Московский государственный университет печати

Востоков О.С.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Маркетинг в книжном деле»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Востоков О.С.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Маркетинг в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

1.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

2.

Тема 1. Понятие и сущность маркетинга

3.

Тема 2. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинговой деятельности

4.

Тема 3. Товарная политика в книжном маркетинге

5.

Тема 4. Ценовая политика в книжном маркетинге

6.

Тема 5. Политика сбыта в книжном маркетинге. Сущность и понятие сбытовой сети. Участники сбытовой сети

7.

Тема 6. Политика стимулирования сбыта в книжном маркетинге. Формирующая функция, сущность и задачи. Составляющие политики формирования спроса

8.

Тема 7. Маркетинговые исследования книжного рынка. Информация как основа маркетинга

9.

Тема 8. Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии

10.

Тема 9. Зарубежный опыт

11.

Формы контроля

12.

Рекомендуемая литература

Содержание теории маркетинга. Объективные причины возникновения. Концепции маркетинга. Эволюция теории маркетинга. Основные понятия маркетинга. Современная концепция маркетинговой теории. Триединство. Специфика книжного маркетинга. Определение маркетинга книжного дела. Сущность и значение маркетинга книжного дела. Маркетинговая программа книготорговых предприятий. Сущность и значение. Функции маркетинга.

Литература:

Востоков О.С. Маркетинг в книжном деле. Конспект лекций.
Лекция 1, лекция 2, лекция 3, лекция 4.

Понятие рынка. Виды и типы рынков. Структура и инфраструктура рынка. Внешние и внутренние факторы как основа маркетинговой деятельности.

Книжный рынок как специализированный рынок товаров и услуг. Специфика книжного рынка. Структура и инфраструктура книжного рынка. Понятие сегмента и сегментации книжного рынка. Специфика выбора сегмента. Определение «ниши» книжного рынка

Микро- и макросреда книжного маркетинга. Объективные и субъективные факторы, формирующие внешнюю и внутреннюю среды. Роль государства в формировании и развитии книжного рынка.

Книжный рынок России, современное состояние, основные проблемы, пути их решения.

Литература:

Востоков О.С. Маркетинг в книжном деле. Конспект лекций. Лекция 7, лекция 8.

Товар - понятие и определение.

Характеристика книги как особого вида товара. Книговедческие и товароведческие

свойства книги. Потребительная стоимость книги -товара. Понятие качества книги -товара с позиции теории маркетинга. Конкурентоспособность книги - товара. Методические подходы к оценке конкурентоспособности книги. Жизненный цикл товара и его фазы. Роль маркетинга в продлении жизненного цикла.

Товарная политика в книжном маркетинге. Формирование товарной политики. Этапы разработки товарной политики. Стратегия товарной политики. Ассортимент - основа товарной политики. Специфика оптимизации ассортимента в книжном деле.

Технология планирования товарного (издательского, книготоргового) ассортимента. Управление товарным ассортиментом в издательском и книготорговом предприятии (их различие).

Товарная конкуренция на книжном рынке. Сущность товарной конкуренции, признаки и показатели. Характеристика конкурентной среды (издательской и книготорговой) на книжном рынке России.

Маркетинг - микс (4 Р) и его интерпретация в условиях книжного деле.

Литература:

Востоков О.С. Маркетинг в книжном деле. Конспект лекций. Лекция 6.

Цена в рыночной среде. Виды цен в рыночной экономике. Факторы, формирующие уровень цен. Структура и образование цены книжной продукции. Издательская и торговая себестоимость. Структура себестоимости. Цена и ценность книги - товара. Коньюктура и эластичность спроса.

Ценовая конкуренция. Факторы, определяющие ценовую конкуренцию.

Ценовая политика в книжном маркетинге. Этапы разработки ценовой политики.

Информация, необходимая для принятия решения по ценам. Цена и конъюнктура спроса на книжном рынке.

Практика управления ценами.

Литература:

Востоков О.С. Маркетинг в книжном деле. Конспект лекций. Лекция 9,лекция 10.

Каналы распределения книжных товаров. Понятие товародвижения, цели и задачи. Структура сбытовой сети.

Оптовая книжная торговля. Социально-экономическая сущность оптовой книжной торговли. Организационные формы оптовой торговли Прямая и косвенная формы оптовой торговли. Посредники и диллеры - общее и различия.

Розничная книжная торговля. Роль розничной книжной торговли в рыночной экономике. Организационные формы розничной книжной торговли. Виды и типы розничных книготорговых предприятий и др. торговых единиц. Прогрессивные формы розничной книжной торговли. Мерчандайзинг как форма маркетинга.

Оценка современного состояния оптовой и розничной книжной торговли и перспектива их развития.

Организационно правовые формы и юридический статус субъектов книжного рынка. Характеристика производителей (издательств) и продавцов (оптовых и розничных) книжного рынка Характеристики категорий покупателей книжного рынка.

Политика сбыта в издательских структурах. Методы реализации книжной продукции издательствами, типовые схемы реализации товара. Выбор партнеров при реализации товара. Методы прямых продаж. Многоуровневый маркетинг.

Литература:

Востоков О.С. Маркетинг в книжном деле. Конспект лекций. Лекция 11.

Сущность политики стимулирования сбыта. Две составляющие этой политики, их значение и назначение.

Реклама в системе маркетинга. Цели и задачи рекламы и пропаганды книжной продукции. Средства рекламы и пропаганды, каналы распространения рекламы и пропаганды. Виды рекламы. Эффективность рекламы в книжном деле. Престижная реклама и ее возможности в условиях рынка. Позиционирование издательств и книготорговых предприятий на книжном рынке. Товарный знак, торговая марка, бренд фирмы.

Стимулирование сбыта - основа сбытовой политики. Цели политики стимулирования сбыта, объекты и субъекты воздействия, специфика в книжном деле.

Методы и способы реализации политики стимулирования сбыта в книжном маркетинге. Связь между формированием сбытовой сети и стимулированием сбыта. Виды и формы стимулирования.

Литература:

Востоков О.С. Маркетинг в книжном деле. Конспект лекций. Лекция 12, лекция 13.

Основные направления исследований в книжном маркетинге, Методические основы исследований. Правила и процедуры маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований.

Исследования книжного рынка. Изучение товарной структуры рынка. Оценка конъюнктуры рынка. Определение емкости рынка. Совокупность маркетинговых исследований.

Логическая последовательность проведения исследований.

Изучение потребителей. Методы и принципы изучения поведения потребителей. Моделирование поведения потребителей.

Прогнозирование интересов различных групп покупателей. Основные методы прогнозирования.

Исследование структуры рынка. Конкурентная среда. Возможности поставщиков -производителей книжных товаров. Изучение посредников. Анализ ведущих факторов внешней среды, роли государственного регулирования.

Система информационного обеспечения исследований рынка. Мониторинг ситуации на рынке. Методы обобщения и анализа исходной информации.

Исследование внутренней среды предприятия. Организационная структура предприятия и оценка возможностей предприятия. Факторный анализ.

Литература:

Востоков О.С. Маркетинг в книжном деле. Конспект лекций. Лекция 5.

Планирование маркетинговой деятельности в процессе управления предприятием Основные задачи и принципы планирования маркетинга. Источники информации при составлении планов маркетинга. Функция планирования и ее роль в координации деятельности маркетинговых служб.

Контроль в маркетинговой системе. Объекты контроля.

Внутренняя и внешняя ревизия маркетинговой деятельности. Обратные связи в системе контроля. Ситуационный анализ как инструмент самоанализа и самоконтроля.

Организация маркетинга на издательском (книготорговом) предприятии.

Маркетинговые структуры предприятия. Виды организационных структур маркетинговых служб. Основные задачи и функции маркетинговых структур.

Развитие маркетинговых структур на предприятиях книжного дела в России.

Литература:

Востоков О.С. Маркетинг в книжном деле. Конспект лекций. Лекция 14.

Опыт работы книгоиздателей и книгораспространителей в США, Англии, Германии, использующих теорию маркетинга.

Специфика книжного рынка стран с развитой экономикой. Структура служб маркетинга в книжном деле зарубежных стран.

© Центр дистанционного образования МГУП