Московский государственный университет печати

Бабушкин Г.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Методы и средства научных исследований»

для специальности "Технология полиграфического производства"


Бабушкин Г.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Методы и средства научных исследований»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Модуль 1. Цели и задачи науки

1.1.

Вопросы для самопроверки:

1.2.

Литература:

2.

Модуль 2. Методы и средства научных исследований

2.1.

Вопросы для самопроверки:

2.2.

Литература:

3.

Модуль 3. Способы обработки научных данных

3.1.

Вопросы для самопроверки:

3.2.

Литература:

4.

Формы контроля

В первом модуле дается определение науки и связанных с ней понятий. Показано развитие науки, отношение к ней в различные исторические периоды, отмечены основные открытия, раскрыта роль научных революций в жизни людей, подробно рассказано о научной этике и др. Отмечена все возрастающая важная роль использования вычислительной техники в научных исследований (моделирование задач), с помощью которой заменяют дорогостоящие эксперименты.

Первый модуль имеет следующие подразделы: Специфика научной деятельности. Критерии научного знания: систематизированность, доказательность, объективность. Методы и средства научного познания. История современного естествознания. Три уровня структуры научного знания: эмпирический, теоретический, философских оснований. Процесс научного познания: теоретические представления, наблюдение, эксперимент, обобщение результатов, создание гипотезы, экспериментальная проверка, формулировка закона, создание строгой теории. Модели научного познания. Научные традиции. Научные революции. Фундаментальные научные открытия. Основные принципы науки. Функции науки. Этические нормы в научной деятельности.

  1. Дать определение науки. Что относится к продуктам науки?
  2. Какова структура научного знания?
  3. Какие приемы рассуждений применяются в науке?
  4. Каков физический смысл принципа неопределенности?
  5. В чем состоит корпускулярно-волновой формализм?
  6. Перечислить важнейшие средства сохранения и распространения научного менталитета.
  7. Перечислите средства научного познания.
  8. Какова взаимосвязь теории и эксперимента?
  9. Что является главным источником развития науки?
  10. Что из себя представляют научные традиции?
  11. Приведите пример научной революции.
  12. Привести примеры фундаментальных научных открытий.
  13. Какие вы можете назвать проблемы, стоящие перед современной наукой?
  14. Каковы функции науки?
  15. В чем состоит научная этика?

© Центр дистанционного образования МГУП