Московский государственный университет печати

Андреев Ю.С.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Технология обработки изобразительной информации"

для студентов специальности "Технология полиграфического производства"


Андреев Ю.С.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Технология обработки изобразительной информации"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Задачи и структура процесса обработки изобразительной информации. Информация и общая технологическая схема ее полиграфического воспроизведения. Виды информации, основные полиграфические процессы, их назначение и роль

2.

Тема 2. Общие принципы технологии обработки информации при воспроизведении оригиналов различных видов

2.1.

Изготовление штриховых фотоформ

2.2.

Воспроизведение тонового одноцветного оригинала

2.3.

Воспроизведение тонового многоцветного оригинала

3.

Тема 3. Состав репродукционной системы форматной и поэлементной цифровой обработки, физические и технологические свойства основных звеньев системы; технологические свойства фоторепродукционных и оптоэлектронных цифровых систем обработки изображений

3.1.

Фоторепродукционная система форматной одновременной обработки

3.2.

Система поэлементной последовательной обработки

3.3.

Материалы для записи, методы их обработки и контроля

4.

Тема 4. Теория и практика современной цифровой технологии обработки изобразительной информации

4.1.

Структура современной цифровой технологии обработки изобразительной информации

4.2.

Технология ввода и вывода изобразительной информации для цифровой системы обработки

4.3.

Обработка изобразительной информации в цифровой системе

5.

Тема 5. Перспективы развития технологии

6.

Лабораторные работы

7.

Контрольная работа

7.1.

Ознакомление с системами обработки изображения

7.1.1.

Общая классификация систем

7.1.2.

Технологические возможности репродукционного оборудования

7.1.3.

Область применения

7.1.4.

Задание

7.2.

Изобразительные оригиналы

7.2.1.

Изобразительные оригиналы и принципы их классификации

7.2.2.

Технические требования к изобразительным оригиналам

7.2.3.

Методы контроля качества изобразительных оригиналов

7.2.4.

Задание

7.3.

Фототехнические пленки

7.3.1.

Фототехнические пленки и принципы их классификации

7.3.2.

Фотографические свойства фототехнических пленок

7.3.3.

Технологические свойства фототехнических пленок

7.3.4.

Область применения фототехнических пленок

7.3.5.

Задание

7.4.

Типы фотоформ

7.4.1.

Фотоформы, их виды

7.4.2.

Технологические и технические требования к фотоформам

7.4.3.

Методы контроля качества фотоформ

7.4.4.

Область применения фотоформ

7.4.5.

Задание

7.5.

Растрирование

7.5.1.

Технологические характеристики растров

7.5.2.

Способы растрирования

7.5.3.

Способы градационной коррекции растровых фотоформ

7.5.4.

Задание

7.6.

Цветоделение

7.6.1.

Воспроизведение цветных оригиналов

7.6.2.

Процесс цветоделения

7.6.3.

Контроль процесса цветоделения

7.6.4.

Цветоделительная коррекция. Методы и средства

7.6.5.

Задание

7.7.

Схемы технологических процессов

7.7.1.

Задание

7.8.

Варианты контрольных работ

7.9.

Контрольные вопросы

8.

Курсовой проект

8.1.

Задачи курсовых проектов

8.2.

Тематика курсовых проектов

8.3.

Выбор темы и оформление задания на курсовой проект

8.4.

Содержание курсового проекта по дисциплине «Технология обработки изобразительной информации»

8.5.

Методика выполнения и оформления курсового проекта

9.

Рекомендуемая литература

10.

Формы контроля

При изучении дисциплины (в связи с тем, что данная дисциплина является профилирующей для данной специальности) для углубления и систематизации знаний, полученных при изучении теоретического материала и выполнении лабораторных работ, предусматривается выполнение курсового проекта.

Курсовой проект по дисциплине «Технология обработки изобразительной информации» (ТОИИ) дает возможность студентам:

  • закрепить и расширить знания, полученные в рамках конкретной дисциплины;

  • расширить навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и самостоятельного выполнения конкретных технологических задач по обработке изобразительной информации;

  • развить навыки пользования справочной и нормативно-технической документацией по полиграфической технике и технологии;

  • получить первоначальные навыки по проектированию и расчету процесса обработки изобразительной информации и соответствующую подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) бакалавра и дипломной работы (проекта).

Темы курсовых проектов должны подчиняться указанным выше задачам и отвечать современному состоянию и перспективам развития полиграфического производства. Желательно, чтобы темы курсовых проектов как можно ближе соответствовали темам квалификационной работы и дипломного проекта и выполненные курсовые проекты могли быть использованы в качестве составной части квалификационной и дипломной работ. Конкретные темы курсовых проектов составляются ежегодно кафедрой технологии допечатных процессов (ТДП) и объявляются студентам перед началом выполнения работы или проекта.

Темы составляются по следующим основным направлениям:

  1. Проработка отдельных вопросов технологии обработки изобразительной информации.
  2. Выбор, обоснование и технологическая разработка процесса обработки изобразительной информации (ПОИИ) для конкретного издания.
  3. Изучение и сравнение технологических характеристик различных процессов ОИИ, применяемых материалов, технологического оборудования.
  4. Изучение и выбор оптимальной технологии обработки изобразительной информации.
  5. Теоретическое обоснование и экспериментальное исследование процессов обработки изобразительной информации.
  6. Изучение и разработка методов исследования и контроля процессов, материалов и технологического оборудования для обработки изобразительной информации.

Выбор темы курсового проекта осуществляется студентом в зависимости от его желания и стремления к дальнейшему изучению тех или иных технологических процессов, а также тематики квалификационной работы или дипломного проекта. Студентам вечернего и заочного обучения рекомендуется выбирать тему проекта с учетом характера производства по месту их работы. Для закрепления темы работы по направлению (2) студент должен предварительно выбрать (лучше из личной библиотеки) образец - конкретное полиграфическое, как правило, многокрасочное издание. Студенты вечернего и заочного обучения могут принимать за образец издание, изготовленное по месту работы. Выбранный образец и тема проекта согласовываются с руководителем работы. Для закрепления темы студент должен подать письменное заявление руководителю проекта на имя заведующего кафедрой ТДП с указанием названия темы.

Закрепление тем проектов по направлениям (5) и (6) осуществляется заведующим кафедрой по представлению наименования темы и задания преподавателем - руководителем работы.

При закреплении тем руководителям необходимо:

  • контролировать отсутствие дублирования конкретных тем, а тем более изданий, в одном потоке студентов;

  • при однотипных темах разнообразить издания-образцы по оформлению, форматам, красочности, объемам и т. д.;

  • стремиться к одинаковой трудоемкости выполнения работ независимо от тематики;

  • включать по возможности в задание работу по практическому выполнению процесса или его части.

Задание к курсовому проекту после закрепления темы составляется преподавателем на специальном бланке, в котором заполняются все графы. Задание выдается на руки студенту дневного и вечернего обучения в начале семестра, а заочного обучения - в период экзаменационной сессии предыдущего семестра.

Студент имеет право предложить свою тему проекта, не предусмотренную перечнем тематики на текущий учебный год. Такая тема закрепляется за студентом заведующим кафедрой ТДП.

Темы курсовых проектов

    1. Общие принципы технологии Hi-Fi (обзор).

    2. Технология базовой цветоделительной коррекции в СПОИ: программы A. Photoshop и LinoColor.

    3. Особенности коррекции изображения применением технологии слоев.

    4. Особенности выполнения градационной коррекции в окне Levels программы A. Photoshop.

    5. Технология создания прямого сканирования в программах LinoColor и других программах.

    6. Технология подготовки изображений к выводу с учётом искажений нестандартного процесса печати.

    7. Виды и технология частотной коррекции в СПОИ.

    8. Технология изготовления фотоформ для высоко-художественной репродукции в СПОИ (плоская офсетная печать).

    9. Технология создания объектов векторной графики и подготовка их к верстке и выводу.

    10. Разработка технологии изготовления фотоформ в СПОИ для изданий детской литературы для младшего школьного возраста.

    11. Разработка технологии изготовления фотоформ для 4-х красочной репродукции в СПОИ (альбомы по искусству, каталоги худ. выставок, аукционов).

    12. Сравнительный анализ технологии режимной коррекции в программах A. Photoshop и LinoColor.

    13. Особенности технологии изготовления фотоформ для малоформатной репродукции (этикетки, карманные календари и т.п.)

    14. Технология градационной коррекции и окна Curves программы A. Photoshop.

    15. Особенности выбора параметров градационной коррекции для флексографии в программе A. Photoshop.

    16. Особенности технологии селективной цветокоррекции, выполняемой в различных цветовых пространствах в программе A. Photoshop.

    17. Особенности сканирования и частотной коррекции в СПОИ при воспроизведении полиграфических оригиналов.

    18. Основные принципы выбора компьютерных ресурсов сканирования в зависимости от требований к качеству репродукций.

    19. Основные принципы выбора компьютерных ресурсов подготовки изображений к выводу в зависимости от типа изданий.

    20. Технология выбора растровых структур в РИП'ах, особенности отдельных растровых структур.

    21. Технология подготовки ФВУ к процессу записи (калибровки ФВУ).

    22. Технология подготовки устройств автоматической ХФО к работе и поддержания их в стабильном режиме.

    23. Методы и технология калибровки сканирующих устройств.

    24. Методы, технология и особенности калибровки монитора.

    25. Система управления цветом CMS: принципы, методы, предпосылки к практическому применению.

    26. Методы контроля в процессе подготовки сверстанных полос к выводу.

    27. Возможности контроля в технологической цепочке "Ввод изображения (сканирование) - вывод (фотоформа)".

    28. Фототехнические пленки для ФВУ, их основные свойства и особенности их использования.

    29. Методы цветопробы: разновидности, особенности использования отдельных методов.

    30. Особенности технологии подготовки изображений к выводу и необходимые требования к компьютерным ресурсам в газетной продукции.

    31. Форматы файлов в полиграфических репродукциях.

    32. Методы сжатия информации.

Содержание курсового проекта определяется заданием на его выполнение. Студент по согласованию с руководителем может внести свои изменения на различных стадиях его выполнения.

Каждый курсовой проект независимо от темы должен включать обязательные элементы: титульный лист, задание на выполнение проекта, краткий реферат, содержание (оглавление), список использованной литературы.

Ниже приводятся примеры содержания нескольких курсовых проектов по различным дисциплинам и направлениям.

Примеры содержания проектов по дисциплине «Технология обработки изобразительной информации»

Проект по теме «Методы оценки изобразительных оригиналов» (направление (1))

    Аппаратура и методика оценки изобразительных оригиналов

    Контролируемые параметры и оценка штриховых оригиналов

    Контролируемые параметры и оценка одноцветных тоновых оригиналов

    Контролируемые параметры и контроль полноцветных тоновых оригиналов

    Результаты оценки реальных образцов оригиналов

Проект по теме «Технология изготовления фотоформы для плоской офсетной печати с форм позитивного копирования» (направление (1))

    Возможные принципиальные схемы технологического процесса; их сравнение

    Уточненная последовательность операций для выбранной схемы технологического процесса, оборудование и материалы

    Требования к фотоформе и методы контроля

    Результаты процесса изготовления реальной фотоформы

Проект по теме «Разработка технологии процесса изготовления фотоформ для конкретного издания» (направление (2))

    Техническая характеристика издания

    Обоснование технологии изготовления издания с выбором комплекта оборудования, материалов, программного обеспечения, указанием основных параметров оборудования, материалов и программного обеспечения (системы взаимодействия в комплекте), методов технологической настройки и калибровки с учетом полиграфического процесса воспроизведения

    Расчет объема работ

Проект по теме «Сравнение свойств фотоматериалов для получения штрихового изображения» (направление (3))

    Основные фотографические и технологические свойства фототехнических материалов для получения штрихового изображения

    Технико-экономические показатели материалов

    Сравнение свойств для двух-трех образцов фототехнических материалов

    Выбор материала и обоснование

Проект по теме «Изучение различных способов получения цветопробы и выбор оптимальной технологии» (направление (4))

    Классификация и предварительный сравнительный анализ различных способов получения цветопробы

    Выбор параметров, определяющих критерий отбора технологии цветопробы

    Описание и обоснование выбранной технологии цветопробы

Проект по теме «Сравнение различных методов коррекции градации в программе Photoshop (направление (4))

    Изучение функций программы Photoshop, позволяющих регулировать градацию изображения

    Выбор критерия оценки оптимальности функций коррекции градации по выбранному критерию

    Сравнение оптимальности различных функций коррекции градации по выбранному критерию

    Обоснование оптимальной технологии коррекции градации

Проект по теме «Исследование процесса частотной коррекции изображения программными методами» (направление (5))

    Теория процесса частотной коррекции, возможные методы

    Экспериментальное исследование выбранных методов частотной коррекции

    Оценка полученных результатов и выводы о возможностях исследованных методов

Проект по теме «Разработка тест-объекта для контроля выбора метода дерастрирования» (направление (6))

    Теория процесса дерастрирования и описание анализа методов дерастрирования

    Определение параметров исходного изображения, влияющих на результаты дерастрирования

    Разработка концепции строения тест-объекта для анализа результатов и контроля метода дерастрирования

В качестве продолжения данной работы или в качестве комплексной темы может быть предложена тема под тем же названием, но со следующим содержанием:

    Выбор программных средств и генерация тест-объекта для контроля дерастрирования

    Исследование процесса дерастрирования с применением созданного тест-объекта, анализ результатов и совершенствование тест-объекта

Общая методика выполнения и оформления курсовой работы или проекта изложена в «Общих указаниях по курсовому проектированию по специальным дисциплинам на факультете полиграфической технологии» (МГУП, составитель Н. И. Полянский). Порядок представления работы и ее защиты определяется кафедрой, по которой проводится курсовое проектирование.

© Центр дистанционного образования МГУП