Московский государственный университет печати

Гречихин А.А.


         

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Гречихин А.А.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Глава 1. Формирование науки о чтении

1.1.

Особенности формирования науки о чтении в системе книговедения

1.2.

Социокультурная концепция чтения

1.3.

Деятельностная концепция чтения

1.4.

Вопросы для самопроверки

1.5.

Библиографический список

2.

Глава 2. Базовая терминосистема в социологии и психологии чтения

2.1.

Базовые книговедческие термины

2.2.

Базовые социологическая и психологическая терминосистемы

2.3.

Задания для самостоятельной работы студентов

2.4.

Библиографический список

3.

Глава 3. Методология прикладных социологических исследований

3.1.

Общая характеристика методологии

3.2.

Методы сбора данных

3.3.

Методы интерпретации и обобщения

3.4.

Вопросы для самопроверки

3.5.

Библиографический список

4.

Глава 4. Методология психологических исследований

4.1.

Краткая характеристика основных психологических школ

4.2.

Система основных методов психологического исследования

4.3.

Современные отечественные опыты разработки проблем психологии чтения

4.4.

Вопросы для самопроверки

4.5.

Библиографический список

5.

Глава 5. Социально-психологические исследования чтения международного масштаба

5.1.

Роль социально-психологических исследований в развитии научного и технического творчества

5.2.

Деятельность Международной ассоциации чтения (IRA)

5.3.

Проекты по изучению чтения других международных организаций

5.4.

Социально-психологические исследования детского и юношеского чтения

5.5.

Вопросы для самопроверки

5.6.

Библиографический список

6.

Глава 6. Читательская деятельность как творческий процесс

6.1.

Типологическая модель читательской деятельности

6.2.

Формирование круга чтения

6.3.

Опыт развития общей и специальной методики чтения

6.4.

Особенности современных методик чтения

6.5.

Методы и формы воспроизведения результатов чтения

6.6.

Организация и проведение социально-психологических исследований чтения

6.7.

Задания для самостоятельной работы студентов

6.7.1.

Библиографический список

6.8.

Вопросы для самопроверки

6.9.

Библиографический список

7.

Заключение

8.

Приложение 1

9.

Приложение 2

10.

Приложение 3

11.

Формы контроля

Указатели
48   указатель иллюстраций

Хартия книги

Преамбула

Убежденные в том, что книга является важнейшим инструментом сохранения и распространения мирового запаса знаний;

Считая, что роль книги можно усилить с помощью политики стимулирования самого широкого использования печатного слова;

Помня, что Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры предусматривает «облегчение свободного распространения идей при помощи слов и образов», а также «международное сотрудничество, дающее всем народам возможность ознакомления со всем, что публикуется в отдельных странах»;

Напоминая также о сделанном Генеральной конференцией ЮНЕСКО подтверждении, что книги «выполняют существенную роль в реализации целей ЮНЕСКО, а именно: мира, прогресса, защиты человеческих прав и борьбы против расизма и колониализма»;

Принимая во внимание, что Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила 1972 год Международным годом книги под лозунгом «Книги для всех»;

Международное сообщество ассоциаций книготорговцев, Международное объединение обществ писателей и композиторов, Международная федерация по документации, Международная федерация библиотечных ассоциаций, Международный ПЕН-клуб, Международная ассоциация книгоиздателей Принимают единодушно настоящую Хартию книги и призывают всех заинтересованных в этом вопросе осуществлять провозглашенные в ней принципы.

Статья I

Каждый имеет право на чтение.

Общество обязано дать всем людям возможность пользоваться благами чтения. Так как значительная часть населения мира лишена доступа к книгам из-за неумения читать, правительства обязаны оказывать помощь в искоренении неграмотности. Они должны также поддерживать выпуск печатных материалов, необходимых для приобретения и сохранения навыков чтения. Производители и распространители книг, в свою очередь, обязаны следить за тем, чтобы распространяемые с помощью печатного слова идеи и информация соответствовали изменяющимся потребностям читателя и общества в целом.

Статья II

Книги очень важны для образования.

В век революционных преобразований в области просвещения и долгосрочных программ расширения школьного образования необходимо планирование, которое обеспечит соответствие содержания и количества учебников развивающейся системе образования. Качество и содержание учебных книг во всех странах мира должно постоянно улучшаться. Региональные центры могут помочь национальным издательствам в удовлетворении потребностей в учебниках и общеобразовательных материалах для чтения, особенно для школьных библиотек и программ ликвидации неграмотности.

Статья III

Общество имеет особую обязанность - создать условия для творческой работы авторов.

Во Всемирной декларации прав человека говорится, что «каждый имеет право на защиту моральных и материальных интересов, возникающих в результате появления каких-либо научных работ, литературных или художественных произведений, автором которых он является». Эта защита должна распространяться не только на писателей, но и на переводчиков, которые расширяют сферу распространения книги за языковые границы, обеспечивая тем самым установление важных связей между авторами и читателями. Так как каждая страна имеет право выражать особенности своей культуры и, таким образом, сохранять разнообразие, столь важное для цивилизации, следует поощрять творческую работу писателей и деятельность переводчиков, которые должны открывать доступ к богатствам литературы на других языках, включая и малораспространенные.

Статья IV

Хорошо поставленное национальное книгоиздательское дело необходимо для развития страны.

В мире, где существует резко выраженное неравенство в выпуске книжной продукции и многие страны лишены нужного им количества материалов для чтения, необходимо планировать развитие книгоиздательского дела. Для этого требуются помощь государства и, где необходимо, международное сотрудничество в создании инфраструктуры книгоиздательской промышленности; объединение с планированием в области образования, экономики и социального развития; участие профессиональной организации, по возможности широко объединяющей всех связанных с выпуском и распространением книги и действующей с помощью таких учреждений, как национальные советы по развитию книжного дела; долгосрочное и льготное финансирование на национальном уровне или на основе международных двусторонних или многосторонних соглашений.

Статья V

Для развития книгоиздательского дела необходимы сырье и оборудование.

В своей экономической политике правительства должны предусматривать поставку сырья, необходимого для развития производства книг, включая бумагу, машин для ее производства, а также печатного и переплетного оборудования. Наряду с максимальным использованием национальных ресурсов для производства недорогих и привлекательных материалов для чтения можно применить льготы при импорте сырья и оборудования. Большое внимание должно уделяться созданию письменности для языков, которые ее не имеют. Те, кто занимается производством книг, должны поддерживать достаточно высокие стандарты продукции и оформления. Особые усилия в этом направлении необходимо сделать при производстве книг для лиц с физическими недостатками.

Статья VI

Книготорговые фирмы - основное связующее звено между издательствами и читателями.

Книготорговые фирмы идут в авангарде движения за распространение навыков чтения и выполняют как культурные, так и просветительные функции. Они должны сыграть важную роль в том, чтобы тщательно отобранный круг книг доходил до читателей в нужном количестве. Сниженные почтовые и грузовые тарифы на пересылку и перевозку книг и другие финансовые льготы помогают им в выполнении этой задачи.

Статья VII

Библиотеки - национальные ресурсы для распространения информации и знания, для наслаждения мудростью и красотой.

Библиотеки занимают центральное место в распространении книг. Они часто являются самым эффективным средством передачи печатного текста в распоряжение читателя. В качестве общественного учреждения они содействуют чтению, что, в свою очередь, способствует благосостоянию отдельных лиц, образованию человека в течение всей его жизни и социально-экономическому прогрессу. Библиотечное обслуживание должно соответствовать потенциальным возможностям и потребностям каждой страны не только в городах, по и в обширных сельских местностях, куда книги зачастую не доходят. Каждая школа и каждая община должны иметь по крайней мере одну библиотеку с квалифицированным персоналом и соответствующими средствами на приобретение книг. Библиотеки необходимы также для целей высшего образования и для научной работы. Развитие национальной библиотечной сети откроет читателям, независимо от их местонахождения, доступ к книжным ресурсам страны.

Статья VIII

Документация способствует выпуску книг путем сохранения и предоставления основных первичных материалов. Выпуск книг, особенно научно-технических и других специальных изданий, требует соответствующей помощи от документационных служб. Поэтому следует развивать эти службы с помощью правительств и всех учреждений, связанных с книгоиздательской деятельностью. Для того, чтобы максимальное количество информационного материала могло быть предоставлено в любое время, необходимо принять меры к достижению по возможности более свободного потока информации через границы.

Статья IX

Свободный поток книг из одной страны в другую является важным дополнением к национальным ресурсам и способствует международному взаимопониманию.

Чтобы все могли участвовать в мировом творческом процессе, крайне необходим беспрепятственный поток книг. Такие препятствия, как тарифы и налоги, можно устранить путем широкого применения Соглашений ЮНЕСКО и других международных рекомендаций и договоров. Необходимо щедро предоставлять лицензии и иностранную валюту на закупку книг и сырья для книжного производства. Внутренние налоги и другие ограничения в книжной торговле должны быть сведены к минимуму.

Статья Х

Книги служат международному взаимопониманию и мирному сотрудничеству.

«Войны зарождаются в умах людей, - говорится в Уставе ЮНЕСКО, - поэтому именно в умах людей следует укоренять идею защиты мира». Книги составляют одно из главных средств защиты мира вследствие их огромного значения для создания интеллектуального климата дружбы и взаимопонимания. Все связанные с книгами лица и организации обязаны добиваться того, чтобы книги содействовали развитию личности, социальному и экономическому прогрессу, международному взаимопониманию и миру.

© Центр дистанционного образования МГУП