Московский государственный университет печати

А.В. Грибков , Ю.Н. Ткачук


         

Техника полиграфического производства. Часть 2. Допечатное оборудование

Конспект лекций


А.В. Грибков , Ю.Н. Ткачук
Техника полиграфического производства. Часть 2. Допечатное оборудование
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Общие сведения

2.

Особенности компьютерной технологии

2.1.

Исходные положения

2.1.1.

Набор и корректура

2.1.2.

Ввод изобразительной информации

2.1.3.

Градационная коррекция

2.1.4.

Цветовая коррекция

2.1.5.

Резкостная коррекция

2.1.6.

Техническая и художественная ретушь

2.1.7.

Верстка

2.1.8.

Распечатка корректурного отпечатка

2.1.9.

Растрирование

2.1.10.

Вывод на фотоматериал и фотохимическая обработка

3.

Компьютерные издательские системы

3.1.

Этапы развития

3.2.

Достоинства «открытой» системы

3.3.

Программное и аппаратное обеспечение «открытых» систем

3.3.1.

Программные средства

3.3.2.

Программные средства набора

3.3.3.

Программные средства верстки

3.3.4.

Программные средства дизайнеров и художников

3.3.5.

Специализированные полиграфические программы

3.3.6.

Программы общего назначения

3.3.7.

Аппаратные средства

4.

Сканеры и их технологические возможности

4.1.

Общие сведения

4.2.

Принципы построения сканирующих устройств

4.3.

Классы сканеров

4.3.1.

Настольные планшетные сканеры

4.3.2.

Простые модели

4.3.3.

Планшетные сканеры промежуточного класса

4.3.4.

Планшетные сканеры высокого класса

4.3.5.

Барабанные сканеры

4.3.6.

Высококачественные барабанные сканеры

4.3.7.

Настольные мини-барабанные сканеры

4.4.

Принципиальные схемы работы планшетного и барабанного сканеров

4.5.

Технологические характеристики

4.5.1.

Разрешающая способность

4.5.2.

Глубина цвета

4.5.3.

Диапазон оптических плотностей

5.

Фотовыводные устройства

5.1.

Общие сведения и особенности электронного растрирования

5.2.

Основные типы ФВУ

5.2.1.

Плоскостные экспонирующие устройства типа capstan

5.2.2.

Системы с «внутренним барабаном»

5.2.3.

Система с «внешним барабаном»

5.3.

Основные технические характеристики ФВУ

5.4.

Основные технические характеристики ФВУ

5.5.

Фотовыводные устройства фирмы Linotype-Hell

5.6.

Фотовыводные устройства фирмы Heidelberg Prepress

5.7.

Фотовыводные устройства серии Herkules

6.

системы компьютер-печатная форма

6.1.

Общие сведения о системах CtP

6.2.

Основные типы рекордеров

6.3.

Система экспонирования форм Gutenberg

6.4.

Системы «компьютер-печатная форма» фирм Heidelberg и Сгео

6.4.1.

Технология записи термопластин

6.4.2.

Принцип работы рекордера

6.5.

Семейство рекордеров Trendsetter

6.5.1.

Рекордер Platesettcr 3244

7.

Оборудование для обработки экспонированных фото­материалов и офсетных форм

7.1.

Оборудование для обработки экспонированных фотоматериалов

7.2.

Копировальные рамы

7.3.

Процессоры для проявления офсетных форм

8.

Системы электромеханического гравирования форм глубокой печати

9.

Цветопроба и пробная печать

9.1.

Экранная цветопроба (видеопроба)

9.2.

Струйные принтеры

9.3.

Сублимационные принтеры

9.4.

Лазерные выводные экспонирующие устройства

9.5.

Аналоговая цветопроба

9.6.

Пробная печать

9.7.

Назначение цветопробы и пробной печати

Указатели
36   указатель иллюстраций
Технологический процесс переработки текстовой и иллюстрационной информации Растровый элемент

В компьютерной технологии существует четкое разграничение функций набора и верстки, которое заложено в самих программных средствах - текстовом процессоре и верстальной программе.

Текстовой процессор предназначен для создания текстового матери­ала с абзацной разбивкой и первичными элементами форматирования текста. Специальные приложения используются для набора таблиц и формул.

Текст, набранный в текстовом процессоре и сохраняемый в качестве исходных файлов для верстки, может быть двух типов.

Первый тип - это собственно текстовой файл, в котором закодирова­на информация только о символах текста, имеющих один стандартный шрифт (отформатированный файл).

Второй тип - это файл с форматированием, в котором содержится информация не только о символах, но и о способах представления этих символов, т. е. шрифтах, кеглях, начертаниях, разбивке на абзац.

В общем виде компьютерный набор должен обеспечить набор текста, табличных и формульных материалов. В соответствии с основными ви­дами набора применяются соответствующие программные средства, а набор текста осуществляется в текстовом процессоре, например в MS Word - одной из наиболее применяемых программ текста. Для набора таблиц и выводов может быть применена программа Word или Excel, a для набора формул применяются профессиональные программы фор­мульного набора X Match и др. Microsoft Word сегодня доминирует на рынке текстовых процессоров в основном благодаря своей распростра­ненности. Однако существует несколько более быстрых, надежных и функционально насыщенных текстовых процессоров, чем Word.

Технология обработки текстовой и изобразительной информации включает в себя следующие процессы: набор текста, обработка изобра­жений, верстка, распечатка корректурного оттиска, растрирование, вы­вод сформированной полосы на фотоматериал, фотохимическая обра­ботка. Эти операции выполняются на основе представленного оригинала.

Оригинал для полиграфических изданий - это текстовый или графи­ческий материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и являющийся основой для создания печатного издания средствами поли­графии.

Оригиналы для полиграфических изданий можно разделить на три группы:

    - авторский оригинал;

    - издательский оригинал;

    - оригинал-макет (репродуцируемый оригинал-макет - РОМ).

Авторский оригинал - текстовой и изобразительный материал, подготовленный автором (коллективом авторов) для передачи в изда­тельство для последующей редакционно-издательской обработки.

Издательский оригинал - текстовой или изобразительный матери­ал, прошедший редакционно-издательскую обработку, подписанный в набор (в печать) ответственными лицами издательства для изготовле­ния печатной формы на полиграфическом предприятии.

Оригинал-макет - это издательский оригинал, каждая страница которого совпадает со страницей будущей книги по количеству строк и по их содержанию. Оригинал-макет может быть машинописным (напе­чатанным на обычной конторской пишущей машинке), подписанным в набор и печать и отсылаемый в типографию для набора и печати.

Репродуцируемый оригинал-макет (РОМ) - это оригинал, подготов­ленный для изготовления фотоформы или печатной формы фотомеха­ническим способом или сканированием как изображение. В последнее время с распространением компьютерного набора и компьютерных из­дательских систем этот вид оригинала широко применяют для печати оперативных малотиражных изданий (авторефератов, материалов кон­ференций, листовок).

Качество оригинала определяет качество печатной репродукции. Только безукоризненный оригинал создает предпосылки для хорошего конечного результата. Небольшие недостатки оригинала могут быть ус­транены полиграфической ретушью; любое значительное вмешатель­ство чревато опасностью искажения изображения. Поэтому к качеству оригиналов для репродуцирования предъявляются очень высокие тре­бования.

Процесс набора заключается в преобразовании текстовой информа­ции из формы рукописного или иного оригинала в форму электронных кодов, хранящихся на магнитном носителе информации. Правильность набранной текстовой информации проверяется во время корректуры. В процессе корректуры проверяется наличие грамматических ошибок, шрифтовых выделений, правильность набора таблиц и формул.

Весь комплекс технологических операций переработки текстовой и иллюстрационной информации представлен на рис. 2.1 Технологический процесс переработки текстовой и иллюстрационной информации

Для ввода изобразительной информации применяются специаль­ные технические устройства - сканеры. Во время сканирования изобра­жение условно разбивается на множество отдельных элементов - дискретизируется. Каждый из этих отдельных элементов (дискрет) изображения имеет свой уровень яркости. Этот уровень яркости про­порционален количеству света, отраженного от дискретного элемента. При сканировании происходит преобразование энергии отраженного света в электрический сигнал. Размер дискретного элемента зависит от разрешения сканирования, которое определяется линиатурой воспро­изведения и масштабом. Далее электрический сигнал преобразуется в форму цифровых кодов. Эта операция называется аналого-цифровым преобразованием. (АЦП). В случае необходимости цифровой сигнал масштабируется, т.е. производится изменение линейных размеров эле­ктронного изображения. При изменении масштаба происходит пропор­циональное увеличение или уменьшение разрешения сканирования.

Массив цифровых данных изображения передается из сканера в электронно-вычислительную машину для выполнения коррекций и ре­туши.

При полиграфическом воспроизведении происходит потеря части изобразительной информации оригинала. Это связано с тем, что диапа­зон оптических плотностей (разность между максимальной и мини­мальной оптической плотностью на изображении) печатного оттиска меньше, чем оригинала. Для максимально точной передачи контраста деталей изображения необходимо изменение кривой градационной пе­редачи с учетом информационного содержания оригинала. Наряду с этим формный и печатный процессы полиграфического производства вносят дополнительные искажения в передачу градаций репродуциру­емого изображения. Для компенсации потери изобразительной информации при копировании форм и печати, в кривую градационной переда­чи вносятся так называемые предискажения, которые позволяют избе­жать снижения качества полиграфического репродуцирования. Совре­менные графические станции обработки изобразительной информации комплектуются набором прикладных программ для обработки изобра­жений LinoColor и Photoshop. Одной из функций (подпрограмм) подоб­ной программы обработки изобразительной информации является опе­рация градационной коррекции.

При вызове функции градационной коррекции в программах LinoColor и Photoshop на экране монитора появляется график зависи­мости между уровнями яркости (оптической плотности) сигнала на вхо­де и выходе системы. При помощи «мыши» возможно изменение формы градационной кривой, и тем самым оператор системы может изменять градиенты тонопередачи в информационных зонах изображения: в светах, полутонах, тенях. Градационные преобразования можно проводить как для всех цветовых компонент в целом, так и для каждой отдельной печатной краски (желтой, пурпурной, голубой, черной). В программе LinoColor предусмотрена возможность изменения (ограничения) дина­мического диапазона оптических плотностей, а в программе Photoshop реализовано получение информации о частоте встречаемости элемен­тов изображения с заданным уровнем яркости. При этом на экран выво­дится гистограмма распределения яркостей по анализируемой площади изображения.

Для получения качественной полиграфической репродукции необ­ходимо достижение максимально приближенного соответствия цвето­вых оттенков оригинала и оттиска. При этом необходимо учитывать, что цветовой охват оригинала значительно шире, чем у печатного оттиска. Наличие несоответствия цветовых охватов, а также некоторые искаже­ния сигнала, возникающие при вводе в систему, диктуют необходимость проведения операции цветокоррекции с учетом параметров репродуци­руемого оригинала и печатного процесса. Каждый цвет может быть описан при помощи не менее трех параметров (координат). Системы ко­ординат образуют различные цветовые пространства. Наиболее извест­ны цветовые пространства RGB , CMYK и LCH (CIELab). Цветовое пространство RGB применяется в сканерах и телевизионных системах, в том числе компьютерных мониторах. Координаты R,G,B пропорцио­нальны красному, зеленому и синему излучению соответственно. Цве­товое пространство CMYK используется в полиграфии, величины ко­ординат соответствуют количествам голубой, пурпурной, желтой и черной красок на оттиске. Вместе с тем при использовании системы CMYK возникают неопределенности, связанные с тем, что печатные краски различаются между собой по цветовому тону. Для унификации цветовых измерений введена стандартизированная система LCH, при­менение которой должно гарантировать соответствие цветов, восприни­маемых сканером, цветов монитора и печатных красок.

Полиграфический оригинал, как правило, содержит растровую структуру, розетки муара. При вводе подобные высокочастотные эле­менты воспроизводятся наряду с основным изображением, что снижает качество репродукции. Кроме того, при сканировании растровой струк­туры существует вероятность появления муара дискретизации. В зна­чительной части случаев существует необходимость повышения резко­сти объектов для подчеркивания контуров деталей изображения. Для повышения качества репродуцирования проводится резкостная кор­рекция. В случае если необходимо избавиться от мелких деталей (на­пример, растровой структуры, пыли), осуществляется снижение резко­сти. Для выполнения данных операций производится снижение резкости (дерастрирование, смаз). Наоборот, для подчеркивания конту­ров осуществляется увеличение резкости, например, методом нерезко­го маскирования. В программах LinoColor и Photoshop предусмотрены специальные функции, которые выполняют требуемые операции. Уста­навливая параметры функций, можно добиться степени воздействия (глубины) повышения или снижения резкости. Программа Photoshop комплектуется специальными подпрограммами - фильтрами, которые дают возможность широкого выбора вариантов резкостной коррекции. Ряд операций резкостной коррекции принято называть технической ре­тушью.

Оригиналы, подлежащие полиграфическому воспроизведению, ча­сто не свободны от механических повреждений: царапин, изгибов, перед установкой на оригиналодержатель происходит попадание пыли и т.п. Для устранения подобного рода дефектов выполняется техническая ре­тушь.

Современный процесс обработки изобразительной информации требует создания комбинированных изображений, которые включают в себя объекты, детали, первоначально расположенные на разных ориги­налах. Монтаж изображения включает в себя операции выделения вы­бранного объекта (зоны интереса) на исходном оригинале, запоминания выделенной зоны в буфере временного хранения, переноса на конечное изображение.

В случае если необходимо выполнение корректирующей операции не на всем изображении, а только на одной его части, предварительно также выбирают зону интереса, после чего проводят необходимые пре­образования (художественную ретушь).

В программе LinoColor целесообразно проведение исключительно градационных, цветовых, резкостных преобразований. Программа Photoshop более предназначена для выполнения монтажа, нанесения на изображение геометрических орнаментов (прямоугольники, эллипсы, линии) и текстовых надписей. Наличие в Photoshop большого числа встроенных специальных подпрограмм, т. н. фильтров, дает дополни­тельные возможности в выполнения художественной ретуши: наложе­ние подготовленного изображения на трехмерный объект, изменение освещения картины и пр.

Объединение текстовой и изобразительной информации на единой полосе издания производится во время верстки. После ввода и обработ­ки всех необходимых текстов и изображений оператор (или художе­ственно-технический редактор) намечает макет будущей полосы. При этом с использованием программ компьютерной верстки QuarkXpress или PageMaker на полосе обозначаются места, отводи­мые под будущие колонки текста и иллюстрации. Специальными программными командами устанавливается соответствие между файлами, содержащими текстовую или изобразительную информацию, и местами их будущего расположения. Производится выбор необходимых гарнитуры, начертания и кегля шрифтов, расставляются колонцифры, колонтитулы, сноски, межколонные линейки, рамки иллюстраций и подписи под рисунками.

Существуют следующие виды верстки: простая, смешанная и слож­ная. Простая верстка - это верстка малостраничных текстовых изда­ний. Смешанная верстка предусматривает включение стихотворного текста, драматических произведений текста с таблицами, формулами и т. д. Сложная верстка - это верстка многостраничных изданий со значи­тельным количеством иллюстраций, информационно-справочным ап­паратом и т. п.

Верстка является не только сборочным процессом, но и оказывает существенное влияние на создание определенной формы издания. По­этому стиль оформления наряду с текстом и иллюстрациями рассмат­ривается в качестве исходного компонента верстки.

Особенность верстки с помощью издательской программы (пакета) состоит в том, что она служит своеобразным приемником текстовых и графических файлов, подготовленных в других приложениях, и распо­лагает программными средствами и интерфейсом для их размещения в границах полос и колонок. Важнейшими требованиями к русифициро­ванным верстальным программам являются наличие в них средств им­порта и словарей переноса русских текстов.

Наиболее распространенными для макетирования и верстки изда­ний являются издательские программы PageMaker и QuarkXPress. Верстка страниц в первой из них основана на непосредственном разме­щении текста и графики в границах полосы набора или колонки. Осо­бенность второй программы состоит в том, что текст или иллюстрация загружаются вначале в графическую рамку (фрейм), которая затем размещается в рабочей области, имитирующей монтажный стол.

Приступая к верстке, необходимо решить первый вопрос, создается ли абсолютно новый документ, в котором необходимо установить пара­метры страницы (полосы), или можно использовать готовые шаблоны-страницы, в которых уже определены все параметры макетирования. В исходной технической документации (карта-наряд, макет-разметка) должны содержаться необходимые данные по разметке текстовой поло­сы.

Базовая структура любой страницы образуется на экране с помо­щью модульной сетки, состоящей из границ полей, а также из верти­кальных и горизонтальных направляющих. Шаг модульной сетки гори­зонтальных линий устанавливается равным интерлиньяжу. Модульная сетка обеспечивает единообразие четных и нечетных страниц, располо­жение и размеры колонок текста и т. п. Все вспомогательные линии ото­бражаются только в режиме макетирования.

На этапе верстки производится окончательное редактирование тек­ста с помощью редактора материалов, адаптированного для нужд вер­стки. Переход в режим редактирования и возврат в режим макета осу­ществляется практически мгновенно благодаря упрощенному отображению текста и графики в редакторе материалов.

Для контроля правильности расположения текста и иллюстраций на полосе, а также для дополнительной корректуры набора целесооб­разно проводить получение пробного отпечатка на лазерном принтере SelectPress 1200. Однако, поскольку изображение является черно-бе­лым, по данному отпечатку невозможно судить о качестве обработки цветного изображения. Вместе с тем подобный пробный отпечаток со­держит достаточно информации о структуре полосы, основных пропор­циях участков полос и иллюстраций, размерах деталей изображения. В отдельных случаях пробный отпечаток, полученный на черно-белом лазерном принтере, пригоден для подписания в печать в качестве кон­трольного экземпляра.

На заключительной стадии поэлементной обработки сигнала осуще­ствляется операция растрирования. Операция растрирования предпо­лагает преобразование полутонового электронно-цифрового изображе­ния в микроштриховое, состоящее из отдельных растровых элементов. Растровый элемент представляет собой ячейку квадратной формы, в центре которой расположена растровая точка. Размер растрового эле­мента Т [мм] определяется линиатурой растра L [лин/см], и может быть рассчитан как T=10/L. Величина размера растрового элемента яв­ляется постоянной на каждой цветоделенной фотоформе. Раз­мер растрой точки зависит от пе­редаваемой оптической плотности изображения. Значение величины размера растровой точки опреде­ляется ее относительной площадью S. Значение S изменяется от 0% (светлые участки) до 100% (темные участки).

Растрирование изображений выполняется при помощи специально­го растрового процессора (RIP), который преобразует полутоновое изо­бражение, описанное на языке PostScript в множество растровых точек. Растровая точка формируется из субэлементов, которые записываются на фотоматериал лазерным лучом. Форма и размер растровой точки рассчитываются RIPом с помощью специальных таблиц (растровых го­рок). На рис. 2.2 Растровый элемент показан растровый элемент, сформированный RIPом. Современные АСПТИ комплектуются типовыми градационными ха­рактеристиками и позволяют оператору вносить изменения на отдель­ных участках градационной характеристики (в светах, полутонах и те­нях).

На заключительной стадии цифровая информация, характеризую­щая сверстанную отрастрированную полосу, передается в фотовывод­ное устройство, в котором осуществляется последовательная запись комплекта цветоделенных фотоформ. Цветоделенные изображения формируются на фотопленке Kodak, которая предварительно устанав­ливается в фотовыводное устройство. Экспонирование осуществляется лазерным инфракрасным источником света. После экспонирования фо­топленка со скрытым изображением цветоделенных полос попадает в приемную кассету. Приемная кассета после полного окончания экспо­нирования комплекта цветоделенных полос, вынимается из фотовывод­ного устройства и устанавливается в проявочную машину.

© Центр дистанционного образования МГУП