Московский государственный университет печати

Давыдова Т.Т.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Давыдова Т.Т.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Введение в курс «Теория литературы»

1.

Тема1. «Введение. Сущность искусства»

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы и задания для самопроверки

1.5.

Тестовые задания к теме

Модуль I Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое

2.

Тема 2. «Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое»

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы и задания для самопроверки

2.5.

Тестовые задания к теме

3.

Тема 3. «Литературное произведение как художественное целое»

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания

3.4.

Вопросы и задания для самопроверки

3.5.

Тестовые задания к теме

Модуль II РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

4.

Тема 4. «Роды и виды литературы»

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы и задания для самопроверки

4.5.

Тестовые задания к теме

5.

Модуль III Формально-содержательные и формальные элементы литературного произведения

6.

Тема 5. «Фабула, сюжет композиция литературного произведения»

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Литература к теме

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы и задания для самопроверки

6.5.

Тестовые задания к теме

7.

Тема 6. «Художественное время и художественное пространство в литературном произведении»

7.1.

Основные вопросы

8.

Литература к теме

8.1.

Методические указания

8.2.

Вопросы и задания для самопроверки

8.3.

Тестовые задания к теме

9.

Тема 7. «Художественная речь в поэзии и прозе»

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература к теме

9.3.

Методические указания

9.4.

Вопросы и задания для самопроверки

9.5.

Тестовые задания к теме

10.

Модуль IY Автор и герой в литературном произведении

11.

Тема 8. «Автор и герой в литературном произведении»

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература к теме

11.3.

Методические указания

11.4.

Вопросы и задания для самопроверки

11.5.

Тестовые задания к теме

12.

Модуль Y. Методология литературоведения

13.

Тема 9. «Методология литературоведения»

13.1.

Основные вопросы

13.2.

Литература к теме

13.3.

Методические указания

13.4.

Вопросы и задания для самопроверки

13.5.

Тестовые задания к теме

14.

Литература

15.

Формы контроля

Литература как изобразительный и временной вид искусства. Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины XX века. Определение литературного произведения. Содержание в его соотнесении с формой.

Литература занимает достойное место в кругу так называемых великих искусств - архитектуры, скульптуры, живописи, музыки. Впоследствии к ним присоединили другие виды искусства. В классической эстетике они были разделены по содержательному признаку на две группы - изобразительные и экспрессивные. К первой группе относятся скульптура, живопись, пантомима, ко второй - музыка, архитектура, орнамент, танец, абстрактная живопись. Если искусства первой группы изображают единичные предметы и явления жизни, людей, то искусства второй группы выражают обобщенные переживания, настроения, человеческое мироощущение. Литературу включают в первую группу, потому что ведущим в ней, как и в живописи и скульптуре, является изобразительное начало. Все это простые, или односоставные искусства.

Помимо них существуют и синтетические искусства. Это различные виды сценического творчества (драматический театр, опера, балет, цирк), мультипликация и кино, а также архитектура, включающая в себя скульптуру и настенную живопись.

Простые искусства делят также по формальным признакам на пространственные и временные. Такой подход был предложен в книге немецкого писателя и ученого-просветителя Г.Э.Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), написанной на основе теории подражания. По Лессингу, временная последовательность - область поэта, пространство - область живописца. Поэтому предмет живописи составляют тела с их видимыми свойствами, а предмет поэзии - действияЛессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957. С.186-187; 210..

Гегель разделял виды искусства на исполнительские (музыка, актерское искусство, танец) и неисполнительские Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1971. Т.3. С.566, 570.. Такую классификацию поддерживают и современные литературоведы. Исполнительскими искусствами являются такие временные виды искусства, как танец, пантомима, музыкальное произведение. Искусство слова занимает особое место в данной схеме, так как его произведения не воспринимаются зрением или слухом, а апеллируют к интеллекту человека в целом и создаются на национальном языке. Своеобразие подхода Кожинова состоит в отнесении таких литературных родов, как эпос, драма и лирика, к разным типам - первых двух к изобразительному, а третьего к выразительномуКожинов В.В. Виды искусства // Кожинов В.В. Размышления об искусстве, литературе и истории. С.30.. Это близко типологии родов литературы у Г.Н.ПоспеловаПоспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. С.122-123, 117. .

Тем не менее целесообразнее рассматривать произведения одного вида искусства в пределах одной группы, а для этого следует решить, какое начало является ведущим во всех родах и видах данной группы. В литературе это изобразительность.

Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности основные линии ее развития обрели неисполнительский характерБорев Ю.Б. Эстетика. В 2 т. Смоленск: «Русич», 1997. Т.1. С.501-556, 564..

Содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря передаче его «речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их»Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т.3. С.348.. Поэтому потенциальное зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния - И.А.Гончаров.

Не менее значительно, чем косвенная словесно-художественная пластика, запечатление в литературе тех картин, от которых отказывается живопись (Лессинг),. Это внутренний мир человека. Наблюдения над человеческой психикой осуществляются в литературе с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства - литературе.

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. В XVIII в. европейские эстетики стали выдвигать на первое место литературу. Ее основы заложил Лессинг, впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Иным оказался подход Н.Г.Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств»Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1949. Т.2. С.63-64..

У литературы есть свои слабые стороны: невещественность, условность словесных образов и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки. Но все же «литература - первое среди равных» искусствоБорев Ю.Б. Указ. соч. Т.1. С.565.. Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино.

Каждое литературное произведение является самостоятельным, законченным целым, многоуровневым художественным миром, не сводимым к сумме составляющих его элементов и неразложимый на них без остатка.

Литературное произведение, существующее как завершенный текст, созданный на национальном языке, результат творческой деятельности писателя. В составе произведений искусства выделяют «внешнее материальное произведение» (М.М. Бахтин, В.Е. Хализев), нередко называемое артефакт, т.е. нечто, состоящее из красок и линий, звуков и слов, и эстетический объект - совокупность того, что является сущностью художественного творения, закреплено материально и обладает потенциалом художественного воздействия на зрителя, слушателя, читателя. Произведение искусства - единство эстетического объекта и артефакта.

Художественной целостностью обладает и отдельное произведение, и ряд произведений, входящих в литературный цикл. Литературный цикл (от греч. kyklos - круг, колесо) - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, персонажей, формы повествования, стиля. Циклизация встречается в фольклоре, она свойственна и всем родам письменной литературы: эпосу, лирике, драме.

Художественный смысл цикла шире и богаче совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих. С чем бы ни имел дело читатель - с отдельным произведением или циклом произведений, именно в читательском сознании реализуется художественная целостность литературного произведения в единстве его содержания и формы.

В литературоведческих понятиях формы и содержания обобщены представления о внешней и внутренней сторонах литературного произведения. Специфичность соотношений формы и содержания в литературе и искусстве состоит в органическом соответствии, гармонии содержания и формы, хотя ведущим в данной паре понятий является содержание.

Представления о неразрывности содержания и формы произведения искусства закреплены Гегелем на рубеже 1810-20-х годов. Похожие высказывания встречаются у В.Г.Белинского, который, в отличие от Гегеля, находил единство содержания и формы лишь в произведениях истинно художественных, даже гениальных и считал при этом, что «простой талант всегда опирается или преимущественно на содержание, и тогда его произведения недолговечны со стороны формы, или преимущественно блистает формою, и тогда его произведения эфемерны со стороны содержания <…> »Белинский В.Г. О жизни и сочинениях Кольцова // Белинский В.Г. Полн. Собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т.9. С.535.. Таким образом Белинский обратил внимание на возможные случаи дисгармонии и противоречий формы и содержания Белинский В.Г. Стихотворения Баратынского // Там же. М., 1955. Т.6. С.479..

Единство содержания и формы обычно нарушается в подражаниях, где старая форма механически применяется к новому содержанию, и в пародиях, где форма пародируемого произведения наполняется иным, не соответствующим ей содержанием. При смене одного литературного направления другим форма обычно «отстает» от содержания, т.е. новое содержание разрушает старую форму, создавая тем самым условия для возникновения прокладывающего себе дорогу литературного направления. В русской литературе XVIII - начала XIX в., когда классицизм сменялся сентиментализмом, дисгармоничность формы и содержания подчас свойственна даже вершинным явлениям эпохи - творчеству Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина.

    1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003. С.28-40, 42-44, глава 2, глава 3.

    2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001, с. 1145-1148.

    3. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине. Статья пятая….. О жизни и сочинениях Кольцова . Стихотворения Баратынского // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т.7. С.312. Т.9. С.535. Т.6. С.479.

    4. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.

    5. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

    6. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

При изучении данного раздела модуля I необходимо обратить внимание на понятия художественной целостности, формы и содержания.

Студентам следует познакомиться с трактовками диалектики соотношения между формой и содержанием Ф. Шиллера, Гегеля, Белинского, Бахтина.

Студенты должны иметь четкие представления:

  • о произведении как художественном целом с точки зрения его онтологии, генезиса и аксиологического подхода к нему; об артефакте и эстетическом объекте.

Студент должен приобрести навыки

  • анализа литературно-художественных произведениях в единстве их содержания и формы.

    1. Представляется ли вам обоснованным разделение искусств на: а)изобразительные и экспрессивные; б)пространственные и временные?

    2. К каким группам искусств относится литература? Приведите известные Вам классификации.

    3. Приведите примеры «словесной пластики» и «словесной музыки» в литературе.

    4. Какое место занимает литература в ряду искусств (первое, одно из первых, ее положение равноправное)?

    5. Какую роль играет художественная литература в жизни современного общества и отдельной личности?

    6. Что такое целостность?

    7. Как связаны между собой художественное содержание и художественная форма?

    8. Приведите свои примеры противоречий содержания и формы литературного произведения.

Протестироваться по теме 2

© Центр дистанционного образования МГУП