Московский государственный университет печати

Г.Н. Ершова


         

Информационные технологии в книжном деле

Учебное пособие


Г.Н. Ершова
Информационные технологии в книжном деле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Основные понятия и определения

1.1.

От информации к информационным системам

1.2.

Уровни и виды информационных систем в организации

1.3.

Информационные технологии в управленческой деятельности

1.4.

Вопросы для самоконтроля

2.

Базы данных и Интернет

2.1.

Роль баз данных и файловые системы

2.2.

Основы моделирования данных

2.3.

Концептуальное моделирование структуры базы данных книжного магазина

2.4.

Логическое моделирование базы данных книжного магазина

2.5.

Архитектура многопользовательских СУБД

2.6.

Хранилища данных

2.7.

Интернет

2.8.

Поисковые системы

2.9.

Вопросы для самоконтроля

3.

Внедрение и развитие информационных систем

3.1.

Системный подход в построении информационных систем

3.2.

Общие вопросы разработки информационной системы

3.3.

Жизненный цикл программного обеспечения

3.4.

Этап «Анализ» жизненного цикла информационных систем

3.5.

Современные методы построения моделей бизнес-процессов

3.6.

Вопросы для самоконтроля

4.

Электронный обмен данными в книжной торговле

4.1.

Электронный обмен данными

4.2.

Развитие информационных технологий на предприятиях книжной торговли

4.3.

Международные коммуникативные форматы

4.4.

Сообщение ONIX-формата

4.5.

Использование ONIX в качестве стандарта обмена коммерческой информацией

4.6.

Безопасность электронного обмена данными

4.7.

Вопросы для самоконтроля

5.

Словарь терминов

6.

Примерный перечень тем для обсуждения на практических занятиях по дисциплине «Информационные технологии в книжном деле»

7.

Литература

Указатели
12   указатель иллюстраций
Рис. 9. Примерная схема ЭОД между участниками книжного бизнеса

Электронный обмен данными (ЭОД) - Electronic Data Interchange (EDI) - появился примерно 25 лет назад и является безбумажной технологией движения информации. ЭОД в деятельности предприятий представляет собой взаимосвязь бизнес-процессов с процессами обработки и передачи данных. ЭОД - это прямой обмен между информационными системами различных организаций деловыми и коммерческими документами. Использование ЭОД позволяет предприятию получить значительные конкурентные преимущества за счет:

  • повышения скорости и точности коммерческих операций;
  • уменьшения затрат на ручную обработку документов;
  • снижения рисков потерь и искажения информации;
  • увеличения оборачиваемости товарных запасов за счет своевременной, быстрой и точной информации об их наличии.

ЭОД не следует путать с электронным документооборотом. Основное отличие ЭОД от электронного документооборота состоит в том, что ЭОД - это обмен электронными документами между различными предприятиями, использующий строго стандартизированные представления электронных документов. Система электронного документооборота разрабатывается в рамках одного предприятия. Это отличие и составляет основную трудность при внедрении ЭОД в практику взаимодействия предприятий. Если внедрение электронного документооборота требует стандартизации и согласования процессов только одного предприятия, то внедрение ЭОД затрагивает бизнес-процессы всех организаций, вовлеченных в процесс производства товара или услуги.

Таблица 5. Способы передачи информации

Составляющие компоненты обмена данными

ЭОД

ФаксИмеется в виду факсимильный аппарат, который подключен к компьютеру

Электронная почта

Канал передачи данных Использование телефонных или выделенных линий

Устройства приема-передачи

Данные передаются между компьютерами
Вид сообщения

Файл, имеющий стандартную внутреннюю структуру

Электронное представление графического образа бумажного документа Файл, имеющий произвольную внутреннюю структуру
Соблюдение стандартов сообщений Требуется строгое соблюдение всех стандартов передачи сообщений, уровней канала; внутренней структуры сообщения; Требуется соблюдение стандартов на уровне канала связи Требуется соблюдение стандартов на уровне канала связи и на уровне службы обмена сообщениями
Степень автоматизации

Полностью автоматизированный процесс

Не автоматизированный процесс Полуавтоматический процесс.

В таблице 5 приведена сравнительная характеристика ЭОД, передачи сообщений по электронной почте и факсу. Стандарты сообщения наиболее важная часть ЭОД. Большинство предприятий используют различное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации. Причем, как было сказано в разделе 2, тип данных в значительной степени зависит от используемых СУБД. Таким образом, одна и та же информация в различных компаниях может быть представлена в различных форматах. Следовательно, если участники рынка хотят обмениваться информацией друг с другом, то у них должны быть единые правила и стандарты, обеспечивающие этот обмен.

В настоящее время, имеющаяся на предприятиях информация (информация в книжном бизнесе не исключение), как правило, фрагментарна и рассредоточена по текстовым файлам, бумажным документам, записным книжкам и головам сотрудников. Такая ситуация не только не позволяет эффективно управлять компанией, но и ведет к появлению незаменимых людей, владеющих «тайными» знаниями, жизненно необходимыми для функционирования предприятия.

В связи с этим первой и самой важной задачей информационной системы является создание единого информационного пространства предприятия. Ключевой фактор успеха в этом деле - разработка стандарта информационного обмена внутри предприятия. Некоторые, крупные участники книжного рынка, такие как Торговый Дом «Библио-Глобус», «Топ-Книга», «Мастер-Книга» и ряд других, в целом решили эту задачу.

Следующий шаг - включение в информационное пространство предприятия партнеров по бизнесу. Успешным примером такой интеграции является опыт работы книготорговой организации «Топ-Книга». На этом предприятии решена сложная задача по согласованию и связыванию воедино внутренних стандартов предприятий - участников рынка, партнеров по бизнесу. Успех книготорговой организации «Топ-Книга» в этом направлении связан, в первую очередь, с внедрением в деятельность организаций-партнеров внутреннего стандарта предприятия «Топ-Книга». Своим заказчикам «Топ-Книга» предоставляет простой в использовании программный продукт, который позволяет заказчику быстро сформировать и отправить заказ на закупку товара. Менеджеры «Топ-Книги», получая заказы в едином формате, имеют возможность быстро их обработать и осуществить отгрузку товара. Таким образом, «Топ-Книга» сокращает время и издержки, связанные с обработкой заказов, а покупатели оперативно получают необходимый товар.

Однако в целом на книжном рынке информационное пространство складывается стихийно. ЭОД в книжном деле начинается с обмена электронными накладными, а затем электронными прайс-листами, каталогами, как наиболее трудоемкими для обработки документами. На сегодняшний день задача электронного обмена этими документами решается в рамках взаимодействия между отдельными предприятиями-партерами, поэтому единые правила представления информации отсутствуют. Каждый субъект книжного рынка (издатель, оптовый или розничный книготорговец) предъявляет издателю свои требования, касающиеся информации об издании и условиях его поставки. В итоге издатели должны создавать различные информационные файлы для каждого из своих бизнес-партнеров, а книготорговые предприятия вынуждены обрабатывать информацию, поступающую к ним в различных форматах, приводя эту информацию в соответствие со своими требованиями. Такое положение ведет к увеличению затрат на создание, передачу, обработку информации не только издательств, но и книготорговых предприятий. Кроме того, значительно увеличивается вероятность появления ошибок и потерь информации в процессе ее подготовки, передачи, обработки и получения.

В связи с этим следующей задачей развития информационного обмена будет интеграция информационных пространств предприятий книжного дела в единое информационное пространство отрасли.

Внедрение стандарта ЭОД позволит существенно упростить и ускорить движение информационных потоков между участниками книжного рынка, снизить издержки во всех звеньях товародвижения. Издатель получит возможность быстрого и недорогого размещения информации о своих изданиях в среде потенциальных покупателей. Книжные магазины и оптовые распространители, используя единый формат ЭОД, смогут в необходимом объеме получить информацию от издателей и, не затрачивая лишние средства и время на ее обработку, довести ее до покупателей. Кроме того, ЭОД позволяет быстро обмениваться между участниками книжного рынка такой коммерческой информацией, как заказ и остатки товара, динамика продаж и др.

На современном этапе развития информационных технологий в книжном деле можно выделить следующие основные задачи в области ЭОД:

  • внедрение единого стандарта товарно-библиографического описания издательской продукции;
  • стандартизация электронного документооборота, сопровождающего основные коммерческие операции (трансакции) книжной торговли.

На сегодняшний день существует несколько форматов обмена данными, которые могут использоваться для электронного обмена информацией на книжном рынке:

  • UNIMARK и MARK   ndash; ориентированные форматы;
  • EDIFACT;
  • ONIX.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

UNIMARK

UNIMARK (Universal Machine-Readable or Catalogue) - международный коммуникативный формат, который используется в библиотечном деле большинства развитых государств мира. Впервые стандарт опубликован в 1977 году и в настоящее время поддерживается большинством библиотечных программных продуктов. Существует международный комитет по UNIMARK, в который входит и Россия.

На основе UNIMARK Российской книжной палатой разработан ОСТ 29.131-99 «Издательская и книготорговая информация: общие технические требования», введенный в действие с 01.07.1999 г. и регламентирующий создание и передачу библиографических записей.

Необходимо отметить, что формат UNIMARC не предназначен для поддержки коммерческих операций с товаром, он отражает специфику библиотечной деятельности. Формат содержит только поля библиографического описания, их более 900. Однако, многие элементы книготорговой библиографической записи (цена, толщина блока, ценовые скидки, НДС и т.д.), необходимые участникам книжной торговли, не являются обязательными для библиотечной деятельности.

EDIFACT и EANCOM

UN/EDIFACT (Правила ООН электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте) представляет собой набор международных стандартов, справочников и руководств для электронного обмена данными.

Многие сообщения UN/EDIFACT отличаются излишней сложностью, поэтому на его основе разработан проект электронного обмена данными EANCOM.

EANCOM - это детальное руководство по применению стандартных сообщений UN/EDIFACT. Он обеспечивает четкое толкование и подробное разъяснение порядка использования сообщений, что позволяет коммерческим партнерам осуществлять обмен электронными документами.

EANCOM содержит понятные и логичные сценарии обмена сообщениями, позволяющие сопровождать основные бизнес-процессы коммуникационного взаимодействия между организациями. Коммерческие компании в зависимости от своих потребностей сами определяют, какими сообщениями и сценариями им следует ограничиться.

В сообщениях EANCOM каждый продукт (товар), к какой бы группе он ни принадлежал, имеет свой уникальный стандартный номер EAN. В состав кода EAN входит код страны, код предприятия-изготовителя и код собственно товара.

В настоящее время стандарт EANCOM широко используется, главным образом, для обслуживания операций по транспортировке грузов.

Использование EANCOM в книжной торговле затрудняется необходимостью адаптаций стандартных сообщений к специфике книжного бизнеса и необходимостью разработки форматов сообщений для передачи библиографического описания издательской продукции.

ONIX

ONIX (Online Information exchange)-международный формат электронного обмена информацией об издательской продукции. Идея документа, определяющего порядок обмена подробной информацией о книжной продукции, появилась в США в июле 1999 г. на конференции, организованной Ассоциацией американских издателей, а в январе 2000 г. была опубликована его первая версия. ONIX создан для обеспечения книжной торговли максимально полной, унифицированной информацией (библиографическое описание и товарные характеристики) о книгах и других видах продукции.

ONIX разрабатывается и поддерживается международной группой, входящей в состав EDItEUR - международной организации, координирующей разработку и распространение стандартов сообщений электронной торговли книжной и сериальной продукцией.

Основными целями ONIX являются:

  • обмен информацией не только о книжных изданиях, но и о других товарах, распространяемых в сфере книжной торговли;
  • удовлетворение практических потребностей в информации всех секторов книжной отрасли, включая и электронную коммерцию.

На сегодняшний день формат ONIX используют издатели и книготорговцы Великобритании, Франции, Германии, США, стран Латинской Америки, крупнейшие предприятия, работающие в сфере электронной коммерции (Amazon.com, Portadas.com, Fatbrain), службы книготорговой библиографии многих стран, национальные библиотеки. Мировой опыт показывает, что внедрение ONIX оптимизирует процесс обмена библиографической информацией в коммерческих целях.

Следует отметить, что ONIX сочетает в себе возможности передачи как библиографической информации, так и коммерческого описания издательской продукции, что выгодно отличает его от UNIMARK и способствует эффективному использованию для описания издательской продукции в торговых целях.

Использование ONIX и UNIMARC поднимает вопросы совместимости этих форматов с целью обеспечения информационного взаимодействия книготорговой и библиотечной сфер. Этот вопрос был решен Библиотекой Конгресса США. Для эффективного электронного обмена информацией между библиотеками и книготорговыми предприятиями была разработана специальная программа перевода данных из формата ONIX в формат UNIMARC. Используя ее, библиотеки могут получать необходимые им сообщения или элементы данных из ONIX в свои каталоги, построенные в формате UNIMARC.

Сообщение в стандарте ONIX представляет собой сгруппированный и взаимосвязанный набор элементов, написанных на языке XML и соответствующих определенным правилам. XML - это аббревиатура от eXtensible Markup Language (расширяемого языка разметки). Язык XML определяет правила составления и структуру элементов документов. Расширяемость означает, что язык можно изменить, дополнить для обеспечения соответствия определенным требованиям. Обратимся к некоторым особенностям языка XML, которые обеспечивают все более широкое его применение в электронной торговле.

    1. XML - это набор правил, предназначенный для создания текстовых файлов: простых для понимания компьютерами различных типов. Текстовый файл, созданный по этим правилам, называют XML-документом.

    2. XML - документ понятен как компьютеру, так и человеку. При помощи любого программного приложения, способного работать с текстовым документом, можно прочитать и XML-документ.

    3. XML - программный код. Несмотря на представление данных в достаточно понятном текстовом формате, XML остается программным кодом, который считывается и используется обработчиками XML-документов.

    4. XML достаточно гибок.

    5. XML позволяет описывать данные произвольного типа и используется для представления специализированной информации.

    6. XML оптимизирован для передачи данных через Internet с помощью протокола HTTP.

    7. XML и связанные с ним технологии свободны от лицензионных соглашений.

    8. XML-документ состоит из взаимосвязанных XML-элементов.

Элемент - это простейшая структурная единица языка, включающая следующее: открывающий дескриптор, содержимое, закрывающий дескриптор. Например:

<ISBN> 5-89091-165-1</ISBN>

В данном примере элемент называется ISBN, его имя указывается в открывающем (<ISBN>) и закрывающем (</ISBN>) дескрипторах (иногда дескрипторы называют тэгами). Вся строка целиком, начиная с первой угловой скобки и заканчивая последней угловой скобкой, называется элементом. Текстовые данные, расположенные между дескрипторами, называются содержанием элемента.

Элементы XML могут быть вложенными, как в следующем примере.

= <Taxes>

= <Tax>

<TaxType>AVT</TaxType>

<Rate>20</Rate>

</Tax>

</Taxes>

В этом примере элемент «Taxes» - налоги - включает в свою очередь перечень налогов «Tax». Каждый элемент тэга «Tax» - налог - включает в себя два элемента «TaxType» - вид налога и «Rate» - ставка налога. Причем содержанием элемента «TaxType» может быть некоторый перечень условных обозначений, описывающий тот или иной налог.

Если рассматривать XML-документ в целом, то его основной особенностью является «принцип матрешки»: один элемент содержит все остальные элементы документа. Этот элемент, находящийся на наивысшем уровне в структуре документа, называется корневым элементом.

XML-документ хранится в текстовом файле с расширением XML. Иногда XML-документы называют XML-файлами.

Содержание и внешний вид документа хранятся отдельно от данных разметки. При отображении или преобразовании документов из одной структуры в другую XML опирается на содержание дополнительных файлов CSS или XSL, которые определяют внешний вид обрабатываемого документа.

При обмене документами между различными пользователями возникает необходимость проверки не только порядка следования и конструкции отдельных элементов, но и соответствие типов данных, чтобы можно было гарантировать целостность данных не только в XML-документах, но и в информационных системах бизнес-партнеров. Для решения подобных проблем наряду с формированием XML-документов формируется, так называемая, схема документа, которая определяет структуру экземпляра XML. Схема документа четко определяет имя и структуру корневого элемента, включая спецификацию всех его дочерних элементов, при этом можно задать обязательность тех или иных элементов. Схема определяет, какие элементы содержат атрибуты, а также допустимые значения этих атрибутов, в том числе и значения по умолчанию, причем атрибуты могут быть обязательными или необязательными.

После определения схемы документа можно гарантировать, что бизнес-партнеры будут однозначно интерпретировать данные XML-документа, правильно определяя их формат.

Расширяемость языка подчеркивает, что строго фиксированного набора заранее определенных дескрипторов в XML не существует. Авторы документа могут определить свои собственные дескрипторы и выбрать для них наиболее образные имена, отражающие их содержание. Контроль за правильностью использования элементов осуществляется при помощи специального набора правил, называемого DTD (Document Type Definition)-описаниями, которые используются программой клиента при анализе документа. Производя поиск в XML-документе, программа клиента будет опираться на информацию, заложенную в его структуре, используя элементы документа, определенные в DTD.

DTD - это мощное средство добавления ограничений на обмен данных, позволяющее контролировать использование в документах сложных структур данных.

ONIX-сообщения представляют собой сгруппированный взаимосвязанный набор элементов, написанных на языке XML и соответствующих определенным правилам - ONIX DTD (Document Type Definition - «определение типа документа»).

ONIX определяет возможные элементы описания товара (свыше 200). DTD формата ONIX содержит более 230 элементов, организованных в 23 группы. Эти группы организованы в 9 супергрупп в соответствии с их назначением в документе ONIX. Информация ONIX структурирована по принципу от общего (общие характеристики издания) к частному (подробная характеристика отдельных его свойств). Таким образом, можно составить и краткое или развернутое описание издания.

Каждый ONIX-элемент описания имеет уникальное определение, исключающее возможность повтора. Часть элементов являются обязательными (автор, заглавие, цена и т.д.). Предусмотрены дополнительные поля, включающие мультимедийные файлы (цитаты из книги, рецензии, иллюстрации и обложки и пр.), которые должны способствовать продвижению издания на рынке.

Более подробную информации об элементах ONIX-сообщения можно найти в руководстве ONIX Level 2 Guide (перевод документа размещен на сайте www.bookresearch.ru).

ЭОД в книжном деле предполагает не только применение единого формата передачи товарного и библиографического описания издательской продукции, но и стандартизацию сообщений электронного документооборота, сопровождающего основные коммерческие операции (трансакции).

Для стандартизации электронного документооборота, сопровождающего коммерческие операции в цепочках «поставщик - покупатель», необходимо:

  • построить логистические модели цепей поставок (издательства - поставщики - оптовые фирмы - книжные магазины - библиотеки);
  • составить словарь понятий и терминов, выявить процессы, элементы данных и документов, используемых в книжном деле;
  • на основе построенных моделей определить перечень электронных сообщений, сопровождающих операции, их структуру и формат передачи электронных данных.

Приведем пример ONIX-сообщения (таблица 6) с соответствующими комментариями.

Таблица 6. Пример прайс-листа в формате ONIX-XML

Пример сообщения ONIX в формате XML Описание полей
<?xml version="1.0" encoding="windows-1251" ?>  Указание системной информации
 - <ONIXMessage>  Начало ONIX - сообщения
 - <Header>  Начало заголовка
 <FromSAN>7701023022</FromSAN>  ИНН отправителя
 <FromCompany>ОООАБВГД</FromCompany> Название компании отправителя
 <FromPerson>HARVESTER/Vadim</FromPerson> ФИО лица, отправившего сообщение
 <ToSAN>7701023022</ToSAN>  ИНН получателя
 <ToCompany>ОООАБВГД</ToCompany>  Название компании получателя
 <ToPerson>Иванов И. И.</ ToPerson >  ФИО лица, кому предназначено сообщение
 <MessageDate>15.01.2002</MessageDate>  Дата отправки
 <DefaultLanguageOfText>рус </DefaultLanguageOfText>  Язык сообщения по умолчанию
 </Header>  Конец заголовка
 - <Product>  Начало описания товара
 <RecordReference>4669</RecordReference>  Номер в базе данных отправителя
 <RecordSourceIdentifier>7701023232</RecordSourceIdentifier>  ИНН составителя записи
 <ISBN>5-300-01420-6</ISBN>  ISBN
 <EAN13>9785300014202</EAN13>  Штрих-код
 <PublisherProductNo>4669</PublisherProductNo>  Номер в базе данных составителя записи
 <DistinctiveTitle>Словарь русских пословиц и поговорок</DistinctiveTitle>  Основное заглавие
 <Subtitle> Русские в своих пословицах </Subtitle>  Сведения, относящиеся к заглавию
 - <Contributor>  Начало описания владельцев
 <ContributorSequenceNumber>0</ContributorSequenceNumber>  Номер владельца
 <NamesBeforeKey>И.М.</NamesBeforeKey>  Инициалы автора (владельца)
 <KeyNames>Снегирев</KeyNames>  Фамилия автора (владельца)
</Contributor>  Окончание описания владельцев
 <NumberOfPages>352</NumberOfPages>  Количество страниц
 <CityOfPublication>М.</CityOfPublication>  Место издания
 <PublisherName>Терра</PublisherName>  Название издательства
 <ProductForm>BB</ProductForm> Тип переплетной крышки. ВВ – книга в переплете
 <LanguageOfText>rus</LanguageOfText> Язык основного текста издания
 - <Series>  Начало описания серии,  частью которой является данное издание
 <TitleOfSeries>Русский Дом</TitleOfSeries>  Наименование серии
 </Series>  Конец блока описания серии
  
 <PublicationDate>1997</PublicationDate> Год издания
 <Thickness>2.4</Thickness> Толщина, см
 <MainDescription>Издание включает Словарь старинных слов и названий. Для специалистов-литературоведов, филологов.</MainDescription> Аннотация
  - <SupplyDetail> Начало коммерческой информации
<SupplierName>Столица-Сервис</SupplierName> Наименование поставщика
- <Price> Начало информации о ценах
<PriceAmount>100</PriceAmount> Цена
<TaxRatePercent1>10</TaxRatePercent1> Ставка НДС
<AvailabilityCode>IP</AvailabilityCode> Код наличия товара на складе поставщика. IP – имеется в продаже и на складе
<PackQuantity>20</PackQuantity> Стандарт упаковки на складе поставщика
</SupplyDetail> Конец коммерческой информации
</Product> Окончание описания товара
</ONIXMessage> Окончание ONIX- сообщения

В настоящее время ведутся работы по созданию протокола ЭОД между субъектами книжного рынка, который должен определить порядок представления информации участниками процесса книгораспространения. В целом примерная схема взаимодействия издателя, поставщика и книготоргового предприятия приведена на рис. 9. Рис. 9. Примерная схема ЭОД между участниками книжного бизнеса

Чем раньше издатель сообщит информацию о готовящемся к выпуску издании книготорговцам, тем он точнее сможет определить тираж этого издания на основе перспективных заказов, присланных оптовыми предприятиями и розничными книжными магазинами.

Кроме того, книжные магазины должны получать от поставщиков не только информацию о предлагаемых ими новинках (прайс-листы), но и сведения об остатках товара, имеющихся на их складах. Такая информация существенно повышает уровень обслуживания книжными магазинами конечных покупателей, так как розничное предприятие может оперативно находить издания у поставщиков по заказам своих клиентов. Действительно, информация о наличии товара на складе поставщика и времени доставки этого товара позволит принимать заказы покупателей с точными сроками их исполнения и минимальными складскими запасами на собственной территории. Таким образом, скорость реализации изданий может существенно возрасти, что повысит эффективность книгораспространения. При этом объем собственных запасов на складах должен уменьшиться, что в конечном счете снизит издержки на весь процесс.

Препятствием для формирования ЭОД в книжном деле выступает ряд фактов:

  • отсутствие отраслевого стандарта;
  • использование издателями и книготорговыми предприятиями различных программных продуктов, которые нуждаются в индивидуальной доработке и реализации механизмов ЭОД;
  • устаревшие аппаратные и программные средства издателей и книготорговых предприятий.

Одна из главных задач технологии передачи данных - обеспечение безопасности при передаче сообщений ЭОД. Это значит, что изменять или просматривать сообщения ЭОД нельзя субъектам, не имеющим на это прав.

Конфиденциальность требует, чтобы все взаимодействие происходило только между теми партнерами, которые участвуют в сделке. Это является необходимым условием обеспечения защищенности участников. Конфиденциальность связана с желанием контрагентов предотвратить несанкционированный доступ третьей стороны к своей частной информации. Защита информации в данном случае обеспечивается методами шифрования. У тех, кому разрешен доступ к информации, имеется специальный ключ, который позволяет расшифровывать получаемые сообщения.

Обе стороны при обмене сообщениями должны быть уверенными, что их партнер именно тот, за кого он себя выдает. Обычная практика обеспечения аутентификации реализуется с использованием паролей. Новейшая технология предлагает обеспечение аутентификации на основании цифровых сертификатов, которые действуют подобно удостоверениям личности. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - это компьютерный аналог обычной подписи. ЭЦП используются в ряде случаев для обеспечения аутентификации.

Алгоритм ЭЦП используется для получения цифровых сигнатур передаваемых сообщений. Подобная сигнатура позволяет выявить любые изменения данных. Она также имеет силу обычной подписи, т.е. подписавший отвечает за подписанные им документы и не может отрицать свою подпись.

Все данные пересылаются в рамках определенной трансакции и должны быть защищены от возможных искажений в процессе передачи. Естественно, они не должны искажаться и в базе данных. Целостность данных гарантирует, что информация дойдет до получателя без изменений. Это необходимо для предотвращения возможных изменений по небрежности или преднамеренно. Однако идентификация не обеспечивает защиту данных от прочтения третьими лицами.

Обеспечение целостности является довольно сложной технологией и она не используется, если потребность в ней у контрагентов отсутствует. Обычная технология проверки целостности сводится к использованию цифровой подписи, которая создается на основе передаваемого сообщения и шифруется частным ключом. Получатель же может расшифровать подпись и с ее помощью проверить целостность данных.

  1. В чем отличие электронного обмена данными от электронного документооборота?
  2. Перечислите конкурентные преимущества, получаемые предприятием за счет внедрения электронного обмена данными.
  3. Что такое ONIX - сообщение?
  4. Перечислите преимущества использования формата XML.
  5. Какие основные проблемы при внедрении ЭОД в книжном деле?

© Центр дистанционного образования МГУП