Московский государственный университет печати

С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьева


         

Редакторская подготовка изданий

Учебник для вузов


С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьева
Редакторская подготовка изданий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

1.

ГЛАВА 1 Видо-типологический состав и классификация изданий

1.1.

Концепция и общая модель издания

1.2.

Систематизация книжных изданий

1.3.

Вопросы и задания

1.4.

Рекомендуемая литература

2.

ГЛАВА 2 Научные издания

2.1.

Природа и типологические признаки научных изданий

2.2.

Виды научных изданий

2.3.

Задачи, организация и методы работы редактора на подготовительном этапе

2.4.

Работа над научным произведением

2.5.

Подготовка справочного аппарата

2.6.

Вопросы и задания

2.7.

Рекомендуемая литература

3.

ГЛАВА 3 Научно-популярные издания

3.1.

Задачи книгоиздания в области популяризации науки

3.2.

Типологические характеристики научно-популярного издания

3.3.

Виды научно-популярных изданий. Концепция их создания

3.4.

Оценка редактором содержания, принципов популяризации и приемов занимательности

3.5.

Языково-стилистические средства

3.6.

Иллюстративный материал

3.7.

Аппарат научно-популярного издания

3.8.

Вопросы и задания

3.9.

Рекомендуемая литература

4.

ГЛАВА 4 Справочные издания

4.1.

Видо-типологический состав

4.1.1.

Энциклопедические издания

4.1.2.

Словарные издания

4.1.3.

Справочники

4.2.

Концепция издания. Вопросы систематизации материала

4.3.

Работа редактора над структурной единицей издания

4.4.

Организация и координирование редакционно-издательского процесса

4.5.

Вопросы и задания

4.6.

Рекомендуемая литература

5.

ГЛАВА 5. Учебные издания

5.1.

Общая типологическая характеристика учебных изданий

5.1.1.

Предметная область учебных изданий

5.1.2.

Функциональная область учебных изданий

5.1.3.

Читательский адрес учебной литературы

5.2.

Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации

5.3.

Учебные издания как целостный комплекс

5.4.

Конструирование учебного издания

5.5.

Работа редактора над произведением обучающего издания

5.5.1.

Редакторский анализ содержания произведения

5.5.2.

Требования к языку и стилю произведения

5.6.

Работа редактора над аппаратом учебного издания

5.7.

Работа редактора над иллюстрациями

5.8.

Формирование изданий учебной литературы

5.9.

Вопросы и задания

5.10.

Рекомендуемая литература

6.

ГЛАВА 6. Литературно-художественные издания

6.1.

Природа, сущность изданий художественной литературы

6.2.

Произведение художественной литературы как объект редакторского анализа

6.2.1.

Основные аспекты редакторского анализа

6.2.2.

Критерии редакторской оценки литературно-художественного произведения

6.2.3.

Общая методика редакторского анализа художественного произведения

6.2.4.

Оценка редактором произведений различных жанров художественной литературы

6.3.

Работа редактора над изданием

6.3.1.

Читательский адрес литературно-художественных изданий

6.3.2.

Отбор произведений

6.3.3.

Работа редактора над изданиями различных видов и типов

6.3.4.

Работа редактора над иллюстрациями

6.3.5.

Работа редактора с автором

6.4.

Вопросы и задания

6.5.

Рекомендуемая литература

7.

ГЛАВА 7. Издания для детей

7.1.

Литература как объект изданий для детей

7.1.1.

Предмет и целевое назначение детской литературы

7.1.2.

Жанровое своеобразие произведений

7.1.3.

Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения» в книгоиздании

7.2.

Специфика изданий для детей

7.2.1.

Читательский адрес изданий для детей

7.2.2.

Области предмета и социальных функций

7.2.3.

Виды изданий для детей

7.3.

Работа редактора над изданием

7.3.1.

Отбор произведений

7.3.2.

Критерии редакторской оценки содержания и формы произведения

7.3.3.

Работа редактора над оформлением изданий

7.3.4.

Работа над аппаратом издания

7.3.5.

Общие требования к техническому исполнению изданий для детей

7.4.

Вопросы и задания

7.5.

Рекомендуемая литература

8.

ГЛАВА 8. Журнальные издания

8.1.

Видо-типологические признаки периодических изданий и их виды

8.2.

Жанры публикаций журналов

8.3.

Организация редакционно-издательского процесса

8.4.

Работа редактора над авторским материалом

8.5.

Работа редактора над справочным аппаратом

8.6.

Вопросы и задания

8.7.

Рекомендуемая литература

9.

ГЛАВА 9. Рекламные издания

9.1.

Видо-типологический состав рекламных изданий

9.2.

Редакционно-издательская подготовка рекламных изданий

9.3.

Художественно-техническое оформление рекламных изданий

9.4.

Вопросы и задания

9.5.

Рекомендуемая литература

10.

ГЛАВА 10. Информационные издания

10.1.

Видо-типологический состав информационных изданий, организация их редакторской подготовки

10.2.

Работа редактора над библиографическим указателем

10.3.

Работа редактора над реферативным изданием

10.4.

Редактирование аналитического обзора

10.5.

Работа над аппаратом информационных изданий

10.6.

Вопросы и задания

10.7.

Рекомендуемая литература

11.

ГЛАВА 11. Переиздания

11.1.

Типологическая характеристика переизданий

11.2.

Подготовка переиздания к печати

11.2.1.

Работа редактора над содержанием и композицией переиздания

11.2.2.

Работа редактора над аппаратом переиздания

11.2.3.

Порядок представления авторского оригинала в издательство

11.3.

Вопросы и задания

11.4.

Рекомендуемая литература

Указатели
372   предметный указатель
8   указатель иллюстраций

Появление информационных изданий (ИИ) было обусловлено ростом объема информации в обществе вследствие интенсивного развития научной и производственной деятельности, с одной стороны, и необходимостью создания условий для эффективного использования новой информации в интересах научно-технического и социального прогресса - с другой.

Под информационным понимается такое издание, которое содержит систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ним ознакомления, выпускаемое органами научной и технической информации, а также другими организациями, осуществляющими информационною деятельность.

Как видно из определения, информационное изданиеИнформационное издание является производным, вторичным по своему содержанию. Предметом его содержания являются сведения о таких работах, которые считаются первичными документами (первичными источниками), поскольку непосредственно отражают результаты во всех сферах общественной деятельности, где создается информация, - в науке, культуре, искусстве, производстве и др. К ним относятся опубликованные литературные произведения различных жанров - статьи, монографии, описания изобретений, доклады и т.п., а также издания - научные и производственные монографии, сборники научных трудов, сборники материалов научных конференций, социальные журналы и другие издания, которые содержат новою информацию. В число неопубликованных работ (документов) входят отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, конструкторская документация.

В зависимости от характера включаемой информации и целевого назначения ИИ подразделяются на библиографические Информационное издание. Библиографиеское издание, реферативные Информационное издание. Реферативное издание и обзорные Информационное издание. Обзорное издание. К первым относятся издания, которые включают только библиографические сведения о документах, а также, в отдельных случаях, - краткую аннотацию. В реферативных изданиях наряду с библиографическими сведениями дается краткое изложение содержания документа. Обзорное издание представляет собой систематизированное изложение информации по определенной теме (проблеме) или ряду тем (проблем) на основе анализа содержания некоторого множества документов с целью оценки состояния, тенденций и направлений (перспектив) развития предмета обозрения. К библиографическим изданиям относятся текущие, рекомендательные ретроспективные библиографические указатели, к реферативным изданиям - реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информации и информационные листки, к обзорным изданиям - обзор по одной теме, проблеме, направлению (моноизданиеВид издания. Моноиздание) и сборник обзоров, включающий ряд обзорных статей и обычно охватывающий несколько тем (проблем).

Целевое назначение информационных изданий Целевое назначение наиболее полно проявляется в их функциональных свойствах. Информационные издания и входящие в их состав библиографические описания, аннотации, рефераты, обзоры находятся в тесных функциональных связях и взаимодействии и по сути представляют собой систему, отображающую поток первичных документов в области науки, техники, производства и других сферах.

Библиографические издания, информирующие о новых поступлениях литературы (текущие библиографические указатели), прежде всего должны выполнять сигнальную функцию, т.е. регулярно, в очень короткие сроки и возможно более полно оповещать потребителей обо всех опубликованных в мире первичных документах по интересующим их вопросам. Это функциональное свойство указателей послужило причиной отнесения их к так называемой сигнальной информации.

Требование возможно более полного охвата всех публикуемых в мире научных документов по сути сводится к необходимости выполнять функцию регистрации этих документов с целью сохранения возможности их отыскания в любое время. Осуществляя регистрацию первичных документов, библиографические указатели выполняют вместе с тем систематизирующую функцию. Систематизация производится в соответствии с единым рубрикатором информационных изданий. Все это направлено на то, чтобы упорядочить сведения о первичном информационном потоке, создать благоприятные условия для ориентации в нем и для поиска нужных документов. Следовательно, библиографические указатели выполняют также ориентирующую, адресную и поисковую функции.

Текущий библиографический указатель, а также рекомендательный и ретроспективный указатели выполняют информативную и индикативную функции, поскольку включают сведения о первичных документах и характеристику их содержания, особенно в тех случаях, когда используются аннотации.

Для рекомендательных указателей нужно считать специфической функцию пропаганды научно-технических достижений путем указаний на соответствующие первоисточники, а также функции управления воспитанием и повышением деловой квалификации. Ретроспективные указатели выполняют функции содействия научной и производственной деятельности потребителей информации.

Для реферативного издания одной из характерных функций является информативная. Ее выполнение становится возможным прежде всего потому, что реферат включает основное содержание первичного документа, чего нет в библиографическом издании. Причем иногда это содержание излагается настолько подробно (как, например, в экспресс-информации), что реферат может заменить чтение первичного документа. Потребитель информации, пользуясь реферативным изданием, имеет возможность вести достаточно точные наблюдения за новейшими достижениями как в своей, так и в смежной областях науки и техники. Реферативные издания обладают способностью аккумулировать информацию, рассеянную по множеству первичных документов.

К важному функциональному свойству реферативных изданий следует отнести научную коммуникативность. Реферативные издания (в особенности реферативный журнал и экспресс-информация) способствуют преодолению межъязыковых барьеров и установлению интернациональных связей в науке.

Реферативные издания следует рассматривать как информационно-поисковую систему, пользуясь которой можно осуществлять поиск информации и документов. Благодаря систематизирующему свойству реферативное издание обладает способностью устранять рассеянность, раздробленность, неупорядоченность информации при отражении в ней потока первичных документов. Это же функциональное свойство смыкается с другим: реферативное издание помогает потребителям информации ориентироваться в первичном потоке.

Нужно обратить внимание на оценочную функцию реферативных изданий. Дело в том, что реферированию подвергаются не все первичные документы, а только те, которые содержат ценную научную и /или техническую информацию. Оценочная функция носит косвенный характер и проявляется при отборе документов для реферирования. Эта функция находит свое выражение также при решении вопроса об объеме рефератов и при подготовке экспресс-информации.

Функции обзоров также разнообразны. Обзоры играют большую роль в научно-информационной деятельности, поскольку их составление способствует синтезу научной информации, что становится доминирующей тенденцией в развитии современной науки.

Как документ, в котором излагаются сведения, характеризующие какую-либо проблему (вопрос, предмет и т.д.), обзор обладает информативными свойствами. Он может использоваться также в качестве учебного материала, поскольку содержит систематизированное изложение информации, накопленной в определенной области. Другими словами, обзор может выполнять познавательную функцию.

Обладая научно-коммуникативным свойством, обзор способствует преодолению межъязыковых барьеров, облегчает доступ к информации и овладение ею, помогает интеграции науки, установлению информационных связей в научном мире, совершенствованию и развитию языка науки.

Обзор, в отличие от библиографических и реферативных изданий, как правило, избавляет потребителя информации от необходимости обращаться непосредственно к первоисточнику. Вместе с тем он предоставляет такую возможность, поскольку в нем дается критическая оценка содержания документа и должны быть указаны все признаки, которые требуются для его поиска. Это значит, что обзор в состоянии выполнять индикативную, адресную и поисковую функции.

Рассматривая функциональные свойства ИИ, приходим к выводу, что они представляют собой многофункциональную систему. Общими систематизирующими факторами являются их содержательная вторичность (производность), цели и задачи подготовки и выпуска, заключающиеся в предоставлении потребителям сведений об источниках информации и их содержании. Однако каждое издание в этой системе имеет свою функциональную специализацию. Она проявляется в том, что в ряду нескольких функций издания есть функции высшего и низшего рангов или главные, ведущие, и второстепенные, сопутствующие. Все дело в уровнях и объемах решаемых задач. Так, функции сигнального оповещения и регистрационная, которые являются главными для библиографических изданий, теряют свое ведущее значение для реферативных и особенно обзорных изданий. Вместе с тем информативная, информационно-коммуникативная, научно-коммуникативная функции при переходе от использования библиографических изданий к использованию реферативных и обзорных становятся все более доминирующими, их эффективность и действенность повышаются.

Потребителей информационных изданий можно разделить на две группы. Одна - коллективные потребители, другая - индивидуальные потребители, которых в традиционном понимании принято называть читателями.

Потребители первой группы - это справочно-информационные фонды, библиотеки различных категорий, органы НТИ научно-исследовательских институтов, предприятий и т.п. Они не являются читателями, лично нуждающимися в информации. Их цели в отношении использования информационных изданий обусловлены прежде всего общими производственными и научными задачами соответствующих отраслей, ведомств, предприятий, учреждений. Они используют информационные издания для комплектования справочно-информационных картотек, каталогов, поисковых массивов; для создания информационных баз; для разыскания информации и документов и т.д.'

Таким образом, использование информационных изданий потребителями первой группы сводится к информационному обслуживанию потребителей второй группы.

Круг индивидуальных потребителей информации весьма широк. В принципе информационные издания могут представлять интерес для всех, кто работает в сферах науки, техники, экономики, производства, культуры, искусства. Большую группу индивидуальных потребителей информации составляют ученые и специалисты, которые ведут научные исследования. В самостоятельную группу выделяются инженеры - разработчики новой техники, конструкторы. Как отдельная группа должны рассматриваться инженеры и другие специалисты, работавшие на производстве, поскольку их отличают свои информационные потребности. Имеют свои информационные интересы и постоянно следят за новейшими научно-техническими достижениями преподаватели учебных заведений. К особой группе индивидуальных потребителей информации относятся руководители министерств, ведомств, акционерных объединений, научно-исследовательских и других учреждений, а также работники плановых органов, системы предпринимательства.

Основными требованиями, предъявляемыми к информационным изданиям, являются актуальность и достоверность приводимых в них сведений: исчерпывающая полнота охвата отечественных и зарубежных источников, обусловленная целевым назначением издания, лаконичность представления информации, оперативность выпуска. В применении к конкретным видам информационных изданий эти требования получают развитие или уточнение.

Тему библиографического указателя характеризует круг вопросов, охватываемых библиографической информацией. Этот круг зависит от целевого и читательского назначения, которые образуют единство, определяющее тематический профиль указателя и выбор средств представления информации.

Критерием актуальности темы текущего библиографического указателя является соответствие ее основным направлениям развития данной области науки, производства, культуры. Тема такого указателя бывает обычно запрограммирована в названии серии, выпуска и т.д.

Иное дело рекомендательный библиографический указатель. Тематические границы определяемых им источников достаточно четко очерчены с целью указать конкретную литературу, необходимую данной категории потребителей информации для повышения квалификации, решения производственных задач и т.д. Так, очевидно, что указатель литературы по редакционно-техническому оформлению книги адресуется в первую очередь техническому редактору, указатель по устройству, эксплуатации и ремонту наборно-печатающей техники - операторам и другим специалистам, обслуживающим эту технику.

Назначением ретроспективного библиографического указателя является распространение сведений об источниках информации за какой-либо истекший период времени. По сути, он предлагает или, можно сказать, тоже рекомендует потребителю информации определенную литературу. Поэтому по целевому и читательскому назначениям ретроспективный указатель может быть рекомендательным. По этому же признаку среди ретроспективных библиографических указателей выделяют научно-вспомогательные. Их назначение - содействовать научной и производственной деятельности специалистов в соответствии с их профессиональными потребностями, как в области теории, так и практики. Указатели данного вида формируют информационно-библиографическую базу для деятельности специалистов в области науки, производства и культуры, аккумулируя сведения о соответствующей литературе. Их тематика весьма разнообразна. Она может охватывать отдельные вопросы, проблемы, направления научно-технического прогресса, развития отрасли, региона и т.д.

Ретроспективные научно-вспомогательные библиографические указатели часто составляют с целью информационного обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В этих случаях тематика указателей определяется тематикой соответствующих НИР или ОКР.

Выявление целевого и потребительского назначений, а также оценка тематики относятся к начальному этапу редакторского анализа библиографического издания. Последующая задача редактора - оценка, насколько верно и достаточно полно собранная литература отражает тему указателя, насколько ее отбор соответствует интенсивности и объему потока литературы и информационным потребностям тех читателей, для которых он предназначен.

При подготовке текущего библиографического указателя на первый план выдвигается требование исчерпывающей полноты; важно охватить все относящиеся к теме источники, имеющие теоретическое и практическое значение. Подход к отбору основывается не на оценке каждого отдельного документа, а на необходимости регистрации и учета всей соответствующей научно-технической литературы. Не подлежат библиографированию лишь материалы, не отличающиеся самостоятельной информативностью. При качественном анализе документов, отобранных для ретроспективного библиографического указателя, приходится считаться с тем, что этот вид издания регистрирует материалы за относительно продолжительный промежуток времени, суммируя многое из того, что ранее било опубликовано в текущих библиографических указателях.

При подготовке рекомендательных указателей выбор источников информации для него опирается на свойства потребителя. Тут важно помнить, какому потребителю он адресуется. В соответствии с этим указатель может быть разработан во всех или только в некоторых аспектах, захватывать одну или несколько отраслей знания и т.д. Например, рекомендательный указатель для наборщиков может включать либо только специальные пособия по технике и технологии набора, либо, кроме того, литературу в помощь самообразованию, эстетическому воспитанию и т.п.

Важными критериями оценки содержания библиографических информационных изданий следует считать также хронологические, типологические, региональные и языковые характеристики включаемой в них литературы.

Хронологический показатель определяется для опубликованных документов временем их выхода в свет, для неопубликованных - временем их регистрации при включении в справочно-информационный фонд или датой подписания (утверждения). При работе над ретроспективным указателем за дальнюю хронологическую границу может быть принято время составления предыдущего указателя на подобную тему. Однако если такой указатель ранее не разрабатывался, то ретроспекцию устанавливают в соответствии с назначением издания, а также с учетом сроков старения информации. Хронологические границы текущих указателей, выходящих регулярно, определяются и промежутками времени между выпусками. Для рекомендательных указателей в основном отбирается литература последних лет. Ближней границей всегда является время составления указателя.

Типологическая граница как признак, по которому формируется указатель, означает, что выбираются источники какого-либо вида литературы (научной, производственно-технической и т.п.), жанра (статьи, патентные описания и др.), опубликованные или неопубликованные, ведомственные, нормативно-производственные и т.п.

Под региональными или территориальными границами отбора понимается место издания (подготовки) библиографических документов.

Подходя к оценке языковых границ, редактор обязан помнить, что язык библиографируемых документов является важным показателем критерия их доступности. Однако, когда речь идет о текущих библиографических указателях, языковым ограничениям не должно быть места, поскольку регистрации подлежат все источники информации. То же можно сказать о ретроспективных указателях. Иное положение с рекомендательными указателями. При их редактировании нельзя забывать, что потребителю должна быть рекомендована доступная литература. Поэтому в них имеет смысл включать источники прежде всего на родных языках или такие, которые обеспечены переводом.

Необходимым элементом и наиболее краткой формой библиографической записи является библиографическое описание, которое может быть дополнено аннотацией. В библиографических описаниях, употребляемых в информационных изданиях органов НТИ, приводят обязательные и некоторые факультативные элементы. Объем факультативных элементов определяет издающий орган НТИ с учетом назначения библиографического указателя. Форма и последовательность расположения элементов в библиографическом описании устанавливается ГОСТ 7.1-84.

К дополнению описания аннотацией чаще всего приходится прибегать в рекомендательных библиографических указателях, хотя применяются они и в библиографических изданиях других видов.

Работая над аннотациямиАннотация, редактор должен принимать во внимание их соответствие прежде всего целевому назначению, по которому аннотации принято делить на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации, дополняя библиографическое описание, раскрывают тематику документа, в них нет оценки; рекомендательные аннотации характеризуют документ, его полезность для определенной категории специалистов, решения определенных задач.

В зависимости от тематического охвата аннотации делятся на общие и специализированные. Общие аннотации характеризуют весь документ в целом. Специализированные аннотации составляются, как правило, в том случае, когда тематика документа шире тематики вторичного издания. При этом аннотируется та часть документа, которая представляет интерес для определенного круга специалистов.

Аннотации по объему делятся на краткие и полные (развернутые). Краткая аннотация обычно сводится к дополнению заглавия, указанию уровня изложения, а также читательского интереса. Краткие аннотации обычно используются при характеристике справочных изданий (например, энциклопедий, словарей), сборников и т.д., когда содержание произведения может быть достаточно четко выражено несколькими словами, уточняющими заглавие, или когда отдельные статьи сборника подробно реферируются. Полная аннотация отличается от краткой более развернутым изложением содержания документа. Здесь могут использоваться рубрики или оглавление первичного документа. Подробные аннотации составляются при характеристике документов, представляющих большую научную ценность.

Таким образом, при оценке жанра аннотации редактор исходит не только из ее назначения, но также из содержания, информационной ценности, целевого и читательского назначений как библиографируемых источников, так и библиографического издания в целом.

Редактор должен помнить, что необходимо избегать сложных предложений, включающих несколько придаточных; в справочных (описательных) аннотацияхАннотация предпочтительна безглагольная форма изложения; назывные предложения чаще всего применяются в аннотациях текущих информационных библиографических указателей; повествовательная форма изложения распространена в рекомендательных библиографических указателях, но и рекомендательные аннотации должны быть убедительными и простыми до конструкции. Нежелательны разностильность аннотации в пределах одного указателя, смешение одной аннотации глагольной и безглагольной форм изложения.

Проверку редактором точности описания целесообразно проводить выборочно по доступным ему источникам или по библиографическим изданиям.

Серьезные задачи встают перед редактором на этапе анализа структуры основной части библиографического издания. Мало правильно отобрать источники для библиографирования. Необходимо весь материал, включаемый в издание, рационально систематизировать.

При анализе расположения отображаемых в указателе документов редактору требуется оценить избранный принцип систематизации (группировки) материала, состав рубрик, их последовательность и наполнение, организацию записей внутри рубрик.

Систематизация материала осуществляется на основе выбранной классификационной схемы. В принципе при разработке библиографического указателя любого вида должна использоваться схема, опирающаяся на рубрикатор. Названия разделов и подразделов помещают перед библиографическими записями, последовательность расположения которых внутри рубрик обычно не связывают с какими-либо признаками. В указателях рекомендательного характера более целесообразна тематическая группировка библиографируемых источников.

Тематическая группировка удобна и при составлении ретроспективных указателей, посвященных отдельным проблемам.

С точки зрения поиска источников, внесенных в указатель, значительный интерес представляет алфавитно-предметный способ группировки библиографических записей. В качестве предмета может выступать любой объект, который рассматривается в содержании библиографируемого источника и обладает информационной значимостью (представляет интерес для потребителя информации). Предметные рубрики обычно располагаются по алфавиту, и никакой другой связи между ними не существует. Под каждой рубрикой концентрируются однородные по содержанию сведения. Предметная группировка материала в основном применяется для отраслевых библиографических указателей. Алфавитная последовательность предметных рубрик дает возможность быстро отыскать в указателе литературу по узкому вопросу, что соответствует интересам потребителей информации, главным образом - специалистов.

При хронологической последовательности библиографических записей документы располагаются один за другим по годам их издания или создания. Такая последовательность целесообразна в ретроспективных персональных (где объединяется литература, тем или иным образом связанная с определенным лицом) указателях, охватывающих с возможно большей полнотой литературу за значительный период.

Во многих случаях в указателях систематизируют литературу с учетом языкового признака, по принадлежности странам, в которых она издана, в зависимости от того, опубликованы или неопубликованы библиографируемые источники и др. Соответственно этому могут быть подготовлены отдельные самостоятельные выпуски (например, новой иностранной литературы) или выделены соответствующие разделы в указателе.

Редакторский анализ структуры основной части библиографического указателя и систематизация материала в нем завершаются оценкой расположения библиографических записей внутри рубрик. При наполнении рубрик записи могут быть систематизированы по алфавиту, в порядке следования источников от общих вопросов к частным, с учетом времени издания (создания) документа, по признакам целевого назначения и характера информации (официальные научные, справочные издания, практические пособия и др.), по языковым признакам и проч.

Основная часть реферативного изданияРабота редактора освещается на примере реферативного журнала. (журнала, сборника, экспресс-информации) представляет собой упорядоченную совокупность рефератов, которые могут быть взяты из опубликованных и неопубликованных документов или составлены референтами. В реферативном журнале наряду с рефератами могут быть помещены в ограниченном количестве библиографические записи, в том числе те, которые включают аннотации.

К задачам редактирования основной части реферативного издания относятся оценка выбора типа реферата, его содержательный и структурный анализ, оценка объема, языка и стиля реферата, формирование (группировка материала) основной части, ее издательское оформление.

В зависимости от содержательных и формальных характеристик, от целевой и адресной направленности рефераты принято делить на информативные и индикативные. В одних случаях требуется реферат, в котором излагается основное содержание первичного документа, в других - реферат, в котором указывается лишь на то, что и как (в какой степени) рассмотрено в том же документе. Вследствие этого два реферата одного и того же первичного документа получают различную целевую направленность и отличаются по форме изложения информации. Хотя каждый из них выполняет все основные функции, свойственные реферату, проявляются они по-разному. Для одних рефератов доминирующим является информативность, для других - описательность, указательность, индикативность.

Необходимость в информативном или индикативном рефератах в наибольшей степени обусловлена различием в информационных потребностях, которые делятся на потребности в сведениях об источниках необходимой научной информации и потребности в самой научной информации. Информативный реферат включает фактографическую информацию, т.е. служит источником сведений (информации) о научных фактах. Индикативный реферат, в отличие от информативного, только указывает на основные аспекты содержания первичного документа. Он характеризует содержание, информационное наполнение первичного документа. В нем называются только такие смысловые аспекты, которые заслуживают реферирования, т.е. содержат новые полезные сведения. РефератРеферат дает характеристику степени их разработанности, новизны, полезности, полноты (подробности) освещения в первоисточнике. Фактографическая информация в нем бывает представлена, как правило, лишь изложением выводов первоисточника.

В практике подготовки реферативных журналов нередко используют смешанные рефераты, которые сочетают в себе признаки как информативного, так и индикативного рефератов.

В реферативном издании могут быть опубликованы рефераты, которые содержат информацию, относящуюся к одному первоисточнику (ко всему или к какой-либо его части) или к нескольким. Это позволяет выделять рефераты: монографический, сводный, аспектный и фрагментный.

Монографическим является такой реферат, который составлен на основе аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном первичном документе. Иногда такой реферат называют одноисточниковым.

Сводный реферат содержит сведения из ряда первичных документов по одной теме, изложенные в виде связанного текста. Сводные рефераты обычно публикуют в реферативных сборниках и экспресс-информации.

Аспектным называют реферат, составленный на основе аналитико-синтетической переработки информации, относящейся не ко всему первичному документу, а лишь к одному или нескольким смысловым аспектам. Иногда о нем говорят еще и как о предметно- или проблемно-ориентированном реферате, имея в виду, что при его составлении ориентируются на отбор информации, относящейся к определенной проблеме, теме, предмету исследования. Если при этом отбор информации проводится не из одного, а из ряда первоисточников, получается сводный аспектный реферат.

Когда первичный документ имеет большой объем и к тому же содержит разнопрофильную информацию, может появиться потребность в составлении реферата по одному или нескольким структурным элементам (разделам, частям, главам). Такой реферат может быть назван фрагментным.

Важное значение для теории и практики редактирования имеет последующее деление рефератов по таким признакам, как ориентированность на потребителя информации (целевой и общий рефераты); формализация структуры реферата (текстовой и бланочный рефераты, последний может быть анкетным или табличным); составитель (автор, референт, машина).

К целевым относятся рефераты, составляемые для удовлетворения определенных, конкретных информационных запросов. Такие рефераты обладают четким читательским адресом и пригодны для использования в системе дифференцированного распределения информации. Общий реферат составляют, отражая в нем все основные сведения из первичного документа и адресуя тому же кругу потребителей, для которых предназначен первоисточник. Кратким следует считать реферат, объем которого укладывается в норму, рекомендуемую государственным стандартом (ГОСТ 7.9-95). Расширенным является реферат, объем которого не лимитирован государственным стандартом. Практика показывает, что он может составлять 10-15% или в среднем 1/8 объема первоисточника. Расширенные рефераты публикуют в экспресс-информации, а также в реферативном журнале по общественным наукам, культуре, искусству.

Абсолютное большинство рефератов имеет текстовую форму. Текстовыми нужно признать и те рефераты, в которых наряду со связанным текстом имеются иллюстрации, таблицы, формулы, поскольку текст составляет основу таких рефератов. Анкетный реферат по сути представляет собой ответы на заранее сформулированные вопросы. Роль вопросов играют в одних случаях смысловые аспекты, в других - запросы потребителей информации. Если вопросы касаются ряда объектов, то иногда становится необходимым расположить ответы в нескольких колонках (графах). Тогда реферат станет табличным. Перечень вопросов будет выполнять в нем функции боковика таблицы.

Необходимо учитывать также вид реферативного издания. Так, реферативный журнал представляет собой периодическое издание журнальной или карточной формы и содержит рефераты опубликованных первичных документов. Реферативные сборникиВид издания. Сборник содержат рефераты, как правило, неопубликованных документов, однако допускается включать в них рефераты и опубликованных материалов. Сборники могут быть периодическими, непериодическими или продолжающимися. Экспресс-информация относится к периодическим изданиям журнальной или листовой формы; она содержит расширенные рефераты наиболее актуальных опубликованных зарубежных или неопубликованных отечественных документов, требующих оперативного доведения.

В информационном листке, который является непериодическим изданием, помещают реферат, отражающий информацию о передовом производственном опыте или научно-технических достижениях.

При редакторском анализе содержания реферата основную роль играет тот факт, что оно производно от содержания реферируемого документа. Следовательно, задача редактора заключается в том, чтобы установить смысловое соответствие или, иными словами, семантическое тождество реферата и первоисточника. Для решения данной задачи применимы критерий семантической адекватности и критерий семантической эквивалентности. Первый применяется для оценки точности реферирования, второй - для оценки степени полноты отражения содержания первичного документа в реферате. Семантически адекватным является такой реферат, в котором в сокращенной форме, но точно, без искажений и интерпретации воспроизводится основное содержание первичного документа. Дополнительная информация справочного или оценочного характера, в отдельных случаях вводимая в реферат, не должна влиять на его смысловое соответствие реферируемому документу.

В пределе семантически эквивалентным следует считать реферат, включающий всю информацию, которую содержит первичный документ. Однако в действительности такого реферата быть не может, поскольку реферирование обязательно связано с потерей информации. Эти потери можно разделить на три группы.

  1. Потери преднамеренные оправданные, когда ради краткости реферата приходится сознательно отказываться от части информации первоисточника (как правило, либо несущественной, либо не соответствующей целевому назначению реферата, либо малоотносящейся к профилю реферативного издания и т.п.).
  2. Потери преднамеренные неоправданные, когда референт в силу субъективных взглядов и несогласия с автором реферируемого документа пренебрегает важными в научном и практическом отношениях сведениями.
  3. Потери непреднамеренные неоправданные, являвшиеся следствием ошибок, допущенных из-за непонимания, недооценки содержания первичного документа, по небрежности, недобросовестности и т.п.

В структуре реферата можно выделить три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочный аппарат.

Собственно реферативная часть включает в себя основную информацию, получаемую путем аналитико-синтетической переработки содержания первичного документа. Наряду со словесным текстом она может включать также формулы, таблицы, иллюстрации, что бывает обусловлено правилами, которые устанавливают редакции реферативных изданий, исходя в большинстве случаев из технологической возможности их подготовки и выпуска. По опыту ИНИОН собственно реферативная часть рефератов по общественным наукам наряду с информацией, извлеченной непосредственно из первичного документа, включает дополнительные сведения справочного характера (об авторе, реферируемом источнике и т.п.), вносимые референтом. Дополнительные справочные сведения, относящиеся к автору, принято вводить также в начало рефератов по культуре и искусству.

Заголовочная часть состоит из заглавия реферата и библиографического описания первичного документа.

К справочному аппаратуАппарат реферата относятся сведения, дополнительно характеризующие реферируемый документ и реферат, такие, как индекс УДК; шифр (номер) реферата; справки о количестве иллюстраций и таблиц в тексте реферируемого документа об имеющейся в нем притекстовой библиографии; ссылки, примечания референта или редактора, фамилия референта (название организации, составившей реферат). В тех случаях, когда указывается фондовый номер реферируемого документа, его также нужно относить к справочному аппаратуАппарат.

Расположение отдельных структурных элементов, относящихся к заголовочной части и справочному аппарату, а также внутри собственно реферативной части обусловливается конкретным материалом, а также официальными правилами, установленными стандартами или редакцией.

Одним из важных для редакторской оценки является вопрос о том, с чего следует начинать изложение собственно реферативной части. В рефератах по общественным наукам, культуре и искусству, как уже отмечалось, этот вопрос решается, как правило, введением справочных сведений. В области естественных, технических наук изложение текста реферата принято начинать с обобщения или таким образом, чтобы начало устанавливало рубеж, откуда начинается новая информация.

Можно начинать реферат с названия решаемой проблемы, научной задачи, темы. Такое начало сразу вводит потребителя информации в атмосферу того существенного, что дано в реферате. Для рефератов документов, в которых описаны изделия, технологические процессы, методы исследований и т.п., характерным является начало, в котором указывается назначение предмета описания. Сам предмет обычно называется в заглавии. К типичным относится начало реферата, в котором дается обобщенная характеристика содержания реферируемого документа или указывается, в чем суть этого содержания.

При оценке объема собственно реферативной части редактор исходит прежде всего из норм, установленных государственным стандартом (ГОСТ 7.9-95). Рекомендуемый объем реферата стандартом определен в 850 печатных знаков. Однако при всем стремлении сделать объем реферата стабильным он остается зависимым от объема и оригинальности реферируемого источника информации, от его научной ценности, объема доступности широкому кругу читателей, от целевой направленности реферата, а также от того, как и где он опубликован, и от области знания, к которой относится первичный документ. В информационных изданиях по общественным наукам объем реферата не регламентируется и может достигать от 10 до 15% объема первоисточника.

При оформлении заголовочной части реферата на первое место принято ставить его заглавие, вслед за которым приводится библиографическое описание реферируемого документа. Заглавие является по существу органическим моментом текста и вместе с тем способно самостоятельно выполнять часть функции реферата. Точно передавая содержание реферата, оно должно отвечать требованиям удобного, быстрого и безошибочного документального информационного поиска по предметным признакам. Поэтому в нем нужно стремиться полнее отражать основные смысловые аспекты содержания документа.

Можно назвать три типа заглавий реферата, исходя из их соответствия его содержанию и связей с заглавиями первичных документов.

  1. Заглавием реферата служит заглавие реферируемого документа. Это самый распространенный в практике реферирования случай, характерный для монографических рефератов.
  2. Заглавие реферата не совпадает с заглавием реферируемого документа. Такое явление может иметь место, когда составляется целевой, аспектный, фрагментный или сводный реферат. С подобным явлением можно встретиться также при реферировании зарубежных источников информации, особенно статей, в которых встречаются неточные заглавия рекламного или интригующего характера.
  3. Заглавие реферата составляется на основе заглавия реферируемого документа с введением в него уточняющих слов.

Если реферируется документ, опубликованный на родном языке, и его заглавие используется в качестве заглавия реферата, то оно в библиографическом описания опускается (так делается в реферативном журнале ВИНИТИ). Если заглавие реферата не совпадает с заглавием реферируемого документа, а также во всех случаях, когда реферируются источники на иностранных языках, библиографическое описание приводится полностью следом за заглавием реферата. При этом заглавия рефератов пишут на русском языке, а библиографическое описание первоисточников - на языке оригинала и так, как требует ГОСТ 7.1-84.

При редактировании библиографического описания задача редактора заключается в тщательной сверке данных, написанных в заголовочной части реферата, с данными на первичном документе и сводится в основном к вычитке.

Отличительной особенностью лексических средств, используемых в реферате, является то, что они имеют высокий процент семантически нагруженных слов, которые обладают большой смысловой емкостью. Для текста реферата характерно также использование множества обобщающих слов, благодаря которым удается существенно сократить его объем. Значительную роль в тексте реферата играют термины, терминологические словосочетания, номенклатурные названия. Они делают реферат более емким, четким, лаконичным, помогают глубоко и однозначно понять его содержание и осуществить индексирование.

Основой для терминологической лексики служат понятия, переносимые из первичного документа в реферат. Однако поскольку отдельные видовые понятия могут применяться в процессе реферирования одним родовым понятием, в реферате встречаются термины, отсутствующие в тексте первичного документа. Терминологическое соответствие текстов первичного документа и реферата тем больше, чем подробнее и информативнее реферат.

Применяемая в реферате терминология должна быть стандартизованной. Редактор обязан следить за тем, чтобы в тексте не было непривычных терминов. А если в них появляется необходимость, их следует разъяснять при первом упоминании.

По-своему решается задача выбора и обработки терминов при реферировании научных документов по общественным наукам. Произведения по указанным наукам характеризуются большой терминологической синонимией и неупорядоченностью терминов. Здесь строгая терминосистема часто отсутствует, а сами термины появляются стихийно. Поскольку терминологическая лексика в значительной степени обладает свойством многозначности, у редактора может появиться необходимость разъяснить не только новые, но и общепринятые термины, чтобы показать, в каком значении они используются автором. В подобных случаях их обычно берут в кавычки или прибегают к ссылкам типа «по терминологии автора...», «по определению...» и т.п.

Большого внимания редактора требует также оценка грамматико-стилистических средств изложения. Быстрому и адекватному восприятию содержания реферата способствуют простые законченные предложения, имеющие правильную грамматическую форму. Сложные, громоздкие предложения с большим числом внутренних связей затрудняют понимание реферата. Поэтому сложные предложения, как правило, расчленяют на ряд простых.

Иногда вместо изложения основных данных из какого-либо раздела научного документа ограничиваются кратким обобщенным сведением о его содержании, что также является спецификой языка реферата, особенно индикативного. В отдельных случаях, чтобы лучше ориентировать читателя, прямо указывают, насколько подробно освещен в документе вопрос, содержание которого не считают нужным передавать в реферате. Например, так: «Коротко описаны...», «Подробно изложены...» и т.п.

Обзорное издание может включать один или несколько обзоров и быть моноизданиемВид издания. Моноиздание либо сборникомВид издания. Сборник. Основу каждого обзорного произведения составляет аналитическая часть, которая должна предваряться введением (вводной частью - в обзорном произведении, входящем в сборник) и завершаться выводами, после которых при необходимости могут быть даны рекомендации.

Во введении необходимо обосновать целесообразность обзора; дать характеристики его темы и круга рассматриваемых вопросов, указать целевое назначение, определить период времени, охватываемый обозрением, обосновать выбор и дать характеристику использованных источников (по видам документов, их содержанию, полноте охвата и т.п.); отметить специфику данного обзора в сравнении с другими, относящимися к теме и ранее вышедшими обзорами; привести сведения о составителях. Во вводной части обзора, входящего в сборник, некоторые из перечисленных данных (например, об использованных источниках, о характере изложения, индивидуальных вкладах авторов) могут быть опущены.

Аналитическая часть содержит сведения, которые комплексно во взаимосвязи и единстве характеризуют достигнутый уровень, основные тенденции, направления и перспективы развития предмета обозрения (проблемы отрасли, области науки, техники и т.п.). Круг вопросов, отражаемых в аналитической части, их содержание определяются предметом обозрения, а также профилем информационного органа и целью, с какой составляется обзор. Главное внимание уделяется выявлению основных, перспективных направлений, характерных для обозреваемого предмета в целом и для отдельных компонентов, которые являются для него определяющими.

Аналитическая часть обзора, направленного на информационное обеспечение научно-исследовательских и/или опытно-конструкторских работ, содержит систематизированный сопоставительный анализ состояния и выявление тенденций и перспектив исследований и разработок по теме НИР и/или ОКР. Анализируются результаты фундаментальных и прикладных исследований, полученные как в нашей стране, так и за рубежом. Большое внимание уделяется рассмотрению методов научных исследований и разработок.

Выводы должны с логической необходимостью вытекать из содержания аналитической части, быть конкретными и включать оценку достигнутого уровня, фактического состояния проанализированной проблемы, указание на нерешенные задачи, сведения о выявленных направлениях и перспективах дальнейшего развития проблемы (отрасли, предмета). Если даются рекомендации, они должны обоснованно вытекать из выводов и содержать предложения по практическому использованию отечественных и зарубежных научных, технических и производственных достижений, указывать возможные пути решения выявленных проблем (задач).

Работая над фактическим материалом, редактор оценивает его с количественной и качественной сторон. Количественная оценка связана с анализом того, насколько полно охвачены обозрением источники информации. Критерием оценки здесь служат два показателя - объемный и временной. Первый характеризует число источников, использованных при составлении обзора, второй - ретроспекцию, т.е. тот интервал времени, в течение которого вышли в свет обозреваемые источники.

При составлении обзора должны быть использованы все виды первичных документов, содержание которых связано с его темой. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные издания и др. Наряду с первичными документами используются также рефераты. На глубину ретроспекции прежде всего влияют такие факторы, как время старения источников информации и периодичность выпуска обзоров.

Следует учитывать, что для обзора требуется совокупность фактического материала, причем такая, которая необходима и достаточна, чтобы на основе ее переработки получить ясное представление о состоянии и направлениях развития анализируемой области. Таким образом, репрезентативность фактического материала следует рассматривать как непременное условие для составления доброкачественного обзора.

Применительно к обзору достоверность нужно понимать двояко. С одной стороны, это - подлинность и точность исходной информации, истинность суждений, концепций, содержащихся в обрабатываемых документах, с другой - доказательность умозаключений, выводов, которые делает автор обзора. И то, и другое - предмет редакторского рассмотрения.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

В обзоре всегда излагается несколько точек зрения на одинаковые предметы, принадлежащих авторам первичных документов. Одни из них идентичны, вторые схожи лишь отчасти, третьи противоположны и т.д. Своя позиция и у автора обзора. С мировоззрением, взглядами, методологическими подходами составителя обзора связаны содержательная интерпретация идей, фактов, почерпнутых из анализируемых документов, построение и трактовка этой интерпретации. Оценить, как составитель обзора приходит к своим выводам, в чем их научная и идейная суть, насколько они обоснованы - самостоятельная задача редакторского анализа.

Составление обзора - процесс творческий; это хорошо проявляется, когда обзор на одну и ту же тему разрабатывается разными авторами.

Несмотря на то что они используют в основном одинаковую исходную информацию, они могут приходить к различным выводам. На конечные результаты могут влиять квалификация составителя обзора, его отношение к рассматриваемому предмету, характер отбираемых сведений, уровень их анализа.

Особой формой фактического материала являются цитаты. Перед редактором обзора не стоит вопрос, нужны ли они. Цитирование является непременным условием разработки этого документа. Цитаты органически вплетаются в текст обзора, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитата служат необходимой опорой составителю обзора в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления и для формирования выводов. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает составитель обзора, а также для обоснования вероятностных заключений. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы обзора.

От редактора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых первичных документов.

Наряду с прямым цитированием при работе над обзором часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажении смысла.

Основным в редакторской проверке цитируемого материала является установление его содержательного и формального (пословного и побуквенного) соответствия первоисточнику. Необходимо подчеркнуть, что в силу специфики обзора содержательная идентификация цитируемого и пересказываемого текста требует тонкого смыслового анализа.

Во всех случаях прямого заимствования сведений или опоры на источник информации необходимо давать ссылки на номер источника по прикнижному или пристатейному спискам. Включение ссылок в текст или приведение под текстом может загромождать обзор. К подстрочным примечаниям (ссылкам) приходится прибегать, когда требуется отослать читателя непосредственно к источнику и объяснить необходимость ссылки.

Редактируя обзор, особо важно не забывать, что для получения достоверных выводов недостаточно только того, чтобы были истинными исходные положения, содержащиеся в анализируемых первичных документах. Нужно, чтобы сами рассуждения автора обзора были логически правильными, в противном случае его выводы могут оказаться ложными. Внимание редактора должно быть обращено на взаимосвязанность, неразрывность анализа и синтеза фактического материала в обзоре. Следуя за его автором, редактор оценивает, как осуществляется отбор фактов, их сопоставление, объяснение, интерпретация, синтезирование, на какой основе строятся рассуждения, из чего выводятся заключения. Суждения (высказывания, предположения, выводы) автора обзора можно считать обоснованными, если их доказательство опирается на достоверный фактический материал первоисточников и на строгие логические рассуждения.

Редакторский анализРедакторский анализ содержания и оценка логической организации текста непосредственно связаны с рассмотрением композиции обзора. Кроме содержания на построение аналитической части обзора влияет еще ряд факторов. Из них нужно отметить объем и то, как обзор издается, - моноизданиемВид издания. Моноиздание или в составе сборника. Оба эти фактора в какой-то степени связаны между собой, поскольку обзоры, входящие в сборник, обычно ограничены объемом статьи, а обзоры, издаваемые самостоятельно, имеют объем книги.

Желательно, чтобы независимо от этого основной текст обзора имел рубрикацию, определяющую группировку материала. Что касается обзорного моноиздания, то это условие нужно считать обязательным. В нем целесообразна дробная рубрикация в соответствии с группировкой материала от общего к частному.

Занимаясь литературной обработкой текста, редактор направляет усилия на то, чтобы обзор был написан ясным, четким, точным языком. При редактировании этого произведения, подготавливаемого с использованием различных отечественных и зарубежных материалов, требуется тщательная отделка терминологии. Обзор, имеющий терминологический разнобой, да к тому же еще и перенасыщенный малораспространенными и иноязычными терминами, труден для восприятия. Поэтому нужно стараться, чтобы в нем была использована единая, преимущественно отечественная терминология, применяемая в соответствующей отрасли науки, техники и производства, а употребляемые сокращения, единицы измерения, обозначения отвечали общепринятым стандартным требованиям.

Работа редактора над нетекстовыми формами представления информации в обзоре - таблицами, иллюстрациями, формулами - не отличается какой-либо спецификой. Нужно только помнить, что использование этих средств имеет некоторые особенности. Поскольку при написании обзора приходится оперировать большим числом фактов, табличная форма изложения фактического материала во многих случаях оказывается наиболее удобным средством его систематизации. В обзоре особенно проявляются такие достоинства таблицы, как возможность обеспечить наглядное представление данных и их сопоставимость, что помогает выявить тенденции и сделать обоснованные выводы, касающиеся развития предмета обозрения. Таблицы могут использоваться также как самостоятельный справочный и информационный материал.

Эффективным средством анализа и систематизированного представления материала служат графики и диаграммы. Они бывают необходимы, чтобы продемонстрировать распределение каких-либо величин, сравнить отдельные показатели, проиллюстрировать какой-либо процесс, привлечь внимание к характеру изменений в нем. В обзор могут быть включены и другие иллюстрации - рисунки, схемы, фотоснимки, которые обычно переносятся из первоисточников путем копирования. Из них наиболее целесообразны принципиальные схемы и фотоснимки технических устройств и т.п. При этом иллюстрации такого рода должны быть представлены систематизированно, так чтобы в совокупности они отображали цельную картину характеризуемого явления.

Формулы приводятся в обзоре, как правило, только те, которые выражают конечный результат или основное содержание решаемой задачи.

В общем случае аппарат информационного издания - библиографического, реферативного, обзорного - может включать: предисловиеПредисловие; руководство по пользованию изданием; вступительную статью; схему классификации; систему ссылок; список использованных источников информации; список сокращений; вспомогательные указатели; содержание (оглавление); выходные сведения и дополнительные сведения.

Обязательными для каждого информационного издания являются выходные сведения, другие элементы применяются в зависимости от конкретного издания, его целевого и читательского назначения, содержания, объема и т.д.

С точки зрения функциональной общности отдельных элементов аппарата, их содержательных и формальных связей с основной частью издания и изданием в целом, а также с учетом методики их подготовки и редактирования они могут быть разделены на три группы: вводные тексты (предисловие, руководство по пользованию изданием, вступительная статья); указатели и списки (последние в данном случае по сути также являются указателями использованных источников информации, сокращений и др.); средства систематизации, пояснения, дополнения и оформления основной части и издания в целом (схема классификации, содержание (оглавление), система ссылок, примечания; выходные сведения; дополнительные сведения).

При работе над аппаратом информационного издания перед редактором стоят следующие основные задачи:

  1. Определить целесообразность или необходимость использования того или иного элемента аппарата;
  2. Оценить каждый из выбранных элементов со стороны содержания, формы, соответствия целевому назначению и потребностям читателя (пользователя), а также связей с основной частью издания и изданием в целом.
  3. Провести редакционно-техническую обработку каждого элемента, определить место для его размещения в издании.

Работая над предисловием, редактор исходит из того, что в нем должны быть изложены основные справочные сведения об информационном издании. В общем случае они характеризуют: специфику данного издания (что оно собой представляет, его место в системе НТИ, связь с другими информационными изданиями и т.д.); задачи, целевое и читательское назначение издания; принципы отбора; полноту охвата использованных источников информации (при этом могут быть названы тематические, хронологические, географические, языковые и другие границы отбора; указаны виды документов - опубликованные или неопубликованные; книги, статьи, отчеты о НИР и т.п.); способ группировки (систематизации) материала в основной части издания; технологию подготовки и выпуска (использование средств автоматизации, особенности программного обеспечения и т.п.); деление на серии, нумерация, периодичность или другой порядок выхода; справочно-поисковый аппарат (виды указателей, их оформление, расположение); порядок подписки на издание (особенности его распространения); порядок обращения за копиями первоисточников и почтовый адрес. Как и во всяком другом предисловии, здесь может быть также просьба к потребителям информации высказать свои замечания и предложения.

В предисловиях к ретроспективному и рекомендательному библиографическим указателям целесообразно, кроме того, показать, чем обусловлен выбор темы, подчеркнуть важность или даже необходимость отбора и освоения описанных источников, исходя из задач, стоящих перед потребителем информации; можно сказать также, чем вызвана потребность дополнения библиографических описаний аннотациями или отдельными уточняющими словами.

Важную роль играет объяснение принципа группировки материала в библиографических и реферативных изданиях. Оно способствует эффективному поиску и методически правильному освоению информация. На это направлена также расшифровка принятой системы нумерации библиографических записей, рефератов и первичных источников.

В предисловии к обзорному изданию важно привести обоснование необходимости его разработки; указать на то, как подходить к оценке его содержания; отметить индивидуальный вклад каждого составителя, если обзор является коллективным произведением; дать необходимые разъяснения трактовок спорных положений, терминов, имеющихся в тексте, и т.д. Хотя согласно стандарту предисловиеПредисловие является обязательным только для сборников обзоров, нередко оно применяется и в моноизданиях. Тут от редактора требуется не допустить дублирования, повторов сведений, приведенных во введении к обзорному моноизданию.

Когда издание многотомное, предисловие помещают в первом томе, в периодических и продолжающихся изданиях его рекомендуется ежегодно включать в первый номер (том, выпуск). Повторно приводят предисловие, если в процессе подготовки издания изменяются какие-либо сведения о нем, изложенные в предисловии ранее, как правило, для размещения предисловия отводится оборотная сторона обложки издания.

Свои особенности у вступительной статьи, цель которой - сориентировать потребителя информации, прежде чем он приступит к чтению основной части. Подход к ее редактированию определяется тем, что она имеет самостоятельное идеологическое, научное, практическое и методическое значение и в то же время тесно связана с содержанием, целевым и читательским назначением информационных изданий. В общем случае она содержит характеристику издания, историю развития и состояние научных исследований по его теме. В библиографическом или реферативном изданиях предметом вступительной статьи могут быть история и тенденции развития источников информации в соответствующей и отрасли или по определенному тематическому направлению. Поэтому естественно, что для подтверждения своих оценок автор статьи может прибегать к ссылкам на библиографированные или реферированные документы. Во вступительной статье к обзорному изданию могут быть прослежены основные направления исследований и/или разработок, подводящие к необходимости составления обзора по данной теме, для давно отрасли и т.п.; показана проблема; охарактеризован круг охваченных вопросов; дана идейная и научная оценка полученных выводов; намечены перспективные пути развития обозреваемого предмета.

Таким образом, вводные тексты служат своеобразными путеводителями по информационному изданию, ориентирующими читателя и вводящими его в содержание основного текста.

Список использованных источников информации как элемент аппарата представляет собой перечень (указатель) произведений, на материале которых создано информационное издание. В списках, которые помещают в библиографических указателях, реферативных журналах и сборниках, приводят, как правило, названия только периодических и продолжающихся изданий, в которых опубликованы источники информации (используются при этом стандартные сокращения). Сам источник - статья, доклад и т.п. - не указывается. Списки формируют в алфавитном порядке, помещая сначала источники на русском, а затем на иностранных языках. За каждым из источников требуется проставлять номера соответствующих рефератов или библиографических записей. Списки помещают в конце информационных изданий.

В списке источников, использованных при составлении обзоров, дается описание с применением обязательных библиографических элементов и в соответствии с правилами, установленными ГОСТ 7.1-84.Библиографические записи в списках, публикуемых при обзорах, целесообразно располагать в алфавитном порядке и нумеровать для краткости ссылок. Списки помещают за основным текстом, причем в обзорных моноизданиях они могут быть сгруппированы по главам. Когда обзор строится на анализе реферированных источников, библиографические описания целесообразно дополнить номерами, под которыми опубликованы рефераты.

При расширенных рефератах могут быть приведены библиографические списки, взятые прямо из реферированных документов, благодаря чему потребитель информации получает возможность вести самостоятельный поиск дополнительных источников.

Важным элементом аппарата, способствующим удобству работы с информационным изданием, являются списки сокращений. Целесообразность их составления обусловлена тем, что сокращения могут затрагивать, как правило, определенные и достаточно часто употребляемые в текстах слова и словосочетания. В списках указываются те сокращения, которые не установлены стандартами.

Списки составляют по алфавиту принятых сокращений, за каждым из которых пишут полное слово или словосочетание и помещают по усмотрению редакции в начале или в конце издания. От редактора требуется оценить целесообразность сокращений и их соответствие языковым формам, а также установить, все ли они включены в список. Принятое сокращение должно применяться на протяжении всего издания только по отношению к одному слову или словосочетанию.

Неотъемлемой частью аппарата библиографических и реферативных изданий являются вспомогательные указатели. Они отражают отдельные сведения, относящиеся к библиографированным документам, с отсылкой к соответствующим библиографическим записям и рефератам.

Вспомогательные указатели в совокупности представляют собой определенную систему. К ним относятся: авторские, предметные, нумерационные, патентные, пермутационные, формульные, латинские названия растений и др. Вопрос о необходимости того или иного указателя должен решаться в зависимости от вида, конкретного содержания, целевого и потребительского назначения, а также объема информационного издания.

Авторский указатель обычно состоит из двух частей, каждая из которых строится по своему алфавиту. В первой части приводятся фамилии и инициалы авторов первоисточников на русском языке, во второй - на иностранных. Сведения об авторах, опубликованные в первичных документах на восточных языках, дают в русской транскрипции. За фамилией и инициалами указывают номер, под которым в издании помещены реферат или библиографическое описание произведения, принадлежащего данному автору.

Предметный указатель формируется автоматически из дескрипторов, составляющих поисковые образы реферируемых документов. За дескрипторами помещают ссылки на рефераты или библиографические записи.

Предметный указатель целесообразно использовать и в обзорном моноиздании. В соответствии со своим назначением он может служить более эффективному поиску сведений в обзоре. При решении вопроса о необходимости составления указателя учитывают степень сложности содержания обзора, насыщенность фактическим материалом, терминами, именами и другими сведениями, представляющими самостоятельный интерес.

Вспомогательные указатели могут входить в состав информационного издания или выпускаться самостоятельно. В последнем случае они состоят из таких же структурных элементов, какие имеет само информационное издание. Кроме того, они могут снабжаться дополнительно списками заголовков, ключевых слов, химических элементов и другими справочными текстами, предназначенными для удобства пользования определенным видом вспомогательного указателя.

Учитывая, что указатели непременно связаны с основной частью издания и отражают ее содержание, их окончательное редактирование целесообразно проводить после того, как эта часть отредактирована и оформлена. При работе над указателем информационного издания редактор, как и в общем случае, обязан оценивать его научность, полноту отражения содержания основной части издания, четкость рубрикации и точность обозначения (названия) рубрик, необходимость и наличие ссылок и отсылок.

Элементом аппарата, на основе которого систематизируют материал в информационном издании, является схема классификации. Систематизация - это и процесс, в ходе которого проводится анализ библиографических записей и рефератов с целью выявления их классификационных признаков, и результат этого процесса, состоящий в упорядоченном расположении материала в соответствии с принятой классификационной схемой. Систематизация должна восприниматься как естественное явление и подчиняться интересам решения функциональных задач указателей.

Рубрикатор - это словарь рубрик в виде иерархической классификации, предназначенный для формирования справочно-информационного фонда, информационных изданий и информационного поиска.

Общие, типовые рубрики (методология, подготовка кадров и т.п.) вынесены в «Общий раздел». В рубрикаторе учтена специфика каждой отрасли знания. Рубрикация для естественных наук построена по принципу «от простого к сложному» или «от общего к частному». Для разделов технических наук и отраслей промышленности преобладающим является принцип «от теории к практике». Глубина иерархии рубрикаций определяется спецификой отрасли знания, профилем и широтой тематики указателя, логической структурой материала.

Выбранная редакцией схема классификации приводится в первом томе многотомных и ежегодно в первом номере (выпуске, томе) периодических и продолжающихся библиографических и реферативных изданий. Редактор следит за тем, чтобы схема включала все рубрики, которые могут быть использованы в основной части отдельных номеров (выпусков, томов).

Содержание (оглавление) как элемент аппарата должно соответствовать композиции информационного издания и включать указания на все рубрики и тексты в той последовательности, в какой они размещены в издании. Содержание употребляют во всех информационных изданиях, кроме обзорного моноиздания, в котором используется оглавление. В содержании библиографических и реферативных изданий вместо или кроме страниц могут быть указаны номера разделов, их классификационные индексы и порядковые номера библиографических записей или рефератов.

Редактирование содержания (оглавления) заключается в том, чтобы проверить, нет ли в нем отступлений от названий тематических рубрик и текстов, имеющихся в основной части, проставлены ли необходимые номера и индексы, отражающие порядок систематизации материалов в информационном издании, нет ли других ошибок. Содержание (оглавление) может быть расположено в начале или в конце издания. Однако, как показывает опыт, лучше, если оно располагается вначале - вслед за титульным листом, а в реферативных и библиографических изданиях - на оборотной или даже на лицевой стороне обложки. В тех случаях, когда содержание совпадает с перечнем рубрик издания, оно может не включаться в аппарат.

По усмотрению редакции при оформлении информационного издания в него могут быть включены дополнительные сведения, к которым относятся бланк заказа, бланк (талон) обратной связи, рекламные сообщения. Бланк заказа содержит правила, условия и форму заказа на получение материалов, отраженных в данном издании. Бланк (талон) обратной связи предназначен для того, чтобы получить сведения от потребителей информации о том, насколько соответствуют публикуемые материалы их запросам, как они используются, в каких материалах нуждается потребитель и т.д. Очевидно, что и тот и другой бланки должны быть стандартными, максимально формализованными и приспособленными к обработке с использованием технических средств.

Рекламные сведения, публикуемые в информационных изданиях, могут быть разнообразными. Однако чаще всего они носят характер объявлений и касаются изменений порядка издания материалов, выпуска новых информационных изданий, проведения каких-либо мероприятий и т.п.

Заключительным этапом работы над аппаратом является оформление выходных сведений. Нужно учитывать, что многотомные непериодические, периодические или продолжающиеся информационные издания выпускаются под общим для всего издания заглавием (названием), отражающим содержание и целевое назначение с указанием вида издания в подзаголовочных данных. Отдельный номер (выпуск, том) многотомного непериодического и продолжающегося издания может иметь два заглавия: общее и частное. В подзаголовочных данных библиографического издания должны быть указаны виды и хронологические границы библиографических источников, а также назван вид самого издания (рекомендательный указатель, ретроспективный указатель и т.п.).

Следует еще остановиться на титульных элементах реферативных и библиографических изданий. Основная нагрузка в размещении титульных элементов в этих изданиях приходится на обложку, на которую выносят название издания, все надзаголовочные, подзаголовочные и выходные данные, номер выпуска и сведения о его периодичности, международный стандартный номер сериальных изданий (ИССН), а в некоторых случаях и содержание. Титульный лист в этих изданиях самостоятельно не оформляют, он совмещается с первой страницей текста информации, занимая ее верхнюю часть. Перечень и взаимное расположение сведений, отражаемых титульным листом информационного издания, должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.4-95.

Титульным элементом является также контртитул, помещаемый обычно с левой стороны перед титулом и применяемый чаще всего в серийных и многотомных реферативных и библиографических изданиях. На нем обычно помещаются сведения о серии в целом, а на титульном листе - о данном выпуске. В изданиях, рассчитанных на распространение не только в нашей стране, но и за рубежом, контртитул может содержать перевод титульного листа на один или несколько иностранных языков.

К титульным элементам, применяемым в реферативных и библиографических изданиях, относится также колонтитул. Он указывает на рубрику или подрубрику издания, к которым относится содержание данной страницы. Колонтитул способствует поиску материалов внутри издания, особенно в тех случаях, когда мелкие разделы не находят отражения в содержании (оглавлении).

Выходные сведения обзорного издания должны, включать все элементы, которые обязательны для книги (ГОСТ 7.4~95), оформляться и располагаться по установленным для нее правилам. Следует обратить внимание лишь на заглавие обзора, подзаголовочные данные и реферат. Заглавие, подзаголовочные и надзаголовочные данные должны как можно точнее отражать предмет или тему обзора, а также его отличительные признаки как издания. Полная и точная характеристика обзора в этих сведениях способствует выделению его в информационном потоке и безошибочному и оперативному поиску. С этими же целями важно сопровождать обзор рефератом, который должен отражать содержание аналитической части и выводов.

  1. Какова роль информационных изданий в процессе информатизации общества?
  2. Раскройте особенности редакторской подготовки обзорного издания
  3. Как работает редактор над реферативным изданием?
  4. Дайте характеристику аппарата информационного издания.
  5. Разработайте концепцию информационного издания (по выбору студента)

  1. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат/ А.А. Гречихин, И.Г. Здоров, В.И. Соловьев. - М., 1983.

© Центр дистанционного образования МГУП