Московский государственный университет печати

Ю.Н. Самарин, Н.П. Сапошников, М.А. Синяк


         

Допечатное оборудование

Учебное пособие


Ю.Н. Самарин, Н.П. Сапошников, М.А. Синяк
Допечатное оборудование
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Heidelberg Prepress: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

1.

ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДОПЕЧАТНЫХ ПРОЦЕССОВ

1.1.

СИСТЕМЫ ДОПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ ИЗДАНИЙ

1.1.1.

ВВОД ИЗОБРАЖЕНИЙ

1.1.2.

ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

1.1.3.

ВЫВОД ИЗОБРАЖЕНИЙ

1.2.

УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОМ

1.3.

МЕТОДЫ РАСТРИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

2.

ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВА ВВОДА И ОЦИФРОВКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

2.1.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНСТРУКТИВНЫЕОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВ

2.2.

ПЛАНШЕТНЫЕ СКАНЕРЫ

2.3.

БАРАБАННЫЕ СКАНЕРЫ

3.

ГЛАВА 3. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

3.1.

ПРОГРАММА ДЛЯ СКАНИРОВАНИЯ LINOCOLOR

3.2.

СИСТЕМА DAVINCI

3.3.

ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОФИЛЕЙ УСТРОЙСТВ

3.3.1.

ПРОГРАММА VIEWOPEN

3.3.2.

ПРОГРАММА SCANOPEN

3.3.3.

ПРОГРАММА PRINTOPEN

4.

ГЛАВА 4. ФОТОНАБОРНЫЕ АВТОМАТЫ

4.1.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

4.2.

ФОТОНАБОРНЫЕ АВТОМАТЫ ФИРМЫ LINOTYPE-HELL

4.3.

ФОТОНАБОРНЫЕ АВТОМАТЫ ФИРМЫ HEIDELBERG PREPRESS

4.3.1.

ФОТОНАБОРНЫЕ АВТОМАТЫ СЕРИИ HERKULES

4.3.2.

ФОТОНАБОРНЫЙ АВТОМАТ QUASAR

4.3.3.

ФОТОНАБОРНЫЙ АВТОМАТ SIGNASETTER

4.3.4.

ФОТОНАБОРНЫЙ АВТОМАТ DRYSETTER

5.

ГЛАВА 7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В СИСТЕМАХ ДОПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ ИЗДАНИЙ

5.1.

ЦВЕТОПРОБА

5.2.

СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указатели
203   указатель иллюстраций
Рис. 3.1. Установка функции General Рис. 3.2. Установка Monitor: а - выбор профиля монитора; б - установка гамма-кривой Рис. 3.2. Установка Monitor: а - выбор профиля монитора; б - установка гамма-кривой Рис. 3.3. Установка функции Views Рис. 3.4. Установка функции Import Рис. 3.5. Установка функции Save Рис. 3.6. Установка функции Database Рис. 3.7. Элемент резкого изображения Рис. 3.8. Элемент после сканирования Рис. 3.9. Настройка нерезкого маскирования Рис. 3.10. Пункт меню Masks/Display Options Рис. 3.11. Диалоговое окно Mask Brush Рис. 3.12. Диалоговое окно задания размера и цвета маскирующего инструмента Рис. 3.13. Меню фильтрации изображения Рис. 3.14. Результаты фильтрации изображения при различных начальных размерах точек Рис. 3.15. Различные значения для темных и светлых контуров изображения Рис. 3.16. Слои в системе DaVinci Рис. 3.17. Общий вид пользовательского интерфейса системы DaVinci Рис. 3.18. Схема работы программы ViewOpen Рис. 3.19. Схема создания ICC-профиля при работе программы ScanOpen Рис. 3.20. Вид тест-объекта после предварительного сканирования Рис. 3.21. Вид тест-объекта после окончательного сканирования Рис. 3.21. Вид тест-объекта после окончательного сканирования Рис. 3.22. Вид тест-объекта после расчета профиля Рис. 3.23. Использование различных цифровых форматов в программе PrintOpen Рис. 3.24. Схема создания печатной таблицы Рис. 3.25. Вид тестовой таблицы Рис. 3.26. Нумерация измеряемых полей тестовой таблицы Рис. 3.27. Распечатка части тестовой таблицы

ОСОБОЕ значение в настольных издательских системах имеет программное обеспечение по обработке иллюстрационного и текстового материала. Без него невозможно представить себе современные допечатные комплексы. Чем более качественную продукцию выпускает предприятие, тем сложнее и производительнее должны быть эти комплексы и их составляющие.

В настоящее время фирма Heidelberg Prepress оснащает свои комплексы мощнейшим программным обеспечением, которое совместно с оптимально подобранным оборудованием позволяет пользователю достигать значительного преимущества перед конкурентами.

В этой главе рассматривается фирменное программное обеспечение для сканирования и обработки иллюстраций, а также для проведения сквозной калибровки всех звеньев полиграфического процесса.

На выставке Drupa 95 фирма Linotype-Hell представила программный продукт для сканирования и обработки иллюстраций - LinoColor 3.0. В программе впервые использован разработанный Linotype-Hell метод цветового управления Color Matching Method (CMM).

LinoColor использует ICC-профили, организует работы по распределенному сканированию оригиналов и управлению процессом с различных рабочих станций, осуществляет поддержку функции импорта в формат Photo CD, а также модулей Plug-In для Photoshop. В старых моделях сканеров использовалась концепция программно-аппаратного цветового вычисления и для этого применялась плата MacCTU.

CMM позволяет управлять цветом на различных компьютерных платформах с помощью ICC-профилей, выполняет многокрасочное цветоделение (до 8 цветов), многопространственные цветовые преобразования и конвертирование ICC-профилей в Color Rendering Dictionaries (CRDs) фирмы Adobe. CMM также используется в системах DaVinci.

При обработке цветных изображений LinoColor применяет так называемый интерфейс пользователя LCH, основанный на интуитивном восприятии цвета человеческим глазом. При этом в качестве независимых используются три параметра (или координаты) - яркость (Lightness), контрастность (Chroma) и насыщенность (Hue) изображения.

Рабочие модули программы. В настоящее время на международном рынке фирма Heidelberg Prepress предлагает новую версию программы LinoColor. Как и все предыдущие версии, программа имеет три основных рабочих модуля и один дополнительный (в случае использования функции Copix).

Первый модуль - LinoColor - является программой управления и цветокоррекций при сканировании.

LinoColor может использоваться для сканирования, коррекции цвета, ретуши, сложного монтажа цветных изображений, цветоделения, вывода изображений на печать. Программа предоставляет пользователю ряд возможностей и инструментальных средств для общей и выборочной коррекции, которые проводятся как в цветовом пространстве CIELab, так и в CMYK.

LinoColor, используя многие автоматизированные наборы процедур, освобождает оператора от монотонной и рутинной работы. Так, например, функция AutoScale автоматически вычисляет оптимальное разрешение сканера для требуемого оригинала, что позволяет избегать излишних перегрузок памяти компьютера.

CIELab - идеальная модель для проведения цветометрии, поэтому логичным было бы использовать ее для создания инструментов, предназначенных для автоматического анализа изображения. Это и было сделано фирмой Linotype-Hell в третьей версии LinoColor посредством интегрирования в нее программного модуля ColorAssistant.

Модуль ColorAssistant впервые реализовал функцию автоматического анализа изображения на платформе Macintosh. Опытные операторы сканеров знают, насколько важно правильно определить точку белого и черного, установить градации и оттенки, чтобы получить качественное отсканированное изображение, и как много рабочего времени занимают перечисленные операции. Опыт применения ColorAssistant на сканерах класса high-end доказал актуальность автоматизации. С помощью специальных математических и статистических алгоритмов ColorAssistant способен проанализировать изображение с низким разрешением, полученное на любом сканере, который имеет поддержку LinoColor, и затем «предсказать», какие значения окажутся оптимальными для настройки светов, теней, градаций яркости и тонов.

Модуль ColorAssistant позволяет в автоматическом режиме определять диапазон плотности (самые светлые и самые темные места на изображении оригинала), автоматически производить коррекцию контраста и регулировку оттенков. Причем это относится как к сканированным изображениям, так и к изображениям, например, с Photo CD или цифровых камер.

Второй модуль - JobAssistant - призван организовывать очереди на сканирование.

Модуль позволяет работать со всеми последовательными операциями, которые могут быть автоматизированы, включая сканирование, анализ оригиналов, регулировку резкости, цветоделение, сохранение изображений, вывод изображений на принтер или фотонаборный автомат. В LinoColor может быть использована специально разработанная Heidelberg Prepress плата цветовых расчетов и преобразований MacCTU, которая в несколько раз увеличивает скорость обработки цветных изображений и их вывода на экран монитора.

Третий модуль - Print Table Editor - предназначен для создания специального профиля печатной системы путем пересчета исходных эталонных данных о печатном процессе в рабочие с изменением, например, процента растискивания, вычитания из-под черного и т.д.

Четвертый модуль - LinoMerge, применяющийся только со сканерами Topaz с функцией Copix, служит для сканирования в режиме «точка в точку» цветоделенных растрированных фотоформ.

Функция CopixAssistant анализирует разрешающую способность, угол наклона и оптическую плотность для каждой цветоделенной формы. Для повышения производительности сканера эта функция используется совместно с новым акселератором CopixBooster.

Программа LinoColor предназначена для работы на платформе Macintosh со следующими моделями сканера: Quickstep, ChromaGraph S2000, S3300, S3400, Topaz, Topaz II, Topaz Plus, Tango.

Для начала работы с программой необходимо сделать шесть базовых установок, которые мы рассмотрим более подробно на примере версии 5.1.

Основные установки программы. Функция General позволяет определить, с какими величинами пользователю предстоит работать (рис. 3.1 Рис. 3.1. Установка функции General).

Задаются единицы размерности (миллиметры, дюймы) и разрешение (точек/дюйм). Задается матрица элементов изображения для электронного измерения оптической плотности или содержания красок.

При работе с форматом файлов Photo CD задается разрешение шести видов: Base x16, Base x4, Base, Base<?xml version="1.0"?>
4, Base<?xml version="1.0"?>
16, отличающихся друг от друга воспроизводимым разрешением.

Следующая установка - Monitor. Она отвечает за отображение информации на мониторе рабочей станции. Здесь можно задать профиль монитора (рис. 3.2, а Рис. 3.2. Установка Monitor: а - выбор профиля монитора; б - установка гамма-кривой), кривые гамма-коррекции не только по всем цветам, но и по каждому из трех в отдельности, а также открыть или сохранить установки (рис. 3.2, б Рис. 3.2. Установка Monitor: а - выбор профиля монитора; б - установка гамма-кривой).

С помощью установки Views можно задавать следующие значения (рис. 3.3 Рис. 3.3. Установка функции Views). Monitor Privew Mode - согласование вида изображения с изображением, получающимся после печати с использованием профиля печатной машины. Reference View - функция дублирования изображения, создаваемого на мониторе в любое время при появлении меню коррекций. LCH Correction Range Display отвечает за выбор цвета для индикации области, подлежащей коррекции. При выборе опции Invert индицируется некорректируемая область.

Установка Import (рис. 3.4 Рис. 3.4. Установка функции Import). Опция DPI/Screen Ruling отвечает за задание так называемого коэффициента качества для автоматического определения разрешающей способности при сканировании изображения. По рекомендациям фирмы для полутоновых оригиналов это значение - 2, для штриховых - 10.

Опция Scan Using Passepartout используется только при сканировании с паспарту, представляющего непрозрачную черную фольгу и предназначенного для улучшения фокусировки сканирующей системы, а также для четкого кадрирования оригинала.

Опция Digital Camera применяется только при использовании цифровой камеры или установленной программы LinoColor Dcam.

Опция Import Status отвечает за сбрасывание всех предыдущих корректирующих настроек перед следующим сканированием.

При включенной опции FineScan все изображения, полученные после окончательного сканирования, будут автоматически записаны на какой-либо носитель, обозначенный пользователем или установленный по умолчанию.

Установка Save (рис. 3.5 Рис. 3.5. Установка функции Save). Опция Default Extension позволяет задавать расширения к имени файла для использования, например, на различных компьютерных платформах.

Опция Replace Files automatically - файл, найденный на носителе с тем же именем, что и предназначенный для сохранения, перезаписывается автоматически.

Опция Saving when Scheduling Jobs - рабочий файл сохраняется без проведения предварительного сканирования.

Установка Database (рис. 3.6 Рис. 3.6. Установка функции Database) позволяет связывать сканируемый материал с базами данных изображений. В этом случае программа будет сохранять сканируемые изображения в выбранные базы на любом доступном локальном или сетевом диске.

Возможно сохранение отсканированных изображений в форматах TIFF (Lab LH), TIFF Lab, TIFF (RGB) V2, TIFF (RGB), TIFF (Gray), TIFF-B, TIFF-S (CMYK), EPS, ICS, DCS, PICT, YCC for Photo CD, Scitex CT, а также поддержка сжатия по методу DLZW.

Использование этих форматов дает возможность проводить дальнейшую обработку изображений с применением распространенных программ Photoshop, Painter и т.д.

Как было сказано выше, LinoColor совместима с ColorSync. Это означает, что управление цветом происходит на уровне операционной системы. Программа может сканировать и обрабатывать изображения в цветовых пространствах CMYK, RGB, CIELab и градациях серого.

При этом для качественной работы все цветовые преобразования осуществляются с учетом профилей устройств ввода/вывода информации. Обычно профили поставляются вместе с устройствами, но во всех случаях предпочтительнее создавать свои с учетом реального производственного процесса.

Рассмотрим основные операции, выполняемые с помощью программы.

Установка базовых плотностей. Базовые плотности необходимы для того, чтобы сделать оптимальными установки сканера для работы с фотопленками различных типов и различных фирм-производителей. В процессе анализа базовых плотностей определяются и устанавливаются наиболее светлая и наиболее темная точки изображения.

В LinoColor первоначально определяется предварительное значение базовой плотности. При предварительном сканировании оригинала анализ базовой плотности выполняется автоматически и полученные значения используются на следующем этапе сканирования.

Наиболее доступным и простым способом определения базовой плотности фотопленок является использование экспонированной пленки или пленки, которая имеет экспонированные участки. Выполнив предварительное сканирование этого образца, можно определить оптимальную базовую плотность.

Использование скан-геля для работы с прозрачными оригиналами в барабанных сканерах может привести к потере высоких светов. В этом случае в диалоговом окне Base Density Prevalues необходимо установить абсолютное значение базовой плотности, равное 0,05.

Негативные оригиналы имеют высокую плотность и значительные цветовые оттенки. Например, для коррекции негатива необходимо определить различные базовые плотности для красного, зеленого и синего. Для достижения оптимального динамического диапазона следует также определить плотность самой светлой и самой темной точки изображения.

Обычно анализ базовых плотностей выполняется автоматически после предварительного сканирования. Он предполагает, что сканируемые оригиналы правильно освещены и выполняемая коррекция зависит только от оригинала. Опыт показывает, что корректируемые значения находятся внутри определенного диапазона:

    • для позитивных непрозрачных оригиналов D= 0-0,3;

    • для позитивных прозрачных оригиналов D= 0,1-0,4.

В отдельных случаях, когда нет необходимости проводить автоматический анализ базовых плотностей, эту функцию можно отключить.

Если имеется оригинал, не содержащий высоких светов, то методы анализа базовых плотностей не дадут положительных результатов. В таком случае необходимо:

    • выполнить предварительное сканирование негативного оригинала (содержащего света);

    • выбрать Scan/Set Base Density/Dialog, с помощью опции File/Save Settings As сохранить значения базовых плотностей;

    • выполнить предварительное сканирование оригинала с отсутствующими высокими светами;

    • выбрать Scan/Set Base Density/Dialog, с помощью File/Open Settings выделить только что сохраненные установки базовых плотностей.

Фильтрация изображения. Общеизвестно, что при репродуцировании оригиналов происходит потеря резкости. Графическое представление резкой разности светлот (скачка плотностей) в изображении может выглядеть следующим образом (рис. 3.7 Рис. 3.7. Элемент резкого изображения). После сканирования разность светлот уменьшается и изображение оказывается менее резким (рис. 3.8 Рис. 3.8. Элемент после сканирования).

Резкостный фильтр позволяет в некоторой степени компенсировать эти потери. Есть несколько возможностей использования фильтров в LinoColor.

Со сканерами моделей ChromaGraph S2000, ChromaGraph S3300/S3400 и семейств Topaz и Tango используются программно-аппаратные фильтры.

При настройке параметров сканирования одной из основных функций является выбор параметров нерезкого маскирования (рис. 3.9 Рис. 3.9. Настройка нерезкого маскирования). Это аппаратно-зависимые настройки, которые осуществляются путем изменения:

    • интенсивности фильтрации для светлых контуров;

    • интенсивности фильтрации для темных контуров;

    • начальной точки фильтрации;

    • размера сканирующего пятна;

    • ширины контура.

По умолчанию значение «5» устанавливается для всех параметров. Функция неэффективна, если ее значения равны 0. Степень увеличения или уменьшения контрастности определяется интенсивностью фильтрации. Варьированием значений для светлых (Light Contour) и темных контуров (Dark Contour) можно увеличивать или уменьшать интенсивность фильтрации для них и в конечном итоге достичь оптимальной резкости. Значения в этих полях должны быть одинаковыми, если нет необходимости в получении каких-либо специальных эффектов.

Если использование фильтра привело к зашумлению (постеризации) изображения, можно уменьшить параметр Start Point. При появлении шума в однородных частях изображения начальную точку надо увеличить.

Поле Scan Spot Size задает размер пятна сканирования, т.е. площадь, на которой анализируется изображение для применения фильтра.

Изменять значение поля Contour Width необходимо, если вышеупомянутые установки не дали оптимального результата. В этом случае величина «8» приводит к заметным изменениям в изображении.

Маски изображения. В LinoColor существуют маски двух типов: геометрические и обтравочные контуры или обтравки.

Создание геометрических масок подразумевает необходимость защиты отдельных частей изображения от коррекции. Маскированные части изображения не подвергаются изменению, немаскированные, наоборот, не защищены и их можно корректировать. Маска высвечивается на мониторе как красная, зеленая или голубая область.

Создать геометрические маски можно с помощью инструментов редактирования. Геометрические маски могут иметь резкие или размытые края. Существующие маски можно преобразовать в другой тип с использованием функции Masks/Smooth... - с эффектом сглаживания. Сравнительный эффект маскирующих инструментов и функции Smooth... приводится в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Маскирующие инструменты

Функция Smooth

Инструменты с размытыми краями определяются для текущей части маски

Размытие краев применяется к существующей маске

Инструменты могут создать различные маски с различной размытостью

Единая ширина размытости применяется к маске, существующей в изображении

Обтравочный контур - это тоже маска, которая делает фон прозрачным. Чтобы создать ее, необходимо сначала создать геометрическую маску, а затем преобразовать в обтравочный контур. Обтравка может редактироваться выбранными инструментами и не может иметь размытые края.

Задание отображения маски осуществляется в пункте меню Masks/Display Options... . В динамическом меню Color задается цвет для отображения маски на мониторе, затем в Mode выбирается режим ее отображения. Это динамическое меню имеет три параметра: Paint-маска закрывает изображение; Lighter-маска оказывается светлой и прозрачной; Darker - маска оказывается темной и прозрачной (рис. 3.10 Рис. 3.10. Пункт меню Masks/Display Options).

В динамическом меню Display выбирается то, что необходимо показывать на мониторе: изображение и маска, только изображение или только маска. Для того чтобы все установки применялись ко всем рабочим окнам и ко всем маскам, нужно нажать кнопку All windows.

Для создания маски необходимо выбрать размытую или маску с резким краем, дважды щелкнуть по какой-либо пиктограмме в палитре «инструментов редактирования». Появится диалоговое окно, приведенное на рис. 3.11 Рис. 3.11. Диалоговое окно Mask Brush. Для маски с резкими краями можно ввести значение «0» в текстовое окно, а для маски с размытыми краями определить ширину размытия в пикселах.

При определении формы и размера маскирующей кисти необходимо дважды щелкнуть по пиктограмме кисти в палитре маскирующих инструментов (рис. 3.12 Рис. 3.12. Диалоговое окно задания размера и цвета маскирующего инструмента). Здесь задается форма маскирующей кисти, а также выбирается диапазон оттенков цвета, которые будут маскироваться.

При создании маски и маскировании областей изображения различают следующие операции:

    • определение формы и размера цветной маскирующей кисти;

    • создание произвольной маски;

    • создание многоугольной маски;

    • заполнение масок;

    • удаление секций из маски;

    • удаление секций из маски с помощью маскирующей кисти;

    • удаление произвольных участков из маски;

    • удаление многоугольной области из маски;

    • размытие масок;

    • удаление масок с монитора;

    • инверсия масок;

    • создание обтравочного контура;

    • выведение обтравочного контура;

    • сохранение обтравочного контура.

Настройка параметров фильтра. Кроме выбора типа фильтра программа предоставляет возможность проводить различные настройки фильтров под требования конкретного пользователя:

    • размер фильтра;

    • интенсивность фильтрации для светлых и темных контуров;

    • интенсивность фильтрации для светлых контуров;

    • интенсивность фильтрации для темных контуров;

    • начальная точка фильтрации.

В LinoColor предусмотрены различные типы программных фильтров: фильтр для повышения резкости, сглаживающий фильтр, комбинированный фильтр (резкостный и сглаживающий), отсутствие фильтра (рис. 3.13 Рис. 3.13. Меню фильтрации изображения).

Если для повышения резкости используется фильтр размером 3х3, то подчеркиваются наиболее крутые и тонкие края, например, элементы шрифтов, штриховые детали и т.д. Если размеры фильтра 5х5 или 7х7 - подчеркиваются более широкие тоновые переходы, характерные для более грубых деталей. Однако поскольку большинство изображений содержит края различной ширины, всегда необходимо варьировать этими установками.

Разницы светлот увеличиваются, если применяется резкостный фильтр. Степень, с которой эти разницы увеличиваются, определяются интенсивностью фильтрации (рис. 3.14 Рис. 3.14. Результаты фильтрации изображения при различных начальных размерах точек). Например, если повышение резкости произошло на отдельных участках изображения и явилось результатом использования резкостного фильтра, то можно варьировать значениями для светлых и темных контуров и постепенно достичь нормальной резкости (рис. 3.15 Рис. 3.15. Различные значения для темных и светлых контуров изображения). При задании равных значений а для темных и светлых контуров фильтр будет работать одинаково, при различных значениях - по-разному (b - большее значение для темного контура, c - меньшее значение для светлого).

Наилучший результат с этим фильтром удается получить при использовании значения Medium. Small обычно выбирают, когда обрабатываются штриховые иллюстрации; значение Large - при обработке широких переходов между крупными участками изображения. При необходимости увеличения интенсивности фильтрации для светлых контуров следует поставить значение более 5, а при уменьшении интенсивности - менее 5. То же справедливо и для темного контура.

Сглаживающий фильтр определяет начальную точку, от которой он будет применяться. Комбинированный фильтр определяет значение начальной точки, выше которой резкость должна быть увеличена или уменьшена.

Система DaVinci менее всего описана в профессиональной полиграфической литературе, хотя это наиболее совершенное техническое решение компании Heidelberg Prepress, являющееся связующим звеном допечатных и печатных процессов.

Она представляет собой программно-аппаратное решение, где в качестве программных продуктов выступают DaVinci Sprint и DaVinci Power, работающие на одной из разновидностей операционных систем UNIX-IRIX. В качестве аппаратных средств выступают рабочие станции фирмы Selicon Graphics - Indigo, <?xml version="1.0"?>
и Octane, выполненные по однопроцессорной или двухпроцессорной технологии.

Соединение специализированного программного обеспечения и мощных аппаратных решений позволило создать станцию, на которой можно проводить операции верстки, обработки изображений, спуска полос и т.д. Особенности работы программных продуктов DaVinci заключаются в том, что все операции, выполняемые во время верстки и обработки изображений, сохраняются в так называемых слоях (рис. 3.16 Рис. 3.16. Слои в системе DaVinci)- это относится как к композиционному построению, позиционированию, цветокоррекции, так и к ретуши. Все операции могут выполняться непосредственно в PostScript-файле, предназначенном для спуска полос и вывода на фотонаборные автоматы или иные устройства.

Применение концепции слоев позволяет увеличить скорость обработки полос издания. Слои легко комбинируются, накладываются друг на друга. Послойный принцип особенно удобен в отношении процедуры коррекции. Все слои сохраняются вместе с полосой и доступны для редактирования. Это означает, что отдельную операцию цветокоррекции можно отменить или модифицировать на любом этапе, применив к нужному слою команду удаления или редактирования щелчком мыши. Полосу при этом не нужно строить заново.

При обработке отдельных изображений результаты коррекции могут быть включены непосредственно в имеющий высокое разрешение оригинал и сохранены в виде слоя, который в любой момент можно удалить или модифицировать.

Например, если изображение использовалось в рекламном каталоге несколько раз и теперь должно быть откорректировано на всех полосах, оператору DaVinci нужно только откорректировать оригинал, и система автоматически во время придания слою окончательного вида заменит неоткорректированную версию откорректированной.

Система DaVinci является самодостаточной и предоставляет все необходимые функции для обработки полосы, поэтому рабочий процесс ориентирован не на работу с различными программами, а на решение поставленных задач. Нет необходимости переключения, например, из процедуры верстки полосы в режим обработки изображения.

Гибкость обращения с различными форматами данных при импорте и экспорте подразумевает способность работать с различными цветовыми моделями (DaVinci работает с системой управления цветом ColorSync). Это позволяет обрабатывать изображения из специализированных баз данных. В них хранятся обычно изображения в пространствах RGB и CIELab, а также в YCC, созданном фирмой Kodak и применяемом, в основном, в Photo CD.

Внутренним пространством системы DaVinci является цветовая модель субтрактивного синтеза CMYK. При этом для импорта/экспорта файлов возможны любые взаимные преобразования моделей RGB, YCC, CIELab и CMYK.

Решающим фактором для осуществления качественных работ является надежность представления изображений на экране монитора. В системе DaVinci абсолютная имитация печатного изображения достигается средствами модуля цветового преобразования - Digital Color Converter (DCC), который в режиме реального времени конвертирует значения CMYK в значения RGB для представления их на экране. Для этой цели в стандартный дистрибутивный комплект включено 18 таблиц цветового преобразования для различных условий печатных и пробопечатных процессов.

Важным преимуществом, как уже было отмечено выше, системы DaVinci является возможность обрабатывать изображения одновременно с версткой полос (рис. 3.17 Рис. 3.17. Общий вид пользовательского интерфейса системы DaVinci). Коррекция ошибок и ретушь выполняются или на экране, или на имеющем высокое разрешение оригинале, а полученные результаты сохраняются в виде слоя. Внесенные изменения сразу не включаются в документ - это происходит только непосредственно перед выводом.

Система позволяет производить различные виды коррекции, начиная от цветокоррекции LCH и градационной, заканчивая резкостной коррекцией. Эти функции могут применяться ко всему изображению в целом или к отдельной маскированной области.

Перечисление видов редактирования изображения было бы не полным, если кратко не привести возможности ретуши.

Закрашивание - выполняется непрозрачное закрашивание установленным цветом. Исходные данные утрачиваются, оригинальный цвет переписывается.

Замена цвета - установленный цвет заменяется другим, при этом исходные цветовые параметры сохраняются.

Осветление/затемнение - ретушируемые области изображения осветляются или затемняются с сохранением цветового тона.

Копирование - части изображения могут быть скопированы в пределах одного или двух разных изображений. При этом можно установить уровень прозрачности.

Перенос структуры - структуры изображений, например зернистость сканированного оригинала, могут быть перенесены в любое место изображения.

Ретушь с цветокоррекцией - с помощью инструментов для ретуши можно выполнять цветокоррекцию небольших областей без создания маски.

Модуляция - ретушь производится в отдельном цветовом канале. Инструменты можно использовать для копирования параметров одного или нескольких каналов в другой, установив при этом любой уровень взаимовлияния или наложения. Данную функцию применяют, например, для создания черно-белых изображений или увеличения четкости изображения.

Одной из программ системы DaVinci является ColorPage, которая использует функцию адаптации цвета, позволяющую адаптировать по отношению друг к другу цвета различных изображений. Например, на полосу каталога нужно поместить изображения восьми различных холодильников. При этом одно изображение слишком светлое, другое - слишком темное, одно изображение имеет синий оттенок, другое - красный и т.д. С помощью функции цветовой адаптации одно из них можно принять за эталонное - в случае необходимости отредактировав его самым первым, а затем «подогнать» под него другие изображения.

Кроме обработки изображений система осуществляет верстку, а следовательно предусматривает редактирование текста, причем непосредственно в PostScript-файле, изменение гарнитуры и кегля шрифта, интерлиньяжа, трекинга, масштабирование текста, поворот текстовых блоков, размещение различных акцидентных элементов и т.д.

При этом текст остается доступным для редактирования после изменения его вида на полосе. Единственное ограничение при работе с текстом заключается в том, что доступными являются только загруженные на DaVinci шрифтовые гарнитуры.

Информация на станции может обрабатываться в следующих цифровых форматах: EPS, ChromaCom Text, TIFF и Scitex LW.

Графику можно обрабатывать как битовую карту (изображение позиционируется на странице в виде битовой карты и доступной является общая или локальная цветокоррекция) и как векторное изображение (все символы или линии становятся масками). В них могут быть размещены изображения, созданы градационные переходы и т.д. Описанные выше методы можно успешно сочетать друг с другом, что вполне обычно при обработке графики.

Создаваемые на Macintosh или PC файлы EPS, независимо от их содержания, могут быть быстро (без конвертирования) размещены на полосах, предназначенных для спуска. Файлы EPS можно обрезать, поворачивать, масштабировать, однако изменять их содержание нельзя. При этом время формирования слоев максимально сокращается, так как PostScript-код компонентов EPS всего лишь «импортируется» в PostScript-код всей полосы.

При импорте PostScript-файлов происходит конвертирование сложных элементов векторной графики, созданных в программах Illustrator, QuarkXPress или FreeHand.

Геометрические объекты из PostScript- и EPS-файлов преобразуются в векторы автоматически. Изображения и битовые карты, входящие в состав файлов (уже позиционированные в приложении верстки), принимаются во внимание во время процедуры PostScript-импорта и автоматически появляются в нужном положении на полосе DaVinci после завершения процедуры, и ими можно свободно манипулировать, как обычными изображениями.

Для текста существуют два варианта обработки, уже описанные для штриховой графики. Текст может быть конвертирован в специальный битовый формат с разделением на строки или в векторные данные. Выбирая размер шрифта, цвет, символы, линии, текстовые блоки, оператор может определить, что ему следует конвертировать в битовый формат, а что - в векторный, т.е. в маски. Например, заголовки могут быть конвертированы в маски, а текст - в битовый формат с разделением на строки.

Используемые в системе маски можно создавать в любом масштабе, при этом они могут быть прозрачными или окрашенными. Силуэтные маски в DaVinci Power находятся в формате DCS/ICS и совместимы с программой Photoshop.

Система DaVinci создает «мягкие» (soft) маски. В пределах маскированной области возможно выполнение цветовой или градационной коррекции с применением различных эффектов, которые, например, размывают края области, плавно переводя ее в фон.

Для «мягких» масок доступны функции прозрачности, группировки, дублирования, зеркального отражения, булевых сочетаний, сглаживания, поворота, масштабирования, двухмерного искажения и т.д. «Мягкие» маски могут быть конвертированы в контурное описание, т.е. векторную маску, имеющую края с высоким разрешением, а также их можно сохранять в качестве отдельных элементов для последующей работы.

Система DaVinci позволяет организовать в очередь процедуры создания полос и вывода на фотонаборный автомат, цифровую цветопробу или системы Computer-to-Plate и Computer-to-Press. При этом она поддерживает функцию OPI (Open Prepress Interface), т.е. экспорт изображения файлов с низким разрешением для верстки и автоматическую замену на оригиналы с высоким разрешением перед записью.

Документы PostScript, которые содержат комментарии OPI, через DaVinci можно не только посылать на печать, но и импортировать в систему для дальнейшей обработки. После завершения процедуры импорта соответствующие изображения высокого разрешения автоматически подставляются в нужном месте на полосе DaVinci и при необходимости ими можно свободно манипулировать, как стандартными изображениями, созданными средствами DaVinci, и применять к ним все функции обработки цвета и графики.

Для вывода система DaVinci создает PostScript-файл. Оператор указывает доступное для системы устройство вывода и дает команду на печать. Далее система выполняет все операции в фоновом режиме, пока оператор работает со следующей полосой.

Для вывода на фотонаборные автоматы или системы Computer-to-Plate и Computer-to-Press задают параметры позиционирования вспомогательных меток и дополнительной информации: различных приводочных, обрезных, фальцовочных меток, названий цветоделенных полос, комментариев пользователя.

Традиционный растровый процессор обрабатывает законченную сверстанную полосу, обсчитывая положение и контуры изображений, градации и т.д., что требует длительного времени. При этом невозможно создание некоторых эффектов (например, дополнительного канала прозрачности изображения), эту работу выполняют предварительно в программе обработки изображений. Система обсчитывает всю полосу полностью и со всеми эффектами, а затем в виде одного большого изображения отправляет ее на RIP. В результате время обработки битового изображения значительно сокращается, так как оно зависит только от размеров и разрешения, но не от сложности.

При выводе на цветопробное устройство вся полоса пересчитывается как единое изображение в формате TIFF, ChromaCom FUE или Scitex CT. Различие в разрешении сглаживается с помощью функций интерполяции, заключенных в системе. Более того, можно использовать цветопробные устройства без PostScript-интерфейса, но способные работать, например, с форматом ChromaCom, в который конвертируется TIFF.

В настоящее время в систему интегрированы и прошли тестирование некоторые модели цифровых цветопроб фирм Scitex, Tektronix, Xerox, Imation, Kodak.

Система DaVinci может быть использована для глубокой печати. С помощью опции Gravure Connection DaVinci переносит цветоделенные файлы на сервер, а также цветоделенные просмотровые файлы для форм на станцию HelioForm для быстрого визуального монтажа цилиндрической формы, что в значительной степени упрощает общую работу по монтажу формы. В этом случае данные, как и для цветопробных устройств, представляются в формате TIFF.

Разработка программного обеспечения ViewOpen, ScanOpen, PrintOpen явилась результатом многолетних исследований в области интеграции допечатного и печатного оборудования, а также реакцией на возросшие требования к репродукционным работам.

Эти программы используются для проведения сквозной калибровки процесса репродуцирования и получения на каждой стадии физически, физиологически и психологически точного изображения.

Работа программ основывается на трехмерной модели представления цветового пространства XYZ, где каждое задействованное устройство имеет свою таблицу цветовых описаний, которой управляет система ColorSync и CMS (Color Management System) на платформе Apple Macintosh и PC соответственно.

С помощью программы ViewOpen можно записывать, автоматически анализировать цветометрические характеристики монитора и на основе проведенного анализа создавать цветовую характеристическую таблицу для использования ее в качестве профиля ICC монитора (рис. 3.18 Рис. 3.18. Схема работы программы ViewOpen). Программный продукт работает на компьютерных платформах PC и Macintosh (и в том и другом случае диапазон возможностей программы ViewOpen одинаков). Тем не менее существуют определенные различия в пользовательском интерфейсе и функционировании программы, которые обусловлены особенностями операционных систем.

Разные типы мониторов имеют различные характеристики люминофора, которые во многом зависят от срока и условий эксплуатации. Для того чтобы отображение цветов на мониторе не изменялось, необходима периодическая коррекция устройства.

Для этого создается так называемый профиль монитора, который описывает его конкретные характеристики и содержит информацию о том, как трансформировать цветовое пространство монитора в эталонное цветовое пространство. Созданный ICC-профиль является уникальным для конкретной пары монитор-видеокарта и не может быть перенесен без коррекции на другую станцию. Только в этом случае можно просматривать и оценивать цветное изображение на экране монитора и сравнивать его с оригиналом.

ViewOpen рассчитывает профили для определенных настроек монитора:

    • разрешение монитора;

    • гамма-кривая и контрастность монитора;

    • цветовая температура в соответствии с постоянным освещением при просмотре изображения (например, дневной свет или искусственное освещение).

При изменении хотя бы одного из условий необходимо создавать новый профиль. Созданная и активизированная цветовая таблица с помощью программы ViewOpen оказывает влияние на экранное представление только цветных изображений. Профиль не изменяет цвета «рабочего стола» операционной системы и окон на экране, так как при отображении информации в этом случае используется механизм, рассчитанный на воспроизведение только 256 системных цветов.

Кратко обозначим, что представляют собой перечисленные выше условия.

Разрешение монитора. Разрешение монитора - число точек (пикселов) на единицу длины, из которых на экране воспроизводится изображение в горизонтальном и вертикальном направлениях.

В настоящее время минимальное значение разрешения в горизонтальном направлении составляет 640 пикселов, а в вертикальном - 480 пикселов, что дает соотношение 4:3, являющееся классическим при производстве электронно-лучевых трубок. Данное соотношение применяется и для более высоких значений разрешения: 800х600, 1024х768, 1280х1024 и максимального 1600х1200.

Чем выше разрешение, тем больше информации можно отобразить на экране. Обратная сторона высокого разрешения - большее время регенерации изображения на экране. Вследствие этого уменьшается максимально возможная частота развертки. В настоящее время в качестве стандартной величины развертки изображения, установленной комиссией ISO, принято 75 Гц (т.е. обновление экрана происходит 75 раз в секунду). Если частота развертки меньше этого значения, то возникает заметное глазу мерцание.

Существует также соответствие между значением разрешения и количеством воспроизводимых цветов. Нельзя установить высокое разрешение и максимум воспроизводимых цветов, если видеокарта не поддерживает такую настройку.

В табл. 3.2 приводятся значения разрешения, применяемые для профессиональной полиграфической деятельности.

Таблица 3.2

Размер монитора, дюйм

Идеальное разрешение

Максимальное разрешение

17’’

1024х768

1280х1024

20/21’’

1280х1024

1600х1200

Гамма-кривая. Гамма-кривая, или градационная характеристика, - мера различия яркостей входного и выходного сигналов. Причиной введения этой величины явилось то, что световое излучение люминофора монитора при увеличении интенсивности электронных лучей возрастает не линейно, а экспоненциально.

Чтобы получить правильное распределение яркости изображения на экране, необходимо сигнал обработать с помощью функции

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- обработанное значение яркости; <?xml version="1.0"?>
- исходное значение яркости в поле изображения; <?xml version="1.0"?>
- максимально возможное значение яркости, обычно принимаемое равным 255.

Как видно, эта функция является степенной с показателем, равным константе - 1/<?xml version="1.0"?>
. Гамма имеет определенное значение для каждого вида устройств. Обычно стандартное значение <?xml version="1.0"?>
для Macintosh 1,8. Созданный профиль будет использовать назначенную кривую в качестве базовой.

Контрастность обычно регулируется непосредственно на мониторе и отражает число порогов яркости между двумя цветами и степень их зрительного различия. Регулируя яркость, устанавливают интенсивность излучения электронно-лучевой трубки, которая влияет на контрастность монитора.

Цветовая температура. Вследствие различного освещения рабочего помещения одно и то же изображение на экране монитора может выглядеть по-разному. Поэтому необходимо установить так называемый «уровень белого», который характеризует настройку белого цвета монитора, соответствующего окружающей среде. Количественно он указывается в градусах по шкале Кельвина, а значение температуры соответствует какому-либо состоянию источника. Например:

    • 3000 К - лампа накаливания, желтоватый белый цвет;

    • 5000 К - обычный солнечный свет;

    • 5500 К - стандартное значение для LinoColor;

    • 6500 К - обычное дневное освещение;

    • 9300 К и выше - голубовато-белый свет, типичное значение уровня белого для некалиброванного монитора.

В программе ViewOpen источникам освещения для цветовой оценки присваивается форма «Dxx», где «D» означает «daylight» (дневной свет), а «хх» определяет количественную характеристику различных фаз дневного освещения.

Обычно используются следующие значения:

    • D50: нейтрально-белый, приблизительно соответствует значению цветовой температуры 5000 К. Данное значение часто применяется в полиграфии в качестве стандартного для оценки оригиналов, цветопроб и отпечатков.

    • D65: дневной свет, приблизительно соответствующий значению цветовой температуры 6500 К. Данное значение используется, например, в качестве стандартного при оценке цветов в текстильной промышленности.

Цветовая температура белого цвета монитора должна в максимальной степени соответствовать источнику освещения, который применяется при оценке изображения.

Процедура создания профиля состоит в проведении измерений с помощью колориметра в режимах on-line и off-line, которые отличаются друг от друга тем, что в первом случае цветовые элементы на экране монитора измеряются с помощью непосредственно подключенного к компьютеру колориметра и полученные значения отсылаются в программу ViewOpen. Во втором случае программа, поставляемая фирмой-производителем колориметра, сохраняет полученные значения в отдельном файле и затем загружается в программу.

Цветовые элементы, представленные на экране монитора, изменяются с помощью специально разработанного для этой цели колориметра или спектрофотометра, который позволяет выполнять измерения как на печатном оттиске, так и на мониторе.

Для проведения измерений в режиме on-line используют различные модели колориметров, например Spectrolino фирмы GretagMacbeth.

При создании профилей мониторов фоновые цветные изображения или многочисленные цветные «иконки» могут оказать влияние на оценку изображения, поэтому необходимо минимизировать информацию на «рабочем столе» монитора.

Для расчета профилей ICC программа ViewOpen использует представление цветных изображений на экране монитора с 16- или 32-битными видеокартами. Можно также выполнять калибровку цветных мониторов с 8-битными видеокартами, но качество изображения во многих случаях будет неудовлетворительным.

С помощью профилей, созданных ViewOpen, нельзя устранить нестабильность цветов на мониторе, причиной которой является временной фактор прогрева монитора или колебания напряжения в сети. Сказанное относится и к различным геометрическим искажениям изображения на экране монитора, например дисторсии или несведению лучей.

Программный продукт ScanOpen, как и предыдущий, предназначен для проведения работ по созданию профилей всего полиграфического процесса, только теперь в качестве описываемого используются устройства оцифровки изображения. Это могут быть различные сканеры и цифровые фотокамеры.

ScanOpen стандартно включает в себя шесть тест-объектов, так называемых мишеней (прозрачных и непрозрачных объектов), представляющих шкалы стандарта ISO соответственно IT8.7/1 и IT8.7/2, основных фирм-производителей цветной фотопленки и фотобумаги Agfa, Fuji и Kodak.

С помощью программы ScanOpen отсканированнный или отснятый тест-объект записывается и автоматически анализируются его колориметрические характеристики. На их основе создается калибровочная таблица, которая используется в дальнейшем в качестве входного профиля ICC соответствующего устройства.

Программа ScanOpen была разработана для операционных систем Windows 95/98/NT и MacOS с одинаковыми функциями. Для различных операционных систем имеются некоторые незначительные различия в интерфейсе пользователя и в работе самой программы.

Работа по созданию входного профиля ICC включает следующие основные этапы:

    1. Сканирование или фотографирование стандартной калибровочной шкалы IT8.7. Сохранение данных изображения как файла в TIFF RGB.

    2. Сравнение заводских данных тест-объекта и полученных в программе ScanOpen

    3. Автоматический анализ соответствующих цветовых координат с последующим расчетом входного профиля ICC. Сохранение нового входного профиля ICC.

Рис. 3.19 Рис. 3.19. Схема создания ICC-профиля при работе программы ScanOpen иллюстрирует рабочий поток для создания входного профиля ICC, базирующегося на использовании различных типов сканеров и цифровых фотокамер.

Устройства ввода изображений, как и любые другие устройства, работающие с цветом, имеют свои индивидуальные колориметрические характеристики. Кроме того, по мере работы происходит физическое «старение» устройств и естественное изменение цветовых характеристик. Проводя описания устройств, всегда можно проконтролировать и скорректировать нежелательные отклонения.

Инструментарий для описания, как указывалось выше, включает стандартизованный тест-объект (например, шкалу цветового охвата Kodak IT8.7) и носитель информации (обычно дискету), содержащий файл с заводскими установками.

В зависимости от используемых сканера или цифровой камеры возможно проведение калибровочного сканирования несколькими способами. Рассмотрим эту процедуру для сканера и цифровой камеры, соединенных с Power Macintosh с использованием программного обеспечением LinoColor и Adobe Photoshop соответственно.

В процессе описания цветового охвата сканера необходимо обращать внимание на следующие моменты:

    • кадр изображения должен иметь параллельные стороны;

    • не допускается использование каких-либо видов коррекции;

    • нельзя использовать фильтры повышения резкости;

    • нельзя использовать какой-либо уже существующий входной профиль;

    • сохранение данных изображения при калибровочном сканировании только в формате TIFF RGB.

В случае работы с цифровой камерой необходимо обеспечить:

    • отсутствие подсветки тест-объекта;

    • расположение изображения тест-объекта по всему кадру;

    • параллельность сторон фотографического кадра.

Типичная рабочая схема сканирования тест-объекта на отражение, которая идентична для всех моделей, работающих с программой LinoColor:

    1. Запустить программу LinoColor (версия не ниже 4.0).

    2. Разместить тест-объект на непрозрачной основе.

    3. Выполнить сканирование в режиме предварительного просмотра.

    4. После сканирования в режиме предварительного просмотра выделить контур тест-объекта.

    5. Выполнить предварительное сканирование с анализом базовых плотностей.

    6. После предварительного сканирования тест-объекта следует точно выделить участок вокруг темной рамки, при этом включить в него серую шкалу (рис. 3.20 Рис. 3.20. Вид тест-объекта после предварительного сканирования).

    7. Окончательное сканирование.

    8. Сохранение результатов в формате TIFF RGB на жестком диске.

    9. Расчет профиля в программе ScanOpen.

На рис. 3.21 Рис. 3.21. Вид тест-объекта после окончательного сканирования приведен калибровочный тест-объект IT8.7 после сканирования. Белые квадраты выделяют участки полей, по которым осуществляются анализ и построение профиля. Выделенное изображение очень важно для точного сравнения сканированных значений с опорными цветовыми координатами в процессе автоматического анализа.

Количество данных об изображении должно быть приблизительно 1,2 Мб. Максимальный размер файла, загружаемого в ScanOpen, не должен превышать 4 Мб, так как существует программное ограничение на обрабатываемый размер файла.

При создании профиля цифровой камеры (с использованием программы Photoshop не ниже версии 4.0) ее при определенных условиях освещения фокусируют на тест-объект, после чего необходимо выполнить следующие действия:

    1. В цифровой камере установить автоматическую фокусировку и автоматический выбор апертуры.

    2. Запустить программу Photoshop.

    3. Выбрать в программе источник получения изображения.

    4. Провести предварительную съемку и получить изображение.

    5. Определить белую точку на фотографическом изображении.

    6. Получить окончательное изображение с количеством информации 8 бит/цвет.

    7. Сохранить данные изображения в формате TIFF RGB.

    8. Рассчитать профиль в программе ScanOpen.

В случае описания сканера без поддержки LinoColor следует использовать Photoshop Plug-In для сканера вместо Photoshop Plug-In для цифровой камеры и производить те же операции, как и при работе с цифровой камерой.

Теперь рассмотрим непосредственно создание цветового профиля устройства. Программа ScanOpen загружает созданные с помощью других программных продуктов файлы в формате TIFF RGB.

Калибровочные цветные поля покрываются сеткой белых квадратов, указывающих измеряемое и оцениваемое поле (рис. 3.21 Рис. 3.21. Вид тест-объекта после окончательного сканирования). Измерительная сетка должна быть отцентрирована относительно цветного поля; если необходимо, можно откорректировать положение и размеры измерительной сетки.

Если стороны сканируемого изображения не параллельны сторонам диалогового окна и измерительные квадраты не отцентрированы относительно цветных полей, то необходимо повторить сканирование, выровняв при этом тест-объект по направляющим сканера. Только после того как измерительная сетка отцентрирована относительно цветных полей, рассчитывается входной профиль.

В установке меню «Качество/Размер профиля» можно выбирать между опциями «хороший», «очень хороший» и «превосходный» профиль. В зависимости от данной установки изменяются время обработки, размеры и качество входного профиля, а по сути точность описания и создания цветового профиля.

По завершении процесса расчета входного профиля программа показывает среднюю ошибку и качество описания. Считается, что если средняя ошибка не превышает <?xml version="1.0"?>
=1,0, то достигнуто высокое качество описания. При значении выше 1 различия в цветовых оттенках становятся заметны человеческому глазу.

В качестве иллюстрации на рис. 3.22 Рис. 3.22. Вид тест-объекта после расчета профиля приведен общий вид данных калибровочного сканирования после расчета профиля.

Панель состояния (нижняя строка) отображает цветовые характеристики поля или цветовых полей, на которых размещается курсор:

    1 - номер поля тест-объекта IT8.7(G11);

    2 - значение сканированного тест-объекта в пространстве CIELab (74,9; -36,0; -7.0);

    3 - эталонные значения пространства CIELab для тест-объекта IT8.7 (74,8; -36,6; -8,0);

    4 - остаточная ошибка <?xml version="1.0"?>
после вычисления профиля (1,2).

Ошибка и уровень качества после расчетов зависят от качества профиля и размеров. Поля, где остаточная ошибка превышает пороговое значение (например 1,5), выделяются красной рамкой. Можно попытаться исправить результаты, пересчитав профиль, либо заново провести весь процесс.

Завершает обзор программного обеспечения, призванного организовать создание профилей репродукционной системы фирмы Heidelberg Prepress, программа PrintOpen. Программа предназначена для создания ICC-профилей конкретного печатного устройства для использования в LinoColor, Photoshop и других продуктах, работающих с ICC.

Этап описания цветового охвата устройств печати является самым сложным и ответственным в комплексе допечатного и печатного процессов. Алгоритм работы этого программного продукта схож с рассмотренными выше ViewOpen и ScanOpen.

PrintOpen создает профили печатных устройств для всех способов печати (офсетной, флексографской, глубокой), для CMYK- и RGB-принтеров и устройств пробной печати.

В рабочем процессе создания профиля печатного устройства программой PrintOpen можно выделить следующие этапы:

    1) создание тестовой таблицы и эталонного документа;

    2) колориметрические измерения тестовой таблицы;

    3) анализ полученных данных;

    4) создание калибровочной таблицы (ICC-профиля, печатной таблицы, таблиц цветопередачи Color Rendering Dictionaries (CRD) и данных для системы DaVinci).

Рассмотрим выделенные этапы подробнее.

Этап 1. Создание тестовой таблицы и эталонного документа

Тестовые таблицы для четырех цветов (голубого, пурпурного, желтого и черного) содержат 210 цветовых элементов, а тестовые таблицы для трех цветов (голубого, пурпурного, желтого или красного, зеленого, синего) состоят из 135 цветовых элементов. Для построения профиля цветопробных устройств тестовая таблица может быть расширена до 840 элементов. Это достигается добавлением к стандартной таблице трех других, каждая из которых состоит из 210 элементов. Расширенная тестовая таблица может быть создана только для всех четырех основных цветов CMYK.

Таблицы хранятся в виде PostScript- или TIFF-файла. Тестовые таблицы в PostScript-формате предназначены для PostScript-совместимых устройств вывода. Тестовые таблицы в TIFF-формате предназначены для всех остальных устройств вывода, которые напрямую работают с графической подсистемой отображения информации QuickDraw.

Эталонный документ создается параллельно с PostScript- и TIFF-файлами и содержит информацию о данной тестовой таблице, в частности о типе таблицы, количестве основных цветовых каналов, данные цветометрии печатных оттисков и т.д. Этот документ необходим, когда сделан отпечаток тестовой таблицы на печатной машине или устройстве пробной печати. На рис. 3.23 Рис. 3.23. Использование различных цифровых форматов в программе PrintOpen приведены различные форматы тестовых таблиц и варианты их использования.

Этап 2. Колориметрические измерения тестовой таблицы

Отпечатанная тестовая таблица обрабатывается с помощью спектрофотометра. Каждое поле считывается спектрофотометром, например Spectrolino фирмы GretagMacbeth, и загружает полученные значения непосредственно в программу PrintOpen в режиме on-line либо импортирует полученные значения в виде файла формата ASCII в программу PrintOpen в режиме off-line.

Этап 3. Анализ полученных данных

Данные цветометрии тестовой таблицы подвергаются автоматическому анализу с помощью программы PrintOpen. Во время этого процесса на основе так называемой базовой таблицы рассчитываются профиль печатного устройства, печатная таблица для LinoColor и таблицы цветопередачи (CRD - Color Rendering Dictionary).

В режиме on-line измерений ошибочные данные могут быть откорректированы сразу же в программе PrintOpen благодаря повторному измерению соответствующих цветовых элементов. В режиме off-line измерений в случае ошибки необходимо провести измерение заново, и только после этого переместить новые значения в программу PrintOpen

Этап 4. Создание калибровочной таблицы

На основе базовой создаются калибровочные таблицы следующих видов:

    • ICC-профиль для CMY(K)-или RGB-печатных устройств;

    • CMY(K)- или RGB-печатные таблицы для программы LinoColor и/или системы DaVinci;

    • таблицы цветопередачи (CRD) для CMYK-вывода на устройства, работающие с языком PostScript Level 2;

    • DCC данные для представления печати на мониторе в системах DaVinci

На рис. 3.24 Рис. 3.24. Схема создания печатной таблицы приведена схема создания печатной таблицы для LinoColor и таблиц цветопередачи CRD, а на рис. 3.25 Рис. 3.25. Вид тестовой таблицы - тестовые таблицы для устройств CMYK (а), RGB (б) и CMY(b).

Характеристики печатного процесса могут быть определены с помощью получения цветопробы тестовой таблицы с цветовой шкалой, которая содержит все возможные комбинации основных цветов процесса: голубого, пурпурного, желтого и черного, каждый из которых определен от 0 до 100% с шагом 5% (CMYK-стандартная тестовая таблица). Цветопроба таблицы должна быть обработана спектрофотометром с последующим анализом полученных данных.

В действительности таблица не содержит полной шкалы цветового охвата, а только репрезентативную выборку из 210 опорных элементов для четырех основных цветов CMYK или 135 элементов для RGB. При более точной настройке цвета создается расширенная в 4 раза тестовая таблица с общим количеством элементов 840.

Вслед за коррекцией ошибок, возникающих во время проведения измерений или печати, полученные данные интерполируются таким образом, чтобы все возможные CMYK-комбинации печатных устройств могли быть определены в системе CIELab и результаты можно было бы с высокой степенью приближения имитировать на мониторе.

Однако для того чтобы осуществить цветоделение, нужно знать, какая именно комбинация величин CMYK создает конкретный цвет во время печати, т.е. нужно двигаться в противоположном направлении - от системы CIELab к системе CMYK.

Величины всех цветов, которые невозможно воспроизвести в напечатанном виде, должны быть сдвинуты в цветовом пространстве. Эта процедура модифицирует воспроизводимые цвета таким образом, что в результате во время печати обеспечивается гармоничное воспроизведение цветовой гаммы оригинала.

Вся информация, касающаяся печатного процесса, сохраняется в файле в виде базовой таблицы, являющейся результатом выполнения первых трех этапов программой PrintOpen и основой для создания тестовой таблицы.

Для начала работы необходимо выполнить настройку всех параметров, нужных для вывода тестовой таблицы печатного процесса, таких как угол наклона растра, линиатура растра, геометрическая форма растровой точки и др.

Использование различных значений линиатуры растра может в результате привести к неправильно адаптированной тестовой таблице, и с высокой долей вероятности она будет иметь различную величину растискивания точки.

Значения параметров настройки тестовой таблицы в документе должны точно совпадать со значениями, которые содержатся в PostScript- или TIFF-файлах, и быть использованы при печати тестовой таблицы. Если они не совпадают, анализ полученных цветометрических данных будет основан на неверных величинах и результат создания базовой таблицы, естественно, не будет удовлетворять печатному процессу.

После окончания процесса анализа тестовая таблица появляется на экране монитора. Цветовые элементы, которые не могут быть точно воспроизведены на экране монитора, например чистый голубой, будут помечены диагональной линией.

При проведении цветометрических измерений оттисков следует иметь в виду, что краски на отпечатанной тестовой таблице или цветопробе тестовой таблицы тускнеют со временем. Из-за старения или выгорания особенно заметно изменяются цвета на газетной бумаге и специальной бумаге для цветных принтеров.

При передвижении считывающего элемента спектрофотометра по поверхности тестовой таблицы возможно появление царапин. Они могут повлиять на качество измерений в этом месте. Чтобы предотвратить появление царапин, необходимо закрывать листом бумаги ту часть тестовой таблицы, где находится спектрофотометр.

В том случае, если большинство измерений ошибочно (например, из-за неправильного считывания печатных листов или некорректных размеров) или повторные замеры показали те же ошибки, коррекция невозможна и любые дальнейшие расчеты приведут к нежелательным результатам.

Полученные значения цветовых замеров можно экспортировать из эталонного документа программы PrintOpen в текстовой файл. Текстовой файл содержит информацию о производителе, дате, типе устройства, которое было использовано, его настройках, условиях печати и количестве наборов XYZ-значений.

Чтобы осуществить анализ полученных данных, они должны находиться в документе PrintOpen. При проведении измерений в режиме on-line этот документ уже создан и является эталонным, и его используют для экранного представления данных. Если значения величин определены в режиме off-line, то понадобится свободный эталонный документ, который создается с помощью команды New... меню File. Полученные данные записываются в формате ASCII и могут быть перемещены в документ PrintOpen с помощью модуля импорта данных.

Программа анализирует результаты измерений в комплексе. Неудовлетворительные значения маркируются знаком вопроса. Причина появления таких значений - специфика печатного процесса или ошибки в измерениях.

Для нестабильных печатных процессов следует обрабатывать несколько экземпляров тестовых таблиц и получить средние значения параметров печатного процесса. Эти данные должны быть импортированы в новый документ PrintOpen.

Все элементы, цветометрические значения которых существенно отклоняются от стандартных, помечаются знаком вопроса. Если это является ошибкой измерения, то ее можно исправить, особенно при работе в режиме on-line, повторив процесс измерения этих элементов спектрофотометром.

Создание калибровочной таблицы - последний этап, который выполняется с помощью программы PrintOpen. Как уже упоминалось выше, можно создать расширенную, по отношению к стандартной, тестовую таблицу PrintOpen с общим количеством элементов 840 в том случае, если необходимо более точно охарактеризовать печатное устройство. Расширенная тестовая таблица состоит из четырех одинарных тестовых таблиц (XT1, XT2, XT3, XT4), которые создаются сначала по отдельности, печатаются и проходят измерения, а затем помещаются в один эталонный документ.

Отпечаток тестовой таблицы измеряется слева направо и сверху вниз (рис. 3.26 Рис. 3.26. Нумерация измеряемых полей тестовой таблицы).

При наличии у спектрофотометра поляризационного фильтра можно выполнить два дополнительных измерения (с учетом глянца) с включенным поляризационным фильтром:

    • «Белый» глянец измеряется на элементе № 16 тестовой таблицы.

    • «Черный» глянец измеряется на элементе № 131 трехцветной тестовой таблицы и на элементе № 158 четырехцветной тестовой таблицы.

При проведении цветометрических измерений с помощью спектрофотометра с поляризационным фильтром трехцветной тестовой таблицы получаются 135 значений XYZ, которые сохраняются как таблицы в текстовом файле с кодировкой ASCII в виде простого списка форматированных XYZ-значений или в формате данных, основанном на ANSI IT8.7 шаблоне. На рис. 3.27 Рис. 3.27. Распечатка части тестовой таблицы представлена распечатка внутреннего строения одного из таких файлов.

Полный текстовой файл содержит 135 (137) или 210 (212) наборов XYZ-значений. Начало и конец этого ряда обозначены «BEGIN_DATA» и «END_DATA» соответственно. Внутри этого ряда значения XYZ расположены так, как проходили измерения. Первая и последующие строки содержат XYZ-значения цветометрии цветовых элементов в координатах CMYK и XYZ.

В этом файле также содержатся данные о производителе измерений, дате проведения измерений, цели, применяемом устройстве, условиях печати и количестве наборов значений XYZ, представленных в символах ASCII.

В файле хранятся полученные данные цветометрии тестовой таблицы (список данных) и идентификационные указатели (ID) формата данных, а также ключевые слова для описания тестовой таблицы, полученных значений и условий измерений.

Программа PrintOpen использует специальные идентификаторы данных, которые следуют после служебного слова SAM-PLE_ID. В приведенном примере это два цветовых пространства, для которых рассчитывается профиль:

• CMYK_C - значение голубого (cyan), %;

• CMYK_M - значение пурпурного (magenta), %;

• CMYK_Y - значение желтого (yellow), %;

• CMYK_K - значение черного (black), %;

• XYZ_X - значение X в системе XYZ;

• XYZ_Y - значение Y в системе XYZ;

• XYZ_Z - значение Z в системе XYZ.

Файл в формате IT8.7 может быть импортирован и интерпретирован программой PrintOpen, которая также экспортирует данные в этот формат.

Созданные таблицы преобразования цветов пользователь может модифицировать по своему усмотрению. Изменения могут быть внесены в таблицы, предназначенные и для печатного процесса, и для проведения цветопроб. Они влияют на отдельные параметры цветоделения и осуществляются с помощью следующих функций.

С помощью функции Maximum dot можно определить для каждого цветового канала тот предел процента растровой точки в тенях, который можно репродуцировать. Все точки изображения, значения которых будут превышать задаваемое пороговое значение, автоматически получают само пороговое значение.

С помощью функции Minimum dot определяется для каждого цветового канала предел процента растровой точки для самой яркой точки изображения, которую можно репродуцировать. Вводимое значение влияет только на участки цвета со значениями процента растровой точки не более 20%.

Функция Catchlights позволяет обрабатывать наиболее яркие области изображения. Здесь вводятся значения процента точки растра для расширения областей наибольшей яркости в каждом цветоделенном слое.

Все точки изображения, для которых значение процента растровой точки ниже значений, представленных в полях ввода, автоматически приводятся к значению 0. То же самое происходит, если определяется минимум процента точки растра.

Например, при определении значения процента растровой точки для наиболее ярких областей (5%) для голубого, пурпурного, желтого и черного программа все точки изображения, в которых значения процента точки растра составляют 5, 4, 3, 2, и 1%, приводятся к значению 0 (данная функция оказывает влияние на те участки, где процент точки не превышает 25%).

Функция Dot gain устанавливает процент растискивания растровой точки. При растискивании во время печати изображение может оказаться темнее, при этом получается цветовой сдвиг. Обычно в средних тонах растискивание оказывается в пределах 40%, в тенях 80%. Задание процента растискивания позволяет осуществить программную коррекцию изображения.

Gray balance - баланс серого используется для правильного репродуцирования серых тонов и зависит от основных тонов и условий печати. Печатная таблица уже содержит оптимальный баланс серого. Изменения в ней требуются только для процессов, отклоняющихся от стандартных условий.

Color correction - функция отвечает за изменения в репродуцировании серых тонов с помощью коррекции баланса серого и влияет (в определенной степени) на репродуцирование цветов всего цветового пространства.

CMYK Curves - изменяет кривые цветности.

Color - изменяет распределение яркости. Можно выбрать отдельно голубой, пурпурный, желтый, черный или все цвета вместе.

© Центр дистанционного образования МГУП