Московский государственный университет печати

Давыдова Т.Т.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Давыдова Т.Т.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Введение в курс «Теория литературы»

1.

Тема1. «Введение. Сущность искусства»

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы и задания для самопроверки

1.5.

Тестовые задания к теме

Модуль I Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое

2.

Тема 2. «Художественная литература как вид искусства. Литературное произведение как художественное целое»

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы и задания для самопроверки

2.5.

Тестовые задания к теме

3.

Тема 3. «Литературное произведение как художественное целое»

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания

3.4.

Вопросы и задания для самопроверки

3.5.

Тестовые задания к теме

Модуль II РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

4.

Тема 4. «Роды и виды литературы»

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы и задания для самопроверки

4.5.

Тестовые задания к теме

5.

Модуль III Формально-содержательные и формальные элементы литературного произведения

6.

Тема 5. «Фабула, сюжет композиция литературного произведения»

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Литература к теме

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы и задания для самопроверки

6.5.

Тестовые задания к теме

7.

Тема 6. «Художественное время и художественное пространство в литературном произведении»

7.1.

Основные вопросы

8.

Литература к теме

8.1.

Методические указания

8.2.

Вопросы и задания для самопроверки

8.3.

Тестовые задания к теме

9.

Тема 7. «Художественная речь в поэзии и прозе»

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература к теме

9.3.

Методические указания

9.4.

Вопросы и задания для самопроверки

9.5.

Тестовые задания к теме

10.

Модуль IY Автор и герой в литературном произведении

11.

Тема 8. «Автор и герой в литературном произведении»

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература к теме

11.3.

Методические указания

11.4.

Вопросы и задания для самопроверки

11.5.

Тестовые задания к теме

12.

Модуль Y. Методология литературоведения

13.

Тема 9. «Методология литературоведения»

13.1.

Основные вопросы

13.2.

Литература к теме

13.3.

Методические указания

13.4.

Вопросы и задания для самопроверки

13.5.

Тестовые задания к теме

14.

Литература

15.

Формы контроля

Феномен авторства литературно-художественных произведений исследовали сквозь призму литературоведения и лингвистики М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев, В.В. Виноградов. Категория авторства зарождается внутри понятия авторитета, существовавшего в древнейших литературных эпохах (авторитет Гомера или Овидия). В статье «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках Опыт философского анализа» Заметки 1959-1961 гг.; впервые опубликованы под заглавием «Проблема текста» в «Вопросах литературы» (1976, № 10; публикация В. В. Кожинова). Бахтин утверждал, что всякий словесный текст имеет субъекта, то есть автора, говорящего или пишущего, а сам создаваемый автором текст толковал как высказывание. Текст как высказывание определяют два момента: его замысел и осуществление этого замысла. Нередко замысел изменяется в процессе его осуществления.

Каждый текст как высказывание является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан). Это то в нем, что имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории. По отношению к этому моменту все повторимое и воспроизводимое оказывается материалом и средством. Этот второй полюс неразрывно связан с моментом авторства. Автор выбирает для своего текста язык и стиль, жанр, направление. Так возникает единственный и неповторимый текст, выражающий определенное мировоззрение, человеческий тип, и являющееся свободным откровением личности. Автор литературного произведения (романа) создает единое и целое речевое произведение (высказывание). Но он создает его из разнородных, как бы чужих высказываний. И даже прямая авторская речь полна осознанных чужих слов. Непрямое говорение, отношение к своему языку как к одному из возможных языков (а не как к единственно возможному и безусловному языку).

Автор выражает себя в произведении искусства, иногда явно, с помощью особого образа. Таков «автор» в «Евгении Онегине», дружащий с Онегиным, восхищающийся Татьяной, хранящий ее письмо и стихи Ленского. Но все же образ автора хотя и отличен от других образов произведения, тоже образ, имеющий своего автора, создавшего его. При этом существуют другие грани авторской субъективности: образ рассказчика в рассказе от я, образ героя автобиографических произведений (автобиографии, исповеди, дневники, мемуары и др.), автобиографический герой, лирический герой и т. п. Все они измеряются и определяются своим отношением к автору-человеку (как особому предмету изображения), но все они - изображенные образы, имеющие своего автора.

От образа автора есть пути к автору-человеку, но его «сердцевина» никогда не может стать одним из образов самого произведения. Он в нем как целом, притом в высшей степени, но никогда не может стать его составной образной (объектной) частью.

Не является ли всякий писатель (даже чистый лирик) всегда «драматургом» в том смысле, что все слова он раздает чужим голосам, в том числе и образу автора (и другим авторским маскам)? Может быть, всякое безобъектное, одноголосое слово является наивным и негодным для подлинного творчества. Всякий подлинно творческий голос всегда может быть только вторым голосом в слове. Писатель - это тот, кто умеет работать на языке, находясь вне языка, кто обладает даром непрямого говорения.

В лирике автор выражает свою субъективность через образ лирического героя, с помощью которого поэт передает свои ощущения, настроения, переживания, чувства и который, как правило, выражает лучшее в индивидуальности автора, но все же ему не тождествен. Применительно к русской поэзии проблему лирического героя поставил Ю.Н. Тынянов. «Блок - самая большая лирическая тема Блока. <…> Об этом лирическом герое и говорят сейчас»,    ndash; писал он в статье «Блок». По мысли Л.Я. Гинзбург, лирический герой обладает рядом устойчивых черт, значит, его нецелесообразно выделять в контексте одного произведения и он раскрывается в большем художественном целом    ndash; стихотворениях одного цикла, одного или разных периодов творчества и проч. Не у каждого поэта существует лирический герой. В русской поэзии он, несомненно, присутствует у М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского, А.А. Блока. Порой лирическое «я» социально или психологически чуждо автору. В этих случаях читатель имеет дело с лирической маской.

М.М. Бахтин выявил различные переходные ступени от автора к персонажам текста. Для объективации героев автор осваивает разные субъекты языковых стилей (чиновник, купец, ученый и т. п.). Ф.М. Достоевский в романе «Бедные люди» создал социально-стилистический образ бедного чиновника титулярного советника Девушкина. Такой образ, хотя он и дан способом самораскрытия, предстает как третье лицо. Он объектен. Писатель-реалист превращает голоса своих персонажей в средство характерообразования, воспроизводит социальные стили, не изображает, а цитирует героев как говорящих людей.

Степени объектности и субъектности изображенных людей в литературе резко различны. Образ Девушкина в этом отношении принципиально отличен от объектных образов бедных чиновников у других писателей и полемически заострен против этих образов, в которых нет подлинно диалогического ты. В романах обычно даются вполне законченные и подытоженные с точки зрения автора споры (если, конечно, вообще даются споры). Но у Достоевского даны стенограммы незавершенного и незавершимого спора. Но и всякий вообще роман полон диалогических обертонов (конечно, не всегда с его героями). После Достоевского полифония властно врывается во всю мировую литературу.

В отношении к человеку любовь, ненависть, жалость, умиление и вообще всякие эмоции всегда в той или иной степени диалогичны. В диалогичности (то есть субъектности своих героев) Достоевский переходит какую-то грань, и его диалогичность приобретает новое высшее качество.

Литературный персонаж   ndash; реальный объект - социальный (общественный) человек, говорящий и выражающий себя художественными средствами. Объектность образа человека в литературе своеобразна. Его можно любить, жалеть и т. п., но главное - его можно (и нужно) понимать. При этом в художественной литературе, как и вообще в искусстве, даже на вещном мире, соотнесенном с человеком, лежит отблеск субъективности.

Отношение автора к изображенному всегда входит в состав образа. Авторское отношение - конститутивный момент образа. Это отношение чрезвычайно сложно. Его недопустимо сводить к прямолинейной оценке. Такие прямолинейные оценки разрушают художественный образ. Их нет даже в хорошей сатире (у Гоголя, у Щедрина). Впервые увидеть, впервые осознать нечто - уже значит вступить к нему в отношение: оно существует уже не в себе и для себя, но для другого (уже два соотнесенных сознания). Понимание есть уже очень важное отношение, ибо здесь всегда двое и потенциальный третий, критик, редактор, читатель. Эмоционально-оценочных отношений много, и они сложны.

Автора нельзя полностью отделить от персонажей, так как он входит в состав этих образов как их неотъемлемая часть (образы двуедины и иногда двуголосы). Но образ автора можно отделить от образов персонажей; но этот образ сам создан автором и потому также двуедин. Часто вместо образов персонажей имеют в виду как бы живых людей.

Речи персонажей и авторская речь лежат в разных смысловых плоскостях. Персонажи говорят как участники изображенной жизни, говорят, так сказать, с частных позиций, их точки зрения так или иначе ограничены, так как они знают меньше автора. Автор находится вне изображенного и в известном смысле созданного им мира. Он осмысливает весь этот мир с качественно иных позиций. Наконец, все персонажи и их речи являются объектами авторского отношения и авторской речи. Но плоскости речей персонажей и авторской речи могут пересекаться, то есть между ними возможны диалогические отношения. У Достоевского, где персонажи - идеологи, автор и такие герои оказываются в одной плоскости. В отличие от реального автора созданный им образ автора лишен непосредственного участия в реальном диалоге (он участвует в нем лишь через целое произведение), зато он может участвовать в сюжете произведения и выступать в изображенном диалоге с персонажами (такова беседа «автора» с Онегиным). Речь изображающего (реального) автора, если она есть,- речь принципиально особого типа, не могущая лежать в одной плоскости с речью персонажей. Именно она определяет последнее единство произведения и его последнюю смысловую инстанцию.

Образы автора и образы персонажей определяются, по концепции В. В. Виноградова, языками-стилями, их различия сводятся к различиям языков и стилей, то есть к чисто лингвистическим. Внелингвистические взаимоотношения между ними Виноградовым не раскрываются. Но ведь эти образы (языки-стили) в произведении вступают в сложные диалогические отношения.

Диалогические отношения - это смысловые отношения между всякими высказываниями в речевом общении. Языки, диалекты (территориальные, социальные, жаргоны), функциональные стили (фамильярно-бытовая речь и научный язык и т. д.) и другое могут говорить друг с другом при условии трансформации их в мировоззрения, в «точки зрения», в «социальные голоса».

Такую трансформацию производит художник, создавая типические или характерные высказывания типических персонажей. В некоторой мере можно говорить о субъекте языка, или речевом субъекте языкового стиля, или об образе ученого, стоящего за научным языком, или образе делового человека, стоящего за деловым языком, образе бюрократа за канцелярским языком и т. п.

Слова в литературном произведении размещаются в разных плоскостях на разных отдалениях от плоскости авторского слова. Существенна несобственно-прямая речь как способ пограничного существования автора и героя в произведении. М.М. Бахтин побуждал своих коллег изучать и иные формы скрытой, полускрытой, рассеянной чужой речи, что поможет лучше понять феномены автора и героя (персонажа).

    1. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. с. 54-68, 169-172.

    2. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

    3. Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы» // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.

    4. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1964.

    5. Тынянов Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Студентам следует познакомиться с понятиями субъектности, или авторства в литературе, объектности, или образа героя (персонажа), в том числе и лирического; слова (речи) автора и героя; диалога. Разобраться в этих проблемах помогут работы М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург.

Студенты должны иметь четкие представления:

  • о формах создания образа героя (характера), о разновидностях речи автора и героя, о специфике диалога в художественной литературе.

Студент должен приобрести навыки

  • пользования научно-критической и справочной литературой, анализа образа автора и героев в литературно-художественных произведениях (своеобразие портрета, пейзажа, описаний интерьера, речи, писем, дневников, записок, монологов и диалогов как способов раскрытия характеров).

    1. Всегда ли удается автору реализовать полностью замысел своего произведения?

    2. Приведите примеры, когда первоначальный замысел в процессе написания произведения изменялся.

    3. Тождественны ли реальный автор и образ автора в литературном произведении?

    4. Как в конечном итоге раскрывается в тексте авторская субъективность?

    5. Какие формы авторской субъективности Вам известны?

    6. Что представляет собой лирический герой?

    7. С помощью каких художественных средств писатель создает объектный образ персонажа?

    8. Приведите примеры диалогических отношений между автором и героями из литературной классики.

    9. Как нужно понимать мнение М.М. Бахтина о том, что литературный текст - диалог между двумя и третьим? Прокомментируйте данную точку зрения.

Протестироваться по теме 8

© Центр дистанционного образования МГУП