Московский государственный университет печати

Давыдова Т.Т.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Давыдова Т.Т.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Введение в курс «Теория литературы»

1.

Тема1. «Введение. Сущность искусства»

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы и задания для самопроверки

1.5.

Тестовые задания к теме

Модуль I Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое

2.

Тема 2. «Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое»

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы и задания для самопроверки

2.5.

Тестовые задания к теме

3.

Тема 3. «Литературное произведение как художественное целое»

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания

3.4.

Вопросы и задания для самопроверки

3.5.

Тестовые задания к теме

Модуль II РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

4.

Тема 4. «Роды и виды литературы»

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы и задания для самопроверки

4.5.

Тестовые задания к теме

5.

Модуль III Формально-содержательные и формальные элементы литературного произведения

6.

Тема 5. «Фабула, сюжет композиция литературного произведения»

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Литература к теме

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы и задания для самопроверки

6.5.

Тестовые задания к теме

7.

Тема 6. «Художественное время и художественное пространство в литературном произведении»

7.1.

Основные вопросы

8.

Литература к теме

8.1.

Методические указания

8.2.

Вопросы и задания для самопроверки

8.3.

Тестовые задания к теме

9.

Тема 7. «Художественная речь в поэзии и прозе»

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература к теме

9.3.

Методические указания

9.4.

Вопросы и задания для самопроверки

9.5.

Тестовые задания к теме

10.

Модуль IY Автор и герой в литературном произведении

11.

Тема 8. «Автор и герой в литературном произведении»

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература к теме

11.3.

Методические указания

11.4.

Вопросы и задания для самопроверки

11.5.

Тестовые задания к теме

12.

Модуль Y. Методология литературоведения

13.

Тема 9. «Методология литературоведения»

13.1.

Основные вопросы

13.2.

Литература к теме

13.3.

Методические указания

13.4.

Вопросы и задания для самопроверки

13.5.

Тестовые задания к теме

14.

Литература

15.

Формы контроля

Для успешного изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  1. Студент внимательно читает и изучает методическое руководство по изучению дисциплины.
  2. Студент анализирует рекомендуемый бюджет времени для изучения данной дисциплины, корректирует свои планы в соответствии с рекомендуемым графиком изучения дисциплины.
  3. Студент последовательно изучает теоретический материал каждой из тем, пользуясь методическими указаниями по теме, а также ссылками на литературу.
  4. После изучения каждой темы студенту необходимо пройти промежуточное тестирование, для самоконтроля полученных знаний. Промежуточные тестирования являются необходимой формой контроля и допуском к итоговому электронному тестированию.
  5. Студент заканчивает изучение курса сдачей зачёта (Итогового электронного тестирования).

Наименование темы Комплекс работ по теме

Объём работы студента (час)

Введение в курс «Теория литературы»

Тема 1. "Введение. Сущность искусства"

 

 

 

 

 

Лекция
1.1. Образ и знак в художественном произведении, соотношение этих понятий. Аристотелевская теория мимесиса и теория символизации.
1.2. Жизнеподобный и условный типы изображения..
2 ч
П з. Гротеск в повести Н.В. Гоголя «Нос» /4Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001./,Стб.188-190. 2 ч
СРС. Изучение УМ по учебной литературе /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с.5...17 (1 час.); /4Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001./,Стб.188-190.  (1 час). Чтение повести Н.В. Гоголя «Нос» (1 час). 3 ч
Промежуточный тест по теме 1. 1 ч

Модуль I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

Тема 2. "Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое" 

 

 

 

 

 

Лекция
2.1. Литература как изобразительный и временной вид искусства. Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины XX века.
2.2. Определение литературного произведения. Содержание в его соотнесении с формой.
2 ч
П з. Особенности содержания рассказа А. Чехова «Черный монах». /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с. 42…44; /4Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001./, стб.1145-1148. 2 ч
СРС. Изучение УМ по учебной литературе /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с. 28…40 (2 часа); Чтение рассказа А. Чехова «Черный монах» (1 час). 3 ч
Промежуточный тест по теме 2. 1 ч
Тема 3. "Литературное произведение как художественное целое"

 

Лекция
3.1. Форма произведения как совокупность спо­собов, средств, приемов воплощения содержания.
3.2. Разработка В.Гумбольдтом, А. Потебней, Г.Винокуром понятия "внутренняя форма".
3.3. Методы анализа литературного произведения как художественного целого.
2 ч
П з. Целостный анализ лирического стихотворения А.А. Фета «Был чудный майский день в Москве…». /2Томашевский Б.В. Теория литературы. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1995./, с. 52…64; /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с.38...45. 2 ч
СРС. Изучение УМ по учебной литературе /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с.38...45 (3 часа); /4Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001./, стб.1145-1148. (1 час). Чтение стихотворения А. Фета «Был чудный майский день в Москве…» (1 час). 5 ч
Промежуточный тест по теме 3. 1 ч

Модуль II РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема 4. "Роды и виды литературы" Лекция
4.1. Эпос, лирика,  драма  —  роды художественной словесности. Теория литературных родов Аристотеля, Гегеля и Белинского.
4.2. Жанровые и межродовые формы в литературе.
4.3. Лирика и ее жанры.
4.4. Эпос и его жанры.
4.5. Драма и ее жанры.
4 ч.
П з. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского («Лесной царь», «Светлана»). /2Томашевский Б.В. Теория литературы. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1995./, с. 52…64; /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с. 101...108. 2 ч
СРС. Изучение УМ по учебной литературе /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с. 294...344 (2 часа).Чтение баллад В.А. Жуковского («Лесной царь», «Светлана») (1 час). 3 ч
Промежуточный тест по теме 4. 1 ч

Модуль III ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Тема 5. "Фабула, сюжет композиция литературного произведения"

 

Лекция
5.1. Различные толкования терминов фабула и сюжет. Особый характер сюжета в лирике.
5.2. Сюжетность как существенная особенность произведения эпического и драматического рода.
5.3. Композиция литературного произведения. Анализ фабулы, сюжета и композиции.
1 ч
П з. Особенности фабулы, сюжета и композиции новеллы И.А. Бунина «Легкое дыхание». /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с.40-42. 2 ч
СРС. Изучение УМ по учебной литературе (5 час.); /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с. 214…226; 262…279; /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с.148…164 (3 часа); Чтение новеллы И.А. Бунина «Легкое дыхание» ( 1 час). 9 ч
Промежуточный тест по теме 5. 1 ч
Тема 6. "Художественное время и художественное пространство в литературном произведении" Лекция
6.1. Художественное время и пространство как способы осуществления композиции литературного произведения. Понятие хронотопа.
6.2. Универсальные формы пространства.
6.3. Универсальные формы времени.
1 ч
П з. Мифологическое время и пространство в повести Ч. Айтматова "Белый пароход". /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с.212…214. 2 ч
СРС. Чтение повести «Белый пароход» (3 часа). Изучение УМ по учебной литературе /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с.166…176 (2 часа). 5 ч
Промежуточный тест по теме 6. 1 ч
Тема 7. "Художественная речь"

 

Лекция
7.1. Специфика художественной речи в поэзии и прозе.
7.2. Ритм и рифма.
7.3. Тропы и стилистические фигуры.
2 ч
П з. Особенности повествования в " Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе" Н.С. Лескова. /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с.250…253. 2 ч
СРС. Чтение "Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе" Н.С. Лескова (1 час). Изучение УМ по учебной литературе /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с.250…253; /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с.178…203 (2 часа). 3 ч
Промежуточный тест по теме 7. 1 ч

Модуль IY АВТОР И ГЕРОЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Тема 8. "Автор и герой в литературном произведении" Лекция
8.1. Значение терминов "автор", "авторство", «текст». Грани авторской субъективности (образ автора, рассказчик, слово автора).
8.2. Лирический герой.
8.3. Объектность в литературе (персонаж и его слово). Средства характерообразования.
2 ч
П з. Образ лирического героя в послании «Я вас любил…» А.С. Пушкина и YI сонете к Марии Стюарт И.А. Бродского. /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с.169...172. 2 ч
СРС. Изучение УМ по учебной литературе " /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с.54...68,(1,5 часа.). 1.5 ч
Промежуточный тест по теме 8. 1 ч

Модуль Y МЕТОДОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Тема 9. "Методология литературоведения" Лекция
9.1. Предмет и задачи теории литературы, истории литературы, литературной критики.
9.2. Историко-культурная школа, психологический метод в литературоведении.
9
.3. Место работ формалистов и М.М. Бахтина в русской науке о литературе.
9.4. Московско-тартуская школа и ее связь с семиотикой и структурализмом.
2 ч
П з. Герменевтический анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька». /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с.106…112; /3Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003./, с.60. 2 ч
СРС. Изучение УМ по учебной литературе /1Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999./, с.106...122 (1,5 часа). 1.5 ч
Промежуточный тест по теме 8. 1 ч
Общее количество часов по дисциплине Лекции - 17
Практические занятия – 17
Самостоятельная работа студента – 36
Форма итогового контроля - зачёт
Всего - 70

© Центр дистанционного образования МГУП