Московский государственный университет печати

Ролдугина Р.Ю.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика отрасли"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Ролдугина Р.Ю.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика отрасли"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Понятие отрасли и ее структура

1.1.

Вопросы для самопроверки

1.2.

Список рекомендуемой литературы

2.

Тема 2. Размещение предприятий отрасли

2.1.

Вопросы для самопроверки

2.2.

Список рекомендуемой литературы

3.

Тема 3. Организационно-правовая структура отрасли

3.1.

Вопросы для самопроверки

3.2.

Список рекомендуемой литературы

4.

Тема 4. Концентрация производства в отрасли

4.1.

Вопросы для самопроверки

4.2.

Список рекомендуемой литературы

5.

Тема 5. Внутриотраслевая конкуренция

5.1.

Вопросы для самопроверки

5.2.

Список рекомендуемой литературы

6.

Тема 6. Научно-техническая политика отрасли

6.1.

Вопросы для самопроверки

6.2.

Список рекомендованной литературы

7.

Тема 7. Инвестиционная политики отрасли

7.1.

Вопросы для самопроверки

7.2.

Список рекомендуемой литературы

8.

Тема 8. Кадры, производительность труда и оплата труда

8.1.

Вопросы для самопроверки

8.2.

Список рекомендуемой литературы

9.

Тема 9. Издержки производства

9.1.

Вопросы для самопроверки

9.2.

Список рекомендуемой литературы

10.

Тема 10. Прибыль и налогообложение в отрасли

10.1.

Вопросы для самопроверки

10.2.

Список рекомендуемой литературы

11.

Тема 11. Социальное развитие отрасли

11.1.

Вопросы для самопроверки

11.2.

Список рекомендованной литературы

12.

Практические занятия

13.

Курсовая работа

14.

Формы контроля

В ходе изучения данной темы студент должен уметь определять масштабы (размер) предприятий отрасли печати, факторы, его определяющие. Знать понятие концентрации производства в отрасли: формы и показатели, тенденции развития, отраслевые особенности, уметь отличать рыночную концентрацию от производственной. Представлять динамику уровня внутриотраслевой концентрации, уметь строить кривые концентрации, рассчитывать индексы концентрации. Так же для более полного охвата данной темы студенту необходимо знать, что представляет собой интеграция (горизонтальная и вертикальная), диверсификация; слияние и поглощение (горизонтальные и вертикальные формы), продуктовая дифференциация, ее отраслевые особенности, показатели, перспективы развития, сравнительная эффективность, а также основные направления развития специализации и кооперирования полиграфического производства.

    1. Определение концентрации производства. Почему при определении степени концентрации важен географический фактор?

    2. Назовите основные модели структуры отрасли.

    3. Показатели концентрации производства.

    4. Учитываются ли при расчете коэффициента концентрации все предприятия отрасли?

    5. Какой показатель концентрации производства является наиболее точным?

    6. Назовите основные формы ограничения конкуренции.

    7. Чем опасно ограничение конкуренции?

    8. Назовите основные формы внутриотраслевой конкуренции.

    1. Богомолова В.А., Перлов В.И., Лукин В.Б., Сакина Е.М. и др. Экономика полиграфической промышленности. Учебное пособие. - М.: 2002. Глава 4 Для просмотра текстовых материалов  необходимо 
предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com).

    2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. -М.: Теис, 2001

    3. Концентрация производства: условия, факторы, политика /под ред. Шаститко. - М.: Теис, 2001

    4. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах).-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.

    5. Марголин Е. М. Концентрация производства в секторах рынка полиграфических работ // Российский печатник № 1, 2005 год

    6. Марголин Е.М. Концентрация производства в системе полиграфических предприятий МПТР России. //Полиграфия № 2, 2002

    7. Третьяк В.П. Анализ отраслевой организации рынков //Российский экономический журнал № 2, 2004

© Центр дистанционного образования МГУП