Московский государственный университет печати

А.В. Грибков , Ю.Н. Ткачук


         

Техника полиграфического производства. Часть 2. Допечатное оборудование

Конспект лекций


А.В. Грибков , Ю.Н. Ткачук
Техника полиграфического производства. Часть 2. Допечатное оборудование
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Общие сведения

2.

Особенности компьютерной технологии

2.1.

Исходные положения

2.1.1.

Набор и корректура

2.1.2.

Ввод изобразительной информации

2.1.3.

Градационная коррекция

2.1.4.

Цветовая коррекция

2.1.5.

Резкостная коррекция

2.1.6.

Техническая и художественная ретушь

2.1.7.

Верстка

2.1.8.

Распечатка корректурного отпечатка

2.1.9.

Растрирование

2.1.10.

Вывод на фотоматериал и фотохимическая обработка

3.

Компьютерные издательские системы

3.1.

Этапы развития

3.2.

Достоинства «открытой» системы

3.3.

Программное и аппаратное обеспечение «открытых» систем

3.3.1.

Программные средства

3.3.2.

Программные средства набора

3.3.3.

Программные средства верстки

3.3.4.

Программные средства дизайнеров и художников

3.3.5.

Специализированные полиграфические программы

3.3.6.

Программы общего назначения

3.3.7.

Аппаратные средства

4.

Сканеры и их технологические возможности

4.1.

Общие сведения

4.2.

Принципы построения сканирующих устройств

4.3.

Классы сканеров

4.3.1.

Настольные планшетные сканеры

4.3.2.

Простые модели

4.3.3.

Планшетные сканеры промежуточного класса

4.3.4.

Планшетные сканеры высокого класса

4.3.5.

Барабанные сканеры

4.3.6.

Высококачественные барабанные сканеры

4.3.7.

Настольные мини-барабанные сканеры

4.4.

Принципиальные схемы работы планшетного и барабанного сканеров

4.5.

Технологические характеристики

4.5.1.

Разрешающая способность

4.5.2.

Глубина цвета

4.5.3.

Диапазон оптических плотностей

5.

Фотовыводные устройства

5.1.

Общие сведения и особенности электронного растрирования

5.2.

Основные типы ФВУ

5.2.1.

Плоскостные экспонирующие устройства типа capstan

5.2.2.

Системы с «внутренним барабаном»

5.2.3.

Система с «внешним барабаном»

5.3.

Основные технические характеристики ФВУ

5.4.

Основные технические характеристики ФВУ

5.5.

Фотовыводные устройства фирмы Linotype-Hell

5.6.

Фотовыводные устройства фирмы Heidelberg Prepress

5.7.

Фотовыводные устройства серии Herkules

6.

системы компьютер-печатная форма

6.1.

Общие сведения о системах CtP

6.2.

Основные типы рекордеров

6.3.

Система экспонирования форм Gutenberg

6.4.

Системы «компьютер-печатная форма» фирм Heidelberg и Сгео

6.4.1.

Технология записи термопластин

6.4.2.

Принцип работы рекордера

6.5.

Семейство рекордеров Trendsetter

6.5.1.

Рекордер Platesettcr 3244

7.

Оборудование для обработки экспонированных фото­материалов и офсетных форм

7.1.

Оборудование для обработки экспонированных фотоматериалов

7.2.

Копировальные рамы

7.3.

Процессоры для проявления офсетных форм

8.

Системы электромеханического гравирования форм глубокой печати

9.

Цветопроба и пробная печать

9.1.

Экранная цветопроба (видеопроба)

9.2.

Струйные принтеры

9.3.

Сублимационные принтеры

9.4.

Лазерные выводные экспонирующие устройства

9.5.

Аналоговая цветопроба

9.6.

Пробная печать

9.7.

Назначение цветопробы и пробной печати

Указатели
36   указатель иллюстраций

Цветопроба - получение контрольного цветного изображения на ма­териальном носителе или на цветном экране видеотерминального уст­ройства. Различают аналоговую (растровую), полутоновую (цифровую) и экранную (видео) цветопробы.

Экранная цветопроба - изображение, полученное в интерактивном режиме на экране видеотерминального устройства. Этот вид цветопро­бы позволяет наиболее оперативно получать информацию о качестве обрабатываемого изображения. Видеопроба предназначена, прежде всего, для контроля и визуальной оценки цветовых, градационных и ге­ометрических характеристик изображения, непосредственно после сканирования (предварительного или окончательного) и в процессе его обработки до изготовления фотоформы или печатной формы.

Для получения качественной видеопробы прежде всего необходимо откалибровать монитор так, чтобы изображение на экране выглядело так нее, как будет выглядеть и на оттиске. Причины возможного несоот­ветствия изображений видеопробы и печатного оттиска кроются в том, что сопоставляются два цветных изображения, сформированные раз­ными способами синтеза цвета. На экране монитора цвета получают ад­дитивным синтезом (т. е- смешением трех окрашенных цветовых пото­ков: красного, синего, зеленого, RGB), а на оттиске - субтрактивно-аддитивным синтезом четырех печатных красок - голу­бой, пурпурной, желтой и черной (CMYK). Кроме этого на цветопереда­чу оказывают влияние еще ряд факторов печатного процесса.

Поскольку в настоящее время существует множество устройств для получения цветопробы, каждое из которых при создании изображения по-разному передает цвета, необходимо создать профиль для каждого устройства. (Профиль устройства - это совокупность значащих вели­чин для конкретного технологического процесса параметров, описываю­щих и полно характеризующих данное устройство.) Качество воспроиз­ведения цвета оценивают, используя тестовое изображение, а отклонение полученных результатов от стандарта описывается цветовым профилем. Такие профили создаются для мониторов, сканеров, вы­водных устройств.

Кроме того, необходимо учитывать, что цветовой охват монитора за­висит не только от его собственных характеристик, поддающихся про­граммно-аппаратному контролю и управлению, но и от внешнего осве­щения, определяемого условиями в помещении.

Такой контроль не обладает высокой надежностью, но в большинст­ве случаев оказывается достаточным для оперативного контроля обра­батываемого цветного изображения.

Цифровая цветопроба и устройства для ее изготовления.

Цифровая цветопроба - это изображение, полученное на матери­альном носителе (бумаге) непосредственно на базе информации об изо­бражении, содержащимся в компьютере. Цифровая цветопроба может быть получена на разных этапах цифровой обработки текстовой и изоб­разительной информации.

В зависимости от устройства получения цветопробы, оттиск может иметь полиграфическую растровую, непрерывную или дискретную (не полиграфическую растровую, а пиксельную) структуру изображения. Цветопроба может быть получена на тиражной или специальной бума­ге (опять же в зависимости от устройств ее получения).

Особое внимание уделяется качеству и надежности цветопробы в технологиях Computer-to-Plate и Computer-to-Press (где отсутствует стадия получения фотоформ), поскольку наличие ошибок повлечет за собой повторное изготовление печатных форм.

Пригодность принтера для использования в получении цветопробы определяется его способностью имитировать цвет и детали полутоново­го изображения адекватно оттиску офсетной печати. Эта способность определяется тремя составляющими: 1) достаточностью пространст­венного и цветового разрешения; 2) цветовой охват красителей принте­ра должен соответствовать цветовому охвату печатных красок; 3) нали­чием встроенной системы управления цветом, обеспечивающей калибровку под реальный офсетный процесс (т.е. система преобразует информацию о количестве каждой краски, содержащуюся в файле, цветоделенном под офсетную печать, в информацию о количестве красок принтера, дающих на бумаге тот же самый цвет, с учетом не только цве­та печатных красок, но и характеристики растаскивания при печати).

В зависимости от способа формирования изображения, устройства для изготовления цветопробы-принтеры можно разделить на струйные, сублимационные, лазерные, с термопереносом и принтеры на твердых чернилах. Рассмотрим эти принтеры с точки зрения их использования для получения цветопробы.

Струйные принтеры используют чернила, которые сделаны на вод­ной или водно-спиртовой основе, а значит необходимо использовать специальную бумагу для получения высококачественных отпечатков (на большинстве сортов бумаги не удается получить высококачествен­ный оттиск из-за сильного впитывания и расплывания краски).

Кроме этого, на качество изображения влияет разбрызгивание крас­ки при ударе в бумагу, приводящее к плохой передаче штриховых эле­ментов изображения и незначительному снижению четкости изображе­ния.

Преимущества:

    - относительно низкая стоимость оттиска при довольно высокой ско­рости печати;

    - возможность выполнения черновых работ на обычной бумаге. Недостатки:

    - низкая надежность из-за засорения форсунок;

    - большинство принтеров печатают водорастворимыми красками, что требует дополнительного ламинирования оттисков;

    - зависимость качества изображения от свойств используемой бума­ги, особенно для точности передачи цвета, резкости и насыщенности.

Принтеры с термопсреносом.

Работа принтеров с термопереносом основана на переносе красителя с лавсановой основы на бумагу при локальном нагреве участка слоя кра­сителя.

Участок пленки с красителем нужного цвета нагревается именно в тех точках, которые должны остаться на бумаге, затем пленка перема­тывается для нанесения следующего цвета. Для получения полностью цветного изображения необходимы несколько проходов бумаги для на­несения отдельных красок.

Недостатками являются:

    - низкое разрешение (300 dpi);

    - для получения высококачественного оттиска годится не всякая бу­мага: если поверхность бумаги не слишком гладкая (не мелованная), мо­жет произойти неполная передача красителя на бумагу;

    - неэкономичный расход пленки с красителем. Сейчас эти устройства, в основном, не используются для получения цветопробы.

Сублимационные принтеры используют технологию печати, при ко­торой вместо прямого наложения чернил или красок на бумагу, приме­няют лавсановые пленки с красителем, испаряющимся при нагревании элементов печатной головки, а изображение формируется за счет кон­денсации паров краски в специальном покрытии бумаги. Каждый кра­ситель определенного цвета занимает свою область на красконесущей пленке размером в полную страницу. В процессе печатания за четыре прохода красители с красконесущей пленки переносятся на бумагу. Температуру нагревательных элементов головки можно контролиро­вать и регулировать, что обеспечивает очень точную дозировку краси­телей различного цвета. Цвета получаются смешением разных коли­честв основных красителей, поэтому с помощью этого метода можно создать очень большое количество цветовых оттенков вне зависимости от относительно ограниченной разрешающей способности.

Кроме того, цветные оттиски обладают высокой сопротивляемостью к световому облучению и не теряют цвет своих красок (не выцветают) даже по прошествии долгого времени. Однако когда акцент в основном делается на линии, штрихи, растровые элементы и текст, разрешение в 300 dpi оказывается недостаточным.

Преимущества:

    - прекрасная тонопередача;

    - малые габариты устройства и его низкая цена, а также высокая на­дежность работы. Недостатки:

    - визуально заметное снижение четкости изображения (за счет рас­сеяния красителя в процессе переноса) по сравнению с печатью (на пе­чатном оттиске мелкие детали будут видны значительно лучше, чем на оттисках сублимационных принтеров);

    - высокая стоимость оттиска и неэкономичный расход красочных пленок;

    - полная невозможность печати на обычной бумаге.

Принтеры на твердых чернилах.

Твердые чернила, на которых работает данный тип принтеров, представляют собой материал на основе твердых синтетических восков с до­бавлением красителя. Брикеты красителя в принтере расплавляют, и расплав подается к печатающей головке, которая представляет собой ряд инжекторов, переносящих с помощью электрического поля микро­капли красителя на пленку или бумагу. При соприкосновении с бумагой капли застывают, а т.к. вязкость краски в этот момент достаточно высо­ка, то практически отсутствует проблема ее впитывания и разбрызги­вания.

Пигмент, используемый для изготовления твердых чернил, близок к пигменту полиграфических красок, что облегчает калибровку принтера под печать.

Принтеры на твердых чернилах пока не получили широкого распро­странения в качестве устройств для выполнения цветопробы и в основ­ном применяются для получения корректурных оттисков полос.

Преимущества:

    - низкая стоимость оттиска при высокой скорости печати;

    - высокая четкость изображения;

    - хорошая передача мелких деталей, включая тонкие штрихи (до 50 мкм);

    - возможность получения высококачественной печати на обычной бумаге;

    - высокая скорость печати;

    - твердые чернила являются водостойкими. Недостатки:

    - невысокое разрешение

Лазерные принтеры.

В основе работы лазерных принтеров лежит принцип электрогра-фии. Поверхность светочувствительного барабана заряжается корон­ным разрядом, затем под действием лазерного луча участки поверхно­сти, соответствующие пробельным элементам, разряжаются, при этом создается скрытое изображение, которое далее проявляется тонером одного из цветов CMYK. При последовательном наложении красок всех четырех цветов создается цветное полутоновое изображение, которое переносится на бумагу и закрепляется. Эти принтеры обладают высо­кой скоростью печати. Кроме того, они могут имитировать полиграфи­ческую растровую структуру, но при этом невозможно получить рас­тровую точку с резкими краями, т. к. часть тонера обязательно рассеется при нанесении, что снижает резкость конечного изображения. К недостаткам можно отнести и сложность конструкции принтеров это­го класса.

В большинстве случаев эти принтеры применяются для получения корректурных оттисков полос и репродуцируемых оригинал-макетов текста и однокрасочных штриховых и растровых изображений.

Общие преимущества рассмотренных выше систем цифровой пробы заключаются в их оперативности, удобстве в работе и сравнительно низкой стоимости изготовления пробы.

Способ же формирования изображения, принципиально отличаю­щийся от офсетной печати, определяет недостатки, главным из которых является невозможность полной имитации растра и, следовательно, не­возможность контроля возникновения муара, а также - невозможность использования более четырех цветов без серьезной переделки про­граммного и аппаратного обеспечения.

Кроме принтеров для получения цифровой цветопробы можно ис­пользовать лазерные выводные экспонирующие устройства, применяе­мые для вывода фотоформ и печатных форм. Принцип формирования изображения на этих устройствах заключается в следующем.

На первом этапе на внешней поверхности барабана размещается лист тонкой металлической фольги, поверх которого крепится лавсано­вая пленка с пигментом. Цилиндр с фольгой и пленкой вращается, а ла­зер прорисовывает те же самые растровые точки, которые он экспони­ровал бы на фотопленке или формной пластине.

Единственное отличие состоит в программной имитации растискивания - все остальное (разрешение, линиатура, форма точки, угол поворо­та растра) идентично фотоформе или печатной форме для соответству­ющего цвета.

Под действием лазера пигмент расплавляется и переходит на метал­лическую фольгу. После записи первой краски уже ненужная лавсано­вая основа с остатками пигмента удаляется.

На цилиндр поверх фольги с первым слоем многоцветного изображе­ния крепится следующая пленка с пигментом, после чего процесс повто­ряется.

Далее, в ламинаторе, происходит термоперенос четырехкрасочного изображения с фольги на печатную бумагу. В результате переноса по­лучается изображение, практически идентичное печатному оттиску. Такие системы могут использовать общий растровый процессор с систе­мами получения фотоформ или печатных форм. За счет этого и цветопроба, и фотоформа, и печатная форма выводятся с одного файла. Кро­ме того, уже существуют лазерные выводные экспонирующие устройства, предназначенные для получения, как печатных форм, так и цветопроб.

К недостаткам этих устройств относятся:

    - сложность конструкции, влекущая за собой высокую стоимость ап­паратов;

    - высокая стоимость оттиска, обусловленная большим количеством расходных материалов;

    - достаточно большое время изготовления пробы.

    Основное применение пробы с «имитацией» полиграфического рас­тра выходной контроль в допечатном процессе при использовании тех­нологии CtP (компьютер - печатная форма).

Аналоговая цветопроба - изображение цветопробы, полученное с цветоделенных растровых фотоформ.

Идентичность цветовоспроизведения изображения цветопробы и ти­ражных оттисков обеспечивается за счет использования пигментов (красителей), имеющих цветовые параметры, аналогичные триадным полиграфическим краскам. Учитывается также приращение размера растровой точки, соответствующее растискиванию при печати (моделирование различной степени растаскивания возможно за счет выбора различных комплектов светочувствительных материалов).

Многие системы аналоговой цветопробы позволяют изготовить цветопробу на тиражной бумаге. Если же цветопробу получают на специ­альной бумаге-основе, то для максимального приближения к конечному результату печати существует возможность использования основы разной белизны (соответствующей тиражной бумаге).

Существует несколько технологий изготовления аналоговой цветопробы. Эти технологии можно разделить по способу получения изобра­жения на две группы: 1) при получении оттиска в системе сухой цветопробы отсутствует использование химических растворов (удаление пигмента с пробельных элементов осуществляется механическим спо­собом); 2) в системах мокрых цветопроб пробельные элементы разруша­ются химическими растворами и вымываются.

В комплект оборудования для сухой цветопробы входят: контактно-копировальное устройство, ламинатор, монтажный стол, перфоратор для высечки приводочных отверстий, вакуумный стол для закрепления цветопробного изображения при удалении цветной пленки.

В зависимости от технологии получения цветопробы, в некоторых комплектах оборудования могут отсутствовать отдельные устройства.

В комплект оборудования для мокрой цветопробы входят: ламина­тор, контактно-копировальное устройство и проявочная машина.

В зависимости от технологии в комплект материалов для изготовле­ния цветопробы могут входить:

    1 - основной (если цветопроба изготавливается на бумаге) или при­емный лист (в случае использования промежуточного носителя изобра­жения);

    2 - цветные пленки (голубая, пурпурная, желтая и черная) или 4 ру­лона фольги (основы) с нанесенным на нее пигментом. Цветная пленка представляет собой полиэфирное основание и окрашенный фотополи­мерный слой с тонким клеевым покрытием. Существуют негативные и позитивные красочные пленки, которые позволяют получать цветопро­бу с цветоделенных диапозитивов и с негативов. Также есть возмож­ность использования дополнительных красочных пленок со смесевыми цветами, соответствующими системе PANTONE;

    3 - покровные пленки, которые имеют глянцевое или матовое нео­крашенное покрытие с тонким клеевым слоем, расположенное на осно­ве;

    4 - ламинат, который по строению представляет собой липкий нео­крашенный фотополимерный слой, заключенный между двумя защит­ными пленками;

    5 - химический раствор для процесса проявления.

Перед экспонированием цветных пленок выполняется операция точ­ной приводки цветоделенных фотоформ путем совмещения изображе­ния по крестам или путем высечки приводочных отверстий в приемном листе, фотоформах и штифтовой приводки.

При изготовлении цветопробы оптимальное время экспонирования для каждой фотоформы определяют по контрольным шкалам, которые рекомендуются фирмой, производящей оборудование и материалы для цветопробы.

Основной недостаток аналоговой цветопробы ~ это высокая себесто­имость оттиска. При этом сам процесс изготовления цветопробы доста­точно трудоемкий, а качество цветопробы зависит от квалификации оператора (поскольку совмещение красок производится чаще всего вручную).

Пробная печать - это печать пробных оттисков с использованием по­лиграфического оборудования, материалов и процессов для получения однокрасочных и многокрасочных оттисков в условиях, максимально приближенных к технологии тиражной печати.

Этот вид пробы дает результаты наиболее близкие к тиражному от­тиску, поскольку печать происходит красками, используемыми в печат­ном процессе. В случае изготовления пробных оттисков на тиражных печатных машинах воспроизводятся и индивидуальные особенности печатной машины. Этот вид пробы характеризуется высокой трудоем­костью и стоимостью оттиска, а также низкой оперативностью.

Цветопроба как модель будущего оттиска необходима:

    - оператору электронной репродукционной или компьютерной изда­тельской системы для оптимизации режима ввода изображения и его последующих преобразований;

    - художнику издательства для адекватной конечному результату оценки цветового решения, создаваемого им;

    - для объективного регулирования договорных отношений издатель­ства, репроцентра и полиграфического предприятия (цветопроба может служить подписываемым документом между заказчиком и исполните­лем);

    - для эффективного контроля важнейших показателей качества изо­бражения на различных стадиях подготовки иллюстраций издания к печати (кроме изопродукции);

    - печатнику, как эталонное изображение при печатании тиража.

Соответственно своему назначению цветопроба может быть получе­на практически на всех стадиях допечатного процесса.

© Центр дистанционного образования МГУП