Московский государственный университет печати

А. В. Делятицкая


         

Мировая экономика

Учебное пособие


А. В. Делятицкая
Мировая экономика
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Мировая экономика: сущность, основные закономерности и тенденции ее развития на рубеже ХХ-ХХI вв.

2.

Международная специализация и кооперирование производства: сущность, формы, направления развития

3.

Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях

4.

Международная торговля

5.

Тарифные методы регулирования международной торговли

6.

Нетарифные методы регулирования международной торговли

7.

Международная экономическая интеграция

8.

Международное движение финансовых ресурсов

9.

Международные корпорации в мировом хозяйстве

10.

Мировая валютная система

10.1.

Золотой (золотомонетный) стандарт.

10.2.

Золотодевизный стандарт.

10.3.

3. Золотовалютный стандарт (Бреттон-Вудская валютная система).

10.4.

Система плавающих-валютных курсов.

11.

Мировые валютные и финансово-кредитные рынки

12.

Международная миграция рабочей силы

13.

Список рекомендованной литературы

Указатели
2   указатель иллюстраций

Транснациональные корпорации (ТНК), по мнению экспертов ООН, являются «двигателями мировой экономики». Именно так был назван один из докладов ООН по транснациональным корпорациям. В середине 90-х годов в мире функционировало 40 тыс. ТНК. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их число за последние два десятилетия увеличилось в 5 раз.

40% стоимости имущества 100 крупнейших международных компаний (включая финансовые) базируется на территориях других государств. Основная часть ТНК сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. На них работают 73 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

ООН, которая традиционно изучает деятельность ТНК, долгое время относила к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долл., и филиалы не менее чем в шести странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны-резиденции. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нэстле» (98%).

Международную корпорацию по методологии ООН, можно узнать и по структуре ее активов. Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) - транснациональные банки (ТНБ) - имеют англоголландский концерн «Роял-Датч-Шелл», фирмы из США: «Форд», «Дженерал Моторс», «Эксон».

Международная корпорация- форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей структурные инвестиции в различные страны мира.

Международные корпорации бывают двух основных видов:

  • транснациональные (ТНК) - головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира;

  • многонациональные корпорации (МНК) - головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах.

Подавляющее большинство современных международных корпораций имеет форму ТНК. Деление международных корпораций на ТНК и МНК весьма условно, поскольку в современных условиях наибольшее значение имеет не то, капиталу скольких стран принадлежит головная компания корпорации, а глобальный характер ее деятельности, инвестирования и извлечения прибыли.

ТНК - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

Корпорацией в США называют акционерные общества, а поскольку большинство современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их определение.

Главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых международных инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны.

Страна базирования - страна, в которой располагается головное подразделение международной корпорации.

Принимающая страна - страна, в которой международная корпорация имеет дочерние, ассоциированные компании или филиалы, созданные на основе прямых инвестиций.

Характерные черты ТНК:

    1) создание системы международного производства, распыленного между многими странами, но контролируемого из одного центра;

    2) высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями;

    3) относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран;

    4) глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров;

    5) разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры.

Из 500 самых мощных ТНК 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей производственной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

Международные корпорации своей политикой оказывают влияние как на страны базирования, так и на принимающие страны.

Основная причина оппозиции ТНК в странах базирования заключается в том, что, создавая производства за рубежом, ТНК переносят туда часть рабочих мест, которые теряются для трудящихся в стране базирования. Кроме того, с точки зрения государства, ТНК, создавая зарубежный филиал, уводят от налогообложения часть прибыли, которая в результате в виде налогов не попадает в бюджет и не может быть использована для финансирования социальных и иных общественно значимых программ в стране базирования. Во многих крупных странах базирования ТНК представители трудящихся и государства нередко высказывают требования о введении налога на отток национального капитала за рубеж или каких-либо других ограничений международной деятельности ТНК.

Принимающие страны в своих взаимоотношениях с ТНК в большинстве случаев опасаются политического давления с их стороны и проникновения в отрасли, связанные с национальной безопасностью Это приводит к принятию законов, ограничивающих или даже запрещающих иностранные инвестиции в определенные сферы. Кроме того, ТНК нередко встречают оппозицию со стороны местных производителей аналогичных товаров, которые оказываются не в состоянии выдержать иностранную конкуренцию и требуют от правительства принятия протекционистских мер. Однако на практике, в условиях низкого уровня сбережений и недостатка инвестиционных ресурсов, значительно большее число принимающих стран стремится всячески привлечь ТНК путем предоставления налоговых и иных льгот, нежели ограничить приток иностранного капитала.

По прогнозам западных специалистов, к 2000 г. в мировой экономике установится господство 300-600 ТНК. При этом 300 ТНК будут распоряжаться 75% валового продукта мира, осуществлять значительную диверсификацию своего производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» уже сейчас выпускает не только известные во всем мире автомобили. Эта ТНК, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»).

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм экономики ТНК обычно относят:

    1) лицензирование;

    2) франчайзинг;

    3) управленческие контракты;

    4) оказание технических и маркетинговых услуг;

    5) сдачу предприятий «под ключ»;

    6) ограниченные во времени договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

Особое распространение получили лицензионные соглашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 1970 г. почти в 10 раз.Лицензионное соглашение представляет собой юридический договор, по которому лицензиар предоставляет определенные права лицензиату на некоторое время и за определенное вознаграждение.

Особой разновидностью лицензионного соглашения является франчайзинг.

Франчайзинг - это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер предоставляет определенные права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

Освоить систему франчайзинга в России пытаются американские фирмы «Ле Монти», «Рэнк Ксерокс». Об этом свидетельствует разветвленная сеть дилеров, созданная этими компаниями.

С конца 80-х годов становится популярной такая форма экспансии ТНК, как оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор на предоставление управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовые услуги.

По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию «ноу-хау», устранением аварии и контролем за качеством.

Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов «под ключ». В этом случае ТНК берет на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определенного объекта.

Одной из новейших форм завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и «Кока-кола» в Африке.

Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка, 60% международных компаний заняты в сфере производства, 37% - в сфере услуг, 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

По данным американского журнала «Форчун», главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение.

Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности НИС и относительно развитых и развивающихся государств. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции между странами-получателями капитала.

Следует сказать и о негативном влиянии ТНК на экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают на:

  • противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;

  • нарушение государственных законов. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

  • установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран.

Между головной компанией международной корпорации и ее зарубежными филиалами происходит интенсивное движение капитала и товаров, которое рассматривается как прямые инвестиции.

Проблема заключается в том, что цены, по которым головная компания продает своим филиалам и покупает товары у них, зачастую сильно отличаются от цен свободного рынка.

Трансфертные цены - цены, отличающиеся от рыночных цен внутрикорпорационной торговли между находящимися в разных странах подразделениями одной и той же корпорации и используемые для перевода прибыли и сокращения налогов,

В большинстве случаев, когда ТНК преследует цель минимизировать налоги в своей стране и импортные пошлины при ввозе товара в зарубежную страну, трансфертные цены определяются на уровне существенно ниже рыночных. В то же время, если ставится цель вывести из-под высокого налогообложения прибыль, полученную в своей стране, ТНК импортирует из своего зарубежного подразделения какие-либо компоненты по существенно завышенным, против рыночных, ценам. Объемы внутрикорпорационной торговли достигают внушительных, но плохо поддающихся точной оценке размеров. Поэтому трансфертные цены оказывают сильное искажающее влияние на учет международного движения капитала в форме прямых инвестиций.

До новейших образований финансово-промышленных групп (ФПГ) в России уже существовали собственные ТНК. Примером российской ТНК является «Ингосстрах» со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. К числу такого рода компаний можно отнести государственный концерн «Нафта в Москве» (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии и др.

Некоторые российские ТНК появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести «Микрохирургию глаза» с большим количеством своих отделений по всему миру, а также «Лукойл» (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения).

Одним из направлений по формированию российских ТНК может стать создание международных финансово-промышленных групп в рамках СНГ, т.е. с преобладанием российского капитала. Практика показывает, что формирование транснациональных финансово-промышленных групп, т.е. межнациональных корпораций (МНК), проходит в два этапа. На первом создается российская финансово-промышленная группа, на втором прорабатываются вопросы ее расширения за счет включения предприятий и финансово-кредитных структур других государств.

Отдельными решениями правительства одобрено создание такого рода транснациональных финансово-промышленных групп, как, например, «Российский авиационный консорциум» - «международные авиадвигатели», в которую входят 50 предприятий оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистрирована финансово-промышленная группа «Нижегородские автомобили» с участием 8 предприятий из 5 государств СНГ и Латвии.

© Центр дистанционного образования МГУП