Московский государственный университет печати

Гречихин А.А.


         

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Гречихин А.А.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Глава 1. Формирование науки о чтении

1.1.

Особенности формирования науки о чтении в системе книговедения

1.2.

Социокультурная концепция чтения

1.3.

Деятельностная концепция чтения

1.4.

Вопросы для самопроверки

1.5.

Библиографический список

2.

Глава 2. Базовая терминосистема в социологии и психологии чтения

2.1.

Базовые книговедческие термины

2.2.

Базовые социологическая и психологическая терминосистемы

2.3.

Задания для самостоятельной работы студентов

2.4.

Библиографический список

3.

Глава 3. Методология прикладных социологических исследований

3.1.

Общая характеристика методологии

3.2.

Методы сбора данных

3.3.

Методы интерпретации и обобщения

3.4.

Вопросы для самопроверки

3.5.

Библиографический список

4.

Глава 4. Методология психологических исследований

4.1.

Краткая характеристика основных психологических школ

4.2.

Система основных методов психологического исследования

4.3.

Современные отечественные опыты разработки проблем психологии чтения

4.4.

Вопросы для самопроверки

4.5.

Библиографический список

5.

Глава 5. Социально-психологические исследования чтения международного масштаба

5.1.

Роль социально-психологических исследований в развитии научного и технического творчества

5.2.

Деятельность Международной ассоциации чтения (IRA)

5.3.

Проекты по изучению чтения других международных организаций

5.4.

Социально-психологические исследования детского и юношеского чтения

5.5.

Вопросы для самопроверки

5.6.

Библиографический список

6.

Глава 6. Читательская деятельность как творческий процесс

6.1.

Типологическая модель читательской деятельности

6.2.

Формирование круга чтения

6.3.

Опыт развития общей и специальной методики чтения

6.4.

Особенности современных методик чтения

6.5.

Методы и формы воспроизведения результатов чтения

6.6.

Организация и проведение социально-психологических исследований чтения

6.7.

Задания для самостоятельной работы студентов

6.7.1.

Библиографический список

6.8.

Вопросы для самопроверки

6.9.

Библиографический список

7.

Заключение

8.

Приложение 1

9.

Приложение 2

10.

Приложение 3

11.

Формы контроля

Указатели
48   указатель иллюстраций

Это учебное пособие подготовлено впервые. Специфика заключается в том, что оно ориентировано на специальность «Издательское дело и редактирование», где чтение играет ведущую профессиональную роль. Редакторское чтение является основным в процессе подготовки авторской рукописи (произведения) к изданию. Поэтому освоение методологии социально-психологических исследований чтения должно стать одной из первоочередных задач вузовского образования будущего редактора.

Вместе с тем, автор данного учебного пособия - сам квалифицированный редактор - осознаёт ограниченность только социально-психологическими аспектами исследований чтения. Следует учитывать также и другие факторы чтения как социально-культурного явления. Во-первых, чтением должен владеть каждый человек, каждый член общества и общество в целом. В этом отношении богатый опыт исследования и практической методики чтения, особенно для молодого поколения, накопила педагогика. Во-вторых, проблема чтения всегда была в поле зрения базовой науки о книге и книжном деле - книговедения (за рубежом - библиологии). И здесь есть свои достижения, результаты, имеющие большое научное и практическое значение. В-третьих, вопросам чтения особое внимание уделяют смежные науки - лингвистика, филология, литературоведение, семиотика и т.д., а также науки, определяющие современный прогресс в информационной технологии и вообще - в информационной деятельности: информатика, структурализм, кибернетика и т.д.

Следовательно, назрела острая необходимость в создании единой, междисциплинарной научной дисциплины о чтении. Пока наиболее распространённым названием её предлагается «Читателеведение». Но ясно, что не только субъект читательской деятельности определяет её специфику. В этой связи примечательно, что в последнее время предприняты попытки для научной разработки нового направления - информационной культуры. На этой основе уже созданы учебные дисциплины «Информационная культура личности», «Информационная культура специалиста» и др., где важное место занимает чтение как творческий процесс освоения социальной информации с учётом всего возможного многообразия научной методологии, т.е. методологического универсума. Ведутся дальнейшие исследования. Но существенно, что прикладная социология и психология будут определяющими в разработке проблем чтения.

Дидактически в основу данного учебного пособия положены Государственный образовательный стандарт и утверждённая УМО по образованию в области полиграфии и книжного дела примерная программа по дисциплине, модифицированные в соответствии с рабочей программой, составленной автором данного пособия. По своей структуре пособие состоит из двух основных частей. Первую из них - теоретическую - составляют четыре главы, посвящённые методологии и терминологии социально-психологического исследования чтения. Вторую часть - методическую - две главы, посвящённые особенностям читательской деятельности и организации социально-психологических исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Такая объёмность обусловлена тем, что проведение социально-психологического исследования просто невозможно без глубокого знания книги как универсального способа информационного общения (коммуникации), включая не только её социологические и психологические, но и другое многообразие составляющих. Сам процесс чтения не сводим только к узко понимаемому мысленному освоению содержания книги, но предстаёт в качестве более многоаспектной читательской деятельности, включающей, помимо чтения, как минимум, ещё две составляющие - формирование круга чтения, а также методы и формы фиксации результатов чтения. Наконец, важно знать современный опыт социально-психологических исследований.

Особое внимание уделено дидактической составляющей пособия. Каждая глава сопровождается вопросами для самопроверки, библиографическим списком, отражающим круг чтения студента по соответствующей проблематике, широко использованы таблицы и иллюстрации.

Естественно, автор имеет право на свою позицию в разработке курса «Социология и психология чтения». Но в условиях многих нерешённых проблем чтения автор осознаёт дискуссионность предлагаемых им решений. Поэтому он с благодарностью примет все направленные в его адрес отзывы и замечания.

© Центр дистанционного образования МГУП