Московский государственный университет печати

Валгина Н.С.
Светлышева В.Н.


         

Орфография и пунктуация

Справочник


Валгина Н.С.
Орфография и пунктуация
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Орфография

1.1.

Правописание гласных в корне слова

1.1.1.

Проверямые безударные гласные

1.1.2.

Непроверямые безударные гласные

1.1.3.

Чередующиеся гласные

1.1.4.

Гласные после шипящих

1.1.5.

Гласные после ц

1.1.6.

Буквы э - е

1.1.7.

Буква й

1.2.

Правописание согласных в корне

1.2.1.

Звонкие и глухие согласные

1.2.2.

Двойные согласные в корне и на стыке корня и приставки

1.2.3.

Непроизносимые согласные

1.3.

Разделительные ъ и ь

1.3.1.

Употребление ъ

1.3.2.

Употребление ь

1.4.

Правописание приставок

1.4.1.

Приставки, оканчивающиеся на согласную

1.4.2.

Приставка С-

1.4.3.

Приставки, оканчивающиеся на з

1.4.4.

Безударные гласные в приставках

1.4.5.

Приставки пре- и при-

1.4.6.

Гласные ы - и после приставок

1.5.

Гласные е - о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи

1.5.1.

Гласные е - о в суффиксах

1.5.2.

Гласные е - о в окончаниях

1.5.3.

Гласные после ц

1.6.

Правописание имен существительных

1.6.1.

Падежные окончания существительных в единственном числе

1.6.2.

Падежные окончания существительных во множественном числе

1.6.3.

Окончания существительных после суффиксов

1.6.4.

Суффиксы существительных

1.6.5.

Существительные с н и нн

1.7.

Правописание имен прилагательных

1.7.1.

Падежные окончания прилагательных

1.7.2.

Суффиксы прилагательных, образованных от имен

1.7.3.

Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов

1.8.

Правописание сложных слов

1.8.1.

Сложные слова с соединительной гласной

1.8.2.

Сложные слова без соединительной гласной

1.8.3.

Сложные существительные

1.8.4.

Сложные прилагательные

1.9.

Правописание имен числительных

1.9.1.

Количественные числительные

1.9.2.

Порядковые числительные

1.9.3.

Дробные числительные

1.9.4.

Собирательные числительные

1.10.

Правописание местоимений

1.10.1.

Личные местоимения

1.10.2.

Неопределенные местоимения

1.10.3.

Отрицательные местоимения

1.11.

Правописание глаголов

1.11.1.

Личные окончания глаголов

1.11.2.

Буква ь в глагольных формах

1.11.3.

Суффиксы глаголов

1.11.4.

Глаголы в прошедшем времени

1.12.

Правописание причастий

1.12.1.

Суффиксы причастий

1.12.2.

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

1.13.

Правописание наречий

1.13.1.

Гласные на конце наречий

1.13.2.

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

1.13.3.

Отрицательные наречия

1.13.4.

Дефисное написание наречий

1.13.5.

Слитное написание наречий

1.13.6.

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний

1.14.

Правописание предлогов

1.14.1.

Непроизводные предлоги

1.14.2.

Производные предлоги и предложные сочетания

1.14.3.

Слитное написание предлогов

1.14.4.

Раздельное написание предлогов

1.15.

Правописание союзов

1.15.1.

Слитное написание союзов

1.15.2.

Раздельное написание союзов

1.16.

Правописание частиц

1.16.1.

Раздельное написание частиц

1.16.2.

Дефисное написание частиц

1.16.3.

Правописание не и ни

1.16.4.

Разграничение не и ни

1.17.

Правописание междометий и звукоподражательных слов

1.18.

Употребление прописных букв

1.18.1.

Положение в начале текста и после знаков препинания

1.18.2.

Собственные имена лиц

1.18.3.

Прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий

1.18.4.

Названия исторических событий, эпох, геологических периодов

1.18.5.

Названия праздников и знаменательных дат

1.18.6.

Названия организаций, учреждений и фирм

1.18.7.

Наименования должностей, званий, титулов

1.18.8.

Названия документов, памятников старины, произведений искусств, литературных произведений, органов печати

1.18.9.

Астрономические названия

1.18.10.

Географические названия

1.18.11.

Сложносокращенные слова и аббревиатуры

2.

Пунктуация

2.1.

Знаки препинания в конце и в начале предложения. Конечные знаки в середине предложения

2.1.1.

Знаки препинания в конце предложения

2.1.2.

Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения

2.1.3.

Многоточие в начале и внутри предложения

2.1.4.

Многоточие в цитатах

2.1.5.

Точка при членении предложения

2.2.

Знаки препинания в простом предложении

2.2.1.

Тире между подлежащим и сказуемым

2.2.2.

Тире в эллиптическом и неполном предложениях

2.2.3.

Соединительное тире

2.2.4.

Выделительное тире

2.2.5.

Знаки препинания при именительном темы

2.3.

Знаки препинания при однородных членах предложения

2.3.1.

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами

2.3.2.

Однородные члены с обобщающими словами

2.3.3.

Однородные и неоднородные определения

2.3.4.

Однородные и неоднородные приложения

2.4.

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

2.5.

Знаки препинания при обособленных членах предложения

2.5.1.

Знаки препинания при обособленных определительных оборотах

2.5.2.

Обособленные и необособленные несогласованные определения

2.5.3.

Знаки препинания при обособленных приложениях

2.5.4.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

2.5.4.1.

Деепричастные конструкции и обороты с производными предлогами

2.5.4.2.

Обстоятельства, выраженные существительными и наречиями

2.6.

Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах

2.6.1.

Обороты со значением включения, исключения и замещения

2.7.

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединителных членах предложения

2.7.1.

Уточняющие члены предложения

2.7.2.

Пояснительные члены предложения

2.7.3.

Присоединительные члены предложения

2.8.

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

2.8.1.

Вводные слова, сочетания слов и предложения

2.8.2.

Вставные конструкции

2.9.

Знаки препинания при обращениях, междометиях и частицах

2.9.1.

Обращения

2.9.2.

Междометия и междометные предложения

2.10.

Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

2.11.

Знаки препинания в сложном предложении

2.11.1.

Сложносочиненное предложение

2.11.2.

Сложноподчиненное предложение

2.11.3.

Обороты, не являющиеся придаточными

2.11.4.

Бессоюзное сложное предложение

2.11.5.

Сложные синтаксические конструкции

2.12.

Знаки препинания при прямой речи и цитатах

2.12.1.

Знаки препинания при прямой речи

2.12.2.

Знаки препинания при цитатах

2.13.

Употребление кавычек

2.13.1.

Выделение цитат и «чужих» слов

2.13.2.

Выделение названий

2.13.3.

Выделение необычно или особо употребляемых слов

2.14.

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения; комбинации знаков в сложных конструкциях

2.14.1.

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения

2.14.2.

Комбинации знаков препинания в сложных конструкциях

2.15.

Пунктационное оформление перечней

2.15.1.

Правила рубрицирования и знаки препинания при оформления перечней

2.16.

Нерегламентированная пунктуация. Авторская пунктуация

2.16.1.

Причины появления нерегламентированной пунктуации

2.16.2.

Авторская пунктуация

Рекомендуемая литература

Условные сокращения

  1. Прямая речь, т.е. «чужая» речь, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, может быть оформлена двумя способами: с помощью абзацного выделения каждой новой реплики и в подбор, в строку.

    Абзацное выделение свойственно диалогу, при сочетании реплик, принадлежащих разным лицам: Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, и они вышли на улицу.

    - Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?

    - Приехали.

    - Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту. Потом пойдем арестуем старика Любавина. Федя задумался.

    - Зачем это?

    - У меня, понимаешь, такая мысль: банда где-то недалеко, так? Узнает Макар, что отца взяли, и захочет освободить или отомстить. Он мстительный. А мы его встретим здесь. А? Что с ним, со стариком, сделается? Посидит. Отдохнет.

    - Можно, - согласился Федя.

    - Я быстро схожу (Шукш.).

    При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка или другой знак препинания, фиксирующий конец предложения: Кармен отняла руки; неоконченный такт замер вопросительным звоном.

    - Я доиграю потом, - сказала она.

    - Когда?

    - Когда ты будешь со мной (Грин).

    То же при единственной реплике: Шацкий прошелся по комнате.

    - Духота, духота! - пробормотал он. - Здешние вечера вызывают астму (Пауст.);

    В этот момент из-за балагана вышел Никон.

    - Змея! - крикнул Кузьма.

    - Где?

    - Вон!.. Вон она!

    Змея стремительно доползла по выкошенной плешине к высокой траве (Шукш.);

    Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

    - Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.

    - Почему? - спросил Чудик. - Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали...

    - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.

    Чудик переписал (Шукш.).

    То же при единственной реплике: Подошел я. Поздоровались. Я ей про новоселье что-то говорю, а она мне в ответ :

    - Ох, уж это новоселье! Не новоселье, а слезы одни. Печку сложили - дым не в трубу, а в избу все норовит (Крут.);

    Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал:

    - Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.);

    Подойдешь к окну и скажешь:

    - Грунь! - и, сложив ладони трубкой возле губ, покажешь ей, что, мол, подудеть хочу (Крут.);

    В сенцах Марья снова заплакала было, но я прикрикнул на нее:

    - Хватит! (Крут.).

    Если прямая речь оформляется в подбор, то она заключается в кавычки. Реплики разных лиц оформляются отдельно; если нет слов автора, то между репликами ставится тире: Павел сделал вид, что удивился, потом сказал: «А чего мне совестно-то должно быть?» - «Старикам поддался», - «Я не поддался», - сказал Павел (Шукш.). Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в реплику включается еще одна чужая реплика:

    - Я так сказал?

    - Вы еще добавили: «Вот музыку принесли. Один патефон для двух компаний».

    - О, жуткий глупец! (Бонд.).

  2. Абзацное и безабзацное (с помощью кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцирование, если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя). Внешняя речь оформляется с помощью абзацного выделения, внутренняя - с помощью кавычек:

    - М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольники.

    Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, - хотелось ей сказать. - Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.);

    - Айда за солью! - предложил Витька. - Далеко ли овраг перебежать. Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

    «Айда за солью, - думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. - Только не думай, что все так и получится. Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня не уйдешь».

    Мы принесли соль и два куриных яйца.

    - Теперь давай ямку копать (Сол.);

    А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

    - Ну ладно, тогда пойдем.

    «Вот я тебе покажу «пойдем!» - подумал я про себя (Сол.).

    Кавычками (без абзацного членения) выделяется внутренняя прямая речь, не обращенная к собеседнику: «Это она зря», - смущенно подумал Кузьма, незаметно отступая назад. Ушел в балаган и оттуда стал слушать песни и перепляс. «Здорово дают... Молодцы. Но драка, оказывается, может завариться очень даже просто» (Шукш.); Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава, - красиво. Белели бабьи платочки. «Какая-то из них - Марья», - спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» - думал он (Шукш.).

  3. Выделение с помощью кавычек свойственно прямой речи, включенной в другую прямую речь, в реплику другого лица: Дом Марье мы ставили «миром». Все братья собирались, месили раствор, мастерили опалубку. Павел Миронович не жалел цемента - не дом, а крепость!

    - Дед Андрей в таких случаях говорил: «Бог на помощь!» - сказал я, подходя к Виктору.

    - Спасибо...

    Виктор замялся на миг... (Крут.);

    - Вообразите, сижу, - рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, - и входит кот. Черный, здоровый, как бегемот. Я, конечно, кричу ему «брысь!». Он - вон, а вместо него входит толстяк, тоже с какой-то кошачьей мордой, и говорит: «Это что же вы, гражданочка, посетителям «брысь» кричите?» (Булг.);

    Я сказал, что лучше этого художника никто не писал. Тетушка возразила. Она, мол, за свою жизнь много разных икон видела! И в Питере была, и в Киевской Лавре, и в соборе Успенья... Оклады по пуду золотом видала, а тут - «лучше никто не писал!» (Крут.).

  4. Для оформления прямой речи существуют и другие правила, связанные с учетом взаимоотношений прямой речи и слов автора:

      1) если прямая речь стоит перед словами автора, то эти слова начинаются со строчной буквы и отделяются от прямой речи запятой и тире; при наличии после прямой речи вопросительного, восклицательного знаков или многоточия эти знаки сохраняются: «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич», - съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.); «А как же завтра?!» - Борис чуть не выкрикнул это вслух (Крут.); «Да проститься же надо было!..» - понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» - хотел иронически сказать Крымов (Бонд.); «Прелесть моя...» - начал нежно Коровьев (Булг.); «Ни в каком случае...» - начала Маргарита (Булг.);

      2) если прямая речь стоит после слов автора, то эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются: Сметанина вскочила, схватила меня за руку и крикнула: «Море горит!» (Пауст.); Римский пожимал плечами и шептал сам себе: «Но за что?!» (Булг.); Я ему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и все думал: «Марьюшка, Марья...» (Шукш.); Хотелось скорее добраться до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.);

      3) слова автора могут разрывать прямую речь; если на месте «разрыва» оказывается восклицательный или вопросительный знак, то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора, после этих слов ставятся точка и тире (вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Э-э! - вдруг вспомнил он. - А этот-то, кому стеллажи-то делал... Он же говорил: что будет нужно, обращайтесь ко мне» (Шукш.); «Что небу-то до Матёры? - поправляла себя Дарья. - Это людское дело. Она у людей в руках, оне над ей распоряжаются» (Расп.); «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? - думал Кипренский. - Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.);

      4) если на месте «разрыва» прямой речи должно быть многоточие, то оно сохраняется и после него употребляется тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если вторая часть прямой речи является самостоятельным предложением (вторая часть прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы): «Погоди... - высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.); «Ну, хорошо... - говорил мастер, - ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!» (Булг.);

      5) если слова автора распадаются структурно на две части, то при общем соблюдении других условий после этих слов ставятся двоеточие и тире: «Эхма... - безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил: - Судьбина моя пропащая!..» (М. Г.); «И правда, - обрадовался, решившись, и живей заговорил Павел: - Вдвоем мы на корову накосим, зиму еще подержим ее» (Расп.); «Не трогай мундир! - приказал Лермонтов и добавил, ничуть не сердясь, а даже с некоторым любопытством: - Станешь ты меня слушать или нет?» (Пауст.). Такие авторские слова относятся к разным частям прямой речи (они содержат обычно два глагола): «Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришел, - сказал Князев и добавил: - Вы уж извините, что так нескладно вышло...» (Шукш.).

      Возможны и такие комбинации: Мастер вздрогнул, а привыкшая уже к необыкновенному Маргарита вскричала: «Да это Азазелло! Ах, как это мило, как это хорошо! - и, шепнув мастеру: - Вот видишь, видишь, нас не оставляют!» - бросилась открывать (Булг.); «Какая красивая, - без зависти, но с грустью и с каким-то умилением проговорил Иван, - вишь ты, как у вас все хорошо вышло. А вот у меня не так, - тут он подумал и задумчиво прибавил: - А впрочем, может быть и так...» (Булг.);

      6) если на месте «разрыва» не должно быть никакого знака препинания или должна быть запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора выделяются запятой и тире (вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы): «Ты не можешь понять, - шепчу, отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, - потому, что мы разные существа» (Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного бока, - Ася хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, - как яблочко лежалое» (Триф.); «Вдруг посеешь, - думал Семен, - а вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится. Но попробовать надо. И главное, поискать еще. Неужели в целом поле он был один?» (Сол.); «Молодая жена его, - пишет Иордан, - не желая видеть великого художника в столь неприглядном виде, часто не впускала его, и он ночевал под портиком своего дома» (Пауст.);

      7) если на месте «разрыва» должна быть точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после этих слов - точка и тире (вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы): «Их распустили до приговора, - сказал Дворник. - Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.); «Пришлось вас побеспокоить, Маргарита Николаевна и мастер, - заговорил Воланд после некоторого молчания. - Но вы не будете на меня в претензии» (Булг.);

      8) если прямая речь оказывается внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие (прямая речь начинается с прописной буквы). После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:

      запятая ставится, если она была необходима в месте «разрыва» слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты;

      тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте «разрыва» слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» - и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.); или если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» - но промолчал (Ч.); Их нарочито веселые и однообразные возгласы при встрече: «Ба, Орест, да ты все таков же!» - смертельно надоели художнику (Пауст.); Высказала бы ему. А то... туда же, посочувствовала: «У вас доченька заболела?» - Незлой был человек Егор, но передразнивать умел так до обидного похоже... (Шукш.);

      запятая и тире ставятся при наличии реплик, принадлежащих разным лицам: Проходя мимо, он крикнул: «Неунывай!» - «Постараюсь», - ответила я.

  5. Прямая речь может непосредственно включаться в авторское предложение в качестве его члена; такая чужая речь заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).

  6. Прямая речь, принадлежащая разным лицам, выделяется кавычками отдельно; при расположении в подбор, без указания на то, кому принадлежат слова, реплики отделяются друг от друга тире: «Самовар - готов?» - «Нет еще...» - «Отчего? Там пришел кто-то». - «Авдотья Гавриловна» (М. Г.).

    Если одна из реплик сопровождается авторскими словами, то следующая не отделяется тире: «Вы ведь вдова?» - спросил он тихо. «Третий год». - «Долго были замужем-то?» - «Год пять месяцев...» (М. Г.); «Вы слышите? - спросил мастер. «Шумит гроза...» - «Нет, это меня зовут, мне пора», - пояснил мастер и поднялся с постели. «Постойте! Еще одно слово» (Булг.).

    Ср. также примеры на возможные комбинации при сочетании реплик и авторских слов (тире ставится при контактном расположении разных реплик; тире отсутствует, если реплики разводятся авторскими словами): «Петер, - сказала мать отцу уже после того, как я родился, - не горюй. Я забыла завязать нитку на прялке. Значит, сын принесет нам счастье». - «Я не знаю, что это такое», - сказал отец. «Я тоже хорошенько не знаю, - ответила мать, - но я думаю, что счастлив тот, кто доставляет счастье многим людям» (Пауст.); Когда я кончил бюст, Байрон мельком взглянул на него и сказал: «Вы сделали не меня, а благополучного человека. На вашем бюсте я не похож». - «Что же дурного, если человек счастлив?» - спросил я. «Торвальдсен, - сказал он, и лицо его побледнело от гнева, - счастье и благополучие так же различны, как мрамор и глина. Только глупцы или люди с низкой душой могут искать благополучия в наш век. Неужели на моем лице нет ни одной черты, говорящей о горечи, мужестве и страданиях мысли?» Я поклонился ему и ответил: «Вы правы. Мой резец мне изменил. Я радовался, глядя на вашу голову, а радость туманит глаза». - «Мы еще встретимся», - сказал Байрон, пожал мою руку и вышел (Пауст.).

  1. Цитаты, включенные в авторский текст, оформляются знаками препинания по правилам, соответствующим правилам пунктуации при сочетании прямой речи со словами автора. Цитата заключается в кавычки (т.е. включение цитаты в авторский текст сходно с сочетанием прямой речи и слов автора):

      1) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); Ю. Бондарев заметил: «Человек - это наделенная сознанием природа, медленно познающая самое себя»; Почаще вспоминайте слова Л.Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!»; У М. Алигер есть строки: «Человеку надо очень мало, чтобы счастье выросло в полный рост»; У Л.Н. Толстого есть интересное сравнение: «Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят - зажмуриваются»;

      2) «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее будет стрелять из пушки», - писал Р. Гамзатов; «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости», - сказал К. Паустовский;

      3) «Чтобы что-нибудь создать, - писал Гёте, - надо чем-то быть»; «Если на Николу (19 декабря), - говорилось в книге, - день холодный и ясный - к хлебородному году» (Сол.);

      4) Высказывание Паскаля: «Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост» - звучит афористично; Слова Пикассо: «Искусство - это эманация боли и печали» - имеют глубокий смысл.

  2. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине или в конце). Если многоточие стоит в начале цитаты, то цитата начинается с прописной или строчной буквы в зависимости от места расположения ее по отношению к авторским словам:

      1) «...Если добро имеет причину - это уже не добро; если добро имеет следствие - то это уже не добро. Добро вне следствий и причин», - писал Л.Н. Толстой в своих дневниках; «...Поэма перерастает в мои воспоминания, которые по крайней мере один раз в год (часто в декабре) требуют, чтобы я с ними что-нибудь сделала», - замечает А. Ахматова в «Прозе о поэме»; «...С былью она не считалась, создавая свою», - вспоминает А.И. Цветаева, упрекая Марину в своеволии, в искажении облика их общих знакомых;

      2) «Биография героини... записана в одной из моих записных книжек», - пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахматова;

      3) «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, - я же всегда считала, что это неверно...» - писала М. Цветаева в 1926 г. Рильке;

      4) М. Цветаева пишет Рильке «...я не понимаю, когда говорят о французских, русских или прочих поэтах. Поэт может писать по-французски, но не быть французским поэтом. Смешно».

  3. Цитата, включенная в авторское предложение на правах его компонента, выделяется кавычками (но начинается со строчной буквы), а знаки препинания употребляются только те, которые диктуются самим строем предложения: Мысль Л.Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневниках, имеет философское содержание.

    Если цитата не является самостоятельным предложением и заканчивается многоточием, то после закрывающих кавычек ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом: Ф. Искандер заметил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести...». Ср.: Академик И.П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель; барство - самый опасный яд». - Академик И.П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель...». - Академик И.П. Павлов писал: «Идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель ...»

  4. Если в цитате имеется многоточие, а цитирующий сокращает ее, то многоточие, поставленное цитирующим, заключается в квадратные или угловые скобки: «Дошло ли описание его погребения... Немножко узнала о его смерти: умер утром, пишут - будто бы тихо <...>, будто не зная, что умирает (поверю!)», - писала М. Цветаева Б. Пастернаку о смерти Р.М. Рильке.

  5. При цитировании может возникнуть потребность подчеркнуть отдельные слова цитаты, в таком случае цитирующий в скобках оговаривает данное выделение: (курсив наш. - Н. В.); (разрядка наша. - Ред.): «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами. - Н. В.) эмоции» (Ю. Лотман).

  6. Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращенное слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки: «Спасибо за любование Муром [сыном М. Цветаевой]. Лестно (сердцу)...» - пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.; «Лестницу, наверное, читал? П<отому> ч<то> читала Ася. Достань у нее, исправь опечатки», - пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.

  7. Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая цитату, выносится за скобки: «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь» (Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. М., 1990. С. 431); восклицательный, вопросительный знаки и многоточие, заканчивающие цитату, сохраняются перед скобкой: «Взойдешь ли ты когда, Свобода, блеснет ли луч твой золотой?..» (Ф. Тютчев); «Останься пеной, Афродита, и, слово, в музыку вернись, и, сердце, сердца устыдись, с первоосновой жизни слито!» (О. Мандельштам).

  8. Если в цитируемом тексте уже имеется цитата, то пользуются кавычками разной формы - «лапочками» и «елочками»: ««Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости», - сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая, что нельзя отступать назад, и не смея, но все приготовляясь и приготовляясь двинуться вперед, к подлинному уважению» (В. Распутин).

  9. Если указание на автора или цитируемый источник помещается ниже цитаты, в частности в эпиграфах, то скобки снимаются (как и кавычки), а в конце цитаты ставится знак, соответствующий данному предложению:

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

С. Есенин

Ты не меня полюби, ты полюби мое!

Ф. Достоевский

Я живу с ощущением

расставания ...

Д. Лихачев

© Центр дистанционного образования МГУП