Московский государственный университет печати

Гречихин А.А.


         

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Гречихин А.А.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Глава 1. Формирование науки о чтении

1.1.

Особенности формирования науки о чтении в системе книговедения

1.2.

Социокультурная концепция чтения

1.3.

Деятельностная концепция чтения

1.4.

Вопросы для самопроверки

1.5.

Библиографический список

2.

Глава 2. Базовая терминосистема в социологии и психологии чтения

2.1.

Базовые книговедческие термины

2.2.

Базовые социологическая и психологическая терминосистемы

2.3.

Задания для самостоятельной работы студентов

2.4.

Библиографический список

3.

Глава 3. Методология прикладных социологических исследований

3.1.

Общая характеристика методологии

3.2.

Методы сбора данных

3.3.

Методы интерпретации и обобщения

3.4.

Вопросы для самопроверки

3.5.

Библиографический список

4.

Глава 4. Методология психологических исследований

4.1.

Краткая характеристика основных психологических школ

4.2.

Система основных методов психологического исследования

4.3.

Современные отечественные опыты разработки проблем психологии чтения

4.4.

Вопросы для самопроверки

4.5.

Библиографический список

5.

Глава 5. Социально-психологические исследования чтения международного масштаба

5.1.

Роль социально-психологических исследований в развитии научного и технического творчества

5.2.

Деятельность Международной ассоциации чтения (IRA)

5.3.

Проекты по изучению чтения других международных организаций

5.4.

Социально-психологические исследования детского и юношеского чтения

5.5.

Вопросы для самопроверки

5.6.

Библиографический список

6.

Глава 6. Читательская деятельность как творческий процесс

6.1.

Типологическая модель читательской деятельности

6.2.

Формирование круга чтения

6.3.

Опыт развития общей и специальной методики чтения

6.4.

Особенности современных методик чтения

6.5.

Методы и формы воспроизведения результатов чтения

6.6.

Организация и проведение социально-психологических исследований чтения

6.7.

Задания для самостоятельной работы студентов

6.7.1.

Библиографический список

6.8.

Вопросы для самопроверки

6.9.

Библиографический список

7.

Заключение

8.

Приложение 1

9.

Приложение 2

10.

Приложение 3

11.

Формы контроля

Указатели
48   указатель иллюстраций

Итак, социология и психология в их прикладном применении являются важнейшим проявлением (для упрощения - его можно назвать социально-психологическим) в разработке чтения, или шире - читательской деятельности. При этом результаты социально-психологических исследований чтения показывают не только текущее состояние, но и перспективы его совершенствования. Это и показано в данном учебном пособии. С учётом того, что чтение вообще является универсальным способом освоения информации в жизни и деятельности каждого человека, но особенно специалиста, в профессиональную сферу которого входит обязательная и постоянная работа с различного рода информационными источниками.

В силу универсальности и всеобщей потребности в чтении исследователями его проблем, помимо социологии и психологии, занимаются и другие науки. Древнейшей из них является педагогика, в рамках которой разрабатываются новые методики чтения, изложенные в соответствующих учебных книгах - различного рода букварях или азбуках. Без умения читать нельзя быть грамотным, тем более просвещённым, культурным человеком. С развитием филологических наук - лингвистики (языкознания), литературоведения и книговедения - создаются соответствующие теории и методики чтения. Особая роль здесь принадлежит книговедению (за рубежом чаще используется термин «библиология») как обобщающей науке о книге и книжном деле. Отечественными книговедами в начале ХХ в. предложены новые опыты разработки научных дисциплин о чтении. Таковыми являются библиопсихология (Н.А. Рубакин) и библиосоциология (А.М. Ловягин и М.Н. Куфаев). Как можно видеть, в этих научных дисциплинах широко использовались достижения социологии и психологии. Позднее проблемы чтения стали исследоваться и в других направлениях, например документации (документологии, документалистики, документоведения), основы которой заложены бельгийским учёным П. Отле. Его по праву считают пионером современной информатики.

Несмотря на многочисленные подходы, до сих пор не удалось сформулировать единую, обобщающую научную дисциплину о чтении. На пути её создания наиболее перспективными являются выделенные нами (см. гл. 1) три подхода - книговедческий, социокультурный, деятельностный, в которых широко используются данные социально-психологических исследований чтения. Приоритет мы отдаём первому из них - книговедческому, так как именно эта наука рассматривает книгу как научную категорию, т.к. в системном единстве всех возможных источников информации, как универсальное средство информационного общения (коммуникации). Поэтому возможная обобщающая наука о чтении должна быть составной частью книговедения, но активно использовать, помимо результатов собственных исследований, также и данные всех других наук, имеющих дело с производством, распространением и использованием информации в обществе, в первую очередь, социологии и психологии.

К настоящему времени сложились все необходимые условия для построения обобщающей науки о чтении, но следует решить ещё ряд актуальных и сложных задач. Прежде всего, это относится к богатому историческому опыту теоретических и методических исследований чтения в нашей стране. Есть несколько монографических работ, но они охватывают преимущественно дореволюционный период. Их недостаточно относительно второй половины ХХ в., хотя именно в это время проводилось большое число не только локальных, но и общегосударственных исследований чтения. Существовала определённая сеть центров по исследованию и обучению (более рационально читать и самостоятельно работать с книгой. Особое внимание уделялось самому перспективному виду чтения - скорочтению (быстрому, рациональному, динамическому). Большой вклад в его развитие внесли две московские школы: ШБЧ под руководством О.А. Андреева и ШРЧ под руководством М.А. Зиганова, активно действующие сейчас и имеющие филиалы в других регионах страны. Правда, создаваемые методики чтения носят больше общепопулярный характер, почти отсутствуют методики, рассчитанные на специального читателя. Недостаточно имеется методических пособий, посвящённых процессам, сопутствующим чтению, - информационному поиску, конспектированию, систематизации результатов чтения и т.д., что в целом позволяет нам говорить о читательской деятельности.

Результаты современных социально-психологических исследований чтения и в нашей стране, и за рубежом подтверждают, что с конца прошлого века резко падает интерес к чтению. Причины создавшегося положения изучаются различными международными и национальными организациями (подробнее см. гл. 5 нашего учебного пособия). Особого внимания заслуживает деятельность Международной ассоциации чтения (IRA), куда входят многие национальные ассоциации. К сожалению, наша страна пока очень пассивно участвует в работе IRA. К тому же в России до сих пор нет национальной ассоциации чтения, хотя попытки её создания предпринимались. Например, такой шаг был сделан ШРБ под руководством М.А. Зиганова, но с распадом Союза всё прекратилось.

В связи с упадком интереса к чтению, с чем смириться никак нельзя, многие из ведущих стран мира - США, Великобритания, Германия, Франция и др. - законодатели приняли национальные программы чтения. Причём основное внимание уделяется детскому и юношескому чтению. Их реализация уже приносит свои плоды. Но более существенно другое. Наш прежде «самый читающий» народ в мире, наших учащихся-победителей почти всех международных олимпиад стали обгонять не только ведущие, но и развивающиеся страны.

Так, по результатам международного исследования PISA (его цель - международное тестирование 15-летних подростков) российская молодёжь среди представителей более 40 стран заняли лишь общее 28-е место. А конкретно по математике - 29-е, по естественным наукам - 24-е, но вот по чтению - вообще 32-е места. Самыми умными и читающими оказались учащиеся из Финляндии, Гонконга, Южной Кореи, Швейцарии, Макао и Новой Зеландии, на последнем месте - ребята из Туниса. Следовательно, наша страна должна срочно принять национальную программу чтения. Инициативные опыты разработки её проекта уже предпринимались. К сожалению, они не получили пока государственной поддержки.

Одной из определяющих причин, способствующих упадку интереса к чтению, считается компьютеризация современного общества, внедрение в жизнь исторически нового типа книги - электронной, мультимедийной. По нашему мнению, это - глубокое заблуждение. Работа с компьютером также не возможна без чтения, но только особого вида - компьютерного чтения. При этом особую значимость приобретают психологические проблемы взаимодействия компьютера и человека. Следовательно, перед наукой о чтении ставится новая задача - разработка теории и методики компьютерного чтения. Естественно, здесь могут быть использованы достижения традиционного чтения. Но особого внимания заслуживает своя специфика общения с компьютером, в процессе чего возникают свои проблемы, к чему предъявляются своеобразные требования и в целом возникают новые методы и формы, возможности и перспективы освоения информации.

В любом случае обладать высоким уровнем чтения, что в книговедении традиционно называют «культурой чтения», должен каждый человек, тем более специалист, связанный с информационной деятельностью. Будем надеяться, что наше учебное пособие станет определенной ступенью для совершенствования вашей читательской деятельности.

© Центр дистанционного образования МГУП