Московский государственный университет печати

Жарков И.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Жарков И.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Редактирование как профессиональная деятельность

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Рекомендуемая литература

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Рекомендуемая литература

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Рекомендуемая литература

3.3.

Методические рекомендации

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Рецензирование в издательстве

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Рекомендуемая литература

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Редакторский анализ как профессиональный метод

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Рекомендуемая литература

5.3.

Методические указания

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Принципы анализа текста литературного произведения

6.1.

Основные вопросы темы

6.2.

Рекомендуемая литература

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Методика редакторской правки

7.1.

Основные вопросы темы

7.2.

Рекомендуемая литература

7.3.

Методические указания

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда)

8.1.

Основные вопросы темы

8.2.

Рекомендуемая литература

8.3.

Методические указания

8.4.

Вопросы для самопроверки

9.

Контрольные работы

9.1.

Контрольная работа № 1

9.1.1.

Задание 1.1. Разбор и анализ текста «Аппарат книги»

9.1.2.

Задание 1.2. Разбор и анализ текста «Любите книгу - источник знаний»

9.1.3.

Задание 1.3. Анализ структуры и рубрикации издания

9.2.

Контрольная работа № 2

9.2.1.

Задание 2.1. Разбор, анализ, рецензирование текста «А почему они маленького роста?». Редактирование текста по итогам рецензирования

9.2.2.

Задание 2.2. Анализ фрагмента (пробной главы) авторского произведения. Разработка варианта иллюстрирования. Составление предисловия

10.

Формы контроля

Издательское дело как форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением изданий, как один из самых надежных каналов движения социальной информации. Органическое сочетание материального и духовного в процессе создания книги [гл. 1, § 1]Все ссылки даются на конспект лекций «Теория и методика редактирования литературного произведения»..

Идея книги (замысел проекта) как важнейший творческий момент, определяющий успех (или провал) предстоящего издания. Тесная связь замысла и выбора темы с исследованиями рынка, т.е. с получением адекватной информации о социально-демографических характеристиках потенциальной аудитории читателей, их запросах и потребностях [гл. 1, § 1].

Понятие издательского редактирования, его сущностные черты. Базовые категории, характеризующие редактирование как деятельность (цель, условия, результат и др.). Проблема объекта редактирования. Статус редактора как субъекта деятельности [гл. 1, § 2]

Книжное издание как системное образование, как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Понятие концепции издания и ее роль в процессе подготовки редактором издания [гл. 1, § 3].

Теория и методика редактирования литературного произведения: Конспект лекций. Гл. 1. Редактирование как профессиональная деятельность Для просмотра текстовых материалов  необходимо 
предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)

§ 1. Книгоиздание как форма деловой активности

§ 2. С каким объектом или объектами работает редактор?

§ 3. Подготовка редактором издания: основные принципы

При изучении данной темы нужно составить представление о современном издательском редактировании как многоаспектном процессе. Необходимо разобраться в том, кем является современный редактор, каковые его профессиональные задачи, функции. Важно иметь в виду, что редактор это далеко не просто «обработчик рукописи».

Современный редактор самостоятельно разрабатывает концепцию книги, является руководителем проекта по ее созданию. Он выступает специалистом, который не просто работат с текстом, но является полноправным организатором процесса подготовки и выпуска книги (издания) и в конечном итоге является ее создателем, точно так же как автор является создателем литературного произведения.

Нужно обратить внимание на то, в чем состоит специфика работы редактора с автором и какие преимущества дает эта работа с точки зрения оптимизации процесса подготовки издания в целом.

    1. Охарактеризуйте понятие "издательский замысел, проект книги".

    2. Дайте определение пекеджера.

    3. Что могут предпринять издатели для получения рукописи, отвечающей заданным требованиям?

    4. Что такое "взаимодействие субъекта и объекта редактирования"?

    5. Каким образом редактор работает с текстом и с изданием как с важнейшими объектами своей деятельности?

    6. Попробуйте установить логические связи между понятием "издательский замысел, проект книги" и понятием "редакторская концепция издания".

    7. Охарактеризуйте издание как информационную систему, включающую (как минимум) две подсистемы - произведение (несколько произведений) и аппарат.

© Центр дистанционного образования МГУП