Московский государственный университет печати

Гречихин А.А.


         

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Гречихин А.А.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Глава 1. Формирование науки о чтении

1.1.

Особенности формирования науки о чтении в системе книговедения

1.2.

Социокультурная концепция чтения

1.3.

Деятельностная концепция чтения

1.4.

Вопросы для самопроверки

1.5.

Библиографический список

2.

Глава 2. Базовая терминосистема в социологии и психологии чтения

2.1.

Базовые книговедческие термины

2.2.

Базовые социологическая и психологическая терминосистемы

2.3.

Задания для самостоятельной работы студентов

2.4.

Библиографический список

3.

Глава 3. Методология прикладных социологических исследований

3.1.

Общая характеристика методологии

3.2.

Методы сбора данных

3.3.

Методы интерпретации и обобщения

3.4.

Вопросы для самопроверки

3.5.

Библиографический список

4.

Глава 4. Методология психологических исследований

4.1.

Краткая характеристика основных психологических школ

4.2.

Система основных методов психологического исследования

4.3.

Современные отечественные опыты разработки проблем психологии чтения

4.4.

Вопросы для самопроверки

4.5.

Библиографический список

5.

Глава 5. Социально-психологические исследования чтения международного масштаба

5.1.

Роль социально-психологических исследований в развитии научного и технического творчества

5.2.

Деятельность Международной ассоциации чтения (IRA)

5.3.

Проекты по изучению чтения других международных организаций

5.4.

Социально-психологические исследования детского и юношеского чтения

5.5.

Вопросы для самопроверки

5.6.

Библиографический список

6.

Глава 6. Читательская деятельность как творческий процесс

6.1.

Типологическая модель читательской деятельности

6.2.

Формирование круга чтения

6.3.

Опыт развития общей и специальной методики чтения

6.4.

Особенности современных методик чтения

6.5.

Методы и формы воспроизведения результатов чтения

6.6.

Организация и проведение социально-психологических исследований чтения

6.7.

Задания для самостоятельной работы студентов

6.7.1.

Библиографический список

6.8.

Вопросы для самопроверки

6.9.

Библиографический список

7.

Заключение

8.

Приложение 1

9.

Приложение 2

10.

Приложение 3

11.

Формы контроля

Указатели
48   указатель иллюстраций

Общие результаты анкетирования населения Киргизской ССР в процессе исследования «Культура - книга - читатель» (На вопросы ответили 1270 человек)

Вопросы анкеты

1. Роль книги в современном обществе:

Воспитательная 63

Познавательная 62

Эстетическая 52

Идеологическая 48

Образовательная 47

Информационная 40

2. Согласны с ведущей ролью книги в развитии современной культуры 74

3. В системе массовой информации и пропаганды доминируют:

книга 52

телевидение 27

кино 18

4. Значимость книги в жизни данного читателя:

источник духовного обогащения 67

средство формирования мировоззрения 62

средство эстетического наслаждения 50

средство воспитания 43

источник повышения образовательного уровня 41

вид отдыха 36

источник повышения профессиональной квалификации 29

средство информационного общения 28

5. Выражение интереса к книге:

люблю читать книги 70

расширяет мой кругозор 51

книги нужны для работы 35

книга - мой лучший друг 32

книги нужны для учебы 28

интересует процесс обмена книгами 14

люблю коллекционировать книги 11

нравится оформление, книжная графика 8

интерес к книге поднимает мой авторитет 5

приобретаю книги для создания домашнего интерьера 2

6. Предпочтение отдается следующим типам книги:

литературно-художественная 86

общественно-политическая 51

научно-популярная 33

учебная 30

естественнонаучная 28

издания по искусству 23

техническая 18

7. Приходится чаще всего обращаться к следующей тематике общественно-политической книги;

материалы съездов, пленумов, постановления КПСС 75

произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина 54

книги по эстетике 33

книги о К. Марксе, Ф. Энгельсе, В. И. Ленине29

книги о внутренней и внешней политике СССР 27

книги но этике 27

книги о ВЛКСМ и молодежном движении 25

книги по истории и историческим наукам 22

книги по научному коммунизму 20

книги о государстве и праве 15

книги по атеизму 14

книги по философии 13

книги по политической экономии 12

книги но военному делу 7

8. Предпочтение отдается следующим изданиям художественной литературы:

русская советская 73

русская классическая 68

зарубежная классическая 62

киргизская литература 59

зарубежная современная 57

историко-художественная 36

литература других народов СССР 35

9. Предпочтение отдается следующим родам художественной литературы:

проза 69

поэзия 25

драма 4

10. Предпочтение отдается следующим видам книги:

собрание сочинений 54

энциклопедия 45

серийное издание 37

справочник 36

сборник 32

учебник 26

монография 20

11. Предпочтение отдается следующим типам собраний сочинений:

избранное 71

массовое 52

полное 48

научно-массовое 25

академическое 23

научное 19

12. Следующие источники дают основную информацию об интересующих читателя книгах:

друзья и знакомые 61

библиотекари 50

центральные газеты 40

продавцы книжных магазинов 36

аннотированные тематические планы выпуска издательств 32

телевидение 31

активисты общества книголюбов 30

наставники, старшие товарищи по работе 29

центральные журналы 28

республиканские газеты 27

прикнижные библиографические пособия 23

специальные журналы 21

лекторы и пропагандисты 20

местная печать 19

издания всесоюзной и других книжных палат 18

радио 18

рецензии на книги 17

республиканские журналы 16

издания органов научно-технической информации 12

13. Обмениваются в коллективах мнениями о прочитанных книгах:

довольно часто 45

время от времени 34

нет такого обычая 13

14. Читают книги:

каждый день 1-2 часа 53

2-3 часа в неделю 22

2-3 часа в месяц 14

реже 5

15. Количество читаемых в течение года книг:

от 10 до 20 книг 31

до 10 книг 23

от 20 до 30 книг 20

от 30 до 40 книг 11

от 40 до 50 книг 8

более 50 книг 2

16. Собственное мнение об объеме своего чтения:

читают немного, но вполне достаточно для себя 37

читают много, но хотят читать еще больше 28

читают очень много 20

читают мало 13

17. Причины, мешающие чтению:

мало книг интересующей тематики в книжных магазинах 44

недостаточный фонд интересующих книг в библиотеке 36

нет условий для чтения 11

18. Берут книги для чтения:

в своей домашней библиотеке 60

в общественной библиотеке 57

покупают в книжном магазине 53

у друзей и знакомых 45

19. Посещают библиотеки:

один раз в неделю 30

один раз в две недели 28

не посещают вообще 24

два раза в неделю 13

20. Удовлетворяют потребностям читателей библиотеки:

культура обслуживания читателей 45

индивидуальная работа с читателями (руководство чтением) 43

качество и объем книжного фонда 37

профессиональный уровень библиотечных работников 31

удобства для чтения в читальном зале 28

справочно-библиографическая работа 23

межбиблиотечный абонемент (МБА) 19

21. Систематически проводятся в библиотеке следующие мероприятия:

выставки книг 74

обзоры новых поступлений 68

встречи с интересными людьми 52

читательские конференции 47

кружки по интересам 15

22. Посещают книжные магазины:

еженедельно 43

один раз в месяц 23

ежедневно 14

2-3 раза в год 12

вообще не посещают 1

23. Тратят (в рублях) на покупку книг в течение года:

от 10 до 20 31

до 10 25

от 20 до 50 22

от 50 до 100 13

более 100 5

24. Предпочитают следующие формы книготоргового обслуживания:

самообслуживание 61

подписка на издание 43

предварительные заказы по тематическим планам выпуска издательств 33

букинистическая торговля 30

книгообмен 27

книга - почтой 24

общественное книгораспространение 19

продажа книг по абонементам в обмен на макулатуру 5

25. Удовлетворяют потребностям покупателей книжные магазины:

культура обслуживания покупателей 40

пропаганда и реклама книги в магазине 38

книготорговый ассортимент 37

размещение книг в торговом зале 32

профессиональный уровень работников 28

оборудование и оформление книжного магазина 24

справочно-библиографическая работа 20

26. Систематически проводятся в книжном магазине следующие мероприятия:

выставки книг 54

обзоры новых поступлений 42

читательские конференции 29

встречи с интересными людьми 27

заседания клубов общества книголюбов 18

27. Удовлетворяет потребностям читателей деятельность первичной организации общества книголюбов:

выставки и обзоры книг 43

встречи с интересными людьми 40

работа активистов общества книголюбов 34

пропаганда и распространение книг 31

читательские конференции 27

рекомендации о правильном формировании домашней библиотеки 25

руководство чтением, изучение читательских интересов и вкусов 21

разработки по культуре чтения и самостоятельной работе с книгой 17

28. Количество книг в домашней библиотеке:

от 50 до 100 книг 30

от 100 до 300 книг 24

от 300 до 500 книг 15

до 50 книг 13

от 500 до 1000 книг 8

свыше 1000 книг 5

29. Основные признаки, по которым формируется домашняя библиотека:

собрания сочинений классиков литературы 65

книги, необходимые для работы 41

бессистемно 38

книги определенного жанра 28

серийные издания 25

хорошо изданные, красиво оформленные книги 7

книги с автографами авторов 5

миниатюрные издания 3

антикварные книги 1

30. Преобладают в домашней библиотеке следующие типы книг:

литературно-художественная 85

научно-фантастическая и приключенческая 35

по специальности 32

общественно-политическая 30

справочно-энциклопедическая 29

учебно-педагогическая 28

издания по искусству 27

научно-популярная 25

естественнонаучная 23

научно-техническая 17

сельскохозяйственная 13

по физической культуре и спорту 9

31. Степень знакомства с произведениями писателей:

киргизская литература 78

русская классика 75

советская классика 71

советская современная 69

зарубежная классика 67

зарубежная современная 62

других народов СССР 56

32. Указали имена любимых писателей:

отечественных 92

зарубежных 76

33. Указали, какие газеты и журналы читают:

газеты 96

журналы 81

34. Предпочитают пользоваться библиотеками:

общественными 62

домашними 35

35. Оценили свою методику самостоятельной работы с книгой;

удовлетворительно 56

хорошо 27

неудовлетворительно 15

36. Желают, чтобы чтением руководили специалисты-книговеды 68

37. Хотят иметь пособия по культуре чтения и самостоятельной работе с книгой 70

38. Желают открытия курсов по методике работы с книгой, рационального и быстрого чтения 62

39. Хотят знать и использовать творческий опыт работы с книгой и чтения великих людей 77

40. Предварительный выбор книги осуществляется на основе:

выборочного знакомства с содержанием книги советов друзей и знакомых 51

собственного изучения справочного аппарата книги 35

рекомендаций работников книжного дела 33

информации в печати, по радио, телевидению 20

художественно-полиграфического оформления книги 11

стоимости книги 4

41. Используют следующие методы и формы работы с книгой:

маргиналии (пометы) на собственных книгах 23

конспектирование 18

дневник чтения 14

картотека 6

42. Наибольшее влияние на формирование читателя оказывают следующие факторы:

самообразование 65

профессия 40

школа 38

семья 32

43. Другие факторы, влияющие на культуру чтения, формирование круга, вкуса и навыков чтения:

педагоги и наставники, родственники, друзья и знакомые 41

рекомендации работников книжного дела 40

опыт творческого чтения великих людей 35

средства массовой информации и пропаганды 28

рекомендательные библиографические пособия 27

учебные программы институтов, техникумов и т.п. 24

мнение любимого человека 15

44. Согласны с тем, что на чтение положительно влияет экранизация произведений литературы 73

45. Возможное увеличение свободного времени было бы использовано следующим образом:

больше читать книги 67

ходить в кино 41

смотреть телепередачи 36

посещать театр 28

участвовать в мероприятиях дома культуры и клуба 25

посещать музеи и выставки 17

больше времени уделять учебе 16

заниматься каким-либо искусством 16

более активно участвовать в общественной жизни своего коллектива 13

заниматься спортом 12

пойти учиться в техникум или институт 10

46. Дали советы но вопросам совершенствования пропаганды, распространения и использования книги и чтения:

работникам книжной торговли 63

работникам библиотек 58

работникам издательств 47

активистам общества книголюбов 42

работникам культпросветучреждений 39

© Центр дистанционного образования МГУП