Московский государственный университет печати

Волкова Л.А., Решетникова Е.Р.


         

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Технология полиграфического производства"


Волкова Л.А., Решетникова Е.Р.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

2.

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ

2.1.

§1. Использование издательско-полиграфической системы измерений

2.2.

§2. Развитие технологии наборного производства

2.3.

§3. Основы компьютерного набора

3.

ГЛАВА II. ИЗДАТЕЛЬСТВА И ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

3.1.

§1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий

3.2.

§2. Основные издательско-полиграфические термины

4.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

4.1.

§1. Виды печатных изданий

4.2.

§2. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий

4.3.

§3. Издательская информация

5.

ГЛАВА IV. ВЫБОР ФОРМАТА ИЗДАНИЙ

5.1.

§1. Форматы и варианты оформления изданий

5.2.

§2. Выбор формата для книг и журналов

5.3.

§3. Газетные форматные нормативы

5.4.

§4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции

6.

ГЛАВА V. ВЫБОР ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЙ

6.1.

§1. Печатающие элементы форм и фотоформ. Элементы букв

6.2.

§2. Шрифты полиграфии

6.3.

§3. Классификация шрифтов

6.4.

§4. Характеристика шрифта

6.5.

§5. Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов

6.6.

§6. Композиция акцидентных форм

7.

ГЛАВА VI. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ И ПОДГОТОВКА ИХ К НАБОРУ

7.1.

§ 1. Виды текстовых оригиналов и требования к ним

7.2.

§ 2. Подготовка оригиналов к набору

7.3.

§3. Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет

8.

ГЛАВА VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ НАБОРА ТЕКСТОВ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ СЛОЖНОСТИ

8.1.

§1. Общие правила текстового набора на русском языке

8.2.

§2. Правила набора текстов 1-2 групп сложности

8.3.

§3. Особенности набора текстов 3-4 групп сложности

9.

ГЛАВА VIII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ

9.1.

§1. Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

9.2.

§2. Технологические особенности журнальной верстки

9.3.

§3. Особенности газетной верстки

9.4.

§4. Изготовление расчетного макета изданий

10.

ГЛАВА IX. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕПРОДУЦИРУЕМОГО ОРИГИНАЛА-МАКЕТА

10.1.

§1. Изготовление оригинала-макета на наборно-пишущих машинах

10.2.

§2. Изготовление репродуцируемого оригинала-макета на компьютерных издательских системах (КИС)

10.3.

§3. Макетирование и верстка акцидентных полос

11.

ГЛАВА Х. КОРРЕКТУРА ТЕКСТА

12.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указатели
126   указатель иллюстраций
7.

ГЛАВА VI. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ И ПОДГОТОВКА ИХ К НАБОРУ

7.1.

§ 1. Виды текстовых оригиналов и требования к ним

Оригинал (original - лат.) - первоначальный, подлинник. В полиграфии оригиналом принято считать все, что поступает из издательств в типографии или комбинаты для полиграфического воспроизведения: специально подготовленный оригинал рукописи произведения автора, фотографии, рисунки, чертежи и т.д.

Все издательские оригиналы подразделяются на текстовые и изобразительные (иллюстрационные).

Текстовые оригиналы ОСТ 29.115-88 в основном делятся на следующие виды: машинописный, полиграфический, рукописный, оригинал-макет, репродуцируемый оригинал-макет (РОМ) и кодированный.

Машинописный издательский оригинал представляет собой отпечатанный на пишущей машинке с соблюдением определенных требований текст прорецензированной и отредактированной рукописи. Оригинал должен быть отпечатан на одной стороне листа бумаги форматом 210x297 мм. Бумага должна быть хорошего качества, чтобы при внесении дополнений или разметке оригиналов чернила не расплывались.

Текст должен быть отпечатан через два интервала; поля на странице оригинала - левое не менее 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм и нижнее не менее 20 мм. В одной полноформатной строке должно быть 56-57 знаков, включая пробелы, 30 строк на странице оригинала, тогда емкость такой страницы составит в среднем 1700 знаков, а емкость 24 таких страниц - 40 000 знаков. Авторский лист содержит 40 000 знаков.

Встречающиеся в тексте иностранные символы, математические и другие специальные знаки, отсутствующие на клавиатуре, могут быть вписаны в оригинал четким почерком чернилами черного цвета.

Оригинал должен быть вычитан корректором-вычитчиком, пронумерован цветным карандашом, кроме красного, арабскими цифрами, а на титульном листе оригинала должно быть указано общее число страниц.

Вычитка оригинала - важная задача обнаружения грамматических и стилистических ошибок и неточностей.

Печатный (полиграфический) оригинал может быть целиком для всего издания или с частично включенным машинописным текстом. Целиковый полиграфический оригинал используется при переиздании. Для изготовления такого оригинала страницы книги наклеивают на одну сторону листов стандартной бумаги указанного размера.

Многоколонные издания должны быть разрезаны по колонкам, точно скомплектованы по порядку следования текста и наклеены по одной колонке на стандартный лист бумаги. Шрифт должен быть не мельче кегля 10 п., нормальной плотности и прямого начертания. Оригиналы, напечатанные шрифтами узкого начертания и кеглем мельче 10 п., в производство не принимаются, исключение составляют документальные издания и издания, сложные для перепечатки, набранные шрифтом Новой газетной гарнитуры, кеглем 8 п. Никаких исправлений и добавлений в полиграфический оригинал делать не разрешается; все страницы с добавлениями и исправлениями должны быть перепечатаны, вычитаны и включены в оригинал под общей нумерацией.

Оригиналы с частичным включением вырезок из отпечатанных изданий должны отвечать всем перечисленным выше условиям. Вырезки должны быть вклеены в текст на свои места.

Рукописный оригинал допускается для текстов на языках, не имеющих соответствующих клавиатур на пишущих или наборно-пишущих машинках. Частично такие оригиналы оформляются для сложного словарного текста, лингвистических и формульных текстов.

Рукописный оригинал должен быть написан крупным четким почерком чернилами черного, темно-синего цвета, расстояние между строками должно быть равным 1 см.

Для всех частей рассмотренных оригиналов, предназначенных для набора на другом оборудовании или другими способами, изготовляются дубликаты - оригиналы, представляющие собой точную копию частей основного оригинала (например, таблицы, формулы или части текста, которые предполагается набирать отдельно от основного оригинала). Такая технология используется и в настоящее время при фотонаборе и компьютерном наборе. Наличие дубликатов позволяет производить набор по основному оригиналу и дубликатам одновременно на разном оборудовании и соединять все тексты в процессе верстки автоматически или в диалоговом режиме.

Все оригиналы подписываются "в набор"; подписной корректурой, разрешающей изготавливать печатную форму и печатать издание, являются оттиски сверстанных полос, подписываемые "в печать", или оригинал-макет, подписываемый одновременно "в набор и печать" или используемый для репродуцирования (РОМ). Изготовление репродуцируемого оригинала-макета с использованием НИС - это компьютерный набор, т.е. новый способ набора, для которого также обязательны все требования и правила набора и верстки.

Закодированный текстовой оригинал - электронный файл. Электронный файл может содержать текстовую информацию и сопровождаться распечаткой и необходимыми пояснениями. Использование файла освобождает от набора, но оригиналом считается распечатка текста, для первой корректуры, вычитанная корректором-вычитчиком после необходимой редакционной правки, если она предусмотрена.

Второй вариант электронного файла - закодированный оригинал-макет. Он может быть изготовлен в издательстве и готов для монтажа, хранения или передачи без изменения.

Третий вариант электронного файла - авторский закодированный оригинал-макет, или "оригинал в авторской обработке", который может быть использован только для простых работ типа методических пособий, так как материал, представленный на дискете автором, не отредактирован в издательстве, не вычитан корректором и может содержать разного рода ошибки.

Кроме того, указанный вид оригинала может быть неправильно отформатирован и размечен, что в значительной степени усложнит работу с ним. В этом случае легче набрать и сверстать заново по оригиналу, чем воспользоваться таким закодированным оригиналом-макетом.

Оригинал-макет - точная копия полос будущего издания, предусматривающая построчное совпадение. Такой оригинал-макет, предварительно прошедший все стадии издательской обработки, изготавливался на наборно-пишущих машинках, типа ИГВ и более сложных типа IBM Композер, оснащенных девятиширинным шрифтом, быстросменными шрифтоносителями для набора на различных графических основах текстов любой сложности, монитором, счетным устройством, делающим возможность использовать внешнюю память. Формат набора, обеспечивающий совпадение со строкой наборной полосы будущего издания, предварительно рассчитывался или использовалась специальная расчетная линейка. При этом необходимо было только войти в зону выключки и необязательна была вторая перепечатка, обеспечивающая выравнивание правого края после выключки строк.

Оригинал-макет, предназначенный для набора, в настоящее время утратил свое значение и не используется.

Оригинал-макет, изготовленный на НПМ, содержит только текстовую информацию. После выключки и перепечатки оригинал-макет зрительно начинал быть похожим на наборную полосу и мог быть использован не только для набора, но и для репродуцирования.

Репродуцируемый оригинал-макет (РОМ) используется для фотографирования, если он изготовлен на бумаге, а также для копировальных процессов или контактного копирования, если он изготовлен на прозрачной основе. Репродуцируемый оригинал-макет может содержать иллюстрации, если он изготовлен на компьютерных издательских системах (КИС), или для иллюстраций могут быть оставлены места на полосах, в которые они монтируются при монтаже (традиционном или электронном).

Репродуцируемый оригинал-макет может быть закодирован после его изготовления в соответствии с правилами набора и верстки и готов для последующих операций или хранения в виде электронного файла.

Использование авторского закодированного оригинала-макета возможно, если он изготовлен в соответствии с правилами набора и верстки, лишен грамматических ошибок и выполнен на соответствующей технике; шрифты должны быть правильно выбраны и указаны.

7.2.

§ 2. Подготовка оригиналов к набору

Страница машинописного оригинала по размерам значительно отличается от будущей наборной полосы (знаки на пишущей машинке в среднем в два раза больше шрифта по высоте и в полтора раза по ширине), поэтому машинописные и рукописные оригиналы в издательстве оформляются для набора и подписываются "В набор". Полиграфические оригиналы с большой правкой тоже оформляются в набор, полиграфические оригиналы без исправлений могут быть оформлены для репродуцирования как оригиналы-макеты.

К оригиналу, подготовленному для набора, прикладывается производственная спецификация, в которой указываются все технические показатели набора: гарнитура, кегль и начертание шрифта для набора всех видов текста, вид выделений. Сам оригинал размечается следующим образом: на каждой первой странице в левом верхнем углу указывается гарнитура и кегль шрифта, формат набора, размер абзацного отступа. Слова, подлежащие выделению, подчеркиваются следующим образом: прямая черта - полужирное начертание, волнистая - курсив, пунктирная - разрядка, две прямые черты снизу - прописные знаки. Все вынесенные на поля пояснения обводят в кружок.

Оригинал ритмизованных произведений размечается так же, как и прозаических текстов. Одномерные стихи при изготовлении оригинала выравниваются по одной вертикали, двухмерные - по двум, при этом дополнительной разметки не требуется. В многомерных стихотворениях карандашом помечаются вертикальные оси и величина отступа в каждой строке.

Акцентированные стихотворения должны быть перепечатаны через один интервал для лучшего выравнивания отрезков стихов. Разметку ступенчатых стихов, расположенных лесенкой, не делают, а в спецификации и на первой странице оригинала пишут: "Все стихи, не помеченные карандашом и оформленные вариантом (<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
), выравнивать по концу предыдущего отрезка."

Ступенчатые стихи размечаются вертикальными линиями, которые ставятся в конце предыдущего и начале следующего стиха или его отрезка.

Другие виды акцентированных стихотворений не размечаются.

Формат набора словаря определяется в зависимости от его типа; требования к оригиналам словаря те же, что и к оригиналам текстового набора.

Словарные оригиналы должны быть размечены, причем для одинаковых выделений, вне зависимости от их значений, должны применяться одинаковые приемы выделений.

Для подчеркивания слов, набираемых разными шрифтами, можно применять разные цветные карандаши, а на полях необходимо сделать пометки значений подчеркиваний - черта соответствующего цвета и над ней используемый шрифт. Разметку производить с использованием корректурных знаков.

Оригиналы для набора таблиц и выводов должны быть обязательно размечены (так же, как и основной оригинал), т.е. указаны гарнитура и кегль шрифта для набора всех элементов, прием набора рубрик, величина абзацных отступов и втяжек, формат таблиц по ширине (формат распашных таблиц с указанием размера средника), разбивка между строками, обрамление таблицы.

При размещении на полосе нескольких таблиц должен быть указан формат каждой из них и их взаимное расположение. Кроме того, желательно указать на оригинале размер каждой графы, если не предполагается, что это может правильно сделать наборщик. Расчет книжно-журнальной таблицы или вывода по ширине производится справа налево с учетом количества текста в заголовке, размера самых длинных строк в графах, толщины делительных линеек.

Для компьютерного набора ширину таблиц предварительно можно не считать. Высота заголовка зависит от формата таблицы по высоте, кегля набора, числа строк в заголовке и числа ярусов. В сложных таблицах с многоярусным заголовком расчет начинают с нижних ярусов. Высота каждого яруса находится в зависимости от числа строк в нем; линейки, отделяющие один ярус от другого, входят в размер высоты верхнего яруса. Заголовочная и подзаголовочная линейки не входят в заголовок, а учитываются при расчете всей таблицы по высоте. Высота всей таблицы должна быть кратна кеглю основного текста.

Оригиналы канцелярских таблиц могут быть отпечатаны на пишущих машинках или полиграфическим способом. Отпечатанные на машинке оригиналы размешаются так же, как и оригиналы книжно-журнальных таблиц; на полиграфическом оригинале, который служит и макетом, пишут: "Набирать по образцу".

При расчете конторской таблицы нужно иметь в виду, что рукописная буква занимает приблизительно 6-8 п., поэтому самые узкие графы должны быть не менее 16-20 п., графы шире 24 п. должны быть кратными цицеро. Однородные графы должны быть одинаковыми по размеру.

При расчете заголовка учитываются все правила набора, высота головки всегда должна быть соразмерна с длиной прографки и хорошо восприниматься зрительно. Ширина графления указывается в оригинале, например, прографить через 16 п. или через 12 п. и т.д.

Особенностью подготовки формульных оригиналов для набора является четкая разметка букв и знаков различных алфавитов. Иностранные слова и буквы вписываются от руки четким почерком чернилами темного цвета. Если буквы различных алфавитов имеют одинаковое начертание, они должны быть обведены кружочками различного цвета с указанием, какой цвет какому алфавиту соответствует.

Так, буквы на латинской основе, набираемые в основном курсивом, подчеркиваются в оригинале волнистой чертой; буквы греческого алфавита обводятся красным кружком или вписываются красными чернилами; буквы готического алфавита обводятся синим кружком или вписываются синими чернилами. Иногда на полях оригинала пишут пояснения и обводят их к кружок, например, "греч", "готич" и т.д.

Если совпадают по начертанию цифра и буква, на полях должно быть пояснение - цифра это или буква.

Разметка шрифтовых выделений производится единообразно во всем издании, например тригонометрические функции (sin, cos, tg), знаки предела (mаx, min, lim), логарифмы (log, lg, ln) набираются латинским шрифтом прямого начертания, поэтому в рукописи они должны быть помечены специальным знаком (<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
) под указанными выражениями.

При разметке оригинала должно быть указано оформление дроби: через косую черту (1/2) или через прямую (<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
).

Одинаковые по начертанию прописные и строчные буквы должны быть обязательно размечены: две черточки над буквой для строчной буквы и две черточки под буквой для прописной.

Знаки сноски в оригинале для формульного набора должны быть помечены звездочкой. Формулы нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках справа от формулы, в многострочных формулах нумерация ставится справа на уровне первой строки.

Химические формулы также нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках справа от формулы.

Все символы набираются прямым шрифтом, поэтому в оригинале они помечаются знаком (<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
).

В зависимости от того, какое действие выполняется точкой (.) - умножение или разделение, - в оригинале указывается "набрать точку на среднюю линию" или "набрать точку на нижнюю линию".

Расположение формулы на наборной полосе (в подбор с текстом или отдельными строками), выравнивание нескольких формул друг под другом на знаках равенства (плюса или минуса) также должно быть указано в оригинале.

Положение буквенных или цифровых индексов, суб- и супраиндексов также размечается знаками "поднять" или "опустить" индексы относительно символов или индексы друг относительно друга.

В оригинале должны быть размечены все разбивки внутри формулы. Места разрывов формулы при переносах помечаются красным карандашом, а на полях оригинала делаются соответствующие пояснения.

Структурные химические формулы четко и аккуратно вычерчиваются в оригинале таким образом, как должен быть произведен их набор.

При подготовке к набору оригиналов математических, физико-химических и других подобных изданий, содержащих формульный материал, по согласованию с автором можно выбрать комплекс приемов и правил модифицированной системы математических обозначений (МСМО). В учебной литературе указанные приемы использовать нецелесообразно или, наряду с традиционными обозначениями, следует указывать и обозначения МСМО.

МСМО включает в себя приемы, позволяющие в ряде случаев без изменения смысла математических формул преобразовывать их к более удобному для набора или более компактному виду, например такие, как: написание дроби через косую черту или с отрицательным показателем степени вместо горизонтальной черты; знака деления (:) вместо основной дробной черты в сложных дробях; запись пределов к крупнокегельным знакам с правой стороны; использование дробных показателей степени; систематизация крупнокегельных знаков; использование десятичных дробей; выражение показателей функции (при основании) с помощью знака экспонента и т.д. Приведем несколько примеров.

Использование косой черты или двоеточия. Слева пишется числитель дроби, затем косая дробная черта и затем знаменатель. Вместо косой черты можно использовать двоеточие, например:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Числитель и знаменатель дроби могут быть сложными выражениями. Действия внутри этих выражений должны производиться раньше, чем их деление друг на друга. Чтобы обеспечить правильный порядок действий, числитель (или знаменатель) заключают в скобки.

Если модифицируемая дробь входит в состав более сложного выражения в качестве сомножителя, аргумента тригонометрической функции и т.п., то во избежание нарушения порядка действий вся преобразованная дробь заключается в скобки.

Использование десятичных дробей. Некоторые двухстрочные числовые дроби можно заменить равными им десятичными, которые пишутся в одну строку, например:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Использование отрицательных показателей степени. Слева пишется числитель дроби, а затем ее знаменатель с показателем степени (отрицательным). Если в полученном однострочном выражении нарушается правильный порядок действий, то числитель следует заключить в скобки. Если числитель равен единице, то выражение принимает следующий вид:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Использование знака корня без линейки с заключением подкоренного выражения в скобки, например:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Использование дробных показателей. Подкоренное выражение, заключенное в скобки, можно записать дробным показателем степени, равным обратной величине показателя корня. Если подкоренное выражение представляет собой одно число или один символ, то скобки не нужны. Дробный показатель, в свою очередь, может быть приведен к одной строке, например:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Использование знака экспоненты (ехр) для преобразования выражений со сложными индексами. Слева пишется знак "ехр", а затем аргумент показательной функции. В случае необходимости используются скобки с учетом правила о порядке действий:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

В некоторых случаях можно расширить сферу данного приема, например:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Приемы упрощенного написания формул предусматривают сокращение числа строк набора, благодаря чему упрощается набор и повышается компактность формул, что увеличивает емкость наборной полосы и печатного листа.

Для всех частей рассмотренных оригиналов, предназначенных для набора на другом оборудовании или другими способами, изготовляются дубликаты-оригиналы, представляющие собой точную копию частей основного оригинала (например, таблицы, формулы или части текста, которые предполагается набирать отдельно от основного оригинала). Для типографского набора дубликаты оформлялись на все тексты другого кегля (дополнительный и вспомогательный текст, такой как таблицы, формулы, подписи под рисунками, сноски, заголовки и т.п.). Только оригинал, предназначенный для последовательного набора на одном оборудовании, не требует дубликатов, как не оформлялись дубликаты к оригиналу, предназначенному для ручного набора.

Для фотонабора, в зависимости от используемого оборудования и организации труда, набор может быть только по основному оригиналу или параллельно по оригиналу и дубликатам, например, при фотонаборе технических текстов основной текст и формулы набирают раздельно, следовательно необходимо оформлять дубликаты.

Так, размечая оригинал при подготовке его для фотонабора, технический редактор должен указать следующие параметры фотонабора: гарнитуру, кегль и начертание шрифта, формат набора, размеры отбивок и абзацного отступа, размеры втяжек, вид выключки строк, размер интерлиньяжа, разбивку заголовков и рубрик таблиц на строки, вид внутритекстовых выделений. Если в оригинале есть таблицы и формулы, которые предполагается программировать и набирать отдельно, то на полях оригинала рядом со ссылками на дубликат или иллюстрацию нужно указать вид их верстки (вразрез, в оборку) и дать необходимые сведения для заверстки (число строк, вместо которых будет установлена фотоформа иллюстрации, формулы или таблицы, формат оборки и др.). Для сложной верстки составляют эскиз.

Для формул, программируемых одновременно с текстом, указывают отбивки формул от текста, между формулами, переносы.

На части оригинала, которые предполагается программировать отдельно, составляют и тщательно размечают дубликатный оригинал.

В оригинале и на дубликатах должны быть сделаны взаимные ссылки: части оригинала, вынесенные в дубликат, отмечаются квадратной скобкой с надписью "По дубликату", а в дубликате дается ссылка на страницу оригинала, к которой относится данный текст. Наличие дубликатных оригиналов позволяет набирать текст по основному оригиналу и дубликатам одновременно и соединять набранные тексты в процессе верстки вручную, автоматически или в диалоговом режиме.

Все дубликаты должны иметь сквозную нумерацию, однако отдельные их виды должны быть объединены бандеролью или бумажной обложкой с надписью, например: "Дубликаты формул на с. 10-25".

Оригинал-макет, предназначенный для набора, подписывается "В набор и печать" одновременно, т.е. является подписной корректурой, по которой производятся корректурные читки в типографии. Он может быть частично размечен.

Репродуцируемый оригинал-макет также является подписной корректурой, но никаких пометок и разметки он не требует. Корректурный обмен с издательством не предусматривается.

7.3.

§3. Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет

Оригиналы для набора акцидентных работ можно подразделить на две группы: оригиналы издательской акциденции и оригиналы акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Все оригиналы книжно-журнальной (издательской) акциденции оформляют художники издательств.

Оригиналы издательской акциденции полностью размечены, т.е. строки текста сгруппированы по смыслу и отделены друг от друга, определен композиционный центр и указана соподчиненность главных и второстепенных оформительских элементов. Дополнительно часто указывается цвет печатной бумаги и печатных красок.

Оригиналы для набора акциденции малых форм обычно не размечены для набора, оригиналы афишно-плакатных работ частично размечены, т.е. указан общий формат набора, кегль и гарнитура шрифта и группировка текстовых строк.

Набирать акциденцию, пользуясь только оригиналом, даже правильно размеченным, очень трудно, поэтому возникает необходимость составления эскиза или макета. Часто для сложных акцидентных работ оригинал изготовляют после утверждения эскиза. В эскизе зрительно воплощается образ оформления акцидентной формы, при этом необходимо учитывать возможности полиграфической базы, чтобы художественные достоинства оформления акцидентной работы не были потеряны.

Эскизы делятся на три вида:

  • эскиз, передающий общее решение оформления и примерную схему композиции без уточнения места и размеров ее составных элементов;
  • эскиз, композиционно оформленный, с указанием размеров, места и тональности каждого элемента, но без точной прорисовки деталей изображения;
  • эскиз-оригинал, полностью подготовленный для набора.

Эскиз первого вида используется для набора акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Он может быть изготовлен художником или наборщиком. Делается предварительный набросок членения и размещения текста оригинала, линеек, орнамента и иллюстраций. Текст на эскизе имеет вид прямоугольника без прорисовки или с частичной прорисовкой главных строк.

Эскиз второго вида используется для простых титулов и обложек. Поиски правильного композиционного построения ведутся разными путями, например при помощи подвижных изобразительных элементов. Для этого рисуют строки (штрихами), по кеглю и формату, равные строкам будущего текста, а затем вырезают их по контуру. Передвигая эти строки на полосе выбранного формата, определяют их место и уточняют размеры. Другие элементы композиции рисуют на отдельных полосах.

Более точный прием компоновки - рисование отдельных элементов композиции на прозрачных пленках, а затем совмещение их в определенном формате, часто на цветных и декорированных фонах с использованием различных рамок. Это позволяет выбрать наилучший композиционный прием и уточнить место и размеры отдельных элементов композиции.

Многострочную композицию начинают строить сверху, при этом фиксируют только высоту наборных строк (кегль с учетом размера кегельной площадки), затем определяют верхнее и нижнее поля и высоту всей композиции приводят в соответствие с форматом. В некоторых случаях удобнее делать подвижными не композиционные элементы, а формат полосы и страницы, для чего вырезают рамку соответствующего формата, при помощи которой определяют расположение элементов на странице и размеры полей.

Приемы построения эскизов второго вида могут использоваться на мониторах автоматизированных рабочих мест - КИС.

При комбинированном оформлении акцидентных работ используют как рисованный, так и наборный шрифты. В таких эскизах рисуют крупные главные строки (будущие фотоформы), а второстепенные элементы намечают к набору. Основное внимание при проектировании комбинированного оформления акциденции необходимо обращать на органическое сочетание рисованных и наборных шрифтов.

Наборная строка на эскизе может быть изображена отдельными буквами или в виде прямоугольного контура соответствующего размера и цвета. Чтобы не было значительного расхождения длины проектируемой и наборной строк, формат набора строк рассчитывается исходя из количества букв в строке (с учетом пробелов) и уточненной ширины букв определенной гарнитуры и кегля. При проектировании набора вразрядку добавляется размер разрядки.

Цветовое решение эскиза должно быть по возможности точным. При уточнении или изменении цветового тона можно не делать нового эскиза, а цветной образец приложить к оригиналу. Для большей наглядности на эскизе передается не только цвет ткани или обложечной бумаги, но и ее фактура.

После одобрения эскиза создается оригинал, для чего размеченные и тщательно прорисованные на отдельных листах шрифтовые строки точно переводят на оригинал. Затем оригинал выполняют в цвете. Эскизы и оригиналы акцидентных работ выполняют в натуральную величину. Оригиналы многоцветных изображений можно выполнять на одном листе, если не предусматривается смешение красок при печати. Если же предполагается печатный процесс с наложением красок одна на другую, то для каждой краски изготовляется свой оригинал либо вручную, либо фотографическим способом, либо на настольно-издательских системах.

Ручное деление оригинала производится при помощи кальки. При фотографическом способе с многоцветного оригинала (или эскиза) получают несколько вялых диапозитивов по числу красок, на каждом из которых черной тушью прорисовывают выделяемый цвет. Остальные части изображения, которые планируется воспроизводить другими цветами, удаляются с диапозитивов ослабляющим раствором.

На эскизе, по которому предполагается набирать текст сложных и комбинированных обложек, в соответствии с выбранными размерами размещаются все элементы композиции, а на полях указываются их размеры (включая и размеры пробелов между ними) в полиграфической системе измерений, название гарнитуры и кегль шрифта.

Для более сложных акцидентных работ необходимо составление макета. Макет - это модель будущей акциденции. Все элементы композиции должны быть того же кегля и начертания, что и в готовом издании. Строки должны быть точно сгруппированы и расположены на странице оригинала с учетом всех пробелов и отбивок.

Макеты подразделяются на графические и выклейные. При изготовлении графического макета текст точно расчленяют на строки, размещают по своим местам и выписывают (главные строки полностью, а второстепенные - частично), вычерчивают рисунок линеек, орнамента, вклеивают ксерокопии, распечатку иллюстраций или оттиски, указывают отбивки и цвет предполагаемой печатной краски.

Выклейной макет изготовляют для наиболее сложных акцидентных работ. Для выклейного макета используют распечатки (копии, оттиски) всех наборных и изобразительных элементов. Часто используют распечатки, предназначенные для первой корректуры.

В настоящее время макетирование акцидентных полос чаще выполняется с использованием монитора КИС.

© Центр дистанционного образования МГУП