Московский государственный университет печати

А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»

для специальности 021500 - "Издательское дело и редактирование"


А.Н. Полянский, к.ф.н, доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

2.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

3.

Введение в курс

3.1.

Вопросы для самопроверки

3.2.

Практикум

3.3.

Литература

4.

Тема I. Причины изменения языковой нормы

4.1.

Вопросы для самопроверки

4.2.

Практикум

4.3.

Литература

5.

Тема 2. Проявление вариантности на разных языковых уровнях

5.1.

Вопросы для самопроверки

5.2.

Практикум

5.3.

Литература

6.

Тема 3. Активные процессы в лексике и фразеологии

6.1.

Вопросы для самопроверки

6.2.

Практикум

6.3.

Литература

7.

Тема 4. Активные процессы в словообразовании

7.1.

Вопросы для самопроверки

7.2.

Практикум

7.3.

Литература

8.

Тема 5. Активные процессы в морфологии

8.1.

Вопросы для самопроверки

8.2.

Практикум

9.

Тема 6. Активные процессы в синтаксисе

9.1.

Вопросы для самопроверки

9.2.

Практикум

9.3.

Литература

10.

Тема 7. Тенденции в современной русской пунктуации

10.1.

Вопросы для самопроверки

10.2.

Практикум

10.3.

Литература

11.

Рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Активные процессы в современном русском языке»

11.1.

Рекомендуемая литература

11.2.

Темы контрольных работ

12.

Формы контроля

Основными тенденциями в синтаксическом строе являются экономия речевых средств, уточнение смысла высказывания, расчлененность синтаксических построений, усиление самостоятельности синтаксических форм слов.

    · Действие закона экономии речевых средств выражается в первую очередь в синтаксической компрессии и синтаксической редукции. Сравните: структуры заявления на участие в конкурсе - заявление на конкурс;

    · операция, произведенная на сердце - операция на сердце;

    · если сказать правду, то новая работа ему не понравилась - по правде, новая работа ему не понравилась.

    · В современном синтаксисе русского языка наблюдается ослабление синтаксической связи словоформ. Традиционные позиции таких связей, как согласование и управление начинает занимать связь примыкание. Более того, позицию членов предложения в синтаксисе все чаще занимают самостоятельные предложения (столкнулся с отношениями «учитель - ученик»; с сердцем плохо; ? В гостях у журналистов.).

    · Отмечается синтаксическая вариантность среди предложных и беспредложных конструкций (откладывать отъезд - откладывать с отъездом; лететь самолетом - лететь на самолете; опыт создания - опыт по созданию).

    · Наблюдаются вытеснение грамматического соответствия форм соответствием по смыслу (большинство студентов приехали вместо большинство студентов приехало; врач пришла (если врач женщина) вместо врач пришел).

    · Чрезвычайно сильна тенденция к фрагментарности и расчлененности синтаксических построений.

    · Активизируются номинативные структуры как следствие движения к аналитизму.

    · Вместе с тем усиливаются экспрессивные качества синтаксических единиц и отмечается рост структурной контаминации.

    1.В чем заключается своеобразие современного разговорного синтаксиса?

    2.Каковы основные черты современной письменной речи?

    3.Что означает расчлененность и сегментированность синтаксических построений?

    4.Каковы пути вхождения разговорных структур в письменную речь?

    5.Что означает парцелляция в синтаксисе?

    6.С термином «именительный темы» связаны разговорные синтаксические построения или факты книжного синтаксиса?

    7.В чем обнаруживается сегментность современных вопросно-ответных построений?

    8.Какие двучленные конструкции наиболее активны в заголовках и названиях рубрик?

    9.Что представляют собой синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция?

Найдите в текстах художественной литературы 5-6 синтаксических конструкций, характерных только для книжной письменной речи и трансформируйте их, записав в виде предложений, в конструкции, типичные для разговорного синтаксиса. Выделите сегменты синтаксической конструкции, которая подверглась трансформации, и прокомментируйте каждую из произведенных замен во внешней структуре сообщения. Отметьте также, изменился ли смысл сообщения в результате данной трансформации.

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2001. Глава 10.

Валгина Н.С. Бессоюзные присоединительные конструкции в современном русском языке. // Русский язык в школе. - М., 1958, №5

Валгина Н.С. Присоединительные конструкции в современном русском литературном языке // Русский язык в школе - М., 1964

Ванников Ю.В. Синтаксиси речи и синтаксические особености русской речи. М., 1979

© Центр дистанционного образования МГУП