Московский государственный университет печати

С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьева


         

Редакторская подготовка изданий

Учебник для вузов


С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьева
Редакторская подготовка изданий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

1.

ГЛАВА 1 Видо-типологический состав и классификация изданий

1.1.

Концепция и общая модель издания

1.2.

Систематизация книжных изданий

1.3.

Вопросы и задания

1.4.

Рекомендуемая литература

2.

ГЛАВА 2 Научные издания

2.1.

Природа и типологические признаки научных изданий

2.2.

Виды научных изданий

2.3.

Задачи, организация и методы работы редактора на подготовительном этапе

2.4.

Работа над научным произведением

2.5.

Подготовка справочного аппарата

2.6.

Вопросы и задания

2.7.

Рекомендуемая литература

3.

ГЛАВА 3 Научно-популярные издания

3.1.

Задачи книгоиздания в области популяризации науки

3.2.

Типологические характеристики научно-популярного издания

3.3.

Виды научно-популярных изданий. Концепция их создания

3.4.

Оценка редактором содержания, принципов популяризации и приемов занимательности

3.5.

Языково-стилистические средства

3.6.

Иллюстративный материал

3.7.

Аппарат научно-популярного издания

3.8.

Вопросы и задания

3.9.

Рекомендуемая литература

4.

ГЛАВА 4 Справочные издания

4.1.

Видо-типологический состав

4.1.1.

Энциклопедические издания

4.1.2.

Словарные издания

4.1.3.

Справочники

4.2.

Концепция издания. Вопросы систематизации материала

4.3.

Работа редактора над структурной единицей издания

4.4.

Организация и координирование редакционно-издательского процесса

4.5.

Вопросы и задания

4.6.

Рекомендуемая литература

5.

ГЛАВА 5. Учебные издания

5.1.

Общая типологическая характеристика учебных изданий

5.1.1.

Предметная область учебных изданий

5.1.2.

Функциональная область учебных изданий

5.1.3.

Читательский адрес учебной литературы

5.2.

Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации

5.3.

Учебные издания как целостный комплекс

5.4.

Конструирование учебного издания

5.5.

Работа редактора над произведением обучающего издания

5.5.1.

Редакторский анализ содержания произведения

5.5.2.

Требования к языку и стилю произведения

5.6.

Работа редактора над аппаратом учебного издания

5.7.

Работа редактора над иллюстрациями

5.8.

Формирование изданий учебной литературы

5.9.

Вопросы и задания

5.10.

Рекомендуемая литература

6.

ГЛАВА 6. Литературно-художественные издания

6.1.

Природа, сущность изданий художественной литературы

6.2.

Произведение художественной литературы как объект редакторского анализа

6.2.1.

Основные аспекты редакторского анализа

6.2.2.

Критерии редакторской оценки литературно-художественного произведения

6.2.3.

Общая методика редакторского анализа художественного произведения

6.2.4.

Оценка редактором произведений различных жанров художественной литературы

6.3.

Работа редактора над изданием

6.3.1.

Читательский адрес литературно-художественных изданий

6.3.2.

Отбор произведений

6.3.3.

Работа редактора над изданиями различных видов и типов

6.3.4.

Работа редактора над иллюстрациями

6.3.5.

Работа редактора с автором

6.4.

Вопросы и задания

6.5.

Рекомендуемая литература

7.

ГЛАВА 7. Издания для детей

7.1.

Литература как объект изданий для детей

7.1.1.

Предмет и целевое назначение детской литературы

7.1.2.

Жанровое своеобразие произведений

7.1.3.

Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения» в книгоиздании

7.2.

Специфика изданий для детей

7.2.1.

Читательский адрес изданий для детей

7.2.2.

Области предмета и социальных функций

7.2.3.

Виды изданий для детей

7.3.

Работа редактора над изданием

7.3.1.

Отбор произведений

7.3.2.

Критерии редакторской оценки содержания и формы произведения

7.3.3.

Работа редактора над оформлением изданий

7.3.4.

Работа над аппаратом издания

7.3.5.

Общие требования к техническому исполнению изданий для детей

7.4.

Вопросы и задания

7.5.

Рекомендуемая литература

8.

ГЛАВА 8. Журнальные издания

8.1.

Видо-типологические признаки периодических изданий и их виды

8.2.

Жанры публикаций журналов

8.3.

Организация редакционно-издательского процесса

8.4.

Работа редактора над авторским материалом

8.5.

Работа редактора над справочным аппаратом

8.6.

Вопросы и задания

8.7.

Рекомендуемая литература

9.

ГЛАВА 9. Рекламные издания

9.1.

Видо-типологический состав рекламных изданий

9.2.

Редакционно-издательская подготовка рекламных изданий

9.3.

Художественно-техническое оформление рекламных изданий

9.4.

Вопросы и задания

9.5.

Рекомендуемая литература

10.

ГЛАВА 10. Информационные издания

10.1.

Видо-типологический состав информационных изданий, организация их редакторской подготовки

10.2.

Работа редактора над библиографическим указателем

10.3.

Работа редактора над реферативным изданием

10.4.

Редактирование аналитического обзора

10.5.

Работа над аппаратом информационных изданий

10.6.

Вопросы и задания

10.7.

Рекомендуемая литература

11.

ГЛАВА 11. Переиздания

11.1.

Типологическая характеристика переизданий

11.2.

Подготовка переиздания к печати

11.2.1.

Работа редактора над содержанием и композицией переиздания

11.2.2.

Работа редактора над аппаратом переиздания

11.2.3.

Порядок представления авторского оригинала в издательство

11.3.

Вопросы и задания

11.4.

Рекомендуемая литература

Указатели
372   предметный указатель
8   указатель иллюстраций

Учебник «Редакторская подготовка изданий» разработан на основе программы одноименной дисциплины. Она изучается после овладения дисциплинами «Редактирование. Общий курс» и «Технология редакционно-издательского процесса». Учебник по данной дисциплине подготовлен впервые.

В курсе «Редакторская подготовка изданий» основное внимание уделяется специфике работы редактора, вытекающей из особенностей различных типов и видов изданий, а также свойств произведений различных видов литературы.

Редактирование является комплексной деятельностью. Это с особой яркостью раскрывается в работе по подготовке изданий, которая выполняется редактором с использованием всех входящих в его компетенцию видов деятельности - организационной, методической, творческой, литературной и др.

Каждая глава учебника посвящена работе редактора над определенными типами и видами изданий. Причем в структуре учебника выделены те издания, редактирование которых имеет свои особенности и определяется характером информации, читательским адресом и целевым назначением, а также функциями изданий.

При подготовке глав авторы опирались на последние достижения в области теории редакционно-издательского дела, на современный практический опыт, использовали завоевания прошлого.

Основное внимание уделено формам и методам работы редактора над формированием издания, начиная с разработки его концепции и модели и заканчивая отбором произведений, работой с автором. Рассмотрены отдельные элементы изданий - текст, иллюстрации, аппаратАппарат. Показана методика работы над изданием в целом, а также охарактеризованы критерии редакторской оценки различных элементов издания, рассмотрены организационные формы и методы работы редактора на отдельных этапах его подготовки (концепция, модель, издание).

В интересах закрепления студентами учебного материала и развития самостоятельного творческого мышления главы снабжены вопросами и заданиями. Для их выполнения потребуется проработка не только материала учебника, но и дополнительной литературы, анализ конкретных изданий. Эти вопросы и задания дадут возможность студенту проверить себя, определить свое отношение к данной сфере деятельности, проявить инициативу.

Авторами учебника являются С.Г. Антонова (предисловие, введение, гл. 5, 6, 7); В.И. Васильев (гл. 11); И.А. Жарков (гл. 4), О.В. Коланькова и Б.В. Ленский (гл. 9); Н.З. Рябинина (гл. 8), В.И. Соловьев (гл. 1, 2, 3, 10).

© Центр дистанционного образования МГУП