Московский государственный университет печати

Волкова Л.А., Решетникова Е.Р.


         

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Технология полиграфического производства"


Волкова Л.А., Решетникова Е.Р.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

2.

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ

2.1.

§1. Использование издательско-полиграфической системы измерений

2.2.

§2. Развитие технологии наборного производства

2.3.

§3. Основы компьютерного набора

3.

ГЛАВА II. ИЗДАТЕЛЬСТВА И ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

3.1.

§1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий

3.2.

§2. Основные издательско-полиграфические термины

4.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

4.1.

§1. Виды печатных изданий

4.2.

§2. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий

4.3.

§3. Издательская информация

5.

ГЛАВА IV. ВЫБОР ФОРМАТА ИЗДАНИЙ

5.1.

§1. Форматы и варианты оформления изданий

5.2.

§2. Выбор формата для книг и журналов

5.3.

§3. Газетные форматные нормативы

5.4.

§4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции

6.

ГЛАВА V. ВЫБОР ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЙ

6.1.

§1. Печатающие элементы форм и фотоформ. Элементы букв

6.2.

§2. Шрифты полиграфии

6.3.

§3. Классификация шрифтов

6.4.

§4. Характеристика шрифта

6.5.

§5. Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов

6.6.

§6. Композиция акцидентных форм

7.

ГЛАВА VI. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ И ПОДГОТОВКА ИХ К НАБОРУ

7.1.

§ 1. Виды текстовых оригиналов и требования к ним

7.2.

§ 2. Подготовка оригиналов к набору

7.3.

§3. Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет

8.

ГЛАВА VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ НАБОРА ТЕКСТОВ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ СЛОЖНОСТИ

8.1.

§1. Общие правила текстового набора на русском языке

8.2.

§2. Правила набора текстов 1-2 групп сложности

8.3.

§3. Особенности набора текстов 3-4 групп сложности

9.

ГЛАВА VIII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ

9.1.

§1. Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

9.2.

§2. Технологические особенности журнальной верстки

9.3.

§3. Особенности газетной верстки

9.4.

§4. Изготовление расчетного макета изданий

10.

ГЛАВА IX. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕПРОДУЦИРУЕМОГО ОРИГИНАЛА-МАКЕТА

10.1.

§1. Изготовление оригинала-макета на наборно-пишущих машинах

10.2.

§2. Изготовление репродуцируемого оригинала-макета на компьютерных издательских системах (КИС)

10.3.

§3. Макетирование и верстка акцидентных полос

11.

ГЛАВА Х. КОРРЕКТУРА ТЕКСТА

12.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указатели
126   указатель иллюстраций
Схема 1 Схема 2
3.

ГЛАВА II. ИЗДАТЕЛЬСТВА И ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

3.1.

§1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий

Выпуском большинства видов полиграфической продукции заняты издательства и полиграфические предприятия или издательско-полиграфические комплексы.

Издательство, являясь юридическим лицом, занимается редакционной и издательской деятельностью - подготовкой, обработкой и выпуском изданий.

Издательский процесс начинается с заключения договора с автором и включает несколько стадий: редакционную, издательскую, производственную, маркетинговую и заканчивается сдачей тиража издания в книготорговую сеть или предприятию, распространяющему издание.

Основные этапы издательского процесса можно представить в виде следующей укрупненной схемы Схема 1.

На редакционной стадии издательство планирует сроки подготовки и сдачи автором рукописи, обеспечивает рецензирование и редактирование; изготавливает текстовые оригиналы и вычитывает их.

В художественной редакции изготавливают изобразительные оригиналы; контролируют оригиналы, выполненные художником-оформителем в соответствии с ОСТ 29.106-90; определяют масштаб воспроизведения изобразительных оригиналов; изготавливают макеты для верстки и монтажа, разрабатывают внешнее оформление издания.

Формат оригинала и масштаб его воспроизведения должны выбираться в зависимости от технических возможностей оборудования, на котором предполагается обрабатывать оригинал, и согласовываться с форматом издания и правилами верстки полос. Формат оригинала указывается в миллиметрах, а масштаб воспроизведения - в процентах. В соответствии с ОСТ 29-106-90 рекомендуются следующие масштабы воспроизведения:

- для непрозрачных оригиналов - от 33 до 150%;

- для прозрачных одноцветных и оригиналов с произведений искусства - не более 400%;

- для прозрачных многоцветных - не более 800%.

Для многоцветных прозрачных оригиналов, предназначенных для изготовления плакатов, допускается масштабирование более 800%.

Формат оригиналов иллюстраций, которые будут располагаться на полосе издания "под обрез", должен, с учетом масштаба репродуцирования, соответствовать формату полосы до обрезки.

Формат оригиналов не должен быть меньше 40 x 60 мм; формат 24 x 36 мм допускается при репортажной съемке, в том числе быстро движущихся объектов.

К непрозрачным оригиналам, которые предполагается монтировать в единую композицию, должен быть приложен макет с точным расположением всех частей сборного оригинала.

Отдельные оригиналы, монтируемые в сборный оригинал, должны иметь одинаковое градационное и цветовое содержание, одинаковую минимальную и максимальную оптические плотности.

При изготовлении оригинала полосы, предназначенной для репродуцирования и содержащей как текстовые, так и штриховые изобразительные элементы, белизна бумаги, на которой выполняется расклейка, должна быть такой же, как для печати текста. Отдельные оригиналы, монтируемые при подготовке к репродуцированию в отдельный оригинал, должны иметь одинаковую оптическую плотность в светах и тенях; изображение должно быть выполнено в одной манере (тушью, карандашом или краской).

Оригиналы с произведений искусств, например картин, должны содержать дополнительно к слайду изображение текст-объекта для контроля съемки. Если при съемке картин использовался коррекционный светофильтр, позволяющий более точно передать цвет оригинала, необходимо сделать соответствующие указания в паспорте на оригинал.

Учитывая то, что в процессе электронной верстки полос книжно-журнальных изданий и возможного макетирования и расчета объема изданий в донаборной стадии легче иметь дело с ограниченным количеством разных размеров изобразительных оригиналов при заверстке их вразрез и в оборку, целесообразно на стадии выбора формата воспроизведенного оригинала однотипные изобразительные оригиналы привести к 3-5-размерным группам.

При изготовлении оригиналов, специально предназначенных для полиграфического воспроизведения, необходимо учитывать вид печатной формы и характеристику бумаги, на которой предполагается печать тиража. Так, например, оригиналы, предназначенные для воспроизведения их офсетным способом, могут иметь чистые светлые и насыщенные цвета, богатую градацию в светах. Оригиналы, выполненные акварелью, пастелью, карандашом, имеющие небольшой интервал оптических плотностей, также лучше воспроизводятся с офсетных форм.

Оригиналы, выполненные в темной тональности (гуашью или маслом), лучше воспроизведутся с форм высокой печати; масляная живопись - с форм глубокой печати.

При печати на гладкой мелованной бумаге разрешающая способность и соответственно интервал оптических плотностей выше; при использовании для печати шероховатой бумаги контраст оригинала должен быть больше, а мелкие детали и тонкие штрихи - отсутствовать.

Градационная ретушь тоновых оригиналов должна быть минимальной. Цветовой оттенок и структура поверхности отретушированных участков оригинала не должны выделяться. Не допускается использование чистых кроющих белил для осветления светлых участков изображения. Допускается незначительная корректура деталей изображения, например, ретушь цветных участков специальным красителем при формате многоцветного диапозитива не менее 9 x 12 см, предназначенного для двукратного увеличения и не более. Если необходима корректура, то оригиналы лучше изготавливать большего размера с последующим их уменьшением.

Изобразительные оригиналы контролируют по следующим параметрам: прямоугольность, толщина, точность линейных размеров, оптическая плотность штриховых элементов, ширина штрихов и расстояние между ними, резкость оригинала, зернистость, максимальная и минимальная оптическая плотность, интервал оптической плотности, градационное содержание, средний градиент оригинала, цветопередача.

С учетом качества полиграфического воспроизведения, все изобразительные оригиналы условно можно разделить на три группы:

1. Высокохудожественные цветные оригиналы с произведений искусства и оригиналы для изданий повышенного качества (репродукции, альбомы, стерео- и вариоиздания, подарочные и сувенирные издания и т.п.); уникальные документы. Для указанных изданий в издательстве составляется макет с точным обозначением расположения текстовых и изобразительных элементов. Качество воспроизведения изобразительных элементов отдельно согласовывается между издательством и полиграфической базой. Так, например, при воспроизведении старинных полотен, покрытых лаком, который во время длительного хранения приобретает желтоватую окраску, возникает необходимость некоторых отклонений от оригинала. Зрители в музее абстрагируются и не обращают на это внимания, но читатели в книге плохо воспримут этот желтоватый оттенок, поэтому возникает необходимость некоторой корректировки, которая определяется издательством и отмечается в "аннотации" паспорта на оригинал. К этой же группе относятся оригиналы с растровой структурой.

2. Оригиналы, предназначенные для оформления печатных изданий, требования к которым рассмотрены выше.

3. Оригиналы для промышленных изоизданий (календарей, открыток, рекламных изданий, этикеток, упаковок, афиш, плакатов и т.п.), которые также допускают некоторое несоответствие при воспроизведении. Например, при воспроизведении оригиналов открыток и другой продукции, которая часто не удовлетворяет вкусам потребителей по цветопередаче и должна иметь более "живые", насыщенные и чистые цветовые тона, чем в оригинале, также допускаются по согласованию с издательством некоторые отклонения от него; оригиналы и фотоформы при этом подвергаются ручной ретуши или другим приемам цветокорректуры. Все отклонения и необходимая корректура, которая должна быть сделана в оригиналах, указываются в паспорте на оригинал в разделе "аннотация" заранее или согласовываются с издательством в процессе воспроизведения оригиналов. На рисованные и штриховые оригиналы паспорт не составляется.

Для изготовления кодированных изобразительных оригиналов используются разработанные рядом фирм (например Агфа, Актьон) так называемые "цифровые камеры", которые работают (упрощенно) следующим образом: запись изображения при фотографировании производится через ПЗС-линейку с тремя светофильтрами, которые делят сигнал на три координаты - R. G. B, поступающие затем в запоминающий элемент, и потом - в компьютер для дальнейшей обработки, минуя стадии обработки фотоматериала и сканирование. Цифровые камеры совместимы с платформой IBM PC и Macintosh, так же как и цифровые камеры для репортажных съемок, и обеспечивают получение высококачественных снимков "открыточного" формата с разрешением 1528 х 1148 точек/дюйм. Съемка производится в автоматическом режиме, аппарат оснащен встроенной вспышкой. Вся информация записывается на кассету, вместимость которой равна 113 снимкам. В процессе обработки изображений возможна избирательная цветокоррекция.

Студийная камера типа Studio CAM фирмы Agfa позволяет создавать закодированные изобразительные оригиналы с разрешением 4500 х 3648 точек/дюйм. Может производиться съемка как двухмерных, так и трехмерных объектов. Камера также совместима с компьютером платформы Macintosh.

Использование программы Adobe Photoshop позволяет, используя операционную среду Windows, свободно обмениваться файлами между компьютерами и обрабатывать изобразительную информацию с применением выборочной цветокоррекции и трансформации изображений; дополнять изображение различными текстурами; имитировать манеру письма художников-импрессионистов; корректировать насыщенность цветов в выделенной области и производить другие дополнения и исправления оригинала с использованием фильтров.

На издательской стадии выполняется разметка оригиналов для набора и художественно-техническое редактирование. В процессе художественно-технического оформления издания производится разработка конструкции и плана оформления издания, учитывая его вид и тип, читательскую категорию, условия и длительность использования и хранения, маркетинговые данные и полиграфическую базу. При разработке конструкции издания производится макетирование и определяются все конструктивные элементы: тип переплетной крышки или обложки, наличие суперобложки или футляра, вид форзаца. Проектирование оформления изданий начинается с выбора оформления сторонок переплета или обложки, корешка, форзаца и титульных элементов. Выбирается формат и вариант оформления издания, шрифтовое оформление основного, дополнительного и вспомогательного текстов; формат воспроизведения и расположение на полосе внутриполосных иллюстраций; наличие вклеек, вкладок, накидок. Выбираются и дополнительные приемы оформления: наличие ленточки-закладки, каптала, закраска обрезов и т.п. Выбирается способ печати и вид печатной формы, определяется вид бумаги для печати, основные переплетные материалы и краска; рассчитывается количество бумаги для печати тиража издания; выбирается способ комплектовки и скрепления блоков. Стадия редакционно-издательских процессов заканчивается заполнением издательской спецификации полиграфического оформления печатных изданий (технологической карты) - документа, отражающего всю специфику полиграфического оформления конкретного издания. На редакционно-издательской стадии может быть изготовлен репродуцируемый оригинал-макет.

Издательства должны обеспечивать полиграфические предприятия бумагой и переплетными материалами. Расчет количества бумаги для печати тиража издания должен производиться в издательствах и при использовании технологии изготовления репродуцируемого оригинала-макета - на донаборной стадии.

Весь технологический производственный процесс изготовления полиграфической продукции укрупненно можно разделить на следующие основные этапы: Схема 2

На производственной стадии работники производственных отделов издательства и полиграфического предприятия разрабатывают технологический процесс прохождения издания в наборном цехе и воспроизведения изобразительных оригиналов (если репродуцируемый оригинал-макет предполагается изготавливать на базе полиграфического предприятия), изготовления печатных форм, печати тиража и всех необходимых брошюровочно-переплетных и отделочных работ до изготовления сигнального экземпляра. На этом этапе производится корректурный обмен между издательством и полиграфическим предприятием. При издании по оригиналу-макету корректурный обмен отсутствует. Качество обработки изобразительной информации проверяется в художественной редакции по пробе (аналоговой, пробному оттиску или другим видам цветопробы); при издании по репродуцируемому оргиналу-макету правильность обработки изобразительной информации художник издательства может проверить только по "чистому листу", который в процессе печатания будет служить эталоном для тиражных оттисков. Правильность выбранного технологического процесса производства издания и использованных материалов контролируется по сигнальному экземпляру; после утверждения сигнального экземпляра дается разрешение на выпуск всего издания "в свет", т.е. печать, брошюровочно-переплетные и отделочные процессы всего тиража с использованием выбранных материалов.

В процессе производственной стадии выпускающий издательства следит за выполнением разработанных между издательством и производственным предприятием графиков прохождения издания в производстве.

Деятельность издательств в содружестве с конкретным полиграфическим предприятием начинается с составления тематического плана выпуска изданий на будущий год, где отмечены основные параметры изданий. Тираж каждого конкретного издания устанавливается с учетом маркетинговых данных.

Перспективный план, разрабатываемый между издательством и полиграфическим предприятием, предусматривает развитие полиграфической базы в соответствии с планируемым выпуском новых видов печатных изданий.

Издательства и полиграфические предприятия бывают специализированными и универсальными. Специализация может быть по виду выпускаемой продукции: газетно-журнальные, детской литературы, книжно-журнальные и др. и в зависимости от способа печати: типографии (предприятия высокой печати), фабрики офсетной печати. Предприятия могут специализироваться и на других технологических процессах: репроцентр и др.

Универсальные предприятия, часто называемые комбинатами, выпускают разнообразную продукцию, используя различную технологию воспроизведения и печати полиграфической продукции.

Издательско-полиграфические комплексы выполняют не только издательские и редакционные функции, но и производственные. Это издательства-типографии типа "Молодая гвардия", "Пресса" и более мелкие, но обеспечивающие выпуск готовой продукции.

К числу подобных предприятий можно отнести издательско-полиграфические предприятия малотиражные, а иногда и малоформатные. Печать на таких предприятиях производится с использованием ризографа или оборудования, работающего по принципу "ЭВМ - печатная форма" или "ЭВМ - печатная машина" (цифровая печать).

В первом случае используют специальные формные пластины на основе алюминия, слоя, чувствительного к лазерному экспонированию, и покровного силиконового слоя, например пластины Thermal-Laser-CTP фирмы Toray или пластины CTX-Waterless.

Тиражестойкость форм, изготовленных на пластинах фирмы Toray, составляет 30 тыс. экз., разрешающая способность - 2400 точек/дюйм.

При цифровой печати используют электрографический способ.

Специализированные малые предприятия могут быть оснащены оборудованием настольного типа для выполнения брошюровочно-переплетных работ, например фальцевальными машинами; резальными, настольными ручными и электрическими степлерами, биговальным и перфорационным оборудованием, термоброшюровочными и термопереплетными машинами; машинами для скрепления продукции пластиковыми и металлическими пружинами; листоподборочными машинами (коллаторами) горизонтального, вертикального, роторного типа: малоформатной автоматической линией; позолотными прессами.

3.2.

§2. Основные издательско-полиграфические термины

Авторская рукопись - текстовой материал, представляемый автором или коллективом авторов в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Авторская рукопись поступает в издательство чаще всего в виде машинописного текста, отпечатанного на пишущей машинке с соблюдением определенных требований: для печати используется стандартная бумага формата 210 x 297 мм, печать через два интервала на одной стороне, в строке должно быть 57-58 знаков, включая пробелы; на странице 30 строк, что составит емкость такой страницы, равную 1700 знакам. Авторская рукопись может быть закодирована и представлена в издательство в виде распечатки с принтера или дискеты.

Авторский лист - 24 страницы машинописного текста, что составит 40 тыс. знаков. К одному авторскому листу приравнивается 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см2 воспроизведенного авторского изобразительного материала. В авторских листах измеряется объем рукописи и оригинала.

Авторский оригинал - оригинал, предназначенный для воспроизведения без редакционной обработки. Это чаще всего изобразительный оригинал, в том числе текст, написанный автором (художником) вручную или закодированный оригинал.

Издание - полиграфическое изделие определенного вида, отпечатанное (изданное) после соответствующей издательской обработки.

Учетно-издательский лист - единица объема издания с учетом издательской информации и художественного оформления, равная 40 тыс. знаков.

Печатный лист физический - бумажный лист определенного формата, запечатанный с одной стороны. Один бумажный лист содержит два печатных (за исключением афишно-плакатной продукции). Печатный лист - единица натурального объема издательской продукции.

Условный печатный лист - печатный лист любого формата, приведенный к формату 60 х 90 см. Объем продукции, выпущенный издательством за определенное время, удобнее оценивать в условных (приведенных) печатных листах.

Учетный лист набора - условная единица объема текстового оригинала, равная 40 тыс. знаков или 700 строкам стихотворного текста. При наборе текста кеглем 10 п. шрифтом литературной гарнитуры учетный лист набора равен условному печатному листу.

Издательская техника - совокупность технических средств, используемых в редакционных и издательских процессах для обработки текстовой и изобразительной информации.

Экземпляр - единица издания (одна книга, один журнал, одна газета и т.п.).

Тираж - количество экземпляров одного и того же издания.

Прогонный тираж - тираж, уменьшенный во столько раз, сколько одинаковых изображений отпечатывается одновременно. Имеет значение при печати листовой продукции (открыток, акциденции, отдельных видов календарей, репродукции и т.п.) и некоторых элементов печатных изданий (обложек, форзацев, суперобложек).

© Центр дистанционного образования МГУП