (Rotate), получать скос (Sheare);

  • изменять конфигурацию углов в меню OBJECT\Corner EffectsФреймы различной формы, по­лученные с помощью ин­струментов фреймов-прими­тивов и диалогового окна OBJECT\Corner Effects (эффекты из списка соответственно: Fancy, Bevel, Inset, Inverse Rounded, Rounded со значением Size = 4 мм);

  • в меню OBJECT\ Arrange располагаться на переднем уровне (To Front), на один шаг вперед (Forward), на один шаг назад (Backward), на заднем уровне (To Back);

  • быть запертыми или отпертыми в меню OBJECT\ Lock (UnLock);

  • изменять толщину обводки в меню WINDOW\Stroke;

  • изменять цвет обводки в меню WINDOW\Swatch после выделения фрейма и выбора в палитре инструментов позиции Stroke;

  • изменять цвет и оттенок фона в меню WINDOW\ Swatches после выделения фрейма и выбора в палитре инструментов позиции Fill.

Параметры по Умолчаниеумолчанию в программах типа InDesign можно подразделить на:

  • глобальные (задаются после вызова программы, но до открытия нового файла) - действуют по умолчанию от сеанса к сеансу до момента изменения;

  • локальные (задаются после вызова программы и после открытия нового файла, но до фиксации курсора в публикации или до выделения объекта в ней) - действуют в течение данного сеанса и обладают более высоким приоритетом по сравнению с глобальными.

Задание параметров по умолчанию для программы типа InDesign предусмотрено:

  • в меню EDIT\Preferences в одной из семи доступных вкладок:

      а) General (общие параметры);

      б) Text (параметры текста); в) Composition (параметры композиции);

      г) Units Increments (размерность и единицы измерения);

      д) Grids (параметры сетки);

      е) Guides (параметры направляющих);

      ж) Dictionary (параметры словарей);

  • в меню EDIT\Color Setting в двух вкладках:

      а) Application Color Settings (глобальные установки параметров);

      б) Document Color Settings (локальные установки параметров);

  • в меню EDIT\Shortcuts (редактирование клавиатурных сокращений);

  • в меню FILE\Document Setup (задание размера бумаги, ее ориентации, наличия разворота, величины полей и числа страниц публикации);

  • в меню LAYOUT:

      а) Margins Columns (задание размера полей и числа колонок в публикации);

      б) Ruler Guides (задание цвета и порога видимости направляющих на экране) - подробнее см. в глоссарии;

      в) Create Guides (расположение на экране направляющих линий в виде разметочной сетки из заданного числа вертикальных и горизонтальных рядов, а также задание расстояния между ними).

Задание параметров нового файла в программах типа InDesign может выполняться:

  • на уровне параметров по умолчанию в меню EDIT, FILE, LAYOUT;

  • в диалоговом окне, открывающемся в меню FILE\ NewДиалоговое окно в меню FILE\New;

  • после открытия файла-шаблона.

Файл-шаблонФайл-шаблон (Template), как известно, представляет собою специальный файл, в котором содержатся в той или иной степени все параметры построения будущей публикации (подробнее см. в главе 4 данного пособия).

Файлы-шаблоны при работе в программе типа InDesign:

  • имеют расширение .INDT;

  • могут храниться в отведенной для них папке;

  • могут быть созданы самим пользователем в меню FILE\Save As, после задания в диалоговом окне позиции Template;

  • могут открываться как обычные файлы публикаций в меню FILE\Open.

Шаблонная страница (Master Page) Шаблонная страница (Master Page) - специальная страница, которая создается дополнительно и которая включает в себя фрагменты, повторяющиеся на всех страницах публикации или на страницах одного из ее разделов (например, колонцифры, колонтитулы и др.).

Порядок работы в программе типа InDesign рассмотрим на примере создания разворота шаблонных страниц в случае макета, изображенного на рисункеОбразец макета для формирования разворота шаблонных страниц с маркером колонцифры, отрезками линий, двумя колонками для текста и фреймами для размещения отдельных фрагментов текста, заголовков и иллюстрации:

  • вывести на экран палитру WINDOW\Pages... (по умолчанию программа при создании нового файла создает одну шаблонную страницу, которая отображает все параметры, задаваемые в меню FILE\New);

  • двойным щелчком по пиктограмме шаблонной страницы A-Master вывести ее на экран;

  • в соответствующем месте разворота шаблонной страницы сформировать предварительно фрейм круглой формы для размещения в нем маркера колонцифры, а также пустые фреймы для размещения впоследствии вместо них текста и илюстрации на реальных страницах;

  • точный размер круглого фрейма (а также длину отрезков прямых и размер других фреймов и их расположение) удобно задать с помощью палитры WINDOW\TransformПалитра WINDOW\Transform;

  • закрасить фон внутри фрейма (50 % черного) удобно с помощью палитры WINDOW\ColorПалитра WINDOW\Color;

  • ввести маркер колонцифры (он возникает в виде буквы "А") в отдельный прямоугольный фрейм с помощью меню LAYOUT\Insert Page Number и расположить его в нужном месте;

  • выделить маркер и форматировать его (задать шрифт, кегль, начертание, вид выключки, цветПалитра WINDOW\Character), используя соответствующие палитры - см. рисункиПоследовательные шаги изменения начертания и масштабирования по высоте, а также палитра с параметрами и Приложение 11 Приложение 13 Приложение 14;

  • правую страницу разворота шаблонных страниц удобно образовать копированием всех элементов левой страницы и внесением нужных изменений;

  • перейти к работе над реальной страницей после двойного щелчка по пиктограмме нужной страницы в палитре WINDOW\Pages.

Палитра страниц (WINDOW\Pages)Палитра страниц WINDOW\Pages обеспечивает удобное выполнение целого ряда процедур (например, при использовании меню палитры Pages):

  • добавление пустых страниц (Insert Pages);

  • создание новой шаблонной страницы (New Master);

  • дублирование страниц публикации и мастер-страниц;

  • удаление страниц публикации и мастер-страниц и др.;

  • перезадание странице публикации стиля новой шаблонной страницы и др.

Большинство процедур при работе с палитрой страниц (WINDOW\ Pages) удобно осуществлять при помощи мыши (например, перетаскивая мышью пиктограмму новой шаблонной страницы на пиктограмму страницы публикации и т. д.). Параметры самих шаблонных страниц удобно менять в меню палитры Pages (в позиции Master Options и Section Options).

Импорт текста Предварительное размещение текста на реальных страницах публикации при работе в программах типа InDesign возможно в трех режимах:

  • ручноеРазворот страниц публикации после предварительного размещения основного текста в ручном режиме;

  • полуавтоматическое (при удерживаемой клавише Alt);

  • автоматизированное (при удерживаемой клавише Shift).

Для предварительного размещения, например, основного текста или иллюстрации, на реальных страницах публикации в рассматриваемом случае достаточно:

  • перейти на нужную страницу, например, двойным щелчком по пиктограмме в палитре WINDOW\Pages;

  • задать стартовый номер страницы публикации в меню палитры, выбрав позицию Section Options и введя с клавиатуры стартовый номер страницы "2"Палитра страниц WINDOW\Pages\Section Options;

  • выделить соответствующий фрейм щелчком мыши при удерживаемых Ctrl и Shift;

  • вызвать нужный файл в меню FILE\Place.

В режиме ручного размещения текст, не поместившийся в отведенный ему фрейм, остается неразмещенным. При этом в правом нижнем углу фрейма возникает символ "плюс".

Для продолжения размещения текста в следующий фрейм при этом режиме достаточно:

  • щелкнуть по символу "плюс";

  • появившийся курсор переместить к следующему фрейму и щелкнуть мышью внутри него.

Такой режим удобно использовать, если публикация имеет сложную структуру и большое число разнообразных фреймов (в том числе на различных полосах). Этот режим помогает расположить материал самым затейливым образом. Однако при этом приходится выполнять большое число рутинных действий.

Полуавтоматический и автоматизированный режимы размещения текста отличаются тем, что в первом случае не нужно щелкать курсором мыши по символу "плюс", а во втором случае размещение текста происходит после единственного щелчка курсором мыши в начале первой полосы (при этом обеспечивается автоматический переход текста с одной полосы на другую, а если нужно, то и автоматическое добавление новых полос).

Импорт иллюстрации Предварительное размещение иллюстраций в программах типа InDesign может выполняться с помощью меню FILE\Place:

  • внутри существующего графического фрейма;

  • внутри фрейма, очерчиваемого курсором;

  • по месту курсора внутри текстового фрейма;

  • простым вызовом графического файла при активном инструменте Selection (иллюстрация оказывается в фрейме, автоматически создаваемом программой).

Заранее изготовленный Тексттекстовый материал обычно подвергают в КИС предварительной подготовке перед версткой:

  • удаляют лишние межсловные пробелы;

  • выполняют в автоматизированном режиме необходимые замены (например, вид кавычек);

  • выполняют автоматизированую проверку орфографии.

  • В верстальных системах типа InDesign выполнение подобных процедур возможно в меню EDIT\Find/ChangeДиалоговое окно EDIT\Find/Change и происходит в основном верстальном режиме (без перехода в специальный режим).

    Диалоговое окно EDIT\Check SpellingДиалоговое окно EDIT\Check Spelling

    Реализация специальных требований технологических инструкций по набору и Версткаверстке в программах типа InDesign, помимо использования основных палитр форматирования WINDOW\Character и WINDOW\Paragraph (см. приложение 11), выполняется следующим образомПример левой страницы разворота публикации после форматирования:

    • задание вариантов разбиения текста на строки (меню TYPE\Paragraph <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
HyphenationМеню TYPE\Paragraph\Hyphenation);

    • задание желаемого, минимально и максимально допустимых величин межсловных и межбуквенных пробелов (меню TYPE\ Paragraph <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
Justificationменю TYPE\Paragraph\Justification);

    • использование команд специальных знаков и пробелов (контекстное меню\Special Characters)Использование команд специальных знаков и пробелов (контекстное меню\Special Characters);

    • выравнивание текста в вертикальном направлении (OBJECT\Text Frame Options <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
Vertical Alignment) удобно выполнить следующим образом:

      • а) инструментом "Т" фиксировать курсор во фрейме;

        б) щелкнуть правой кнопкой мыши для вызова контекстного меню;

        в) выбрать позицию Text Frame Options;

        г) в диалоговом окне в позиции Vertical Justification\Align выбрать из списка нужный тип выравниванияДиалоговое окно Vertical Justification\Align.

    Форматирование заголовков Форматирование заголовков может выполняться следующим образом:

    • задание контурности шрифта - в меню WINDOW\Color, WINDOW\Stroke. На рисункеСлово до и после преобразования, а также параметры в соответствующих палитрах в меню WINDOW\Color продемонстрированы слово до и после преобразования, а также параметры в соответствующих палитрах;

    • масштабирование символов (и в горизонтальном, и в вертикальном направлении) выполняется в меню TYPE\Character <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
Transform (на рисункеПоследовательные шаги изменения начертания и масштабирования по высоте, а также палитра с параметрами в меню TYPE\Character продемонстрированы последовательные шаги изменения начертания и масштабирования по высоте, а также палитра с параметрами);

    • градиентная закраска буквы и обводки в меню WINDOW\Color <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
Gradient продемонстрирована на рисункеГрадиентная закраска буквы и обводки в меню WINDOW\Color\Gradient.

    Градиентная закраска фреймов Градиентная закраска фреймов выполняется с помощью меню WINDOW\Color <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
Gradient (на рисунке продемонстрированы образец фрейма и палитра с параметрамиобразец фрейма и палитра с параметрами WINDOW\Color\Gradient).

    Модификация фреймов и их содержимого Модификация фреймов и их содержимого предполагает выполнение следующих процедур:

    • взаимное согласование в расположении фрейма и его содержимого (меню OBJECT\Fitting\...)Исходное изображение перед выполнением Fit Frame to Content и результат преобразования:

        а) Fit Content to Frame - изменить содержимое до размера фрейма;

        б) Fit Frame to Content - изменить фрейм до размера содержимого;

        в) Center Content - центрировать содержимое в фрейме;

        г) Fit Content Proportionally - пропорционально изменить содержимое до размера фрейма;

    • поворот фрейма возможен в меню WINDOW\Transform:

      а) вместе с содержимым после выделения инструментом Selection ToolИзображение и палитра после поворота исходного фрейма с содержимым на 30 градусов;

      б) только содержимого после выделения инструментом Direct Selection ToolИзображение и палитра после поворота содержимого в фрейме до исходного состояния;

    • обтекание иллюстрации текстом по произвольной траектории рассмотрим на следующих рисунках в виде выполнения последовательности шаговИсходное изображение после импорта и изображение после команды OBJECT\Fitting\Fit Content Proportionally.

    • В программе типа InDesign задание обтекания иллюстрации текстом выполняется следующим образом:

        а) выделить иллюстрацию инструментом Selection Tool;

        б) вызвать меню OBJECT\Text WrapИзображение после команды OBJECT\Text Wrap и Around Bounding Box и палитра OBJECT\Text Wrap с заданными параметрами;

        в) выбрать одну из пиктограмм типа обтекания:

        • No Text Wrap - отсутствие обтекания;

        • Around Bounding Box - вокруг граничной рамки;

        • Around Object Shape - вокруг контура иллюстрации;

        • Jump Object - разрез текста;

        • Jump to Next Column - иллюстрация последняя на полосе;

        г) задать расстояние от иллюстрации до окружающего текста (Top Offset, Bottom Offset, Left Offset, Right Offset);

        д) инструментами группы Pen добавить опорные точки, изменить их тип и перемещать при необходимости обеспечить обтекание по траектории произвольной формыИзображение после добавления опорных точек и их перемещения инструментами группы Pen;

    • формирование текстовых врезок произвольной формы удобно выполнить после образования фрейма и преобразования его инструментами группы Pen (см. рисунки Фрейм в виде квадрата после обтекания текстом в меню OBJECT\Text Wrap и добавления опорных точек в местах будущих вершин ромба; фрейм в виде ромба после удаления опорных точек, лежащих в углах квадрата Фрейм в виде ромба после импорта в него фрагмента; фрагмент палитры Text Frame Options с установленным параметром отбивки текста внутри фрейма Inset Spacing\Inset).

    При создании современных программных средств, используемых в КИС, фирмы-изготовители предусматривают возможность расширения технических характеристик программ за счет дальнейшего подключения дополнительно создаваемых модулей (Plug-Ins, Xtensions). Такие модули могут создаваться как самими фирмами-изготовителями программ, так и, по согласованию с ними, сторонними производителями.

    Перечень модулей-расширений, уже установленных, например, в такие программы, как QuarkXPress, можно просмотреть в списке, который вызывается на экран в меню HELP\About QuarkXPress (при этом нужно нажать и удерживать клавишу Alt).

    Обычно пользователи после приобретения модулей расширений, например, программы QuarkXPress копирует их в папку Xtensions. При этом автоматически реорганизуется соответствующее меню для обеспечения доступа к установленному модулю расширения.

    Существуют также модули-расширения, которые устанавливаются специальным образом. Например, автономный модуль Unispell 2.5, содержащий русский словарь для организации автоматического разбиения слов на слоги и проверки орфографии в русских текстах, устанавливается в графическую оболочку Windows. При этом в процессе установки:

    • на экран выходит запрос, для какой программы идет установка и в какой папке этой программы хранятся модули-расширения;

    • в папку Xtensions автоматически записывается файл Uni4qx4.xnt;

    • в меню UTILITIES появляются записи "Russian Spelling...", "Расставить переносы...", "Удалить переносы..." и т. д.Меню UTILITIES

    В настоящее время разработано очень большое число различных модулей-расширений для программ, используемых в КИС.

    Например, для программы PhotoShop широко рекламируют такие модули Plug-Ins, как:

    • Intellihance 3.0 фирмы Extensis, который обеспечивает автоматическое управление удалением растра сканируемого изображения и цветовых пятен, а также автоматическое подстраивание контрастности, яркости, насыщенности, цветовых оттенков и резкости изображения;

    • ScanPrePro фирмы ImageXpress для автоматического получения высококачественных цветоделенных оригиналов CMYK и многие другие.

    © Центр дистанционного образования МГУП