Московский государственный университет печати

Давыдова Т.Т.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Давыдова Т.Т.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Введение в курс «Теория литературы»

1.

Тема1. «Введение. Сущность искусства»

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы и задания для самопроверки

1.5.

Тестовые задания к теме

Модуль I Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое

2.

Тема 2. «Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое»

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы и задания для самопроверки

2.5.

Тестовые задания к теме

3.

Тема 3. «Литературное произведение как художественное целое»

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания

3.4.

Вопросы и задания для самопроверки

3.5.

Тестовые задания к теме

Модуль II РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

4.

Тема 4. «Роды и виды литературы»

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы и задания для самопроверки

4.5.

Тестовые задания к теме

5.

Модуль III Формально-содержательные и формальные элементы литературного произведения

6.

Тема 5. «Фабула, сюжет композиция литературного произведения»

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Литература к теме

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы и задания для самопроверки

6.5.

Тестовые задания к теме

7.

Тема 6. «Художественное время и художественное пространство в литературном произведении»

7.1.

Основные вопросы

8.

Литература к теме

8.1.

Методические указания

8.2.

Вопросы и задания для самопроверки

8.3.

Тестовые задания к теме

9.

Тема 7. «Художественная речь в поэзии и прозе»

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература к теме

9.3.

Методические указания

9.4.

Вопросы и задания для самопроверки

9.5.

Тестовые задания к теме

10.

Модуль IY Автор и герой в литературном произведении

11.

Тема 8. «Автор и герой в литературном произведении»

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература к теме

11.3.

Методические указания

11.4.

Вопросы и задания для самопроверки

11.5.

Тестовые задания к теме

12.

Модуль Y. Методология литературоведения

13.

Тема 9. «Методология литературоведения»

13.1.

Основные вопросы

13.2.

Литература к теме

13.3.

Методические указания

13.4.

Вопросы и задания для самопроверки

13.5.

Тестовые задания к теме

14.

Литература

15.

Формы контроля

    1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003. С.166-176, глава 6.

    2. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. с. 212-214.

    3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.121-290.

    4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. (Разд. «Поэтика художественного времени», «Поэтика художественного пространства».)

    5. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т.1. С.413-463.

    6. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стб.1174-1177.

    7. Спиваковский П.Е. «Индия духа» и Машенька («Заблудившийся трамвай» Н.С.Гумилева как символистско-акмеистическое видение) // Вопр. лит. 1997. № 5. С.39-54.

    8. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему) // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 664. С.4-29.

Студентам следует познакомиться с понятиями художественного времени и художественного пространства, основными результатами изучения проблемы Лессингом, Бахтиным и Ю.М. Лотманом. Нужно иметь представление о типах художественного времени и художественного пространства.

Студенты должны иметь четкие представления:

  • о хронотопе, циклическом и линейном художественном времени, пространстве замкнутом и разомкнутом, своем и чужом, верхе и низе и их ценностной наполненности в литературных произведениях.

Студент должен приобрести навыки

  • пользования научно-критической и справочной литературой, анализа художественного времени и пространства в литературно-художественных произведениях.

    1. Какой уровень литературного произведения организуют художественное время и пространство?

    2. Что такое хронотоп? Какой элемент является структурообразующим в бахтинском понятии хронотопа?

    3. Какие разновидности хронотопа в литературе Нового времени Вы знаете?

    4. Какие виды художественного пространства выделил в своих работах Ю.М.Лотман?

    5. Какие типы пространственно-временной организации в художественной литературе Вы знаете?

    6. Приведите примеры обобщенного и конкретного художественного времени и пространства из произведений современной литературы.

Протестироваться по теме 6

© Центр дистанционного образования МГУП