Московский государственный университет печати

А.Е. Шиманов, Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


А.Е. Шиманов, Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова
Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Раздел I. «Редакторская подготовка издания по отраслям знаний»

1.1.

Введение

1.2.

Тема 1. Редакторская подготовка научных изданий

1.3.

Тема 2. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

1.4.

Тема 3. Работа редактора над справочным изданием

1.5.

Тема 4. Работа редактора над учебным изданием

1.6.

Тема 5. Редакторская подготовка информационных изданий

1.7.

Практические занятия

1.7.1.

Редакторский анализ научного издания

1.7.2.

Разработка концепции научной монографии

1.7.3.

Рецензирование научно-популярной статьи

1.7.4.

Редактирование научно-популярной статьи

1.7.5.

Редакторский анализ справочного издания

1.7.6.

Редакторский анализ нетекстовых элементов в учебном издании

1.7.7.

Редакторский анализ информационного издания (реферативного журнала)

2.

Раздел II. Редакторская подготовка изданий для детей

2.1.

Введение

2.2.

Тема 1. Интересы читателей-детей различных возрастных групп. Особенности восприятия литературных произведений. Социальные функции изданий для детей

2.3.

Тема 2. Типологическая характеристика литературы для детей. Критерии редакторской оценки произведений различных видов

2.4.

Тема 3. Критерии редакторской оценки содержания, композиции языка и стиля произведений для детей

2.5.

Тема 4. Современное состояние детского книгоиздания

2.6.

Тема 5. Особенности выпуска литературно-художественных и познавательных изданий для детей

2.7.

Тема 6. Принципы подготовки редактором иллюстрированного издания для детей и книжки-картинки

2.8.

Тема 7. Элементы научно-справочного аппарата издания для детей. Особенности формирования справочного аппарата

2.9.

Практические занятия

2.9.1.

Работа редактора над издательским проектом. Формирование концепции издания для детей

2.9.2.

Роль и задачи редактора в организации массива издания детской литературы

2.9.3.

Интересы читателей-детей разных возрастов. Особенности формирования круга детского чтения

2.9.4.

Редакторский анализ художественного произведения для детей

2.9.5.

Редакторский анализ научно-популярного произведения для детей

2.9.6.

Типологическая характеристика литературно-художественного издания для детей

2.9.7.

Типологическая характеристика познавательного издания для детей

2.9.8.

Редакторский анализ элементов справочного аппарата в изданиях для детей

3.

Раздел III. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий

3.1.

Введение

3.2.

Тема 1. Типологическая характеристика литературно-художественных изданий

3.3.

Тема 2. Вид и тип литературно-художественного издания

3.4.

Тема 3. Участие редактора в организации массива изданий художественной литературы

3.5.

Тема 4. Произведение художественной литературы как основа литературно-художественного издания

3.6.

Тема 5. Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

3.7.

Тема 6. Иллюстрации в литературно-художественном издании

3.8.

Тема 7. Современные проблемы и тенденции издания произведений художественной литературы

3.9.

Практические занятия

3.9.1.

Формирование репертуара изданий

3.9.2.

Работа редактора над изданием произведений художественной литературы

3.9.3.

Работа редактора над периодическим литературно-художественным изданием

3.9.4.

Работа редактора над произведением художественной литературы

3.9.5.

Рецензирование авторского оригинала

3.9.6.

Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

3.9.7.

Разработка концепции литературно-художественного издания

3.9.8.

Работа редактора над переизданием

4.

Литература

4.1.

К разделу I

4.2.

К разделу II

4.3.

К разделу III

5.

Курсовая работа

5.1.

Раздел I

5.2.

Раздел II

5.3.

Раздел III

6.

Формы контроля

7.

Приложение 1

7.1.

ТЕОРИЯ

7.1.1.

Некоторые культурологические аспекты книгоиздания. 1991-2002 годы

7.1.1.1.

Постсоветский период

7.1.1.2.

Период «вала»

7.1.1.3.

Время проектов

7.1.1.4.

Текущая ситуация в книгоиздании

Указатели
4   указатель иллюстраций

Цели и задачи курса. Объект и предмет изучения. Связь курса с другими дисциплинами.

Общая характеристика курса, особенности его построения.

Учебно-методические материалы по курсу, дополнительные источники.

Издание как объект редакционно-издательской деятельности

Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издания понятийной и художественной литературы. Книжные и журнальные издания. Видо-типологическая характеристика книжных изданий, их классификация. Виды журнальных изданий.

Типовая структура и состав издания, основная часть и аппарат издания. Литературное произведение (совокупность произведений) как содержательная основа издания. Жанры литературных произведений .Методологическая роль концепции издания в его редакторской подготовке, информационная основа ее разработки. Моделирование издания. принципы формирования изданий. Жанры книжных изданий; понятие серии. Дополнительные материалы, реклама в изданиях.

Понятие научного издания, его предмет, целевое назначение, читательский адрес, функциональные свойства.

Виды и жанры научных изданий. Жанры научных произведений и формирование содержательной основы научного издания.

Научная монография и сборник научных трудов, состав, структура и формирование их состав, структура и формирование их части; виды сборников и учет их особенностей при редакторской подготовке. Другие виды научных изданий.

Аппарат научного издания, назначение его элементов, требования к их содержанию и оформлению; связь элементов аппарата с основной частью издания.

Цели и задачи популяризации достижений науки и техники в современных условиях. Ученые - популяризаторы науки.

Понятие научно-популярного издания, его видо-типологические характеристики.

Жанры литературных произведений, составляющих основу издания, и их влияние на формирование основной части издания.

Аппарат научно-популярного издания, его состав, назначение и содержание отдельных элементов.

Специфика редакторской работы над подготовкой научно-популярной монографии, сборника, научной биографии ученого, описания путешествия.

Понятие справочного издания. Особенности назначения справочных изданий. Их типологические характеристики.

Функциональные свойства, разновидности справочных изданий.

Жанровые особенности произведений, составляющих основу энциклопедических, словарных изданий и справочников. Основания для систематизации материала в основной части изданий. Организационно-методическая работа редактора по наполнению и формированию основной части справочных изданий.

Состав и характеристика элементов аппарата энциклопедических, словарных изданий и справочников, обусловленность состава аппарата применительно к виду издания и его конкретному содержанию.

Завершающая работа редактора над изданием в целом. Требования к оформлению справочных изданий с учетом специфики пользования ими.

Учебные издания как целостный комплекс. Их дифференциация по целевому назначению и читательскому адресу. Государственные образовательные стандарты как основа содержания учебных изданий.

Требования к программно-методическим, обучающим, вспомогательным, учебно-методическим изданиям.

Работа редактора над обучающими изданиями (учебником, учебным пособием, конспектом лекций).

Обучающее издание как система знания. Обучающее издание как дидактическая система. Работа редактора над учебником. Особенности школьного и вузовского учебников. Специфика учебников, определяемая типом учебного заведения, формой образования, характером учебного предмета. Требования к содержанию, справочному аппарату, аппарату ориентации, аппарату усвоения. Работа над композицией и языком учебника. Работа над иллюстративным материалом.

Природа информационных изданий, их сущность. Определение информационного издания, его предмет, целевое назначение и читательский адрес, функциональная роль.

Виды информационных изданий и жанры произведений научно-информационной литературы. Систематизация материалов основной части библиографических реферативных изданий; издательское оформление информационных изданий.

Аппарат информационных изданий, особенности содержания и состава аппарата библиографических, реферативных и обзорных изданий. Задачи и методы работы редактора на завершающей стадии формирования информационных изданий.

В качестве объекта исследования берется научный журнал. Предмет исследования - основной текст издания (произведение) и аппарат.

Основной текст. Характеристика темы статей. Анализ целевого назначения и читательского адреса.

Содержание статей. Структура, композиция. Анализ логики изложения материала. Оценка языка и стиля научных статей. Характеристика нетекстовых элементов.

Аппарат научного журнала. Выходные сведения, содержание, предисловие, библиографические списки, указатели.

Разработка редактором модели научной монографии. Использование общих методологических положений теории и практики редактирования. Оценка темы литературного произведения (проблемы, научной задачи, для решения которых предпринимается исследование).

Целевое назначение и читательский адрес как центральный момент в разработке концепции научной монографии. Определение характера читательских запросов, принципов подбора материала и его подачи.

Формирование целостной информационной системы, состоящей из научного произведения и аппарата, органически связанных между собой. Обоснование структуры издания, его композиции.

Маркетинговая составляющая при разработке концепции научной монографии. Характеристика полиграфического исполнения.

Написание рабочей издательской рецензии на авторский оригинал научно-популярной статьи. Характеристика предмета, целевого назначения и читательского адреса статьи.

Оценка содержания. Характеристика научной глубины, осмысления материала, доступности содержания, занимательности изложения.

Анализ структуры и композиции произведения. Формы и методы изложения материала.

Оценка литературной отделки произведения - языка и стиля, нетекстовых элементов.

Вывод.

Редакторский анализ произведения (чтение авторского оригинала, пометы на полях). Использование в ходе редакторского анализа результатов рецензирования.

Правка-исправление, правка-вычитка, правка-сокращение, правка-переделка. Сочетание различных видов правки.

В качестве объекта исследования берется любое справочное издание (энциклопедия, словарь, справочник). Предмет исследования - основной текст издания (совокупность справочных статей) и аппарат.

Основной текст. Анализ целевого назначения и читательского адреса статей.

Содержание статей. Структура и композиция статей. Анализ логики изложения материала. Оценка языка и стиля статей. Характеристика нетекстовых элементов справочных статей.

Аппарат справочного издания. Выходные сведения, сопроводительная статья (предисловие), библиографические списки, указатели.

Целевое назначение нетекстовых элементов - таблиц, иллюстраций, формул.

Рабочие и аналитические таблицы. Характеристика нумерационного и тематического заголовков. Анализ информации в боковике, головке и прографке.

Научно-познавательные иллюстрации - реально-предметные, условно-предметные, отвлеченные, комбинированные. Анализ подрисуночных подписей.

Формульная информация. Систематизация формул, их оформление.

В качестве объекта исследования берется любой реферативный журнал «Издательское дело и полиграфия». Анализ основного текста издания (совокупности рефератов) и аппарата.

Основной текст. Анализ целевого назначения и читательского адреса реферативного журнала. Типологическая характеристика рефератов. Структура информационных документов.

Содержание рефератов. Оценка языка и стиля рефератов. Характеристика нетекстовых элементов (формул, таблиц, иллюстраций).

Аппарат реферативного журнала «Издательское дело и полиграфия». Выходные сведения, предисловие, справочно-поисковый аппарат (система указателей).

© Центр дистанционного образования МГУП