Московский государственный университет печати

С.П. Вартанян


         

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Лабораторно-практические работы


С.П. Вартанян
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Работа 1. Цепь постоянного тока

1.1.

Описание объекта исследований

1.2.

Цель работы

1.3.

Исходные данные

1.4.

Задание

1.5.

Расчетная часть

1.6.

Экспериментальная часть

1.7.

Краткие методические указания

1.8.

Литература

2.

Работа 2. Источник питания

2.1.

Описание объекта исследований

2.2.

Цель работы

2.3.

Задание

2.4.

Экспериментальная часть

2.5.

Краткие методические указания

2.6.

Литература

3.

Работа 3. Фазосдвигающий мост в схеме управления тиристорным преобразователем

3.1.

Описание объекта исследований

3.2.

Цель работы

3.3.

Исходные данные

3.4.

Задание

3.5.

Краткие методические указания

3.6.

Подготовка к защите работы

3.7.

Литература

4.

Работа 4. Релейно-контакторная схема управления асинхронным двигателем

4.1.

Описание обьекта исследований

4.2.

Цель работы

4.3.

Исходные данные

4.4.

Задание

4.5.

Краткие методические указания

4.6.

Подготовка к защите работы

4.7.

Литература

5.

Работа 5. Однокаскадный усилитель на биполярном транзисторе

5.1.

Описание объекта исследований

5.2.

Цель работы

5.3.

Исходные данные

5.4.

Задание

5.5.

Краткие методические указания

5.6.

Подготовка к защите работы

5.7.

Литература

6.

Работа 6. Схемы на операционных усилителях для коррекции апертурных искажений

6.1.

Описание объекта исследований

6.2.

Цель работы

6.3.

Исходные данные

6.4.

Задание

6.5.

Краткие методические указания

6.6.

Подготовка к защите работы

6.7.

Литература

7.

Работа 7. Логические элементы в схемах управления печатных машин

7.1.

Описание объекта исследований

7.2.

Цель работы

7.3.

Исходные данные

7.4.

Задание

7.5.

Краткие методические указания

7.6.

Подготовка к защите работы

7.7.

Литература

8.

Работа 8. Схема управления электроприводом рулонной печатной машины

8.1.

Описание объекта исследований

8.2.

Цель работы

8.3.

Исходные данные

8.4.

Задание

8.5.

Краткие методические указания

8.6.

Подготовка к защите работы

8.7.

Литература

Указатели
19   указатель иллюстраций
Рис. 4.1. Схема управления асинхронным двигателем: АТ - автотрансформатор трехфазный; Тр - трансформатор трехфазный понижающий; К1, К2 - реле промежуточные; КМ1-КМ4 - контакторы; РВ1, РВ2 - реле времени; М1 - двигатель асинхронный трехфазный; М2 - машина тормозная; ОВтг - обмотка возбуждения тахогенератора; ОВм - обмотка возбуждения М2; ВG - тахогенератор; (I) - амперметры; (U) - вольтметры; S1 - кнопка «стоп»; S2 - кнопка «пуск»; SA - коммутатор цепи якоря тормозной машины; SF - коммутатор сетевого питания; S3, S4 - тумблемы выбора режима (S3 - естественный, S3+S4 - синхронный, при включенных тумблерах - реостатный); R1, R2 - сопротивления установки рабочей точки усилителей; Rp - реостаты в цепи обмоток ротора; Rr - реостат регулирования момента сопротивления; Rд - добавочное сопротивление; R0 - сопротивление цепи разряда конденсатора; RзС - цепочки временной задержки; V1, V5 - диоды защиты; V2, V6 - стабилитроны; V3, V4, V7 и V8 - транзисторы усилительных каскадов; V9-V14 - трехфазный выпрямительный мост; буквенно-цифровые обозначения контактов указывают на их принадлежность соответствующим контакторам или реле. Рис. 4.2. Механические характеристики асинхронного двигателя с фазным ротором

Представленная на рис.4.1 Рис. 4.1. Схема управления асинхронным двигателем: АТ - автотрансформатор трехфазный; Тр - трансформатор трехфазный понижающий; К1, К2 - реле промежуточные; КМ1-КМ4 - контакторы; РВ1, РВ2 - реле времени; М1 - двигатель асинхронный трехфазный; М2 - машина тормозная; ОВтг - обмотка возбуждения тахогенератора; ОВм - обмотка возбуждения М2; ВG - тахогенератор; (I) - амперметры; (U) - вольтметры; S1 - кнопка «стоп»; S2 - кнопка «пуск»; SA - коммутатор цепи якоря тормозной машины; SF - коммутатор сетевого питания; S3, S4 - тумблемы выбора режима (S3 - естественный, S3+S4 - синхронный, при включенных тумблерах - реостатный); R1, R2 - сопротивления установки рабочей точки усилителей; Rp - реостаты в цепи обмоток ротора; Rr - реостат регулирования момента сопротивления; Rд - добавочное сопротивление; R0 - сопротивление цепи разряда конденсатора; RзС - цепочки временной задержки; V1, V5 - диоды защиты; V2, V6 - стабилитроны; V3, V4, V7 и V8 - транзисторы усилительных каскадов; V9-V14 - трехфазный выпрямительный мост; буквенно-цифровые обозначения контактов указывают на их принадлежность соответствующим контакторам или реле. схема лабораторной установки состоит из силовой части и релейно-контакторной системы управления. Силовая часть питается трехфазным переменным током. На схему управления подается однофазный переменный ток. Питание обмоток ротора в синхронном режиме и двух реле времени производится от источика напряжения постоянного тока =24 В.

Асинхронный двигатель М1 с фазным ротором может работать в трех режимах, обеспечивая ту или иную жесткость (см.рис.4.2 Рис. 4.2. Механические характеристики асинхронного двигателя с фазным ротором) механической характеристики n=f(Mc). Наименее жесткой (с большим перепадом частоты вращения в зависимости от момента сопротивления на валу двигателя) является реостатная характеристика, получаемая при включении реостатов Rр в цепи обмоток ротора. Дополнительно, динамический диапазон частоты вращения можно изменять, меняя напряжение питания обмоток статора автотрансформатором АТ. Более жесткая - естественная характеристика получается при закорачивании этих реостатов. Наибольшая жесткость обеспечивается при синхронизации вращения ротора с вращением магнитного поля статора, которая достигается при подаче на обмотки ротора напряжения от источника постоянного тока.

Частота вращения определяется с помощью тахогенератора BG.

Тормозная машина М2 создает момент сопротивления, величина которого пропорциональна Rг в цепи якоря.

Целью работы является исследование цепей постоянного и переменного (однофазного и трехфазного) тока и функциональных элементов управления трехфазным асинхронным двигателем при различных схемах включения, обеспечивающих регулирование скорости вращения с различной жесткостью.

Исходное состояние системы:

    - коммутаторы SA и SF разомкнуты;

    - тумблеры S3 и S4 разомкнуты;

    - движки реостатов Rр находятся в рабочем положении;

    - положение движка автотрансформатора АТ соответствует напряжению 220 В на обмотках статора асинхронного двигателя.

Проверить функционирование электропривода в трех режимах работы асинхронного двигателя (реостатном, естественном и синхронном), изменяя нагрузку на валу с помощью тормозной машины (при этом напряжение питания обмоток статора поддерживать на уровне 220 В). По результатам экспериментов построить механические характеристики двигателя.

В каждом из режимов снять 3-5 экспериментальных точек в рабочем (на линейном отрезке механических характеристик) диапазоне нагрузок на валу (включая минимальную и номинальную, но не доходя до критической). Расчет частоты вращения осуществлять по формуле n=kUтг (k=40,0). Расчет момента сопротивления вести по формуле Мс=CI (C=2,05; I - ток в цепи якоря). По полученным данным построить механические характеристики двигателя.

К защите необходимо:

    - представить отчет с требуемыми по заданию экспериментальными данными, расчетами и характеристиками;

    - изучить схему системы управления и алгоритм ее работы;

    - знать назначение, принцип действия и схематическое обозначение электромагнитных элементов (реле, контакторов, трансформаторов, электрических машин постоянного и переменного тока);

    - подготовиться к вопросам преподавателя по указанным темам.

    1. Касаткин А. С., Немцов М. В., Электротехника. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1999. - 542 с.: ил.

    2. Электрооборудование полиграфических машин. Лабораторные работы. Составитель: Артыков Э. С. - М.: МГАП, 2001. - 114 с.:ил.

    3. Алиев И. И., Электротехнический справочник. - М.: РадиоСофт, 2000. - 384 с.:ил.

© Центр дистанционного образования МГУП