Московский государственный университет печати

Волкова Л.А., Решетникова Е.Р.


         

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Технология полиграфического производства"


Волкова Л.А., Решетникова Е.Р.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

2.

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ

2.1.

§1. Использование издательско-полиграфической системы измерений

2.2.

§2. Развитие технологии наборного производства

2.3.

§3. Основы компьютерного набора

3.

ГЛАВА II. ИЗДАТЕЛЬСТВА И ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

3.1.

§1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий

3.2.

§2. Основные издательско-полиграфические термины

4.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

4.1.

§1. Виды печатных изданий

4.2.

§2. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий

4.3.

§3. Издательская информация

5.

ГЛАВА IV. ВЫБОР ФОРМАТА ИЗДАНИЙ

5.1.

§1. Форматы и варианты оформления изданий

5.2.

§2. Выбор формата для книг и журналов

5.3.

§3. Газетные форматные нормативы

5.4.

§4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции

6.

ГЛАВА V. ВЫБОР ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЙ

6.1.

§1. Печатающие элементы форм и фотоформ. Элементы букв

6.2.

§2. Шрифты полиграфии

6.3.

§3. Классификация шрифтов

6.4.

§4. Характеристика шрифта

6.5.

§5. Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов

6.6.

§6. Композиция акцидентных форм

7.

ГЛАВА VI. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ И ПОДГОТОВКА ИХ К НАБОРУ

7.1.

§ 1. Виды текстовых оригиналов и требования к ним

7.2.

§ 2. Подготовка оригиналов к набору

7.3.

§3. Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет

8.

ГЛАВА VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ НАБОРА ТЕКСТОВ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ СЛОЖНОСТИ

8.1.

§1. Общие правила текстового набора на русском языке

8.2.

§2. Правила набора текстов 1-2 групп сложности

8.3.

§3. Особенности набора текстов 3-4 групп сложности

9.

ГЛАВА VIII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ

9.1.

§1. Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

9.2.

§2. Технологические особенности журнальной верстки

9.3.

§3. Особенности газетной верстки

9.4.

§4. Изготовление расчетного макета изданий

10.

ГЛАВА IX. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕПРОДУЦИРУЕМОГО ОРИГИНАЛА-МАКЕТА

10.1.

§1. Изготовление оригинала-макета на наборно-пишущих машинах

10.2.

§2. Изготовление репродуцируемого оригинала-макета на компьютерных издательских системах (КИС)

10.3.

§3. Макетирование и верстка акцидентных полос

11.

ГЛАВА Х. КОРРЕКТУРА ТЕКСТА

12.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указатели
126   указатель иллюстраций
Рис. 5.1 Рис. 5.2: 1 - тонкая светлая, 2 - двойная тонкая, 3 - полужирная, 2 п., 4 - рантовая, 2 п., 5 - жирная, 2 п., 6 - жирная 3 п., 7 - жирная, 4 п., 8 - рантовая, 4 п., 9 - пунктирная, 2 п., 10 - волнистая, 2 п., 11 - штрихованная, 6 п., 12 - ассюре, 12 п. Рис. 5.3. Раппорты: а - для составления ряда, б - фоновый, в - угловой Рис. 5.4. Простые орнаменты Рис. 5.5. Бордюрные комплекты и концовки Рис. 5.6. Суммарный алфавит Рис. 5.7. Суммарный алфавит Рис. 5.8. Классификация шрифтов по начертанию в зависимости от положения очка Рис. 5.9. Классификация шрифтов по начертанию в зависимости от насыщенности очка Рис. 5.10. Классификация шрифтов по начертанию в зависимости от плотности Рис. 5.11. Возможные варианты расположения текста акциденции на полосе Рис. 5.12 Рис. 5.13 Рис. 5-14. Пример влияния рамок на восприятие текста: а - текст углублен; б - текст выдается вперед Рис. 5.15. Пример оптической иллюзии изменения размеров изображения в зависимости от размеров окружающих элементов Рис. 5.16. Пример оптической иллюзии изменения размеров изображения в зависимости от размера окружающих пробелов Рис. 5-17
6.

ГЛАВА V. ВЫБОР ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЙ

6.1.

§1. Печатающие элементы форм и фотоформ. Элементы букв

Все элементы печатных форм подразделяются на изобразительные (печатающие) и пробельные. Изобразительные элементы при накатывании на них краски и совмещении с воспринимающей поверхностью передают изображение. Пробельные элементы создают пробелы между словами, строками, другие пробелы внутри наборной полосы и поля на странице издания.

К печатающим или изобразительным элементам относятся: буквы алфавита, знаки, цифры, линейки, орнаменты, иллюстрации.

Буквы, знаки, цифры условно расположены на кегельной площадке (Em-Square) А (рис. 5.1 Рис. 5.1).

Буквы состоят из следующих основных элементов: основных штрихов (Stem) (1), соединительных штрихов (Hairline) (2), засечек, серифов (Serif) 3, 4 различной формы. Расстояние (5, 6) между основными штрихами называется внутрибуквенным просветом (Counter). Межбуквенный просвет (Letterspace) (7) образуется за счет полуапрошей двух рядом стоящих букв. Ширина очка букв зависит от их конфигурации. Размер апрошей составляет 0,17-0,23 ширины кегельной площадки. Ширина цифр - 0,5 кегля. Процесс установки для каждого шрифта правильного значения апрошей в зависимости от кегля набора называется трекингом. Все буквы и знаки располагаются на одной линии шрифта (Baseline) (8). Овальные буквы зрительно кажутся меньше прямоугольных и, чтобы устранить эту зрительную иллюзию, их немного выводят за линию шрифта (8), располагая на линии (9). К - кегль шрифта, в размер которого входит очко строчных букв (11) без выносных элементов: нижних (Descender) (13) и верхних (Ascender) (14), а также верхняя и нижняя части кегельной площадки (верхние и нижние заплечики). Верхняя часть кегельной площадки предназначена для размещения прописных букв (10), верхних выносных элементов (14) и диакритических знаков (15). Нижняя часть кегельной площадки используется для размещения спускающихся элементов букв (13). Размер очка строчных букв соответственно прямого и округлого начертаний занимает 0,41-0,44 кегля, а размер очка прописных букв соответственно 0,64-0,66 кегля. Интерлиньяж (16) - расстояние между линиями шрифта (Linespace). (12) - оптическая середина букв.

Капительные буквы имеют размеры строчных букв, а рисунок - прописных. В русском языке семь капительных букв: А, Б, Е, Р, С, У, Ф. Есть капительные буквы и в латинском алфавите. Они используются для выделений в тексте, чаще всего при формульном наборе.

Линейки используются при наборе таблиц и формул как разделительный печатающий материал, в акцидентном наборе - для отделения и выделения. По начертанию очка линейки подразделяются на несколько видов (рис. 5.2 Рис. 5.2: 1 - тонкая светлая, 2 - двойная тонкая, 3 - полужирная, 2 п., 4 - рантовая, 2 п., 5 - жирная, 2 п., 6 - жирная 3 п., 7 - жирная, 4 п., 8 - рантовая, 4 п., 9 - пунктирная, 2 п., 10 - волнистая, 2 п., 11 - штрихованная, 6 п., 12 - ассюре, 12 п.).

Орнаменты (украшения) используют при художественном оформлении книг и журналов, при акцидентном наборе. Орнаменты служат одновременно разделительными и декоративными элементами. Основным элементом наборного орнамента является раппорт (рис. 5.3 Рис. 5.3. Раппорты: а - для составления ряда, б - фоновый, в - угловой) - повторяющаяся часть рисунка определенного кегля. Раппорты, при соединении их друг с другом, образуют орнаментальную строку с рисунком ленты, заставки, концовки, какой-либо фигуры или сплошного фона.

Различное положение раппортов при наборе, разделение их пробельным материалом позволяет создавать наборные украшения разных видов.

Графической основой наборных орнаментов является мотив, который может быть геометрическим (прямоугольным, линейным, полукруглым, круглым и др.) и более сложным. В зависимости от мотива, орнаменты объединяются в серии. Простые по рисунку орнаменты - в серии: "геометрические", "звездочки", "розетки" (рис. 5.4 Рис. 5.4. Простые орнаменты).

Более сложные орнаменты - бордюры (рис. 5.5 Рис. 5.5. Бордюрные комплекты и концовки), комбинированные орнаменты и фоновые украшения. Серия содержит несколько гарнитур, различных по характеру, но выполненных в одном стиле.

Гарнитура объединяет различные по начертанию орнаменты.

Задача дизайнера состоит в том, чтобы построение орнаментных композиций носило закономерный характер и отдельные графические элементы орнамента были органически связаны между собой, особенно в стыковых местах (углах).

Построение орнаментных композиций может быть ритмичным и аритмичным. Под ритмом в орнаментах подразумевается чередование графических элементов (единичных или комбинированных) в определенном порядке.

Ритмичные построения могут быть простыми, если они состоят из одного или двух элементов, и сложными, состоящими из нескольких элементов.

Аритмичные акцидентные орнаменты строятся по принципу равномерного заполнения выбранной плоскости бессистемно расставленными элементами, однако при этом должно выполняться следующее требование: разные элементы могут быть контрастными по форме и насыщенности, но иметь общий для всех ритм, замкнутый или диагональный.

6.2.

§2. Шрифты полиграфии

Шрифт - рисунок букв алфавита какого-либо языка с относящимися к нему дополнительными знаками, цифрами, знаками препинания, расположенными на шрифтовом носителе вещественном (литере, шрифтовой матрице, шрифтоносителе фотонаборных автоматов и наборно-пишущей техники) и невещественном (оцифрованные шрифты).

Полиграфический шрифт рассматривается как средство художественного оформления любой печатной продукции, являясь выразителем культурного наследия народа. Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка.

Ученые различают четыре основных типа письма:

1. Пиктографическое, при котором отдельные сообщения передавали изобразительными знаками. Пиктографическое письмо - самый ранний тип, не представляющий собой никакой системы письма.

2. Идеографическое письмо возникло в эпоху образования государств. Это уже система знаков (идеограмм) определенной графической формы (например, иероглифы), обозначающих слова. Идеографическое письмо впервые появилось в Древнем Египте и Древнем Китае.

3. Слоговое письмо характеризуется использованием знаков, обозначающих слоги. Слоговое письмо употребляется некоторыми народами Индии (письмо деванагари) и в Японии.

4. Буквенно-звуковое письмо, при котором используются отдельные звуки (фонемы), изображенные графически. Первый алфавит буквенно-звукового письма был создан финикийцами около XI в. до н.э.; греческий алфавит - в VIII-VII вв. до н.э.; латинский - в III в. до н.э.; славянский - в IX в. н.э.

Первой азбукой, созданной Константином-Кириллом Философом и Мефодием в 863 г., была глаголица; кириллица была создана вместе с учениками Константина в конце IX в. в Восточной Болгарии.По материалам 'Жития' неизвестного автора

Первоначально глаголицу и кириллицу использовали параллельно (табл. 3 приложения), но потом кириллическая азбука вытеснила глаголицу (дольше всех славян ее использовали хорваты - вплоть до XIX столетия). Кириллица лежит в основе азбук русского, болгарского, сербского алфавитов.

Алфавит - графическая форма определенной системы буквенно-звукового письма.

Армянский алфавит, созданный в V в. н.э. Месроном Маштоцем, и грузинский имеют свои графические основы.

Специфика языка определяет число знаков в алфавите. Так, в русском алфавите - 33 знака, латинском - 26, греческом - 24, готическом - 26 (табл. 4, 5, 6 приложения), армянском - 36.

Языки классифицируются по генеалогическим признакам (общность языкового материала и общность происхождения) и по морфологическим признакам (общность грамматического строя).

Каждый язык имеет свой алфавит, однако существуют алфавиты, которые используются для письменности на нескольких языках. Так, например, русский алфавит с дополнительными знаками используется для 60 языков. Латинский с дополнительными знаками - для 65. Кроме того, латинским алфавитом пользуются также искусственные международные языки: эсперанто, интерлингва, акциденталь. Арабским алфавитом пользуются более 10 национальностей (см. приложение, табл. 7).

Дополнительные (акцентированные и специальные) знаки приведены в табл. 8 приложения.

Русский алфавит более сложен по сравнению с латинским своим буквенным составом, так как в нем есть шипящие (ж, ч, ш, щ, ц) и йотированные гласным (я, ю), отсутствующие в латинском. Для обозначения этих фонем в других языках пользуются двух- трехбуквенным сочетанием (например, фонема "ш" в немецком языке обозначается сочетанием трех графем "sch", а в польском языке фонема "щ" обозначается сочетанием четырех графем - "szcz").

Одну и ту же фонему в разных алфавитах могут изображать различные графемы (Б, б - русская основа, B, b - латинская, <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
- греческая (прописной знак).

Графемы некоторых прописных знаков отличаются от графем строчных (А, а, б, б, Е, е и т.д.), но в некоторых алфавитах (абиссинском, тибетском, бенгальском, пенджабском, синегальском и др.) прописные буквы вообще отсутствуют. В грузинском алфавите прописные буквы выделяются размером без изменения графемы.

Письменность разных народностей отличается от слитности и направленности. Так, письменность с использованием алфавитов на русской и латинской графических основах не слитная - буквы не связаны между собой штрихами, а письменность народностей деванагори, Сирии, Монголии, Маньчжурии, Сибо и др. - слитная. Корейская письменность строится путем слитного написания слогов, не связанных между собой в слове.

Форма письма почти у всех народностей горизонтальная, слева направо или справа налево, кроме китайцев, которые пишут вертикально, располагая строки-столбики справа налево; в настоящее время они используют и европейскую систему письма.

Одна и та же графема в разных алфавитах может обозначать разные фонемы, поэтому для набора на языках, построенных на русской и латинской графических основах, используется суммарный алфавит, содержащий 400 знаков (рис. 5.6 Рис. 5.6. Суммарный алфавит).

6.3.

§3. Классификация шрифтов

Все шрифты классифицируются по трем основным признакам, рисунку, начертанию и кеглю.

В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:

  • контрастность шрифта - соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв;
  • наличие и форма засечек - дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.

По рисунку (ГОСТ 3489.1-71 - 3489.38-72) шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы (рис. 5.7 Рис. 5.7. Суммарный алфавит). Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.

Группа рубленых шрифтов (а) включает в себя шрифты, не имеющие засечек. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками (б) включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек). К этой группе относятся шрифты акцидентной Телингатера и Октябрьской гарнитур.

Группа медиевальных шрифтов (в) включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Литературной, Заголовочной газетной, Банниковской, Лазурского, Ладога.

Группа обыкновенных шрифтов (г) включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Обыкновенной новой, Обыкновенной, Северной, Елизаветинской, Бодони книжной, Кузаняна, Байконур.

Группа брусковых шрифтов (д) включает шрифты с неконтраст-ными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Брусковой газетной, Балтика, Хоменко, Реклама.

Группа новых малоконтрастных шрифтов (е) включает шрифты, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Новой газетной, Школьной, Бажановской, Журнальной, Академической, Пискаревской, Кудряшевской словарной, Кудряшевской энциклопедической, Баченаса, Новой журнальной, Малановской.

Группа дополнительных шрифтов включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличаются от шрифтов шести основных групп. К этой группе относятся шрифты гарнитуры Рерберга.

Образцы гарнитур шрифтов с учетом компьютерных, история их разработки и особенности построения характерных букв ряда гарнитур помещены в приложении.

В библиотеку Рага Туре включены 176 названий гарнитур шрифтов.

Кроме того, для компьютерного набора имеются стандартные картографические шрифты, шрифтовые комплекты для сложного математического набора и для набора шахматно-шашечных диаграмм, специальные знаки, нотные знаки (энциклопедия - 4; обыкновенная жирная; рукописная Жихарева), математические знаки (энциклопедия-4).

В соответствии с IBM Classification все шрифты подразделяются на следующие группы:

  • шрифты с засечками (Oldstile serifs), например Academy, Baltica, SchoolBook. Times New Roman;
  • шрифты без засечек:

    - рубленые (Sans serifs), например Text Book, Helvetica, Arial Narrow, Pragmatica;

    - брусковые (Clarendon serifs), например Baltica, Courier;

    - имитационные (Scrypts) и декоративные (Ornamentals), например Lazurski, Decor, Corrida, Parsek.

Ассортимент специальных символов (Simbolic) может использоваться с любым шрифтом.

Имеется ряд гарнитур шрифтов, близких по рисунку, но имеющих другие названия; форма знаков таких гарнитур перерабатывается при создании производных вариантов, и это в значительной степени снижает художественные достоинства шрифтов и другие параметры, такие как удобочитаемость и емкость. Кроме того, наличие большого количества незнакомых (не лицензионных) названий гарнитур не позволяет судить об их достоинствах.

Систематизацией и разработкой новых гарнитур шрифта для компьютерного набора занимается фирма "ПараГраф" Полиграфмаш. Многие гарнитуры использованы при разработке и изготовлении шрифтовых программ для компьютерного набора, созданы и новые, например, на фирме "ПараГраф", такие как: Арбат, Декор, Энциклопедия - 4), Гранит, Ижица, Кудряшевская энциклопедическая рубленая, Лидия, Мысль.

Все шрифты, изготовляемые фирмой "ПараГраф", выполнены в соответствии с действующими полиграфическими стандартами и лицензированы. Шрифты поставляются в форматах Adobe Type I (для компьютерных платформ IBM и Макинтош) и True Type (работа в среде Windows).

Кроме шрифтов, указанные предприятия изготавливают шрифтовые комплекты для сложного математического набора, газетные украшение и линейки, специальные знаки: математические, технические, химические, картографические, топографические, словарные, астрономические, биологические, фонетические, готические и шрифтовые комплекты для набора шахматно-шашечных диаграмм.

Могут быть изготовлены шрифтокомплекты для набора изданий на любых языках народов мира.

Классификация шрифтов по начертанию очка

Каждое графическое видоизменение очка шрифта, входящего в состав одной гарнитуры, называется начертанием. По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам: по положению очка, по насыщенности, по плотности.

1. По положению очка (наклону основных штрихов) шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания (рис. 5.8 Рис. 5.8. Классификация шрифтов по начертанию в зависимости от положения очка).

У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы - рисунок рукописного шрифта.

2. По насыщенности очка (отношению толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету) шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные (рис. 5.9 Рис. 5.9. Классификация шрифтов по начертанию в зависимости от насыщенности очка). В светлых шрифтах толщина основного штриха строчных букв в 2,0-3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета, в полужирных - толщина основного штриха строчных букв меньше или равна внутрибуквенному просвету. В жирных шрифтах толщина основного штриха строчных букв больше внутрибуквенного просвета.

3. В зависимости от плотности очка (соотношение между шириной и высотой очка) шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие (рис. 5.10 Рис. 5.10. Классификация шрифтов по начертанию в зависимости от плотности). При нормальном начертании шрифтов отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4, в узких начертаниях шрифтов ширина очка к его высоте находится в пределах от 1/2-2/3, в широких начертаниях шрифтов ширина очка больше его высоты.

Имеются шрифты сверхузкого и сверхширокого начертаний.

Наиболее распространенные гарнитуры (литературная, обыкновенная) включают до семи начертаний, остальные гарнитуры - от четырех и менее.

При использовании компьютерных шрифтов появляется термин - "семейство шрифтов", под которым понимается группа шрифтов с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями. Полные имена шрифтов включают в себя имя гарнитуры с указанием начертания (полужирный, наклонный, курсивный, наклонный полужирный), т.е. светлое, прямое, нормальное начертания - plain или normal; жирное или полужирное - bold, наклонное - oblique; курсивное - italic; наклонное полужирное - bold-italic.

Во многих распространенных шрифтах члены семейства с учетом начертания являются разными шрифтами, например HelveticaС-Normal, HelveticaC-Bold, HelveticaC-italic; для перехода от обычного начертания к любому выделительному необходимо сменить шрифт. Такие семейства называются семействами первого типа. В семейства первого типа может быть включено и более четырех начертаний, например для шрифта Partner известны более 8-ми начертаний.

В семейства шрифтов второго типа может объединяться в настоящее время до четырех начертаний - plain, bold, italic, bold-italic. Смена начертания в прикладной программе осуществляется изменением атрибута стиля при неизменном имени шрифта.

Начертания узкие (сверхузкие) и широкие (сверхширокие), то есть сжатие (condensed) и растяжение (extended) символов требуют отдельных версий шрифта, но не шрифты таких начертаний.

Другие модификации, такие как shadow (с тенью), outline (контурный), underline (подчеркнутый), strike thru (перечеркнутый) программно-обрабатываемы. Эти эффекты могут быть применены к любому шрифту.

Классификация шрифтов по размерам

Шрифты одной гарнитуры и одного начертания имеют различные размеры по кеглю. Шрифты кегля до 16 п. имеют свои названия (табл. 5.1), широко используемые в полиграфии.

Названия шрифтов различных кеглей в практику отечественной полиграфии в основном перешли из-за рубежа, например миттель (нем.), петит (фр.), цицеро (ит.).

Таблица 5.1. Названия шрифтов различных кеглей
Название Размеры шрифтов
п. мм
Бриллиант 3 1,13
Диамант 4 1,50
Перл (жемчуг) 5 1,88
Нонпарель (несравненный) 6 2,25
Миньон (любимый) 7 2,63
Петит (маленький) 8 3,01
Бргес (гражданский) 9 3,38
Корпус 10 3,76
Цицеро (шрифтом этого кегля набирались произведения Цицерона) 12 4,51
Миттель (средний) 14 5,26
Терция (1/3 кв.) 16 6,12
Текст (шрифтом этого кегля набирался текст библии Гутенберга) 20 7,52
Двойное цицеро 24 9,02
Двойной миттель 28 10,52
Двойная терция 32 12,03
Малый канон 36 13,53
Канон 42 15,79
Большой канон 48 18,05

© Центр дистанционного образования МГУП