Московский государственный университет печати

А.Е. Шиманов, Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


А.Е. Шиманов, Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова
Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Раздел I. «Редакторская подготовка издания по отраслям знаний»

1.1.

Введение

1.2.

Тема 1. Редакторская подготовка научных изданий

1.3.

Тема 2. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

1.4.

Тема 3. Работа редактора над справочным изданием

1.5.

Тема 4. Работа редактора над учебным изданием

1.6.

Тема 5. Редакторская подготовка информационных изданий

1.7.

Практические занятия

1.7.1.

Редакторский анализ научного издания

1.7.2.

Разработка концепции научной монографии

1.7.3.

Рецензирование научно-популярной статьи

1.7.4.

Редактирование научно-популярной статьи

1.7.5.

Редакторский анализ справочного издания

1.7.6.

Редакторский анализ нетекстовых элементов в учебном издании

1.7.7.

Редакторский анализ информационного издания (реферативного журнала)

2.

Раздел II. Редакторская подготовка изданий для детей

2.1.

Введение

2.2.

Тема 1. Интересы читателей-детей различных возрастных групп. Особенности восприятия литературных произведений. Социальные функции изданий для детей

2.3.

Тема 2. Типологическая характеристика литературы для детей. Критерии редакторской оценки произведений различных видов

2.4.

Тема 3. Критерии редакторской оценки содержания, композиции языка и стиля произведений для детей

2.5.

Тема 4. Современное состояние детского книгоиздания

2.6.

Тема 5. Особенности выпуска литературно-художественных и познавательных изданий для детей

2.7.

Тема 6. Принципы подготовки редактором иллюстрированного издания для детей и книжки-картинки

2.8.

Тема 7. Элементы научно-справочного аппарата издания для детей. Особенности формирования справочного аппарата

2.9.

Практические занятия

2.9.1.

Работа редактора над издательским проектом. Формирование концепции издания для детей

2.9.2.

Роль и задачи редактора в организации массива издания детской литературы

2.9.3.

Интересы читателей-детей разных возрастов. Особенности формирования круга детского чтения

2.9.4.

Редакторский анализ художественного произведения для детей

2.9.5.

Редакторский анализ научно-популярного произведения для детей

2.9.6.

Типологическая характеристика литературно-художественного издания для детей

2.9.7.

Типологическая характеристика познавательного издания для детей

2.9.8.

Редакторский анализ элементов справочного аппарата в изданиях для детей

3.

Раздел III. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий

3.1.

Введение

3.2.

Тема 1. Типологическая характеристика литературно-художественных изданий

3.3.

Тема 2. Вид и тип литературно-художественного издания

3.4.

Тема 3. Участие редактора в организации массива изданий художественной литературы

3.5.

Тема 4. Произведение художественной литературы как основа литературно-художественного издания

3.6.

Тема 5. Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

3.7.

Тема 6. Иллюстрации в литературно-художественном издании

3.8.

Тема 7. Современные проблемы и тенденции издания произведений художественной литературы

3.9.

Практические занятия

3.9.1.

Формирование репертуара изданий

3.9.2.

Работа редактора над изданием произведений художественной литературы

3.9.3.

Работа редактора над периодическим литературно-художественным изданием

3.9.4.

Работа редактора над произведением художественной литературы

3.9.5.

Рецензирование авторского оригинала

3.9.6.

Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

3.9.7.

Разработка концепции литературно-художественного издания

3.9.8.

Работа редактора над переизданием

4.

Литература

4.1.

К разделу I

4.2.

К разделу II

4.3.

К разделу III

5.

Курсовая работа

5.1.

Раздел I

5.2.

Раздел II

5.3.

Раздел III

6.

Формы контроля

7.

Приложение 1

7.1.

ТЕОРИЯ

7.1.1.

Некоторые культурологические аспекты книгоиздания. 1991-2002 годы

7.1.1.1.

Постсоветский период

7.1.1.2.

Период «вала»

7.1.1.3.

Время проектов

7.1.1.4.

Текущая ситуация в книгоиздании

Указатели
4   указатель иллюстраций

Цели и задачи изучения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является обучение студентов приемам, методам, навыкам подготовки к печати и выпуску в свет произведений различных видов литературы с учетом видо-типологической структуры массива изданий.

Задачами дисциплины являются:

    - формирование представлений о специфике работы редактора над изданиями различных типов и видов;

    - обучение методам разработки концепции, модели и проекта издания, навыкам формирования конкретных изданий;

    - овладение приемами отбора произведений литературы, работы с автором, организации творческого коллектива, участвующего в подготовке издания;

    - обучение навыкам работы над аппаратом и иллюстрациями;

    - формирование знаний о теоретических основаниях, определяющих характер работы редактора над изданием.

Требования знаниям и умениям

В результате изучения дисциплины студент должен:

    - знать современное состояние и тенденции развития издательского дела, понимать особенности подготовки к печати произведений различных видов литературы;

    - знать специфику восприятия произведения литературы различными категориями читателей, уметь учитывать эту специфику при подготовке издания;

    - уметь выявлять актуальный спрос населения на печатную продукцию и определять пути его обеспечения путем подготовки издания;

    - уметь правильно оценивать качество литературного труда и издания;

    - получить представление о механизмах формирования репертуара изданий, особенностях и задачах его реализации в программах издательств, задачах и возможностях интерпретации литературного произведения средствами книгоиздания;

    - владеть критериями редакторской оценки литературных произведений, исходя из требований к отдельным элементам издания и к изданию в целом;

    - владеть навыками редакторской подготовки изданий и переизданий различных типов и видов;

    - владеть навыками разработки концепции, модели и проекта издания и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса, организации рецензирования и привлечения специалистов для подготовки издания.

Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины

Для усвоения данной дисциплины студенты должны изучить следующие дисциплины: Современный русский язык, Практическая и функциональная стилистика русского языка, Современное отечественное и зарубежное издательское дело, Стандарты в книжном деле, Теория текста, История зарубежной литературы, История русской литературы, Современный литературный процесс, Текстология, Основы книговедения, Теория литературных жанров, Типология изданий, Аппарат изданий произведений печати, Редактирование. Общий курс, Технология редакционно-издательского процесса.

© Центр дистанционного образования МГУП