Московский государственный университет печати

Давыдова Т.Т.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Давыдова Т.Т.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Введение в курс «Теория литературы»

1.

Тема1. «Введение. Сущность искусства»

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы и задания для самопроверки

1.5.

Тестовые задания к теме

Модуль I Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое

2.

Тема 2. «Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое»

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы и задания для самопроверки

2.5.

Тестовые задания к теме

3.

Тема 3. «Литературное произведение как художественное целое»

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания

3.4.

Вопросы и задания для самопроверки

3.5.

Тестовые задания к теме

Модуль II РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

4.

Тема 4. «Роды и виды литературы»

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы и задания для самопроверки

4.5.

Тестовые задания к теме

5.

Модуль III Формально-содержательные и формальные элементы литературного произведения

6.

Тема 5. «Фабула, сюжет композиция литературного произведения»

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Литература к теме

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы и задания для самопроверки

6.5.

Тестовые задания к теме

7.

Тема 6. «Художественное время и художественное пространство в литературном произведении»

7.1.

Основные вопросы

8.

Литература к теме

8.1.

Методические указания

8.2.

Вопросы и задания для самопроверки

8.3.

Тестовые задания к теме

9.

Тема 7. «Художественная речь в поэзии и прозе»

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература к теме

9.3.

Методические указания

9.4.

Вопросы и задания для самопроверки

9.5.

Тестовые задания к теме

10.

Модуль IY Автор и герой в литературном произведении

11.

Тема 8. «Автор и герой в литературном произведении»

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература к теме

11.3.

Методические указания

11.4.

Вопросы и задания для самопроверки

11.5.

Тестовые задания к теме

12.

Модуль Y. Методология литературоведения

13.

Тема 9. «Методология литературоведения»

13.1.

Основные вопросы

13.2.

Литература к теме

13.3.

Методические указания

13.4.

Вопросы и задания для самопроверки

13.5.

Тестовые задания к теме

14.

Литература

15.

Формы контроля

Форма произведения как совокупность способов, средств, приемов воплощения содержания. Разработка В.Гумбольдтом, А. Потебней, Г.Винокуром понятия «внутренняя форма». Компоненты содержания и формы. Методы анализа литературного произведения как художественного целого.

И. Кант и Ф.Шиллер утверждали приоритет формы над содержанием в искусстве. «Настоящая тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание»Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т. М ., 1957. Т.6. С.325-326.,    ndash; полагал Шиллер, явно гиперболизируя такое свойство формы, как ее относительная самостоятельность.

Эти взгляды получили развитие в ранних работах русских формалистов (В.Б.Шкловский), вообще заменивших понятия «содержание» и «форма» иными - «материал» и «прием». В содержании формалисты видели внехудожественную категорию и поэтому оценивали форму как единственную носительницу художественной специфики, рассматривая произведение литературы как «сумму» составляющих его «приемов». Подобное внимание к формальной стороне литературных произведений дало и свои положительные результаты. Формалисты и близкие к данной школе литературоведы посвятили ценные исследования стилистическим формам речи и языка (В.В. Виноградов), формальным сторонам стиха (В.М.Жирмунский, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, Б.В.Томашевский), сюжету (В.Б.Шкловский), системному описанию волшебной сказки (В.Я.Пропп) и стилистической семантике (Р.О.Якобсон). В наиболее заостренном виде представления Шиллера об уничтожении формой содержания выражены у выдающегося советского психолога Л.С.Выготского, находившегося под влиянием формалистов.

В разборе новеллы И.А.Бунина «Легкое дыхание» Выготский раскрыл тайну художественности одного из лучших произведений русской литературы ХХ в., но сделал из своего анализа весьма спорный вывод о проявившемся у Бунина законе уничтожения формой содержания.

На самом деле уже в жизненном материале, обработанном в новелле Бунина, содержится, помимо «житейской мути», и иное - темы эйдетической сущности (термин Платона) гармонии и красоты и жестокости к ним мира. На самом деле обобщенность философского содержания «Легкого дыхания» соответствует жанровой форме новеллы с чертами кладбищенской элегии, а значит, форма не уничтожает здесь содержание, а обнаруживает свою содержательность.

Наиболее взвешенным, направленным против абсолютизации формальной стороны литературного произведения явился подход М.М.Бахтина: «Содержание есть необходимый конститутивный момент эстетического объекта, ему коррелятивна художественная форма, вне этой корреляции не имеющая вообще никакого смысла»Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.32..

В искусствознании существует также понятие внутренней формы, которое вслед за немецким философом и языковедом В.Гумбольдтом разрабатывали русские филологи А.А. Потебня и Г.О. Винокур. В понимании Потебни в произведении искусства к области внутренней формы относятся события, характеры, образы в узком значении термина, указывающие на содержание произведения («содержание, проецируемое нами, т.е. влагаемое в самое произведение, действительно условлено его внутренней формой <…>»Потебня А.А. Мысль и язык. С.130.). Полноценность внутренней формы дает историческую перспективу для развития содержания, или художественной идеи произведения. Последняя живет в веках, рождая у каждого поколения читателей свой тип интерпретации. Потебня, строивший свое понимание искусства с учетом его коммуникативной природы, подчеркивал в данной связи относительную неподвижность образа при изменчивости его содержания, утверждал, что заслуга художника не в том минимуме содержания.

Показательна в этом отношении реакция представителей разных поколений и идеологических течений в русской критике на образы героев литературных шедевров.

Компоненты содержания и формы. Содержательными компонентами литературного произведения являются тема, характеры, обстоятельства, проблема, идея.

«Тема» в переводе с греческого - это «то, что положено» в основу произведения, предмет осмысления, обработки, воплощения в нем той или иной стороны реальности, концептуальное содержание образов людей и событий. В литературе последних столетий такой основой произведений, предметом осмысления, как правило, являются характеры и обстоятельства.

«Характер» в переводе с греческого - отпечаток, признак, отличительная черта. Если тип - это проявление общего в индивидуальном, то характер - прежде всего сочетание индивидуальных свойств, социальных, исторических, национальных, психологических и прочих.

Термин «характер» есть уже в «Поэтике» Аристотеля. Но личность появляется вместе с христианством. В эпоху Возрождения в центр картины мира на место Бога становится человек. Характеры героев Ф.Рабле, У.Шекспира, М. де Сервантеса несут в себе самые разные человеческие качества от крайней низости до крайнего же благородства. В реализме, опирающемся на позитивистские научные представления XIX в., зависимость от социальной среды, исторических обстоятельств и биологических факторов становится решающей предпосылкой изображения характера.

У модернистов предметом изображения стала новая социальная и историческая формация и «новое биологически-психологическое существо»Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. С.84; Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987. С.45. .

Проблема (с греческ. - нечто брошенное вперед) - выделение какого-то аспекта содержания, вопрос, который ставится в литературном произведении.

Идея - обобщающая, эмоциональная, образная мысль, положенная в основу литературного произведения и относящаяся к сфере авторской субъективности. Художественная идейность отличается от тенденциозности. Последнее слово употребляется в двух смыслах.

Тенденциозность - это прежде всего страстное, подчеркнутое выражение своих идей глубоко убежденным в них художником. Однако идея, лишенная образности, становится тенденцией, являющейся сферой публицистики, а не художественной литературы.

Формальными компонентами литературного произведения являются стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм, содержательно-формальными - фабула и сюжет, конфликт.

Литературоведы постоянно сталкиваются с необходимостью анализировать эти стороны литературного произведения. Сторонники одновременного анализа содержания и формы литературного произведения (В.В.Кожинов, Б.Г.Реизов) убеждены в том, что форма произведения литературы может изучаться лишь как всецело содержательная форма, а содержание - только как художественно сформированное содержание. Раскрывая единство формы и содержания, удобнее анализировать вначале высшие проявления формы и лишь затем низшие, охватывая как можно больше объединяемых в этом единстве формы и содержания явлений.

    1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003. С.38-45, глава 3.

    2. Томашевский Б.В. теория литературы. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1995, с. 52-64.

    3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001, с. 1145-1148.

    4. Борев Ю.Б. Методология анализа художественного произведения // Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.2. С.565-583.

    5. Выготский Л.С. Психология искусства // Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. (Собрание трудов.) М., 2001. С.307.

    6. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991. С.13-92.

    7. Есаулов И.А. Целостность художественная // Литературная энциклопедия терминов и понятий. Стб.1181-1182.

    8. Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С.40-62.

    9. Палиевский П.В. Художественное произведение // Палиевский П.В. Пути реализма. Литература и теория. М., 1974. С.5-33.

    10. Чернец Л.В. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение. М., 1999. С.153-177.

Студенты должны иметь четкие представления о:

  • компонентах содержания и формы литературного произведения;
  • методах гуманитарного знания    ndash; герменевтике, контекстуальном анализе, дешифровке, структурализме.

Студент должен приобрести навыки анализа литературных произведений в единстве их содержания и формы и иметь в виду, что:

  • содержание и форма рассматриваются изолированно тогда, когда нужно выявить противоречия между ними, подчеркнуть самостоятельность формы или уяснить художественность произведения. Но и в таком случае усилия литературоведа, редактора или учителя-словесника окажутся плодотворными лишь при условии, если будут учитываться соотношение, взаимодействие, единство формы и содержания;
  • что художественное содержание не может быть исчерпано какой-нибудь одной трактовкой (особенно, когда речь идет о шедевре);
  • что не следует подменять опирающийся на текст произведения анализ беспочвенным фантазированием, не укорененным в художественном мире писателя;
  • что наиболее глубокое рассмотрение литературного произведения возможно в контексте всего творчества художника слова либо того литературного течения (направления, школы), национальной (региональной) культурной общности, к которым данное произведение принадлежит.

    1. Какие компоненты относятся к содержанию литературного произведения?

    2. Какие компоненты относятся к форме литературного произведения?

    3. Раскройте в конкретном анализе содержательность формы литературного произведения.

    4. Какие существуют методы анализа формы и содержания художественного произведения?

    5. Какому из них вы отдаете предпочтение? Аргументируйте свою точку зрения.

Протестироваться по теме 3

© Центр дистанционного образования МГУП