Московский государственный университет печати

Никандрова Л.К.


         

БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Никандрова Л.К.
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1.1.

Понятие и виды бухгалтерской отчетности

1.2.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Условия, обеспечивающие достоверность информации.

1.3.

Международные стандарты финансовой отчетности и их влияние на составление отчетности в России

2.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

2.1.

Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»

2.2.

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

2.3.

Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»

2.4.

Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»

2.5.

Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

2.6.

Форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»

2.7.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности

3.

ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

3.1.

Отражение состояния финансовых ресурсов организации в бухгалтерском балансе

3.2.

Влияние хозяйственных операций на состояние финансовых ресурсов предприятия. Типы изменений в балансе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Приложение

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, которая формируется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В настоящее время подготовка и представление бухгалтерской отчетности регулируется следующими нормативными документами:

    - Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

    - Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

    - Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;

    - Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаниями о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

    - Приказом Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475/102н «О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики»;

    - Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина РФ № 44н от 20.05.2003 г.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Основой показателей, включаемых в отчетность, являются данные синтетического и аналитического учета организации. Бухгалтерская отчетность организаций, осуществляющих коммерческую (предпринимательскую) деятельность, состоит из:

    - бухгалтерского баланса;

    - отчета о прибылях и убытках;

    - приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

    - аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

    - пояснительной записки.

К отчетности прилагается сопроводительное письмо организации, оформленное в установленном порядке и содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

В зависимости от периодичности составления и представления отчетность делится на промежуточную и годовую. Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц и квартал нарастающим итогом сначала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Она состоит из Бухгалтерского баланса (форма № 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма № 2). В состав годовой бухгалтерской отчетности также включаются Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), Пояснительная записка и аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

В зависимости от объемов деятельности организации и согласно Указаниям об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н, возможно выделение трех вариантов формирования бухгалтерской отчетности:

Упрощенный вариант - для субъектов малого предпринимательства, некоммерческих (кроме бюджетных) и общественных организаций. Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, и общественные организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности, в составе годовой отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку. Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, и некоммерческие организации могут не представлять Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Стандартный вариант - для коммерческих организаций, которые могут быть отнесены к группе средних и крупных организаций. Бухгалтерская отчетность таких организаций формируется по образцам форм, указанным в приложении к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Показатели, приведенные в образцах этих форм, позволяют соблюдать требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности и оценке ее статей, изложенные в положениях по бухгалтерскому учету.

Множественный вариант - для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных, осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае количество форм и вариантность представления отчетной информации значительно возрастают. Это относится к представлению в виде отдельных разделов показателей формы № 5, к раскрытию информации, содержащейся в обобщенном виде в Отчете о прибылях и убытках, а также в виде отдельных приложений к форме № 2. В крупных компаниях необходимо раскрыть информацию по операционным и географическим сегментам.

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей - учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. В России она представляет интерес для двух групп внешних и одной группы внутренних пользователей: непосредственно заинтересованных в деятельности организации и не имеющих прямого интереса в ней.

К первой группе внешних пользователей относятся:

    - государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

    - существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;

    - поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данной организацией;

    - существующие и потенциальные собственники средств организации (инвесторы), которые хотят принять решение об увеличении или уменьшении доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации.

Вторая группа внешних пользователей бухгалтерской отчетности - это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности организации, однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей. К ним относятся:

    - аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности установленным правилам с целью защиты интересов инвесторов;

    - консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения их капиталов;

    - законодательные органы;

    - юристы, использующие отчетную информацию для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

    - пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

    - государственные статистические органы, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

    - профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данная организация.

К внутренним пользователям отчетности относятся:

    - руководство организации;

    - общее собрание участников;

    - работники - с точки зрения перспектив работы в данной организации;

    - менеджеры соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, формируют основные направления дивидендной политики, составляют прогнозные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой организацией или ее приобретения, структурной реорганизации.

Руководство организации должно обеспечить пользователям возможность ознакомления с бухгалтерской отчетностью. Оно обязано представить годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами каждому учредителю, участнику или собственнику имущества в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Кроме того, организация обязана бесплатно представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации в определенные сроки.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года. Датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов) обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. В связи с этим Министерством финансов РФ утвержден порядок публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами (приказ Минфина РФ от 28 ноября 1996 г. № 101).

Статья 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет случаи, когда организация обязана проходить обязательную аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности. Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности, должна прилагаться к ней.

На основании требований, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, для формирования отчетных показателей необходимо проведение следующих установленных законодательством мероприятий:

1. Установленная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ (ст. 12) обязательная инвентаризация имущества и обязательств. [3]

2. Реформация баланса. Она заключается в том, что бухгалтер закрывает счета, где учитывались финансовые результаты отчетного года, то есть сводит их сальдо к нулю. Реформация баланса должна быть проведена по состоянию на 31 декабря отчетного года. Этой датой бухгалтер закрывает субсчета, открытые в развитие счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а также счет 99 «Прибыли и убытки». Однако выполнение этих процедур никак не отразится на сумме соответствующих балансовых статей, поэтому в настоящее время реформация баланса фактически утратила смысл.

3. Оценка статей бухгалтерской отчетности и формирование итоговых показателей.

4. Оценка величины чистых активов организации и соответствие их требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность организации должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации. Данные приводятся в тысячах либо в миллионах рублей без десятичных знаков, в зависимости от объемов деятельности.

В случае отсутствия у организации данных о каких-либо показателях по соответствующим строкам или графам вместо суммы в формах бухгалтерской отчетности ставится прочерк.

Если какой-либо показатель отчетности должен вычитаться при исчислении соответствующих данных или имеет отрицательное значение, то он показывается в круглых скобках. Это может быть непокрытый убыток; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; убыток от продаж; проценты к уплате; операционные расходы; уменьшение капитала; направление денежных средств; выбытие основных средств и т.д.

С 1 января 2004 г. вступили в силу Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина РФ № 44н от 20.05.2003 г. Они устанавливают правила формирования бухгалтерской отчетности юридических лиц РФ при реорганизации, осуществляемой в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Методические указания не распространяются на кредитные и бюджетные организации и не применяются при отражении операций по приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В процессе реорганизации согласно Методическим указаниям реорганизуемые предприятия должны составлять:

    - бухгалтерскую отчетность, являющуюся основанием для составления передаточного акта или разделительного баланса;

    - передаточный акт или разделительный баланс;

    - промежуточную и (или) годовую бухгалтерскую отчетность;

    - заключительную бухгалтерскую отчетность.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

Порядок исправительных записей в бухгалтерской отчетности зависит от времени выявления неправильного отражения хозяйственной операции.

При выявлении неправильного отражения хозяйственной операции до 31 декабря исправления вносятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. В том случае, если ошибка установлена после окончания отчетного периода, но до даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности, ошибку устраняют в декабре. При этом ошибочную запись сторнируют, а при необходимости на разность составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.

В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый год (после утверждения годовой отчетности) не вносятся.

Современные крупные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность. Достаточно часто для определения такого вида отчетности используют термин «сводная отчетность». Однако использование этих двух понятий в качестве синонимов некорректно, потому что эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. Сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения данных, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу. Порядок подготовки сводной бухгалтерской отчетности регламентирован Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112 (в ред. приказа Минфина России от 12.05.99 № 36н). В соответствии с ними сводная отчетность характеризуется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. В Методических указаниях дана развернутая характеристика общих положений сводной отчетности, порядок ее составления и представления, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, правила включения данных о зависимых обществах в сводную отчетность, а также разработаны правила составления пояснений к сводному балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

Данные отчетности головной организации и зависимых обществ суммируют с соблюдением ряда правил.

Прежде всего следует определить дату, на которую составляют сводную бухгалтерскую отчетность. Объединяют отчетность головной организации и дочерних обществ, составленную за один и тот же период и на одну и ту же отчетную дату. Если бухгалтерская отчетность какого-либо дочернего общества, находящегося за пределами РФ, составлена на иную дату, то это общество формирует промежуточную отчетность на дату сводной бухгалтерской отчетности. Если это невозможно, в сводную отчетность организации включают показатели на конкретную отчетную дату дочерней организации, но при условии, что расхождение между датами не превышает трех месяцев.

Прежде чем составить сводную бухгалтерскую отчетность, необходимо выверить и урегулировать все взаимные расчеты головной организации и дочерних обществ, а также расчеты между дочерними обществами.

При наличии у головной организации, кроме дочерних, других зависимых обществ, свод достигается путем объединения показателей отчетности головной организации и дочерних обществ, а также включения в него данных об участии головной организации в формировании акционерного или уставного капитала зависимых обществ.

Многие показатели сводного отчета получают путем суммирования построчных данных отчетов головной организации и дочерних обществ. При этом в сводный баланс не включаются финансовые вложения головной организации в уставный капитал дочерних обществ и соответственно вложения дочерних обществ в суммах, принадлежащих головной организации. Тем самым исключается повторный счет, и в сводном балансе группы найдут отражение без дублирования величина финансовых вложений (актив баланса) и суммы уставного капитала (пассив баланса).

При составлении сводной бухгалтерской отчетности головная организация и дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.

Сводную бухгалтерскую отчетность составляют в миллионах или миллиардах рублей с одним десятичным знаком.

Обычную сводную бухгалтерскую отчетность представляют учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям ее направляют в случаях, установленных законом, или по решению головной организации.

Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества - материнского или родительского, стоящего над всеми прочими членами группы. Вопросы порядка составления, структуры и назначения консолидированной отчетности отражаются в нескольких Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), наиболее важными из которых являются 22 «Объединение компаний», 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании», 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности».

Консолидированные отчеты показывают, какими были бы отчеты организации, если бы она закрыла все дочерние предприятия и осуществляла непосредственное управление их деятельностью в рамках одного юридического лица.

Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской компанией по всей совокупности контролируемых компаний (предприятий) и отражает имущественное финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности всех компаний, входящих в сферу консолидации, как единого экономического целого.

При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.

Процедура консолидации охватывает такие расчеты, как:

    - консолидация капитала;

    - консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами и операциями;

    - консолидация финансовых результатов (прибыли или убытков) от внутригрупповой продажи продукции (работ, услуг), а также взаимных объемов продажи продукции (работ, услуг) между основным и дочерними обществами и соответствующих затрат;

    - консолидация прочих взаимных (операционных и внереализационных) доходов и расходов внутри группы;

    - суммы дивидендов основного и дочерних обществ.

В зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций можно выделить следующие этапы консолидирования:

    - первичная консолидация - это впервые осуществляемое составление консолидированной отчетности ранее независимых предприятий и связана с приобретением инвестируемого предприятия;

    - последующая консолидация осуществляется при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции.

Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.

Многие крупные организации осуществляют свою деятельность в различных географических зонах, государствах, территориальных районах, что накладывает свой отпечаток и сказывается на результатах хозяйственной деятельности. Информация об этих особенностях представляет интерес для многих пользователей финансовой отчетности.

Сегментарная отчетность. Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса.

Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации. Порядок ее составления регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденным Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н. Основой для его разработки послужил Международный стандарт финансовой отчетности МСФО № 14 «Сегментарная отчетность». Согласно Положению под сегментом понимается самостоятельное юридическое лицо, являющееся либо дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг.

В соответствии с ПБУ 12/2000 и МСФО № 14 предусматривается два вида отчетных сегментов: операционные (хозяйственные, отраслевые) и географические.

Информация по операционному сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:

    - назначению товаров, работ, услуг;

    - процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    - потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;

    - методам продажи товаров и распространения работ, услуг;

    - системам управления деятельностью организации (если применимо).

Информация по географическому сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получает прибыли, отличные от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Выбор географического сегмента может быть проведен как по месту осуществления операций, так и месту расположения рынков и клиентов.

Информация по сегментарной отчетности используется с целью принятия разнообразных управленческих решений, она позволяет администрации организации контролировать деятельность разных подразделений и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров.

При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться требования действующих Положений по бухгалтерскому учету, утвержденных Минфином РФ.

Начиная с 2000 года, после выхода ПБУ 4/99, у организации есть два варианта представления бухгалтерской отчетности: на самостоятельно разработанных формах отчетности или на формах, приведенных в приложении к приказу Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н.

ПБУ 4/99 накладывает лишь ряд ограничений, определяя состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. В бухгалтерскую отчетность включаются показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, изменениях в финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если применение этих правил не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, при национализации имущества) может допустить отступление от них. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н рекомендует организациям при разработке форм учитывать образцы, содержащиеся в приложении к этому приказу - «Образцы форм бухгалтерской отчетности». Однако предоставляемая свобода не должна привести к несопоставимости отчетных показателей организации за разные периоды. Поэтому в п.9 ПБУ 4/99 установлено, что организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею содержания и форм последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения допускаются в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. При этом организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерской отчетности вместе с указанием вызвавших его причин.

Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил ПБУ 4/99, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полной и достоверной информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность могут быть включены дополнительные показатели и пояснения к ним. Как минимум организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности данные по группам статей, включенным в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей по отношению к другим. Информация не является нейтральной, если отбор определенных показателей или форма их представления повлияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Одним из основных способов обеспечения нейтральности является равноправный доступ всех внешних пользователей к стандартной по содержанию и степени раскрытия отчетной информации.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно. Особенно это важно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна справедливая оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатель является существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 процентов.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. При этом должно соблюдаться требование сопоставимости. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то данные за предшествующий период подлежат корректировке по установленным правилам. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Важным условием составления отчетности является ее понятность пользователям, обладающим необходимыми знаниями в сфере экономики и бизнеса и бухгалтерского учета. Но это не означает, что следует исключать трудную для понимания некоторых категорий пользователей информацию, если она нужна для принятия решения. Понятность не означает упрощения или пропуска сложной информации.

В отчетность должна включаться информация, которая способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий, принятию решений пользователями. Уместность информации во многом определяется ее характером. В бухгалтерской отчетности должна быть представлена информация:

    - об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации;

    - об операциях в иностранной валюте;

    - о материально-производственных запасах;

    - об основных средствах;

    - о доходах и расходах организации;

    - о последствиях событий после отчетной даты;

    - о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности и др.

Представление перечисленной информации может быть осуществлено путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрывается динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия и иная информация. Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

Кроме того, чтобы быть достоверной и уместной, информация должна быть своевременной. В России установлены конкретные сроки представления отчетности, которые должны четко соблюдаться бухгалтерами. Но проблему своевременности можно трактовать шире, чем простое соблюдение установленных сроков. Годовая отчетность, представленная своевременно, тем не менее отражает хозяйственную деятельность годичной давности, а в ряде случаев - и более старую. Это приводит к трудностям руководства или иных пользователей отчетности при принятии решений в процессе управления организацией. Проблема своевременности остается одной из наиболее острых проблем учета и отчетности.

Сведения, приводимые в отчетности, должны быть обоснованы, что обеспечивается выполнением определенных последовательных процедур при подготовке к составлению отчетности. Выделяют несколько условий, обеспечивающих достоверность информации.

Во-первых, это документирование всех хозяйственных операций. Каждая операция, независимо от объема и содержания, в момент ее совершения оформляется документом, что является первым этапом учета. Первичный документ подтверждает юридическую силу произведенной хозяйственной операции и устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выполненные ими хозяйственные операции. Документация служит основанием для последующих бухгалтерских записей и обеспечивает точность, достоверность и бесспорность учетных показателей, а также возможность их контроля.

Во-вторых, это соответствие между данными аналитического и синтетического учета по тем счетам, к которым открыты аналитические счета. Перед составлением отчетности вся учетная информация обобщается сначала на аналитических счетах (подсчитываются обороты, выводятся остатки), а потом по совокупным показателям аналитических счетов формируются синтетические счета. Такое обобщение проводится в оборотных ведомостях.

Третьим условием, обеспечивающим достоверность информации, является инвентаризация, т.е. установление фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей. Она проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере, и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Проведение инвентаризации должно осуществляться в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Итоговая информация о каждом объекте бухгалтерского учета по окончании отчетного периода, собранная в регистрах синтетического учета в организации, группируется в Главной книге. Совпадение данных, записанных в Главную книгу, с итогами регистров синтетического учета определяют еще одно условие достоверности бухгалтерской отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые и публикуемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности - это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Стандарты финансовой отчетности обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей. Они позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности (особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах), но и снизить затраты по привлечению капитала. Эти преимущества во многом обеспечивают стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета.

Разработкой и совершенствованием международных стандартов учета занимается специальная организация - Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета, созданный 29 июня 1973 года в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного королевства и Ирландии, а также США. Деятельность Комитета направляется Советом, состоящим из представителей 13 стран и 4 организаций.

Развитие рыночных отношений в стране, установление долгосрочных торговых связей, создание организаций с иностранными инвестициями и выход ценных бумаг на международный рынок требуют устранения трудностей в понимании зарубежными партнерами информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности российских организаций.

Для регулирования процесса реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в ходе экономических реформ в Российской Федерации Правительство РФ приняло Постановление от 06.03.1998 г. № 283 'Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности'. Постановлением утверждена программа по приведению национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и Международных стандартов финансовой отчетности.

Основными задачами реформирования системы бухгалтерского учета являются:

    - формирование системы стандартов учета и отчетности, которые смогли бы обеспечить полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

    - обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

    - оказание необходимой методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Как определило Правительство в вышеуказанном постановлении, главная задача Программы реформирования бухгалтерского учета состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций, в конкретной экономической среде. Выполнение задач, определенных Программой реформирования российской системы бухгалтерского учета, будет способствовать приведению российской системы бухгалтерского учета к общепризнанным в мире правилам. Предполагается также формирование модели сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета. Должны быть разработаны процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, а также будут пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности. Все эти вопросы должны быть рассмотрены в соответствующих Положениях по бухгалтерскому учету, или ПБУ.

Для приведения показателей, содержащихся в российской отчетности, к международным стандартам финансовой отчетности, осуществляется перегруппировка отчетных (учетных) данных, или трансформация бухгалтерской отчетности.

В системе МСФО цель финансовой отчетности определяется как предоставление заинтересованным пользователям полезной информации о финансовом положении, результатах деятельности и денежных потоках компании. В подавляющем большинстве случаев полезность информации в финансовой отчетности достигается соблюдением правил, установленных стандартами и разъяснениями к ним. Соответствие МСФО означает, что отчетность удовлетворяет всем требованиям (и в части учета, и в части раскрытия информации) каждого применяемого стандарта и разъяснения. И наоборот, финансовая отчетность не может быть признана соответствующей МСФО, если имеются какие-либо существенные отступления от стандартов и разъяснений к ним в отношении учета и раскрытия информации. Факт соответствия МСФО должен быть отражен в финансовой отчетности. Как правило, применение компанией МСФО оговаривается в приказе о её учетной политике.

Применение Международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух основополагающих допущениях: непрерывности деятельности и начисления, которые сформулированы во введении к содержанию МСФО. В России эти принципы раскрыты в виде допущений и требований в разделе 2 'Формирование учетной политики' Положения по бухгалтерскому учету 'Учетная политика организации' (ПБУ 1/98).

Метод начисления. В соответствии с этим методом результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, то есть хозяйственные операции отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся. Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем или же о возможных источниках получения денежных средств.

Российскими стандартами учета и отчетности установлен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Однако этот принцип некоторыми специалистами понимается неполно, большей частью только как метод определения момента реализации по факту отгрузки, а вопрос о применении этого принципа в отношении признания расходов не рассматривается вовсе. И это не случайно. Дело в том, что согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ 'О бухгалтерском учете', бухгалтерский учет ведется на основании полученных извне или составленных самой организацией первичных учетных документов. Поэтому многие затраты, относящиеся к данному отчетному периоду, в этом отчетном периоде не отражаются, если в организацию не поступила соответствующие первичные документы, в том числе и счета. По критериям МСФО это приводит к искажению финансовых результатов. В соответствии с международными стандартами необходимо начислять затраты даже при отсутствии первичных документов, например, счетов, в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Непрерывность деятельности. Применение допущения непрерывности деятельности предполагает, что компания не собирается ликвидироваться или существенно сокращать масштабы своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, это должно быть отражено в финансовой отчетности следующим образом:

    - имущество отражено по ликвидационной стоимости;

    - активы, которые не могут быть получены в полном объеме, должны быть списаны;

    - должны быть начислены обязательства в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.

В российском законодательстве допущение непрерывности деятельности также существует. Учетная политика, принимаемая в российской организации, исходит из того, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства предприятия будут погашаться в установленном порядке. Однако реальное применение принципа непрерывности деятельности при подготовке организацией финансовых отчетов в России выполняется далеко не всеми предприятиями: часть из них находится на грани банкротства, другие создаются только для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем.

Представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами регулируется МСФО № 1 'Представление финансовой отчетности'. В России для этой цели приняты Положения по бухгалтерскому учету 'Учетная политика организации' (ПБУ 1/98) и 'Бухгалтерская отчетность организации' (ПБУ 4/99). Сопоставление МСФО и ПБУ весьма условно, поскольку это документы различного правового статуса. Кроме того, при их подготовке применяются различные подходы, обусловленные отличиями в профессиональных традициях и менталитете бухгалтеров России и западных стран.

В соответствии с разделом 'Принципы' МСФО цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности, и изменениях в финансовом положении компании. Финансовая отчетность отражает финансовые результаты операций и других событий, объединяя их большие категории в соответствии с их экономическими характеристиками. Данные категории называются элементами финансовой отчетности. В МСФО выделяются пять элементов финансовой отчетности:

    - активы;

    - обязательства;

    - капитал;

    - доходы;

    - расходы.

Элементами, непосредственно связанными с измерением финансового положения в балансе, являются активы, обязательства и капитал. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.

Об элементах финансовой отчетности говорится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая содержит аналогичные принципам МСФО нормы:

    - элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются имущество, кредиторская задолженность и капитал;

    - элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.

Классификация элементов бухгалтерской отчетности приведена в Положении по бухгалтерскому учету 'Бухгалтерская отчетность организации' (ПБУ 4/99), кроме того, она косвенно задается Планом счетов бухгалтерского учета. Счет - часть учетной системы, а система - набор элементов и информационных взаимосвязей между ними. Таким образом, каждый счет - это элемент системы. Моделью системы служит бухгалтерский баланс и тем самым каждый счет становится частью баланса.

В нормативных актах по бухгалтерскому учету отсутствует четкое понятие элементов бухгалтерской отчетности. В связи с этим возможно неадекватное отражение результатов хозяйственных операций, особенно в случаях, когда порядок учета и отражения в отчетности конкретных операций прямо не регулируется нормативными актами.

В соответствии с МСФО в полный комплект финансовой отчетности включается:

    - Бухгалтерский баланс;

    - Отчет о прибылях и убытках;

    - Отчеты, показывающие либо:

    - все изменения в капитале;

    - изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с владельцами и распределений им;

    - Отчет о движении денежных средств;

    - Учетная политика и примечания.

Положительным является не только представление финансовой отчетности, но и финансового обзора руководства, в котором описаны и пояснены основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается. Такой обзор может включать анализ следующего:

    - основных факторов и явлений, определяющих финансовые результаты, включая изменение среды, в которой действует компания, реакции компании на эти изменения, инвестиционной политики компании, направленной на поддержание и улучшение финансовых результатов, а также политики в области дивидендов;

    - источников финансирования компании, политику в отношении заемных средств и управления рисками;

    - ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно МСФО;

    - достижений компании.

Многие компании, кроме финансовой отчетности, представляют дополнительные отчеты:

- отчеты по вопросам охраны окружающей среды;

- отчеты о добавленной стоимости.

МСФО не предписывает порядок или формат, в котором статьи должны представляться в бухгалтерском балансе. Он просто представляет перечень статей, которые настолько различны по своему характеру или функциям, что заслуживают раздельного представления. Как минимум баланс должен включать линейные статьи, которые представляют:

    - основные средства;

    - нематериальные активы;

    - финансовые активы;

    - инвестиции, учтенные по методу участия;

    - запасы;

    - денежные средства и их эквиваленты;

    - задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность;

    - налоговые обязательства и требования;

    - резервы;

    - долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов;

    - доля меньшинства;

    - выпущенный капитал и резервы.

Дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в балансе тогда, когда это требуется Международным стандартом финансовой отчетности, или когда такое представление необходимо для достоверного отражения финансового положения компании.

Компания должна раскрывать в балансе или примечаниях к нему дальнейшие подклассы каждой из представленных линейных статей, классифицированных в соответствии с операциями компании. Каждая статья должна разбиваться на подклассы по ее характеру и суммам кредиторской и дебиторской задолженности материнской компании, родственных дочерних компаний, ассоциированных компаний и других связанных сторон.

Компания должна раскрывать для каждого класса акционерного капитала в балансе или примечаниях к нему следующую информацию:

    - количество акций, разрешенных к выпуску;

    - количество выпущенных и полностью оплаченных акций, а также выпущенных, но оплаченных не полностью;

    - номинальную стоимость акции, или указание на то, что акции не имеют номинальной стоимости;

    - сверку количества акций в обращении в начале и в конце года;

    - права, привилегии и ограничения, связанные с соответствующим классом, в том числе ограничения на распределение дивидендов и возмещение капитала; - акции компании, принадлежащие самой компании или ее дочерним или ассоциированным компаниям;

    - акции, зарезервированные для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы;

    - описание характера и цели каждого резерва в рамках капитала владельцев;

    - когда дивиденды были предложены, но не были официально утверждены к выплате, то показывается сумма, включенная (или не включенная) в обязательства;

    - сумма любых не признанных дивидендов по привилегированным кумулятивным акциям.

Компания, не имеющая акционерного капитала, должна раскрывать информацию, аналогичную указанной выше. Таким образом, отражаются изменения в течение отчетного периода по каждой категории доли в капитале, а также права, привилегии и ограничения, связанные с каждой категорией доли в капитале.

Отчет о прибылях и убытках должен, как минимум, включать следующие линейные статьи:

    - выручка;

    - результаты операционной деятельности;

    - затраты по финансированию;

    - доля прибылей и убытков ассоциированных компаний и совместной деятельности, учитываемых по методу участия;

    - расходы по налогу;

    - прибыль или убыток от обычной деятельности;

    - результаты чрезвычайных обстоятельств;

    - доля меньшинства;

    - чистая прибыль или убыток за период.

Дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в отчете о прибылях и убытках, когда этого требует Международный стандарт финансовой отчетности, или когда такое представление необходимо для достоверного представления финансовых результатов деятельности компании.

Компания должна представлять в отчете о прибылях и убытках или в примечаниях к нему анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов, или их функции в рамках компании.

В качестве отдельной формы своей отчетности компания должна представлять Отчет об изменениях капитала, который показывает: - чистую прибыль или убыток за период;

    - каждую статью доходов и расходов, прибыли и убытков, которая согласно требованиям других Стандартов, признается непосредственно в капитале, а также сумму таких статей;

    - кумулятивный эффект изменений в учетной политике и корректировку фундаментальных ошибок.

    Кроме того, компания должна представлять либо в этом отчете, либо в примечаниях к нему:

    - операции капитального характера с владельцами и распределения им;

    - сальдо накопленной прибыли или убытка на начало периода и на отчетную дату, а также изменения за период;

    - сверку между балансовой стоимостью каждого класса акционерного капитала, эмиссионного дохода и каждого резерва на начало и конец периода, с отдельным раскрытием каждого изменения.

В примечании к финансовой отчетности компании должны:

    - представлять информацию об основе подготовки финансовой отчетности и конкретной финансовой политики, выбранной и примененной для значительных операций и событий;

    - раскрывать информацию, требуемую МСФО, которая не представлена где-либо еще в финансовой отчетности;

    - обеспечивать дополнительную информацию, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для достоверного представления.

Раздел учетной политики в примечаниях к финансовой отчетности должен описывать следующее:

    - основу (или основы) оценки, использованную для подготовки финансовой отчетности (фактическая стоимость приобретения, восстановительная стоимость, стоимость реализации, возможная цена продажи, дисконтированная стоимость). Когда в финансовой отчетности используется более одной основы оценки, достаточно указать категории активов и обязательств, к которым применяется каждая основа.

    - каждый конкретный вопрос учетной политики, имеющий существенное значение для правильного понимания финансовой отчетности. Принимая решение о раскрытии конкретных аспектов учетной политики, руководство рассматривает вопрос, поможет ли это пользователям понять способ отражения операций и событий в отчетности.

Компания должна раскрывать следующие моменты (если они не раскрыты где-либо еще) в информации, опубликованной вместе с финансовой отчетностью:

    - постоянное место нахождения и юридическая форма компании, ее юридический адрес (или основное место ведения дела, если оно отличается от юридического адреса);

    - описание характера операций и основной деятельности компании;

    - название материнской компании и конечной материнской компании группы;

    - количество работников в конце периода или среднее количество работников в течение периода.

В результате последних изменений российская финансовая отчетность мало чем отличается по структуре от отчетности, составляемой согласно нормам МСФО. Однако до сих пор сохраняется несоответствие содержательного наполнения отчетности, подготовленной по российским и международным правилам, что свидетельствует о том, что работа по реформированию бухгалтерского учета еще не завершена.

В России применению МСФО препятствует политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учета и отчетности. Во многом формирование бухгалтерской информации подчиняется специфическим правилам и требованиям налогового законодательства, что приводит к получению односторонне ориентированной бухгалтерской отчетности. В ней представлена стоимость имущества, подлежащего налогообложению, другие налогооблагаемые показатели, но она содержит искаженную информацию о рентабельности вложенного капитала, чистой прибыли, распределяемой акционерами, действительном финансовом положении и ликвидности организации. Какие бы решения в отношении применения МСФО ни принимались, организации вынуждены постоянно оглядываться на налоговые органы, вести учет и составлять бухгалтерскую отчетность по методике, привычной для налогового ведомства.

© Центр дистанционного образования МГУП