Московский государственный университет печати

Н.В. Чернова


         

Социологические исследования в книжной торговле

Конспект лекций


Н.В. Чернова
Социологические исследования в книжной торговле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Развитие социологических исследований спроса на книги в России в 20-30-е годы

1.1.

Развитие книжного дела в России в 20-30-е годы

1.2.

Развитие социологических методов исследования спроса на книги

1.2.1.

Опрос

1.2.2.

Анализ документов

1.2.3.

Наблюдение

2.

Развитие социологических исследований спроса на книги в условиях устойчивой административной системы

3.

Современный этап социологических исследований книжного рынка

3.1.

Социологические исследования, проводимые книготорговыми организациями и предприятиями

3.2.

Социологические исследования, проводимые научно-исследовательскими организациями

3.3.

Социологические исследования, проводимые в условиях развития рыночных отношений

Рекомендуемая литература

В предвоенные и послевоенные годы практически отсутствуют публикации о проведении конкретных социологических исследований в области книговедения. После решений XX съезда КПСС наступил общий подъем в развитии общественных наук, активизировавший проведение работ в области социологии. Вновь возникает интерес и к социологическим методам изучения книжного рынка.

В 1965 г. во Всесоюзном объединении книжной торговли (В/О «Союзкнига») был создан отдел социологических исследований, в функции которого входило и изучение спроса, и конъюнктуры книжного рынка. В 1966 г. он проводит первое выборочное исследование спроса городского населения на литературу. Причинами к проведению подобного рода исследований послужили негативные явления в отрасли. Несмотря на огромный рост общего объем выпуска книжной продукции, оставался острый дефицит по отдельным разделам и названиям литературы. При этом значительное количество книг расходилось чрезвычайно медленно или же вообще не находило покупателя. Успехи социологических исследований в других областях общественной жизни побудили обратиться к методам конкретных социологических исследований.

Росту спроса на книжную продукцию способствовали подъем культурного и образовательного уровня населения, увеличение свободного времени в связи с сокращением рабочего дня, расширение сети книжных магазинов, повышение покупательной способности населения. Комплекс этих социально-экономических причин заставил серьезно взглянуть и на проблему изучения потребностей покупателей книжной продукции.

Программа исследования, разработанного в В/О «Союзкнига» под руководством А.А. Чернышевой, предусматривала широкий опрос покупателей с целью выявить общественное мнение об издании и распространении книг различных разделов литературы, определить тенденции книжного рынка. Опрос проводился выборочно, по единой методике, в 5 областях и автономной республике. Было послано 68 тыс. анкет. В результате были выявлены особенности спроса в социальных группах населения по всем разделам литературы и видам печатной продукции. Анализ полученных данных позволил выработать рекомендации по улучшению удовлетворения спроса населения.

В 1967 г. В/О «Союзкнига» выполнило исследование методом анализа документов - писем жителей сельской местности, поступивших в московские магазины «Книга - почтой». Вся работа по отбору писем проводилась в два этапа. На первом этапе выбиралось равное количество писем, поступивших в магазины в начале, середине и конце месяца. В тех магазинах, где проводился учет по времени поступления, отбирались письма, полученные в начале, середине, конце месяца. По такой системе было отобрано 29187 писем, что составило 5,9% от поступлений за вторую половину 1967 г. На следующем этапе выбирались письма, полученные из сел, колхозов и леспромхозов. В результате выборки для анализа были отсортированы 4386 писем. Анализ обработанных данных позволил выявить структуру спроса сельского населения в магазинах почтово-посылочной торговли.

В 1968-1969 гг. В/О «Союзкнига» осуществило обширное социологическое исследование по изучению структуры и объема спроса на научно-техническую литературу. Целью исследования было выявление возможностей наиболее полного удовлетворения спроса специалистов. Исследование проводилось методом анкетного опроса. При построении выборки генеральная совокупность специалистов была разбита на две группы: специалисты, работающие в Академии наук и в университетах, и специалисты, занятые в народном хозяйстве (на предприятиях, в НИИ и КБ). По каждой совокупности выборка проводилась с учетом ее размещения и структуры. На первой ступени отбора выделялись области по территориальному и отраслевому признакам. На второй ступени единицами отбора были сами специалисты, которые подразделялись на типические группы по трем социально-демографическим признакам: род занятий, образование или ученая степень, стаж работы. Из каждой подгруппы бралось от трех до десяти типических единиц и, таким образом, была составлена генеральная совокупность. Специально разработанная анкета, состоящая из 17 вопросов смешанного открыто-закрытого типа, была разослана 63 книготоргам в количестве 20000 штук. Возврат составил 35%.

В результате было установлено, что 84% специалистов являются покупателями научной и производственной литературы. Однако только 13,4% могут купить в магазинах нужные им книги, 64,3% частично удовлетворяют спрос, а 22,1% опрошенных специалистов показали, что их потребности совершенно не удовлетворяются. Исследование выявило, что содержание книг во многом не соответствует требованиям специалистов. Были сделаны выводы относительно тенденций развития, объема и структуры спроса на научно-техническую литературу, намечены ориентировочные пропорции выпуска различных видов изданий.

Было собрано большое количество фактического материала, который выявил не только общее «лицо читателя», его запросы, но и объяснил некоторые причины того, что книги не всегда находят своего покупателя. Важным и непреложным являлся вывод о том, что спрос на научно-техническую литературу еще долго будет иметь тенденцию к повышению вследствие ежегодного увеличения численности специалистов, роста роли науки в экономической структуре общества требований к повышению уровня знаний специалистов.

Центральная научно-исследовательская лаборатория изучения спроса Центросоюза (ЦНИЛС) в 1969 г. провела исследование 7 потребсоюзов с целью разработать методику определения потребности и спроса сельского населения на литературу конкретной тематики применительно к литературе, предназначенной для специалистов и работников потребсоюзов. Особенностью исследования был анкетный опрос не только работников различных отраслей потребкооперации, но и работников магазинов, реализующих книжную продукцию. Кроме того, проводилось обследование библиотек кооперативных учебных заведений.

Опрос работников потребкооперации проводился по специально разработанной анкете, в которую включались названия около ста наиболее значительных изданий. Ставилась задача определения удовлетворения спроса отдельных категорий работников на вошедшие в анкету издания.

Опрос в книжных магазинах проводился по другой анкете. Она содержала названия тех же книг, но предусматривала сбор сведений об их количестве и движении в розничной сети. Определялись также остатки и дополнительные потребности по конкретным названиям. Выявлялась обоснованность размещения остатков в потребсоюзе, его отдельных предприятиях. Это дало возможность подойти к расчету общей дополнительной потребности в учтенных изданиях по всей книготорговой сети потребкооперации.

Было охвачено 50% книжных магазинов и 61% библиотек. 88% опрошенных работников сельского хозяйства указали, что читают справочную, научную и учебную литературу по своей специальности. Результаты показали, что потребление профессиональной литературы кооперативной тематики находится в зависимости от ряда факторов, таких, как уровень образования, занятость по основным должностным категориям, отрасль деятельности, отношение к учебе. Была проведена количественная оценка действия этих факторов с помощью дисперсионного анализа. Расчет показал, что решающий фактор в покупке книг - уровень образования. Другие факторы влияли на покупку в меньшей степени.

В 1970-1972 гг. В/О «Союзкнига» было проведено социологическое исследование на тему «Молодежь - читатель и покупатель общественно-политической литературы». Цель исследования - выявление потребностей молодых читателей в книгах общественно-политической тематики, определение степени удовлетворения их запросов. Для получения интересующей информации были применены три метода социологических исследований: метод анкетного опроса, анализ торговой статистики и непосредственные наблюдения. В соответствии с программой исследования проводился выборочный опрос молодежи в возрастных группах от 14 до 28 лет в 57 городах страны. Анкета состояла из 20 вопросов смешанного характера. Было опрошено 4806 юношей и девушек.

Результаты исследования показали, что 87,3% городской молодежи читают общественно-политическую литературу, из них 45,9% - нерегулярно, а 25% - крайне редко. Опрос подтвердил, что не только возраст, но и образование, пол, среда, а также индивидуальные черты характера влияют на активность чтения. Чем выше образование, тем больше интерес к общественно-политической литературе. Интересно отметить также, что 42,1% опрошенных покупают общественно-политическую литературу, 40,3% - покупают крайне редко, 7,7% - не покупают. Были выработаны рекомендации по совершенствованию выпуска общественно-политической литературы для молодежи, усилению ее пропаганды и улучшению книгораспространения.

В 1972 г. ЦНИЛСом было проведено исследование на тему «Особенности спроса сельского населения на общественно-политическую литературу». В задачи исследования входило изучение методов информации населения о книжном ассортименте, выявление социально-демографических, экономических и других факторов, влияющих на формирование покупательского спроса. Так же как и предыдущее, это исследование было комплексным, опрос проводился в книжных магазинах и среди населения. Исследование подтвердило мысль о том, что степень информированности населения играет решающую роль в развитии спроса на общественно-политическую литературу. Кроме того, было показано, что при формировании спроса населения на сельскохозяйственную литературу доминирующая роль принадлежит профессиональным интересам.

Сектор социологических исследований Института экономики Уральского научного центра Академии наук СССР провел в 1972 г. исследование с целью изучить, как удовлетворяются потребности населения в книжной продукции в Челябинской и Свердловской областях. Оно проводилось методом включенного наблюдения в комплексе с анкетированием. Общее число посетителей десяти книжных магазинов, обследованных методом включенного наблюдения, составило 238 человек. Кроме того, 796 человек были опрошены с помощью анкетирования. Ставилась задача выяснить запросы посетителей, меру их удовлетворения, проанализировать факторы, влияющие на выбор той или иной книги. Наблюдение показало, что особенно велик спрос на справочную литературу и книги по специальности. Исследователи смогли проследить и тенденцию повышения требовательности покупателей к качеству оформления книг.

В этот период проводились и достаточно обширные социологические исследования читателей. В первую очередь следует отметить фундаментальные работы государственной библиотеки им. В.И. Ленина: «Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села». Эти исследования позволили не только изучить место и роль книги в жизни небольших городов и сел, но и явились попыткой разработки современных принципов дифференциации читателей в зависимости от их читательских характеристик - содержания чтения, мотивов выбора литературы, критериев оценки изданий. Эти работы, несомненно, являются важной частью изучения не только читателей, но и покупателей, позволяют глубже проникнуть в социальный процесс развития спроса на книжную продукцию.

В 1975-1976 гг. Главным управлением книжной торговли и пропаганды книги Госкомиздата СССР (Главкнига) было организовано проведение социологического исследования по теме «Место и роль книги в системе средств массовой информации». Исследование представляло интерес в связи с интенсивным развитием средств массовой информации, бытующим мнением о вытеснении книги аудиовизуальными средствами информации. Исследование проводилось комплексом методов: выборочного анкетного опроса городского населения во всех 15 республиках страны, а также изучением документальных источников. Результаты исследования позволили установить место книги среди других источников информации, а также влияние различных источников на пропаганду книги и развитие книгораспространения.

В 1977-1978 гг. Главкнига провела повторное социологическое исследование спроса городского населения на литературу. Основной задачей являлось сопоставление результатов опросов 1966 г. и 1978 г., изучение изменения структуры покупательского спроса населения исследуемых городов за 12 лет. Опрос 1978 г. проводился в тех же областях, что и в 1966 г., по идентичной методике. Ставилась цель определить особенности покупательского спроса отдельных социальных групп по тематике и видам изданий, тенденции и емкость книжного рынка, эффективность применяемых видов пропаганды и рекламы. Кроме того, намечалось узнать пожелания покупателей, общественное мнение о качестве и культуре обслуживания, выявить наиболее удобные формы распространения книжной продукции.

Анализ выполненных работ позволил выявить следующие основные их недостатки:

  • отсутствие единого методического центра по изучению спроса на книжную продукцию, который мог бы осуществлять координацию работ;
  • отсутствие в проводимых исследованиях комплексной программы и единого плана;
  • недостаточная теоретическая подготовка исследователей;
  • отсутствие научно обоснованной типовой методики проведения социологических исследований;
  • недостаточное использование комплекса социологических методов (в большинстве исследований ограничивались одним-двумя);
  • отсутствие единых критериев оценки результатов;
  • низкая результативность исследований, разрыв между выводами и их практической реализацией.

Анализ показывает: несмотря на то что в этот период был проведен целый ряд весьма ценных конкретных социологических исследований, положение в области изучения спроса на книжную продукцию никак нельзя признать удовлетворительным. Это положение сложилось в силу целого ряда объективных причин. Можно указать и на отсутствие системы подготовки специалистов, отсутствие преемственности между этапами их работы и достижениями предыдущего периода. Были методологические и теоретические ошибки. Широкий масштаб исследований сочетался с недостаточной проработкой частных задач. Но главная причина заключалась, пожалуй, в особенностях административного управления книгоизданием в этот период. Бытовало мнение, что в условиях дефицита книг, когда покупают (а иногда и получают в «нагрузку») все, изучать спрос и вовсе не требуется. Никто не отвечал за конъюнктурные ошибки и чрезмерные товарные запасы.

Застойные явления в советской экономике и культуре косвенно привели к новому кризису конкретных социологических исследований. Это проявлялось и в отсутствии запросов государства на социологические исследования, и в структурных преобразованиях работающих коллективов социологов.

© Центр дистанционного образования МГУП