Московский государственный университет печати

А.Е. Шиманов, Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


А.Е. Шиманов, Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова
Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Раздел I. «Редакторская подготовка издания по отраслям знаний»

1.1.

Введение

1.2.

Тема 1. Редакторская подготовка научных изданий

1.3.

Тема 2. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

1.4.

Тема 3. Работа редактора над справочным изданием

1.5.

Тема 4. Работа редактора над учебным изданием

1.6.

Тема 5. Редакторская подготовка информационных изданий

1.7.

Практические занятия

1.7.1.

Редакторский анализ научного издания

1.7.2.

Разработка концепции научной монографии

1.7.3.

Рецензирование научно-популярной статьи

1.7.4.

Редактирование научно-популярной статьи

1.7.5.

Редакторский анализ справочного издания

1.7.6.

Редакторский анализ нетекстовых элементов в учебном издании

1.7.7.

Редакторский анализ информационного издания (реферативного журнала)

2.

Раздел II. Редакторская подготовка изданий для детей

2.1.

Введение

2.2.

Тема 1. Интересы читателей-детей различных возрастных групп. Особенности восприятия литературных произведений. Социальные функции изданий для детей

2.3.

Тема 2. Типологическая характеристика литературы для детей. Критерии редакторской оценки произведений различных видов

2.4.

Тема 3. Критерии редакторской оценки содержания, композиции языка и стиля произведений для детей

2.5.

Тема 4. Современное состояние детского книгоиздания

2.6.

Тема 5. Особенности выпуска литературно-художественных и познавательных изданий для детей

2.7.

Тема 6. Принципы подготовки редактором иллюстрированного издания для детей и книжки-картинки

2.8.

Тема 7. Элементы научно-справочного аппарата издания для детей. Особенности формирования справочного аппарата

2.9.

Практические занятия

2.9.1.

Работа редактора над издательским проектом. Формирование концепции издания для детей

2.9.2.

Роль и задачи редактора в организации массива издания детской литературы

2.9.3.

Интересы читателей-детей разных возрастов. Особенности формирования круга детского чтения

2.9.4.

Редакторский анализ художественного произведения для детей

2.9.5.

Редакторский анализ научно-популярного произведения для детей

2.9.6.

Типологическая характеристика литературно-художественного издания для детей

2.9.7.

Типологическая характеристика познавательного издания для детей

2.9.8.

Редакторский анализ элементов справочного аппарата в изданиях для детей

3.

Раздел III. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий

3.1.

Введение

3.2.

Тема 1. Типологическая характеристика литературно-художественных изданий

3.3.

Тема 2. Вид и тип литературно-художественного издания

3.4.

Тема 3. Участие редактора в организации массива изданий художественной литературы

3.5.

Тема 4. Произведение художественной литературы как основа литературно-художественного издания

3.6.

Тема 5. Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

3.7.

Тема 6. Иллюстрации в литературно-художественном издании

3.8.

Тема 7. Современные проблемы и тенденции издания произведений художественной литературы

3.9.

Практические занятия

3.9.1.

Формирование репертуара изданий

3.9.2.

Работа редактора над изданием произведений художественной литературы

3.9.3.

Работа редактора над периодическим литературно-художественным изданием

3.9.4.

Работа редактора над произведением художественной литературы

3.9.5.

Рецензирование авторского оригинала

3.9.6.

Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

3.9.7.

Разработка концепции литературно-художественного издания

3.9.8.

Работа редактора над переизданием

4.

Литература

4.1.

К разделу I

4.2.

К разделу II

4.3.

К разделу III

5.

Курсовая работа

5.1.

Раздел I

5.2.

Раздел II

5.3.

Раздел III

6.

Формы контроля

7.

Приложение 1

7.1.

ТЕОРИЯ

7.1.1.

Некоторые культурологические аспекты книгоиздания. 1991-2002 годы

7.1.1.1.

Постсоветский период

7.1.1.2.

Период «вала»

7.1.1.3.

Время проектов

7.1.1.4.

Текущая ситуация в книгоиздании

Указатели
4   указатель иллюстраций
Образец оформления титульного листа Образец оформления оглавления Образец оформления титульной страницы Образец оформления содержания

Тема курсового проэкта выбирается из любого раздела дисциплины по желанию студента.

Цели, задачи, общая характеристика

Цель проекта - закрепление знаний, полученных в процессе овладения дисциплиной «Редакторская подготовка изданий», реализация методов работы редактора в конкретной практической деятельности.

Задачи курсового проекта:

  1. отбор и анализ теоретических источников по избранной теме;
  2. редакторский анализ конкретных изданий.

Курсовой проект демонстрирует готовность студента к самостоятельному научному исследованию и проведению редакторского анализа книжного издания. Студент должен показать умение систематизировать, обобщать и анализировать материал, делать выводы, логично излагать свои мысли, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Структура курсового проекта и его содержание

Курсовой проект по дисциплине «Редакторская подготовка изданий» (раздел - «Редакторская подготовка изданий по отраслям знаний») должен иметь объем не менее 1 авторского листа (40 000 печатных знаков). Оформление курсового проекта должно соответствовать требованиям ОСТ 29.115-88. «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования».

Курсовой проект состоит из введения, основной части (2-3 глав), заключения и списка использованной литературы. Введение, заключение и список литературы не имеют порядковых номеров. Нумеруются только главы и параграфы. Обратите внимание на то, чтобы названия глав и параграфов не дублировали название всей работы и друг друга.

Запомните: построение разветвленной рубрикации в одной из глав требует такого же структурного решения и в других главах. Список использованной литературы должен содержать не менее 15-20 теоретических источников и анализируемые издания. Список литературы рекомендуется располагать по алфавиту и нумеровать, поскольку в дальнейшем это облегчит построение системы ссылок на цитируемые фрагменты текста. Ссылки рекомендуется делать затекстовые - в квадратных скобках указывать порядковый номер источника в списке использованной литературы и страницы, например: [12, с. 185].

Во введении следует обосновать выбор темы, определить главные исследовательские задачи и обозначить теоретический материал, на котором будет раскрываться основное содержание. Здесь рекомендуется отразить общее состояние проблемы по выбранной теме. Обязательно указать издания, предложенные студентом в качестве объекта исследования.

В основной части нужно рассмотреть теорию вопроса, провести редакторский анализ двух-трех изданий по выбранной теме с использованием наработанного материала в теории и практике издательского дела и редактирования. Студент может использовать опыт работы в своем издательстве или редакции, при этом необходимо высказать свое отношение к объекту исследования.

В заключении следует подвести итоги по исследуемой проблеме, обобщить замечания, приведенные в главах, и сделать выводы. Необходимо сформулировать рекомендации по совершенствованию анализируемых изданий.

Образец оформления титульного листа: Образец оформления титульного листа

Образец оформления оглавления: Образец оформления оглавления

Темы курсовых проектов:

  1. Работа редактора над научным изданием (вид издания по выбору студента).
  2. Работа редактора над аппаратом научной монографии.
  3. Принципы популяризации научных знаний. Задачи редактора.
  4. Работа редактора над рефератом.
  5. Редакторская подготовка библиографического издания.
  6. Работа редактора над аналитическим обзором.
  7. Форма и методы работы редактора над произведением учебника.
  8. Работа редактора над лингвистическим словарем.
  9. Работа редактора над научной статьей.
  10. Редакторская подготовка реферативного журнала.
  11. Редакторская подготовка сборника научных статей.
  12. Информационные издания в системе научной коммуникации.
  13. Функциональные свойства реферативных изданий.
  14. Особенности редакторской подготовки энциклопедии.
  15. Формы и методы работы редактора над научно-популярным изданием.
  16. Работа редактора по разработке концепции издания.
  17. Логические основы редактирования научного произведения.
  18. Работа редактора над реферативным изданием.
  19. Специфика подготовки аппарата учебного издания.
  20. Работа редактора над справочником.

Цели, задачи, общая характеристика

Цель проекта - закрепление знаний, полученных в процессе овладения дисциплиной «Редакторская подготовка изданий», реализация методов работы редактора в конкретной практической деятельности.

Задачи курсового проекта:

    - отбор и анализ научных трудов по избранной теме;

    - редакторский анализ конкретных изданий.

Курсовой проект демонстрирует готовность студента к самостоятельному научному исследованию и практическому проведению редакторского анализа книжного издания. Студент должен показать свое умение систематизировать, обобщать и анализировать материал, делать выводы, логично излагать свои мысли, аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Структура курсового проекта и его содержание

Курсовой проект по специальности «Издательское дело и редактирование» должен иметь объем не менее одного авторского листа (40 000 печатных знаков) и соответствовать требованиям оформления авторского оригинала (см. ОСТ 29.115 - 88. Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические условия).

Курсовой проект состоит из введения, 2 - 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Введение, заключение и список литературы не имеют порядковый номер. Нумеруются лишь главы и параграфы. Обратите внимание на то, чтобы названия глав и подглавок не дублировали название всей работы и друг друга. Запомните: построение разветвленной рубрикации в одной из глав требует такого же структурного решения и в других главах. Список использованной литературы должен содержать не менее 15 теоретических источников и анализируемые издания. Список литературы рекомендуется располагать по алфавиту и нумеровать, т.к. в дальнейшем это облегчит построение системы ссылок на цитируемые фрагменты текста. Ссылки рекомендуется делать внутритекстовые и подстрочные.

Во введении следует обосновать выбор темы, определить главные исследовательские задачи и обозначить теоретический материал, на котором будет раскрываться основное содержание. Здесь рекомендуется отразить общее состояние проблемы по выбранной теме. Обязательно указать издания, предложенные студентом в качестве объекта исследования.

В основных главах нужно провести редакторский анализ двух-трех изданий по выбранной теме с использованием наработанного материала в теории и практике издательского дела и редактирования. Студент может использовать опыт работы в своем издательстве или редакции. В работе необходимо высказать свое отношение к объекту исследования.

В заключении следует подвести итоги по исследуемой проблеме, обобщить замечания, приведенные в главах, и сделать выводы. Необходимо: сформулировать рекомендации по совершенствованию анализируемых изданий.

Образец оформления титульной страницы:Образец оформления титульной страницы

Образец оформления содержания:Образец оформления содержания

Темы курсовых проэктов:

    1. Репертуар научно-популярных изданий для детей. Редкторский аспект.

    2. Опыт редакторской подготовки развивающих изданий для детей (на примере издательства Айрис).

    3. Формировние круга детского чтения средствами книгоиздания. Редакторский аспект.

    4. Редакторская подготовка литературно-художественого издания для детей ( на примере серия «Книжки на вырост» издательства О.Г.И.).

    5. Редакторская подготовка литературно-художественого издания для детей ( на примере серия «Лицей» издательства О.Г.И.).

    6. Произведения для детей в сети Интернет и круг детского чтения. Редакторский аспект.

    7. Развивающие книги для детей в репертуаре российских издательств.

    8. Особенности подготовки развивающих изданий (на примере издательства Айрис)

    9. Издание собрания сочинений классика детской литературы (на примере выбранного издания).

    10. Особенности отбора произведений для детей в издательстве «Август». Формирование традиций.

    11. Издание детективов для детей (на примере серии Черный котенок) Редакторский аспект.

    12. Массив периодических изданий для детей (на примере литературно-художественных журналов). Редакторский аспект.

    13. Журналы для детей в сети Интернет. Редакторский аспект.

    14. Сеть Интернет как способ формирования познавательного интереса читателей-детей. Редакторский аспект.

    15. Детская литература в сети Интернет. Особенности отбора и «издания» .

    16. Редакторский анализ массива изданий по искусству для детей(на примере издательства Белый город)

    17. Особенности работы редактора над энциклопедической статьей (на примере издательства АСТ, серия «Я познаю мир»).

    18. Приемы популяризации в познавательной литературе для детей. Критерии редакторской оценки (на примере серии «Родная природа» издтельства Махаон).

    19. Критерии редакторской оценки художественного произведения для детей (на примере книг издательства Янтарный Сказ).

    20. Особенности редакторской подготовки журналов с комиксами для детей (журналы по выбору студента).

    21. Опыт издания народных сказок (по выбору студента).

    22. Особенности издания журнала для детей на тему религии ( на примере журнала «Бог с нами»).

    23. Формирование концепции православного журнала для детей (на примере

    24. Издательская интерпретация классических произведений для детей (на примере серии «Приключение и фантастика» издательства Белый город).

    25. Отбор произведений для детей зарубежных авторов при подготовке к изданию собрания сочинений (на примере собрания сочинений А.Линдгрен). Редакторский аспект.

    26. Особенности справочного аппарата в изданиях для детей. Редакторский аспект.

    27. Работа редактора с иллюстративным материалом в развивющих изданиях. Критерии отбора.

    28. Издание произведений классиков современной детской литературы. Редакторсий аспект (на примере творчества А.Волкова, Н.Носова, В.Драгунского, К.Булычева - по выбору студента).

Курсовая работа - это исследовательское по своему характеру сочинение, оформленное в соответствии с общими правилами и требованиями. Подготовка ее ставит своей целью систематизировать, закрепить и расширить научно-теоретические, методические и практические знания и показать умение применять эти знания на практике - при решении конкретных задач, связанных с подготовкой литературно-художественного издания. В ходе подготовки работы студент имеет возможность продемонстрировать способность к самостоятельной разработке выбранного тематического направления, умение фиксировать и описывать свои наблюдения, делать обоснованные выводы, приводить аргументы для доказательства их.

Подготовительный этап подготовки курсовой работы включает:

    - выбор темы, аспекта ее разработки и объекта исследования (необходимо выбрать литературно-художественное издание и определить какие именно элементы его будут изучены и оценены; можно построить исследование на сравнительном анализе, для чего нужно отобрать два или три издания);

    Внимание: издания должны быть выпущены в течение последних 3-4 лет! Если отбирается два или три издания, то одно из них обязательно должно быть выпущено в последние 3 года.

    - определение целей и задач исследования;

    - изучение литературных источников (знакомство с вопросом необходимо начинать с общих работ, в которых содержится изложение базовых сведений по теме, а затем начинать поиск новых публикаций).

Выполнения исследования предполагает:

    - составление общего плана работы (нужно выделить разделы работы и определить порядок выполнения исследования);

    - сбор фактического материала, классификация их, анализ и обобщение (нужно рассмотреть отобранные издания под соответствующим углом зрения, определить соответствие или несоответствие фактического материала теоретическим предпосылкам и попытаться выявить причину этих расхождений;

    - структурирование материала (расположение материала в определенной последовательности, отвечающей задачам работы и требованиям, предъявляемым к ней).

Обязательные структурные элементы курсовой работы:

    - титульный лист,

    - содержание работы (с названиями глав),

    - введение (где обосновывается актуальности темы и степени ее разработанности, определяются задачи работы, дается характеристика основных литературных источников и рассматриваемых литературно-художественных изданий ,кратко характеризуется структура работы),

    - основная часть, состоящая из двух ,трех или четырех глав (с выводами или обобщениями в конце каждой главы),

    - заключение,

    - список литературных источников,

    - приложения (по усмотрению студента).

Оформление работы

Работа должна быть оформлена как текстовый электронный документ MS Word. Объем курсовой работы в среднем должен составлять 1 авторский лист (без приложений), размер шрифта - 14, гарнитура Times New Roman, междустрочное расстояние - 1,5 пт. Поля: верхнее - 2см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1 см.

Темы курсовых работ

    1. Критерии редакторской оценки литературно-художественного произведения современного автора (на материале конкретных произведений по выбору студента).

    2. Работа редактора над иллюстрациями к литературно-художественному произведению (на материале конкретного издания по выбору студента).

    3. Особенности работы редактора над переводными изданиями художественной литературы.

    4. Особенности редакционно-издательской подготовки фольклорных произведений.

    5. Критерии редакторской оценки рассказа (на материале рассказов современных авторов, опубликованных в журналах, - по выбору студента).

    6. Работа редактора над аннотацией к литературно-художественному произведению.

    7. Работа редактора над структурой сборника рассказов.

    8. Особенности редакционной подготовки литературно-художественного сборника (2003-2006 гг.)

    9. Работа редактора над иллюстративным материалом при подготовке литературно-художественного издания.

    10. Формирование концепции серийного издания.

    11. Особенности редакционной подготовки электронного литературно-художественного научного издания (на примере электронных библиотек).

    12. Опыт издания произведений жанровой (детективной, любовной) литературы в издательствах «Эксмо», «Олма», «Центрполиграф».

    13. Издательская интерпретация классических произведений в сериях издательства «Рипол классик», «Азбука» и др.

    14. Издание произведений классиков современной литературы (на примере деятельности издательств «Азбука», «Амфора», «Махаон».

    15. Формирование содержательного направления современного литературно-художественного журнала (на примере журналов «Иностранная литература», «Знамя», «Новый мир», сетевого проекта «Русский журнал»).

    16. Особенности формирования справочного аппарата собраний сочинений.

    17. Формы представления литературных произведений в сети Интернет. Редакторский аспект.

    18. Литературно-художественные серии в репертуаре современных российских издательств. Редакционно-издательский аспект.

    19. Редакторская подготовка литературно-художественного издания (на примере серии «Литературные памятники» издательства «Наука»).

    20. Особенности редакторской подготовки антологии.

    21. Особенности редакторской подготовки издания мемуаров.

    22. Работа редактора над научно-популярной (либо беллетризованной - на усмотрение студента) биографией.

© Центр дистанционного образования МГУП