Московский государственный университет печати

Андреев Ю.С.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Технология обработки изобразительной информации"

для студентов специальности "Технология полиграфического производства"


Андреев Ю.С.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Технология обработки изобразительной информации"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Задачи и структура процесса обработки изобразительной информации. Информация и общая технологическая схема ее полиграфического воспроизведения. Виды информации, основные полиграфические процессы, их назначение и роль

2.

Тема 2. Общие принципы технологии обработки информации при воспроизведении оригиналов различных видов

2.1.

Изготовление штриховых фотоформ

2.2.

Воспроизведение тонового одноцветного оригинала

2.3.

Воспроизведение тонового многоцветного оригинала

3.

Тема 3. Состав репродукционной системы форматной и поэлементной цифровой обработки, физические и технологические свойства основных звеньев системы; технологические свойства фоторепродукционных и оптоэлектронных цифровых систем обработки изображений

3.1.

Фоторепродукционная система форматной одновременной обработки

3.2.

Система поэлементной последовательной обработки

3.3.

Материалы для записи, методы их обработки и контроля

4.

Тема 4. Теория и практика современной цифровой технологии обработки изобразительной информации

4.1.

Структура современной цифровой технологии обработки изобразительной информации

4.2.

Технология ввода и вывода изобразительной информации для цифровой системы обработки

4.3.

Обработка изобразительной информации в цифровой системе

5.

Тема 5. Перспективы развития технологии

6.

Лабораторные работы

7.

Контрольная работа

7.1.

Ознакомление с системами обработки изображения

7.1.1.

Общая классификация систем

7.1.2.

Технологические возможности репродукционного оборудования

7.1.3.

Область применения

7.1.4.

Задание

7.2.

Изобразительные оригиналы

7.2.1.

Изобразительные оригиналы и принципы их классификации

7.2.2.

Технические требования к изобразительным оригиналам

7.2.3.

Методы контроля качества изобразительных оригиналов

7.2.4.

Задание

7.3.

Фототехнические пленки

7.3.1.

Фототехнические пленки и принципы их классификации

7.3.2.

Фотографические свойства фототехнических пленок

7.3.3.

Технологические свойства фототехнических пленок

7.3.4.

Область применения фототехнических пленок

7.3.5.

Задание

7.4.

Типы фотоформ

7.4.1.

Фотоформы, их виды

7.4.2.

Технологические и технические требования к фотоформам

7.4.3.

Методы контроля качества фотоформ

7.4.4.

Область применения фотоформ

7.4.5.

Задание

7.5.

Растрирование

7.5.1.

Технологические характеристики растров

7.5.2.

Способы растрирования

7.5.3.

Способы градационной коррекции растровых фотоформ

7.5.4.

Задание

7.6.

Цветоделение

7.6.1.

Воспроизведение цветных оригиналов

7.6.2.

Процесс цветоделения

7.6.3.

Контроль процесса цветоделения

7.6.4.

Цветоделительная коррекция. Методы и средства

7.6.5.

Задание

7.7.

Схемы технологических процессов

7.7.1.

Задание

7.8.

Варианты контрольных работ

7.9.

Контрольные вопросы

8.

Курсовой проект

8.1.

Задачи курсовых проектов

8.2.

Тематика курсовых проектов

8.3.

Выбор темы и оформление задания на курсовой проект

8.4.

Содержание курсового проекта по дисциплине «Технология обработки изобразительной информации»

8.5.

Методика выполнения и оформления курсового проекта

9.

Рекомендуемая литература

10.

Формы контроля

Курс «Технология обработки изобразительной информации» является базовым для специалистов-технологов. При изучении этого курса предусматривается ознакомление с технологией изготовления различных типов фотоформ, предназначенных для дальнейшего получения печатных форм основных видов печати.

Методические указания помогают самостоятельно изучать курс "Технология обработки изобразительной информации", предлагают целесообразную последовательность изучения материала; концентрируют внимание на ключевых вопросах курса, рекомендуют основную учебную литературу для изучения разделов курса, дают возможность самоконтроля. Задания для контрольных работ тесно связаны с материалом, изложенным в методических указаниях.

Технологическая схема процесса воспроизведения оригинала зависит от вида изготавливаемой продукции. Поэтому предварительно необходимо ознакомиться с основными видами полиграфической продукции и их спецификой. Также следует знать применяемые способы и методы печатания и используемые формные материалы.

Приступая к выполнению контрольной работы, следует изучить основные элементы репродукционного процесса: системы обработки изображения, изобразительные оригиналы, фототехнические пленки, типы фотоформ. При этом следует взаимосвязать указанные элементы, т.е. выбрать технологическую схему репродукционного процесса воспроизведения оригинала с учетом его характеристик и последующих копировального и печатного процессов.

Изучение раздела следует начать с рассмотрения классификации систем воспроизведения, их возможностей и областей применения.

При репродуцировании (воспроизведении) оригинала в полиграфии используют разнообразное репродукционное оборудование. Это оборудование можно разделить на две большие группы : фотомеханическое с одновременной форматной обработкой и оптоэлектронное с поэлементной последовательной обработкой изображения. К первой группе относятся фотоаппараты и контактно-копировальные устройства. Ко второй - электронные цветоделительные машины (ЭЦМ) и системы обработки текста и изображения с применением универсальных персональных компьютеров. Их называют также компьютерными издательскими системами (КИС). В настоящее время КИС наиболее перспективны.

В фотоаппарате перенос изображения с оригинала на фотографический материал осуществляется оптическим звеном. Оптическое звено представляет собой объектив и может включать оборачивающую систему (зеркала, призмы). Объектив является основной принципиальной частью оптического звена, поэтому его свойства определяют технологические возможности фотоаппарата. Типы объективов различаются по оптическим свойствам, которые, в свою очередь, определяются комбинацией входящих в них линз. При прохождении лучей света через объектив возникают различные искажения, в том числе: падение резкости в плоскости изображения, дополнительное падение резкости и искажение формы детали изображения на его краях, падение освещенности к краю изображения и уменьшение его контраста. Все искажения в значительной степени устранены в сложных по конструкции объективах, в которых простая линза заменена различной комбинацией линз.

Перенос изображения с помощью линзы определяет возможность изменения масштаба съемки. Масштаб съемки зависит от расстояния от оригинала до объектива и фокусного расстояния объектива. Масштаб съемки рассчитывают как отношение размера изображения к размеру оригинала.

Масштаб съемки (m) и фокусное расстояние используемого объектива (f) ограничивают допустимый размер изображения. Нормальным считают объектив, фокусное расстояние которого равно диагонали изображения. Технологические возможности фотоаппарата можно увеличить в случае использования нескольких объективов с различными фокусными расстояниями. Обычно каждому объективу с определенным фокусным расстоянием соответствует своя шкала изменения масштаба.

Светосила объектива определяет освещенность в плоскости растрирующего фотоматериала. При этом чем выше освещенность, тем короче время экспонирования. Светосилу объектива рассчитывают как отношение диаметра входного отверстия (d) к фокусному расстоянию объектива (f) : L = d/f. Следовательно, у длиннофокусного объектива при одинаковом диаметре диафрагмы меньше светосила.

Размер получаемого изображения зависит от масштаба, но не может превышать размер кассетной части фотоаппарата.

При репродуцировании оригинала объективом на фотопленке регистрируется перевернутое - зеркальное изображение. Для получения читаемого изображения используют оборачивающую систему.

В контактно-копировальном устройстве вследствие отсутствия оптического звена невозможно варьировать масштаб съемки и произвольно изменять зеркальность изображения. Разнообразные варианты применения источника света, например, дополнительное использование светорассеивающего стекла или, наоборот, точечного источника излучения обусловливают соответственно или равномерную освещенность, или хорошую проработку деталей изображения.

В системе одновременной форматной обработки регулирование параметров изображения (градации, цвета, резкости и т.п.) обычно осуществляется с использованием нескольких этапов путем получения промежуточных изображений. Первичное изображение, полученное в этой системе, при использовании обычных фотоматериалов негативного типа имеет обратную (отрицательную) полярность по отношению к оригиналу, т.е. изображение негативное.

В системе поэлементной обработки используются достижения электроники для преобразования и репродуцирования изображения. В этой системе при использовании электронной цветоделительной машины (ЭЦМ) или компьютерной издательской системы (КИС) такие преобразования изображения, как регулирование градации, резкости, цвета и при необходимости изменение масштаба, зеркальности, полярности и т.п., осуществляются без получения промежуточных изображений, как бы за один этап.

В КИС дополнительно возможно осуществить технологическую и художественную ретушь изображения, получить сверстанную полосу в соответствии с оригинал-макетом и выполнить монтаж печатного листа.

Размеры оригинала и изображения ограничены соответственно размерами оригиналодержателя сканирующего устройства и максимальным форматом фотоматериала в выводном устройстве.

Фотоаппараты применяют для получения фотографического изображения с прозрачных и непрозрачных оригиналов в заданном масштабе.

Контактно-копировальные устройства применяют для фотографического переноса изображения с оригинала или с какого-либо ранее полученного промежуточного изображения, нанесенного на прозрачной основе, в масштабе 1:1.

В настоящее время в связи со сложностью обработки многоцветных оригиналов в системе одновременной обработки, как правило, обрабатывают в основном одноцветные или штриховые оригиналы.

В системе поэлементной обработки обычно обрабатывают сложные по градации, многоцветные, с мелкими деталями оригиналы на прозрачной или непрозрачной основе.

Большое влияние при выборе системы обработки изображения оказывают предъявляемые к данному изданию требования по параметрам качества.

    1. Выбрать репродукционное оборудование для воспроизведения заданного оригинала.

      1.1. Описать технологические возможности выбранного оборудования.

        1.1.1. Изменение масштаба.

        1.1.2. Изменение зеркальности.

        1.1.3. Регулирование резкости.

        1.1.4. Регулирование градации.

      1.2. Указать технические параметры выбранного оборудования.

        1.2.1. Размер оригиналодержателя.

        1.2.2. Размер регистрирующего материала.

        1.2.3. Используемые источники излучения.

      1.3. Обосновать сделанный выбор репродукционного оборудования.

Изучение раздела следует начать с рассмотрения классификации существующих изобразительных оригиналов, предъявляемых к ним технических требований и методов контроля качества.

По способу изготовления изобразительные оригиналы делятся на рисованные, фотографические и полиграфические.

По типу основы, на которой выполнен оригинал: на непрозрачной основе и на прозрачной основе.

В зависимости от числа градаций оригиналы могут быть двухградационными (штриховыми) и многоградационными (тоновыми). В зависимости от цветности оригиналы делятся на одноцветные (обычно черно-белые) и многоцветные (цветные).

Технические требования включают общие требования, предъявляемые ко всем оригиналам, и специальные требования. Специальные требования зависят от типа оригинала. Технические требования к изобразительным оригиналам изложены в отраслевом стандарте.

Тип оригинала и материал, на котором он выполнен, определяют технологический процесс его воспроизведения.

Обычно проводят общую визуальную и объективную оценку оригинала. Для визуальной оценки используют просмотровое устройство, лупу и контрольные шкалы. Для объективной оценки применяют: микроскопы, денситометры, измерительную линейку и толщиномер. Могут применяться колориметры.

В результате контроля определяют равномерность оригинала по толщине, линейные размеры иллюстраций и их полей. Контролируя качественные параметры изобразительных оригиналов, обращают внимание на резкость штриховых элементов, наличие шумов, например, зернистость. Измеряют максимальную (в тенях изображения) и минимальную (в светах) оптические плотности и определяют интервал оптических плотностей <?xml version="1.0"?>
- динамический диапазон. Отбирают оригиналы в производство по <?xml version="1.0"?>
в соответствии с их информационным содержанием. Желательно цветные оригиналы репродуцировать вместе с контрольными шкалами. Используют серые контрольные шкалы: НШ - для непрозрачных оригиналов, ПШ-1 - для прозрачных оригиналов, или цветные шкалы. С помощью этих шкал осуществляется визуальный контроль нейтрально-серых цветов оригинала и отсутствия цветной вуали; с помощью цветных шкал - цветоделение.

    1. Охарактеризовать используемый оригинал и указать необходимые параметры его качества.

    2. Характеристика оригинала.

    3. Технические требования, предъявляемые к оригиналу.

    4. Методы контроля качества оригинала.

Изучение свойств светочувствительных пленок следует начать с рассмотрения их классификации, фотографических и технологических свойств пленок, их связи со структурой пленок. Необходимо также иметь в виду влияние химико-фотографической обработки на свойства фототехнических пленок.

Для фоторепродукционных работ используют разнообразные по свойствам фототехнические пленки. Наличие большого ассортимента фотопленок обусловлено необходимостью использования фотоматериала с определенными свойствами в выбранной технологической схеме репродукционного процесса воспроизведения оригинала. В основе классификации фототехнических пленок лежит совокупность их фотографических свойств, главные из которых - степень сенсибилизации (<?xml version="1.0"?>
) и коэффициент контрастности (<?xml version="1.0"?>
).

Все фотографические свойства можно разделить на две большие группы: сенситометрические и структурные свойства.

К сенситометрическим свойствам относятся: общая светочувствительность фотопленок <?xml version="1.0"?>
, спектральная светочувствительность <?xml version="1.0"?>
, фотографическая широта L, коэффициент контрастности <?xml version="1.0"?>
, максимальная оптическая плотность почернения <?xml version="1.0"?>
и оптическая плотность вуали <?xml version="1.0"?>
. К структурным свойствам относятся разрешающая способность фотослоя (R) и его функция передачи модуляции (ФПМ), гранулярность. Эти свойства определяются структурой эмульсионного слоя фотопленки. Все фотографические свойства пленок зависят от условий их химико-фотографической обработки.

Зная сенситометрические свойства фототехнических пленок, можно определить условия экспонирования и необходимую экспозицию для получения заданной оптической плотности.

К технологическим свойствам фотоматериалов относятся: степень усадки фотоматериала, которая в основном определяется материалом основы; температура плавления эмульсионного и противоореольного слоев; чистота эмульсионного слоя; наличие антистатических свойств и матовой структуры поверхности фотопленки, а также наличие или отсутствие скручивания в результате обработки.

При репродуцировании черно-белых оригиналов используют несенсибилизированные или ортохроматические пленки. Панхроматические пленки необходимы для воспроизведения многоцветных оригиналов. Причем, как правило, при проекционной съемке используют более светочувствительные фотоматериалы.

Контрастные или сверхконтрастные пленки применяют для репродуцирования штриховых черно-белых и цветных оригиналов, для получения растровых репродукций в любых репродукционных системах. Малоконтрастные или среднеконтрастные пленки используют для получения тоновых фотоформ с черно-белых или цветных оригиналов в процессах фотографирования или контактного копирования.

В процессе фотографического проявления в значительной степени возможно дополнительно изменить контраст конечного изображения. Регулировка контраста достигается при варьировании состава и концентрации проявителя, изменении времени и температуры проявления фотоматериала. Надежные результаты на конкретном фотоматериале возможны только в случае стабильного проявления. Поэтому наиболее перспективна машинная обработка, в которой с помощью автоматизированных систем стабилизируется время проявления, температура и режим перемешивания проявителя, а также концентрация проявляющего раствора.

Использование обрабатывающих машин обусловливает применение только фотопленок с повышенной температурой плавления эмульсионных и противоореольных слоев.

Спектральная чувствительность выбранного материала должна быть согласована со спектральным распределением энергии источника излучения репродукционной системы обработки изображения. При этом также учитывается необходимость создания наиболее удобных условий проведения процесса (неактиничное освещение).

Для воспроизведения многоцветных оригиналов пригодны только безусадочные, недеформируемые в процессе обработки материалы.

    3. Выбрать фототехническую пленку для проведения конкретного репродукционного процесса воспроизведения оригинала.

      3.1. Охарактеризовать выбранный фотоматериал.

        3.1.1. Фотографические свойства.

        3.1.2. Технологические свойства.

      3.2. Обосновать сделанный выбор.

      3.3. Указать марку и фирму фототехнической пленки.

      3.4. Выбрать процесс химико-фотографической обработки регистрирующего фотоматериала (ручной метод, ручной метод с использованием простейших вариантов программирования, машинная обработка).

      3.5. Определить тип проявителя.

Изучение свойств фотоформ следует начать с рассмотрения структуры и вида фотоформ, технологических и технических требований, предъявляемых к фотоформам различных типов, и методов контроля их качества.

Штриховая фотоформа имеет только два уровня оптической плотности - это оптическая плотность штриха и оптическая плотность фона. Различие этих уровней обычно стремится к максимальному.

Тоновая фотоформа характеризуется наличием нескольких уровней оптической плотности, по крайней мере, трех уровней. Такую фотоформу называют многоградационной.

Растровая фотоформа состоит из отдельных микроэлементов различного размера с одинаковой оптической плотностью. Следовательно, такая фотоформа имеет два уровня оптической плотности - плотность растровых элементов и плотность фона между ними.

Штриховую и растровую фотоформы можно назвать двухградационными.

В зависимости от конкретной технологической схемы изготовления печатной формы и применяемого вида формной пластины фотоформы могут представлять собой изображения с разной полярностью по отношению к оригиналу. Фотоформу с отрицательной полярностью, т.е. с обратной тонопередачей по отношению к оригиналу, называют негативом. Фотоформу с положительной полярностью, т.е. тонопередачей, соответствующей тонопередаче оригинала, называют диапозитивом.

В зависимости от применяемого способа печати изготавливают фотоформы с прямым и зеркальным изображением относительно изображения оригинала.

Предъявляемые технологические и технические требования определяются типом фотоформы, которая используется на следующем этапе процесса воспроизведения. Требования к различным фотоформам изложены в технологических инструкциях.

Обычно проводят визуальную и объективную оценку фотоформ. Для визуальной оценки используют просмотровое устройство, лупу и контрольные шкалы. Для объективной оценки тоновых фотоформ используют денситометры, а для штриховых и растровых фотоформ - денситометры и микроскопы.

Полученные в результате воспроизведения фотоформы, не соответствующие технологическим и техническим требованиям, могут быть исправлены.

Для получения оптимального качества и исправления тоновых фотоформ, во-первых, проводят подбор экспозиционных условий, во-вторых, выбирают и стабилизируют соответствующие условия химико-фотографической обработки, в-третьих, иногда используют метод градационного маскирования и, в-четвертых, проводят химическую ретушь. Для устранения различного рода технических дефектов штриховых фотоформ осуществляют техническую ретушь. Дефектные растровые фотоформы обычно необходимо переделать.

Тоновая фотоформа применяется для изготовления печатных форм глубокой печати, изготавливаемых методом травления.

Штриховая фотоформа применяется для получения форм плоской, высокой и глубокой печати.

Растровая фотоформа необходима для изготовления форм плоской и высокой печати.

Почти во всех способах печати негативная фотоформа должна быть с прямым изображением. Зеркальные негативные фотоформы используют для изготовления офсетных печатных форм способом негативного копирования. Прямые диапозитивные фотоформы используют при получении форм глубокой печати методом электронного гравирования. Зеркальные диапозитивные фотоформы необходимы при изготовлении форм для плоской офсетной печати способом позитивного копирования, для глубокой и трафаретной печати.

В системах полноформатной одновременной обработки в процессе изготовления фотоформы обычно требуется изготовление нескольких промежуточных изображений с разной полярностью. Для системы последовательной поэлементной обработки изображения, как правило, получают единственное изображение необходимой полярности.

    1. Охарактеризовать получаемую фотоформу и указать необходимые параметры ее качества.

    2. Обосновать выбранную структуру, полярность и зеркальность изображения фотоформы.

    3. Выбрать технологические параметры фотоформы.

    4. Указать технические требования к фотоформе.

    5. Описать методы контроля качества фотоформы.

    6. Указать возможные и обосновать выбранный метод коррекции фотоформы.

Изучение раздела следует начать с рассмотрения способов растрирования, технологических характеристик применяемых растров и возможных методов градационной коррекции растровых фотоформ.

Растрирование используют для воспроизведения тоновых оригиналов способами плоской офсетной и высокой печати. Растр - это инструмент для перевода тонового изображения оригинала в микроштриховое на фотоформе.

Контактный растр - это периодическая структура в виде двумерной сетки, нанесенной на прозрачную основу.

Обычно используют нейтрально-серые контактные растры с периодической регулярной структурой.

Основными техническими характеристиками контактных растров являются: линиатура растра L(<?xml version="1.0"?>
), период растра T(мм) или частота растра <?xml version="1.0"?>
= 1/Т, план изоденс-форма точки, профиль плотностей контактного растра <?xml version="1.0"?>
= f (T/2), интервал плотностей контактного растра <?xml version="1.0"?>
. Градационная характеристика растра (<?xml version="1.0"?>
) определяется его интервалом и профилем плотностей элемента растра.

Проекционный растр - это стеклянная пластина, которая содержит две периодические линейчатые решетки, направления линий которых находятся под прямым углом друг к другу.

Обычно используют растры абсолютного контраста, т.е. пропускание непрозрачных элементов равно 0. Причем, поперечные размеры прозрачных и непрозрачных элементов, формирующих структуру таких растров, одинаковы.

Основными технологическими характеристиками проекционных растров являются: линиатура растра L(<?xml version="1.0"?>
) или частота растра <?xml version="1.0"?>
, период растраT (мм).

Линиатура контактного и проекционного растров определяют растровую структуру на изображении. Чем меньше линиатура растра, тем более заметна глазу растровая структура. Поэтому, чем выше требуемое качество репродукций, тем более высоколиниатурный растр используют.

Электронные растры - это цифровая растровая матрица, которая является цифровым аналогом элемента контактного растра. Растровая точка на фотоформе формируется из более мелких точек-субэлементов.

Основные технологические характеристики электронного растра аналогичны характеристикам контактного растра.

Цифровая растровая матрица программно сформирована в памяти цифровой машины. Возможно использование нескольких растровых цифровых матриц с различными технологическими характеристиками.

Растрирование с помощью контактного растра происходит в результате поглощения излучения элементом контактного растра.

При растрировании поглощающий растр вводится в контакт с регистрирующей средой. Такой растр используют в системе одновременной обработки информации.

При проекционной растровой съемке растровое изображение формируется в результате проекции оптического изображения оригинала через растр. Проекционный растр устанавливают на некотором расстоянии от регистрирующего материала. Такие растры используют в том случае, когда проводят съемку с применением репродукционного фотоаппарата.

Электронное растрирование осуществляется в системах поэлементной последовательной обработки в блоке записи. При сравнении величины сигнала с цифровой растровой матрицей вырабатывается электрический сигнал, который управляет оптическим сигналом записывающего устройства. Таким образом, сформированная растровая точка зависит от величины сигнала, считанного с оригинала и откорректированного в блоке электронной обработки, а также от свойств растровой матрицы.

При контактном растрировании наилучших результатов воспроизведения градаций оригинала достигают при использовании растров, интервал оптических плотностей которых (<?xml version="1.0"?>
) близок к интервалу оптических плотностей оригинала (<?xml version="1.0"?>
).

Выбор растра по профилю плотности осуществляется в соответствии с информационным содержанием оригинала - некоторые растры лучше воспроизводят градации в светах оригинала, другие - в тенях и т.п.

При репродуцировании для расширения возможностей используют комплект контактных растров с различными интервалами оптических плотностей. Возможно также применение дополнительного экспонирования через растр без оригинала или с оригиналом без растра.

В системе прямой растровой съемки обычно управление градацией растрового изображения осуществляют путем изменения диафрагмы объектива фотоаппарата.

В процессе электронного растрирования управление градационной характеристикой изображения возможно при изменении величины электрического сигнала, поступающего на матрицу, и при изменении структуры, а следовательно, и градационной характеристики электронной матрицы.

При проведении растрирования цветоделенных изображений должны быть обеспечены различные углы поворота растровых решеток для фотоформ различных красок. Обычными углами поворота являются: 0° - для желтой краски, 45° - для черной, 15° - для голубой и 75° - для пурпурной. Соблюдение этих углов обеспечивает отсутствие заметного муарообразования на печатном оттиске.

    5. Выбрать способ растрирования для проведения конкретного репродукционного процесса воспроизведения оригинала.

      5.1. Охарактеризовать выбранный способ растрирования. Обосновать сделанный выбор. Описать процесс растрирования.

      5.2. Выбрать технологические характеристики растра. Обосновать сделанный выбор.

      5.3. Указать возможные и обосновать выбранный метод градационной коррекции.

Изучение раздела следует начать с рассмотрения процесса цветоделения, контроля процесса цветоделения и возможных методов устранения цветоделительных искажений.

При воспроизведении цветных оригиналов все цвета на оттиске образуются в результате последовательного наложения красок трех основных красок - желтой, пурпурной и голубой. Поэтому, для каждой краски необходима своя печатная форма, а следовательно, и фотоформа. Градацию цветного оригинала высокой и плоской офсетной печати передают с помощью изменения размеров растровой точки. Таким образом, каждая фотоформа растрируется. Для устранения муара используют разные углы поворота растра. В высокой и плоской офсетной печати для расширения диапазона воспроизводимых градаций, для улучшения воспроизведения ахроматических тонов, для увеличения резкости изображения используют четвертую печатную форму для черной (контурной) краски.

Цветоделение - это преобразование, которое осуществляется для получения фотоформ для желтой, пурпурной, голубой и черной красок.

Цветоделение проводят в два этапа. На оптической стадии образуются три оптических изображения, в которых интенсивность излучения изменяется в одной зоне спектра: синей, зеленой, красной.

Оптическое цветоделение осуществляется с помощью трех светофильтров: синего, зеленого, красного. В электронных системах эти оптические изображения превращаются затем в электронные цифровые. На фотографической стадии цветоделенные изображения регистрируются на черно-белый материал. Фотоформа для черной краски несет информацию о нейтрально-серых тонах оригинала.

Контроль процесса цветоделения может осуществляться путем репродуцирования одновременно с оригиналом цветных шкал выделяемых красок - желтой, пурпурной, голубой, используемой триады и серой шкалы.

Наряду с общими, необходимыми и для фотоформ, полученных с черно-белого оригинала, корректирующими мерами (градационная, резкостная коррекция) для цветоделенных фотоформ проводят цветовую коррекцию. При цветовой коррекции устраняют любые искажения цвета, возникающие при цветоделении, а при необходимости проводят редакцию цвета с целью наибольшей психологической точности его воспроизведения. Цветоделительные искажения можно устранить путем ручной ретуши фотоформ, с помощью фотографического маскирования и электронным способом в системах поэлементной обработки изображения. Первые два способа используют редко.

    6. Описать процесс цветоделения.

      6.1. Охарактеризовать светофильтры.

      6.2. Указать технологическую последовательность получения цветоделенных фотоформ.

      6.3. Обосновать углы поворота растровой структуры на фотоформах.

      6.4. Описать методы контроля качества фотоформ.

      6.5. Указать возможные и обосновать выбранный метод коррекции фотоформ.

В этом разделе следует выбрать одну из схем технологического процесса воспроизведения оригинала в соответствии с заданием контрольной работы и с учетом последующего копировального процесса. Следует обосновать сделанный выбор.

Исходной информацией при выборе схемы является вид воспроизводимой полиграфической продукции и характер текстовых и изобразительных оригиналов, предназначенных для репродуцирования. Конечный этап схемы - это монтажная фотоформа для конкретного способа печати и формного материала.

Выбор схемы должен осуществляться в зависимости от используемой системы обработки изображения и от технологических возможностей выбранного оборудования, способа градационной, резкостной и цветовой коррекции.

Следует указать в схеме этапы, на которых производились необходимые преобразования масштаба, градации, структуры и маскирования изображения, и марку фототехнического материала для получения промежуточных изображений, масок и конечной фотоформы. Для цветного репродуцирования дополнительно необходимо указать светофильтры и метод коррекции.

    7. Выбрать и обосновать схему технологического процесса.

Свой вариант контрольной работы следует выбрать в соответствии с последней цифрой номера в зачетной книжке.

Вариант 0

Вид продукции - газета. Оригиналы иллюстраций и текста на прозрачной основе. Иллюстрации - тоновые черно-белые. Печать - плоская офсетная с монометаллических печатных форм позитивного копирования.

Вариант 1

Вид продукции - справочное издание. Оригиналы иллюстраций - черно-белые штриховые на непрозрачной основе. Оригинал - макет текста на бумаге. Печать - высокая с фотополимерных печатных форм.

Вариант 2

Вид продукции - наглядное пособие. Оригиналы иллюстраций - рисованные цветные штриховые. Оригинал - макет текста на бумаге. Печать - плоская офсетная с монометаллических офсетных форм позитивного копирования.

Вариант 3

Вид продукции - открытки. Оригиналы иллюстраций - рисованные многоцветные тоновые. Печать - плоская офсетная с монометаллических печатных форм позитивного копирования.

Вариант 4

Вид продукции - детская литература для дошкольников. Оригиналы иллюстраций - рисованные многоцветные тоновые. Оригинал-макет текста на пленке. Печать - плоская офсетная с монометаллических офсетных печатных форм позитивного копирования.

Вариант 5

Вид продукции - рекламный журнал. Оригиналы иллюстраций - цветные тоновые на прозрачной основе. Оригинал текста на бумаге. В готовом издании текст должен быть совмещен с иллюстрациями. Сложная верстка. Печать - плоская офсетная с монометаллических печатных форм позитивного копирования.

Вариант 6

Вид продукции - высокохудожественный иллюстрированный журнал. Оригиналы иллюстраций - рисованные многоцветные тоновые. Оригинал текста на бумаге (подписи под иллюстрациями). Печать - глубокая с форм, полученных с использованием травления.

Вариант 7

Вид продукции - иллюстрированный журнал. Оригиналы иллюстраций - цветные тоновые на прозрачной основе. Оригинал - макет текста на бумаге. Печать - глубокая с форм, полученных электронным гравированием.

Вариант 8

Вид продукции - художественная литература для подготовленного читателя. Оригиналы иллюстраций - черно-белые тоновые. Оригинал - макет текста на бумаге. Печать - высокая с фотополимерных печатных форм.

Вариант 9

Вид продукции - настенные календари. Оригиналы иллюстраций - цветные тоновые на прозрачной основе. Оригинал текста на бумаге. Текст в готовой продукции выполнен «вывороткой» и размещен под иллюстрациями. Печать плоская офсетная с монометаллических печатных форм позитивного копирования.

Составители: Е.С. Позняк, канд. техн. наук, доцент; Е.Р. Решетникова, канд. техн. наук, доцент; Ю.С. Андреев, д-р техн. наук, профессор; И.Л. Артюшина, канд. техн. наук, доцент

  1. Определение оригинала.
  2. Параметры, которыми характеризуется информация на оригинале.
  3. Основные типы оригиналов.
  4. Параметры штриховых оригиналов.
  5. Параметры одноцветных тоновых оригиналов.
  6. Параметры многоцветных тоновых оригиналов.
  7. Какие факторы оригинала определяют технологический процесс его воспроизведения?
  8. Цель и задачи обработки изобразительной информации.
  9. Методы контроля качества изобразительных оригиналов.
  10. Общие технические требования, предъявляемые ко всем оригиналам.
  11. Классификация систем обработки изображения.
  12. Система одновременной форматной обработки - состав и функционирование.
  13. Система поэлементной последовательной обработки - состав и функционирование.
  14. Проекционный метод записи - устройства, технология, преимущества, недостатки.
  15. Контактный (теневой) метод записи - устройства, технология, преимущества, недостатки.
  16. Область применения оборудования различных фоторепродукционных систем.
  17. Понятие об информационных преобразованиях.
  18. Понятие о геометрических преобразованиях.
  19. Понятие о редакционных преобразованиях.
  20. Понятие о технологических преобразованиях.
  21. Понятие об естественных или системных преобразованиях.
  22. Регистрирующие среды - понятие, основные типы.
  23. Строение фототехнических пленок.
  24. Фотографические свойства фототехнических пленок.
  25. Технологические свойства фототехнических пленок.
  26. Номенклатура и применение регистрирующих сред.
  27. Влияние химико-фотографической обработки на фотографические свойства фототехнических пленок.
  28. Влияние химико-фотографической обработки на технологические свойства фототехнических пленок.
  29. Назначение контрслоя фототехнических пленок.
  30. Критерии выбора фотоматериалов для фоторепродукционного процесса.
  31. Техническая ретушь фотоформы.
  32. Основные устройства фотоаппарата, их технологическая роль.
  33. Основные устройства контактно-копировальной техники, их технологическая роль.
  34. Основные типы фотоформ.
  35. Полярность фотоформ.
  36. Зеркальность фотоформ.
  37. Методы контроля фотоформ в фоторепродукционном процессе.
  38. Способы печати и требования к структуре фотоформ.
  39. Требования к градационным характеристикам фотоформ.
  40. Задачи, решаемые при изготовлении фотоформ с одноцветных оригиналов.
  41. Факторы, определяющие решение технологических задач при изготовлении фотоформ с одноцветных оригиналов.
  42. Схемы технологических процессов последовательной поэлементной обработки при изготовлении фотоформ с одноцветных оригиналов.
  43. Схемы технологических процессов одновременной форматной обработки при изготовлении фотоформ с одноцветных оригиналов.
  44. Что такое тоновая фотоформа или тоновой негатив (диапозитив)?
  45. Какие основные участки градационной кривой выделяют при анализе передачи тонов?
  46. Что называют интервалом плотностей оригинала (фотоформы)?
  47. Что называют динамическим диапазоном оригинала (фотоформы)?
  48. Графический метод описания градационной передачи, в каких координатах строится градационная кривая?
  49. Что называют градиентом передачи тонов?
  50. Как влияет время экспонирования на градационную передачу при изготовлении тонового черно-белого негатива (диапозитива)?
  51. Как следует изменять индекс входной диафрагмы и время экспонирования, чтобы экспозиция сохранялась постоянной?
  52. Какие дополнительные возможности управления передачей тонов в процессе изготовления тоновых фотографических изображений имеются на этапе химико-фотографической обработки?
  53. Что такое элементарная площадка (элемент) периодического контактного растра?
  54. Что такое период, частота (линиатура) периодического растра?
  55. Что такое профиль плотностей элемента и обобщенный профиль плотностей элемента периодического контактного растра?
  56. Принцип формирования тонов на растровом изображении при использовании контактных растров.
  57. Каковы условия измерения средней оптической плотности поля растрового изображения тоновой ступенчатой шкалы?
  58. Как перейти от измерений средней оптической плотности растрового изображения поля тоновой ступенчатой шкалы к относительным площадям растровых точек анализируемого поля?
  59. Что называется интервалом плотностей контактного растра?
  60. Какими способами можно оценить интервал контактного растра периодической структуры?
  61. Метод экспериментальной оценки интервала плотностей контактного растра.
  62. Какое технологическое свойство периодического контактного растра вытекает из строения элемента растра?
  63. Какая технология контактного растрирования используется для увеличения интервала передаваемых плотностей оригинала при работе с данным контактным растром?
  64. Какие тона преимущественно прорабатываются при применении дополнительного экспонирования без оригинала?
  65. Каким образом изменяется характер градационной передачи при применении дополнительного экспонирования через оригинал без растра?
  66. Примерное соотношение выдержек для основного экспонирования оригинала через контактный растр и дополнительного экспонирования без оригинала?
  67. Какими основными сенситометрическими свойствами должны обладать фототехнические пленки, пригодные для изготовления растровых негативов (диапозитивов) при копировании с контактными растрами?
  68. Какие типичные проявители используются при изготовлении растровых фотоформ?
  69. В каких координатах строятся градационные кривые растровых изображений?
  70. Строение перекрестных проекционных растров.
  71. Период (линиатура), размер прозрачной ячейки проекционного растра.
  72. Принцип растрирования при работе с проекционными растрами.
  73. Основное уравнение полутеневой теории проекционного растра - растровое уравнение.
  74. Условия применимости полутеневой теории растра.
  75. Переменные факторы растровой съемки и основной переменный фактор растровой съемки.
  76. Формула для расчета растрового расстояния согласно полутеневой теории проекционного растра.
  77. Какой характер градационной передачи обнаруживается при съемке, когда значение растрового коэффициента K меньше, равно или больше единицы?
  78. Какую диафрагму называют световой и почему?
  79. Какую диафрагму называют теневой и почему?
  80. На основе каких данных об оригинале выбирают размеры (индексы) световой и теневой диафрагм?
  81. Каким образом определяют относительное время экспонирования для съемки со световой и теневой диафрагмами?
  82. В чем преимущество применения технологии двукратного экспонирования по сравнению со съемкой с одной оптимально выбранной диафрагмой, дающей такой же градационный эффект?
  83. В каких координатах строятся градационные кривые растровых изображений?
  84. Какими основными сенситометрическими свойствами должны обладать фототехнические пленки, пригодные для выполнения прямой растровой съемки?
  85. Система электронного растрирования.
  86. Способы управления градацией при электронном растрировании.
  87. Понятие о растровой структуре.
  88. Понятие об автотипном растрировании.
  89. Формула Шеберстова-Мюррея-Дэвиса.
  90. Формула Юла-Нильсена.
  91. Физический смысл формулы Юла-Нильсена.
  92. Визуальное восприятие и функции дерастрирования.
  93. Управляемые и неуправляемые этапы процессов одновременной форматной обработки изображений.
  94. Управляемые и неуправляемые этапы процессов последовательной поэлементной обработки.
  95. Выбор и согласование параметров звеньев фоторепродукционной системы.
  96. Что представляет собой комплект фотоформ для глубокой печати?
  97. Что представляет собой комплект фотоформ для высокой печати?
  98. Что представляет собой комплект фотоформ для офсетной печати?
  99. Какие контрольные элементы должна содержать каждая фотоформа комплекта?
  100. Что такое муар?
  101. Причины возникновения муара.
  102. На каких фотоформах может возникать муаровая картина?
  103. Может ли на однокрасочных изображениях возникать муаровая картина?
  104. В каких случаях на однокрасочных изображениях может возникать муар?
  105. Какие меры уменьшения муарообразования используются в различных типах систем обработки изображений?
  106. Существуют ли способы полного устранения муара и какие?
  107. Каковы достоинства и недостатки использования растров нерегулярной структуры?
  108. Каковы способы уменьшения муарообразования в системах поэлементной обработки?
  109. Каковы способы уменьшения муара при проекционном растрировании?
  110. Каковы способы снижения муарообразования при изготовлении комплекта растровых фотоформ с использованием контактного растрирования?
  111. Каковы требования к градационным характеристикам комплекта растровых фотоформ?
  112. Какой вид цветового синтеза используется в плоской офсетной и глубокой печати?
  113. Что такое комплект цветоделительных светофильтров?
  114. Что такое триада и какие краски в нее входят?
  115. Каковы основные этапы репродукционного процесса при воспроизведении многоцветного изображения?
  116. Какими способами может осуществляться цветоделение?
  117. Что такое селективность светофильтра?
  118. Как светофильтры должны быть согласованы с красками синтеза (триады)?
  119. Чем реальные краски триады отличаются от идеальных красок Гюбля?
  120. Причины цветоделительных искажений.
  121. Цветоделительные искажения по избытку.
  122. Цветоделительные искажения по недостатку.
  123. Характеристики реальных цветоделенных фотоформ без цветовой коррекции.
  124. Чем различаются идеальное и реальное цветоделение?
  125. Условия идеального цветоделения.
  126. Каковы отличия реального цветоделения?
  127. Каковы способы контроля процесса цветоделения?
  128. Какие контрольные шкалы применяются для контроля процесса цветоделения?
  129. Что такое баланс по серому?
  130. Каковы основные этапы процесса цветоделения?
  131. Способы устранения искажений по избытку.
  132. Способы устранения цветоделительных искажений.
  133. Как осуществляется цветовая коррекция в системе поэлементной обработки изображения?

© Центр дистанционного образования МГУП