Московский государственный университет печати

А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»

для специальности 021500 - "Издательское дело и редактирование"


А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

2.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

3.

Введение в курс

3.1.

Вопросы для самопроверки

3.2.

Практикум

3.3.

Литература

4.

Тема I. Причины изменения языковой нормы

4.1.

Вопросы для самопроверки

4.2.

Практикум

4.3.

Литература

5.

Тема 2. Проявление вариантности на разных языковых уровнях

5.1.

Вопросы для самопроверки

5.2.

Практикум

5.3.

Литература

6.

Тема 3. Активные процессы в лексике и фразеологии

6.1.

Вопросы для самопроверки

6.2.

Практикум

6.3.

Литература

7.

Тема 4. Активные процессы в словообразовании

7.1.

Вопросы для самопроверки

7.2.

Практикум

7.3.

Литература

8.

Тема 5. Активные процессы в морфологии

8.1.

Вопросы для самопроверки

8.2.

Практикум

9.

Тема 6. Активные процессы в синтаксисе

9.1.

Вопросы для самопроверки

9.2.

Практикум

9.3.

Литература

10.

Тема 7. Тенденции в современной русской пунктуации

10.1.

Вопросы для самопроверки

10.2.

Практикум

10.3.

Литература

11.

Рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Активные процессы в современном русском языке»

11.1.

Рекомендуемая литература

11.2.

Темы контрольных работ

12.

Формы контроля

Среди основных тенденций в морфологии следует отметить:

    · Рост аналитизма (употребительность нулевой флексии, несклоняемых форм слов, существительных общего рода, существительных со значением собирательности)

    · Закрепление кратких форм (свойственен - свойствен; туркменов - туркмен; полотенцев - полотенец; гаснул - гас; озябнул - озяб и т.п.)

    · Конкретизация значений грамматических форм (стакан чаю - производство чая; в первом круге соревнований - в кругу друзей; на краю оврага - на переднем крае и т.п.)

    · Изменения в употреблении форм грамматического рода имен существительных (рельса - рельс; лангуста - лангуст; вольера - вольер; ставня - ставень и т.п.)

    · Изменения в употреблении форм грамматического числа. Отмечается тенденция к вариантности форм единственного и множественного числа в тех случаях, когда они передают тождественные значения (инициатива - инициативы; договоренность - договоренности; реальность - реальности и т.д.)

    · Тенденции в употреблении вариантных форм падежа, в большинстве случаев отличающихся друг от друга стилистической окраской (в отпуск - в отпуску; редакторы - редактора; в цехе - в цеху и т.д.)

    · Образуются вариантные формы глаголов с суффиксом -ива/-ыва (сосредоточивать - сосредотачивать; обусловливать - обуславливать; оспоривать - оспаривать и т.п.)

    1.Чем отличаются аналитические формы в языке от синтетических?

    2.Какие процессы в современном русском языке подтверждают тенденцию к аналитизму?

    3.Какие надежные формы имен существительных подвергаются формальному сокращению?

    4.Как проявляется вариантность внутри грамматической категории рода имен существительных?

    5.В каких случаях проявляется вариантность форм числа в современном русском языке?

    6.Каковы особенности вариантности падежных окончаний имен существительных?

    7.Какие изменений происходят в глагольных формах?

    8.Какие изменения отмечаются в формах имен прилагательных?

Используя факты художественной литературы, материалы современной прессы, а также собственный языковой опыт, подберите по 3-4 примера вариантов форм рода, числа и падежа имен существительных.

Литература

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2001. Глава 9.

Грамматика и норма. - М., 1977.

Литературная норма и вариантность. М., 1981.

© Центр дистанционного образования МГУП