Московский государственный университет печати

Волкова Л.А., Решетникова Е.Р.


         

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Технология полиграфического производства"


Волкова Л.А., Решетникова Е.Р.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

2.

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ

2.1.

§1. Использование издательско-полиграфической системы измерений

2.2.

§2. Развитие технологии наборного производства

2.3.

§3. Основы компьютерного набора

3.

ГЛАВА II. ИЗДАТЕЛЬСТВА И ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

3.1.

§1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий

3.2.

§2. Основные издательско-полиграфические термины

4.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

4.1.

§1. Виды печатных изданий

4.2.

§2. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий

4.3.

§3. Издательская информация

5.

ГЛАВА IV. ВЫБОР ФОРМАТА ИЗДАНИЙ

5.1.

§1. Форматы и варианты оформления изданий

5.2.

§2. Выбор формата для книг и журналов

5.3.

§3. Газетные форматные нормативы

5.4.

§4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции

6.

ГЛАВА V. ВЫБОР ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЙ

6.1.

§1. Печатающие элементы форм и фотоформ. Элементы букв

6.2.

§2. Шрифты полиграфии

6.3.

§3. Классификация шрифтов

6.4.

§4. Характеристика шрифта

6.5.

§5. Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов

6.6.

§6. Композиция акцидентных форм

7.

ГЛАВА VI. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ И ПОДГОТОВКА ИХ К НАБОРУ

7.1.

§ 1. Виды текстовых оригиналов и требования к ним

7.2.

§ 2. Подготовка оригиналов к набору

7.3.

§3. Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет

8.

ГЛАВА VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ НАБОРА ТЕКСТОВ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ СЛОЖНОСТИ

8.1.

§1. Общие правила текстового набора на русском языке

8.2.

§2. Правила набора текстов 1-2 групп сложности

8.3.

§3. Особенности набора текстов 3-4 групп сложности

9.

ГЛАВА VIII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ

9.1.

§1. Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

9.2.

§2. Технологические особенности журнальной верстки

9.3.

§3. Особенности газетной верстки

9.4.

§4. Изготовление расчетного макета изданий

10.

ГЛАВА IX. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕПРОДУЦИРУЕМОГО ОРИГИНАЛА-МАКЕТА

10.1.

§1. Изготовление оригинала-макета на наборно-пишущих машинах

10.2.

§2. Изготовление репродуцируемого оригинала-макета на компьютерных издательских системах (КИС)

10.3.

§3. Макетирование и верстка акцидентных полос

11.

ГЛАВА Х. КОРРЕКТУРА ТЕКСТА

12.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указатели
126   указатель иллюстраций
Кириллическое и глаголическое письмо (I) Кириллическое и глаголическое письмо (II) Латинский алфавит Греческий алфавит Готический алфавит Акцентированные знаки Образец Журнальной рубленой гарнитуры Образец Газетной рубленой гарнитуры Образец Плакатной гарнитуры Образец Древней гарнитуры Образец Рубленой гарнитуры Образец Букварной гарнитуры Образец гарнитуры Агат Образец Кудряшевской энциклопедической рубленой гарнитуры Образец акцидентной Телингатера Образец Литературной гарнитуры Образец гарнитуры Тип Таймс Образец Заголовочной газетной гарнитуры Образец Банниковской гарнитуры Образец гарнитуры Лазурского Образец гарнитуры Ладога Образец Обыкновенной гарнитуры Образец Обыкновенной новой гарнитуры Образец Северной гарнитуры Образец Елизаветинской гарнитуры Образец гарнитуры Бодони книжная Образец гарнитуры Кузаняна Образец Брусковой газетной гарнитуры Образец гарнитуры Балтика Образец гарнитуры Реклама Образец Новой газетной гарнитуры Образец Школьной гарнитуры Образец Бажановской гарнитуры Образец Журнальной гарнитуры Образец Академической гарнитуры Образец Пискаревской гарнитуры Образец Кудряшовской словарной гарнитуры Образец Кудряшовской энциклопедической гарнитуры Образец гарнитуры Баченаса Образец Новой журнальной гарнитуры Образец Малановской гарнитуры Образец Гарнитуры Рерберга Образец имитационных и декоративных шрифтов
12.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Типографические единицы измерения pica и цицеро, выраженные в миллиметрах

pica мм цицеро мм
1,0 4,23 1,0 4,51
2,0 8,46 2,0 9,02
3,0 12,69 3,0 13,53
4,0 16,92 4,0 18,04
5,0 21,17 5,0 22,54
6,0 25,38 6,0 27,06
7,0 29,61 7,0 31,57
8,0 33,84 8,0 36,08
9,0 38,07 9,0 40,59
10,0 42,33 10,0 45,11
12,0 50,79 12,0 54,13
14,0 59,25 14,0 63,15
16,0 67,71 16,0 72,17
18,0 76,17 18,0 81,19
20,0 84,66 20,0 90,22
22,0 93,12 22,0 99,24
24,0 101,58 24,0 108,26
28,0 118,50 28,0 126,30
!

Таблица 2. Соотношение между полиграфическими единицами измерения pica и цицеро

цицеро pica цицеро pica
8,0 8,8 17,0 18,2
10,0 10,7 18,0 19,3
12,0 12,8 18,6 19,9
14,0 15,0 19,0 20,3
16,0 16,8 26,0 27,8

 

Таблица 3. Кириллическое и глаголическое письмо Кириллическое и глаголическое письмо (I)

Продолжение табл. 3 Кириллическое и глаголическое письмо (II)

Таблица 4. Латинский алфавит Латинский алфавит

Таблица 5. Греческий алфавит Греческий алфавит

Таблица 6. Готический алфавит Готический алфавит

Таблица 7. Алфавиты, построенные на русской, латинской и арабской графических основах

I. Алфавиты, построенные на русской графической основе
1. Абазинский 21. Коми 41. Русский
2. Абхазский 22. Коми- пермяцкий 42. Селькупский
3. Аравийский 23. Корякский 43. Сербский
4. Адыгейский 24. Кумыкский 44. Таджикский
5. Азербайджанский 25. Курдский 45. Татарский
6. Алтайский 26. Лакский 46. Тувинский
7. Балкарский 27. Лезгинский 47. Туркменский
8. Башкирский 28. Македонский 48. Удмуртский
9. Белорусский 29. Мансайский 49. Узбекский
10. Болгарский 30. Марийский 50. Уйгурский
11. Бурятский 31. Марийский (луговой) 51. Украинский
12. Даргинский 32. Молдавский 52. Хакасский
13. Дунганский 33. Монгольский 53. Хантыйский
14. Ингушский 34. Мордовско- мокшанский 54. Чеченский
15. Кабардино- черкесский 35. Мордовско- эрзянский 55. Чувашский
16. Казахский 36. Нанайский 56. Чукотский
17. Калмыцкий 37. Ненецкий 57. Эвенкийский
18. Каракалпакский 38. Нивхский 58. Эвенский
19. Карачаевский 39. Ногайский 59. Эскимосский
20. Киргизский 40. Осетинский 60. Якутский

II. Алфавиты, построенные на латинской графической основе
1. Албанский 24. Лаху 47. Словенский
2. Английский 25. Лингала 48. Сото
3. Африкаанс 26. Лису 49. Соахили
4. Баскский 27. Литовский 50. Сунда
5. Бретонский 28. Лужицкий 51. Тагальский
6. Буи 29. Луба 52. Туи
7. Венгерский 30. Мадура 53. Турецкий
8. Волоф 31. Малайский 54. Уэльский
9. Вьетнамский 32. Мальгашский 55. Фиджи
10. Голландский 33. Мандинго 56. Финский
11. Датский 34. Маори 57. Французский
12. Зулу 35. Минангкабау 58. Фульбе
13. Индонезийский 36. Моси 59. Хауса
14. Иоруба 37. Мяо 60. Цзайва
15. Исландский 38. Немецкий 61. Цзинко
16. Испанский 39. Норвежский 62. Чвапа
17. Итальянский 40. Польский 63. Чешский
18. Каталонский 41. Португальский 64. Сжуанский
19. Конго 42. Ретороманский 65. Шведский
20. Курдский (заруб.) 43. Румынский 66. Эве
21. Латинский 44. Самоа 67. Эстонский
22. Латышский 45. Сербскохорватский 68. Яванский
23. Латышский 46 Словацкий

III. Алфавиты, построенные на арабской графической основе
1. Арабский 7. Синди
2. Афганский 8. Татарский (КНР)
3. Казахский (КНР) 9. Узбекский (КНР)
4. Киргизский (КНР) 1 10. Уйгурский (КНР)
5. Курдский (зарубежный Восток) 11. Урду
6. Персидский

Таблица 8. Акцентированные знаки

Таблица 9

Виды заголовков Отбивка, п. Число строк основного текста

 

сверху снизу
Заголовки кг. 12 п. в основном тексте, набранном кг. 10 п.:      
- однострочные, набранные строчными и прописными 12 6 3
- двухстрочные, набранные строчными 10 6 4
- двухстрочные, набранные прописными на шпон 16 8 5
- трехстрочные, набранные строчными 16 8 6
- трехстрочные, набранные прописными на шпон 14 6 6
Заголовки кг. 10 п. в основном тексте, набранном кг. 10 п.:      
- однострочные и двухстрочные, набранные строчными 14 6 3-4
- однострочные, набранные прописными 14 6 3
- двухстрочные, набранные прописными на шпон 12 6 4
-трехстрочные, набранные строчными 14 6 5
- трехстрочные, набранные прописными на шпон или вразрядку и на шпон 18 8 6
Заголовки кг. 8 п. в основном тексте, набранном кг. 8 п.:      
- однострочные и двухстрочные, набранные строчными 10 6 3-4
- двухстрочные, набранные прописными на шпон или вразрядку и на шпон 10 4 4
- трехстрочные, набранные строчными 16 8 6
- трехстрочные, набранные прописными на шпон или вразрядку и на шпон 14 6 6

Группа рубленных шрифтов

Современные рубленые шрифты основаны на рисунках шрифтов без засечек, появившихся в начале XIX в. в Англии. Они широко используются в рекламных изданиях. Эти шрифты часто называют гротесковыми.

Журнальная рубленая гарнитура разработана художниками Щукиным А.В. и Сидельниковым В.П. на основе шрифта Эрбар-гротеск (Германия) и впервые введена в ГОСТ в 1957 г. Шрифт журнальной рубленой гарнитуры предназначен для набора периодических изданий и хорошо воспроизводится способами офсетной и глубокой печати. Используется при типографском наборе, фотонаборе (Гельветика) и компьютерном наборе в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, наклонном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, нормальном наклонном полужирном и дополнительно для компьютерного набора в декоративном и оттеночном начертаниях.

Шрифт журнальной рубленой гарнитуры характеризуется округленностью букв и широким очком. Особенности построения некоторых букв: правый штрих буквы "к" напоминает математический знак "меньше", принцип построения буквы "л" тот же, что и буквы "п" (см. рис. Образец Журнальной рубленой гарнитуры).

Газетная рубленая гарнитура предназначена для набора заголовков газет, основной текст которых набран шрифтом Новой газетной гарнитуры.

Выпускается в прямом узком полужирном начертании для компьютерного набора. Прежде использовалась для строкоотливного крупнокегельного набора кеглей 14-42 п. (см. рис. Образец Газетной рубленой гарнитуры).

Плакатная гарнитура предназначена для набора акцидентных работ, используется для типографского ручного и компьютерного набора (Hermes) в прямом нормальном полужирном начертании, характеризуется открытыми округлыми буквами (см. рис. Образец Плакатной гарнитуры).

Древняя гарнитура предназначена для набора акцидентных и оформительских элементов книжных изданий (заголовков, шмуцтитулов и титулов) в изданиях художественной литературы и книг по искусству, набранных шрифтом Обыкновенной гарнитуры, так как эти два шрифта хорошо сочетаются с друг с другом. Использовалась для типографского ручного и буквоотливного набора в трех начертаниях прямом нормальном полужирном, прямом узком полужирном и курсивном узком полужирном. Рисунок шрифта Древней гарнитуры характеризуется прямоугольностью и закрытостью округлых букв (см. рис. Образец Древней гарнитуры).

Рубленая гарнитура предназначена для набора детской литературы, акциденции и бланочных работ (см. рис. Образец Рубленой гарнитуры). Используется в трех начертаниях: прямом широком светлом, прямом широком полужирном, прямом широком жирном для типографского ручного (кг. 6-48) набора и компьютерного набора (JournalSans).

Особенности построения некоторых характерных букв:

  • округлые буквы закрыты;
  • буква "ф" имеет прямоугольную форму;
  • правый штрих у буквы "к" и штрихи у буквы "ж" напоминают скобу - парантез;
  • буква "з" похожа на цифру 3.

Букварная гарнитура разработана в 1964-1968 гг. для набора букварей и журналов для детей младшего возраста.

Используется для типографского и компьютерного набора (Lext Book) в трех начертаниях:

прямом нормальном светлом pr7.gif (8586 bytes)
курсивным нормальным светлом
прямом нормальном полужирном

Рисунок шрифта отличается строгостью и четкостью, округлые буквы открыты; шрифт характеризуется хорошей удобочитаемостью (см. рис. Образец Букварной гарнитуры).

Гарнитура Агат предназначена для набора заголовков и титулов. Используется для типографского (ручного и строкоотливного) и компьютерного набора в прямом и наклонном узком полужирном начертаниях (см. рис. Образец гарнитуры Агат).

Кудряшевская энциклопедическая рубленая гарнитура (см. рис. Образец Кудряшевской энциклопедической рубленой гарнитуры) является одним из выделительных начертаний Кудряшевской энциклопедической гарнитуры и выпускается только в одном прямом полужирном начертании для компьютерного набора.

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек).

Гарнитура акцидентная Телингатера создана в 1965-1968 гг. на основе образцов рисованных шрифтов художника С.Б.Телингатера для акцидентного и титульного набора в прямом нормальном светлом начертании при типографском ручном наборе (см. рис. Образец акцидентной Телингатера).

Октябрьская гарнитура предназначена для набора заголовков в журналах по искусству, журналах мод, альманахах. Шрифт Октябрьской гарнитуры состоит из одних прописных букв прямого нормального светлого начертания.

Литературная гарнитура создана в русском начертании в 1901 г. в словолите Бертгольда под названием "Латинская". Строгость построения шрифта, хорошая удобочитаемость обеспечили универсальность Литературной гарнитуры; ее используют при печати различных видов изданий.

Литературная гарнитура используется в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном, прямом узком полужирном, прямом широком полужирном при типографском (всех способах) наборе, фотонаборе, компьютерном наборе (см. рис. Образец Литературной гарнитуры).

Особенности построения отдельных букв:

  • в строчных буквах "р", "ф" скошены верхние засечки;
  • у букв "л", "с", "у" окончания штрихов имеют вытянутую каплеобразную форму; буква "д" имеет свисающие элементы. скошенные наружу;
  • прописная буква "М" имеет расходящиеся книзу основные штрихи;
  • манера написания строчных букв напоминает рукописные.

Гарнитура Тип Таймс близка по своим характеристикам к Литературной гарнитуре или, более правильно, к гарнитуре Таймс Роман. Гарнитура Таймс Нью Роман (новая Антика Таймс) была создана для печати газеты "Таймс" по инициативе С. Морисона на фирме Монотайп Корпорейшн в 1933-1935 гг. По его инициативе в 1923-1933 гг. были также созданы шрифты гарнитур: Баскирвилл, Полифил, Фурнье, Бембо, Белл, Вальбаум.

Гарнитура Тип Таймс в прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном и курсивном нормальном полужирном начертаниях используется для фотонабора и компьютерного набора (см. рис. Образец гарнитуры Тип Таймс).

Близка по своим характеристикам и гарнитура Мысль.

Заголовочная газетная гарнитура разработана в 1957 г. и используется в прямом нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном, прямом узком светлом, курсивном узком светлом, прямом узком полужирном, курсивном узком полужирном начертаниях для набора заголовков газет и журналов при типографском наборе (см. рис. Образец Заголовочной газетной гарнитуры).

Особенности построения некоторых букв:

  • нижние штрихи букв "ж" и "к" имеют плавные закругления вверх, верхние штрихи оканчиваются точками;
  • спускающиеся элементы строчных букв "д", "ц" удлинены.

Банниковская гарнитура создана художником Г.А. Банниковой в 1946-1948 гг.; имеет хорошую удобочитаемость и предназначена для изданий художественной литературы. Выпускается в прямом и курсивном нормальном светлом и прямом нормальном полужирном начертаниях для типографского и компьютерного наборов: см. рис. Образец Банниковской гарнитуры

Особенности построения некоторых характерных букв:

  • спускающиеся элементы букв "ц", "щ", "д" скошены внутрь и удлинены;
  • верхняя засечка у буквы "л" односторонняя и направлена влево;
  • строчная буква "б" напоминает цифру "6".

Банниковская гарнитура отличается более широким очком и хорошей удобочитаемостью для читателей любой квалификации.

Гарнитура Лазурского (Lazurski) разработана художником В.В. Лазурским в 1962-1964 гг. Гарнитура относится к разряду рисованных шрифтов и предназначена для текстового и титульного наборов художественной литературы, изданий по искусству, акциденции. Используется в прямом и курсивном нормальном светлом начертаниях (см. рис. Образец гарнитуры Лазурского).

Особенности построения характерных букв:

  • буквы "л" и "д" имеют треугольную форму;
  • буква "и" имеет только две засечки: верхнюю левую и нижнюю правую;
  • выступающий элемент строчной буквы "ф" направлен влево;
  • свисающие элементы букв "ц", "щ" напоминают запятую.

Гарнитура Ладога предназначена для набора журналов и альбомов по искусству, журналов мод, научной и научно-популярной литературы по искусству: в прямом и курсивном нормальном светлом начертаниях (см. рис. Образец гарнитуры Ладога).

Особенности построения некоторых характерных букв:

  • непропорциональность утолщения основных штрихов буквы "о";
  • верхние засечки буквы "к" в виде треугольника;
  • буква "ф" строчная заканчивается односторонней верхней засечкой.

Группа обыкновенных шрифтов

Обыкновенная гарнитура периодически совершенствуется. Прототипы современных Обыкновенных шрифтов были созданы в 1840 г. Обыкновенные плотные шрифты на русской графической основе; раньше она использовалась для газетного набора в связи с экономичностью, позже использовалась для набора различных изданий. Виды набора: типографский (ручной, буквоотливной и строкоотливной машинный), компьютерный (см. рис. Образец Обыкновенной гарнитуры).

Обыкновенная новая гарнитура отличается от Обыкновенной более широким очком, имеет хорошую удобочитаемость, универсальна, отличается простотой и четкостью рисунка и используется во всех начертаниях. Шрифтами Обыкновенной новой гарнитуры набираются исторические и агитационно-массовые произведения, научно-справочные издания и отдельные произведения художественной литературы.

Используется для типографского набора (ручной, буквоотливной, строкоотливной, включая крупнокегельный), фотонабора и компьютерного набора (см. рис. Образец Обыкновенной новой гарнитуры).

Особенности построения характерных букв:

  • строчная буква "ф" имеет раздвоенные засечки;
  • у прописных букв "К" и "Я" и у строчной буквы "а" нижние штрихи закруглены вверх;
  • нижние штрихи у букв "з", "л", "э" и верхние штрихи у букв "К" прописной и "а" строчной заканчиваются точками;
  • овальные буквы почти закрыты.

Северная гарнитура воспроизводит рисунок шрифта Нордиш. Используется для набора текстов на латинской основе, характеризуется односторонними засечками ряда букв; начертание: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое и прямое нормальное полужирное (см. рис. Образец Северной гарнитуры).

Елизаветинская гарнитура характеризуется средней удобочитаемостью и используется для набора отдельных изданий художественной литературы и литературы по искусству в прямом нормальном светлом и курсивном нормальном светлом начертаниях для типографского и компьютерного набора (см. рис. Образец Елизаветинской гарнитуры).

Особенности построения характерных букв:

  • нижние штрихи у букв "э", "з" имеют форму перевернутой вправо запятой;
  • свисающие элементы строчных букв "ц" и "щ" имеют волнистую линию;
  • буква "з" имеет посередине петлю;
  • основные штрихи у букв "м" и "д" сходятся под острым углом.

Гарнитура Бодони книжная разработана на основе рисунка шрифта итальянского мастера Джамбатисты Бодони (начало XIX в.) и впервые введена в ГОСТ в 1957 г. Используется для набора изданий на латинской графической основе. Начертания: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое, прямое полужирное и компьютерного набора (Bodoni).

Гарнитура характеризуется строгостью и пропорциональностью рисунка.

Особенности рисунка характерных букв: верхние засечки основных штрихов строчных букв "k", "h", "b" заканчиваются левосторонними тонкими засечками, немного скошенными вниз (см. рис. Образец гарнитуры Бодони книжная).

Гарнитура Кузаняна разработана художником П.М. Кузаняном и освоена в 1962-1964 гг. Она напоминает рисованные шрифты и используется в основном для набора журналов и научно-популярной литературы по искусству. Начертания: прямое узкое полужирное и курсивное узкое полужирное (см. рис. Образец гарнитуры Кузаняна).

Особенности построения характерных букв:

  • верхняя засечка строчной буквы "ф" закруглена и направлена вправо, нижней засечки нет;
  • диакритический знак у строчной буквы "й" и свисающие элементы у строчных букв "ц" и "щ" одинакового рисунка;
  • верхние засечки у прописных букв "Д" и "Л" односторонние и направлены влево, а у буквы "М" - в разные стороны;
  • цифры 3, 5, 7 имеют сверху волнистые линии.

Гарнитура Байконур (Прежнее название 2-я Банниковская) использовалась для набора изданий художественной литературы при типографском наборе в начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном.

Группа брусковых шрифтов

Брусковые, или египетские шрифты появились в начале XIX в. и в различных странах первоначально использовались в акцидентном наборе для оформления реклам, упаковки и т.д. С середине XIX в. брусковые шрифты стали использовать для набора оформительских элементов книжных изданий. Брусковые шрифты отличаются массивностью, что по ассоциации с египетскими пирамидами определило их второе название - египетские.

Брусковая газетная гарнитура (Bruskovaya) применяется в следующих начертаниях: прямом нормальном полужирном, прямом узком полужирном, наклонном нормальном полужирном, наклонном узком полужирном для типографского и компьютерного набора (см. рис. Образец Брусковой газетной гарнитуры).

Шрифты Брусковой газетной гарнитуры используются для набора заголовков газет и журналов.

Гарнитура Балтика создана на основе шрифтов типа малоконтрастной антиквы. Русский вариант гарнитуры Балтика является оригинальным и предназначен для текстового и акцидентного набора художественной и исторической литературы. Используется в типографском наборе, фотонаборе и компьютерном наборе (Baltica). Начертания: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое, прямое нормальное полужирное (см. рис. Образец гарнитуры Балтика).

Особенности рисунка характерных букв:

  • прописные буквы "А", "Л", "Д" имеют вид треугольника;
  • свисающие элементы у букв "д", "ц", "щ" прямые;
  • засечки вертикальные;
  • верхние засечки букв "л" и "м" односторонние.

Гарнитура Реклама предназначена для набора акциденции. Использовалась в одном начертании - курсивном широком жирном для ручного набора (кг. 8-36 п.) (см. рис. Образец гарнитуры Реклама).

Гарнитура Хоменко создана художником Хоменко для набора художественной литературы, литературы для детей старшего школьного возраста, набора и оформления литературно-художественных журналов и журналов по искусству. Используется при типографском и компьютерном наборе в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, наклонном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, наклонном нормальном полужирном.

Буквы характеризуются наличием одной верхней засечки, направленной влево, и одной нижней, направленной вправо.

Группа новых малоконтрастных шрифтов

Новая газетная гарнитура разработана художником Н.Н. Кудряшовым. Используется для набора кеглем 8 п., который принят как основной в связи с тем, что удобочитаемость кегля 8 п., такая же, как кегля 9 п. обыкновенной гарнитуры узкого начертания, а емкость набора выше на 10%. Новая газетная гарнитура применяется в типографском наборе, фотонаборе и компьютерном наборе. Начертания: прямое нормальное светлое, прямое нормальное полужирное, курсивное нормальное светлое (см. рис. Образец Новой газетной гарнитуры).

Особенности рисунка характерных букв:

  • верхние засечки у букв "ж" и "к" заканчиваются каплеобразно, а нижние - плавным закруглением;
  • свисающие элементы у букв "д", "ц", "щ" имеют вид треугольников;
  • верхняя засечка у строчной буквы "ф" односторонняя и направлена влево;
  • верхняя засечка у строчной буквы "р" отклонена влево.

Школьная гарнитура разработана в 1937-1939 гг. на основе шрифтов группы "Сенчери". Она характеризуется строгостью построения широкого очка: прямоугольные буквы приближаются к квадрату, овальные - к кругу. Это способствует повышению удобочитаемости. Шрифты этой гарнитуры используются для набора учебников и других изданий для детей. Школьная гарнитура выпускается в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном для всех способов типографского набора, фотонабора и компьютерного набора (SchoolBook) (см. рис. Образец Школьной гарнитуры).

Особенности построения характерных букв:

  • засечки прямоугольные;
  • засечка у строчной буквы "ф" односторонняя и направлена влево под прямым углом;
  • буквы "э", "з", "с" - закрытые;
  • засечки букв "к", "л", "з", "ж", "у" имеют вид жирных точек.
    • Бажановская гарнитура разработана художником М.Г. Ровенским на основе рисунков шрифта художника-графика Д.А. Бажанова и впервые включена в ГОСТ в 1957 г. Гарнитура предназначена для оформления изданий по искусству и художественной литературы. Выпускается в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, прямом нормальном жирном для типографского (ручного и строкоотливного) набора, фотонабора и компьютерного набора (см. рис. Образец Бажановской гарнитуры).

      Особенности построения характерных букв:

      • диакритический знак в букве "й" - пламевидный;
      • верхние засечки у букв "Ж", "К" прописных в виде точки;
      • нижняя засечка у буквы "Е" прописной - лыжеобразная;
      • прописные буквы "А", "Л", "Д" имеют форму остроугольного треугольника;
      • буквы "и", "й" имеют только две двусторонние засечки - верхнюю левую и нижнюю правую.

      Журнальная гарнитура разработана в 1936 г. для набора периодических изданий. Имеет хорошую удобочитаемость даже в мелком кегле. Выпускается в трех начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном для строкоотливного набора, фотонабора и компьютерного набора (Journal) (см. рис. Образец Журнальной гарнитуры).

      Академическая гарнитура разработана по заказу Российской Академии наук и впервые использована в 1910 г. Основана на рисунках гражданского шрифта XVIII в. Академическая гарнитура значительно модернизирована в 1930-1949 гг. Используется для набора изданий художественной и искусственной литературы. Выпускается в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, прямом нормальном жирном для типографского набора, фотонабора и компьютерного набора (Academy) (см. рис. Образец Академической гарнитуры).

      Особенности построения характерных букв:

      • свисающие элементы букв "ц", "щ" - волнистые линии, заканчивающиеся точкой;
      • средний штрих у буквы "з" - петля с просветом, а нижний штрих заканчивается волнистой линией;
      • верхние засечки прописных букв "Ж" и "К" заканчиваются отсеченными каплями;
      • свисающие элементы у буквы "д" - острые и направлены внутрь.

      Пискаревская гарнитура разработана художником Н.И. Пискаревым и впервые включена в ГОСТ в 1957 г. Пискаревская гарнитура отличается особым характером рисунка, который не снижает удобочитаемость и производственно-технические возможности шрифта. Гарнитура предназначена для набора текста массовых литературно-художественных журналов. Выпускается в двух начертаниях: прямом нормальном светлом и наклонном нормальном светлом для строкоотливного машинного и строкоотливного крупнокегельного набора. Особенности рисунка - узкое светлое очко и короткие засечки (см. рис. Образец Пискаревской гарнитуры).

      Кудряшовская словарная и Кудряшовская словарная рубленая гарнитуры разработаны художником Н.И. Кудряшовым для набора словарей и впервые включены в ГОСТ в 1957 г. Гарнитуры предназначены для выборочного чтения и соответствуют производственно-техническим требованиям. Выпускаются в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, курсивном нормальном полужирном, прямом нормальном полужирном для типографского и компьютерного набора (см. рис. Образец Кудряшовской словарной гарнитуры).

      Кудряшовская словарная рубленая гарнитура является одним из выделительных шрифтов Кудряшовской словарной гарнитуры.

      Кудряшовская энциклопедическая гарнитура (Kudrashov) предназначена для набора энциклопедий, календарей, акциденции. Выпускается в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном для компьютерного набора (Peterburg) (см. рис. Образец Кудряшовской энциклопедической гарнитуры).

      Гарнитура Баченаса создана художником В.И. Баченасом на основе литовского и русского алфавитов и предназначена для набора художественной, научной и научно-популярной литературы и изданий по искусству (см. рис. Образец гарнитуры Баченаса).

      Новая журнальная (Journal) гарнитура разработана на основе Журнальной гарнитуры, созданной в 1936 г. для набора периодических изданий. Гарнитура отличается хорошей удобочитаемостью даже в мелком кегле. Используется в трех начертаниях: прямом нормальном светлом, прямом нормальном полужирном и курсивном нормальном светлом при типографском строкоотливном наборе, фотонаборе и компьютерном наборе (см. рис. Образец Новой журнальной гарнитуры).

      Гарнитура Малановская создана художником Л.С. Малановым в 1950-1960 гг. и предназначена для набора периодических изданий (газет и журналов). Используется в прямом нормальном светлом и наклонном нормальном светлом начертаниях при типографском строкоотливном наборе и фотонаборе (см. рис. Образец Малановской гарнитуры).

      Малановская гарнитура характеризуется строгостью построения букв и пропорциональностью засечек. У букв "к", "ж", "у" засечки в виде срезанных точек.

      Группа дополнительных шрифтов - объединяет имитационные шрифты, относящиеся к разряду рисованных, которые предназначены для титульного и акцидентного наборов. Ранее в ГОСТ входила одна гарнитура Рерберга.

      Гарнитура Рерберга была предназначена для типографского строкоотливного и ручного крупнокегельного набора (см. рис. Образец Гарнитуры Рерберга).

      Особенности построения характерных букв:

      • соединительный штрих смещен вверх;
      • буква "ч" имеет округлую форму;
      • свисающие элементы букв "д", "ц", "щ" направлены внутрь;
      • основной штрих буквы "ф" вверху заканчивается как бы диакрическим знаком.

      В настоящее время выпускается большое количество имитационных и декоративных шрифтов, предназначенных для компьютерного набора (см. рис. Образец имитационных и декоративных шрифтов).

      © Центр дистанционного образования МГУП