Московский государственный университет печати

Н.В. Чернова


         

Социологические исследования в книжной торговле

Конспект лекций


Н.В. Чернова
Социологические исследования в книжной торговле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Развитие социологических исследований спроса на книги в России в 20-30-е годы

1.1.

Развитие книжного дела в России в 20-30-е годы

1.2.

Развитие социологических методов исследования спроса на книги

1.2.1.

Опрос

1.2.2.

Анализ документов

1.2.3.

Наблюдение

2.

Развитие социологических исследований спроса на книги в условиях устойчивой административной системы

3.

Современный этап социологических исследований книжного рынка

3.1.

Социологические исследования, проводимые книготорговыми организациями и предприятиями

3.2.

Социологические исследования, проводимые научно-исследовательскими организациями

3.3.

Социологические исследования, проводимые в условиях развития рыночных отношений

Рекомендуемая литература

Потребность в изучении читательского и покупательского спроса возникла еще в XIX веке. В России экспериментальное изучение читательства началось гораздо раньше, чем за рубежом.

Изучение читательских интересов проводилось по широкому кругу вопросов. В 1905 г. Н.А. Рубакин, крупнейший представитель социологической и социально-психологической мысли в дореволюционном книговедении, писал: «Изучение читающей толпы, в разные исторические моменты, в разных слоях общества, в разных ее проявлениях, имеет громадный социологический интерес, не говоря уже о чисто практических выводах, которые сами собой вытекают из этого изучения. История читающей публики - это история общественного мнения, история критической и творческой мысли»Рубакин Н.А. Русские читатели и их обстановка//Вестник знания. - 1905. - № 1. - С. 172..

Исторически достоверно трудно определить, кто первым начал социологические исследования читающей публики. Часто это начало связывают с именем Н.Г. Чернышевского, который еще в 1859-1861 гг. изучал подписчиков журнала «Современник».

В этот период начали систематически публиковаться работы, направленные на изучение читателей. Среди них следует отметить труды Х.Д. Алчевской, которая поставила ряд методологических вопросов, разрабатывала систему оценок книг; С. Анненского, впервые в истории изучения читателя применившего форму «включенного интервьюирования»; А.С. Пругавина, изложившего методику сбора данных; М.М. Ледерле, предложившего использовать метод экспертных оценок.

Значительный вклад в дело исследования читателей дореволюционной России сделан Н.А. Рубакиным, который обратил внимание на необходимость научного подхода к изучению читательской аудитории. Его опубликованные работы «Опыт программы для исследования литературы для народа», «Этюды о русской читающей публике» явились первыми проведенными в России конкретными социологическими исследованиями общественного мнения вообще, его форм и причин возникновения.

Н.А. Рубакин был последовательным сторонником социологического подхода к изучению читающей публики. В статье «Что такое хорошая книга» он говорил, что процесс потребления литературы должен рассматриваться средствами в основном двух наук: психологии и социологии, и писал далее: «Задачей социологии является изучение взаимодействия книги и индивида при определенных социальных условиях, в зависимости от таких факторов, как экономические, политические и т.д.». Исследования Н.А. Рубакина носили яркую социальную окраску, характерную для передовой российской интеллигенции его времени, революционную направленность.

В монографии А.И. Рейтблатта «От Бовы к Бальмонту» изложен обширный фактический материал по истории чтения в России во второй половине XIX века. Он пишет: «Без знания того, что читалось, как читаемое попадало к читателю и кем создавалось, невозможно понять процессы чтения».

Вышесказанное в целом характеризует содержание социологии чтения как самостоятельной науки.

© Центр дистанционного образования МГУП