Московский государственный университет печати

Л.К. Никандрова, М.Д. Акатьева


         

БУХГАЛТЕРСКИЙ (ФИНАНСОВЫЙ) УЧЕТ В ПОЛИГРАФИИ

Учебное пособие


Л.К. Никандрова, М.Д. Акатьева
БУХГАЛТЕРСКИЙ (ФИНАНСОВЫЙ) УЧЕТ В ПОЛИГРАФИИ
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.

Учет уставного капитала

1.2.

Учет добавочного капитала

1.3.

Учет резервного капитала

2.

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

2.1.

Основные средства и их классификация

2.2.

Документальное оформление и аналитический учет основных средств

2.3.

Оценка основных средств

2.4.

Организация учета долгосрочных инвестиций

2.5.

Учет поступления основных средств

2.6.

Амортизация основных средств

2.7.

Восстановление основных средств

2.8.

Учет переоценки основных средств

2.9.

Аренда основных средств

2.10.

Учет операций по договору финансовой аренды

2.11.

Выбытие основных средств

2.12.

Инвентаризация основных средств

2.13.

Раскрытие информации б основных средствах в бухгалтерской отчетности

2.14.

Налоговый учет основных средств

3.

УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

3.1.

Сущность и особенности нематериальных активов

3.2.

Учет и налогообложение приобретения нематериальных активов

3.3.

Порядок начисления и отражения в учете амортизации нематериальных активов

3.4.

Отражение в учете выбытия нематериальных активов

4.

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

4.1.

Классификация материально-производственных запасов

4.2.

Оценка материально-производственных запасов

4.3.

Оценка товарно-материальных ценностей по международным учетным стандартам

4.4.

Документальное оформление поступления и расхода производственных запасов

4.5.

Документальное оформление расхода материальных запасов

4.6.

Синтетический и аналитический учет производственных запасов

4.7.

Аналитический учет производственных запасов на складах и в бухгалтериии

4.8.

Инвентаризация материально-производственных запасов

5.

УЧЕТ ТРУДА И РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ЕГО ОПЛАТЕ

5.1.

Порядок организации заработной платы, формы и системы оплаты труда

5.2.

Организация и документальное оформление учета выработки. Начисление заработка при повременной и сдельной оплате труда

5.3.

Трудовой кодекс Российской Федерации

5.4.

Премирование работников

5.5.

Учет материальной помощи и социальных льгот

5.6.

Расчет доплат при отклонениях от нормальных условий труда

5.7.

Расчет отпускных выплат

5.8.

Расчет среднего заработка

5.9.

Учет и расчет пособия по временной нетрудоспособности

5.10.

Компенсационные выплаты работникам

5.11.

Удержания и вычеты из заработной платы

5.12.

Налог на доходы физических лиц

5.13.

Учет операций по исполнительным листам

5.14.

Учет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

5.15.

Порядок оформления расчетов с персоналом по заработной плате

5.16.

Единый социальный налог

5.17.

Специфика начисления и выплат трудовых пенсий

5.18.

Начисление и уплата страховых взносов по социальном страхованию

5.19.

Фонд заработной платы

5.20.

Синтетический учет затрат на заработную плату и расчетов с персоналом по оплате труда

5.21.

Налоговый учет расходов на оплату труда

6.

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

6.1.

Учет кассовых операций

6.2.

Учет операций по расчетным счетам

6.3.

Учет операций на валютных счетах

6.4.

Специальные счета в банках

6.5.

Переводы в пути

6.6.

Учет расчетов по пластиковым картам

6.7.

Учет финансовых вложений

6.8.

Учет кредитов и займов

6.9.

Инвентаризация денежных средств

7.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

7.1.

Безналичные расчеты в Российской Федерации

7.2.

Расчетные операции

7.3.

Учет расчетов с подотчетными лицами

7.4.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

7.5.

Учет расчетов на прочих счетах

7.6.

Инвентаризация состояния расчетов

7.7.

Некоторые аспекты налогового учета расходов

8.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ

8.1.

Классификация затрат на производство

8.1.1.

Виды производств, их особенности и классификация

8.1.2.

Группировка затрат на производство

8.1.3.

Элементы и статьи затрат

8.2.

Система учета затрат на производство

8.2.1.

Основные принципы организации учета затрат на производство

8.2.2.

Система счетов по учету затрат на производство

8.3.

Методы учета затрат на производство

8.3.1.

Понятие и классификация методов учета затрат на производство

8.3.2.

Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

8.3.3.

Попередельный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

8.3.4.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

8.3.5.

Попроцессный (простой) метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

8.3.6.

Система учета «директ-костинг» и «стандарт-кост»

8.4.

Калькулирование себестоимости продукции

8.4.1.

Понятие калькулирования себестоимости продукции и его значение

8.4.2.

Виды калькуляций и объекты калькулирования

8.4.3.

Отраслевые особенности калькулирования себестоимости полиграфической продукции и учета затрат на производство и реализацию

9.

УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

9.1.

Учет готовой продукции. Общие положения

9.2.

Учет готовой продукции в зависимости от применяемого способа ее оценки

9.3.

Учет выпуска готовой продукции и ее учет на складах

9.4.

Отгрузка (отпуск) готовой продукции

9.5.

Транспортировка готовой продукции

9.6.

Договор и условия поставки продукции

9.7.

Инвентаризация готовой продукции

9.8.

Учет реализации готовой продукции. Определение момента реализации в бухгалтерском и налоговом учетах

9.9.

Особенности отражения реализации готовой продукции на счетах бухгалтерского учета

9.10.

Налог на добавленную стоимость и порядок выставления счета-фактуры при реализации

9.11.

Учет расходов на продажу

9.12.

Резервы по сомнительным долгам

9.13.

Порядок отражения в налоговом учете готовой и отгруженной продукции (сданных работ, оказанных услуг) и признания коммерческих расходов

10.

УЧЕТ ПРОЧИХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

10.1.

Понятие доходов и расходов и их классификация

10.2.

Учет финансового результата от продажи продукции, товаров (работ, услуг)

10.3.

Учет прочих доходов и расходов организации

10.4.

Учет операционных доходов и расходов

10.5.

Учет внереализационных доходов и расходов

10.6.

Учет недостач и потерь от порчи ценностей

10.7.

Учет резервов предстоящих расходов

10.8.

Учет расходов будущих периодов

10.9.

Учет доходов будущих периодов

10.10.

Учет прибылей и убытков

11.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

12.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указатели
7   указатель иллюстраций

Наряду со средствами труда и рабочей силой предметы труда, к которым в первую очередь относятся материалы, являются непременным слагаемым любого производственного процесса. Именно эти ценности являются материальной основой производимого в организации продукта. Кроме основных в любом производстве потребляется значительное количество и вспомогательных материалов. В первую очередь это относится, конечно же, к производственным отраслям, так как именно в этих отраслях осуществляется реальное производство, т.е. производится какой-либо продукт. Произведенная продукция, или готовая продукция, также относится теперь к категории материально-производственных запасов. Вместе с тем и в организациях других отраслей материально-производственные запасы вообще и материалы в частности составляют существенную долю в имуществе. В любой организации необходимы хозяйственные материалы, канцелярские товары, материалы для ремонта основных средств и т.п. В организациях торговли к этой группе ценностей относятся товары, запасы которых, как правило, значительны. Товарами называют приобретенную для перепродажи готовую продукцию других организаций.

В состав материально-производственных запасов (МПЗ) включают также и часть средств труда, так называемые инвентарь и хозяйственные принадлежности, которые, выполняют в процессе производства функции средств труда, однако срок их службы значительно короче, чем основных средств - менее одного года. Кроме того, в состав оборотных средств включены специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальная одежда, которые отличаются специфическими особенностями в применении и использовании. Несмотря на значительное количество подобных предметов в любой организации, в целях бухгалтерского учета их относят к оборотным средствам с упрощенными правилами учета в составе затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).

Перечисленные виды МПЗ выделены в составе таковых в Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденном приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н (ПБУ 5/01). По-видимому, в состав МПЗ готовая продукция и товары попали только в связи с тем, что в организациях формируются запасы этих ценностей, которые нормируют, контролируют их качественное состояние и величину, периодически проводя инвентаризации, т.е. управляют ими так же, как и запасами материалов и инвентаря. Однако в производственном процессе как таковом участвуют только материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности и спецоснастка, спецодежда. В этом разделе пособия будут рассмотрены особенности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению и заготовлению организациями материально-производственных запасов, а также порядок их списания на затраты.

Материально-производственные запасы (МПЗ) являются составной частью оборотных активов организации. В процессе хозяйственной деятельности они выполняют различные функции: используются для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), предназначенной для продажи, выступают предметом оптовой и розничной торговли, обеспечивают систему управления.

Классификация материалов. В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности и т.д.

Материальные ресурсы представляют собой предметы труда, которые целиком потребляются в каждом производственном цикле и при этом полностью переносят свою стоимость на издержки производства (себестоимость изготовляемого продукта). В зависимости от функционального назначения они подразделяются на сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, запасные части и тару.

Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности (зерно, хлопок, древесина, шерсть, молоко, руда и др.), а материалами продукцию обрабатывающих отраслей промышленности (мука, ткань, металлы, бумага, картон и др.).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (так называемая фурнитура, нитки, смазочные, обтирочные материалы, переплетные материалы и др.). Для каждого производства состав основных и вспомогательных материалов определяется организацией самостоятельно и зависит не только от видов производства, но и от его объемов.

Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют ее материальную основу.

Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка, обрезки бумаги и др.). На многих предприятиях, там, где это целесообразно, налаживают переработку возвратных отходов и выпуск из нее возможных видов продукции. Например, полиграфические предприятия из отходов бумаги могут выпускать блокноты, наборы бумаги для бытовых целей и др.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки).

Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, учитываемые в составе МПЗ, - это инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности, срок полезного использования которых менее 12 месяцев.

К группе спецоснастки и спецодежды (в дальнейшем - специмущество) относят специальный инструмент и специальные приспособления, специальное оборудование и специальную одежду. В полиграфических предприятиях к этой группе ценностей следует относить матрицы, клише, штампы и т.п. Кроме того, соответствующие категории работников полиграфических предприятий должны обеспечиваться спецодеждой.

Правильная классификация МПЗ необходима для организации их учета в бухгалтерии и на складах.

Правила отражения в бухгалтерском учете операций с МПЗ предусмотрены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н.

В соответствии с требованиями перечисленных нормативных документов материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической стоимости их приобретения (заготовления) или по нормативным ценам. Фактическая стоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за кредит, если для их приобретения использовался банковский или коммерческий кредит (коммерческий - это кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов). Кроме того, в состав фактической стоимости приобретения включают наценки (надбавки), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, комиссионные вознаграждения, выплаченные посредникам, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Для целей налогообложения (в соответствии с требованиями гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций») сумма процентов за пользование кредитом не включается в стоимость приобретения МПЗ. Поэтому в регистре налогового учета будет формироваться меньшая стоимость приобретения МПЗ. Следовательно, и себестоимость произведенной продукции для целей налогообложения будет меньше отраженной в бухгалтерских регистрах.

Если исчисление фактической стоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени, то текущий учет материальных ценностей можно вести по твердым учетным ценам: по средним покупным ценам, плановой стоимости и др. С появлением компьютеров и электронной маркировки создаются реальные возможности исчисления фактической стоимости отдельных видов материальных ресурсов.

МПЗ могут быть приобретены организациями путем покупки у поставщиков, обмена на другие материальные ценности, внесены учредителями в уставный капитал, безвозмездно получены от физических или юридических лиц.

Определение фактической стоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, может осуществляться следующими методами оценки:

    - по фактической стоимости приобретения;

    - по средневзвешенной стоимости;

    - по стоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

    - по стоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Первый способ оценки материальных ресурсов вполне применим в организациях с небольшими объемами деятельности, если новые партии материалов приобретаются организациями после полного использования приобретенных ранее.

Второй способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественной учетной практики. По окончании отчетного месяца путем деления общей стоимости приобретенных МПЗ одного наименования, включая стоимость начального остатка, на общее количество поступивших МПЗ того же наименования, включая начальный остаток. Найденную таким образом средневзвешенную стоимость единицы МПЗ умножают на количество МПЗ соответствующего наименования, отпущенного в текущем месяце в производство.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что, независимо от того, какая партия материалов отпущена первой в производство в физическом смысле, сначала списывают материалы по цене (стоимости) первой закупленной партии (до исчерпания ее в количественном отношении), затем по цене второй партии и т.д., в порядке очередности, пока не будет получено общее количество расхода материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по стоимости последней партии, затем по стоимости предыдущей, т.е. применяется описанный выше принцип, только в обратном порядке, но также должно быть получено общее количество израсходованного материала за месяц.

Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятия на организацию аналитического учета материалов по отдельным партиям, а не только по видам материалов. В этой связи очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей является каждый вид, сорт, марка, размер материалов либо каждая партия поступивших ценностей.

На специмущество, передаваемое со склада в производство, перечисленные методы оценки не распространяются. Его списание осуществляется только после полного износа, за исключением спецодежды с нормативным сроком эксплуатации меньше года. Стоимость спецодежды, выдаваемой сотрудникам организации, может быть списана полностью в момент её выдачи, при условии, что срок эксплуатации этой спецодежды по нормам меньше 12 месяцев.

Стоимость специмущества, как правило, погашается путем амортизации, исчислять которую можно либо линейным способом, либо производственным, т.е. пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг).

Методика указанных способов амортизации специмущества не отличается от методики применения аналогичных способов амортизации основных средств.

Что касается спецодежды, то по ней амортизацию начисляют только линейным способом, исходя из сроков её полезного использования, которые должны быть предусмотрены отраслевыми нормами.

В налоговом учете стоимость специмущества, если оно не относится к амортизируемому имуществу, включается в расходы организации полностью в момент передачи со склада в производство. Это обстоятельство неизбежно приведет к появлению налогооблагаемой временной разницы, так как бухгалтерская и налоговая прибыль будут сформированы по-разному. Правила отражения в учете расчетов по налогу на прибыль предусмотрены ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденным приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н.

В соответствии с международным учетным стандартом № 2 «Оценка и отражение в учете товарно-материальных запасов на основе фактических издержек в прошлом» оценка и представление товарно-материальных запасов в финансовых отчетах осуществляются на основе фактических издержек, т.е. по фактическим затратам на приобретение (система, наиболее распространенная в финансовой отчетности).

В стандарте дается четкое определение понятия «товарно-материальные запасы», показаны составные части фактических издержек по указанным запасам, формулы исчисления издержек, классификация запасов.

Под товарно-материальными запасами понимается реальное (осязаемое) имущество, которое:

    - предназначено для продажи в ходе обычной коммерческой деятельности (готовая продукция, товары);

    - находится в процессе производства с целью такой продажи (полуфабрикаты, а также незавершенное производство);

    - должно быть потреблено в ходе производства товаров или услуг, предназначенных для продажи (материалы).

Составными частями фактических издержек в товарно-материальных запасах (фактической стоимости запасов) являются: затраты на приобретение и обработку (преобразование); чистая стоимость реализации.

Фактическая стоимость запасов - это совокупные затраты, связанные с приобретением, обработкой, перемещением и иными операциями по приведению запасов в их нынешнее местоположение и состояние.

Затраты на приобретение - цена покупки, включая импортные и иные пошлины, транспортные и другие расходы, связанные с приобретением.

Затраты на обработку (по полуфабрикатам) - издержки, непосредственно связанные с элементами производства (живой труд, прямые затраты и субподрядные работы и другие производственные издержки, определяемые на основе метода калькуляции по переменным издержкам или метода калькуляции с полным распределением затрат).

Чистая стоимость реализации - расчетная рыночная цена за вычетом затрат на комплектование и затрат, необходимых для продажи. В российской терминологии это возможная цена реализации. Применение этого понятия означает необходимость переоценки стоимости запасов в связи с изменениями их рыночной стоимости.

Основными методами (формулами) оценки товарно-материальных запасов являются методы, которые разрешены сейчас и в российской практике и которые описаны выше. Кроме того, международные стандарты применяют и пока неизвестные у нас методы НИФО, «базового запаса», детализации издержек, последней покупной цены.

Формулы НИФО и последней покупной цены предусматривают затраты, которые еще не осуществлены, и поэтому не являются оценкой стоимости по фактическим издержкам в прошлом.

В зарубежной учетной практике наиболее широко используются методы ФИФО и средней стоимости. Метод ЛИФО рекомендуется к применению в исключительных случаях.

Основная проблема при выборе метода оценки МПЗ заключается в том, что они влияют на оценку активов, отражаемую в Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках. Метод ЛИФО наиболее выгоден организации в условиях инфляционной экономики, так как наилучшим образом сопоставляет доходы от реализации продукции с её себестоимостью. Однако для оценки текущей балансовой стоимости производственных запасов при тенденции к нестабильности (повышения или понижения) цен оптимальным является метод ФИФО, поскольку стоимость запасов на конец отчетного периода наиболее близка к текущим ценам и более реально представляет активы предприятия. Кроме того, нужно учитывать и влияние методов оценки запасов на налог на прибыль.

Предприятия могут самостоятельно выбрать метод оценки запасов, списываемых в производство, который должен использоваться в течение длительного периода (в течение отчетного года). При наличии серьезных оснований предприятие может начать пользоваться другим методом с начала следующего года, изложив причины и последствия этого изменения в пояснительной записке к годовому отчету.

Отечественная практика формирования цены приобретения МПЗ сегодня почти полностью соответствует международным стандартам.

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации бухгалтерского учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль движения, сохранности и рационального использования материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов должны оформляться в полном соответствии с требованиями постановлений Госкомстата РФ, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции. Контроль соблюдения правил документального оформления материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений. Практически по всем операциям, связанным с движением МПЗ, Госкомстат РФ разработал и утвердил для обязательного использования унифицированные формы первичных учетных документов для всех организаций, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

Материально-производственные запасы поступают от поставщиков, от подотчетных лиц, закупивших материалы за наличный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств, из собственного производства. Кроме того, МПЗ могут быть получены безвозмездно и по товарообменным операциям.

На поставку МПЗ организации заключают договоры с поставщиками, в которых определяют права, обязанности и ответственность сторон. Бухгалтерия осуществляет контроль своевременности поступления ценностей и расчетов за них путем организации оперативного и аналитического учета МПЗ и расчетов с поставщиками.

Поступающие на предприятие материалы и другие производственные запасы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

В момент отгрузки материалов поставщик выписывает на имя покупателя сопроводительные документы (счет, спецификацию, товарно-транспортную накладную, если материалы доставляются автомобильным транспортом). Железнодорожная накладная и квитанция в приеме груза, если материалы доставляются железнодорожным транспортом, выписываются на станции отправления. Расчетные документы (платежное требование, если инициатором платежа выступает поставщик, или платежное поручение, если инициатором платежа выступает покупатель) передаются в банк для проведения расчетов. Кроме того, в срок, не позднее пяти дней со дня отгрузки МПЗ, поставщик обязан выписать и передать покупателю счет-фактуру, являющуюся налоговым документом. В дальнейшем, при соблюдении всех установленных Налоговым кодексом правил, НДС, уплаченный поставщикам при приобретении МПЗ, подлежит вычету из задолженности перед бюджетом по этому налогу только при наличии правильно заполненного и своевременно полученного счета-фактуры. Полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в Книге покупок.

Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

Особое внимание при проверке поступивших документов уделяют правильности записи суммы налога на добавленную стоимость: она должна быть выделена при выписке счета самим поставщиком. Если этого не сделано, то покупатель теряет право на зачет суммы НДС, уплаченного поставщику, так как самостоятельное ее выделение из общей суммы оплаты покупателем не допускается.

Сумма НДС, включенная в оплату документов поставщика, должна быть также выделена и в расчетном документе (платежном поручении или требовании), в противном случае у покупателя тоже не будет оснований для зачета этой суммы. Указанные два условия являются обязательными для получения права на вычет НДС, уплаченного поставщикам.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Отдел снабжения осуществляет контроль поступления грузов.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают доверенность, в которой указывают перечень материалов, подлежащих получению. Экспедитор проводит количественную и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов проводит комиссия. В процессе приемки оформляется акт приемки материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации.

Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без сопроводительных документов поставщика (или так называемая неотфактурованная поставка).

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от ликвидации основных средств и т.п., оформляют приходными накладными, накладными на внутреннее перемещение материалов и т.п.

Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у предприятий-изготовителей, на рынке за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также паспортных данных продавца. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Материалы отпускают со склада предприятия на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Важным условием контроля рационального использования материалов являются их нормирование (лимитирование) и отпуск на основе установленных норм (лимитов). Лимиты рассчитываются на основе данных об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции, установленных на предприятии.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего, от организации хранения материалов и производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Отпуск материалов в производство и на другие нужды в пределах лимита ежедневно оформляют лимитно-заборными картами. Их выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со складов осуществляют в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии запрашиваемого материала на складе) оформляют выпиской отдельного акта-требования на замену (дополнительный отпуск материалов). Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют требованиями-накладными на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя, - у кладовщика.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своего предприятия, расположенным за его пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписываются в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов; второй передается получателю материалов. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

В установленные главным бухгалтером сроки материально-ответственные лица складов, цехов и других подразделений предприятия представляют в бухгалтерию отчеты об остатках и движении МПЗ за отчетный период. Форма отчетности определяется также главным бухгалтером. Это могут быть реестры приемки-сдачи документов либо товарные отчеты. И те и другие составляются в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию с приложенными приходными и расходными документами, второй - с подписью бухгалтера в приеме - остается на складе. На основании оформленных отчетов в бухгалтерии составляют проводки по отражению в учете всех проведенных с МПЗ операций.

Учет производственных запасов ведут на синтетическом счете 10 «Материалы», к которому открывают соответствующие субсчета:

    1. «Сырье и материалы».

    2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».

    3. «Топливо».

    4. «Тара и тарные материалы».

    5. «Запасные части».

    6. «Прочие материалы».

    7. «Материалы, переданные в переработку на сторону».

    8. «Строительные материалы».

    9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

    10. «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

    11. «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку» используются для учета ценностей, находящихся на предприятии временно и предприятию не принадлежащих.

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической стоимости приобретения или по учетным ценам. При учете материалов по фактической стоимости в дебет соответствующих субсчетов относят все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов в бухгалтерии составляются следующие проводки:

Д-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет,

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков.

Сюда же включают оплату процентов при приобретении в кредит, предоставленный поставщиком, либо банком на эти цели; на стоимость услуг по доставке материалов железнодорожным и водным транспортом; на сумму комиссионного вознаграждения посреднику. При возникновении расчетов с поставщиками автоматически возникает необходимость уплаты НДС в размере 18% от стоимости МПЗ дополнительно к стоимости самих МПЗ:

Д-т счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Поступление МПЗ от своего подразделения отражается следующими записями в учете:

Д-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет,

К-т счета 23 «Вспомогательные производства» - на сумму расходов по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства.

Д-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет,

К-т счета 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов.

Оплата счетов поставщиков за полученные товарно-материальные ценности и услуги, оказанные в процессе их приобретения, отражается следующим образом:

Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

К-т счета 50 «Касса» - с учетом лимита суммы расчетов наличными между юридическими лицами,

К-т счета 51 «Расчетные счета» - на общую сумму задолженности, включая НДС,

К-т счета 52 «Валютные счета» - при закупках по импорту.

Приобретение МПЗ традиционно отражается в учете на счете 10 «Материалы». Кроме того, процесс приобретения можно отражать в учете с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Этот вариант состоит в использовании счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в качестве накопительного, на котором в течение всего процесса приобретения МПЗ будут собираться (накапливаться) расходы, связанные с формированием цены приобретения. По дебету этого счета будут отражаться: стоимость МПЗ и их доставки; сумма страховых платежей, если условия транспортировки это предусматривают; сумма таможенных платежей при закупке МПЗ по импорту; оплата посреднических, консультационных и информационных услуг, оказанных разными организациями в связи с приобретением МПЗ; сумма процентов по коммерческим кредитам (кредитам, предоставленным поставщиками); сумма процентов по банковским кредитам, полученным для приобретения МПЗ, если они начисляются до принятия МПЗ к учету, и т.д. в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В этой связи вызывает некоторое недоумение требование включать в цену приобретения МПЗ «...затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации...». На каком основании следует включать указанные расходы в цену приобретения материалов, которая формируется до принятия их к учету, т.е. до поступления на склад предприятия, - непонятно. В данном случае предприятиям следует, на наш взгляд, предусматривать в своей учетной политике отнесение расходов на содержание заготовительно-складского подразделения в общехозяйственные расходы.

Процесс завершается поступлением МПЗ на склад:

Д-т счета 10 «Материалы»,

К-т счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Обратим внимание читателя на тот факт, что для целей налогообложения прибыли сумма процентов за пользование банковским кредитом, независимо от времени их начисления, включается в состав внереализационных расходов. Это означает, что бухгалтеру предприятия необходимо будет составить регистр-расчет по налоговому учету формирования учетной цены МПЗ без включения в неё суммы процентов за банковский кредит и регистр-расчет по налоговому учету внереализационных расходов. Такая корректировка учетных данных приведет к увеличению внереализационных расходов предприятия в отчетном периоде и, следовательно, уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль за этот период. С другой стороны, уменьшенная для целей налогообложения учетная цена МПЗ приведет к снижению расходов на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и увеличению налоговой базы по этому налогу в тех отчетных периодах, когда предприятие будет использовать приобретенные с использованием банковского кредита МПЗ. В целом на исчислении налога на прибыль описанная корректировка данных никак не скажется, кроме добавления работы бухгалтеру.

Кроме того, использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» возможно в случае, если предприятие применяет в качестве учетных цен МПЗ плановые (нормативные) цены, по которым материалы включаются и в плановую (нормативную) калькуляцию себестоимости продукции (работ, услуг). Отражение в учете операций приобретения МПЗ в этом случае будет выглядеть следующим образом:

Д-т счета 10 «Материалы»,

К-т счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - на сумму учетной стоимости материалов;

Д-т счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму фактической цены приобретения;

Д-т счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

К-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - на сумму экономии, полученной при приобретении МПЗ (превышения нормативной стоимости над фактической);

Д-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»,

К-т счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - на сумму перерасхода, полученного при приобретении МПЗ (превышения фактической цены приобретения над нормативной).

НДС, уплачиваемый при приобретении МПЗ, отражается в учете независимо от того, на каком счете происходит формирование цены МПЗ.

Поступившие без сопроводительных документов поставщика материалы (неотфактурованные поставки) приходуются на основании акта приемки, составленного на складе, что отражается в учете записью по дебету забалансового счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по учетным ценам, ценам договора или предыдущих поставок. Один экземпляр акта-приемки ценностей направляется поставщику с просьбой выставить документы для оплаты.

При приемке материалов, оплаченных авансом, могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступивших материалов по сравнению с данными, указанными в сопроводительных документах, что оформляется актом. Если в таком случае обнаружены недостача или порча, возникшие по вине поставщика, то на их стоимость поставщику направляется претензия, что отражают в учете следующим образом:

Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»,

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - в сумму претензии включается также НДС, приходящийся на недостающие ценности. К учету в этом случае принимаются только фактически полученные ценности, а не указанные в документах поставщика.

На сумму излишков, выявленных при оприходовании, выписывают платежное поручение и доплачивают поставщику либо относят на увеличение внереализационных доходов предприятия:

Д-т счета 10 «Материалы»,

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет, в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующие бухгалтерские проводки:

Д-т счета 20 «Основное производство» - материалы отпущены основному производству;

Д-т счета 23 «Вспомогательные производства» - материалы отпущены вспомогательным производствам;

Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы» - материалы отпущены на общепроизводственные нужды;

Д-т счета 26 «Общехозяйственные расходы» - материалы отпущены на общехозяйственные нужды;

К-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет.

В случае применения на предприятии нормативных (плановых) цен МПЗ в качестве учетных выявленные в течение отчетного месяца отклонения фактических цен от нормативных отражаются по дебету или кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». По окончании отчетного периода выявленное на счете 16 сальдо должно быть учтено при формировании фактической себестоимости произведенной продукции. Дело в том, что в течение отчетного периода в себестоимость продукции включают плановую (нормативную) стоимость материалов, а по окончании месяца проводкой

Д-т счета 20 «Основное производство»,

К-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается сумма перерасхода в стоимости приобретенных материалов.

При образовании на счете 16 кредитового сальдо, представляющего собой величину экономии в стоимости приобретенных материалов, составляется та же проводка по дебету счета 20 и кредиту счета 16, но методом «красного сторно». В любом случае после этих записей по дебету счета 20 формируется фактическая себестоимость произведенной продукции.

Полиграфические предприятия, получающие от издательств бумагу для выполнения полиграфических работ, отражают её на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку», так как право собственности на неё к полиграфическому предприятию не переходит. Получение бумаги отражается по дебету счета 003, по окончании работ и использовании полученной ранее бумаги счет 003 кредитуют.

МПЗ по решению руководителя предприятия могут быть реализованы другим предприятиям или физическим лицам, если они оказались в избытке на складах предприятия в результате изменения производственной программы или по другим причинам. В этом случае с покупателем может быть заключен договор поставки или купли-продажи. На имя покупателя предприятие выписывает расходную накладную, счет-фактуру и платежное требование, которое передается в банк для осуществления расчетов с покупателем. Последовательность отражения этой операции в учете предприятия-продавца такова:

Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - на сумму задолженности покупателя, включая НДС;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет - на сумму учетной стоимости реализуемых ценностей;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС» - на сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

К-т счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму возможных расходов, связанных с реализацией ценностей;

Д-т счета 51 «Расчетные счета»,

К-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - поступил платеж покупателя;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»,

К-т счета 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли, полученной от реализации ценностей

или

Д-т счета 99 «Прибыли и убытки»,

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» - на сумму убытка, полученного от реализации ценностей.

Передача МПЗ по договору мены (товарообменная операция) предполагает отражение в учете предприятия одновременно и реализации и продажи ценностей. Ценности, обмениваемые по бартерной сделке, по определению признаются равноценными, однако в учете передающей стороны получаемые ценности принимаются к учету по стоимости ценностей, переданных в обмен. Проводки, составляемые в случае бартерных сделок, выглядят следующим образом:

Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - на сумму задолженности покупателя, включая НДС;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет - на сумму учетной стоимости обмениваемых ценностей;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС» - на сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

К-т счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму возможных расходов, связанных с отгрузкой обмениваемых ценностей;

Д-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет,

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражается стоимость приобретаемых в обмен ценностей;

Д-т счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму НДС, уплаченного поставщику;

Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

К-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - проведен зачет взаимных требований покупателя и поставщика;

Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС»,

Д-т счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» - НДС, уплаченный при приобретении МПЗ, принимается к вычету.

Безвозмездная передача МПЗ отражается в учете на основании договора дарения, заключенного между двумя организациями. Документальное оформление безвозмездной передачи ничем не отличается от оформления выбытия по другим причинам, за исключением того, что эта операция не предполагает оплаты передаваемых ценностей:

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет - на фактическую (учетную) стоимость передаваемых ценностей;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС» - на сумму НДС от рыночной стоимости передаваемых ценностей;

Д-т счета 99 «Прибыли и убытки»,

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» - выявлен убыток от безвозмездной передачи ценностей.

Передача со склада в производство специмущества в самом общем случае отражается внутренней проводкой между субсчетами к счету 10 «Материалы»:

Д-т счета 10 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»,

К-т счета «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

По мере начисления амортизации по специмуществу в учете составляется следующая проводка:

Д-т счета 20 «Основное производство»;

Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»;

Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы»;

К-т счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

При передаче со склада в эксплуатацию спецодежды с нормативным сроком эксплуатации менее года её стоимость полностью включается в расходы организации:

Д-т счета 20 «Основное производство»;

Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»;

Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы»;

Д-т счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Д-т счета 44 «Расходы на продажу»,

К-т счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

Для обеспечения требований контроля сохранности специмущества, стоимость которого полностью включена в расходы в момент его передачи в эксплуатацию, организация может ввести специальный забалансовый счет «Специальная оснастка и специальная одежда, переданные в эксплуатацию».

Для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия материальными ресурсами создаются склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей и других видов запасов.

Учет материалов на складе ведет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально-ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

Принятие МПЗ на складах оформляется приходными ордерами. На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках складского учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому такой метод учета материалов на складе называют сортовым и осуществляют его только в натуральном выражении. В них на основании первичных приходных и расходных документов кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщать об этом в отдел снабжения. Ведение учета материалов допускается также в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета материалов.

Материалы могут храниться, а следовательно, и учитываться не только по наименованиям, но и по партиям. Такой метод учета называют партионным. Этот метод применяется в тех случаях, когда важно, чтобы каждая вновь поступившая партия материала хранилась и учитывалась отдельно от предыдущих. Например, если по каким-либо материалам установлены сроки хранения, в таком случае на каждую партию открывается партионная карта, куда заносят все необходимые сведения о поступлении и отпуске материалов из этой партии. После исчерпания запасов определенной партии карту закрывают и передают в бухгалтерию.

Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов данные о поступлении и расходовании материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих субсчетах и синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам. В конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотно-сальдовые ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

Этот вариант значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в месяц) работник бухгалтерии проверяет правильность выполненных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

Сальдовый метод учета материалов - один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных.

При использовании ЭВМ все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляются автоматически. При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ осуществляется контроль ведения складского учета.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, являющиеся по своей роли в производственном процессе средствами труда, но срок службы которых составляет менее одного года, полностью списываются на затраты предприятия в момент их передачи со склада в производство:

Д-т счета 20 «Основное производство»,

К-т счета 10 «Материалы», субсчет «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

К-т счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

Выданные работникам предметы, относящиеся к этой группе ценностей, оформляют документами следующим образом.

Спецодежду, спецобувь и предохранительные приспособления дают работникам бесплатно по нормам, установленным для каждой специальности. Эти предметы выдают со склада по ведомости, где указывают фамилию, имя, отчество получателя, наименование предмета, его оценку, срок использования и подпись получателя. Кроме того, данные предметы учитывают в личных карточках учета спецодежды и спецобуви и предохранительных приспособлений, открываемых на каждого работника и хранящихся у кладовщика цеха, службы, участка. Использованные предметы подлежат возврату взамен новых, а также в случае увольнения работника.

Поломки и утери инвентаря, специмущества, инструментов и хозяйственных принадлежностей оформляют актом выбытия. В нем указывают наименование потерянных и поломанных предметов, их количество, стоимость и причину выбытия.

Мастер и начальник соответствующего подразделения цеха составляют акт в одном экземпляре, а при поломке, порче и утере предмета по вине работника - в двух экземплярах: первый остается в цехе, а второй направляется в бухгалтерию для возможного удержания с работников стоимости испорченных или утерянных предметов. Списание морально устаревших, изношенных и не пригодных для дальнейшего использования инструментов, приспособлений, спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений по истечении срока их службы оформляют актом на списание хозяйственного инвентаря. В акте указывают по каждому наименованию предметов дату поступления, количество, цену за единицу, сумму, срок службы, причину списания, а также наименование, количество, цену и стоимость утиля, подлежащего оприходованию или уничтожению.

После выдачи кладовщиком инструментов и приспособлений акты сдают в бухгалтерию для списания выданных инструментов и приспособлений со склада.

Особенности учета форменной одежды. Форменная одежда выдается работникам за полную стоимость с рассрочкой платежа на период ее носки, со скидкой в размере 50% ее стоимости или бесплатно.

Выданную форменную одежду учитывают в бухгалтерии в лицевых счетах (карточках), открываемых на каждого работника, получающего одежду, с указанием в них наименования одежды, ее стоимости и даты выдачи.

Погашение стоимости выданной одежды начинают с месяца, следующего за месяцем ее получения. Новую форменную одежду выдают по истечении срока ее носки. Если форменная одежда пришла в негодность до истечения сроков носки, составляют акт о непригодности форменной одежды с указанием причины. Акт подписывают руководитель организации, главный бухгалтер и работник, которому принадлежала одежда.

Неоплаченную часть стоимости одежды, пришедшей в негодность до истечения установленного срока по вине работника, он обязан возместить в установленные сроки. При увольнении работника он должен оплатить соответствующую часть стоимости форменной одежды пропорционально сроку носки либо вернуть одежду.

Одним из элементов метода бухгалтерского учета является, как известно, инвентаризация. Основным предназначением инвентаризации является выявление операций, которые не могли быть оформлены документами в момент их совершения. К таким операциям относятся потери ценностей в результате стихийных бедствий, хищений, ошибок. Порядок проведения инвентаризаций, оформления документов, выведения результатов и отражения их в учете предусмотрены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Когда при пересчете, перемеривании, перевзвешивании ценностей обнаруживается их большее или меньшее количество по сравнению с учетными данными, тогда и возникает мысль о причинах выявленных расхождений. А причинами могут быть перечисленные выше явления. Задачей бухгалтерии в таком случае является установление причин расхождений и их виновников.

В процессе проведения инвентаризации вся информация о МПЗ (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.) заносится в инвентаризационные описи.

Составление описи товарно-материальных ценностей должно, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в инвентаризируемом помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опечатывается, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимают материально-ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуют их по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Результатами инвентаризации могут быть как излишки ценностей (неучтенные ценности), так и их недостача. Выявленные излишки должны быть оприходованы в доход предприятия:

Д-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет,

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Недостача МПЗ прежде всего должна быть отнесена на дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

Д-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

К-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет.

Одновременно восстанавливается задолженность перед бюджетом по НДС от стоимости недостающих ценностей (утрачивается право на вычет НДС, осуществленный ранее):

Д-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

К-т счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Затем, в зависимости от причины выявленной недостачи, могут быть составлены следующие проводки:

Д-т счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - если виновником недостачи будет признан кладовщик, или другое материально-ответственное лицо на основании письменного распоряжения руководителя предприятия;

Д-т счета 26 «Общехозяйственные расходы»,

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - если по недостающим ценностям предусматриваются нормы естественной убыли и сумма потерь укладывается в нормы;

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - если судебными или следственными органами отказано в установлении виновника.

В отдельных случаях по результатам инвентаризации МПЗ на складах может быть выявлена недостача одних ценностей и излишки других, причем и те и другие ценности одного наименования, артикула; расхождения выявлены на одном складе, у одних и тех же кладовщиков, за один и тот же межинвентаризационный период (так называемая пересортица). Выявление подобной ситуации возможно благодаря ведению количественного учета, и отмеченные расхождения определяются в сличительной ведомости, которую составляют путем сопоставления фактических данных, отраженных в инвентаризационной описи, с данными количественного учета бухгалтерии. Как уже было сказано, излишки ценностей должны быть оприходованы в доход предприятия, а недостачу, как правило, взыскивают с кладовщиков. Однако при совпадении всех отмеченных выше обстоятельств руководитель предприятия может принять решение о перекрытии полной суммы недостачи или ее части выявленными излишками. В таком случае отражение результатов в учете будет выглядеть несколько иначе:

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на сумму недостачи по МПЗ, перекрываемой излишками;

Д-т счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на остальную сумму недостачи;

или

Д-т счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет,

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - на остальную сумму излишков.

© Центр дистанционного образования МГУП