Московский государственный университет печати

Валгина Н.С.
Светлышева В.Н.


         

Орфография и пунктуация

Справочник


Валгина Н.С.
Орфография и пунктуация
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Орфография

1.1.

Правописание гласных в корне слова

1.1.1.

Проверямые безударные гласные

1.1.2.

Непроверямые безударные гласные

1.1.3.

Чередующиеся гласные

1.1.4.

Гласные после шипящих

1.1.5.

Гласные после ц

1.1.6.

Буквы э - е

1.1.7.

Буква й

1.2.

Правописание согласных в корне

1.2.1.

Звонкие и глухие согласные

1.2.2.

Двойные согласные в корне и на стыке корня и приставки

1.2.3.

Непроизносимые согласные

1.3.

Разделительные ъ и ь

1.3.1.

Употребление ъ

1.3.2.

Употребление ь

1.4.

Правописание приставок

1.4.1.

Приставки, оканчивающиеся на согласную

1.4.2.

Приставка С-

1.4.3.

Приставки, оканчивающиеся на з

1.4.4.

Безударные гласные в приставках

1.4.5.

Приставки пре- и при-

1.4.6.

Гласные ы - и после приставок

1.5.

Гласные е - о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи

1.5.1.

Гласные е - о в суффиксах

1.5.2.

Гласные е - о в окончаниях

1.5.3.

Гласные после ц

1.6.

Правописание имен существительных

1.6.1.

Падежные окончания существительных в единственном числе

1.6.2.

Падежные окончания существительных во множественном числе

1.6.3.

Окончания существительных после суффиксов

1.6.4.

Суффиксы существительных

1.6.5.

Существительные с н и нн

1.7.

Правописание имен прилагательных

1.7.1.

Падежные окончания прилагательных

1.7.2.

Суффиксы прилагательных, образованных от имен

1.7.3.

Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов

1.8.

Правописание сложных слов

1.8.1.

Сложные слова с соединительной гласной

1.8.2.

Сложные слова без соединительной гласной

1.8.3.

Сложные существительные

1.8.4.

Сложные прилагательные

1.9.

Правописание имен числительных

1.9.1.

Количественные числительные

1.9.2.

Порядковые числительные

1.9.3.

Дробные числительные

1.9.4.

Собирательные числительные

1.10.

Правописание местоимений

1.10.1.

Личные местоимения

1.10.2.

Неопределенные местоимения

1.10.3.

Отрицательные местоимения

1.11.

Правописание глаголов

1.11.1.

Личные окончания глаголов

1.11.2.

Буква ь в глагольных формах

1.11.3.

Суффиксы глаголов

1.11.4.

Глаголы в прошедшем времени

1.12.

Правописание причастий

1.12.1.

Суффиксы причастий

1.12.2.

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

1.13.

Правописание наречий

1.13.1.

Гласные на конце наречий

1.13.2.

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

1.13.3.

Отрицательные наречия

1.13.4.

Дефисное написание наречий

1.13.5.

Слитное написание наречий

1.13.6.

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний

1.14.

Правописание предлогов

1.14.1.

Непроизводные предлоги

1.14.2.

Производные предлоги и предложные сочетания

1.14.3.

Слитное написание предлогов

1.14.4.

Раздельное написание предлогов

1.15.

Правописание союзов

1.15.1.

Слитное написание союзов

1.15.2.

Раздельное написание союзов

1.16.

Правописание частиц

1.16.1.

Раздельное написание частиц

1.16.2.

Дефисное написание частиц

1.16.3.

Правописание не и ни

1.16.4.

Разграничение не и ни

1.17.

Правописание междометий и звукоподражательных слов

1.18.

Употребление прописных букв

1.18.1.

Положение в начале текста и после знаков препинания

1.18.2.

Собственные имена лиц

1.18.3.

Прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий

1.18.4.

Названия исторических событий, эпох, геологических периодов

1.18.5.

Названия праздников и знаменательных дат

1.18.6.

Названия организаций, учреждений и фирм

1.18.7.

Наименования должностей, званий, титулов

1.18.8.

Названия документов, памятников старины, произведений искусств, литературных произведений, органов печати

1.18.9.

Астрономические названия

1.18.10.

Географические названия

1.18.11.

Сложносокращенные слова и аббревиатуры

2.

Пунктуация

2.1.

Знаки препинания в конце и в начале предложения. Конечные знаки в середине предложения

2.1.1.

Знаки препинания в конце предложения

2.1.2.

Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения

2.1.3.

Многоточие в начале и внутри предложения

2.1.4.

Многоточие в цитатах

2.1.5.

Точка при членении предложения

2.2.

Знаки препинания в простом предложении

2.2.1.

Тире между подлежащим и сказуемым

2.2.2.

Тире в эллиптическом и неполном предложениях

2.2.3.

Соединительное тире

2.2.4.

Выделительное тире

2.2.5.

Знаки препинания при именительном темы

2.3.

Знаки препинания при однородных членах предложения

2.3.1.

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами

2.3.2.

Однородные члены с обобщающими словами

2.3.3.

Однородные и неоднородные определения

2.3.4.

Однородные и неоднородные приложения

2.4.

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

2.5.

Знаки препинания при обособленных членах предложения

2.5.1.

Знаки препинания при обособленных определительных оборотах

2.5.2.

Обособленные и необособленные несогласованные определения

2.5.3.

Знаки препинания при обособленных приложениях

2.5.4.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

2.5.4.1.

Деепричастные конструкции и обороты с производными предлогами

2.5.4.2.

Обстоятельства, выраженные существительными и наречиями

2.6.

Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах

2.6.1.

Обороты со значением включения, исключения и замещения

2.7.

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединителных членах предложения

2.7.1.

Уточняющие члены предложения

2.7.2.

Пояснительные члены предложения

2.7.3.

Присоединительные члены предложения

2.8.

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

2.8.1.

Вводные слова, сочетания слов и предложения

2.8.2.

Вставные конструкции

2.9.

Знаки препинания при обращениях, междометиях и частицах

2.9.1.

Обращения

2.9.2.

Междометия и междометные предложения

2.10.

Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

2.11.

Знаки препинания в сложном предложении

2.11.1.

Сложносочиненное предложение

2.11.2.

Сложноподчиненное предложение

2.11.3.

Обороты, не являющиеся придаточными

2.11.4.

Бессоюзное сложное предложение

2.11.5.

Сложные синтаксические конструкции

2.12.

Знаки препинания при прямой речи и цитатах

2.12.1.

Знаки препинания при прямой речи

2.12.2.

Знаки препинания при цитатах

2.13.

Употребление кавычек

2.13.1.

Выделение цитат и «чужих» слов

2.13.2.

Выделение названий

2.13.3.

Выделение необычно или особо употребляемых слов

2.14.

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения; комбинации знаков в сложных конструкциях

2.14.1.

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения

2.14.2.

Комбинации знаков препинания в сложных конструкциях

2.15.

Пунктационное оформление перечней

2.15.1.

Правила рубрицирования и знаки препинания при оформления перечней

2.16.

Нерегламентированная пунктуация. Авторская пунктуация

2.16.1.

Причины появления нерегламентированной пунктуации

2.16.2.

Авторская пунктуация

Рекомендуемая литература

Условные сокращения

  1. Кавычками выделяют цитаты [Подробнее см. раздел 2.12.2.] (чужую речь), включаемые в авторский текст (в том числе прямую речь): Действительность видится Пастернаку как литературное произведение, как книга, которую он читает: «...медленно перевертываясь, как прочитанная страница, полустанок скрывается из виду» («Охранная грамота», часть 1, глава 1); Пастернак так говорит о реалистичности искусства: «Оно реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло ее в природе и свято воспроизвело» («Охранная грамота», часть 2, глава 7); Недаром же Командор написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли» (Кат.); «Бессонница, Гомер, тугие паруса. Я список кораблей прочел до половины...» Оказывается, простой список кораблей - это не статистика, а поэзия (Кат.); Может быть, таким образом рождались стихи: «...есть иволги в лесах и гласных долгота в тонических стихах единственная мера, но только раз в году бывает разлита такая длительность, как в метрике Гомера...» (Кат.).

  2. Примечание. Цитируемые слова могут приводиться без кавычек, выделяться самой позицией в тексте. Так оформляются эпиграфы:

    ...Смиренная охота брать грибы.

    С.Т. Аксаков

    Без кавычек могут оформляться стихотворные цитаты, если они располагаются обособленно от авторского текста (выделительную функцию берет на себя позиция в тексте):

    Начинается двенадцатая - последняя и короткая - глава книги. Бьет двенадцатый час недолгой жизни Александра Блока.

    Только в грозном утреннем тумане

    Бьют часы в последний раз...

    ...Наступил тысяча девятьсот двадцать первый год...

    (Орл.).

    Не выделяется кавычками и чужая речь при передаче диалога с помощью абзацного членения [Подробнее см. раздел 2.12.1.]. Возможность пропуска кавычек объясняется именно тем, что они выполняют чисто выделительную функцию: если выделение возможно иными средствами - позицией в тексте, графически, - то необходимость в кавычках отпадает.

  3. Кавычками выделяются чужие слова, непосредственно включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу: Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал «исключительно важным» (Орл.); Он, между прочим, ошибся: Л.Д. М. заметила его [Блока], и эта нечаянная встреча ее «перебудоражила» (Орл.); Пастернак пишет: «...в моем отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта». Но что такое «судьба и опыт» в «отдельном случае» Пастернака? Это опять-таки «художественное претворение», с которым были связаны встречи, переписки, беседы - с Маяковским, Цветаевой, Асеевым, Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе (Лих.); Иордан любил Кипренского и называл его «предоброй душой» (Пауст.); Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданностъ, первородностъ - отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности... (Лих.); Окружили воспоминания. Эта ее не сходящая с губ улыбка. Это ее «надо ж, а?», этот ее немножечко медицинский запах. Наши одинокие застолья, чай с изюмом... (Сол.).

  1. С помощью кавычек выделяются названия произведений искусства и литературы, газет и журналов, предприятий и организаций, фабричных марок, производственных изделий (номенклатурных наименований) и др.: Тяготение поэзии к прозе вело Пастернака к романному жанру в стихах: «Спекторский», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», а прозу направляло к лирике: «Охранная грамота», «Детство Люверс» и все остальное (Лих.); Многочисленные переводы его [В. Ирвинга] произведений находятся во всех наиболее известных журналах того времени: «Московском телеграфе», «Вестнике Европы», «Атенее», «Сыне Отечества», «Телескопе» и «Литературной газете» (Ахм.); Еще при жизни Пушкина критика отмечала воздействие Вашингтона Ирвинга на автора «Повестей Белкина» (Н. Полевой в «Московском телеграфе» и анонимный рецензент в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду» в 1831 г.) (Ахм.); Мне удалось найти источник «Сказки о золотом петушке». Это - «Легенда об арабском звездочете Вашингтона Ирвинга из книги «Альгамбра» (Ахм.); - Ну так пошли! - пригласил директор и возвратился в кабинет, хотя собирался уезжать в район - уже и «газик» стоял у дверей конторы (Сол.); Когда я писал «Каплю росы» и рассказывал о жителях нашего села, я не пропустил ни одного олепинского жителя (Сол.); «Вид колоса в поперечном разрезе», - подписал он под своим рисунком (Сол.); Для картины «Анакреонтова гробница» Кипренский разыскал красивую натурщицу (Пауст.); Ящики навалятся на один борт, «Борей» даст крен и... Чох пошел на берег за папиросами (Пауст.); Величайшим событием в деревне был тот случай, когда «Утиль», по заказу Дмитрия Сергеевича, привез из города бронзированные рыболовные крючки (Пауст.); У Васнецова на картине «Царевна на сером волке» изображен еловый лес (Сол.); Известно, что Аксаков написал в числе прочих две замечательные книги - «Заметки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Деловым тоном, даже, пожалуй, суховато, он рассказывает, как соорудить удочку или ухаживать за ружьем. Главы называются так: «Техническая часть ружейной охоты», «Заряд», «Порох», «Пыжи»... (Сол.); Птицелов взял у Королевича карандаш и на обложке толстого журнала «Современник», который был у меня в руках, написал «Сонет Пушкину» по всем правилам (Кат.); Михаил Иванович, однако, усмотрев в названии «Бадья» дурной намек на действительное положение матушки отца Филимона, предложил назвать ее лодку «Фрегатом Палладой». В конце концов решили, что пусть судно будет называться своим естественным именем «Матушка» (Пришв.); В марте 1986 г. советские межпланетные станции «Вега-1» и «Вега-2» пролетели в непосредственной близости от головы кометы Галлея (газ.); В журнале была опубликована статья, в которой, в частности, было рассказано о телескопах «Алькор» и «Мицар» (газ.); «Версаль» затих. Было хорошо, покойно (Бун.); Четырнадцатого ноября я перешел на «Очаков». Ночью, по приказанию Шмидта, мы захватили миноносцы «Свирепый», «Гридень» и еще три номерных миноноски (Пауст.).

  2. Примечание 1. Собственные названия, имеющие условный характер и синтаксически не сочетающиеся с родовым наименованием, выделяются кавычками, при отсутствии условного значения и при синтаксической сочетаемости с родовым наименованием кавычки снимаются, ср.: Издательство «Книга». - Издательство Художественной литературы (во втором случае функция названия подчеркивается прописной буквой).

    Примечание 2. Не выделяются кавычками:

      а) наименования, не имеющие условного характера: Московский государственный университет печати; Московский государственный университет; Институт русского языка им. А.С. Пушкина;

      б) названия предприятий, издательств и т.д. в форме сложносокращенного слова, побуквенных аббревиатур: Гидромаш, Кузбасс, Минздрав, ЦУМ.

  3. С помощью кавычек выделяются названия некоторых орденов и медалей, почетных знаков, значков: орден «Мать-героиня», орден «За личное мужество», медаль «В память 850-летия Москвы», нагрудный знак «Отличник печати».

  4. Примечание. Названия орденов, синтаксически сочетающиеся со словом орден, кавычек не имеют: орден Александра Невского, орден Нахимова, орден Отечественной войны I степени.

  5. С помощью кавычек выделяются названия сельскохозяйственных культур, овощей, цветов, семян: клубника «виктория», гладиолус «фантазия», яблоки «пепин литовский».

Примечание 1. Многие из подобных названий (например, сортов растений) в специальной литературе не выделяются. Сигналом наименования в таком случае служит написание их с прописной буквы: тюльпан Черный принц. Не выделяются кавычками общепринятые наименования цветов, плодов: На клумбе росли анютины глазки, но: росли цветы «анютины глазки» (при подчеркивании функции наименования).

Примечание 2. Не выделяются названия пород животных: собаки легавая, боксер, фокстерьер, доберман, доберман-пинчер, борзая.

Примечание 3. Название одного и того же предмета может даваться в кавычках либо без них. Кавычки подчеркивают назывной характер наименования, их отсутствие указывает на употребление слова как обычного обозначения предмета: Слово «шампиньон» по-французски означает просто грибы. В Польше шампиньоны зовут печарками, потому, видимо, что они наиболее приспособлены для жарения. По-научному, по-латыни, шампиньоны называются «Псалиота кампестрис» (Сол.).

  1. С помощью кавычек выделяются слова малоупотребительные или слова, употребляемые в необычном (часто специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особому, иногда узкому кругу общающихся: Я ткнул веслом, щучонок «дал вар» (Пришв.); Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса. «Мга» то сгущалась, то бледнела (Пауст.); Семен ведь ждал скорейшего прихода весны, а оказывается, по утверждению народных примет, «ранняя весна ничего не стоит». «Поздняя весна не обманет» (Сол.); Живет Саша «на хлебах», в мещанском домике (Бун.); По морям они уже не плавают - живут «на берегу», как говорят моряки (Бун.); Ведь нулевой цикл - «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зал.); Раствор сернокислых солей кальция из гипса может перейти в микрокристаллические поры керамики и дать «высолы» на поверхности произведения - белесые пятна под глазурью. Идеально прижилась бы на керамике только керамика. Такой «имплантат» старел бы синхронно с оригиналом (журн.).

  2. Примечание. В практике печати наблюдаются случаи неоправданно расширительного использования кавычек (выделяются якобы необычно употребленные слова): Резкая смена климата - довольно сильная «встряска» для организма человека (газ.); Изменяются и «привыкают» к лекарствам сами болезнетворные организмы (газ.); Без книг или с тем незначительным их количеством, которое удается «правдами и неправдами» доставать, работать чрезвычайно трудно (газ.).

  3. С помощью кавычек выделяются иностилевые слова, подчеркивается ироническое значение слова, дается указание на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова: ...Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов) - иностилевое слово; ...Загадка этого таинственного приобретения, щедрого подарка за «услуги», служит примером недвусмысленных толков (М. Урнов) - ироническое значение слова; Пока это секрет, ничего не говорите «там» известной вам «особе». Это, я думаю, само собой уладится, или, как говорит лакей у Толстого, «образуется» (Ч.) - там, особе - смысл этих слов известен лишь адресату; образуется - ссылка на употребление другим лицом; Я стал держать экзамены... когда «порядочные люди» их не держали (Орл.) - указание на особый, тайный смысл этих слов; ...И если бы не этот тезис - еще неизвестно, во что вылилось бы ведомственное «недоумение» (Зал.) - иронически-порицательное употребление слова; И так каждый день от «зари» до «зари». А «заря» - это особый артикул, использовавшийся караулом на гауптвахте утром и вечером (Гил.) - двойной смысл - общепринятый и условный.

  4. С помощью кавычек выделяются особо значимые, важные, с точки зрения автора, слова: Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят «человеку», чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта «вера в человека» сама по себе не выше всяких житейских соображений? (Ч.); В сложных условиях эпохи «ломки» особенно легко совершаются крутые повороты от общественной практики, от реального дела в сторону чистого умозрения и «незаинтересованного созерцания», всякого рода утопий и абсолютизаций неких абстрактных начал «мировой жизни» (Орл.).

  5. Кавычки могут быть использованы при метафорическом словоупотреблении в текстах, не предрасположенных к использованию переносных значений слов, ориентированных на прямые значения словесных единиц, например в текстах научных, отчасти научно-популярных: Знания, а тем более убеждения человека практически никогда не бывают «холодными». Они всегда пристрастны, всегда связаны с нашими интересами и потребностями (Наука и жизнь. 1988. № 10); Используя «механическую» аналогию, можно сказать, что «любая система знаний находится в состоянии устойчивого равновесия», и, чтобы «перейти в другую веру», необходимо приложить дополнительную энергию для преодоления инерции, для расшатывания быстро застывающих, теряющих подвижность познавательных структур (Наука и жизнь. 1988. № 10); Страх - наилучшая питательная среда для создания и закрепления стереотипов сознания, для формирования «неподвижного», догматического мышления (журн.); Не зря в многочисленных языках мира чаще всего родной язык называют «языком матери», «материнским языком» (М. Исаев).

  6. Кавычками выделяются слова, выступающие в роли своеобразных наименований-приложений к словам общепонятийного плана: «Даже такой сухой технический термин, как «лесной межевой столб», или «пикет», полон неуловимой прелести (Пауст.); Произошла пауза, после которой, сделав над собой страшнейшее усилие, Степа выговорил: - Что вам угодно? - и сам поразился, не узнав своего голоса. Слово «что» он произнес дискантом, «вам» - басом, а «угодно» у него совсем не вышло (Булг.); ...Глагол «сентябрит» (о первых осенних холодах) я услышал в обыденной речи от старика с совершенно детской душой (Пауст.); Очень благозвучно и слово «Стожары» - так в этих областях (да и не только в них) народ называет Плеяды... Такие слова украсят и современный литературный язык, тогда как, например, рязанское слово «уходился» вместо «утонул» невыразительно, малопонятно и потому не имеет никакого права на жизнь в общенародном языке. Так же как и очень интересное в силу своего архаизма слово «льзя» вместо «можно» (Пауст.); Термин «парез» произошел от греч. paresis (ослабление); означает ослабление произвольных движений, неполный паралич.

  7. С помощью кавычек подчеркивается чисто грамматическая необычность употребления слов, например в случае, когда позицию членов предложения занимают части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций: «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.); От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); Этот вопрос - о соотношении разных типов хозяйственного регулирования... - гораздо сложнее, чем простое «или - или» (журн.); Цветаевское «знаю» поэтически более компетентно, чем «вижу» (С. Вайман).

© Центр дистанционного образования МГУП