Московский государственный университет печати

С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьева


         

Редакторская подготовка изданий

Учебник для вузов


С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьева
Редакторская подготовка изданий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

1.

ГЛАВА 1 Видо-типологический состав и классификация изданий

1.1.

Концепция и общая модель издания

1.2.

Систематизация книжных изданий

1.3.

Вопросы и задания

1.4.

Рекомендуемая литература

2.

ГЛАВА 2 Научные издания

2.1.

Природа и типологические признаки научных изданий

2.2.

Виды научных изданий

2.3.

Задачи, организация и методы работы редактора на подготовительном этапе

2.4.

Работа над научным произведением

2.5.

Подготовка справочного аппарата

2.6.

Вопросы и задания

2.7.

Рекомендуемая литература

3.

ГЛАВА 3 Научно-популярные издания

3.1.

Задачи книгоиздания в области популяризации науки

3.2.

Типологические характеристики научно-популярного издания

3.3.

Виды научно-популярных изданий. Концепция их создания

3.4.

Оценка редактором содержания, принципов популяризации и приемов занимательности

3.5.

Языково-стилистические средства

3.6.

Иллюстративный материал

3.7.

Аппарат научно-популярного издания

3.8.

Вопросы и задания

3.9.

Рекомендуемая литература

4.

ГЛАВА 4 Справочные издания

4.1.

Видо-типологический состав

4.1.1.

Энциклопедические издания

4.1.2.

Словарные издания

4.1.3.

Справочники

4.2.

Концепция издания. Вопросы систематизации материала

4.3.

Работа редактора над структурной единицей издания

4.4.

Организация и координирование редакционно-издательского процесса

4.5.

Вопросы и задания

4.6.

Рекомендуемая литература

5.

ГЛАВА 5. Учебные издания

5.1.

Общая типологическая характеристика учебных изданий

5.1.1.

Предметная область учебных изданий

5.1.2.

Функциональная область учебных изданий

5.1.3.

Читательский адрес учебной литературы

5.2.

Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации

5.3.

Учебные издания как целостный комплекс

5.4.

Конструирование учебного издания

5.5.

Работа редактора над произведением обучающего издания

5.5.1.

Редакторский анализ содержания произведения

5.5.2.

Требования к языку и стилю произведения

5.6.

Работа редактора над аппаратом учебного издания

5.7.

Работа редактора над иллюстрациями

5.8.

Формирование изданий учебной литературы

5.9.

Вопросы и задания

5.10.

Рекомендуемая литература

6.

ГЛАВА 6. Литературно-художественные издания

6.1.

Природа, сущность изданий художественной литературы

6.2.

Произведение художественной литературы как объект редакторского анализа

6.2.1.

Основные аспекты редакторского анализа

6.2.2.

Критерии редакторской оценки литературно-художественного произведения

6.2.3.

Общая методика редакторского анализа художественного произведения

6.2.4.

Оценка редактором произведений различных жанров художественной литературы

6.3.

Работа редактора над изданием

6.3.1.

Читательский адрес литературно-художественных изданий

6.3.2.

Отбор произведений

6.3.3.

Работа редактора над изданиями различных видов и типов

6.3.4.

Работа редактора над иллюстрациями

6.3.5.

Работа редактора с автором

6.4.

Вопросы и задания

6.5.

Рекомендуемая литература

7.

ГЛАВА 7. Издания для детей

7.1.

Литература как объект изданий для детей

7.1.1.

Предмет и целевое назначение детской литературы

7.1.2.

Жанровое своеобразие произведений

7.1.3.

Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения» в книгоиздании

7.2.

Специфика изданий для детей

7.2.1.

Читательский адрес изданий для детей

7.2.2.

Области предмета и социальных функций

7.2.3.

Виды изданий для детей

7.3.

Работа редактора над изданием

7.3.1.

Отбор произведений

7.3.2.

Критерии редакторской оценки содержания и формы произведения

7.3.3.

Работа редактора над оформлением изданий

7.3.4.

Работа над аппаратом издания

7.3.5.

Общие требования к техническому исполнению изданий для детей

7.4.

Вопросы и задания

7.5.

Рекомендуемая литература

8.

ГЛАВА 8. Журнальные издания

8.1.

Видо-типологические признаки периодических изданий и их виды

8.2.

Жанры публикаций журналов

8.3.

Организация редакционно-издательского процесса

8.4.

Работа редактора над авторским материалом

8.5.

Работа редактора над справочным аппаратом

8.6.

Вопросы и задания

8.7.

Рекомендуемая литература

9.

ГЛАВА 9. Рекламные издания

9.1.

Видо-типологический состав рекламных изданий

9.2.

Редакционно-издательская подготовка рекламных изданий

9.3.

Художественно-техническое оформление рекламных изданий

9.4.

Вопросы и задания

9.5.

Рекомендуемая литература

10.

ГЛАВА 10. Информационные издания

10.1.

Видо-типологический состав информационных изданий, организация их редакторской подготовки

10.2.

Работа редактора над библиографическим указателем

10.3.

Работа редактора над реферативным изданием

10.4.

Редактирование аналитического обзора

10.5.

Работа над аппаратом информационных изданий

10.6.

Вопросы и задания

10.7.

Рекомендуемая литература

11.

ГЛАВА 11. Переиздания

11.1.

Типологическая характеристика переизданий

11.2.

Подготовка переиздания к печати

11.2.1.

Работа редактора над содержанием и композицией переиздания

11.2.2.

Работа редактора над аппаратом переиздания

11.2.3.

Порядок представления авторского оригинала в издательство

11.3.

Вопросы и задания

11.4.

Рекомендуемая литература

Указатели
372   предметный указатель
8   указатель иллюстраций

Редакторская работа в книжном деле многофункциональна и разнообразна. Между тем есть в ней общая цель, которая определяет, объединяет и направляет все действия редактора. Эта цель - обеспечение потребностей населения в книге, которая достигается выпуском в свет изданий.

По определению, издание - «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения»См.: ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения..

Не заостряя внимание на том, что современное издание может быть оформлено не только полиграфически, отметим, что первым важнейшим его отличительным признаком является наличие содержательной основы, под которой фактически нужно понимать литературное произведение. Далее в числе необходимых признаков отмечается (и это также заслуживает особого внимания) редакционно-издательская обработка произведения (документа). Обязательным условием является печатное или тиснением оформление в виде самостоятельного объекта и как минимум с выходными сведениями. Это все, без чего не может быть издания, благодаря которому произведение литературы потом становится связанным с книгойМежду изданием и книгой существует связь. Однако до настоящего времени характер этой связи не имеет четких толкований в среде книговедов, а также в словарях. Положение неопределенности находит свое отражение и в текстах настоящего учебника, где «издание» и «книга» употребляются как идентичные или близкие понятия..

Книжное издание представляет собой достаточно сложное, системное образование. Его нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В состав изданияИздание. Состав входят произведение литературы и аппаратАппарат. Произведение также является непростым образованием. Его обязательным элементом является текст, который состоит из некоторого множества смысловых (содержательных) элементов и может иметь различную структуру в зависимости от вида литературы, содержания и жанра произведения. Наряду с текстом в произведении могут быть нетекстовые элементы отображения содержания: иллюстрации, таблицы, формулы.

Аппарат нужен для того, чтобы отличить издание от другого, быстро и безошибочно сориентироваться в его содержании, иметь возможность идентифицировать его и осуществить поиск в потоках и массивах других изданий, найти нужные сведения в произведении без обязательного прочтения всего текста, получить дополнительные сведения по теме издания и проч. В общем случае аппарат издания включает: выходные сведения, аннотацию или реферат (в научных изданиях), содержание (оглавление)Содержание, библиографические элементы, указатели различного назначения, примечания, комментарии и др. Состав аппарата и его полнота определяются видом издания.

Таким образом, издание в целом можно рассматривать как информационную систему, причем достаточно сложную, хотя и хорошо организованную. При этом две ее составляющие - произведение и аппарат - образуют подсистемы, в каждой из которых своя совокупность элементов, которые находятся во взаимных, функционально и информационно обусловленных отношениях.

Информация, заключенная в издании (его содержание), является продуктом творчества и выражения духовного мира автора произведения. Само издание представляет собой продукт редакционно-издательской деятельности, в которой произведение выполняет роль объекта, на который направляется деятельность редактора как субъекта редакционно-издательского процесса. Наряду с редактором в работе над подготовкой издания принимают участие другие специалисты: корректоры, операторы ЭВМ, технические редакторы, верстальщики, художники и оформители (дизайнеры), полиграфисты, маркетологи. Редактор, который ведет издание, является главным действующим персонажем.

Во всей своей работе он пользуется профессиональным методом - редакторским анализом. Он анализирует и оценивает читательские потребности, книжные потоки и массивы по теме издания, находит рукопись произведения или автора, которому делает заказ, формирует свой или рассматривает авторский замысел и т.д. Редактор - организатор и вдохновитель всей работы по созданию издания, которое всегда конкретно, должно обладать определенными типологическими признаками и соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

До того, как приступить к подготовке издания, редактору приходится отвечать на два вопроса: следует ли издавать данную книгу и, если следует, то какой ей быть. Эти вопросы требуют ответа даже в том случае, когда издание стоит в плане. После составления плана и относящихся к тому периоду предварительных проектов до момента, когда нужно приступать к его реализации, обычно проходит какое-то время, в течение которого ситуация может получить иной характер. Тем более нужны ответы на поставленные вопросы, если от автора поступит инициативная рукопись или у издательства возникла собственная потребность выпустить внеплановую книгу.

Редактор обычно информирован относительно положения в книгоиздании и книжной торговле по профилю своего издательства. Для этого у современного редактора имеется достаточно разных источников. Однако когда стоит вопрос о конкретном издании, ему приходится еще раз изучать, анализировать и оценивать книжный поток, рынок, читательские потребности, общественную значимость предполагаемого издания.

Полученную информацию редактор сопоставляет с авторским замыслом произведения, у него рождается замысел издания. При этом ему нужно также принять во внимание возможности издательства по подготовке оригинала-макета и дальнейшему участию в процессе прохождения издания до выпуска в свет и по распространению. Особую роль играет учет типологических признаков будущего издания: целевого назначения, читательского адреса, характера информации.

Располагая исходной информацией, редактор имеет возможность проработать и сформировать концепцию изданияИздание. Разработка концепции.

Концепцией определяется вся последующая творческая и другая работа редактора над изданием: разработка плана-проекта и написание пробных фрагментов будущего произведения, анализ, оценка авторского оригинала и его совершенствование; разработка концепции иллюстрирования произведения и оформления книги; моделирование изданияИздание. Формирование модели и его подготовка; систематизация элементов издания и формирование издательского оригинала; контрольно-аналитическая работа на этапах его тиражирования и выпуска в свет. Творческий характер деятельности редактора при решении перечисленных задач обусловлен тем, что предмет его труда - каждое подготавливаемое издание, имея в основе конкретный авторский оригинал произведения, обладает своими индивидуальными свойствами. Специфика аналитической и методической работы редактора как самостоятельного направления в книгоиздании заключается в том, что редактор не подменяет автора, а направляет его творческий потенциал на реализацию замысла в форме, обеспечивающей наиболее эффективное восприятие содержания книги читателем.

Разработка концепции издания является важной творческой операцией, выполняемой редактором. С точки зрения психологии творчества понятие концепции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе и в результате редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик.

Создать концепцию - значит подготовить основу для формирования модели издания и его проектирования. Концепция является методологической основой всего процесса редакторской подготовки издания. На основе концепции, с учетом специфики литературного произведения разрабатывается модель издания.

Общая, принципиальная модель издания должна включать наиболее значимые и обобщенные признаки издания, необходимые для того, чтобы вскрыть его сущность. К таким признакам, которые можно считать необходимыми и достаточными, следует отнести функциональное назначениеИздание. Функциональное назначение, читательский адрес, характер информацииИздание. Характер информации и конструкциюИздание. Конструкция. Конечно, на практике характеристика конкретного издания не ограничивается только перечисленными признаками, и это нужно учитывать при редакторской подготовке каждого издания в отдельности. Что касается общей модели, она предложена как один из результатов научного исследования, проведенного Книжной палатойСм.: Типология изданий. М.: Изд-во «Книжная палата», 1990. С.18..

Функциональное назначениеИздание. Функциональное назаначение рассматривается как более четкое и ясное выражение типологического признака «целевое назначение». Понятие «функциональное назначение» разработано в рамках социально-функционального заказа и является более широким, чем понятие «целевое назначение». В книговедении функциональное назначение отображает связь и функциональную зависимость группы изданий от потребностей определенной сферы общественной жизни и практики. Таким образом, с одной стороны, общественные потребности ставят задачи по созданию и выпуску определенных изданий, с другой - осуществляется подготовка изданий для удовлетворения этих потребностей.

Функциональное назначение и целевое назначение отчасти идентичны как признаки издания. Однако в действительности функциональное назначение более полно учитывает возможности издания по удовлетворению задач и интересов общества. К примеру, целевое назначение научных изданий заключается главным образом (и на этом акцентируется внимание) в отражении в системе научных коммуникаций результатов познавательной деятельности. Научное изданиеНаучное издание является способом научной коммуникации. Когда мы смотрим на научные издания с позиций функционального назначения, то видим, что в их функциях отражаются фиксирование результатов научного познания, передача их в пространстве и во времени, апробация результатов исследования и закрепление научного приоритета, они играют заметную роль в повышении уровня научных знаний, в формировании научного мировоззрения, обладают большим вспомогательным значением и т.д.

Аналогичная ситуация наблюдается в области научно-популярных изданий, целевое назначение которых обычно сводится к популяризации и пропаганде науки. В их функции входят и информационная, и просветительская, и образовательная, и мировоззренческая, и практическая, и профориентационная, и ряд других.

Это не значит, что функциональное назначение в качестве типологического признака должно заменять целевое назначение. Собственно, целевое назначение отражает тот факт, что издание (а в его составе литературное произведение) создается для передачи читателям определенных знаний. И каждый раз при этом преследуются более или менее определенные цели: обобщение знаний в той или иной области, их распространение, обмен результатами научного познания, формирование общественного сознания, норм права, морали, нравственности и т.д. Целевое назначениеЦелевое назначение в широком плане рассматривается еще и как общественное назначение, под которым понимается то общественно необходимое воздействие, которое должно оказать издание на читателя. Целевое назначение и читательский адресИздание. Читательский адрес связаны и образуют комплексный признак, имеющий важное значение для систематизации изданийИздание. Систематизация изданий, которая строится на функциональном подходе.

Здесь уместно вспомнить, что функциональный подходИздание. Функциональный подход был сформирован в 1930-е годы отечественными книговедами и на длительное время определил развитие теории и практики книговедения и, в частности, редакционно-издательского дела. Функциональный подход рассматривается как методологическая основа современных научных дисциплин, обращенных к предмету и явлениям информации, системности и управления. Он определяется прежде всего функциональной природой самих явлений, и, как отмечают исследователи, функциональная природа присуща, по-видимому, проявлению жизни во всех ее формах. Достоинство функционального подхода, в том, что он как бы разрушает барьеры между различными отраслями знания и концентрирует внимание на общности функций.

Изучение функций книги, ее типов и видов, читательских интересов составляет основу функционального подхода в теории и практике книжного делаСм.: Баренбаум И.Е. Функциональный подход и его применение в книговедении // Книга и социальный прогресс. М.: Наука, 1986. С.122-131..

Функциональный подход к формированию модели издания указывает на важное методологическое значение результата этого процесса для редакторской подготовки издания.

Функциональное назначениеИздание. Функциональное назначение как признак, который взят для разработки модели издания, так же как и целевое назначение, тесно смыкается с читательским адресом. На первый взгляд может показаться, что читательский адрес является дополнением к функциональному назначению издания. Однако такое имеет место только в некоторых случаях. Так, например, основным читателем научного издания является ученый. Читательский адрес других видов издания может быть детально конкретизирован, что видно на примере учебных изданий. Их читатели подразделяются по социальному признаку - учащиеся; по сфере обучения - учащиеся школы, ПТУ, студенты колледжей, вузов; по форме обучения - учащиеся дневного, вечернего, заочного отделений; по ступеням - учащиеся начальной и средней школы, студенты бакалавриата, магистранты, студенты, которые готовятся стать дипломированными специалистами.

В оценке читателя есть свой функциональный подход. Он выражается в изучении читателя прежде всего в связи с книгой. Типология читателя рассматривается в связи с функцией ее чтения.

Редакторы занимаются подготовкой изданий для различных категорий читателей. Большая часть литературно-художественных, научно-популярных изданий выпускается с ориентировкой на широкие читательские круги, без особого учета образования, социального положения, специальности и порой возраста, т.е. на «массового читателя». Правда, в условиях коммерциализации книгоиздания такой подход требует осторожности и ставит перед редактором и издательством задачи серьезного изучения книжного рынка.

Важнейшей характеристикой издания, которая определяющим образом влияет на выбор его вида, является характер информацииИздание. Характер информации. Этот термин предложен Книжной палатой, чтобы выразить особый опосредованный характер взаимоотношения содержания с функциональным назначением, читательским адресом и конструкцией издания. Так, на одну и ту же тему, на одном и том же материале можно написать произведения разных жанров и на их основе создать соответствующее количество изданий. В каждом из них в зависимости от жанра произведения и вида издания будут по-своему излагаться и освещаться факты, будет свой характер информации.

Один из основных признаков характера информации - глубина разработки проблемы. В научном издании требуется высокий научный уровень проработки темы с привлечением эффективных методов исследования, аргументированных обоснований и доказательств и нужны свои языково-стилистические средства отображения информации. При освещении той же проблемы в научно-популярном издании она должна быть адаптирована с учетом возможностей читательского понимания и восприятия, у издания будет другой, отличающейся от научного издания, язык, иные приемы и средства отображения содержания. Еще иначе результаты разработки научной проблемы будут представлены при использовании их в учебном издании.

В связи с рассмотрением признака «характер информации» нужно отметить, что данный типологический признак характеризуется также тем, какие языково-стилистические средства используются в произведении для изложения его содержания. В издании определенного вида используется свой функциональный стиль: научный, научно-популярный, деловой, художественный и т.д. Отсюда характер изложения материала может рассматриваться как важный типологический признак, отражающий способ осмысления, освоения и отображения действительности. Признаками характера информации являются степень нормативности материала, наличие в издании теоретического или эмпирического материалов и их соотношение, справочность в представлении материала и т.д.

Применение книги для выполнения ее функционального назначения и ее соответствие читательскому адресу зависят еще и от конструкцииИздание. Конструкция, которая непосредственно связана с характером информации. Конструкция включает в систему признаки, связанные с расположением материала, оформлением и полиграфическим исполнением издания. В этот комплекс входят взаимное расположение и связь составных частей (структура) книги и художественно-оформительские элементы.

Структура обычно понимается как целое, которое задает характер составляющих его фрагментов. Значение целого было выражено Аристотелем: «Целое - это нечто большее, чем сумма отдельных частей». Это хорошо видится на примере книги. Ее обложка - это сложное художественное целое; типографское оформление - тоже сложное целое, которое образуют специально выбранный шрифт, титульный лист, строки заглавия, гармонирующие с содержанием, хорошо выполненные и напечатанные иллюстрации; художественным и информационным целым является и текст книги. «Значит, книга как целое есть единство составляющих ее элементов, что далеко не идентично сумме входящих в нее составных частей. Поэтому под структурой книги мы будем понимать внутреннее скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых дают книге функционировать как некой целостности»См.: Зберский Т. Семиотика книги // М. Червинский. Система книги. Т. Зберский. Семиотика книги / Пер. с польского Т.Я. Казавчинской. М.: Книга, 1981. С.72..

Обусловленность структурной организации издания его видовыми признаками весьма ярко выражена в следующих словах Е.Б. Адамова о справочном издании: «Трудно переоценить значение неразрывной связи формы справочного издания с его содержанием. Это обнаруживается в самой видовой характеристике, в основу которой положен не столько характер информации, как, например, в научных изданиях и изданиях художественной литературы, не столько читательский адрес, как, например, в изданиях для детей, не столько предназначенность для определенного рода деятельности, как, например, в производственных изданиях, сколько порядок размещения материала, определенный принцип его структурной организации и в конечном счете способ работы с книгой»См.: Адамов Е.Б., Кричевский В.Г. Оформление справочных изданий. М.: Книга, 1981. С.9..

Авторское, редакторское, редакционно-техническое и оформительское начала при формировании издания - единый процесс. Работа должна проводиться с началом редактирования авторского оригинала. Логико-структурная организация текста, выбор способа последовательного выстраивания структурных элементов - во всем этом присутствуют конструкторско-оформительские решения. Содержание издания не определяется только содержанием произведения, его составляет совокупность всех элементов, составляющих издание.

Основы конструкции и оформления (дизайна) будущего издания в какой-то мере закладываются автором в его сочинении, что прежде всего проявляется в логической структуре текста, подборе иллюстраций, составе и характере функционирования аппаратаАппарат книги. Поэтому задача редактора еще на стадии работы над авторским оригиналом произведения - ознакомить автора с проектом конструктивных и оформительских решений, образцами изданий, которые относятся к тому же виду, что и создаваемое. Контакты важно поддерживать в течение всего времени подготовки издания; благодаря этому автор может иметь возможность своими действиями способствовать улучшению художественно-конструктивного решения издания. Если у редактора и дизайнера (оформителя) вследствие функционального и эстетического осмысления авторского труда возникнут предложения, которые касаются произведения, например корректировки системы рубрикации, перегруппировки частей текста, введения дополнительных и исключения избыточных фрагментов текстов и т.п., то эти предложения тут же могут быть доведены до автора, обсуждены, согласованы и учтены.

Взаимодействие автора и дизайнера (оформителя) относится к важному условию, благодаря которому может быть обеспечено единство формы и содержания издания. Работающий над авторским оригиналом произведения редактор как организатор и ведущий создаваемого издания не может оставаться в стороне. Задача активно участвовать во всем, что относится к процессу подготовки издания, обязывает его направлять и поддерживать взаимодействие автора и дизайнера, осуществлять контроль за результатами оформления. К тому же редактор, анализируя и оценивая авторский оригинал произведения, должен хорошо видеть и понимать, за счет чего можно иметь более эффективные конструктивные решения, как более рационально соотнести эти решения с выполнением функциональных задач и более полным удовлетворением интересов читателей.

Общий смысл формирования структуры и оформления издания в том (подчеркнем это еще раз), чтобы сделать его целостной вещью, которая и с внешней, и с внутренней стороны должна отвечать своему функциональному назначению, а также читательскому адресу, характеру информации и условиям использования.

Основные задачи дизайна - способствовать наилучшему восприятию и пониманию текста, а также обеспечивать цельность издания. Книга - это единая, связная, закономерно построенная структура, что и должно быть воплощено в ее внешней форме. У нее есть ясно обозначенные начало и конец, упорядоченная система внутреннего членения, очевидная иерархия основных и различных вспомогательных текстов и изображений. Все это требует внимания, забот и контроля редактора издания.

Одной из основных типологических категорий в книговедении является вид издания. Он представляет собой типологическую группировку значительного множества изданий, которая сформировалась и реально существует в практике.

ГОСТ 7.60-90 стандартизовал следующие основания для формирования групп по видам изданий: целевое назначение, степень аналитико-синтетической переработки информации, знаковая природа информации, материальная конструкция, объем, состав основного текста, периодичность, структура, характер информации.

Среди названных признаков нужно выделить те, которые обладают наибольшей общностью для всех изданий. Это целевое назначение, которое по сути отражает в концентрированной форме функциональную роль издания, и характер информации. И тот и другой признаки характеризуют издание независимо от его иных признаков: объема, знаковой природы информации и проч. Виды изданий обладают еще одной общностью - читательским адресом, в том смысле, что этот признак свойствен каждому изданию. Вместе с тем по нему выделяется самостоятельная видовая группа - издания для детейИздания для детей.

Функциональный признак у каждого издания тоже свой, каждая книга имеет свой состав функций. Однако определенное функциональное свойство не является признаком, связанным всего лишь с одним каким-либо конкретным изданием. Например, взять такое издание, как каталог. В основе его функций есть справочная и рекламная. Информационная, познавательная, коммуникативная и ряд других функций принадлежат нескольким видам изданий - научным, научно-популярным, учебным. А вот функция популяризации научных знаний относится только к научно-популярному изданию.

При рассмотрении функциональных признаков не надо смешивать две стороны: отношение функции к виду издания и возможность издания выполнять дополнительные функции не являются специфической особенностью каких-либо отдельных видов изданий. Фактически каждый вид издания может быть многофункциональным. Так, из примера по поводу функции популяризации научных знаний не следует делать заключение, что научно-популярное издание не имеет других функций. Напротив, они весьма разнообразны. Виды изданий могут подразделяться на подвиды. Так, информационное издание в качестве подвидов включает библиографическое, реферативное и обзорное издания. К подвидам относят группы изданий, которые сложились на практике и формируются на основе общности характера информации.

До настоящего времени в книговедении нет единства взглядов на типологию изданий (книги). Существует несколько вариантов типологических моделей, отдельные из которых представляют собой определенную знаковую систему (схему, таблицу и т.п.), составленную из научных категорий и понятий, в своем единстве отражающих социальную сущность книги как способа информационного общения. Наиболее сложный характер имеет типологическая модель книги, представленная в ряде работ А. ГречихинаСм.: Гречихин А.А. Типология книги: современное состояние и перспективы научной разработки // Книга и социальный прогресс. М.: Наука, 1986. С.140-146.. Автор рассматривает систематизацию книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначая каждую ступень определенной систематической категории. Самым верхним уровнем систематизации всего реального многообразия книги считается «тип». Тип книги является наиболее абстрактной категорией. По своему объему «тип» отображает все реальное многообразие книги в самом общем содержании - на уровне свойств, существенных признаков, объединяющих это реальное многообразие. Все последующие систематические категории в направлении от абстрактного к конкретному (от самого верхнего к самому нижнему) должны быть богаче по содержанию и меньше по объему.

Самой конкретной, единичной систематической категорией оказывается категория, в которой отражается «все реальное богатство содержания, присущее конкретно данной книге». Такая категория получает название «книга-индивид». По своему содержанию она «отражает не только самые общие признаки, свойства определенной книги, объединяющие ее со всем возможным многообразием таких изданий, но и присущие исключительно ей индивидуальные признаки, отличающие ее от других книг-индивидов»См.: Гречихин А.А. Типология книги: современное состояние и перспективы научной разработки // Книга и социальный прогресс. М.: Наука, 1986. С. 175..

Между верхними и нижними границами систематизации, обозначаемыми «типом» и «индивидом», возможно «бесконечное разнообразие промежуточных уровней систематизации, отражающих родовидовые отношения «книг-индивидов». Систематические категории промежуточных уровней одновременно могут быть и подчиняющими, следовательно, менее конкретными по содержанию, но более широкими по объему, и подчиненными, более конкретными по содержанию, но меньшими по объему. Соответственно эти промежуточные систематические категории предлагается рассматривать как родовые или видовые: род книги подчинен типу, в то же время он подчиняет видовые категории.

Вид книги является единичной научной категорией, которая определяет нижний предел систематизации. Вид отражает только книги-индивиды и их свойства, которые не подвергаются дальнейшему логическому делению. Такова одна точка зрения.

Согласно другой позиции, на которой стоит Книжная палатаСм.: Типология книги. М.: Изд-во «Книжная палата», 1990. С.22-25., на основное место при рассмотрении системы изданий ставится вид издания, о чем уже было сказано в начале раздела. Используется понятие и типа изданияИздания. Типология, который обозначает самый низкий предел систематизации. Тип издания рассматривается как конкретная модель издания, единичное типичное явление, отдельное издание в системе подвида. Тип отражает индивидуальные признаки издания, число которых обычно увеличивается по мере их конкретизации.

Различные признаки имеют разную значимость в формировании типовой модели. Наиболее существенные признаки позволяют создать четкую, определенную модель типа издания. Вторичные признаки могут не оказывать особо заметного влияния на изменение типа издания.

Чтобы сформировать модель типа издания, входящего в видовую группу изданий, нужно определить возможно большее число его признаков, которые должны выйти в модель. Основываясь на примере из «Типологии изданий», возьмем вид справочных изданий. В его составе тип издания должен иметь как минимум такие признаки: функциональное назначение изданияИздание. Функциональное назначение - справочное, научно-популярное, читательский адрес - массовый читатель, характер информации - универсальный энциклопедический словарь, алфавитныйАлфавитный словарь, с предметным и именным указателями, конструкция - иллюстрированный, однокрасочный, высокая печать, однотомный, переплет стандартный и т.д. Если в модели этого типа изменить хотя бы некоторые существенные признаки (например, функциональным изменением будет справочное, научное издание и читателями - специалисты), мы получим другой тип издания. Так обстоит дело со вторым подходом к типологии изданий.

По третьему варианту, автором которого является Н.П. Лавров, систематизация изданийИздание. Систематизация изданий и их типизация основываются на понятии типа. Под типами изданий понимаются группы изданий, образуемые по различиям в целевом назначении и характере информацииСм.: Лавров Н.П. Систематизация книжных изданий // Редактирование отдельных видов литературы / Под. ред. проф. Н.М. Сикорского. М.: Книга, 1987. С. 34-54..

Из трех названных и отчасти рассмотренных концепций в практике издательского дела и редактирования имеет распространение и используется типология книжной палаты. Издания, их основные виды, а также термины и определения представлены в ГОСТ 7.60-90. Стандарт дает определение только видов изданий и не имеет в своем составе термина «тип издания».

Систематизация изданий по их видам проводится во всех официальных изданиях Российской книжной палаты и в материалах печати, рассматривающих вопросы подготовки, выпуска и распространения литературы и изданий с официальных позиций.

Видовой ряд книжных изданий, применяемый в настоящее время Российской книжной палатой, выглядит следующим образом: массово-политические, официальные, научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные, справочные, информационные, рекламные, издания для досуга, литературно-художественные.

Приведенная видовая классификация основана на целевом назначении изданий. Учитывая, что целевое назначение тесно связано с читательским адресом, в самостоятельный вид книжных изданий выделяют издания для детейИздания для детей.

Целевое назначение и в более широком смысле функциональное назначение книжного издания являются признаками, которые задают программу создания издания. Подготовленные редактором по этой программе издания должны соответствовать социальным потребностям, интересам читателей и обладать определенными типологическими свойствами. Занимаясь подготовкой издания, редактор должен опираться на общие положения в области редакционно-издательской технологии и непременно учитывать видовую специфику конкретного издания.

Готовясь стать дипломированным специалистом в области книжного дела по специальности «Издательское дело и редактирование», студент должен предполагать, что ему придется заниматься редакторской подготовкой, выбирая тот или иной вид издания.

По характеру информации выделяются следующие виды изданий: монография (научная или научно-популярная), сборник научных трудов, пособие, практическое пособие, практическое руководство, учебникУчебные издания. Учебник, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, словарь (энциклопедический, языковойЯзыковой словарь, толковый, терминологический), разговорник, справочник, путеводитель, каталог (издательский, выставки, идейный и др.), документально-художественное издание, альманах, антология, обзорное издание, реферативное издание др.

Среди перечисленных изданий есть такие, которые выделяются по числу включаемых в них литературных произведений. Этот признак заслуживает редакторского внимания, потому что литературное произведение или их совокупность составляют основу книжного издания, второй составляющей которого является аппарат. Кроме того, литературное произведение (фактически) определяет целевое назначение и читательский адрес издания в целом.

Группировка книжных изданий по признаку числа включаемых в них литературных произведений имеет важное значение для редакционно-издательской практики и в особенности для редакторской подготовки изданий. Ее главным признаком выступают принципы отбораПроизведение. Отбор литературных произведений для основной части конкретного издания.

Группы изданий с учетом принципа отбора произведений в их состав с некоторых пор принято называть жанрами книжных изданийИздания. Жанры. К ним относят: моноизданиеВид издания. Моноиздание (издание отдельного произведения), сборникВид издания. Сборник, избранные сочинения, собрание сочиненийВид издания. Собрание сочинений. Жанр издания редактор определяет на этапе его формирования, т.е. в издательстве. Поэтому в названии «издательский жанр» заключен двоякий смысл: жанр издания и жанр, который формируется в издательстве. Жанры книжных изданий создаются в издательстве на основе поступивших авторских рукописей произведений и могут определяться без участия автора. Для моноиздания обычно отбираются произведения достаточного объема, обладающие высокими содержательными качествами. Имеет значение и целевое назначение издания.

Формирование издания определенного жанра - достаточно сложная редакционно-издательская проблема. Особую сложность представляют собрания сочинений. Их подготовка требует большой организаторской и творческой работы, в значительной степени большей, чем работа над другими издательскими жанрами.

Подготовка издания определенного жанра включает не только формирование соответствующей совокупности произведений, но и порядок их расположения, а также создание аппарата, соответствующего характеру издания. Перед редактором стоит задача выбора композиции издания: быть ли ей проблемно-тематической, жанровой, хронологической, жанрово-хронологической или какой-либо иной. В концепции издания, разрабатываемой редактором, в его моделиИздание. Формирование модели, во всей работе над подготовкой издания должны быть профессионализм, четкость и ясность, технологичность и творческое начало. При этих условиях можно рассчитывать на создание книги, нужной читателю и обществу

  1. Раскройте сущность и значение разработки редактором концепции издания.
  2. Дайте характеристику методологических основ редакторской подготовки издания.
  3. Модель издания. Значение разработки модели для подготовки издания.
  4. Виды изданий и их характеристики.

  1. ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения». Типология изданий, М., 1990.

© Центр дистанционного образования МГУП