Московский государственный университет печати

Валгина Н.С.
Светлышева В.Н.


         

Орфография и пунктуация

Справочник


Валгина Н.С.
Орфография и пунктуация
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Орфография

1.1.

Правописание гласных в корне слова

1.1.1.

Проверямые безударные гласные

1.1.2.

Непроверямые безударные гласные

1.1.3.

Чередующиеся гласные

1.1.4.

Гласные после шипящих

1.1.5.

Гласные после ц

1.1.6.

Буквы э - е

1.1.7.

Буква й

1.2.

Правописание согласных в корне

1.2.1.

Звонкие и глухие согласные

1.2.2.

Двойные согласные в корне и на стыке корня и приставки

1.2.3.

Непроизносимые согласные

1.3.

Разделительные ъ и ь

1.3.1.

Употребление ъ

1.3.2.

Употребление ь

1.4.

Правописание приставок

1.4.1.

Приставки, оканчивающиеся на согласную

1.4.2.

Приставка С-

1.4.3.

Приставки, оканчивающиеся на з

1.4.4.

Безударные гласные в приставках

1.4.5.

Приставки пре- и при-

1.4.6.

Гласные ы - и после приставок

1.5.

Гласные е - о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи

1.5.1.

Гласные е - о в суффиксах

1.5.2.

Гласные е - о в окончаниях

1.5.3.

Гласные после ц

1.6.

Правописание имен существительных

1.6.1.

Падежные окончания существительных в единственном числе

1.6.2.

Падежные окончания существительных во множественном числе

1.6.3.

Окончания существительных после суффиксов

1.6.4.

Суффиксы существительных

1.6.5.

Существительные с н и нн

1.7.

Правописание имен прилагательных

1.7.1.

Падежные окончания прилагательных

1.7.2.

Суффиксы прилагательных, образованных от имен

1.7.3.

Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов

1.8.

Правописание сложных слов

1.8.1.

Сложные слова с соединительной гласной

1.8.2.

Сложные слова без соединительной гласной

1.8.3.

Сложные существительные

1.8.4.

Сложные прилагательные

1.9.

Правописание имен числительных

1.9.1.

Количественные числительные

1.9.2.

Порядковые числительные

1.9.3.

Дробные числительные

1.9.4.

Собирательные числительные

1.10.

Правописание местоимений

1.10.1.

Личные местоимения

1.10.2.

Неопределенные местоимения

1.10.3.

Отрицательные местоимения

1.11.

Правописание глаголов

1.11.1.

Личные окончания глаголов

1.11.2.

Буква ь в глагольных формах

1.11.3.

Суффиксы глаголов

1.11.4.

Глаголы в прошедшем времени

1.12.

Правописание причастий

1.12.1.

Суффиксы причастий

1.12.2.

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

1.13.

Правописание наречий

1.13.1.

Гласные на конце наречий

1.13.2.

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

1.13.3.

Отрицательные наречия

1.13.4.

Дефисное написание наречий

1.13.5.

Слитное написание наречий

1.13.6.

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний

1.14.

Правописание предлогов

1.14.1.

Непроизводные предлоги

1.14.2.

Производные предлоги и предложные сочетания

1.14.3.

Слитное написание предлогов

1.14.4.

Раздельное написание предлогов

1.15.

Правописание союзов

1.15.1.

Слитное написание союзов

1.15.2.

Раздельное написание союзов

1.16.

Правописание частиц

1.16.1.

Раздельное написание частиц

1.16.2.

Дефисное написание частиц

1.16.3.

Правописание не и ни

1.16.4.

Разграничение не и ни

1.17.

Правописание междометий и звукоподражательных слов

1.18.

Употребление прописных букв

1.18.1.

Положение в начале текста и после знаков препинания

1.18.2.

Собственные имена лиц

1.18.3.

Прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий

1.18.4.

Названия исторических событий, эпох, геологических периодов

1.18.5.

Названия праздников и знаменательных дат

1.18.6.

Названия организаций, учреждений и фирм

1.18.7.

Наименования должностей, званий, титулов

1.18.8.

Названия документов, памятников старины, произведений искусств, литературных произведений, органов печати

1.18.9.

Астрономические названия

1.18.10.

Географические названия

1.18.11.

Сложносокращенные слова и аббревиатуры

2.

Пунктуация

2.1.

Знаки препинания в конце и в начале предложения. Конечные знаки в середине предложения

2.1.1.

Знаки препинания в конце предложения

2.1.2.

Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения

2.1.3.

Многоточие в начале и внутри предложения

2.1.4.

Многоточие в цитатах

2.1.5.

Точка при членении предложения

2.2.

Знаки препинания в простом предложении

2.2.1.

Тире между подлежащим и сказуемым

2.2.2.

Тире в эллиптическом и неполном предложениях

2.2.3.

Соединительное тире

2.2.4.

Выделительное тире

2.2.5.

Знаки препинания при именительном темы

2.3.

Знаки препинания при однородных членах предложения

2.3.1.

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами

2.3.2.

Однородные члены с обобщающими словами

2.3.3.

Однородные и неоднородные определения

2.3.4.

Однородные и неоднородные приложения

2.4.

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

2.5.

Знаки препинания при обособленных членах предложения

2.5.1.

Знаки препинания при обособленных определительных оборотах

2.5.2.

Обособленные и необособленные несогласованные определения

2.5.3.

Знаки препинания при обособленных приложениях

2.5.4.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

2.5.4.1.

Деепричастные конструкции и обороты с производными предлогами

2.5.4.2.

Обстоятельства, выраженные существительными и наречиями

2.6.

Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах

2.6.1.

Обороты со значением включения, исключения и замещения

2.7.

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединителных членах предложения

2.7.1.

Уточняющие члены предложения

2.7.2.

Пояснительные члены предложения

2.7.3.

Присоединительные члены предложения

2.8.

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

2.8.1.

Вводные слова, сочетания слов и предложения

2.8.2.

Вставные конструкции

2.9.

Знаки препинания при обращениях, междометиях и частицах

2.9.1.

Обращения

2.9.2.

Междометия и междометные предложения

2.10.

Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

2.11.

Знаки препинания в сложном предложении

2.11.1.

Сложносочиненное предложение

2.11.2.

Сложноподчиненное предложение

2.11.3.

Обороты, не являющиеся придаточными

2.11.4.

Бессоюзное сложное предложение

2.11.5.

Сложные синтаксические конструкции

2.12.

Знаки препинания при прямой речи и цитатах

2.12.1.

Знаки препинания при прямой речи

2.12.2.

Знаки препинания при цитатах

2.13.

Употребление кавычек

2.13.1.

Выделение цитат и «чужих» слов

2.13.2.

Выделение названий

2.13.3.

Выделение необычно или особо употребляемых слов

2.14.

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения; комбинации знаков в сложных конструкциях

2.14.1.

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения

2.14.2.

Комбинации знаков препинания в сложных конструкциях

2.15.

Пунктационное оформление перечней

2.15.1.

Правила рубрицирования и знаки препинания при оформления перечней

2.16.

Нерегламентированная пунктуация. Авторская пунктуация

2.16.1.

Причины появления нерегламентированной пунктуации

2.16.2.

Авторская пунктуация

Рекомендуемая литература

Условные сокращения

  1. При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится основной знак, указывающий на цель высказывания, - вопросительный, а затем - восклицательный знак как показатель эмоциональной окрашенности высказывания: - Что же стоите-то?! - закричал он еще издали (Шукш.); - Еще надо?! - Елизар стукнул кулаком по столу (Шукш.); «Они-то как? Они-то как?!» - пронзила меня неожиданная мысль (Сол.).

  2. При сочетании вопросительного или восклицательного знака с многоточием знаки эти ставятся на месте первой точки: - Ну, что они там?.. (Шукш.); - Сейчас зайдем к старику, так?.. (Шукш.); «Эх, елки зеленые!..» - горько подумал он (Шукш.); - Пожар!.. Эй!.. Пожа-ар! (Шукш.). При выражении особой эмоциональности восклицательный знак может занять все три позиции: - Зачем же чертежи-то передал? - допытывался старшина. - И кому!!! (Шукш.).

  3. При сочетании знаков препинания, оформляющих прямую речь, они располагаются так: запятая, тире; вопросительный или восклицательный знак, тире; точка, тире; многоточие, тире; двоеточие, тире: - Прости, Джон, - сказал Крымов с несдержанной решительностью (Бонд.); - Вперед! - крикнул Семен сердито и с тревогой, сильно дергая за вожжи и взмахивая локтями, как птица крыльями. - Вперед! (Ч.); - Мы ничего... - сконфузился маленький мужик (Ч.); - Как? Вы и фамилию мою забыли? - тут неизвестный улыбнулся (Булг.); - Не ругайте его, - мягко сказал конферансье, - он раскается. - И, обратив к Никанору Ивановичу полные слез голубые глаза, добавил: - Ну, идите, Никанор Иванович, на место (Булг.); - А то зарев у-у... - Кондрат закрутил головой (Шукш.); - «Зотовец» может? Покороче... - поправил Семен Васильевич (Сол.).

  4. При сочетании тире с запятой вначале ставится запятая (запятая закрывает впереди стоящую конструкцию), затем тире: Сводки погоды - замирало все в доме, когда начинали их передавать, - казались однообразными и тупыми, потому что в них не было явлений и бурно нарастающих признаков начинающейся весны (Сол.); Тропинка отвернула вправо, но он, по совету пастушонка, продолжал идти по скошенному лугу, пока не натолкнулся на прясло, огибавшее мужицкие огороды, - дальше пошел задами (Фад.).

  5. При сочетании разных знаков препинания со скобками действует ряд правил:

      1) перед открывающей скобкой не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, а также заканчивающая предложение точка. Эти знаки, а также заканчивающая предложение точка выносятся за закрывающую скобку: Катя вернулась в Москву, в тот самый Староконюшенный переулок на Арбате, в особнячок с мезонином (куда в начале войны Николай Иванович Смоковников переехал вместе с Дашей из Петербурга и куда из Парижа вернулась Катя), в ту самую комнату, где в печальный день похорон Николая Ивановича так безнадежно сгустилось уныние над Катиной жизнью (А. Т.); Николай Андреевич истолковал эту речь как резкий выпад против обсуждавшейся реформы средней школы, а самого Курчевского (когда педсовет кончился) - как представителя отжившего дворянского слоя (Кав.); С первой минуты мысль о его ревности приходит в голову Дон Гуану (в черновике - даже когда он еще не знает Дону Анну); и тогда-то Лепорелло и говорит о своем господине: «Над гробом мужа... Бессовестный» (Ахм.); Вы даже, может быть, еще помните, как я читала Вам оба эти стихотворения в Фонтанном Доме в присутствии старого шереметевского клена («а свидетель всего на свете...») (Ахм.);

      2) точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие ставятся перед закрывающей скобкой, если они относятся к конструкции, заключенной в скобках: Я не понимаю теперь: кто чужой в этом городе, - мы или они? (Он кивнул на балкон особняка.) Нас не хотят больше слушать (А. Т.); Нелепым образом всплыла в памяти фраза какого-то индийского мудреца (Ганди?), которую я не помнил про себя, но которая, как видно, запала когда-нибудь: «В этом мире редко удается родиться в виде человеческого существа» (Сол.); Вам хорошо знакомо чувство раскаяния, запоздалого сожаления, что все предыдущие утра (сколько тысяч их было!) вы беззаботно и безвозвратно проспали (Сол.); Совершенно попятно, что свадьба Екатерины Николаевны активизировала сплетни (отношения между сестрами, отсутствие Пушкина на свадьбе...), и Вревская могла сообщить Пушкину целый ворох новостей (Ахм.);

      3) перед открывающей скобкой может стоять многоточие, если оно требуется контекстом: Там же иногда пролетает не то царскосельский лебедь, не то Анна Павлова, а уж добриковский Маяковский, наверно, курит у камина... (но в глубине «мертвых» зеркал <...> одинокий старик-шарманщик <...> показывает всем собравшимся их будущее - их конец) (Ахм.);

      4) точка, вопросительный и восклицательный знаки в предложении со вставной конструкцией в конечной позиции ставятся после закрывающей скобки, т.е. относятся ко всему предложению в целом: Он указал на ключ от комнаты старухи, висящий на гвозде в закопченном коридорчике, и медленно ушел к себе (в бывший кабинет Николая Ивановича) (А. Т.); Как хорошо было в поле (утро только начиналось)!;

      5) знаки конца предложения - точка, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак - могут оказаться перед открывающей скобкой в случае, если скобки выделяют вставку как самостоятельное предложение: - Что скажете, господа генералы? (Лефорт незаметно пожал Гордону локоть. Головин безнадежно махнул кистями рук.) (А. Т.); - Устал я чего-то... (Возницын, отстраняя Меншикова, сам поднялся, обиженный.) (А. Т.); Август взял ее за кончики пальцев, склонясь, поцеловал. (Она только мельком увидела багровые лица баронесс.) (А. Т.).

  6. При сочетании разных знаков препинания с кавычками действует ряд правил:

      1) перед закрывающей кавычкой не ставится точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой; эти знаки возможны лишь после кавычек: «Я-то уж наверно не откажусь», - сказала Маргарита (Булг.); Пришвин однажды написал о себе (в частном письме), что он «поэт, распятый на кресте прозы». «Где граница между прозой и поэзией, - писал Лев Толстой, - я никогда не пойму» (Пауст.); Когда я резвился со своим «Зорким» двадцать пять лет назад, магазины были завалены отличной немецкой пленкой «Агфа»; теперь же, когда я спросил «Агфу», в магазине все, и продавцы и покупатели, теснящиеся у прилавка, дружно и весело рассмеялись (Сол.). Точка возможна лишь при сокращении слова, тогда она оказывается внутри выделяемого кавычками компонента: Здесь было две статьи: одна - Латунского, а другая - подписанная буквами «Н. Э.». Уверяю вас, что произведения Аримана и Лавровича могли считаться шуткою по сравнению с написанным Латунским (Булг.);

      2) знаки вопросительный, восклицательный и многоточие (отдельно или в сочетании друг с другом) могут оказаться перед закрывающей кавычкой, если они относятся непосредственно к выделяемым кавычками словам, указывая на побудительный характер этих слов, их эмоциональную окраску или на недоговоренность и т.д.: Берлиоз говорил, а сам в это время думал: «Но, все-таки, кто же он такой? И почему он так хорошо говорит по-русски?» (Булг.); «Очень умно!» - подумал Варенуха, но не успел подумать как следует, как в голове у него пронеслось слово: «Глупо! Не может быть он в Ялте!» (Булг.); «Нет, он не англичанин...» - подумал Берлиоз, а Бездомный подумал: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» - и опять нахмурился (Булг.); Мирон кричит: «Запрягай скорей, надо Егурку догнать!..» (Бун.); Тут в мозгу у Берлиоза кто-то отчаянно крикнул - «Неужели?..» (Булг.); Среди этих гудков откуда-то издалека послышался тяжкий, мрачный голос, пропевший: «...скалы, мой приют...» - и Варенуха решил, что в телефонную сеть откуда-то прорвался голос из радиотеатра (Булг.);

      3) знаки вопросительный, восклицательный и многоточие (отдельно или в сочетании друг с другом) ставятся после закрывающих кавычек, если содержательно они характеризуют основное предложение (т.е. выходят за пределы выделяемых кавычками слов): - А где же ваши вещи, профессор? - вкрадчиво спрашивал Берлиоз, - в «Метрополе»? Вы где остановились? (Булг.); - Вспомнил! Вспомнил! В Пушкине открылась чебуречная «Ялта»! (Булг.); Из всего выкрикнутого женщиной в расстроенный мозг Ивана Николаевича вцепилось одно слово: «Аннушка»... (Булг.); - Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе... «Взвейтесь!» да «развейтесь!»... а вы загляните к нему внутрь - что он там думает... вы ахнете! - И Иван Николаевич зловеще рассмеялся (Булг.).

  1. В разных частях сложных синтаксических конструкций по условиям контекста могут оказаться двоеточие и тире. При выборе места их расположения учитываются смысловая значимость знаков и их возможные взаимоотношения: И как только заснул - увидел сон, снившийся ему и прежде: по бурому полю, по высокой стерне идут цепи красноармейцев (Шол.) - в таком предложении, даже при учете современной тенденции к замене двоеточия тире в значении разъяснения, замена эта невозможна, так как внутри предложения есть тире, и, дважды употребленное, оно разрушит конструкцию (заключенная в тире часть предложения примет характер вставной конструкции). Ср. иной вариант: И как только заснул, увидел сон, снившийся ему и прежде, - по бурому полю, по высокой стерне идут цепи красноармейцев.

    В предложении Тут-то я опомнился, и радость моя стала еще больше: я понял, что совершилось величайшее открытие в моей жизни - мне теперь нечего бояться себя и своего одиночества (Пришв.) перед последней частью по правилам необходимо двоеточие, так как эта часть имеет разъяснительный смысл (а именно). Однако двоеточие неудобно, поскольку впереди уже стоит этот знак и именно двоеточие делит все предложение на две логико-смысловые части (тире оказывается внутренним знаком). При дважды употребленном двоеточии эти отношения будут затемнены, как, например, в предложениях Было жалко Алпатову Гуська: с этим стариком связывалось все лучшее в детстве и всегда казалось: из всех людей на свете нет лучше и нет роднее Гуська (Пришв.); Скажете: вышел у нас здесь раздор: одни на милость пошли, другие со Стенькой в Терки отвалили (Шукш.). Неудобно повторное употребление тире, когда они ставятся на разных основаниях: - А это - грот, - поясняет Володя, глядя себе под ноги, - тоже наш грот, здесь все наше, - хочешь, полезем! (Цв.). Нечеткость смысловых отношений между компонентами высказывания выявляется и в предложении Черно-синие сосны - светло-синяя луна - черно-синие тучи - светло-синий столб от луны - и по бокам этого столба - такой уж черной синевы, что ничего не видно, - море (Цв.).

    Однако несколько тире могут употребляться в равнозначной позиции:

      1) при усилении значения каждого из перечисляющихся членов: Памятник свободе - неволе - стихии - судьбе и конечной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей (Цв.);

      2) при подчеркивании особой значимости каждого второго члена в составе парного сочетания: У кого из народов - такая любовная героиня: смелая - и достойная, влюбленная - и непреклонная, ясновидящая - и любящая (Цв.)

  2. При комбинации знаков препинания необходимо учитывать общую «весомость» знаков, их иерархическую зависимость. Например, для выражения одинакового значения (детальное описание внешнего вида героя) используются разные знаки (двоеточие и тире) - с учетом всего контекста: Однажды к нему на прием пришел мужчина необычайно благородного вида: осанистая фигура, одет строго - черная тройка, университетский значок на лацкане, черный галстук с жемчужиной, падающая на плечи грива седых волос, глянцево выбритое лицо, белые холеные руки, на безымянном пальце массивное обручальное кольцо и глаза - крупные, светло-карие, влиятельные, спокойные (Ард.). Так при сочетании в контексте схожих ситуаций возникает возможность пунктуационных вариантов, при которых выдерживается иерархия в употреблении знаков: внутренним знаком становится тире, основное же членение конструкции осуществляется традиционным двоеточием. Ср. то же при причинных отношениях: В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура: интеллектуальные машины капризны - отзываются на малейшее охлаждение и потепление (Тендр.).

    Ср. возможные комбинации в употреблении тире и двоеточия в пределах одного сложного предложения: На этот раз поехали Агафья и Клавдя, - у них свой, бабий счет: за то, что они работали на покосе, бабы и девки из других семейств должны были зимой прясть им пряжи или выткать столько-то аршин холста (Шукш.); Если сравнить поэта и поэзию с метафорой, с ее двумя членами - уподобляемым и самим уподоблением, то поэзия Пастернака - это второй член метафоры: тот второй мир, который снова и снова возвращает его к настоящей действительности, по-новому понятой и возросшей для него в своем значении (Лих.); Дарьюшка-то спит, и мы с Татьяной смотрим во все глаза - себе не верим: неужели мы и на самом деле в Сандырях (Крут.).

  3. Возможны варианты в пунктуационном оформлении при комбинации точки с запятой и тире, точки с запятой и двоеточия; в каждом конкретном случае варианты отличаются и смысловыми оттенками и грамматическими взаимоотношениями членов предложения. Например, в предложении Зато явственнее стали проступать звуки - ранее глухие, убаюкивающие, они стали вдруг осязаемо близкими, тревожными (Крут.) тире способствует присоединению определения к существительному звуки; чтобы сохранить авторскую отнесенность определений к местоимению они, необходим знак иного качества, способный отграничить эти определения от существительного; ср.: Зато явственнее стали проступать звуки; ранее глухие, убаюкивающие, они стали вдруг осязаемо близкими, тревожными. - Зато явственнее стали проступать звуки; ранее глухие, убаюкивающие - они стали вдруг осязаемо близкими, тревожными. - Зато явственнее стали проступать звуки - ранее глухие, убаюкивающие; они стали вдруг осязаемо близкими, тревожными.

    В следующем предложении путем возможной замены точки с запятой на двоеточие в первой позиции можно подчеркнуть, усилить разъяснительную сущность второй части сложной конструкции: В снах моих мир был облагорожен, одухотворен; люди, которых я наяву так боялся, появлялись там в трепетном преломлении, словно пропитанные и окруженные той игрой воздуха, которая в зной дает жизнь самим очертаниям предметов; их голоса, поступь, выражение глаз и даже выражение одежды приобретали волнующую значительность; проще говоря: в моих снах мир оживал, становясь таким пленительно важным, вольным и воздушным, что потом мне уже бывало тесно дышать прахом нарисованной жизни (Наб.). Ср.: иной вариант расстановки знаков, более четко учитывающий логико-смысловые взаимоотношения частей предложения: после первой части вместо точки с запятой двоеточие, и перед последней частью (проще говоря) вместо точки с запятой точка.

© Центр дистанционного образования МГУП