Московский государственный университет печати

Давыдова Т.Т.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Давыдова Т.Т.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Введение в курс «Теория литературы»

1.

Тема1. «Введение. Сущность искусства»

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы и задания для самопроверки

1.5.

Тестовые задания к теме

Модуль I Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое

2.

Тема 2. «Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое»

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы и задания для самопроверки

2.5.

Тестовые задания к теме

3.

Тема 3. «Литературное произведение как художественное целое»

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания

3.4.

Вопросы и задания для самопроверки

3.5.

Тестовые задания к теме

Модуль II РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

4.

Тема 4. «Роды и виды литературы»

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы и задания для самопроверки

4.5.

Тестовые задания к теме

5.

Модуль III Формально-содержательные и формальные элементы литературного произведения

6.

Тема 5. «Фабула, сюжет композиция литературного произведения»

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Литература к теме

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы и задания для самопроверки

6.5.

Тестовые задания к теме

7.

Тема 6. «Художественное время и художественное пространство в литературном произведении»

7.1.

Основные вопросы

8.

Литература к теме

8.1.

Методические указания

8.2.

Вопросы и задания для самопроверки

8.3.

Тестовые задания к теме

9.

Тема 7. «Художественная речь в поэзии и прозе»

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература к теме

9.3.

Методические указания

9.4.

Вопросы и задания для самопроверки

9.5.

Тестовые задания к теме

10.

Модуль IY Автор и герой в литературном произведении

11.

Тема 8. «Автор и герой в литературном произведении»

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература к теме

11.3.

Методические указания

11.4.

Вопросы и задания для самопроверки

11.5.

Тестовые задания к теме

12.

Модуль Y. Методология литературоведения

13.

Тема 9. «Методология литературоведения»

13.1.

Основные вопросы

13.2.

Литература к теме

13.3.

Методические указания

13.4.

Вопросы и задания для самопроверки

13.5.

Тестовые задания к теме

14.

Литература

15.

Формы контроля

Литературный род - ряд произведений, похожих по типу своей речевой организации и познавательной направленности на субъект и объект. По представлениям А.Н.Веселовского, вначале появились лирико-эпические песни, которые в условиях дружинного быта перешли в эпические песни. Те, в свою очередь, объединялись в циклы, порой достигая форм эпопеи. Позднее выделяется лирика, затем появляется культовая драма, из которой выделяется впоследствии художественная драма.

Разделение всего словесного искусства на три рода - эпос, лирику, драму - остается неизменным со времен Платона и Аристотеля (5-4; 4 в. до н.э.). В эстетике древнего мира возникла тенденция понимания литературных родов как способов выражения художественного содержания.

Аристотель на основе понятия подражания выделил в «Поэтике» три рода поэзии: эпическую, трагическую и лирическую. Наблюдения и идеи Аристотеля дали толчок всему последующему развитию теоретико-литературной мысли. К триаде Аристотеля вернулись в эпоху Возрождения. В этом же ракурсе рассматривали литературные роды Гете и Шиллер.

Вместе с тем в XIX веке в эстетике романтизма возникло иное понимание эпоса, лирики и драмы как определенных типов художественного содержания. При таком подходе литературные роды стали определяться с помощью философских категорий (Ф.В.Шеллинг, «Философия искусства», Гегель, «Эстетика»).

Особенность эпоса, лирики и драмы Гегель обрисовал через философские понятия объекта и субъекта познания (преобладание объекта в эпосе, субъекта в лирике, синтез объекта и субъекта в драме). На этой основе характеризуется предмет каждого литературного рода. В эпосе поэт или прозаик воссоздает реальность, существующую независимо от автора, в лирике реальность, пропущенная сквозь призму авторского воображения, окрашена субъективно , в драме обнаруживается синтез объективного сценического действия и субъективного самовыражения персонажейГегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1971. Т.3. С.419-421..

При этом, по мысли Гегеля, в основе эпоса находится художественно освоенное событие, в основе драмы - действие. Эпический автор изображает событие, предстающее как отдельное проявление многостороннего целостного бытия. В противоположность гегелевскому определению драмы как синтеза эпоса и лирики конкретный анализ драматического рода выявляет то, что драма есть нечто более «узкое», чем эпос, потому что действие входит в событие как одна из его сторон. Драма не есть синтез эпоса и лирики. Скорее уж эпос - синтез драмы, лирики и своего собственного начала, принадлежащего только емуСм.: Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров. С. 42-44..

Хотя гегелевская теория литературных родов несколько противоречива, ее поддержал и развил В.Г.Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) и ряде других статей. Наиболее четкие определения эпосу и лирике дал Белинский и особенно подчеркивал противоположность эпосу лирики. Эпос передает видимый, лирика - внутренний мир, хотя, по наблюдению Белинского, они часто смешиваются.

Эпос и лирика различаются как по типу речевой организации, так и по эмоциональному состоянию автора или героя, запечатленному в тексте.

Как показал Гегель, драматический род базируется на действии и, следовательно, на конфликте. Сам термин «драма» (греч. drama - действие) основан на стремительном, по сравнению с эпическими произведениями, действии, которое возникает из конфликта персонажей друг с другом, героя с самим собой, а нередко с эпохой (шекспировские хроники) и вневременными экзистенциальными законами («Фауст» Гёте, «Каин» и «Манфред» Байрона).

Драматические произведения, как и эпические, имеют сюжет, протекающий во времени и пространстве. Но художественные возможности драмы, по сравнению с обширными возможностями эпоса, ограниченны: в драме нет развернутого повествования, пейзажей, описаний действующих лиц, обстановки, в которой происходит действие. Все это порой крайне сжато дается в речи персонажей или в авторских ремарках. Главное в драматическом произведении - монологи и диалоги персонажей.

Какой же концепции литературных родов отдать предпочтение - Платона и Аристотеля или Шеллинга-Гегеля-Белинского? Наиболее плодотворной для филологии XX-XXI вв. оказалась первая традиция. В ее русле мыслил М.М.Бахтин, считавший литературное произведение высказыванием («Произведение - звено в цепи речевого общения<…>»Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1996. Т.5. С.178.). Близка к этой точке зрения позиция В.Е.Хализева, соотносящего вслед за К. Бюлером основные свойства каждого из литературных родов с тремя аспектами высказывания (речевого акта): сообщением о предмете речи - репрезентацией, экспрессией - выражением эмоций говорящего и апелляцией - обращением говорящего к кому-либо, которое делает высказывание собственно действиемХализев В.Е. Теория литературы. С.296...

В литературе выделяются и межродовые явления. Это произведения, относящиеся в равной степени к двум родовым формам: лиро-эпос - к лирике и эпосу, эпическая драма - к эпосу и драме, лирическая драма - к лирике и драме. Лиро-эпическими являются поэмы Д.Г.Байрона «Дон Жуан», А.С.Пушкина «Цыганы», «Полтава», «Медный всадник», романы «Новая Элоиза» Ж.-Ж.Руссо, «Страдания юного Вертера» И.В. Гёте, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, циклы стихотворений в прозе "Senilia" и повести И.С.Тургенева, литература потока сознания. В лиро-эпосе синтезировано лирическое и эпическое содержание.

Эпическое содержание преобладает в таких произведениях драматургии, как исторические хроники У.Шекспира, трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина, пьесы Б.Брехта. Лирическими считаются драмы А.А.Блока и М.Метерлинка. Такие литературные формы, как сатира, утопия, путешествие, хроника, свойственны произведениям нескольких родов.

Сатиричны лиро-эпические поэмы «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь», «Германия. Зимняя сказка» Г. Гейне, «Современники» Н.А. Некрасова, «Тёркин на том свете» А.Т. Твардовского. Свой объект осмеяния у каждого из сатирических эпических шедевров - «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского, «Путешествий Гулливера» Д.Свифта, сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, романов «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея, «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, повестей и «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, рассказов М.М. Зощенко. Среди мастеров сатирической комедии Аристофан, Ж.Б.Мольер, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, В.В.Маяковский.

Утопия - воссоздание целостного образа идеального мира в его политических, социально-экономических реалиях, с характерными для него научными представлениями, культурой, религией, моралью обычно в форме более или менее беллетризированного трактата. Утопия, подобно сатире, может иметь эпическую («Утопия» Т.Мора) и драматическую форму («Клоп». В.В.Маяковского).

Путешествие - литературно-художественная форма, основанная на мотиве пути и сочетающая в себе научность, публицистичность, художественность («Хождение за три моря» А. Никитина, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Путешествие Гулливера» Д.Свифта, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева). Путешествие встречается иногда и в драматическом роде («Синяя птица», «Обручение» М. Метерлинка).

Хроника (от греч. chronika - летопись) - литературная форма, основанная на достоверном изображении исторически важных событий в их временной последовательности. В XI-XVII вв. она была чрезвычайно распространена в русской литературе. К поэтике хроники тяготеют и различные формы автобиографий: повести-трилогии Л.Н. Толстого, М. Горького, семейно-бытовые романы С. Т. Аксакова, Н.С. Лескова, мемуары «Былое и думы» А.И. Герцена и «Люди, годы, жизнь» И.Г. Эренбурга. В современной литературе жанр хроники получает свою новую жизнь, отвечая все возрастающему интересу писателей и читателей к документу, к истории (десятитомная тетралогия «Красное Колесо» А. И. Солженицына).

Каждый литературный род, в свою очередь, дифференцируется на виды. Под видом иногда понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода, а под жанром понимают те содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Например, такой вид, как роман, подразделяется на следующие жанры: психологический, социально-бытовой, исторический, сатирический, утопический, роман-путешествие и т.д. Но чаще термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью.

В литературном жанре наиболее полно проявляется содержательность формы, так как именно жанр - целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений. Вместе с тем на протяжении многовекового существования литературные жанры претерпели немало изменений. Такие из них, как эпопея, мениппея, мистерия, диатриба, эпиталама, остались в прошлом. Другие, возникнув в античности (ода, элегия, идиллия, басня, трагедия, комедия, роман) или в эпоху Возрождения (новелла), изменили с течением времени свое жанровое содержание и продолжают существовать в обновленном виде в литературе Нового времени.

Помимо классического понятия «жанр», в современном теоретическом литературоведении бытует и другое - «антижанр», или жанровая модификация. Такова, к примеру, модификация утопии - антиутопия. Основной жанрообразующий элемент антиутопии - спор с утопией, полемика с ней на уровнях отбора обобщаемого в произведении жизненного материала, идей, проблем, образов героев. При этом автор антиутопии воплощает свою позицию с помощью приемов и художественных средств утопии.

Жанровые модификации целесообразно сравнить с пародией. Ю.Н. Тынянов, разграничивая пародию и близкие ей формы с точки зрения направленности против и на, включил в состав пародии, существовавшей с античности, пограничные литературные формы - перепев, или вариацию и подражание, а также стилизацию.

В истории литературы жанровые модификации (антижанры) актуализируются в периоды культурного перелома, когда возникает необходимость перехода от одного литературного направления (уже исчерпавшего себя) к другому (только складывающемуся). Для таких эпох характерно явление размыва жанров и стилей как следствие необходимости в отрицании старой мировоззренческой и культурной парадигм. Именно таким периодом стали в России конец XIX - начало ХХ столетий и первая треть ХХ в. (Чехов, Платонов, Булгаков).

В каждый период истории литературы происходило перераспределение внутри литературных жанров: одни выдвигались на авансцену литературного процесса, другие уходили на задний план. У каждого литературного направления (течения) складывалась собственная жанровая система.

Например, эстетика классицизма установила строгую иерархию жанров. Жанры делились на «высокие» (трагедия, эпопея, ода); их сфера - государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники и «низкие» (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Каждый жанр имел четкую границу, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века.

В период реализма в центр литературного процесса выдвигается роман, именно поэтому М.М.Бахтин писал о романизации литературы последних столетий. Популярны также повесть и рассказ, лиро-эпическая поэма, драма, возрастает объем так называемой внежанровой лирики. На смену чистым лирическим жанрам приходит жанровый синтез (М.Ю.Лермонтов) или пародирование классических форм (Н.А.Некрасов).

Модернисты отдают предпочтение классическим жанрам баллады, сонета, поэмы, повести, рассказа, драмы. Вместе с тем модернистская литература отмечена ярким жанровым новаторством: появляются роман-миф, роман потока сознания (Д.С.Мережковский, А.Белый, М.А.Булгаков, Д.Джойс и М.Пруст); поэма-тетраптих (В.В.Маяковский); лирическая, философская драма, драма-феерия и мистерия-буфф (А.А.Блок, Л.Н.Андреев, М. Метерлинк, В.В. Маяковский). Дж.Фаулз, А.Роб-Грийе, Х.Кортасар, а также другие зарубежные писатели создали особый тип «постмодернистского романа», который представляет собой синтез традиционного повествования и теоретико-литературных пассажей.

Без знания законов жанра невозможно полноценное восприятие художественного текста.

Жанры лирики. Элегия и ода появились в античности. Элегия (греч. elegeia) - жалобная песня, тогда как ода (греч. ode) - просто песня. С течением времени за одой закрепилось ее содержание - торжественная хвалебная песнь. В элегиях звучали политические, философские темы и просто житейские размышления.

Творец элегии как жанра    ndash; римский поэт Гай Корнелий Галл (I в. до н. э.), воспевавший любовь без взаимности и безотрадные страдания.

Квинт Гораций Флакк (I в. до н. э.) в трех книгах «Од» прославлял Октавиана Августа, сочинял оды по случаю торжеств и празднеств. Ода стала посвящаться лицу или событию.

В эпоху Возрождения Ронсар и Дю Белле сочиняли оды, соревнуясь друг с другом. Одическая строфа Ронсара выглядит так: ааВссВ.

Позже одическая строфа была преобразована классицистом Ф. Малербом в десятистрочную: АвАвССдЕЕд, где строчные буквы означают мужские рифмы, а прописные - женские. Писались оды четырехстопным ямбом.

Элегия и ода выражают два основных аспекта человеческого бытия: элегия помогает личности осознать свою пространственно-временную принадлежность ко вселенной, ода отражает общественно-политические и социальные связи личности.

Близок оде гимн. Гимн - торжественная песнь государства или же восхваление Спасителя и святых. Гимн как религиозный жанр получил распространение у протестантов, а затем в немецкой философской лирике (И.В. Гете, Ф. Гельдерлин).

В романтическую эпоху популярность обретают элегии А. Ламартина, в которых он искренне поведал о потере своей возлюбленной.

В пору формирования феодального абсолютистского государства приоритет принадлежал оде, а в XVIII веке в русле сентиментализма сосредоточием интересов поэта постепенно становится частная жизнь, а тут уж без элегии не обойтись, так как элегия по своей сути личностна.

Французские поэты в жанр элегии внесли ряд новых мотивов. Элегии Парни биографичны и эротичны, медитатизм отступает в них перед опытом.

В пору предромантизма в немецкой лирике существенно меняется жанровое содержание оды. В одах Ф. Шиллера («К радости», 1785), Ф. Г. Клопштока, Ф. Гельдерлина начинает преобладать философское содержание.

У А.Н. Радищева и Г.Р. Державина, молодых В. Гюго и А.С. Пушкина, П.Б. Шелли и А. Мицкевича ода становится средством постижения неких всеобщих закономерностей человеческого существования.

В России «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» (1747) М.В.Ломоносова стала каноническим образцом жанра. На русской почве ода обрела ряд самобытных черт. Если традиционная ода классицизма носила внеличностный характер, то в русской оде поэт, прославляя победы на поле брани, приветствуя вступление на престол новой государыни или рождение порфироносного отрока, сопричастен происходящему. В русской оде очень активна роль лирического героя ("Фелица", 1782, Державина). Этапным созданием в истории жанра явилась ода Державина "Бог" (1784). Идея оды в постижении непостижимого божества и через него - самопостижение поэта.

В лирике Г.Р.Державина помимо прочего происходит слияние одического и элегического начал ("На смерть князя Мещерского", 1779, "Снегирь", 1801).

В 1802 в лирике В.А.Жуковского появляется элегия ("Сельское кладбище" и "Элегия", "Вечер") в ее "кладбищенской" разновидности, которой присущи меланхолические размышления о суете и тщете жизненных устремлений.

За элегией закрепляется окончательно любовное содержание, что видно в пушкинских элегиях 1820-х гг. "Погасло дневное светило...", "Редеет облаков летучая гряда...", "Я пережил свои желанья...", "Простишь ли мне ревнивые мечты...", "К морю", "Андрей Шенье", "Желание славы" и др. Пушкинская элегия этого периода    ndash; философская, приемлющая жизнь во всех ее проявлениях как дар, ниспосланный свыше. Пушкин раздвигал и жанровые рамки элегии.

Пушкинская традиция расширения границ жанра и смешения с другими жанрами оказалась чрезвычайно плодотворной и была подхвачена поэтами последующих десятилетий. М.Ю.Лермонтов лишь двум стихотворениям дал название "Элегия" ("О! если б дни мои текли...", 1829, "Дробись, дробись, волна ночная...", 1830). Однако, у зрелого Лермонтова немало стихотворений, жанр которых близок к элегии: "Дума" (1838), "Как часто пестрою толпою окружен" (1840), "И скучно, и грустно" (1840).

В XIX веке элегия продолжает жить, а ода исчезает со страниц поэтических сборников и альманахов.

Н.А.Некрасов внес в элегию разночинскую социальную активность и приближение к жизненным обстоятельствам. Автор "Последних песен" в духе жанра трактует биографию как судьбу. "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода...") - своего рода антология жанра, ибо Некрасову удалось вместить в одном стихотворении и образную систему, и проблематику всей отечественной истории элегии.

Поэты Серебряного века В.Я.Брюсов, И.А.Бунин, Игорь Северянин, Ю. Балтрушайтис, обращаясь к элегии, скорее реставрируют жанр, нежели преображают. Возникает своего рода подражание (пастиш), маньеристская элегия («Янтарная элегия»,1911, И. Северянина).

В отечественной поэзии в послереволюционный период предпринимаются попытки реанимировать жанр оды (В.Брюсов, В.Маяковский, Э.Багрицкий, Г. Шенгели). В советской поэзии ода и элегия выступают яростными антагонистами. Ода постепенно профанировалась, риторика обслуживала в меру способностей авторов социальный заказ. Из оды в небытие уходило личностное соучастие в событиях. В этих условиях зазвучала жалобная элегическая песнь В. Ходасевича, А. Ахматовой, А. Введенского, С. Есенина.

В западной лирике к жанру элегии обращаются самые выдающиеся поэты    ndash; Б.Брехт, Н.Гильен, Т. Элиот, У. Х. Оден и, наконец, наш бывший соотечественник И. Бродский.

В целом же элегия и ода разделили общую судьбу лирических жанров - вытеснение их внежанровой лирикой. Элегию и оду сменяет элегическая и одическая поэзия.

Эпиграмма и эпитафия   ndash; малые лирические жанры, возникшие в античной литературе. Первоначально эпиграмма (греч. epigramma) - краткая надпись на доспехах воина, статуях, культовых предметах жреца и домашней утвари, тяготевшая к моральному поучению, которое выражает общепринятое житейское правило. В дальнейшем наибольшее распространение получает надгробная надпись - эпитафия (греч. epitаphios - надгробный), которая воспринималась в те отдаленные времена как разновидность эпиграммы.

Вслед за римским поэтом Марциалом за эпиграммой закрепилось сатирическое содержание, она определилась как малый лирический жанр сатирической направленности. Жанр получил широкое признание и распространение (К. Маро во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, Т. Мор в Англии, А. Полициано в Италии). Русская эпиграмма как один из видов лирики сформировалась главным образом благодаря А.С. Пушкину

В пушкинскую эпоху произошло размежевание жанров эпиграммы и эпитафии. Первой отдана власть в литературе, вторая - царила в жизни, а вернее - после смерти. Эпитафия окончательно стала реальной и в соответствии с запросами времени формализовалась, обнаружив изначальную близость элегии (грусть по усопшему) и панегирику (похвальное слово ему).

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка) - жанр лирики, основным признаком которого является объем текста, 14 строк. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. Предполагалось, что в катренах всего две рифмы, а в терцетах могут быть либо две рифмы, либо три.

Итальянская форма сонета требует следующую рифмовку: abab abab cdc dcd (или cde cde)

Французская форма сонета отличается тем, что в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы: abba abba ccd eed

Широкое распространение получила английская форма сонета в силу того, что в ней обнаруживается заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм: abab cdcd efef gg

С точки зрения содержания сонет - мир в миниатюре, поэта занимают кардинальные проблемы человеческого бытия. Сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис - антитезис - синтез - развязка. Однако этот принцип не всегда соблюдается.

Первый автор сонета    ndash; сицилийский поэт Д. да Лентино (первая треть XIII в.). Сонет введен в литературный оборот поэтом «сладостного стиля» Г. Кавальканти, использован Алигьери Данте в автобиографической повести «Новая жизнь». В эпоху Возрождения сонет    ndash; господствующий жанр лирики (Ф.Петрарка, П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Сервантес, Лопе де Вега, Л. Камоэнс, У. Шекспир).

В начале XIX в. все романтики становятся ревностными поборниками сонетной лирики (А.-В.Шлегель, Г.Гейне, П.Б.Шелли, поэты-лейкисты, А.Мицкевич, В.Гюго). В романтическую эпоху одной из тем сонетной лирики становится самопостижение жанра. Авторы сонетов стремятся мотивировать сугубо эстетическими целями свое обращение к сонету. Наиболее популярен сонет у французских символистов Ш.Бодлера и А.Рембо, парнасца Хосе Мари де Эредиа; русских поэтов Серебряного века; немецких писателей Иоганнесом Р.Бехером и Бертольтом Брехтом.

Венок сонетов возник в Италии на рубеже XVII - XVIII веков и обязан своим возникновением стремлением расширить жанровую структуру. Он состоит из пятнадцати сонетов, среди которых пятнадцатым является магистрал, состоящий из первых строк остальных четырнадцати стихотворений. В венке сонетов не может быть свободы соединения разнородных фрагментов цикла или поэмы. Строгость формы подразумевает определенную последовательность развития идеи.

Стансы (stanza, ит. «комната, помещение, остановка») принадлежат к медитативной лирике. Каждая строфа стансов представляет собой законченное смысловое и синтаксическое целое.

Стансы возникли в Италии и означали законченную восьмистрочную строфу с рифмовкой: abababcc. Стансы во Франции появились под влиянием итальянской лирики, к этому жанру обращались поэты "Плеяды" (П. Ронсар). Стансами русские поэты именуют сравнительно короткое стихотворение, написанное, как правило, четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой ("Стансы" «В надежде славы и добра…», «В Сибирь», "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." А.С. Пушкина).

В русской поэзии стансы писали до Пушкина (Сумароков), одновременно с Пушкиным (Баратынский, Вяземский, Лермонтов), но именно пушкинские стансы стали эталоном жанра, и все последующие стансы отмечены их влиянием.

В русской поэзии прошлого века самое значительное стихотворение в жанре стансов принадлежит О.Мандельштаму. "Стансы" (1935) -последняя - тщетная - попытка написать такие стихи, чтобы система признала его своим.

Постепенно стансы как авторское определение жанра сходят на нет. Как единичный пример можно вспомнить написанные в начале 1960-х годов "Стансы" А. Вознесенского и И. Бродского.

Мадригал и эпиталама относятся к малым жанрам лирики. Мадригал - объяснение в любви, эпиталама, возникшая в античности хоровая свадебная песнь, которая детально воспроизводит весь свадебный обряд.

Мадригалу необходимы остроумие и гипербола, шутка и немножко грусти, игра во влюбленность. Русское дворянство переняло мадригал у французов вместе с языком светского общения. Но мадригал не всегда был безделушкой, в эпоху Возрождения мадригалы Ф.Петрарки, Д.Боккаччо, Ф.Сакетти, а затем П.Ронсара и других поэтов выражали страсть и мысль.

Чтобы вдохнуть жизнь в архаичный салонный жанр лирики, нужен был талант пушкинского масштаба. После Пушкина мадригал хиреет.

Послание - стихотворное письмо, любовное и дружеское. Письмо в идеале обладало искренностью исповеди, и вместе с тем посланию свойственна отстраненность, ибо общение между автором и адресатом не совпадает во времени и в пространстве.

Послание могло быть любовным, дружеским и сатирическим, но жанровая специфика послания - в подразумеваемой диалогической форме с реальным или воображаемым собеседником ("Разговор книгопродавца с поэтом" Пушкина, "Разговор с фининспектором о поэзии" Маяковского, "Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым" Багрицкого).

Источника жанра два: христианский и языческий - античный. В Новый завет вошло 21 письмо, из которых наиболее авторитетны послания апостола Павла. Авторы других писем - неизвестные или предполагаемые авторы. От посланий апостола Павла к римлянам и коринфянам возникла традиция поиска истины и справедливости, благочестия и любви к ближнему в эпистолах.

С другой стороны, Квинт Гораций Флакк ознаменовал завершение своего творческого пути двумя книгами "Посланий" (в 20 и между 19 и 14 год до н.э.), среди которых послания философского и сатирического звучания. Один из наиболее часто обсуждаемых вопросов в дружеских посланиях - о цели и назначении искусства. В послании "К Писонам" ("Искусство поэзии", "Ars poetica") Гораций рассмотрел всю историю античной поэзии от Гомера до современности.

В посланиях Горация, а вслед за ним и других поэтов обсуждаются не частные вопросы, а общечеловеческие проблемы. Не случайно в лирике распространены стихотворения под названием "Читателю" или "Поэту", а иногда адресат указан существительным во множественном числе. Автор лирического послания в этих стихах обращается ко всем сразу, порой предваряя тем самым последующий текст.

Первый европейский гуманист Ф. Петрарка создал "Письма к потомкам", будучи уверенным в том, что его личность заинтересует тех, кто будет жить после него. Подобным образом мыслит и любой автор посланий, полагая, что стихотворное послание вызовет всеобщий интерес у современников, а вероятнее всего, и у потомков.

Послание никогда не требовало строго зафиксированной поэтической формы, ведь оно могло быть сонетом и стансами, одой и эпиграммой. Формальный жанровый признак заключается лишь в том, что оно в большей или меньшей степени имитирует письмо. От первоначального стихотворного размера - гекзаметра - авторы посланий вскоре отказались.

Послание дружеское создается с целью обретения единомышленника и союзника. Вот почему столь велико значение дружеского послания в литературном процессе - послания объединяют поэтов в содружества, направления и школы. Дружеское послание адресуется близкому человеку (Пушкин - Пущину, Фет - Тютчеву, Цветаева - Блоку). Но послание может быть обращено сразу многим близким людям («Бог помочь вам, друзья мои…» Пушкина»).

Из русских поэтов XIX века особенно часто обращался к жанру послания В.А.Жуковский. Среди его адресатов друзья-поэты и лица власть предержащие.

Жанр лирического послания приобрел особое значение в годы Великой Отечественной войны в поэзии К. Симонова, А. Суркова, С. Гудзенко и других поэтов-фронтовиков.

Послания крупнейшего немецкого поэта двадцатого в. Г.Бенна ("Март. Письмо в Меран") выявляют новые свойства жанра - он становится более условным, ассоциативным, иносказательным.

Жанр послания несколько неожиданно возродился в постмодернизме. Поэты, тяготеющие к постмодернизму, свободно обращаются со стилями и жанрами предшественников, цитируют и перефразируют их строки.

Инициатором выступил И.А.Бродский. В "Письмах римскому другу", 1972 проекция из прошлого в настоящее была очевидна. Речь в стихотворении шла об изгнанниках, преследуемых режимом, и его верных высокопоставленных прислужниках, о кардинальных вопросах человеческого существования вне времени и пространства. Бродский вернул в обиход и историческое послание ("Одиссей Телемаку").

Поэты-концептуалисты Т.Кибиров, Л.Рубинштейн, Д.Пригов, Д.Басков, поэты разные, вышедшие из полуподполья на авансцену в начале девяностых годов, общались посредством посланий. Достоинства и изъяны посланий, подобных посланию "Л.С.Рубинштейну" Тимура Кибирова, в их жгучей злободневности.

Баллада. Родовая принадлежность баллады двойственна, что отмечал Гегель: «Это продукт средних веков и современности по содержанию частично эпический, по обработке же большей частью лирический».

Существует две разновидности баллады. 1.Баллада - твердая форма французской поэзии XIY-XY вв., возникшая в средние века в Провансе. Французское ballade происходит от провансальского baladа - танцевальная песня. Такая баллада состоит из трех строф с одинаковой рифмой. Строфа может, в свою очередь, состоять из восьми строк с рифмовкой: ababbcbc, - стих в этом случае восьмисложный, или из десяти строк с рифмовкой: ababbccdcd, - стих в этом случае десятисложный. Завершается баллада четвертой короткой строфой, посылкой (envoi), или обращением к адресату, с рифмовкой CCdCd. В таком виде баллада оформилась у французского поэта XY века Ф. Вийона. Хотя допускаются различный объем текста баллады и разные виды рифмовки, необходимы балладные повторы (рефрены).

Среди жанрообразующих признаков баллады, наряду с формальными, есть и содержательные критерии. 2. В фольклорной или авторской, но созданной на материале фольклора балладе обязательно присутствует сюжет, обычно трагический и таинственный, повествование в ней отрывистое, встречается драматический диалог. Таковы английские народные баллады о легендарном герое Робине Гуде, таковы и авторские баллады, основанные на фольклорном («Лесной царь» И.В. Гете и вольный перевод этой баллады В.А. Жуковским, "Утопленник" и "Жених" Пушкина), античном («Поликратов перстень» Ф.Шиллера, «Теон и Эсхин» Жуковского) или историческом материале («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).

У романтиков баллада становится ведущим жанром, являясь своего рода прообразом романтической поэмы («Ленора» Г. Бюргера, «Светлана» Жуковского). «Русалка», «Три пальмы», «Тамара» и др. баллады М.Ю.Лермонтова объединены размышлениями о трагическом «непонимании», существующем между человеком и природой или великим человеком и обществом.

После Лермонтова балладный жанр обновляет Н.А.Некрасов, который создает новеллистичные и одновременно отмеченные явной песенностью баллады "Огородник", "Извозчик", "Секрет", "Знахарка ".

Русские поэты XX века В.Брюсов, Н.Гумилев, А.Ахматова, Б.Пастернак и др. пытались возродить старинный жанр баллады. Это увлечение продолжилось в послереволюционные годы. В советской поэзии происходит героизация баллады (Н.С.Тихонов, К.М.Симонов), ее тематика расширяется, в балладу проникает публицистичность (Е.Евтушенко).

Б.Брехт обновил балладный жанр в ином направлении, сблизив балладу с эстрадной песней. Эстафету Брехта приняли русские поэты 60-х годов Б.Окуджава, В.Высоцкий, Н.Матвеева, А.Башлачёв, Б.Гребенщиков и другие. А значит, есть надежда на возрождение балладного жанра и в будущем.

Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие и повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе).

Эпопея и роман. Эпос изначально существовал в виде героических эпопей («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде», «Манас», «Калевала»), воссоздающих историческую память народа о былых исторических подвигах и странствиях по миру. Предметом эпопеи, крупнейшего жанра эпоса, является особое субстанциальное событие, имеющее значение для всего народа, главные герои эпопеи воплощали идеальное представление народа о себе самом («Илиада» и «Одиссея» Гомера). По мере усложнения личностного сознания эпический герой выделялся из родового или национального коллектива. Соответственно возник и новый вид эпоса, пришедший на смену эпопее, - роман.

Роман (от фр. «roman», «произведение на романском языке») - крупный эпический жанр, показывающий судьбы и внутренний мир героев в их многосторонних связях с внешним миром - обществом, средой. Роман воссоздает все это целостно обычно в многосюжетном, многогеройном, подчас многоголосом (полифоническом) повествовании, в котором органично сочетаются различные стилевые пласты.

Эпическое содержание жанра состоит в свойственном ему пристальном внимании к среде, в которой живут герои, в выявлении общих законов бытия и всестороннем воссоздании действительности. Как писал М.М.Бахтин, в отличие от эпопеи, связанной с героическим прошлым, предмет романа - настоящее в его незавершенности, современность или будущее, хотя это не исключает изображение героического прошлого. Но даже в историческом романе угол зрения автору дает современность. Собственно романное содержание заключается во внимании к судьбе одного или нескольких персонажей.

Роман с момента своего зарождения в античности и по сей день является наиболее энциклопедичным литературным жанром. На основе принципов построения образа главного героя выделяют такие разновидности романа: странствований, испытания, биографический (автобиографический), воспитания.

В античности возникли два типа романа, роман испытания и роман странствования («Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Эфиопика» Гелиодора, «Золотой осел» Апулея, раннехристианские жития святых). В романе испытания обрисован развитый и сложный образ человека, сильно повлиявший на последующую историю жанра.

В средневековье появился рыцарский, по преимуществу авантюрный, роман («Ивэйн, или рыцарь со львом» Кретьена де Труа, «Парцифаль» В. фон Эшенбаха).

Начиная с эпохи Возрождения в судьбах и характерах героев романа стали преломляться важнейшие вопросы общественно-исторического развития. С этой поры роман принимает на себя в полной мере роль эпоса частной жизни (Ф.Рабле, М. де Сервантес). Укоренившееся в европейской эстетике представление о романе сформулировано Ф.Шеллингом на основе именно «Дон Кихота»: «Роман должен быть зеркалом мира, по меньшей мере зеркалом своего века <…>».

В просветительском реализме роман словно опять обретает утраченное после распада героического эпоса целостное воссоздание бытия. По наблюдению Г.В.Ф.Гегеля, определившего просветительский роман как современную буржуазную эпопею, теперь в романе «снова полностью выступает богатство и многообразие интересов, состояний, характеров, жизненных отношений, широкий фон целостного мира <…>».

В XYIII столетии развиваются две различные романные разновидности: центростремительный, или психологический (С.Ричардсон, Л.Стерн, Ж.-Ж.Руссо, А.-Ф.Прево, Д.Дидро, И.В.Гете) и центробежный, или социально-бытовой (Д.Дефо, Г.Филдинг, Т.Смоллет). Особенно важное значение для дальнейших судеб романа имеет роман воспитания, возникший в Германии во второй половине XYIII века (К.М.Виланд, И.К.Вецель, И.В.Гёте). Открытия немецкого гения дали творческий импульс Стендалю, О. де Бальзаку, Ч.Диккенсу, также написавших романы воспитания. Внимание авторов этого типа романа приковано к образу становящегося человека, развитие которого происходит в реальном историческом времени: герой изменяется вместе с миром, в котором живет. Тем самым в романе воспитания содержалась предпосылка для возникновения и развития исторического романа (А. де Виньи, В.Гюго, В.Скотт).

Не менее продуктивным в истории романа оказался и третий его тип - биографический («История Тома Джонса, найденыша» Г.Филдинга), в котором герой переживает кризис и перерождается, и тем самым делаются подступы к запечатлению изменения человека.

Черты биографического романа ощутимы и в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина, хотя в целом с появлением этого реалистического произведения начинается новая эпоха романа. Время небывалого прежде расцвета романного жанра - XIX век. Произведения Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского открыты всему богатству бытия, охотно избирают самый разный жизненный материал, ставят важнейшие социальные и общечеловеческие проблемы, создавая для их выражения и соответствующий - органично сочетающий в себе разные языковые пласты стиль. Характеры главных героев романов Толстого и Достоевского, детерминированные временем, средой, национальной принадлежностью, темпераментом, показаны в постоянной эволюции.

В прошлом веке поэтика крупного эпического жанра претерпевает такие значительные изменения, как трансформация пространственно-временных структур, ослабление событийности (кроме детективов и описаний приключений), возрастание роли автора и документа, поиск новых форм психологизма и полифонии (полифония мировосприятий героев у А.И.Солженицына), создание новых жанровых разновидностей (роман-миф Т.Манна и Д.Джойса, роман потока сознания М.Пруста, французский новый роман). При этом незыблемой основой для лучших романов XX столетия остается изображение ищущей мысли героя, его способности к эволюции, обусловленных определенным состоянием общества (произведения Р.Роллана, Т.Манна, Э.Хемингуэя, М.Горького, А.Н.Толстого, М.М.Пришвина, М.А.Шолохова, А.И.Солженицына).

Житие и повесть. К средним эпическим жанрам относятся житие и повесть. Житие, агиография (греч. hagios - святой, grapho - пишу) - один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века. Агиографический жанр сложился под влиянием Евангелия. К лучшим памятникам древнерусской литературы относятся «Сказание и Чтение о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Житие из Киево-Печерского Патерика», «Житие Александра Невского». В XVII в. жанр жития трансформируется: появляется автобиографическое житие (таково знаменитое «Житие протопопа Аввакума»), сочетание жития и биографической повести («Житие Юлиании Лазаревской»)..

Повесть - средний эпический жанр, занимающий промежуточное место между романом и рассказом или новеллой. В большинстве европейских литератур ее не выделяют. А в русском искусстве слова повесть - традиционная жанровая форма.

В отличие от романа повесть избирает меньший по объему материал, но воссоздает его более подробно, чем это сделал бы роман, с необычайной резкостью и яркостью высвечивает грани затрагиваемых проблем. Повесть, как и рассказ, сохраняет связь со стихией устного повествования, стремится в буквальном смысле слова «поведать» о тех или иных событиях («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Первая любовь» И.С.Тургенева, «Человек из ресторана» И.С.Шмелева). Но у повести больше возможностей, чем у рассказа: она отражает и развитие характера героя, и то или иное (нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и историю взаимоотношений личности и общества. Важным источником повести явились летописи («Повесть временных лет») и документальная письменность.

В ходе своего исторического развития русская повесть претерпела значительные изменения от рассказов о князьях, о сражениях, о житиях святых и т.п. до собственно повести.

Новое представление о жанре возникает в XVII в. в наблюдениях над поведением героя нового типа в повестях о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне, Горе-Злосчастии.

В творчестве А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя усиливается познавательно-аналитическая основа повести. В повестях Пушкина 1830-х гг. «Выстрел» и «Дубровский» изображен ведущий социальный тип того времени, близкий по своей нравственности к декабристам. В повести «Станционный смотритель» Пушкин с сочувствием запечатлел открытый им тип «маленького человека», в «Пиковой даме» - героя нового, «железного» века. В гротескных «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя предпринят критический анализ ведущих социальных типов 1830-х гг., создан гуманный образ «маленького человека» («Шинель», 1842).

Нередко повесть предварительно исследует злободневный жизненный материал, который впоследствии обобщается в романе. Образы, темы, сюжеты, идеи тургеневских повестей 1840-1850-х гг. находят окончательное воплощение в романах писателя 1850-1870-х гг.: «Рудине», «Дворянском гнезде», «Накануне», «Отцах и детях», «Дыме», «Нови». Это же свойство повести как своего рода творческой лаборатории романа проявляется в ряде случаев у Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Вместе с тем в «Смерти Ивана Ильича» Л.Н.Толстого, «Записках из подполья» Ф.М.Достоевского, «Палате N 6» А.П.Чехова конкретные факты и события получают философско-нравственное осмысление.

В 1900-1930-е и 1960-1980-е гг. в русской литературе одно из первых мест занимает повесть. В «Деревне», «Суходоле» И.А.Бунина бескомпромиссно обрисована жизнь российских деревни и города, столицы и провинции, народный характер раскрыт во всех его противоречиях. В повестях И.С.Шмелева, Е.И.Замятина и М.М.Пришвина актуализируется воссоздающий устную речь народа сказ. В русской литературе 1960-I-й половины 1980-х гг. повесть - ведущий жанр в «военной», «деревенской» и «городской» прозе. Повести «деревенщиков» В.Г.Распутина, В.И.Белова, Ф.А.Абрамова, Б.А.Можаева и близкого к ним по идейно-художественным принципам Ч.Т.Айтматова отличает разработка проблем «человек и общество», «человек и природа». В их национально самобытных произведениях, ориентированных на народное слово, поэтизируется человек из народа.

Малые эпические жанры. К малым эпическим жанрам относятся новеллы, рассказы, сказки, басни, апологи, притчи, очерки, эссе.

В отличие от романа и повести, предмет новеллы и рассказа - какая-то одна сторона действительности, рожденное ею противоречие.

В основе малого эпического жанра новеллы (итал. novella - новость)    ndash; анекдот, необычное событие, судьба героя и т.д. Сюжет в новелле, как правило, острый, действие развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороны. Преобладает устный тип повествования. Наибольшее развитие новелла получила в литературах Западной Европы (средневековый сборник «Новеллино», произведения Д.Боккаччо, П.Мериме, Ги де Мопассана, С.Цвейга, Т.Манна, О»Генри), но новеллы есть и у русских писателей (новеллистичны пушкинские «Повести Белкина», «Легкое дыхание» И.А.Бунина, цикл «Конармия» И.Э.Бабеля).

В отличие от новеллы, рассказ больше распространен в русской литературе (А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький, Л.Н.Андреев, В.М. Шукшин, А.И.Солженицын). Рассказ - малый эпический жанр с интенсивной организацией художественного времени и пространства, ограниченным количеством персонажей, концентрированностью художественных средств изображения, ориентированных на решение одного конфликта и воссоздание одного события, ёмкой художественной деталью. Выделяют множество разновидностей рассказа, основанных на жанрово-родовом принципе (лирический, драматический, эпический), тематике (охотничий, исторический, производственный и т.д.), проблематике (социально-бытовой, нравственно-психологический), характере художественного обобщения (сатирический, фантастический и др.).

Очерк - малый вид эпоса, от рассказа и новеллы он отличается документальностью и публицистичностью, более свободной композицией. Путевой, судебный, физиологический, нравоописательный очерк как всякое произведение малой формы тяготеет к циклизации («Путевые картины» Г.Гейне, «Очерки Боза» Ч. Диккенса, «Записки охотника» И.С.Тургенева, «Очерки бурсы» Н.Г.Помяловского). Порой в одном цикле объединены произведения разных малых эпических жанров - рассказы и очерки.

Родственна новелле и рассказу сказка, являющаяся одним из широко известных видов эпического рода литературы. Литературная сказка - малый эпический жанр, в котором преобладают вымысел, фантастика, дидактика. Для сказки характерны интерес к судьбе одного (двух) героя (героев), обобщенный характер проблематики и художественного времени-пространства, устность, сгущенность и конспективность повествования.

Фольклорная сказка волшебного, бытового, авантюрного и сатирического характера предшествовала новелле и рассказу, являлась одним из их источников. Литературная сказка Г.Х.Андерсена, Э.Т.А.Гофмана, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, О.Уайльда, М.Горького, А. де Сент-Экзюпери, в свою очередь, испытала воздействие малой эпической формы. Но обе разновидности сказки существенно отличаются от новеллы. В сказке происходят заведомо невероятные события, сказка - чистый вымысел, в новелле же события хоть и маловероятны, но возможны. Возникновение волшебной сказки относят к временам архаическим и связывают с верой в тотем. В сказке четко разграничиваются добро и зло, причем, финал, как правило, оптимистичен. Помимо этого, сказка - «добрым молодцам урок», чем обусловлено еще одно отличие от новеллы, где откровенная дидактика необязательна.

Одной из художественных особенностей сказки является ее родство с утопией - в сказках идет поиск чего-то более совершенного, справедливого, чем окружающая реальность.

Повествование в фольклорной и литературной сказке отличается большой обобщенностью, так как в образах героев обычно запечатлены типические, общечеловеческие свойства. Художественное пространство и время неконкретные, обобщенные, что помогает авторам сказок ставить философские проблемы.

Открытие сказочного богатства фольклора разных народов произошло в эпоху романтизма. Немецкие романтики, а вслед за ними романтики всех других стран объявили сказку каноном поэтического искусства. С этих пор сказочность внедрилась в большинство эпических жанров, прежде всего, конечно, в литературную сказку.

В русской литературной сказке существуют и иные разновидности. Это сатирические сказки для взрослых М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.К. Сологуба, М. Горького, Е.И. Замятина.

Басня - жанр дидактической литературы. А.А. Потебня считал, что басня - средство познания, обобщения, нравоучения. Кроме того, выдающийся русский филолог сформулировал ее жанрообразующие признакиПотебня А.А. Из лекций по теории словесности // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С.508-509; 476-486..

Емкое и конкретное определение басенного жанра дали В.А. Жуковский и В.Г. Белинский в статьях о И.А. Крылове. «Что в наше время называется баснею? Стихотворный рассказ происшествия, в котором действующими лицами бывают или животные, или твари неодушевленные. Цель сего рассказа - впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее полезной»Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // Жуковский В.А. Сочинения: В 3-х томах. М., 1980. Т.3. С.375., - писал Жуковский, точно определяя художественную структуру басни. Более афористично эту же мысль выразил Белинский, подчеркнув при этом не нравоучительный, а сатирический характер басни: «Рассказ и цель - вот в чем сущность басни; сатира и ирония - вот ее главные качества». Искусство баснописца, считал Белинский, не только в том, чтобы «выдумать сюжет для басни», но и в том, чтобы уметь «рассказать и применить» уже известные сюжетыБелинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений… М., 1955. Т. 8. С.576.. Среди мастеров этого жанра Эзоп, Лафонтен, А.Е.Измайлов, И.А.Крылов, Козьма Прутков, Демьян Бедный, С.В. Михалков.

К дидактико-аллегорическому эпическому жанру относятся аполог, краткий иносказательный рассказ, и притча. «Притча имеет ту общую родственную черту с басней, - читаем у Гегеля, - что она берет события из сферы обычной жизни, но придает им высший и более всеобщий смысл <…> »Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1969. Т.2. С.100-101.. При этом содержание притчи более важное и глубокое, чем в басне. В отличие от басни, в притче может отсутствовать развитый сюжет, зато притча символична. Притча - жанр как устной, так и письменной литературы, характерный для христианской и средневековой культурных эпох, отмеченных тягой к морализаторству.

В древнерусской литературе как переводная, так и оригинальная притча была очень популярна. Велика роль притч в европейской литературе XIX в. Их использовали в своем творчестве А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой. В прошлом столетии возникла притчевая драматургия (пьесы Б.Брехта, Ж.П.Сартра), новеллы, повести-путешествия («Превращение» Ф.Кафки) и романы («Чума» А.Камю). У Ч.Т.Айтматова притча становится вставным повествованием в романе «Буранный полустанок (И дольше века длится день)».

Родоначальником эссе стал Мишель Монтень, издавший в восьмидесятых годах шестнадцатого столетия книгу под названием "Les essais" - "Опыты". Впоследствии термин «эссе» стал употребляться применительно к коротким прозаическим произведениям, написанным в подчеркнуто субъективной манере (Стендаль "О любви", Т. Манн "Размышления аполитичного", Ф.М. Достоевский "Дневник писателя", В.В. Розанов "Опавшие листья", А.И. Солженицын "Как нам обустроить Россию?"). Граница между очерком, дневниковыми записями и эссе весьма относительна и заключается в подчеркнутой философичности последнего.

Жанры драмы

Деление драмы на виды (жанры) связано с пафосом: трагическим - в трагедии, юмористическим, сатирическим - в комедии, драматическим - в драме.

В основе трагического - конфликты (коллизии) в жизни человека (группы людей), которые не могут быть разрешены, но с которыми нельзя и примириться. Трагические ситуации могут включать в себя момент виновности человека (так - в пушкинском «Борисе Годунове»)Хализев В.Е. Теория литературы. С.74-75.. Комическое представляет реальность в неожиданном свете, вскрывает ее внутренние противоречия и вызывает в сознании воспринимающего активное самостоятельное противопоставление предмета эстетическим идеалам. Противоречие норме создает внешний комизм (физиологический, случайных ситуаций и т.д.), противоречие идеалу - комизм внутренней неполноценности и ничтожности. Формы комизма первого типа -юмор, второго типа - и юмор, и сатира, и сарказм.

Юмор - разновидность комического, предполагающая добродушное осмеяние человека или явления. Сатира - разновидность комического, предполагающая резкую критику человека или явления. На комизме первого типа основана юмористическая комедия («Двенадцатая ночь» и «Укрощение строптивой» У.Шекспира), на комизме второго типа - сатирическая комедия (пьесы Аристофана, «Тартюф» Ж.Б.Мольера, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя). Гротеск - одна из форм комизма и вторичной условности, близкая к фантастическому. Гротеск становится ведущим способом типизации в литературе Возрождения (Ф.Рабле, Дж.Боккаччо).

Существенная особенность драматизма заключена в конфликте между разнородными личными и общественными сторонами жизни. Драматическое - как бы ослабленное трагическое: конфликт и его развитие отличаются значительным напряжением, но все же не так остры, развязка обычно более благополучна.

В каждом виде драмы, по Гегелю, свой, особый характер драматического противоречия и развязки действия. В трагедии в характерах героев, их действиях и конфликтах, в которых они участвуют, утверждается субстанциальная сторона жизни, в комедии - субъективный произвол, глупость, а также превратность судьбы, драма представляет собой промежуточный, средний вид между двумя первыми видамиГегель Г.В.Ф. Указ. соч. Т.3. С.574..

Трагедия (греч. tragodia - козлиная песнь) - жанр, основанный на трагическом пафосе и трагической коллизии, в которой участвуют героические персонажи и которая разрешается трагически. Виды трагической ситуации - непреодолимые внешние обстоятельства, а также вина или ошибка героя.

Суть трагедии задана европейским литературам древнегреческими образцами жанра Эсхила, Софокла, Еврипида), первые попытки его осмысления сделал АристотельАристотель. Поэтика. С.649-650., затем происхождение древнегреческой трагедии было обстоятельно рассмотрено немецким философом Ф. Ницше («Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм», 1871).

Ёмкую характеристику жанру трагедии дал Аристотель: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, [производимое] речью, <…> [производимое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей»Аристотель. Указ. соч. С.651.. Наблюдения Аристотеля в дальнейшем развивались и дополнялись, но неизменно сохранялись в качестве отправной точки размышлений эстетиков иных поколений (Гегель, Белинский).

Так как трагедия стремится подражать «лучшим людям, нежели нынешние»Аристотель. Указ. соч. С.647., трагический герой - «великий и благородный человек», который разрушает себя в силу односторонности своего желания и характераГегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.3. С.577, 579. Ср. со словами В.Г.Белинского, писавшего, что герои трагедии - герои человечества, его могущественнейшие проявления. (См.: Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953. Т.3. С.449.). Таковы Прометей, Эдип, «отпадающие» от тех истин бытия, которые провозглашает хор, и поэтому вступающие в противоборство с другими персонажами (иногда и с собою), испытывающие глубокие страдания, но не способные согнуться и отступиться и, следовательно, обреченные на страдание и часто на гибель, - такие герои оказывались в конце концов побежденными. Однако, несмотря на поражение в поединке с всесильным роком, в подобной развязке обнаруживались резервы духовной мощи трагического героя. Исключительность трагического героя - один из жанрообразующих признаков трагедии, который сохраняется и в последующие эпохи. Преступления высокого трагического героя (Макбета у Шекспира, Бориса Годунова и Сальери у Пушкина) трактуются как его заблуждения, но их жертвой становится он сам.

В дальнейшем художественном развитии жанровое содержание и жанровая форма трагедии претерпели значительные изменения.

Трагедия переживает свой высший взлёт в эпоху Возрождения, в особенности в драматургии У. Шекспира, в которой ярко и рельефно воссозданы кризис и распад времен. Форма шекспировской трагедии свободна от каких-либо ограничений: проза чередуется с поэзией, мест действия множество, время не ограничено, трагедийные злодеи могут быть «доблестными» и, более того, трагическое оттеняется комическим («Генрих IV», «Генрих V», «Король Лир»). Трагедии Шекспира отличает свобода композиции и речи («Отелло»). При этом в каждой трагедии Шекспира есть доблестный герой с масштабной личностью, переживающий духовный кризис вследствие некоего мирового зла, которое несут в себе его враги или сородичи, способные на предательство, мучающийся из-за того, что он сам неспособен изменить мир («Гамлет»). В центре шекспировских трагедий многообразный характер, способный изменяться.

В эпоху классицизма трагедия обретает строгую упорядоченность формы (александрийский стих, пять актов, соблюдение единства действия, времени и места у французских драматургов П.Корнеля и Ж.Расина, у русских А.П.Сумарокова, Я.Б.Княжнина, В.А.Озерова). Традиционный конфликт здесь внутренний - борьба между долгом перед нацией и государством и личным чувством.

Трансформация жанра трагедии, начатая уже романтиками, продолжается в реалистической драматургии. Классицистической нормативности и романтическому субъективизму в изображении человека Пушкин противопоставил шекспировский художественный принцип «вольного, широкого изображения характеров» и освободил жанр трагедии от пелен трех единств, внес в него эпическое содержание, создал многогранные характеры персонажей, детерминированные эпохой, социальным положением, темпераментом и другими личными качествами, а также новый тип речи, индивидуализированной и в то же время зависящей от каждого конкретного момента («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»). В этих же, реалистических, традициях написаны А.К.Толстым его трагедийная, исторические хроники А.Н.Островского.

На рубеже XIX-XX вв. возникла попытка дать новую жизнь классической трагедии. Теоретик символизма Вяч.И. Иванов считал, что в будущем театр станет всенародным, синтетическим, «соборным». Писатели-модернисты обращались к сюжетам античных трагедий («Прометей» Вяч.И. Иванова, пьесы Г. Гофмансталя, Г. Гауптмана, Ж.П. Сартра и др.), пытались обновить классическую разновидность трагедийного жанра.

В русской литературе советского периода трагедия становится почти невозможной, в лучшем случае раритетной жанровой формой.

Комедия (греч. komos - шествие, ode - песня)    ndash; пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Основной ее предмет- изображение внутренней несостоятельности, нелепости, неполноценности комических характеров, их юмористическое или сатирическое отрицание; конфликт комедии основан на комической борьбе. Комедия - зеркало, отражающее пороки людей. Для комедии, как правило, характерен счастливый конец, но порой он носит отрезвляющий характер.

Подобно трагедии, комедия также зародилась в Древней Греции из фаллических песен, исполнявшихся на праздниках в честь Диониса, но, в отличие от трагедии, изначально несла в себе сатирическое и юмористическое содержание. По точному замечанию Аристотеля, комедия - подражание людям худшим, нежели нынешние. «Отец комедии» Аристофан, пародируя в своих произведениях древнегреческую трагедию, создавал карикатуры на исторически существовавших личностей - Сократа, Еврипида, Ламаха.. Представитель новой аттической драматургии Менандр обращался к темам из обыденной жизни простых людей, художественно исследовал разные этические типы. Понятие характера появилось именно у него. Так в новой аттической драматургии возникла комедия характеров.

Древнегреческая комедия заимствовала у трагедии ее структуру, придав ей свое, комическое, содержание. Комический хор выражал мнение народное, радость и ликование. Стиль комедии отличает речевая комика (алогизм, пародия, ирония).

В дальнейшем развитии комедии значительно изменились ее жанровое содержание и жанровая форма. Комические характеры утратили карикатурность, зато приобрели обобщенность, типичность. В этом сказывалось их происхождение от комической маски. Поэтому имена персонажей великих комедиографов стали нарицательными: Тартюф, Митрофанушка, Скалозуб, Хлестаков.

Тем не менее характеры персонажей реалистической комедии многогранны («Горе от ума», «Ревизор»).

Период наивысшего расцвета жанра комедии    ndash; эпоха Возрождения. Комедии У.Шекспира и его испанского современника Лопе де Вега строятся на самопознании персонажей, которые через любовь обретают гармонию с миром и самим собой («Укрощение строптивой»). Для речевого строя комедий Шекспира и Лопе де Вега характерны остроумие и игра парадоксами.

В дальнейшем в комедии усиливается социально-критическая направленность, и этот жанр становится средством сатиры у Ж.Б. Мольера, П. Бомарше, Р. Шеридана, Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, М.А. Булгакова, Н.Р. Эрдмана.

В отличие от трагедии, не имеющей строгой жанровой типологии, внутри комедийного жанра выделяют несколько разновидностей: комедию положений, комедию интриги, комедию характеров, комедию масок (dell'arte), комедию «плаща и шпаги», высокую комедию. Комизм положений, присущий комедии положений и интриги, проявляется в классических комедиях У.Шекспира, К.Гольдони, Н.В.Гоголя. На комизме характеров основана комедия характеров (Ж.Б.Мольер, П.Бомарше, А.С.Грибоедов). Каждая из прочих разновидностей жанра комедии обладает своей спецификой.

Высокая комедия - форма комедии нравов и бытовой комедии. Для нее характерны остроумие, изящество стиля, наличие положительного героя, выражающего идеалы автора. Замечательные образцы этой жанровой разновидности дал классицизм («Мизантроп» Ж.Б.Мольера). В русской драматургии к высокой комедии относится «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

В советский период не было благоприятной почвы для развития комедийного жанра. Сатирические комедии «Клоп» и «Баня» В.В.Маяковского, «Мандат» и «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана, «Багровый остров», «Зойкина квартира», «Иван Васильевич» и «Блаженство» М.А. Булгакова - исключения, подтверждающие правило. В зарубежной литературе прошлого века гораздо больше удачных комедий.

Драма и мелодрама. Промежуточный между трагедией и комедией («средний») вид драматической поэзии возникает в европейской литературе во второй половине XVIII в., а в XIX-XX вв. получает широкое распространение.

Драма - пьеса с преимущественно драматическим типом содержания. Г.В.Ф.Гегель показал, что в драме «вопреки различиям и конфликтам между интересами, страстями и характерами <…> сами индивиды развитием действия подводятся к тому, чтобы отказаться от борьбы и прийти к взаимному примирению их целей и характеров»Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т.3. С.583.. Герой драмы не обладает масштабностью и величием личности героя трагедии, в поле зрения автора драмы менее значительные проблемы, нежели те, которые ставят в трагедии. В отличие от трагедий, драма редко бывает стихотворной, для нее редко избирается высокий стиль. В отличие от комедий, стиль драмы лишен комизма.

Границы драмы как жанра более подвижны, чем границы трагедии и комедии. В процессе дальнейшего развития драмы происходила все большая демократизация ее героя. В драмах Ф. Шиллера («Коварство и любовь»), Г. Ибсена, А. Стриндберга, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М. Горького, Т. Уильямса, Б. Брехта, М.А. Булгакова герои, как правило, обычные люди, занимающие срединное положение в обществе, нередко они современники автора.

В конце восемнадцатого в. возникла мелодрама (греч. melos - песня, drama - действие) - остроконфликтная моралистическая пьеса, насыщенная аффектированными эмоциями, рассчитанная на яркую театральность. Мелодрама основана на вере в провидение, и столкновение этой веры с губительными случайностями жизни составляет постоянную коллизию жанра: в силу стечения неблагоприятных обстоятельств герои мелодрамы страдали от разлук и измен («Без вины виноватые» и «Пучина» А.Н. Островского, «Таня» А.Н. Арбузова). Автор мелодрамы создает полярные характеры, лишенные сложности, являющиеся носителями добра или зла. На тематическом уровне отбирается материал, апеллирующий к оскорбленному нравственному чувству зрителя: сиротство, утрата ребенка, похищение, оговор, судебная ошибка или несправедливый закон. Финал мелодрамы, демонстрирующей моральный закон мелодраматического мира, всегда состоит из двух элементов: «торжества добродетели» и «посрамления злодейства». При этом победа добра представляется в мелодраме как всенародная. Более ценным в художественном отношении является сплав мелодрамы и собственно драмы в «Маскараде» М.Ю.Лермонтова, «Без вины виноватых» А.Н. Островского.

В XIX-XX вв. преобладает драма с острым конфликтом между персонажем и социальными условиями его жизни («Живой труп» Л.Н. Толстого, «Дядя Ваня» А.П.Чехова, «Дачники» М. Горького, «Дни нашей жизни» Л.Н.Андреева и «Утиная охота» А.В. Вампилова). Вместе с тем в творчестве А.П.Чехова появляется новый, лирический, тип драмы, в которой выражен скрытый «трагизм повседневной жизни».

В этот период в западных литературах возникает интеллектуальная драма в творчестве Б.Шоу, Б.Брехта, французских экзистенциалистов Ж.П.Сартра, А.Камю, Ж.Ануя, представителей театра абсурда (Э. Ионеско, С. Беккет, Г. Пинтер и др.).

В современном театрально-драматическом репертуаре драма - ведущий жанр.

    1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003. С.101-108, глава 4.

    2. Томашевский Б.В. теория литературы. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1995, с. 52-64.

    3. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. с. 294-344.

    4. Аверинцев С.С. Притча // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.305.

    5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

    6. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

    7. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.

    8. Литературно-критические статьи. М., 1986.

    9. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939.

    10. Выготский Л. Психология искусства // Выготский Л. Анализ эстетической реакции. (Собрание трудов.) М., 2001.

    11. Гаспаров М.Л. Избранные труды. М, 1997. Т. 1-2.

    12. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М.-Л., 1984.

    13. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т.3.

    14. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1964.

    15. Греческие эпиграммы. М.; Л., Academia, 1935.

    16. Гуковский Г.А. Элегия XVIII в. - Русская поэзия XVIII в. Л., 1926.

    17. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

    18. Западноевропейский сонет XIII-XVIII веков. Поэтическая антология. Л., 1988.

    19. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

    20. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

    21. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

    22. Михайличенко Б.С. Теория сонетного жанра. Самарканд, 1995.

    23. Народные баллады. М.; Л., 1963.

    24. Проблемы теории стиха. Л., 1984.

    25. Русская стихотворная эпитафия. СПб., 1998. (Новая б-ка поэта).

    26. Русская элегия XVIII - начала ХХ в.. Л., 1991.

    27. Русская эпиграмма (XVIII - начало XX в.). Л., 1988. (Б-ка поэта).

    28. Русский сонет. М., 1998.

    29. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн. 2.

    30. Титаренко С.Д. Сонет в поэзии серебряного века. Кемерово, 1998.

    31. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

    32. Утехин Н. Жанры эпической прозы. Л., 1982.

    33. Французская элегия XVIII-XIX веков в переводах поэтов пушкинской поры. М., 1989.

    34. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973.

    35. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

    36. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. М., 1989.

    37. Шеллинг Ф. Философия искусства. Спб.., 1996.

    38. Шкловский В. Повести о прозе. Размышления и разборы. М., 1966. Т.1.

    39. Штейн А.Л. Философия комедии // Контекст - 1980: Литературно-теоретические исследования. М., 1981. С.244-268.

    40. Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989.

    41. Эпиграммы греческой антологии. М., 1999.

    42. Эпштейн М.Н. Род литературный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.329.

Студентам следует хорошо знать количество литературных родов, а также промежуточные родовые формы; подумать над авторскими определениями жанров, имея в виду что жанр - своего рода диалог автора с читателем и что автор направляет восприятие текста непривычным обозначением жанра в нужное ему русло.

Необходимо знать:

  • жанровые системы разных историко-литературных направлений и течений, школ;
  • смены предпочтений и эволюции отдельных жанров.

Большое значение для изучения такой формы комического, как гротеск, имеет работа о творчестве Ф.Рабле М.М.Бахтина, который раскрыл глубокий миросозерцательный смысл гротеска в народной карнавальной культуре и специфику его отражения у одного из ведущих представителей литературы Возрождения.

    1. Нарисуйте схему разделения литературы на роды и виды.

    2. Можно ли рассматривать драму как синтез эпоса и лирики?

    3. Какими признаками этих двух родов обладает драма?

    4. Что нового внес В. Белинский в гегелевскую теорию литературных родов?

    5. Что является жанрообразующим или формообразующим началами в сонете (тема, композиция, разновидность пафоса) ?

    6. Представьте в виде таблицы жанровую систему А. С. Пушкина.

    7. Можно ли назвать эпическим героем Чичикова? Григория Мелехова? Клима Самгина? Аргументируйте свое суждение.

    8. Приведите примеры различного жанрового обозначения пьес А.Н. Островского.

    9. Какие из поэм ближе к эпическому роду, а какие - к лирическому?

    10. Приведите примеры новеллистических и лирических циклов.

    11. Выделите из «Записок охотника» И.С. Тургенева произведения, которые ближе к рассказам и которые - к очеркам.

    12. Подберите суждения поэтов о сущности лирики.

    13. В чем состоит суть теории трагедии у Ф. Ницше?

    14. Какие из жанров исчезли из современного литературного процесса?

    15. Какие жанры драмы популярны в наши дни?

    16. Выделите в поэзии К.Н. Батюшкова стихотворения, написанные в жанре элегии. Отметьте, как изменились умонастроения поэта и как это отразилось в эволюции элегического жанра.

    17. Сравните элегии Ф.И. Тютчева с его переводами из поэзии А. Ламартина и Г. Гейне. Отметьте сходство проблематики и образных средств.

    18. Проведите сопоставительный анализ двух переводов В.А. Жуковского стихотворения Т. Грея "Сельское кладбище".

    19. Найдите примеры одической строфы в русской поэзии.

    20. Чем можно объяснить б?льшую жизнеспособность жанра элегии по сравнению с одой?

    21. Найдите у Козьмы Пруткова и Саши Черного примеры пародирования элегического и одического стилей.

    22. Вспомните эпитафию на могиле А.С.Грибоедова. Дайте к ней историко-биографический и стилистический комментарий.

    23. Приведите примеры использования эпитафии в сатирическом плане

    24. Какие черты роднят "Парижские эпиграммы" Вяч.И.Иванова с античной эпиграмматической традицией?

    25. Приведите примеры использования гротеска, оксюморона, каламбура, перифразы, гиперболы и т.д. в эпиграммах Д.Д.Минаева, Саши Черного, С.Я.Маршака.

    26. Проанализируйте «Эпитафию Фра Филиппо Липпи» Александра Блока.

    27. Найдите в текущей периодике эпиграммы. Соответствуют ли они критериям жанра?

    28. Найдите сонеты А.С.Пушкина, написанные в 1830 г., и отметьте, какие нарушения норм жанра допускает поэт. В чем проявляется связь его сонетной лирики с ренессансной поэзией?

    29. Писал ли сонеты М.Ю.Лермонтов? Если да, приведите примеры.

    30. Проиллюстрируйте примерами итальянский, французский и английский варианты сонетов.

    31. Раскройте на примерах последовательность композиции сонета. А часто ли она нарушается? Приведите примеры.

    32. Сравните содержание сонета И.А.Бунина "Эпитафия" с его же новеллой "Легкое дыхание". В чем обнаруживается перекличка?

    33. Найдите у современных поэтов примеры любовного и иронического сонета. Есть ли совпадение пафоса и шутки?

    34. Найдите в русской поэзии стихотворения в жанре стансов, названия которых не обозначены как стансы.

    35. Как использовал В.В.Набоков жанр стансов в своей лирике?

    36. Найдите образцы мадригалов в поэзии М.Ю. Лермонтова.

    37. Составьте перечень адресатов посланий А.С. Пушкина.

    38. Найдите образцы жанра дружеского послания в современной лирике.

    Сравните переводы баллады Ф. Шиллера "Перчатка" В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Отметьте различия в деталях сюжета и стихосложении.

    39. Прочтите внимательно стихотворение А.А. Ахматовой "Сероглазый король". Какие признаки жанра баллады в нем присутствуют? Какие события подразумеваются в подтексте?

    40. Проанализируйте баллады Н.С.Тихонова. В чем причина их былой популярности и сегодняшнего забвения?

    41. Найдите примеры балладного жанра в поэзии Б.Слуцкого, Л. Мартынова, Е.Евтушенко, Д.Самойлова, Б.Ахмадулиной и других поэтов-шестидесятников.

Протестироваться по теме 4

© Центр дистанционного образования МГУП