Московский государственный университет печати

Никандрова Л.К.


         

Бухгалтерский (управленческий) учет

Конспект лекций


Никандрова Л.К.
Бухгалтерский (управленческий) учет
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Теоретические основы управленческого учета

2.1.

Понятие об управленческом учете, его место в информационной системе управления организацией

2.2.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

3.

Классификация затрат на производство

3.1.

Виды производств и их особенности: классификация производств

3.2.

Группировка затрат на производство

3.3.

Элементы и статьи затрат

4.

Система учета затрат на производство

4.1.

Основные принципы организации учета затрат на производство

4.2.

Система счетов по учету затрат на производство

5.

Методы учета затрат на производство

5.1.

Понятие метода учета затрат на производство. Классификация методов учета затрат на производство

5.2.

Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

5.3.

Попередельный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

5.4.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

5.5.

Попроцессный (простой) метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

6.

Калькулирование себестоимости продукции

6.1.

Понятие калькулирования себестоимости продукции и его значение

6.2.

Виды калькуляций и объекты калькулирования

6.3.

Отраслевые особенности калькулирования полиграфической продукции

7.

Учетная политика организации как инструмент управленческого учета

7.1.

Понятие учетной политики и ее значение

7.2.

Методика учета отдельных объектов как результат управленческих решений

8.

Список рекомендуемой литературы

Понятие учетной политики появилось в нашем обиходе относительно недавно. Во времена административно-командной системы управления экономикой нашей страны у предприятий, организаций и учреждений не было никаких возможностей что-либо выбирать в организации или технике учета. Действовали жесткие, четко определенные инструкции, вольное толкование которых рассматривалось как нарушение, что приводило к серьезным последствиям для руководителей.

С началом экономических реформ в России началось и реформирование действующей системы бухгалтерского учета и ее адаптация к международным стандартам бухгалтерской отчетности. Первым шагом в этом направлении стала разработка российских стандартов бухгалтерского учета - Положений по бухгалтерскому учету. И не случайно первым нашим стандартом стало Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая в организации. Значение учетной политики в деятельности организации весьма велико, так как принятые в ней способы отражения операций в бухгалтерском учете учитываются в процессе выработки и принятия управленческих решений. Именно поэтому можно говорить об учетной политике как об инструменте управленческого учета. Исходя из этого руководитель организации и главный бухгалтер должны очень серьезно отнестись к выработке учетной политики для своей организации. От этого во многом будет зависеть, насколько эффективно, оперативно и гибко будет осуществляться дальнейшая деятельность организации. Необходимость разработки и принятия учетной политики каждой организацией предусматривается на самом высоком законодательном уровне - в Федеральном законе от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Пункт 4 статьи 6 этого Закона предписывает обязательность оформления приказом (или распоряжением) по организации избранных ею способов ведения учета тех или иных объектов, исходя из возможностей, предлагаемых нормативными документами. Вновь созданная организация обязана выработать свою учетную политику в течение первых 90 дней со дня ее государственной регистрации.

Существует устойчивое заблуждение, что учетная политика должна ежегодно оформляться приказом. Это совсем не обязательно. Более того, желательно, чтобы учетная политика принималась на длительный срок и оставалась неизменной в течение длительного периода времени при неизменности объективных условий. При появлении причин объективного характера (например, изменение законодательства) учетная политика должна приводиться в соответствие с этими изменениями. Изменения учетной политики по желанию управленческого персонала организации, в рамках допустимого, возможны лишь с начала следующего за отчетным года. О них необходимо сообщить налоговым органам в Пояснительной записке к годовому отчету. Вместе с тем довольно часто возникает ситуация, когда в организации или на предприятии появляется вопрос, решение которого многовариантно и ранее этот вопрос перед управленческим аппаратом организации или предприятия не возникал. В таких случаях нормативные документы предусматривают возможность разработки и принятия дополнений к учетной политике, которые могут оформляться приказами в любое время в течение года.

Значение учетной политики для организации переоценить довольно трудно. Совершенно справедливо приказ об учетной политике называют внутренним нормативным документом, во многом определяющим правила организации и техники учета. При формировании учетной политики организация должна выбрать один из нескольких, допускаемых законодательством, способов ведения бухгалтерского учета. Если же по какому-либо вопросу нормативные документы никаких вариантов его решения не предлагают, то организация может сделать это по своему усмотрению с условием обязательного закрепления разработанного варианта решения в учетной политике.

Учетная политика, как уже отмечалось, является своеобразным инструментом управленческого учета, так как принятые в ней решения влияют на процесс формирования затрат организации и, следовательно, себестоимости продукции. То есть, учетная политика должна строиться таким образом, чтобы максимально соответствовать интересам организации. С другой стороны, оказывая непосредственное влияние на процесс формирования себестоимости, учетная политика во многом определяет размер налоговых платежей организации. Это - еще одно подтверждение важности и необходимости продуманной учетной политики для организации. Принятые в учетной политике правила отражения в учете отдельных объектов, применение разработанных в организации способов учета или распределения наиболее важных показателей, закрепленных в учетной политике, становятся нормой и для налоговых инспекций, даже если какой-либо вариант, избранный организацией, по каким-то причинам не устраивает налоговые органы. Конечно, это возможно лишь в том случае, если организация не превысила своих полномочий, а действовала в рамках, предоставленных ей законом и другими нормативными документами. И последнее: арбитражная практика показывает, что учетная политика принимается в качестве нормативного документа и в судебном споре с налоговыми органами.

Как известно, учетная политика определяет, в первую очередь, организационно-технические особенности учетной работы в организации или на предприятии. В частности, в этом разделе учетной политики указывается, как именно организована бухгалтерская служба, имеются ли должностные инструкции работников бухгалтерии, если бухгалтерия существует как самостоятельное подразделение; разрабатывается ли рабочий план счетов; какая форма ведения бухгалтерского учета применяется в организации; разрабатывается ли график документооборота; как часто проводится инвентаризация имущества и обязательств и т.п. Все эти нюансы играют существенную роль в организации учетной деятельности, однако не оказывают влияния на процесс формирования себестоимости и размер налоговых платежей. Поэтому сейчас мы на этих вопросах останавливаться не будем. Для нас значительно больший интерес в рамках дисциплины «Бухгалтерский (управленческий) учет» представляют вопросы техники учета отдельных объектов, так как именно здесь находится поле деятельности для бухгалтеров-аналитиков и работников управленческого персонала. От правильно выбранного способа учета того или иного объекта во многом зависит его влияние на процесс формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Рассмотрим наиболее значимые с этой точки зрения элементы учетной политики.

1. Руководитель имеет право самостоятельно устанавливать стоимостную границу для разделения средств труда между основными средствами и МБП. Общеустановленной нормой является величина, равная 100-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, однако руководитель может понизить эту норму, исходя из интересов организации. Снижение лимита стоимости основных средств приведет к увеличению сроков амортизации соответствующих средств труда и к более равномерному отнесению на себестоимость расходов на приобретение основных средств. Кроме того, более медленное начисление амортизации увеличивает срок, в течение которого указанные объекты числятся на балансе и, следовательно, подпадают под налог на имущество.

2. Переоценка основных средств проводится по решению администрации организации по состоянию на 1 января отчетного года. Принимая решение о проведении переоценки, руководитель должен отдавать себе отчет в том, что увеличение стоимости основных средств приведет к увеличению амортизационных отчислений, а значит и себестоимости продукции, а также к увеличению налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Однако переоценка основных средств может проводиться не только в сторону повышения их стоимости, но и в сторону снижения. Следовательно, результат влияния на себестоимость и налогообложение будет обратным.

3. Начисление амортизации основных средств для целей отражения в учете можно проводить различными способами, предусмотренными ПБУ 6/97 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по учету основных средств. Традиционным для нашей практики способом является линейный, который и сейчас применяется большинством наших предприятий. Вместе с ним рекомендованы к применению ускоренные методы амортизации, однако лишь для целей учета, так как для целей налогообложения подлежит включению в себестоимость амортизация, исчисленная только линейным способом. Следовательно, этот пункт учетной политики имеет значение для формирования себестоимости и продажной цены продукции.

4. Начисление амортизации МБП проводится в соответствии с предложенными в ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов». Чаще всего к организациям нашей страны применяется процентный метод начисления амортизации МБП, однако для отдельных видов МБП могут быть применены и другие разрешенные методы: важно, чтобы избранные методы были закреплены в учетной политике. Выбор метода зависит от задачи, поставленной руководством перед бухгалтерами-аналитиками. Однако необходимо учитывать, что менять избранный метод применительно к уже введенным в действие основным средствам и МБП нельзя. Организация может изменить метод начисления амортизации только для вновь приобретенных объектов.

5. При значительных объемах приобретения и списания на производство материалов организация может их оценивать (в условиях инфляционного учета) по:

    - средневзвешенной стоимости;

    - стоимости первых, или более ранних по времени закупок, так называемый метод FIFO;

    - стоимости последних по времени закупок, или метод LIFO.

Для целей увеличения себестоимости и снижения стоимости остатка материалов на складах, а значит и снижения налогов на прибыль и на имущество, организации следует использовать метод LIFO. Для получения обратного результата следует использовать метод FIFO. Однако руководитель должен учитывать реально складывающуюся ситуацию в стране, когда процесс ценообразования и на материалы и на продукцию достаточно стихиен, следовательно, нет никаких гарантий в закреплении на длительный срок складывающихся тенденций в этом процессе. Поэтому наилучшим, на наш взгляд, является применение в этих условиях традиционного для нашей практики метода средневзвешенной себестоимости, который наилучшим образом учитывает противоположные интересы разных сторон (организации и налоговых органов).

6. Порядок формирования производственной себестоимости продукции во многом зависит от принятой методики оценки незавершенного производства, а также от способов распределения косвенных (общепроизводственных и общехозяйственных) расходов. Косвенные расходы, как известно, являются общими для всей продукции и для исчисления полной или неполной себестоимости необходимо выбрать способ распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Последние могут в соответствии с избранным способом их описания учитываться только на стадии реализации продукции, то есть списываться не на счет 20 «Основное производство», а на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

7. Многие организации или предприятия создают резервы предстоящих расходов и платежей. В учетной политике следует перечислить создаваемые резервы, так как такие резервы создаются за счет увеличения себестоимости продукции и, следовательно, уменьшения прибыли и налога на нее. Законодательство определяет перечень возможных резервов и организации следует указать в учетной политике, какие именно она образует. Следует помнить, что по истечении предельного для каждого из них срока неиспользованная часть резерва присоединяется к прибыли.

8. В ряду решений, устанавливаемых учетной политикой, находится и очень важное для организации решение о признании момента реализации продукции (работ, услуг) для целей учета и для целей налогообложения. Общепринятым считается определение реализации по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), так как, в соответствии с Налоговым кодексом, реализацией считается момент перехода права собственности или момент отгрузки продукции. Однако в этот же момент у организации появляется обязанность начислять и платить налоги, даже при отсутствии денежных средств. В условиях нашей страны, когда платежи от покупателей до продавцов проходят довольно длительное время, организациям разрешено для целей налогообложения определять реализацию не по отгрузке, а по мере оплаты продукции покупателями.

Рассмотрены принципиальные для организации вопросы техники учета наиболее важных объектов. Остальные вопросы, требующие отражения в учетной политике, могут возникать в отдельных случаях с учетом специфики отрасли, организации или предприятия. В любом случае к приказу об учетной политике может быть сделано любое количество приложений, в которых могут быть подробно раскрыты означенные в самом приказе вопросы. Это позволит разделить учетную политику на несколько самостоятельных документов (приложений к приказу), перечень и содержание которых можно изменять и дополнять по мере необходимости.

© Центр дистанционного образования МГУП